ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
В. С. Остапенко (Воронежский институт МВД России)
В статье рассматриваются основные принципы формирования научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России: приоритетности мировоззренческого воздействия в ходе образовательного процесса, мировоззренчески-формирующего воспитания, единства теории и практики, мировоззренческой индентификации, главенства духовно-нравственных ориентаций в структуре мировоззрения.
Ключевые слова: научное мировоззрение; принципы формирования мировоззрения; духовно-нравственные ориентации; мировоззренчески-формирующее воспитание.
Для повышения эффективности и полной реализации в условиях образовательных учреждений МВД России задачи формирования научного мировоззрения курсантов в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на определенные принципы. В данной работе принципы рассматриваются как совокупность теоретических положений, раскрывающих и обеспечивающих процесс формирования научного мировоззрения курсантов.
Принцип приоритетности мировоззренческого воздействия в ходе обучения курсантов означает мировоззренческую насыщенность образовательного процесса (в особенности его правовой составляющей) в вузах МВД России. Под такой насыщенностью образовательного процесса вуза понимается, во-первых, сам учебный процесс, направленный на глубокое изучение всего комплекса гуманитарных и, в особенности, философских дисциплин; во-вторых, проведение факультативных и дополнительных занятий, способствующих формированию основных элементов научного мировоззрения.
Овладение мировоззренческими знаниями происходит в ходе изучения блока социально-гуманитарных дисциплин. Главная цель их изучения с мировоззренческой точки зрения — усвоение знаний, развитие мышления курсантов, формирование у них убеждений, идеалов, принципов, ценностей, базирующихся на научном понимании природы и общества. При этом, как показывают педагогическая практика и анализ содержания учебных программ, при изучении многих гумани-
тарных дисциплин в вузах МВД России целесообразно шире использовать примеры из практики правоохранительной деятельности для того, чтобы глубже раскрыть учебные вопросы, а порой и целые темы, связав их с предстоящей работой в правоохранительной сфере.
Принцип мировоззренчески-форми-рующего воспитания означает усиление мировоззренческой направленности всей системы воспитательной работы в вузах МВД России с упором на ее правовой аспект. Для этого служебная деятельность, учебно-воспитательный процесс в вузах МВД России должны быть организованы в строгом соответствии с нормами права и документами, регламентирующими воспитательную работу: приказами МВД России, положениями об отделе воспитательной работы, о совете комнаты воспитательной работы, об учебно-воспитательном совете курса, о кураторах учебных групп и др. Кроме того, в удобных для обозрения местах должна быть размещена информация, содержащая выписки из основных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с прохождением службы, обеспечением социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, порядком организации служебной деятельности, ее безопасности и др.
Коммуникационно-конструктив-ныгй принцип заключается в умении конструктивно воздействовать, продуктивно общаться, в целом совершенствовать систему управления процессом формирования научного мировоззрения курсантов.
© Остапенко В. С., 2010
Задачи по формированию научного мировоззрения курсантов решаются в рамках единого плана учебно-воспитательной работы в вузе на период обучения. Вопросы мировоззренческого обучения и воспитания являются составной частью общего плана. Руководство этой работой возложено на начальника вуза, а непосредственная организация — на его заместителей по учебной и научной работе, по работе с личным составом, которым подчинены соответствующие отделы и службы. Как показывает практика, существующая система управления учебно-воспитательным процессом в вузах МВД России не в полной мере справляется с решением новых задач по обучению и воспитанию курсантов, в том числе по формированию их научного мировоззрения исходя из современных требований. Для улучшения ситуации были разработаны и приняты Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в системе МВД Российской Федерации на 2004— 2010 гг., Кодекс профессиональной этики сотрудников ОВД, Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007—2009 гг. и др.
Формирование научного мировоззрения курсантов происходит путем усвоения и приобретения ими от командиров и профессорско-преподавательского состава вуза в ходе обучения и воспитания мировоззренческих знаний, ориентаций, взглядов, идеалов. В связи с этим большое значение имеет принцип мировоззренческой идентификации, что означает достижение определенного уровня мировоззренческой зрелости руководящим и профессорско-преподавательским составом вузов МВД России.
Когда командир или преподаватель передает информацию через призму своего восприятия, своего личного опыта, своего ценностного отношения к ней, у курсантов он моделирует то или иное отношение к этой информации, формирует определенное миропонимание и миро-отношение. Повышение мировоззренческого уровня профессорско-преподава-
тельского состава может осуществляться по следующим направлениям: обучение в очной и заочной адъюнктуре и докторантуре; получение дополнительного образования в вузах других ведомств и на курсах повышения квалификации; участие в научных конференциях, семинарах и учебно-методических сборах и т. п. Этому способствуют самостоятельная работа офицеров по совершенствованию своего профессионального мастерства, навыков и умений, проведение аттестаций (при выдвижении офицера на вышестоящую должность, присвоение звания и т. п.), проверка знаний в ходе государственно-правовой и служебно-боевой подготовки и другие мероприятия.
Важную роль в повышении мировоззренческой зрелости профессорско-преподавательского и командного состава образовательных учреждений МВД России играет их участие в совместных мероприятиях с органами внутренних дел и другими правоохранительными органами (судом, прокуратурой). Исходя из этого можно вывести следующий принцип — единства теории и практики в организации учебно-воспитательного процесса, в результате которого существенно повышается качество работы по формированию научного мировоззрения курсантов.
В целях реализации Концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов внутренних дел в плане обеспечения связи учебного процесса с практической деятельностью образовательные учреждения МВД России и правоохранительные органы могут проводить совместные мероприятия, имеющие мировоззренческое значение (обучающие семинары, круглые столы с целью изучения новых подходов к правоохранительной деятельности, обучения новым методам работы); привлекать специалистов-практиков, в том числе руководителей подразделений и служб ОВД, для ведения занятий; разрабатывать тематику курсовых и дипломных работ с учетом потребностей правоохранительной системы; обеспечивать учебный процесс вузов МВД образцами бланков процессуальных докумен-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
тов, наглядными пособиями, криминалистическими объектами; прорабатывать вопросы организации практик и стажировок курсантов и слушателей в правоохранительных органах; систематически привлекать курсантов для обеспечения охраны общественного порядка при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, поддержания правопорядка в общественных местах и т. п.
Главенство духовно-нравственныгх ориентаций в структуре мировоззрения — важнейший принцип формирования научного мировоззрения курсантов. В вузах МВД России необходимо создавать условия для духовно-нравственного развития курсантов в течение всего периода обучения. Несмотря на то что многие моральные нормы, регламентирующие взаимоотношения между людьми и их отношения в обществе закреплены нормами права в законах, уставах, приказах, их соблюдение не стало внутренним убеждением и потребностью у части курсантов. В последнее время уровень юридического закрепления многих моральных норм понизился. Если в 1970—1980-е гг. в приказах, наставлениях МВД СССР четко указывалось, что каждый сотрудник правоохранительных органов должен быть честным, бдительным, с достоинством и честью защищать конституционный строй, то сегодняшние документы почти не содержат обязательств по соблюдению сотрудниками МВД России каких-либо морально-нравственных норм поведения. Такие понятия, как честь, совесть, достоинство, в настоящее время четко не выделены, и это может привести к духовно-нравственному обнищанию личности [3, с. 14—15].
В существующей системе оценки служебной деятельности курсантов предпочтение отдается их учебным заслугам, профессиональным, деловым качествам, при этом сам курсант, его внутренний мир, жизненные идеалы, ориентиры, ценности остаются как бы в стороне. Если в советское время на первое место выходили идеологические, духовно-нравственные качества самого сотрудника, то сегодня приоритет принадлежит результатам его учебной, служеб-
ной деятельности, а вопросы, каким образом и какой ценой они достигнуты, часто не рассматриваются. Такой подход к оценке деятельности курсантов накладывает определенный отпечаток на их поведение и формирование мировоззренческих установок. Для достижения необходимых показателей в работе командиры учебно-строевых подразделений часто используют всевозможные способы и средства, иногда не совсем оправданные и правомерные, не учитывающие духовно-нравственное состояние курсантов [2].
В отсутствие сплачивающей общенациональной идеи, становление которой только начинается, сотрудники правоохранительных органов живут в определенном идеологическом и духовно-нравственном вакууме. Возрождение государственно-патриотической идеи, традиций верного служения Отечеству в наше время невозможно без тесного взаимодействия МВД и церкви. Известно, что религиозные взгляды, убеждения не являются элементами научного мировоззрения. Каким же образом христианство и другие религии могут способствовать духовно-нравственному развитию курсантов? Во-первых, возможно использовать влияние священнослужителей для оздоровления нравственного климата в курсантских коллективах (осуждение нарушений служебной дисциплины, неуставных взаимоотношений, суицидальных настроений и других негативных явлений). Во-вторых, религия формирует общечеловеческие нравственные основы, идеалы, которые отражают стремления любого человека к нравственному совершенствованию. С этой точки зрения религия участвует в формировании нравственного аспекта мировоззрения. В-третьих, вероучения позволяют глубже понять и оценить роль и значение морали и права в современном обществе, сформировать сознательное позитивное к ним отношение.
Христианство и другие мировые религии, будучи нравственно-нормативными системами, оказывают влияние на формирование и реализацию некоторых светских правовых норм. Происходит
своеобразная имплементация религии в право, в результате чего мы пользуемся правом, по сути, прибегая к помощи религии. Право — это не только правило поведения, закрепленное в законе, но и сама жизнь, претворение правила в повседневной реальности. Здесь многое зависит от нравственных устоев человека: соответствуют ли они праву и готов ли он отстаивать свои убеждения. Именно поэтому духовно-нравственное развитие выступает сегодня одним из принципов развития научного мировоззрения курсантов [1, с. 12—13].
Религиозные нормы при всей кажущейся их отвлеченности от мирских проблем в действительности играют существенную роль в формировании нравственного и правопослушного поведения человека, вырабатывая устойчивую систему ценностей, не безразличную для права. Такие ценности способны выступать в качестве мотивов социально-позитивного поведения [4]. Так, история подтверждает существование прямой связи христианства с правом: например, формирование римского частного права в его наиболее развитых формах (I— III вв. н. э.) и возникновение великих Христовых откровений-заповедей, положивших начало христианской культуре и морали, — события исторически одновременные. Именно в это время сложились две главные силы, способные упорядочить, оцивилизовать свободу в практической жизни с помощью ценностей
культуры, духовных начал. Это, во-первых, право, выступающее регулятором главным образом внешних отношений людей, и, во-вторых, религия, являющаяся регулятором духовно-моральных начал жизни.
Сегодня, как показывают опросы, большинство курсантов положительно относятся к христианской религии; многие причисляют себя к верующим. Значит, необходимо использовать потенциал христианской религии для развития духовно-нравственных начал личности курсантов.
Таковы основные принципы формирования научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохина, Г. А. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры личности курсантов образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Анохина. — Воронеж, 2007. — 22 с.
2. Куманеев, В. В. Формирование у курсантов и слушателей потребности в соблюдении морально-этических норм поведения / В. В. Куманеев, А. Н. Лушин. — Н. Новгород : НЮИ МВД России, 1999. — 23 с.
3. Мельников, В. М. Формирование личностно значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. М. Мельников. — Елец, 2005. — 24 с.
4. Тер-Акопов, А. Библейские заповеди: христианство как метаправо современных правовых систем / А. Тер-Акопов, А. Толкаченко // Рос. юстиция. — 2002. — № 6. — С. 60—63.
Поступила 07.05.09.