Научная статья на тему 'Основные принципы построения модели управления и развития предприятий сельского зеленого туризма'

Основные принципы построения модели управления и развития предприятий сельского зеленого туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ СЕЛЬСКОГО ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА / ТИПИЗАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ УСЛУГ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернявая А. Л.

В работе разработаны и предложены основные принципы построения модели управления и развития предприятий сельского зеленого туризма, предусматривающие оценку эффективности, планирования и реализации мероприятий. Составлена форма услуг и модель управления предприятий сельского зеленого туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы построения модели управления и развития предприятий сельского зеленого туризма»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

объемов импорта (по 40%). Далее по мере убывания следуют Германия (10%), Польша и Эстония (по 5%). За исследованные три года произошло увеличение доли импорта из Китая - на 5 процентных пункта и уменьшение удельного веса объемов импортируемого сырья из Германии и Польши (соответственно на 4 и 1 процентных пункта).

В отчетном году ООО «Потенциал» экспортировало товаров на сумму 143,9 млн. руб., что ниже уровня предшествовавшего года на 12% и выше уровня 2012г. - на 23% (или 27,1 млн. руб.). В товарной структуре экспорта наиболее значительна доля выключателей (около 42%) и розеток (38%) Далее следуют коробки с долей в 12% и остальные изделия завода - 8%.

Основными зарубежными покупателями готовой продукции предприятия в 2014г. являлись Венгрия и Украина. На их долю приходилось по 30% всего объема экспорта. Кроме того, продукция Потенциала экспортируется в Турцию (10%), Польша, Италия, Финляндия и Латвия (по 5%). Товары завода реализуются также в азиатских странах - Монголии и Узбекистане.

Таким образом, внешнеторговая деятельность не является приоритетной и не оказывает существенного влияния на показатели деятельности исследованного предприятия. 2014г. характеризуется значительным снижением объемов как импорта, так и экспорта продукции. Это обусловлено рядом фактором, среди которых недостаточная ориентация деятельности предприятия на работу с внешними рынками, а также проблемы геополитического и геоэкономического характера. Безусловно, активизация внешнеторговой деятельности предприятия невозможная без корректировки внешнеторговой стратегии и совершенствования внешнеторгового маркетинга.

Список использованной литературы:

1. Мунши А.Ю., Мунши Ш.Мд., Александрова Л.Ю. Проблемы малых и средних предприятий региона на зарубежных рынках и пути их решения/ А.Ю. Мунши, Ш.Мд. Мунши, Л.Ю. Александрова// Вестник Чувашского университета.- 2014.- !1.- С.234-237.

2. Мунши А.Ю., Мунши Ш.Мд., Александрова Л.Ю. Комплекс внешнеторгового маркетинга региональных предприятий/ А.Ю. Мунши, Ш.Мд. Мунши, Л.Ю. Александрова// Вестник Российского университета кооперации.- 2014.- №4 (18).- С.35-39.

3. http://www.list-org.com/company/6537

© Храмов Е.О., Мунши А.Ш., Александров Д.С., 2015

УДК 338.486.3

А.Л. Чернявая

к.э.н., доцент

Экономический факультет ФГАОУ ВО «ТНУ имени В.И. Вернадского» Институт экономики и управления, г. Симферополь, Республика Крым, РФ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА

Аннотация

В работе разработаны и предложены основные принципы построения модели управления и развития предприятий сельского зеленого туризма, предусматривающие оценку эффективности, планирования и реализации мероприятий. Составлена форма услуг и модель управления предприятий сельского зеленого туризма.

Ключевые слова

Модель управления, предприятия сельского зеленого туризма, типизация, специальные виды услуг,

программа развития.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Современный опыт и научные исследования показывают, что интенсивное развитие сельского зеленого туризма может обеспечить демографическую стабильность и решить социально-экономические проблемы в сельской местности. За последние десятилетия в сельских областях наблюдается резкое уменьшение населения, увеличение безработицы и массовая миграция трудоспособного населения. Поэтому стратегически важно в течение короткого промежутка времени преодолеть отставание в этой сфере и реализовать имеющийся большой туристический потенциал путем проведения выраженной политики государственного регулирования. Для этого необходима разработка эффективной модели управления предприятиями сельского зеленого туризма.

Целью исследования является разработка основных принципов построения модели управления и развития предприятий сельского зеленого туризма.

В современных условиях, регулирование развития предприятий сельского зеленого туризма имеет многоуровневую структуру и осуществляется на национальном, региональном и местном уровнях. Влияние на развитие предприятий сельского зеленого туризма также осуществляют профессиональные ассоциации и некоммерческие объединения. Соотношение государственного и негосударственного регулирования неодинаково и изменяется под влиянием политических, социально-экономических, демографических и других факторов.

На наш взгляд, с учетом требований действующего Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1], для повышения эффективности развития предприятий сельского зеленого туризма необходима разработка модели управления и развития.

Основные принципы построения модели заключаются в следующем:

1. Понятия - сельская усадьба, сельский дом, коттедж и т.д., нет в Законодательстве РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», и все домовладения подпадают под категорию - другие места, предназначенные для размещения граждан. Поэтому на начальном этапе необходимо утвердить соответствующим актом соответствующие определения и типизацию определений жилья сельского зеленого туризма.

2. Необходимо внедрить разработанную типизацию предприятий сельского зеленого туризма - типов сельских усадеб [2, с.51]. Типизация должна обеспечить прозрачность предложений для туристов и контроль качества предоставления услуг. Также типизация облегчит выбор туристов при получении информации о сервисе сельской усадьбы. Разработанная и предложенная типизация предприятий сельского зеленого туризма сформирует представление о той форме отдыха, которой потенциальные туристы могут отдать предпочтение. К тому же тип - это еще и гарантия того, что предприятие сельского зеленого туризма является проверенным и утвержденным экспертами, а значит соответствует всем нормам и удовлетворит как российских, так и иностранных туристов. То есть турист будет точно знать, что его будет ожидать и за что он платит деньги.

Система типизации должна быть добровольной. Объектам, которые осуществили типизацию должны присуждаться льготы в виде: бесплатных рекламных объявлений на сайте сельского зеленого туризма и в базе данных сети региональных туристско - информационных центров, в каталогах и конференциях сельского зеленого туризма. Со стороны хозяев сельских усадеб должны выплачиваться членские взносы местным организациям сельского зеленого туризма, поскольку размещением на сайте и разработкой рекламы занимаются именно эти организации.

3. Следующим этапом целесообразно создать форму, в которой будут подробно расписаны основные и дополнительные виды услуг (таблица 1).

Благодаря этой форме туристы могут ознакомиться с деятельностью каждого предприятия сельского зеленого туризма и выбрать для себя подходящие туры. Форма комплекса услуг предприятий сельского зеленого туризма может быть размещена в сети Интернет и/или журналах по туризму.

4. Во время проведения анализа по выявлению наиболее востребованных видов услуг, можно утверждать, что в данном виде бизнеса эти данные являются некорректными, потому что определенные виды услуг относятся к определенной категории типа предприятия сельского зеленого туризма и, следовательно, направлены на определенного потребителя. Поэтому замена менее востребованных услуг на более

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

востребованные не будет иметь заметного результата в данном виде бизнеса. Более эффективной будет разработка новых видов (основных и дополнительных) услуг - в зависимости от категорий и потребностей туристов.

Таблица 1

Форма комплекса услуг предприятий сельского зеленого туризма

Услуги Виды предприятий сельского зеленого туризма - сельские усадьбы Цена, руб.

Основные услуги

Тип жилья (размещение - поселковый дом

туристов) - коттедж - гостевой дом - мини-отель - сельская усадьба - мини-пансионат

Количество дней тура - краткосрочные (2-5 дней) - среднесрочные (6-14 дней) - долгосрочные (более 2 недель)

Организация питания - нет - одноразовое (завтрак) - полупансион (завтрак и ужин) - пансион (завтрак, обед, ужин)

Организация культурной программы (экскурсии) - культурно-исторические достопримечательности (должны быть указаны все виды экскурсий) - природные достопримечательности (должны быть указаны все виды экскурсий)

Скидки - для детей (от 10 до 20%) - постоянным клиентам (от 15 до 30%) - больше 2 недель пребывания (10%) - пенсионерам (10-15%)

Вспомогательные виды услуг

Услуги гидов, переводчиков Английский, польский, немецкий и другие языки

Прокат техники Авто, лодок, велосипедов, мопедов и т.д.

Услуги бытового обслуживания Стирка и глажка вещей туристов

Организация и проведение фестивалей Фестивали, посвященные культурным праздникам, национальным традициям

Аттракции - зооуголки - обучение ремеслам и промыслам - обучение и катание на лошадях/ осликах - катание на квадрациклах

Так, во время проведения опроса по важности услуг, при выборе места проживания в сельской усадьбе/гостинице, туристы выделили следующие услуги: предоставление трехразового питания - 68%; доставка туристов от места проживания до моря (трансфер) - 64%; развлекательные программы, связанные с обычаями и бытом местных жителей - 50%; развлекательные программы (катание на лошадях, охота, экстремальные виды спорта) - 45% и предоставление блюд национальной /этнической кухни -48%.

При учете демографических и социальных изменений целесообразно внедрять специальные виды услуг по отношению к определенной категории людей. Для активных людей необходимо включать в основные услуги программы - игры на природе (квесты). Специальные экскурсионные туры-программы, разработанные для одиноких туристов, будут интересны как с познавательной стороны, так и со стороны ознакомления с местными достопримечательностями. Разработанные скидки и специальные услуги «пассивного отдыха» будут пользоваться большим спросом у людей преклонного (пенсионного) возраста. Наличие в программе предприятий сельского зеленого туризма организации народных фестивалей с ознакомлением с традициями и обычаями разных народов будут способствовать приятному проведению отдыха молодыми людьми, а также являться познавательным получением информации о традициях предков.

5. Также важным фактором выбора предприятий сельского зеленого туризма как вида отдыха является соотношение цены и качества. Ценовая политика предприятий сельского зеленого туризма направлена на максимизацию текущей прибыли. То есть, они осуществляют оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и максимальное возмещение затрат.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Средняя цена за проживание в сельской усадьбе на одного взрослого человека составляет 200 -300 руб., ребенка - 200 руб., а цены на услуги трехразового питания составляют примерно 200-450 руб. В сравнении, цена за проживание и питание в санаторно-курортном комплексе на одного человека за 1 день составляет порядка 1200 руб. Такая разница цены зависит от того, что хозяева сельских усадеб сами производят продукты питания и реализуют их непосредственно самим отдыхающим в виде услуг питания и дополнительных видов услуг.

Постановка целей максимализации текущей прибыли без учета вероятной реакции рынка может отрицательно сказаться на деятельности предприятия в будущем. Поэтому предприятиям сельского зеленого туризма необходимо постоянно стремиться превзойти конкурентов путем максимального повышения качественных характеристик своей деятельности, и вариантом может выступать предложение питания национальной кухни и разработка дополнительных услуг для каждой категории туристов.

6. Поддержка продаж - это предложение дополнительного мотива для покупки. Ее главное преимущество заключается в многообразии и гибкости методов. Для продвижения предприятий сельского зеленого туризма могут использоваться различные скидки (например: скидки на праздники; групповые и семейные скидки; детские скидки; специальные (для тех, кто приводит в усадьбу новых туристов)).

Поскольку некоторые сельские усадьбы привлекают наемный персонал, это способствует увеличению занятости сельского населения. Данные о найме персонала, представленные в соответствующей форме, также смогут прояснить ситуацию о количестве населения, занятого в этой сфере бизнеса и в целом в селах. А стимулом предоставлять такие данные может стать разовая денежная выплата в конце текущего года, которая погашает на 30-40% выплаты наемным работникам. Сумма выплат также зависит от количества наемного персонала, количества отработанных дней и часов работы.

7. Однако для туристов важен не только результат от потребления услуги, но и сам процесс потребления, во время которого они вступают в контакт с персоналом предприятия сельского зеленого туризма. С одной стороны, гостеприимство хозяев сельских усадеб способствует привлечению туристов, однако профессиональных навыков в работе этой сферы бизнеса нет. Решение этой проблемы требует государственной финансовой поддержки. Решение проблем развития инфраструктуры предпринимательства в сфере сельского зеленого туризма сдерживается отсутствием средств. Необходимые средства имеет Фонд занятости, однако нельзя тратить их на обучение работников сферы малого предпринимательства. В связи с тем, что согласно действующему законодательству, средства указанного фонда можно использовать только для обучения (переквалификации) безработных, то необходимо законодательно урегулировать возможность направления части средств на обучение работников сферы малого и среднего бизнеса.

8. Для эффективного управления предприятиями сельского зеленого туризма в Р Крым также необходимо со стороны государства не только разрабатывать, но и внедрять благотворительные программы развития и поддержки этого вида бизнеса. Поэтому является актуальной разработка и внедрение программ развития сельского зеленого туризма с позиции именно поддержки сельских жителей.

9. Для удобства и скорости работы в данной сфере необходимо создать в Министерстве курортов и туризма Р Крым отдел альтернативных видов туризма, где будут рассматриваться и дорабатываться законы и постановления о данных видах туризма; изучаться темпы развития и разрабатываться программы развития. Программы должны быть направлены на создание надлежащих экономических условий устойчивого развития предприятий сельского зеленого туризма как отрасли экономики в Р Крым. Целесообразно создать этот отдел именно в Министерстве курортов и туризма, поскольку Министерство непосредственно занимается анализом видов туризма в Р Крым. Имеющиеся данные о количестве предприятий сельского зеленого туризма позволят государству разработать программу по повышению благосостояния крестьянских семей.

10. Должна осуществляться прямая связь между государственными организациями и негосударственными общественными организациями. Сотрудничество между ними будет способствовать быстрейшему развитию предприятий сельского зеленого туризма. Программы и конференции, разработанные в общественных организациях, должны быть утверждены и одобрены на государственном

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

уровне и при частичной поддержке государства, эта процедура будет способствовать более тесному взаимодействию между организациями и быстрому достижению результата. Предлагаемая модель представлена на рис. 1.

Проблемная ситуашсл

Щзучвнив сшврафЛ и оценка фяхтэрс? зффектиеногэ уираелеыиЛ ц рсзехчJti^ пргдприяжый ?етtcücuc

Выоор пелеи .эффективного управления предприятиями сельского зеленого туризма

Государственное управление

утверждение Заюона кО сельском зеленом туризме»; - утвержденвв: типизации предприятий сельсЕюго зеленого туризма; ■ утверждение Закона РФ «Q сельскохозяйственной консультационной деятельности»;

- разработка баг даихых лредпрнгтии сельского зеленого

туризма (унифицированный паспорт сельсЕсик усадеб^

- разработка

ПШДНШКДДДД преллриягсш сатьского ввленого г^иа!;; разработка и реализация проекта по мккрокре дигов ли по; внедрение программ по ра:внтиЕО и лодтерд^е пре—риятий сельского зеленого т'.-зизма

' - увеличение количества X предприятий сельского зеленого туризма.

- увеличение деловой активности предпринимательских стругтур;

- увеличение количества кластерных объединений в районах;

- уменьшение безработицы в селах:

- разгрузка загруженной части полуострова ЮБК) в пик сезона у

Обеспечение зффекшвностк развития зксномкки

Органы управления

Улучшение благосостояния сельского населения прн помоптн развития пре дпрцягий с ельского зеленого туризма

1.Этал. Анализ развития тредприятий и гффекпткост травления на всех урознлк

б. Этш. Построение сценария раззтит предприятий сельского зеленого туризма

(на государсгвехноы уровне) ' ' * '

i-. Этап. Прогнозирование затрат н ре зуль глтнейсСгн -|^гттг:иттгт цели

5. Этап. Разработка стратегического плана: -1-

6. Этап. Реализация и контроль за обеспечением эффективности управления предприятиями сельского зеленого -призма

Негосударственное управление

2.Этш. Определение альтернатш управления и способов развития предпрпяпш сельского зеленого

органигалия ннфорадщншна консультационных служб;

- разработка форм по основным и дополнительным услугам для предприятий сельского

зеленого туризма:

- внедрение типизации лредприятин сельсвоого ааленнго туризма.;

- разработка, корректирование и модерннзазпгя лрзграюл развития предприятии сельского зеленого туризма на местных уроБнях;|

■ форма для ¡предприятий сельского -зеленого туризыа по оснстныы и ДОПОЛНТП ЗЛЬНЬО! видам усйут

Результаты

одньпК

f - соответствие ыехдународ стандартам; - увеличение количества туристов:

- пополнение местных бюджетов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- привлечение е села молодежи;

- развитие ЭТЕЭПааСПИбЯ»« сферы и bäsju

района;

- популяризация национальной культуры

Рисунок 1 - Модель управления и развития предприятий сельского зеленого туризма

Таким образом, представленная модель управления и развития предприятий сельского зеленого туризма будет способствовать эффективному развитию данного вида предпринимательства на территории Р Крым с предоставлением большего спектра услуг.

Список использованной литературы: 1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

ресурс]. - Режим доступа: http://ozpp.ru/zknd/turi/

2. Чернявая А.Л. Категоризация типов сельских усадеб как составная часть стратегического и инновационного развития предприятий сельского зеленого туризма / журнал «Вестник Таганрогского института управления и экономики» №2, 2013.

© Чернявая А.Л., 2015

УДК: 338.1:620.9

Н.А. Шамарова

Магистрант 1 курса, Института Энергетики Иркутский национальный исследовательский технический университет

г. Иркутск, Российская Федерация

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация

Рассмотрено определение понятия энергоэффективность. Определены связи между понятиями энергосбережение и энергетическая эффективность, Отмечено недопустимость отождествления определений энергоэффективность и энергосбережение.

Ключевые слова

Энергоэффективность; энергосбережение; показатель энергоэффективности; эффективное использование

энергоресурсов; удельное потребление энергоресурсов.

Среди актуальных проблем, стоящих перед современными предприятиями различных отраслей промышленности России, можно выделить высокую энергоемкость производственных процессов и нерациональность использования энергоресурсов. Основными причинами низкой эффективности энергетической инфраструктуры промышленных предприятий являются: значительный физический и моральный износ основных средств и, как следствие, высокая аварийность оборудования; низкий уровень мониторинга, контроля и регулирования потребления энергоресурсов; повышенные потери в производственных процессах и высокий расход первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР); нехватка квалифицированных специалистов в сфере энергетического менеджмента; низкий уровень мотивации персонала к энергосбережению и др.[1].

Вопросам рационального потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в настоящее время уделяется значительное внимание. Так, весьма актуальными являются исследования, посвященные анализу энергетического комплекса России и ее отдельных регионов; разработке и реализации современных энергосберегающих технологий и проектов; техникоэкономическому анализу эффективности их использования; стандартизации и нормированию показателей потребления ТЭР; разработке и внедрению энергетического менеджмента на предприятиях. Следует, однако, отметить, что существуют различия в используемой терминологии и методологии исследования проблемы энергосбережения и энергетической эффективности. Кроме того, в большинстве источников энергосбережение рассматривается как технологическая проблема, что снижает значение ее социально-экономического характера [2-4].

Подобное расхождение обусловливает необходимость подробного изучения понятийного аппарата категорий энергосбережения и энергетической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.