Основные принципы концепции цифровой экономики Basic principles of the concept of the digital economy
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■ p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 338.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15069
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках
научного проекта № 18-410-590007
Плотников А.В.,
к.э.н., Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова Plotnikov A.V.,
Candidate of Economic Sciences, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov
Аннотация: В статье приведен обзор принципов цифровой экономики: оцифрованная информация, гипертрофированный рост доходности, новые модели промышленного производства. Определены отличительные черты концепции цифровой экономики от предшествующих концепций, в которых был прогресс в области электротехники, энергетики, информационных технологий, транспорта и телекоммуникаций. Рассмотрена бизнес-модель - двусторонних рынков с сетевыми эффектами. Одна сторона рынка состоит из потребителей, которые получают услугу, другая сторона - агентская, оказывающая услуги потребителям.
Summary: The paper provides an overview of the principles of the digital economy: digitized information, hypertrophied income growth, new industrial production models. The distinctive features of the concept of the digital economy from the preceding concepts have been identified, even though the previous concepts have made progress in the field of electrical engineering, energy, information technology, transport and telecommunications. The Two-Sided Markets business model with network effects is considered. In a business model, one side of the market consists of consumers who receive a service, the other side is an agent who provides services to consumers.
Ключевые слова: сетевая экономика, цифровая экономика, двухсторонние рынки. Keywords: Network Economy, Digital Economy, Two-Sided Markets.
Концепция цифровой экономики распространяется по всему миру, в том числе и России. [1] В 2017 году Правительством РФ была разработана и утверждена программа по созданию условий для перехода России к цифровой экономике. В рамках программы выбрано пять направлений: кадры и образование, информационная инфраструктура, информационная безопасность, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, нормативное регулирование. [2]
Зарубежные исследователи выделяют следующие направления в рамках цифровой экономики [3]: исследования, на основе больших массивов данных (Big Data) [4, 5] с помощью алгоритмов машинного обучения [4]; Интернета-вещей [7, 8], применения облачных технологий [9], электронной коммерции [10], социальных сетей [11] и двусторонних рынков [12], независимость географического положения [13,14] и др.
Онлайн-бизнес, который относится к проводимым транзакциям через интернет-сеть, представляет значительный интерес для практиков и исследователей, прежде всего из-за его влияния на участников цифрового рынка. Устранение многочисленных барьеров (географические, правовые и т. д.), обеспечение разнообразия и доступности предлагаемых продуктов и услуг стимулирует рост онлайн-бизнеса в концепции цифровой экономики. [15]
Brynjolfsson E. и другие [16] изучают эффекты цифровой экономики влияющие на благосостояние страны и граждан. При том они определяют, что результаты труда плохо измеряются бухгалтерским учетом. Следовательно, возникает проблема адекватной оценки эффектов цифровой экономики на ВВП.
Ключевой особенностью цифровой экономики является распространение новых услуг, в том числе и «бесплатных» при льготном или пробном периоде. Они предлагают учитывать вклад этих товаров и услуг по изменению благосостояния. Льготный период, по их мнению, представляет собой особый текущий интерес, в котором есть потенциал, влияние которого на благосостояние никак не учитывается. А отсутствие учета не означает его не существования.
Другой большой социально-экономической проблемой цифровой экономики является представление о процессах трудоустройства и содержания работ, социальной модели оплачиваемой занятости. Современное представление об этих процессах со временем будет устаревать, постоянная работа трансформируется в проекты.[17]
Подразумевая цифровую экономику, важно понимать ее различия от предшествующих концепциий, например Фордизму и постфордизму, которые являлись предметом больших исследований разных групп ученых. Предшествующие концепции охватывают множество различных групп технологий, которые лежали в основе революции, в области электротехники, химии, энергетики, фармацевтики, информационных технологий, транспорта и телекоммуникаций. Таким образом, важно выделить принципы цифровой экономики и ее системы экономических, социальных и культурных отношений.
Цифровая экономика имеет четыре специфические особенности: нерелевантность географического положения или отсутствие потребности вести бизнес/работать в одном географическом месте, ключевая роль платформ, важность сетевых эффектов и использование больших данных. Эти особенности отличают его от предшествующих концепций экономики.
Принципы цифровой экономики:
1. Оцифрованная информация стала стратегическим ресурсом, и сетевые технологии стали главным организующим принципом экономики и общества в целом. Новое поколение цифровых технологий в настоящее время генерирует беспрецедентные объемы данных и предоставление инструментов, необходимых для использования этого актива. При всем при этом, понятие «информационного взрыва» как лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе родилось в 1975 г.[18]
2. Цифровая экономика наряду с постоянно растущим диапазоном материальной и нематериальной экономической деятельности следует принципам растущей доходности.
3. Появляются новые бизнес-модели, позволяющие использовать преимущества двухсторонних рынков. Двусторонний рынок - это место встречи двух агентов, которые взаимодействуют через посредника или платформу. Участие обеих сторон является основополагающим для развития и успеха каждой платформы и для нашего понимания ценовых стратегий, которым следуют участники рынка. В контексте цифровой экономики под двусторонним рынком понимают онлайн-платформы. Пример, платформа поиска удаленной работы upwork.com, kwork.ru.
4. Новая модель промышленного производства («Индустрия 410») включает короткие производственные циклы массовых товаров, глобальная фрагментация цепочек создания стоимости, создание сетей производственного потенциала и размывание границ между производителями, продавцами и потребителями на основе децентрализации, автоматизации и искусственного интеллекта.
Растущая прибыль является неотъемлемым свойством цифровой экономики благодаря положительным эффектам сетевой платформы, означающая, что ценность цифрового товара или услуги увеличивается в зависимости от размера сети без сопутствующего увеличения затрат.
Одним из последствий принципа растущей доходности является то, что затраты на производство и распределение не имеют или почти не связаны с производимыми объемами, но должны быть оплачены при первоначальных инвестициях. Предельные издержки производства, соответственно, близки к нулю, и поэтому цифровая экономика по степени напряженности является интенсивной, цифровые товары могут быть воспроизведены в огромных количествах. Инвестиции в платформы изначально высоки, но затем снижаются, так как инновации приобретают широкое распространение среди пользователей. Тем самым увеличивая возврат инвестиций.
Рынок в цифровой экономике следует модели монополистической или олигополистической конкуренции, он ограничен несколькими крупными компаниями, которые часто появляются в результате сделок в области слияния и поглощения.
Рынок ориентирован исключительно на положительные внешние эффекты сети и игнорирует отрицательные внешние факторы, в частности экологические проблемы, такие как, потребление электричества и дефицитные минеральные ресурсы, утилизация отходов производства электронных товаров.
Онлайн-платформы сподвигли образование и развитие новых бизнес-моделей -двусторонних рынков [19,20,21]. Двусторонние рынки можно найти во многих отраслях экономики, преимущественно в сервисных предложениях. Двусторонние рынки отличаются от предложений на классических рынках фундаментальным развитием.
Платформа несет расходы по обслуживанию обеих групп и может собирать доход от каждого. Две группы взаимодействуют друг с другом, образуя сеть со всеми признаками. На двустороннем рынке с сетевыми эффектами, ценность платформы для любого пользователя в значительной степени зависит от количества пользователей в сети. Стоимость платформы растет повышении спроса с обеих сторон.
Теория рынков основана на идее продуктов и услуг, которые обслуживают две различные группы пользователей, одновременно двух сторон рынка через платформу, к которой можно получить доступ с компьютера, смартфона или планшета. Одна сторона рынка состоит из потребителей, которые получают выгоду от доступа за определенную стоимость или бесплатно, и положительные внешние эффекты сети от оказанных услуг потребителям.
Двусторонние рынки становятся более привлекательным по мере роста числа пользователей, которые предоставляют платформам наборы социально-демографических данных, предпочтений, местоположений и потребительское поведение на платформе.
Другая сторона рынка включает в себя экономических игроков, которые участвуют в предоставлении платформы. Они получают выгоду от положительных внешних эффектов сети пропорционально количеству потребителей. Стоимость услуги для агентов с одной стороны рынка соотносится с количеством и качеством принципалов с другой. Платформы финансируются за счет комиссий от транзакции между двумя сторонами рынка или за счет рекламы. Бизнес-модель онлайн-платформы также может быть реализована как некоммерческий проект - краудфандинговая платформа или субкультурное сообщество, основанное за счет пожертвований участников.
Заключение
Концепцию цифровой экономики можно рассматривать в качестве драйверов экономического роста, стимулом развития информационного общества, основанного на знаниях социальных сетей. Оцифрованная информация может представлять собой экономическую ценность, потенциал, стратегическое значение которого растет с каждым днем. Развитие цифровой экономики изменит отношение к экономическому развитию и будущему труду. Двусторонние рынки, используя онлайн-платформы, будут все больше завоевывать доверие среди предпринимателей и корпораций в качестве оптимальной бизнес-модели.
Список литературы
1. Буркальцева Д.Д., Гук О.А., Тюлин А.С. Развитие экономики на основе использования цифровых технологий / Проблемы информационной безопасности / Материалы IV Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»; Институт экономики и управления; кафедра бизнес-информатики и математического моделирования. 2018. С. 79.
2. Цифровая экономика. Програ https://data-economy.ru
3. D'Souza C. et al. The digital economy //Bank of Canada Review. - 2017. - Т. 2017. - №. Spring. - С. 5-18.
4. John Walker S. Big data: A revolution that will transform how we live, work, and think. -2014.
5. Hashem I. A. T. et al. The rise of "big data" on cloud computing: Review and open research issues //Information systems. - 2015. - Т. 47. - С. 98-115.
6. Athey S. The impact of machine learning on economics //The Economics of Artificial Intelligence: An Agenda. - University of Chicago Press, 2018.
7. Ashton K. et al. That 'internet of things' thing //RFID journal. - 2009. - Т. 22. - №. 7. - С. 97-114.
8. Gubbi J. et al. Internet of Things (IoT): A vision, architectural elements, and future directions //Future generation computer systems. - 2013. - Т. 29. - №. 7. - С. 1645-1660.
9. Stergiou C. et al. Secure integration of IoT and cloud computing //Future Generation Computer Systems. - 2018. - Т. 78. - С. 964-975.
10. Andam Z. R. e-Commerce and e-Business. - 2014.
11. Dunbar R. I. M. et al. The structure of online social networks mirrors those in the offline world //Social Networks. - 2015. - Т. 43. - С. 39-47.
12. Rochet J. C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets //Journal of the european economic association. - 2003. - Т. 1. - №. 4. - С. 990-1029.
13. Popiel P. "Boundaryless" in the creative economy: assessing freelancing on Upwork //Critical Studies in Media Communication. - 2017. - Т. 34. - №. 3. - С. 220-233.
14. Mishel L. Despite Freelancers Union/Upwork claim, Freelancing is not becoming Americans' Main Source of Income //Economic Policy Institute Briefing Paper. - 2015. - №. 415.
15. Gaspareniene L., Remeikiene R., Navickas V. The Concept of Digital Shadow Economy: Consumer's Attitude //Procedia Economics and Finance. - 2016. - Т. 39. - С. 502-509.
16. Brynjolfsson E. et al. The Digital Economy, GDP and Consumer Welfare: Theory and Evidence //ESCoE Conference on Economic Measurement, Bank of England. - 2018. - С. 1617.
17. Valenduc, Gérard ; Vendramin, Patricia. Work in the digital economy:sorting the old from the new. Working papers - European Trade-Union Institute (ETUI) ; 2016.03 (2016). - 52 с.
18. Урсул, А. Д. (1975) Проблема информации в современной науке. М. : Наука.
19. Rochet J. C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets //Journal of the European Economic Association. - 2003. - Т. 1. - №. 4. - С. 990-1029.
20. Rochet J. C., Tirole J. Two-sided markets: a progress report //The RAND journal of economics. - 2006. - Т. 37. - №. 3. - С. 645-667.
21. Eisenmann T., Parker G., Van Alstyne M. W. Strategies for two-sided markets //Harvard business review. - 2006. - Т. 84. - №. 10. - С. 92.