и операции челноков, выпадающие из норм и правил ВТО, ибо они идут мимо бюджета и не учитываются статистикой.
Предполагается, что, став членом ВТО, Россия существенно укрепит свои позиции в международной торговле. Изменится и образ страны как привлекательного объекта для прямых иностранных инвестиций в связи с укреплением правовой системы на основе общепринятых многосторонних правил. Россияне надеются, что сформируется обстановка предсказуемости и стабильности национальной экономики, расширятся возможности российских компаний для инвестиций за рубежом, что будет способствовать укреплению конкурентоспособности российской экономики и повышению благополучия россиян.
Список литературы:
1. Дюмулен И.И. Всем. Торг. орг. - М.: Экономика, 2003. - С. 27-29.
2. Мировая экономика. Прогноз до 2020 года. / Под. ред. А.А. Дынкина. - М., 2007.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
4. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. 165-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 17 декабря; Россия и ВТО. - М.: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), 2004.
5. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ / Под. ред. Д. Тарр.
- М., 2006.
6. Хафизова ГБ. Международная торговая политика в рамках Всемирной торговой организации. - Уфа: УГАЭС, 2008. - 97 с.
7. Хафизова ГБ. Международная торговля. Научное издание. - Уфа: УГАЭС, 2011. - 112 с.
8. Официальный сайт Всемирной торговой организации: http://www. Wto.org.
9. Торговая документация: http://www.census.govforeign_ trade.
Хафизова Г.Б.
кандидат экономических наук,
профессор кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г.Уфа
УДК 339.543
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СОГЛАШЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье автором рассматриваются основные принципы и соглашения Всемирной торговой организации, ее ключевые принципы. Отношение ВТО к России.
Ключевые слова: международная торговля, ГАТТ, ГАТС, ТРИМС, ТРИПС, недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим.
MAIN PRINCIPLES AND WORLD TRADE ORGANIZATION AGREEMENTS
In article the author considers the basic principles and World Trade Organization agreements, its key principles. Relation of the WTO to Russia.
Key words: international trade, GATT, GATS, TRIMS, TRIPS, non-discrimination, MFN, national treatment.
Международная торговая политика, вхождение проблем экономической политики и хозяйственной России в ВТО много лет является одной из основных практики. Присоединение к ВТО создает для России
возможности более полного взаимодействия с мировым хозяйством в результате либерализации торговых отношений.
Правила международной торговли предполагают соблюдение огромного комплекса экономических, правовых, социальных, экологических стандартов, которые касаются буквально всех сфер экономической жизни.
В настоящее время произошло такое уплотнение, сжатие мирового пространства и времени, что привычные, накатанные способы взаимодействия и сотрудничества стран и народов уже не дают ожидаемого результата и эффекта.
Экономика РФ и ее регионов не адаптирована к новым внешнеэкономическим условиям. Россия до сих пор использовалась мировым сообществом в роли «сырьевого придатка». Ухудшалась товарная структура экспорта и импорта, наводняя наш рынок готовыми изделиями далеко не высокого качества. При этом стоимостные показатели объемов экспорта стали зависеть во многом от конъюнктуры мирового рынка. Чрезмерная либерализация валютного и товарного рынков не принесла положительных результатов России в повышении эффективности экономики. В то время сама внешнеэкономическая деятельность России оказалась неэффективной и осуществлялась на примитивном уровне, посредством купли-продажи без всяких программ поддержки экспорта и проведения соответствующей импортной политики.
Импорт должен способствовать подъему экономики, при этом его товарная структура должна быть оптимальной для функционирования внутренней экономики и для ее модернизации. В структуре импорта в необходимом и достаточном объеме должны быть представлены машины, оборудование, технологии, сырье и другие товары производственного назначения, не производимые в стране (регионе), а также потребительские товары, производство которых в данной стране (регионе) невыгодно. В противном случае ввоз импортных товаров не только не будет ускорять экономическое развитие страны (региона), но, напротив, будет тормозить его. Для проведения эффективной экспортной политики государству необходимо сконцентрировать собственные усилия и ресурсы на формировании технологически развитого и конкурентоспособного рыночного хозяйства, определить рациональную структуру вывозимых за рубеж товаров.
По мере развития и интернационализации торговли встает проблема совместимости механизмов регулирования торговли и достижения баланса, компромисса между национальными торгово-политическими интересами. Инструментами выработки такого компромисса являются многосторонние торговые переговоры и основные принципы в рамках членства ВТО.
Ключевым принципом ВТО является недискримина-ция. Недискриминация - наиболее высокий и универсальный принцип, который создает максимально ровные условия для свободной конкуренции товаров и услуг, независимо от страны производства. Конечно, полностью принцип недискриминации не может быть реализован на практике, поэтому принцип не-дискриминации в практике международной торговли проявляется как тенденция.
В российском законодательстве принцип неди-скриминации зафиксирован в целом ряде законодательных актов. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ); «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т. д.
Принцип режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
РНБ предполагает распространение в страну любых уступок, которые были предоставлены любой третьей стране. В рамках ВТО действие режима наибольшего благоприятствования носит безусловный характер. Принцип режима наибольшего благоприятствования прямо распространяется на налоги и сборы от импортных товаров, правила транзитных перевозок, реализации и использования импортных товаров, таможенных пошлин, технических барьеров, количественных ограничений и т. д.
Исключением из общего принципа режима наибольшего благоприятствования является установление особого режима для развивающихся стран, наименее развитых и стран с переходной экономикой.
Применение принципа режима наибольшего благоприятствования повышает степень предсказуемости и стабильности условий конкуренции на рынке на основе абсолютных и сравнительных преимуществ, следовательно, создается единая шкала конкурентоспособности, т. е. сопоставление конкурентных преимуществ в рамках всей мировой экономики.
Принцип национального режима (НР) устраняет дискриминации между национальными и иностранными товарами, услугами, капиталами, лицами, т. е. между внутренним и внешним рынком.
Применение национального режима - предоставление импортным товарам, услугам и лицам одинакового правового режима. Кроме того, внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, относящиеся к внутренней продаже, покупке, перевозке, распространению товаров, не должны применяться к импортированным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для внутреннего производства, т. е. в протекционистских целях.
В настоящее время по мере расширения внешнеэкономических связей и роста роли международного движения, торговли услугами, международной миграции рабочей силы, торговли объектами интеллектуальной собственности, значение принципа национального режима существенно возросло.
Транспарентность - один из наиболее важных принципов. Транспарентность означает обеспечение прозрачности системы регулирования внешней торговли, т. е. это доступность информации, ясность и однозначность как самих норм, так и правил их применения.
Система ВТО, ее принципы основанные на правилах, а не на силе, облегчают жизнь всем торгующим государствам.
Решение в ВТО принимаются путем достижения консенсуса. Соглашения ВТО распространяются на все страны-члены. Независимо от того, богатая эта страна или бедная, действия стран - членов ВТО могут быть оспорены, если они нарушили какое-либо из соглашений.
Существуют преимущества как для крупных стран, так и для малых стран. Основные экономические державы могут одновременно использовать форум ВТО для переговоров со всеми или с большинством торговых партнеров, что упрощает пути торговли более крупных торгующих стран. В результате малым странам предоставляется больше возможности заключать договора.
Более свободная торговля сокращает жизненные затраты населения и предлагает больший выбор товаров и более разнообразного качества. Даже качество товаров отечественного производства может улучшиться благодаря конкуренции с ввозимой продукцией.
Больший выбор это не просто возможность покупать товары иностранного производства. Ввозимая продукция также используется как материалы, детали и оборудование для отечественного производства. Это расширяет ассортимент товаров и услуг отечественных производителей, увеличивает число технологий, которые они могут использовать. Например, когда мобильно-телефонное оборудование стало доступным, услуги были востребованы
даже в странах, которые не производили такое оборудование.
Спрос на импортируемые товары или услуги может также способствовать развитию конкуренции между новыми отечественными производителями, преумножая выбор разного вида продукции, доступной для потребителей, а также расширяя ассортимент товаров и услуг отечественного производства.
Основные принципы международной торговли делают систему более эффективной в экономическом плане, сокращая затраты. Торговля предполагает разделение труда между странами и позволяет использовать ресурсы правильнее и эффективнее. Система ВТО упрощает торговлю, снижает затраты компаний и увеличивает уверенность в будущем, что в свою очередь означает создание большего количества рабочих мест и улучшение качества товаров и услуг для потребителей.
Правила международной торговли снижают возможность коррупции и политики протекционизма.
Рассмотрим базовые соглашения ВТО.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - многостороннее межгосударственное соглашение, действующее с 1947 г. ГАТТ регламентирует торговую и тарифную политику стран - членов ВТО.
ГАТТ за время своего существования стало своеобразным генератором процесса по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур в других международных организациях.
ГАТТ создает единую систему норм и требований, на основе которых функционирует международная торговая система и построены национальные системы регулирования внешней торговли большинства стран мира.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле стало сердцевиной ВТО. Более 2/3 всех соглашений, входящих в ВТО, опираются на ГАТТ.
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) - первое многостороннее межгосударственное соглашение по торговле услугами. В ВТО создан классификатор видов деятельности, которые могут рассматриваться как услуги. Наряду с классификационной схемой ВТО используются классификаторы Международного валютного фонда (МВФ), в которых торговля услугами оценивается по размерам платежей и поступлений, входящих в платежный баланс страны, классификационная схема Мирового банка и ряд других схем. Однако классификационная схема ВТО сегодня занимает центральное место.
Классификатор услуг включает около 160 обобщенных видов услуг ВТО, разделенных на 12 крупных разделов:
1. Деловые услуги - 46 групп.
2. Телекоммуникационные услуги - 25 групп.
3. Строительные и инжиниринговые услуги -5 групп.
4. Дистрибьюторские услуги - 5 групп.
5. Образование - 5 групп.
6. Финансовые услуги, включая страхование -17 групп.
7. Услуги по защите окружающей среды - 4 группы.
8. Услуги по охране здоровья и здравоохранения - 4 группы.
9. Туризм - 4 группы.
10. Спорт - 5 групп.
11. Транспортные услуги - 33 группы.
12. Прочие.
В классификаторе услуг ВТО в качестве главного классификационного признака используется деловое назначение услуги. В силу этого Классификатор услуг ВТО может быть использован для торговых переговоров и подготовки конкретных предложений и перечней уступок в сфере услуг. Именно этот Классификатор использовался в переговорах об условиях присоединения России к ВТО. На его основе был подготовлен Меморандум о внешней торговле услугами Российской Федерации.
В ГАТС предусмотрены четыре способа предоставления услуг: трансграничная поставка; потребление за рубежом; коммерческое присутствие; перемещение физических лиц.
Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) введено в действие ВТО с 1 января 1995 г. Под требования этого соглашения попадают авторские (издательские) и сходные с ними права (например, права исполнителей, аудио- и звукозаписывающих предприятий, радиовещания и т. д.), торговые марки, марки услуг, географические карты, промышленный дизайн, патенты, защищающие новые модели оборудования, дизайн интегрированных схем, а также нераскрытая информация, включая торговые секреты.
ТРИПС содержит стандарты защиты различных видов интеллектуальной собственности: авторского права и смежных прав, торговых знаков, географических указаний, промышленных образцов, патентов, топологии интегральных микросхем и коммерческой тайны. ТРИПС регламентирует меры принуждения к соблюдению прав интеллектуальной собственности, описывает процедуры приобретения доказательства таких прав. ТРИПС требует, чтобы члены ВТО соблюдали обязательства Парижской конвенции о защите прав промышленной собственности (1967 г.), обязательства Бернской конвенции по защите литературных и художественных произведений (1971 г.), а также
Римской конвенции (1961 г.) и Вашингтонского договора (1989 г).
Важное новшество ТРИПС - обязательство создавать национальные механизмы по охране прав интеллектуальной собственности. Участники ТРИПС должны создать свои национальные законодательства. Реализация ТРИПС потребует от всех стран существенно расширять национальные правовые и административные системы в сфере торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.
В «черный список» стран и территорий, где фиксируется наиболее серьезные нарушения авторских прав, включены: Россия, Украина, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Египет, Индия, Индонезия, Израиль, Китай, Кувейт, Ливан, Пакистан, Турция, Филиппины. Третью категорию составляли: Азербайджан, Багамские острова, Белоруссия, Белиз, Болгария, Боливия, Венгрия, Вьетнам, Гватемала, Доминиканская республика, Европейский союз, Италия, Казахстан, Канада, Колумбия, Республика Корея, Коста-Рика, Латвия, Литва, Малайзия, Мексика, Перу, Польша, Румыния, Саудовская Аравия, Словакия, Таджикистан, Таиланд, Тайвань. Туркмения, Узбекистан, Уругвай, Хорватия, Чили, Эквадор, Ямайка.
Проблема нарушения авторских прав в России остается одной из наиболее серьезных в мире.
Американские производители призвали власти признать Россию самой злостной нарушительницей норм защиты интеллектуальной собственности.
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), можно рассматривать как первый шаг в деятельности ВТО в области взаимосвязи капиталовложений и внешней торговли.
В рамках ТРИМС в число запрещенных мер входят:
- требование, чтобы предприятие использовало (в порядке, предписанном законом) в производстве товара определенную долю продуктов национального производства (внутренние количественные ограничения);
- требование, чтобы использование импортированных товаров было по количеству или стоимости увязано с закупками местных товаров (требование, связанное с регулированием платежного баланса);
- ограничение импорта товаров, используемых предприятием в местном производстве, количеством экспортируемых местных товаров (требование равновесия валютных расходов);
- ограничение импорта путем ограничения доступа предприятия к иностранной валюте (валютные ограничения);
- требование продажи предприятием товаров на экспорт в виде доли от объема местного производства (экспортный потенциал).
ГАТТ, ГАТС, ТРИПС и ТРИМС - генеральное соглашение, т. е. требующие обязательного выполнения странами - членами ВТО.
Соглашение по текстилю и одежде (АТС) предусматривает либерализацию текстильной торговли и ее интеграцию в систему мировой торговли на недискриминационной основе.
Соглашение по сельскому хозяйству (АМП) предусматривает принятие страной обязательств в области допустимых объемов субсидирования экспорта и господдержки. Соглашение обеспечивает определенную гибкость (в течение шести лет в рамках «желтой корзины») в регулировании господдержки сельского хозяйства, что позволяет устанавливать различные уровни субсидирования для конкретных секторов. Переговоры по сельскому хозяйству были для России одними из наиболее проблемных и сложных вопросов, так как значительно расходились позиции сторон (Кернской группы, США, ЕС и др.). Обновленные версии документов по мерам субсидирования дали возможность обоснованно оценить их со стороны ведущих стран-экспортеров сельхозпродукции и принятия компромиссных решений в данной сфере.
Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ).
Техническими барьерами в торговле ВТО называет препятствия, возникающие из-за различия в законодательствах стран в отношении продукции, стандартов и процедур оценки соответствия продукции техническим регламентам и стандартам. Для их устранения Соглашение по ТБТ призывает страны максимально сближать, гармонизировать национальное законодательство, стандарты и процедуры оценки соответствия. В краткой формуле
это звучит так: «Единый стандарт - единый метод
- всеобщее признание».
Открытие внутреннего рынка России для внешней конкуренции (пусть и дозированной) создает очевидные проблемы в нашем авиа-, авто- и станкостроении, сельхозмашиностроении, электронике, пищевкусовой, мебельной, текстильной промышленности, а также в агробизнесе, в сферах деловых и финансовых услуг, ряде других отраслей, которые могут создавать проблемы в международной торговле.
Таким образом, для российского производителя присоединение к ВТО означает дополнительные риски, выиграть же от ожидаемых низких цен и разнообразия импорта теоретически должен российский потребитель, особенно в сфере услуг.
Список литературы:
1. Основы торговой политики и правила ВТО. - М., 2005. - 448 с.
2. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. 165-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 17 декабря.
3. Россия и ВТО. М.: - Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), 2004.
4. Хафизова Г.Б. Международная торговая политика в рамках Всемирной торговой организации. - Уфа: УГАЭС, 2008. - 97 с.
5. Хафизова Г.Б. Международная торговля. Научное издание. - Уфа: УГАЭС, 2011. - 112 с.
6. ВТО и сельское хозяйство России / Под ред. С.В. Киселева. - М.: Экономфак МГУ: ТЕИС, 2003.
7. Официальный сайт Всемирной торговой организации: http://www. Wto.org.