УДК 332.1:338.43(470.64)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА КБР
Балаева С. И., кандидат экономических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»
THE MAIN PRINCIPLES OF STATE REGULATION OF THE FOOD MARKET OF THE ^R
Balaeva S. I., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»
Статья посвящена проблемам регулирования регионального продовольственного рынка Кабардино-Балкарской республики. Особое внимание уделяется причинам, обуславливающим дисбаланс рынка продовольствия. Предлагаются основные направления деятельности государства по формированию территориально сбалансированной конъюнктуры рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, условий для нормального действия рыночного механизма межрегионального перераспределения ресурсов и продовольственных товаров.
Ключевые слова: государство, регулирование, сельскохозяйственное сырье, пищевые продукты, концепция, законодательство, АПК, ответственность, политика.
Кризисные явления 1998 г., мировой финансовый и экономический кризис 2008 г., беспрецедентная засуха и жара 2010 г., охватившая огромные участки посевных площадей многих регионов Российской Федерации, негативно отразились на динамике развития продовольственного рынка. Серьезную грозу экономике представляет и возрастающая тенденция теневого сектора, удельный вес которого в среднеотраслевом значении оценивается более чем 5560%. Изменить ситуацию, не изменив отношения к федеральному и региональному законодательству, практически представляется невозможным.
Сложность решения проблем продовольственного рынка заключается в том, что принятые в стране законы на всех уровнях власти на практике реализуются фрагментарно. До настоящего времени значимыми в регулировании продовольственного рынка остаются проблемы, связанные с нестабильностью действия нормативно-правовых актов, противоречивостью и запутанностью аграрного законодательства, неподготовленностью и несвоевременностью принятия необходимых для аграрного сектора эконо-
The article is devoted to the problems of regulation of the regional food market of Kabardino-Balkarian Republic. Special attention are given to the reasons contributing to the imbalance in the food market. Offers the basic directions of activity of the state, the development of regional conjuncture of the market of agricultural raw materials and food, the conditions for the normal operation of the market mechanism of interregional redistribution of resources andfood products.
Key words: state, regulation, agricultural raw materials, food products, concept, law, agriculture, responsibility policy.
мики запланированных Государственной Думой и Правительством России законопроектов. В любой экономически развитой стране такой подход государства к собственному законодательству в регулировании продовольственного рынка недопустим. В РФ на протяжении многих лет государство самоустранилось, не думало о принятии долгосрочных перспективных программ и продолжало проводить политику реагирования на конъюнктурные потребности собственника в АПК. Доказательством тому служит ПНП «Развитие АПК», основные направления которого были рассчитаны только на два года [1].
События последних лет, включая и активное вовлечение нашей страны в международную систему торговли продовольственными товарами, изменили отношение государства к национальному соответственно и региональному продовольственному рынку. Усилиями государственных институтов на федеральном уровне была разработана и принята к реализации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». В
программе основной акцент делается на эффективное развитие растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности, мясного скотоводства, поддержку малых форм хозяйствования, технико-технологическую модернизацию и инновационное развитие. Для активного вовлечения регионального рынка продовольствия КБР в систему международной торговли стратегия и тактика её аграрной политики должны быть направлены на:
> модернизацию всех сфер АПК;
> восстановление и организацию производства агропродовольственной продукции на заброшенных сельхозугодиях республики;
^ разработку действенного механизма регулирования доступности регионального рынка для импортного продовольствия;
> повышение качества жизни и устойчивое развитие сельских территорий;
^ завоевание и развитие позиций на внешних рынках продовольствия, с конкурентным её преимуществом.
Выполнение последнего направления возможно при устойчивом обеспечении производства собственной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для удовлетворения внутреннего рынка и только потом возможен переход к либерализации внешней торговли. Для расширения внутреннего производства пищевых продуктов и создания условий для экспорта сельскохозяйственного сырья и продукции в разные страны мира необходима государственная поддержка и стимулирование местных сельхозтоваропроизводителей продовольствия в форме [2, 7]:
> прямого субсидирования отдельных мероприятий из средств федерального (регионального) бюджета РФ, с финансированием из бюджетов субъектов РФ. Здесь основное внимание акцентируется на развитии селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, племенного дела в животноводстве и птицеводстве, стимулировании развития скотоводства;
> компенсации части затрат при приобретении сельхозтоваропроизводителями новой техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, энергоресурсов, а страховании посевов сельскохозяйственных культур;
^ государственной поддержки сельхозпроизводителей при уплате процентов по кредитам, полученным АПК в коммерческих банках;
> прямых финансовых вложений на мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения, развитие инфраструктуры агропродоволь-ственного рынка, социальное развитие сельских территорий;
^ поддержания ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями;
^ формирование национального и регионального продовольственных фондов;
^ организации маркетингового обслуживания сельхозтоваропроизводителей и предприятий сферы услуг;
^ проведении эффективной инвестиционной и институциональной политики;
> таможенно-тарифного регулирования внутреннего и мирового рынков, обеспечивающего конкурентоспособность отечественной продукции [4].
В перечень основных мероприятий регулирования регионального продовольственного рынка КБР входят:
^ обеспечение устойчивого роста и повышение экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции во всех районах республики;
> сохранение и последовательное наращивание перерабатывающих предприятий республики;
> организация и поддержка развития инфраструктуры, в том числе создание на территории республики ОПР;
^ организация работы по снижению процентной ставки за предоставляемые кредиты сельхозтоваропроизводителям в банковской сфере КБР.
Но поскольку на данный момент вышеприведенные мероприятия регулирования продовольственного рынка выполняются слабо, то реальными рычагами воздействия на участников рынка остаются - цена, спрос, предложение, конкуренция, обеспечивающие взаимосвязь и взаимодействие агентов продовольственного рынка.
Выбор методов и методик государственного регулирования регионального продовольственного рынка позволяет определить уровень соотношения доходов и цен, достаточность и доступность пищевых продуктов; себестоимость производства растениеводческой и животноводческой продукции и их переработки; разработать стратегию господдержки АПК.
Господдержка всех сфер АПК играет значимую роль в развитии регионального продовольственного рынка. В экономически развитых странах продовольственный рынок регулируется государством, которое осуществляют по отношению к сельхозтоваропроизводителям протекционистскую политику, выделяет им прямые и косвенные дотации. Необходимость аграрного протекционизма имеет большое значение и доказана теорией и мировой практикой развития сельского хозяйства. Системный характер госу-
дарственной поддержки сельского хозяйства в этих странах является необходимым условием повышения эффективности инвестиционных проектов и программ развития аграрной сферы. Исторически сложившийся механизм поддержки сельского хозяйства состоит в фиксировании цен на уровне, превышающем мировые, гарантиях покупки излишков продукции и поддержки экспорта. Этот механизм обеспечивает определенный уровень доходов сельхозпроизводителям за счет увеличения объемов производства и производительности труда. На определенных этапах развития сельского хозяйства данный механизм может быть заменен мерами прямой поддержки доходов, что позволит обеспечить их перераспределение в пользу сельхозпроизводителей при минимальных бюджетных и экологических издержках [4].
Сегодня, современный механизм государственного регулирования регионального продовольственного рынка с учетом новых задач и условий развития мирового рынка продовольствия должен строиться на качественно новых принципах. Таковыми, по нашему мнению, являются ценовые и неценовые формы, прямые и косвенные методы государственного регулирования рынка продовольствия. Действенные методы, механизмы и критерии оценки эффективности развития регионального продовольственного рынка заложены в трех взаимосвязанных блоках.
В первый блок включены методы административно-правового направления. Их реализация осуществляется путем разработки и внедрения нормативно-законодательных актов, федеральных (региональных) целевых программ, лицензирования и квотирования. Это формы воздей-
ствия государства на производство, распределение и потребление пищевых продуктов.
1. Значительная роль в построении рационально-функционирующего регионального рынка продовольствия отводится ПНП «Развитие АПК», на основании которой были приняты ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 (2013-2020) годы».
Принятие этих законопроектов позволило четко определить функции федеральных и региональных органов власти и их обязательства:
^ по финансированию кредитования СХП, ЛПХ, К (Ф)Х;
^ страхованию урожая сельскохозяйственных культур;
^ созданию в регмонах «Россельхозбанка», «Росагролизинга»;
^ формированию многоукладной системы в сельском хозяйстве;
> созданию инфраструктуры РПР;
> широкому использованию мер по защите отечественных товаропроизводителей;
^ упразднению на макро-микро и мезо-уровнях неэффективные прямые дотации;
^ введению субсидирования процентных ставок по кредитам с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки Центрального Банка;
^ реализации механизмов по отношению к долгосрочным инвестиционным кредитам сроком на 3-5 лет, увеличению субсидий в поддержку инвестиционных кредитов [2].
№№ п/п Наименование Единицы измерен. Сумма
1. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Госпрограммы за счет средств республиканского бюджета млрд. руб. 10,2
в том числе на развитие:
2. растениеводства млрд. руб. 3,8
3. животноводства млрд. руб. 1,9
4. мясного скотоводства млн. руб. 571,8
5. пищевой и перерабатывающей промышленности млн. руб. 892,5
6. поддержку малых форм хозяйствования млрд. руб. 1,3
7. реализацию: республиканской целевой программы "Социальное развитие сел до 2013 года" млн. руб. 109,1
8. республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" млрд. руб. 1,6
Таблица 1 - Объемы финансирования сельского хозяйства КБР в 2013-2020 гг.
Кроме того, с принятием госпрограммы впервые за реформенный период в регионе заработал механизм кредитования животноводства сроком до 8 лет, субсидирования сельхозтоваропроизводителей при приобретении сельхозтехники и дизтоплива для проведения сезонных работ и др.
Позитивные мероприятия, разработанные в программе, обусловили рост динамики развития сельского хозяйства республики. Этому способствовали четко обозначенные объёмы финансирования их распределение по источникам и годам, направления аграрная политики региона.
2. Лицензирование, как одно из действенных административных методов государственного регулирования регионального продовольственного рынка обусловит создание в республике оптового продовольственного рынка (ОПР) по реализации сельскохозяйственного сырья, продукции и пищевых продуктов, будет способст-
вовать ограничению импорта, обеспечению прозрачности региональных рынков продовольствия (РРП), ужесточению борьбы с «теневым» сектором АПК КБР.
3. Квотирование, с одной стороны, будет способствовать регулированию импортных поставок продовольствия на региональный рынок республики, с другой стимулировать увеличение объемов продукции местного производства, регулировать рыночные цены, выступит гарантом получения прибыли для предприятий АПК КБР.
Во второй блок включены методы экономического направления - это бюджетная поддержка, ценовое регулирование, финансово-кредитный механизм, налоговая система, тарифное и нетарифное регулирование экспорта и импорта пищевых продуктов, организация биржевой торговли, использование складских сертификатов, создание страхового фонда, правовое регулирование.
Рисунок 1 - Экономические методы государственного регулирования регионального
продовольственного рынка КБР
Такой подход государственных органов власти к регулированию регионального продовольственного рынка предполагает регулирование производства, потребления, доходов, цен, а также уровня социального развития и структурной политики. Рассмотрим эти критерии более подробно.
Регулирование производства направлено в республике на развитие зернового подкомплекса, (в 2013 г. валовой сбор зерновых культур в КБР приблизился почти к 1 млн. т.), включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства как обеспечивающий устойчивость АПК республики и, в значительной мере её экономики; скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующую подотрасль, использующую конкурентные преимущества региона, в первую очередь, наличие хотя и незначительных, но имеющихся площадей сельскохозяйственных угодий; предоставле-
ние товаропроизводителям субсидий, компенсаций, а также страхование урожаев, льготное кредитование и поддержку лизинга.
Регулирование потребления предполагает оказание финансовой продовольственной помощи более 16% малообеспеченным слоям населения.
Регулирование доходов включает различного рода платежи, программы страхования или стабилизацию доходов производителей.
Регулирование цен и рынков включает прямые и косвенные меры регулирования цен, а через них и рынков (гарантированные цены, интервенционные продажи и закупки, ценовые субсидии). Кроме того, к числу мер государственного регулирования следует отнести создание системы рыночной информации и формирование рыночной инфраструктуры. Особое значение имеет вопрос снятия административных барьеров в межрегиональной торговле, которое
на протяжении многих лет препятствовало получению товаропроизводителями справедливой цены.
Важное место в современных программах развития продовольственного рынка республики занимает вопрос регулирования социального развития и структурной её политики. Основными мерами в развитии сельской инфраструктуры послужили строительство дорог, электрических сетей, водопроводов и газопроводов. Центральное место для проведения структурной политики в АПК КБР занимают следующие программы:
> инвестиционной помощи при диверсификации экономической деятельности в сельской местности;
> стимулирования выхода фермеров на пенсию;
> стимулирования вывода земельных угодий и животных из рыночного сельскохозяйственного оборота.
Региональные органы власти для стимулирования предпринимательской инициативы и повышения конкурентоспособности регионального продовольственного рынка сформировали систему селективной поддержки сельхозпроизводителей. В соответствии с этой системой в 2012 году АПК Кабардино-Балкарии выделено 838 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета 124 млн. рублей.
Кроме того, агропромышленному комплексу республики оказана господдержка из федерального и республиканского бюджетов, практическая помощь Минсельхоза России позволила внедрить в республике самые современные технологии в растениеводстве и животноводстве, обновить машинно-тракторный парк (по состоянию на 1 января 2013 года приобретено свыше 260 единиц различной сельскохозяйственной техники и оборудования для содержания животных на общую сумму более чем 600 млн. руб.; сельскохозяйственной техники в ОАО "Росагро-лизинг" с 50% скидкой от ее балансовой стоимости; аграриями республики приобретено 110 единиц техники на общую сумму более 63 млн. руб., строящиеся и реконструируемые объекты укомплектованы оборудованием ведущих мировых компаний в области животноводства, завозится высокопродуктивный скот из-за рубежа). Весь комплекс мероприятий позволил создать в республике позитивную основу для дальнейшего поступательного развития агропродовольст-венного рынка.
Результаты деятельности продовольственного рынка КБР говорят сами за себя. В последние годы устойчивый рост производства пищевых продуктов обеспечивают ведущие отрасли региона - пищевая и перерабатывающая промышленности КБР.
Таблица 2 - Результаты деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и сельхозпредприятий КБР за девять месяцев 2013 г.
Наименование Един. измерен. Сумма 2013 г. к уровню 2012 г., %
Производство товарной продукции млрд. руб. 26,6 +3,2
мяса скота и птицы (на убой в живом весе) тыс. т 68,3 +1,0
молока тыс. т 362,7 +2,6
яиц млн. штук 159 +2,7
надои молока на одну корову в СХО кг 3630 +4,0
яйценоскость кур-несушек шт. 55 +2,0
В последние годы эффективному функционированию рынка плодоовощной продукции способствуют позитивные сдвиги, то есть развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства КБР - садоводство и овощеводство.
Одним из немногих предприятий, занимающихся возрождением интенсивного садоводства в регионе, является кооперация Баксанских предпринимателей. Для выращивания яблок она использует карликовые деревья и систему капельного орошения, железобетонные шпалерные столбики для поддержания деревьев производятся на построенном и запущенном в строй
заводе. Для долговременного хранения полученных плодов и овощей в соответствии с ведомственной целевой программой "Строительство современных хранилищ плодов и овощей на 2011-2013 годы" в районах республики построены и введены в эксплуатацию шесть пло-доовощехранилищ с регулированием температуры, общей мощностью единовременного хранения 5 тыс. тонн. В перспективе планируется довести общий объем до 50 тыс. т. Согласно прогнозным данным к 2024 г. предполагается получать примерно 1 млн. тонн плодово-ягодной продукции [8].
Доминирующую роль в условиях малозе-мельности и ограниченности пахотных земель при надлежит высокоэффективному овощеводству. Для обеспечения продовольственного рынка овощной продукцией собственного производства в республике из года в год увеличиваются площади, где интенсивно применяется капельное орошение, закупаются элитные и высококачественные семена. Площади под овощеводством закрытого грунта прочно закрепляются в ЛПХ населения и составляют уже более 360 га, современных тепличных комплексов 30 га. С учетом этого до 2015 г. предполагается построить тепличный комплекс на площади в 100 га и небольшие парники туннельного типа на площади 500 га, которые будут полностью обеспечиваться теплоэнергией за счет вторичного использования горячей воды. Чистая прибыль от строительства тепличного комплекса составит после уплаты всех видов налогов и процентных ставок по кредитам 1,8 млрд. руб. Создание парников позволит получать с закрытого грунта более 200 тыс. тонн овощей ежегодно.
Формированию и функционированию регионального продовольственного рынка способствуют и две экономически значимые ведомственные целевые программы:
^ первая - по развитию производства и переработки овощей, в том числе сахарной кукурузы;
^ вторая - по увеличению производства сельскохозяйственной продукции за счет увеличения мелиорируемых земель [5].
Хорошие показатели растениеводства обусловили рост производства животноводческой продукции. Так, в 2013 г. производство мяса скота и птицы в живой массе увеличилось на 14% и составило 82 тыс. тонн, молока соответственно на 10% и 405,8 тыс. тонн, яиц на 4% и 175 млн. штук. Поголовье крупного рогатого скота увеличилось в среднем на 9%, в том числе коров - на 12,5%, овец - на 15%. Формированию и функционированию регионального продовольственного рынка в КБР будут способствовать и способствуют более 70 инвестиционных региональных проектов, общая стоимость которых оценивается в 6 млрд. руб. инвестиций. Основное направление - развитие мясного и молочного скотоводства за счет увеличения маточного поголовья мясных пород крупного рогатого скота и получение к 2015 году 464 тыс. тонн молока и 103 тыс. тонн мяса. Это позволит не только обеспечить потребности населения республики, но и вывозить продукцию в соседние регионы, а максимальное использование потен-
циала горных пастбищ значительно снизить себестоимость.
Формированию и развитию рынка инновационной животноводческой продукции будет способствовать и начатая в 2011 г. реализация проекта по разведению в промышленных масштабах коз молочных пород и еще два проекта, разработанные Минсельхозом КБР. Первое направлено на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, второе на поддержку начинающих фермеров. Увеличение поголовье коз зааненской породы от 2,5 тыс. голов и более, установление линии по переработке козьего молока позволит расширить ассортимент мясомолочной продукции на продовольственном рынке КБР и следовательно возможность наиболее полно удовлетворять потребности населения в этих продуктах питания.
В КБР в интересах повышения эффективности функционирования продовольственного рынка сформированы позитивные предпосылки для развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Разработан и принят к реализации методический подход для эффективной деятельности предприятий этой сферы, обоснованы модели государственного протекционизма. Использование разработанной стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности КБР позволит открыть этот сектор экономики для кредитных ресурсов и частных инвестиций, сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы в тех отраслях, где можно рассчитывать на наиболее быстрый прирост производства продукции (крупные агроком-плексы, специализирующиеся на птицеводстве, свиноводстве, овощеводстве закрытого грунта).
Литература
1. Борисов М.Ю. Особенности формирования региональных продовольственных рынков / М.Ю. Борисов // Проблемы и перспективы аграрной науки России: Материалы круглого стола / Рос. гос. аграр. заоч. ун-т. - М. - 2011. -0,3 п.л.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы от 14.07.2007. № 446.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона
от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
4. Государственная программа развития сельского хозяйства КБР до 2020 г. «аПейах-russia.ru».
5. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 13 ноября 2012 г. N 84-РЗ "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2008-2012 годы".
6. О республиканской целевой программе "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Кабардино-Балкарской Республики на 2009-2011 годы" (утратил силу с 04.05.2010 на основании Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15.04.2010 N 20-РЗ).
7. Постановление Правительства КБР от 25 октября 2013 года №290-1-11П "О правилах пре-
доставления в 2013 году субсидий на развитие производства овощей в КБР".
8. Приказ МСХ КБР от 8 ноября 2013 года №84 "О сроке предоставления документов для получения субсидий и ставках субсидий на возмещение части затрат на развитие производства овощей в КБР в 2013 году.
9. Федеральный закон от 29.12.2006. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
10. Ушачев И.Г. Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2008. - №7. - С. 1-8.
УДК 338.436.33
РОССИЙСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В УСЛОВИЯХ ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Балкизов М. Х., доктор экономических наук, профессор Барагунова Б. А., кандидат экономических наук, доцент Хабалов Т. Х., аспирант
ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»
RUSSIAN AGRICULTURE IN THE WTO: THE PROS AND CONS
Balkizov M. H., Doctor of Economics, Professor Baragunova B. A., Candidate of Economics, Associate Professor Habalov T. H., Post-graduate student FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»
Состояние сельского хозяйства в России сравнивается с условиями сельскохозяйственного производства других стран - участниц ВТО. Рассмотрены три вида внутренней поддержки по правилам ВТО, получивших название «корзин»: «зеленая», «голубая» и «жёлтая». Показаны как положительные аспекты для АПК от вступления России в ВТО, так и отрицательные.
Ключевые слова: внешнеторговая организация, сельское хозяйство, государственная поддержка, агробизнес.
The state of agriculture in Russia is compared with the conditions of agricultural production in other countries - participants of the WTO. Are considered three types of domestic support under the WTO rules, known as "baskets": "green", "blue" and "yellow". Shown as positive aspects for the AIC of Russia's entry into the WTO, as well as negative.
Key words: foreign trade organization, agriculture, government support, agri-business.
Сельское хозяйство - это наиболее чувствительная отрасль, в которой могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО. Самыми
трудными были переговоры о согласовании позиций по сельскому хозяйству. Российские сельхозпроизводители начинают понимать, что конкуренция - вещь жесткая и надо быть к ней готовым. По правилам ВТО России пришлось от-