Научная статья на тему 'Основные принципы создания и начала функционирования национальной банковской системы в россии с середины XVIII В. До 1860 г'

Основные принципы создания и начала функционирования национальной банковской системы в россии с середины XVIII В. До 1860 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
948
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьев А. А.

Результаты исследования, представленные в данной статье, позволяют охарактеризовать основы и этапы развития банковской системы России в период с середины XVIII в. до 1860 г. Исследования проведены в целях объективной оценки и выявления перспектив функционирования национальной банковской системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы создания и начала функционирования национальной банковской системы в россии с середины XVIII В. До 1860 г»

Страницы истории

основные принципы создания и начала функционирования национальной банковской системы в россии с середины XVIII В. до 1860 г.

А. А. АРТЕМЬЕВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и менеджмента Тверской институт экологии и права

интерес к истории формирования кредитной системы россии диктуется тем обстоятельством, что высказываются мнения, будто в отличие от банковского капитала развитых стран, за плечами которого не менее двух столетий, современный российский капитал делает лишь первые шаги, что российская банковская система начала складываться с 1988 г. и сформировалась за 2 — 3 года. на самом деле отечественная банковская система складывается вот уже более 270 лет. Объективная оценка настоящего и будущего российской банковской системы требует проведения исторического анализа этапов становления и развития принципов ее построения и функционирования. Этим обуславливается и актуальность данной статьи.

Цель исследования — изучить причины зарождения, а также эволюцию принципов построения и функционирования национальной банковской системы как главных, руководящих положений, определяющих общую направленность и наиболее существенные черты содержания направлений по ее регулированию.

Задачи исследования:

— определить, что явилось первоосновой для появления первых банков в россии;

— выявить основные этапы формирования национальной банковской системы;

— выявить и исследовать основные аспекты и принципы деятельности национальной банковской системы в период с середины XVIII в. до 1860 г.

Принцип свободы торговли, продвигающий ее развитие, в наиболее полной мере реализуется

не во внутренней, а во внешней торговле. Поэтому и прообразы частных кредитных организаций появляются вместе с развитием именно международной торговли, вызывающей потребность в обмене иностранных валют, а не в их перечеканке в местную валюту. так появились меняльные лавки, производившие учет валют и устанавливающие их курсы. Они были необходимым фоном для концентрации кредитных ресурсов, без чего появление банков просто невозможно.

Вопрос о том, кто и когда в россии создал первый банк, является предметом исторической дискуссии. Один из претендентов на лавры первооткрывателя — А. Л. Ордин-нащокин (1605 — 1680 гг.). Будучи Псковским воеводой, он провел прогрессивную реформу, направленную на усиление прав купечества. создание им купеческих союзов с целью организации кредита при земской избе (городской управе) явилось одним из первых прообразов ссудного банка. В составленном в 1667 г. новоторговом уставе а. Л. Ордин-Шщокин выдвигал план создания широкой сети кредитных учреждений. В ряде случаев утверждается, что созданная еще при Петре I Мануфактур-коллегия выполняла функции своеобразного промышленного банка, или ссудной кассы, по финансированию промышленности XVIII в. Она выдавала денежные и натуральные ссуды владельцам мануфактур. Однако выдача ссуд не носила сис -тематического характера и не была целью данного института государственного управления.

Значительную роль в организации государственных финансов до возникновения националь-

ных банков сыграла контора придворных банкиров (1798 — 1811 гг.), частных лиц, обеспечивающих правящую элиту иностранными кредитами. Фактически их функцию — банка правительства в современных условиях выполняет центральный банк страны.

как отмечают Лаврушин О. и., Афанасьева О. н., корниенко с. Л., Полищук а. и., сели-щев А. с.; иванов В. В., соколов Б. и., Жуков Е. Ф., Зеленкова н. М., Литвиненко Л. т.[1, 2, 3, 4], банковская система россии начинает создаваться в XVIII в. и в своем развитии прошла ряд этапов. как следует из вышеизложенного, у ведущих российских ученых-экономистов совпадает мнение о моменте зарождения национальной банковской системы. но в то же время вышеуказанные ученые по-разному датируют этапы ее развития. так, Лаврушин О. и., Афанасьева О. н., корниенко с. Л. выделяют три этапа развития национальной банковской системы: с 1860 по 1917 г., т. е. с момента появления первых российских банков до октябрьской социалистической революции; с 1917 по 1991 г., указанный период включает в себя весь советский период; с 1991 г. по настоящее время (период перевода российской экономики, и в том числе национальной банковской системы, на рыночные рельсы) [1, с 48]. Полищук А. и. выделяет шесть этапов развития национальной банковской системы:

с 1754 до 1917 г. (с момента образования первых российских банков до октябрьской социалистической революции);

с 1917 по 1921г. (период попыток отказа советской власти от денежных отношений);

с 1921по 1930г. (период проведения новой экономической политики);

с 1930 по 1986г. (период становления и функционирования банковской системы ссср);

с 1987 по 1993г. (период распада банковской системы ссср);

с 1993г. по настоящее время (период становления и дальнейшего развития национальной банковской системы российской Федерации) [2, с. 208].

селищев А. с. выделяет пять этапов развития национальной банковской системы:

с 1733 по 1860г. (период возникновения банковской системы россии);

с 1861 по 1917г. (период развития и расцвета банковской системы россии);

с 1917 по 1991г. (банковская система в период плановой экономики);

с 1991г. по настоящее время [5, с. 639].

В то же время иванов В. В. и соколов Б. и. выделяет следующие три этапа в развитии национальной банковской системы:

с 1753 по 1917 г. — начальный этап становления банковской системы российской империи;

с 1917 по 1993 г. — период функционирования банковской системы страны в условиях плановой экономики;

с 1993 г. по настоящее время — этап развития банковской системы российской Федерации.

Жуков е. Ф., Зеленкова н. М. и Литвинен-ко Л. т. выделяют условно следующие пять этапов функционирования и развития национальной банковской системы россии:

с середины XVIII в. до 1860 г. (период создания и функционирования банков как государственных (казенных);

с 1860 по 1917г. (период развития и совершенствования банковской системы);

с 1917 по 1930г. (формирование новой банковской системы);

с 1932 по 1987г. (стабильное функционирование «социалистической» банковской системы);

с 1988г. по настоящее время (формирование современной рыночной банковской системы) [4, с. 639].

на взгляд автора, наиболее детальной и обоснованной по сравнению с периодизацией развития национальной банковской системы, предлагаемой Лаврушиным О. и., Афанасьевой О. н., корниенко с. Л., Полищуком А. и., сели-щевым А. с., ивановым В. В., соколовым Б. и., является периодизация предложенная Жуковым Е. Ф., Зеленковым н. М. и Литвиненко Л. т. Указанная периодизация выделяет не излишне укрупненные периоды развития и функционирования национальной банковской системы (Лаврушин О. и., Афанасьева О. н., корниенко с. Л., селищев А. с., иванов В. В., соколов Б. и.) и проводит не излишне детальную периодизацию этапов ее развития (Полищук А. и), и позволяет более детально и достоверно проследить развитие банковской системы с момента ее зарождения по настоящее время с учетом причин проведения наиболее значимых реформ национальной банковской системы россии. Это в свою очередь в ходе исследований позволяет выявить принципы формирования и функционирования национальной банковской системы на каждом этапе ее развития с точки зрения происхождения и с точки зрения отражения в них своеобразия и содержания регулируемых общественных отношений в результате

проводимой государством на том или ином этапе финансовой политики.

как указывает канценеленбаум З. с.[6, с. 410], первый казенный банк был образован при монетной конторе в период короткого правления императора Петра II. Однако вряд ли это учреждение можно назвать банком. Банковское дело, как выше было указано, характеризуется публичным кредитом. И если для раздачи казенных средств среди лиц, приближенных к императору, было образовано какое-либо учреждение, то оно не может считаться в полной мере банком.

кроме того, до определенного момента времени в России не существовало правовых основ для организации и функционирования учреждений, выдающих деньги под процент. Эту роль на себя брали частные ростовщики. Они подвергались не только моральному осуждению. соборное уложение 1649 г. запретило брать проценты по займам. данная норма формально оставалась в силе до 1754 г. Вместе с тем ряд авторитетных историков полагает, что впервые в качестве банка стала выступать Монетная контора в санкт-Петербурге.

Правовым основанием для этого послужил введенный в действие в 1729 г. (Указом от 15 мая 1729 г. № 5410) Вексельный устав. Именно он положил начало формированию банковской системы Российской империи, поскольку взимание ссудного процента получило правовую основу. Первоначально именно на основании Вексельного устава Монетная контора в санкт-Петербурге и стала выдавать ссуды, что было впоследствии подтверждено императрицей Анной Иоановной в Указе «О правилах займа денег из Монетной конторы» (1733 г.). В нем, в частности, говорилось, что «многие, имея нужду в деньгах, принуждены занимать у иностранцев и своих с несносно великими процентами и с такими закладами, которые вдвое больше занятых денег, процентов дают по 12, 15 и 20, чего во всем свете не водится, и случается, что проценты вычитают из данных денег вперед; есть и такие бессовестные грабители, что, если должник пропустит хотя несколько дней за срок, не отдают заклада, хотя бы и деньги приносил». Императрица указала давать взаймы денег за 8 % в год с закладом в денежных материалах, золоте или серебре, с запретом «алмазных и прочих вещей, также деревень и дворов под заклад и на выкуп не брать» [7, с. 235].

Высокие процентные ставки по ссудам обусловливались не сколько малым числом свободных капиталов, низким уровнем предложения, сколько

высокими рисками невозврата кредитов вследствие рутинного судопроизводства и неопределенностью устройства политической системы.

как писал российский исследователь начала XX в. М. И. Боголепов, оригинальность банковской системы России заключалась в том, что до 1864 г. (год появления первого частного банка) «частная инициатива совершенно была чужда банковскому делу» [8, с. 286].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что монетная контора не была своего рода ломбардом. В случае неплатежа из заклада вычиталась только сумма выданного кредита, остальные средства возвращались. Исходя из осуществления Монетной конторой законодательно разрешенных кредитных операций под заклад вещей из денежных материалов (золота и серебра) и делается вывод о том, что по сути дела она стала систематически осуществлять банковские операции.

Решительный шаг в области организации банковской деятельности в стране был предпринят только в середине XVIII в. Развитие экономики требовало увеличения возможностей кредитования.

Императрица Елизавета Петровна 7 мая 1753 г. повелела сенату «для уменьшения во всем государстве процентных денег утвердить Государственный банк из казенной суммы для дворянства, приняв все предосторожности, чтобы деньги могли быть надежными к возвращению» [9, с. 67]. Иными словами, было указано на необходимость образования учреждения публичного кредита в целях облегчения существования правящего класса, дворянства, для уменьшения процентов по частным ссудам.

23 февраля 1754 г. граф П. И. Шувалов внес в сенате предложение: «При Петербургском порте ныне курс на российские деньги состоит высокий, и чрезвычайные проценты давать должны для того, что в обращении в Петербурге денег имеется не довольное число и российские купцы наличных денег мало ж имеют, оттого и коммерция может в упадок прийти, и в платеже внутренних пошлин по 13 копеек с рубля будет недостаток; а на монетных дворах капитал состоит в немалой сумме без всякого плода; того ради для одного купечества банк до полмиллиона и на первый случай хотя до 200 000 рублей определить и отдавать торгующим в Петербурге купцам из процентов не менее месяца и не более полугода» [9, с. 75].

Поэтому уже в 1754 г. было создано два банка — Государственный заемный банк для дворянства, призванный осуществлять краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и

Банк для поправления при санкт-Петербургском порте коммерции и купечества для предоставления купечеству краткосрочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистратов.

Таким образом, мотивы создания государственных кредитных учреждений были просты и понятны: сбить вызывающий всеобщее недовольство высокий ростовщический процент, стремление государства обеспечить казне легкодоступный кредит и экономически поддержать дворянское сословие.

Дворянский банк в процессе своей деятельности столкнулся со злоупотреблениями, с которыми не имел средств бороться. Довольно часто закладываемое имение оказывалось либо уже заложенным, либо даже проданным. систематизированного учета такого рода сделок в стране не велось.

Банк для купечества предоставлял связанные целевые кредиты, поэтому с самого начала столкнулся со значительными трудностями, которые грозили пресечь в зародыше его деятельность. согласно установленным условиям кредитования купцы обязывались предоставлять сведения о складе, где находился товарный залог, превышающий требуемую сумму на 25 %, с письменным подтверждением от коммерц-коллегии и поручительством от других купцов. Банк должен был выдавать кредит до полугода и при этом брать вексель купца (в его отсутствие — с приказчика). Проценты из заемной суммы предполагалось вычитать вперед. До полного возврата кредита залог не мог быть возвращен. к августу 1754 г. на данных условиях никто ссуды не взял. Тогда сенат разрешил выдавать деньги:

— без товарного залога;

— под надежное поручительство;

— при увеличении срока кредитования до 12 месяцев.

На этих условиях до конца 1754 г. удалось выдать кредитов на сумму 200 тыс. руб. [10, с. 481].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в учреждении двух банков ярко проявилась суть любых переходных процессов: сосуществование и сочетание двух взаимно исключающих моментов, в данном случае отживающего феодализма и нарождающегося капитализма. При этом сами рыночные структуры рассматривались в качестве опоры для нерыночных, натуральных по своей сути социальных порядков. Борьба российских правительств с высоким ростовщическим процентом и значительным закладом путем организации банков указывает вместе с тем не столько на рыночную ориентацию этих правительств, сколько

на неудовлетворительное состояние в стране правосудия, длительность судопроизводства, волокиту, взяточничество, несоблюдение регламентов.

В современном понимании принципам формирования и функционирования банковской системы, обозначенным в вышеуказанных нормативных актах, таким как срочность, платность, возвратность, обеспеченность, не уделялось должного внимания. Указанные принципы не получили должного экономического осмысления и применения. Данные обстоятельства не могли негативно отразиться на деятельности рассматриваемых банков и периоде их функционирования.

Деятельность первых заемных банков также была ограничена конкретными историческими задачами. По мере их выполнения происходили реорганизации. В 1770 г. купеческий банк прекратил выдачу ссуд, его капиталы были переданы Дворянскому банку. Дворянский банк в 1786 г. был ликвидирован, а его капитал передан вновь образованному Государственному заемному банку. Он был создан в 1786 г. для того, чтобы расширить кредит для дворянства. В отличие от других кредитных учреждений заемный банк с самого начала возник как учреждение долгосрочного кредита. Банк выдавал ссуды помещикам на 20 лет. Заботясь о помощи дворянству, правительство выделило в распоряжение банка 33 млн руб. казенных денег.

В то же время проведенные исследования позволяют выделить следующие конкурентные преимущества, присущие первым российским банкам:

— форма собственности, которая на них распространялась. Если ростовщический капитал был частным, то первые банки — государственными. Это преимущество позволило проявиться другим достоинствам;

— более крупный размер капитала, которым располагали банки;

— единая политика в отношении установления процентной ставки;

— координация денежной и кредитной политики.

из других первых банковских учреждений можно отметить следующие:

— в 1758 г. создаются в санкт-Петербурге и Москве две самостоятельных Банковских конторы вексельного производства для обращения медных денег. их цель — улучшение денежного обращения и привлечение в казну серебряной монеты. Они были ликвидированы в 1763 г., однако именно с ними в России получили распространение операции трансферта;

— в 1760 г. создан Банк артиллерийского и инженерного корпусов. Его капитал составили медные монеты, начеканенные из старых медных пушек. Этот момент в истории банковского дела показывает, что поиском источников бесплатных кредитных ресурсов банки занимались всегда.

Вышеуказанные и иные банки (Петербургский, Московский земельные банки (ликвидирован в 1786 г.), Государственный земельный банк и т.д.) достаточно быстро прекратили свою деятельность, столкнувшись с невозвратом части кредитов. Но в то же время указанные банки и появившиеся в 1772 г. первые специализированные кредитные учреждения принимали вклады до востребования и выдавали ссуды! либо под залог ипотеки (сохранные кассы), либо под залог драгоценных металлов (ссудные кассы).

несмотря на то, что история возникновения и задачи перечисленных кредитных учреждений были различны, фактически их операции в первой половине XIX в. имели одинаковый характер. Пассивные операции банков заключались в приеме вкладов, а активные — в предоставлении ссуд под залог имений.

Неотъемлемым элементом развитой денежной и банковской системы является общегосударственный центр эмиссии бумажных денег. Его создание обсуждалось еще при Петре III, вследствие огромного бюджетного дефицита. Поэтому 25 мая 1763 г. в Сенате был объявлен именной Указ, в котором говорилось «о изобретении легчайшего и надежнейшего средства хождение медных денег облегчить». Средство состояло в учреждении «знатного государственного банка», которому повелевалось «наделать как наискорее банковских билетов на пять миллионов рублей» [7, с. 298]. Указом предусматривалось создание двух равных контор в Санкт-Петербурге и Москве. Он был отменен в начале царствования Екатерины II. Однако дефицит государственного бюджета не исчез. Поэтому 29 декабря 1768 г. был издан манифест об учреждении Ассигнационного банка с капиталом 1 млн руб. золотом и серебром. Обращение ассигнаций объявлялось делом обязательным. Но, как отмечают Бимман А. Б., Бовыкин В. И., Петров Ю. А., Гурьев А.[11, с. 76], достаточно быстро появились теневые стороны в эмиссии бумажных денег, которые могли нанести непоправимый ущерб деятельности Ассигнационного банка, а именно:

— неконтролируемый рост эмиссии со стороны государства;

— изготовление фальшивок вследствие низкого качества полиграфического исполнения купюр.

Уже в начале 1774 г. банку был разрешен выпуск ассигнаций на сумму до 20 млн руб. Однако первоначально правительство строго соблюдало принцип полного обеспечения бумажного обращения металлической монетой.

Осуществление эмиссии бумажных денежных знаков специализированным банковским учреждением представляло собой формирование одного из важнейших элементов банковской системы первого уровня. Впоследствии он составляет прерогативу центрального банка. Но, что характерно, формирование эмиссионного центра происходит задолго до переходного к капитализму периода.

В 1817 г. был издан манифест о создании Государственного коммерческого банка. Официально перед этим банком ставилась задача содействовать торгово-промышленному обороту страны, но в действительности он значительную часть привлеченных средств ссужал помещикам. На учет векселей за все время своего существования банк затратил всего 25 млн руб. Наблюдение за кредитной системой сосредоточилось в особом органе под названием «совет государственных кредитных установлений».

Характерно, что операции коммерческого банка, содействовавшие развитию товарооборота и промышленности, в течение первой половины XIX в. не только не росли, но и заметно сокращались. Если в 1826 г. банком было учтено векселей на сумму в 36 млн руб., то в 1854 г. эта цифра снизилась до 23 млн руб. ссуды под товары за этот период времени уменьшились почти в 2 раза. Государственный коммерческий банк не только принимал вклады, но и осуществлял жирорасчеты (бесплатные переводы — трансферты). среди активных операций этого банка выделялись выдача ссуд и учет простых и переводных векселей. При этом банку были предоставлены определенные привилегии, в частности, капитал и вклады не облагались налогами и не использовались для финансирования государственных расходов. Государство сохраняло определенный контроль над банком путем назначения половины директоров и утверждало решения правления банка, касающиеся активных операций. данный банк имел 12 отделений.

На сокращение объема операций коммерческого банка значительное влияние оказали взгляды министра финансов Е. Ф. кантрина (1823 — 1844 гг.). Он олицетворял консервативную экономическую политику России второй четверти XIX в. и рассматривал себя не как министра финансов великой державы, а как личного каз-

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

71

начея царя. Е. Ф. кантрин любил говорить о себе: «Я — министр финансов не России, а русского императора» [12, с. 47]. Поэтому он проводил финансовую политику, направленную не на создание капиталистических отношений в государстве, а на финансовую поддержку господствующего класса, кредиты которому предоставлялись с нарушением вышеобозначенных принципов кредитования, что, несомненно, негативно сказывалось и на их возврате. Е. Ф. кантрин был противником развития в России крупной фабричной промышленности и всех тех мер, которые способствовали ее росту. Он был сторонником развития ремесел и их цеховой организации, предохраняющей от роста фабричного производства городского рабочего. Такая государственная финансовая политика, несомненно, негативно сказывалась на развитии национальной банковской системы. казенные банки не только не являлись рыночными институтами, но и часто препятствовали свободному развитию растущего капитализма. их огромные по тем временам денежные накопления были почти полностью оторваны от торгово-промышленного оборота и шли на обслуживание паразитирующего дворянства и административной машины. Не удивительно, что при таком положении вещей цена ссудного капитала в дореформенной России была непомерно высокой. Развитие же системы коммерческого кредита в России началось лишь в пореформенный период.

казенные банки не были в состоянии обеспечить стремительно возрастающие потребности промышленников и купцов. создание банков в регионах России обусловлено расширением местного самоуправления, формированием первых ростков гражданского общества. Его начало связано с Указом Екатерины II «О вольности дворянству» (1785 г.) и Грамотой на право и выгоды городам Российской империи (опубликована 21 мая 1785 г.), введением городских выборных должностей. именно благодаря этим мерам, кроме государственных банков впоследствии были созданы неправительственные (частные коммерческие) банки в регионах. В роли инициаторов чаще всего выступали купцы, выделявшие необходимые основные капиталы для создания банков.

Благодаря тому, что в начале XIX в. уровень ссудного процента в России был исключительно высоким, капиталы частных банков росли сравнительно быстро, и некоторые из них оказались настолько жизнеспособными, что сохранились и в пореформенное время. Этому способствовало

соблюдение частными банкирами принципов платности, срочности, возвратности, обеспеченности представляемых ссуд, а также то, что в основном кредиты предоставлялись зарождающимся капиталистическим хозяйствам, руководствующимися в своей деятельности рыночным принципам. Таким был, например, Общественный заемный банк, организованный в Вологде на средства, собранные от мещан и купцов, или созданный крупным купцом к. А. Анфилатовым, участвующим во внешней торговле России, созданный в г. слободском Вятской губернии специальный банк для кредитования торговых людей и ремесленников.

следуя общему направлению политики самодержавия, Министерство финансов отдавало все средства, мобилизованные казенными банками, на поддержку крепостнического землевладения либо использовало их как источник чрезвычайных средств для покрытия бюджетного дефицита. Оно нисколько не заботилось в этот период о частном капиталистическом кредите и не поддерживало его.

Городские общественные банки, утвержденные до 1857г., то есть до издания нового положения о городских общественных банках, действовали только в населенных пунктах, указанных в таблице 1.

Данные табл. 1 свидетельствуют о малых размерах капиталов банков, что в известной мере предопределяло ничтожный объем их операций. среди операций

Таблица 1

первые городские общественные банки

№ п/п город год основания основной капитал в момент основания, тыс. руб. серебром

1 Вологда 1789 2,2

2 слободское 1809 12,4

3 Любич 1817 10,5

4 Осташково 1819 8,1

5 иркутск 1836 14,2

6 Верхотурье 1836 14,2

7 Порхов 1843 10,0

8 Томск 1843 85,0

9 Троицкосавск 1844 25,0

10 Пенза 1844 5,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Тула 1845 20,0

12 Устюг 1856 33,0

13 Либава 1847 10,0

14 Ростов 1847 15,0

15 Зарайск 1847 17,0

16 коломна 1847 11,4

17 казань 1847 25,0

18 Архангельск 1847 50,0

19 ирбит 1848 30,0

Таблица 2

Аспекты и принципы деятельности национальной банковской системы в период с середины XVIII в. до 1860 г.

Основной тип заемщика Аспекты и принципы деятельности государственная политика характеристика законодательной базы

Помещики и дворяне кредитование по знакомству. Наличие титула. Формальный залог. Оценка кредитоспособности носит формальный характер Полная поддержка дворянства Отсутствует эффективная законодательная база

городских банков большое место занимали ссуды под залог недвижимости. Эти кредитные учреждения превращались по существу в зародыши городских ипотечных банков. Всего к середине XIX в. создана 21 кредитная организация, суммарный капитал составлял 0,5 млн руб. [3, 367].

как указывают ведущие российские историки, в конце 1850-х годов произошла экономическая и политическая дестабилизация внешнего и внутреннего положения Российской империи. крымская война и кризис крепостнической системы привели к банкротству казенных банков России в конце 1850-х гг.

Основные аспекты и принципы деятельности национальной банковской системы в период с середины XVIII в. до 1860 г. представлены в табл. 2.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что государство в целях защиты интереса господствующего класса (дворянства и зарождающегося купечества) на первом этапе становления национальной банковской системы стало в определенной степени законодательно регламентировать ссудные операции. Законодательно получили закрепление принципы возвратности, платности, срочности и обеспеченности выдаваемых ссуд. Но необходимо отметить, что вышеуказанные принципы при кредитовании применялись формально. кредитование в большей степени осуществлялось по знакомству. Фактическим критерием кредитоспособности являлось наличие титула, а залог носил формальный характер.

литература

1. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, с. Л. корниенко; Под ред. засл.

деят. науки РФ, д. э. н., проф. О. И. Лаврушина.

— 2-е изд. — М.: кНОРУс, 2006. — 256 с.

2. Полищук А. И. кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы перспективы. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 216 с.

3. СелищевА. С. Деньги. кредит. Банки. — сПб.: Питер, 2007. с. 361; Деньги. кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б. И. соколова. — М.: Тк Велби, Изд-во Проект, 2003. — 432 с.

4. деньги. кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Л. Т. Литвиенко / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 703 с.

5. Селищев А С. Деньги. кредит. Банки. — сПб.: Питер, 2007. — 457 с.

6. Канценеленбаум З. С. Учение о деньгах и кредите: В 2 т. — М.: 1928. Ч. 2. — 511 с.

7. Пахман С. В. Обычное гражданское право в России. Юридические очерки. Том I. собственность, обязательства и средства судебного охранения. — с.-Петербург, 1877 г. — 432 с.

8. Боголепов М. И. Государственный банк и коммерческий кредит. киев, 1914. — 371 с.

9. Пашкус Ю. Деньги: прошлое и современность. Л.: Изд-во ЛГУ. 1990. — 187 с.

10. Деньги. кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Ал-батов, Ю. В. Базулин и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б. И. соколова. — М.: Тк Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 624 с.

11. Бимман А Б. История банков. Историческое развитие банков в России и за границей с древнейших времен до наших дней. — сПб., 1914. — 243 с.

12. Андрюшин С. А Банковская система России: особенности эволюции и концепция развития.

— М.: 1998. — 491 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.