Научная статья на тему 'Основные принципы формирования механизма управления экономической эффективностью и качеством услуг в сфере здравоохранения'

Основные принципы формирования механизма управления экономической эффективностью и качеством услуг в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ / МЕТОДЫ АНАЛИЗА / ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ / ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ БОР / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочкаров А. Б.

В статье предлагается использование принципов системного подхода к управлению эффективностью и качеством медицинских услуг, включающему такие составляющие объекты подсистемы) управления, как: рынок / потребители; инфраструктура / сотрудники; бизнес-процессы; финансы / экономика; экономическая эффективность деятельности ЛПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы формирования механизма управления экономической эффективностью и качеством услуг в сфере здравоохранения»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И КАЧЕСТВОМ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

А.Б. КОЧКАРОВ

Кисловодский институт экономики и права,

соискатель

В статье предлагается использование принципов системного подхода к управлению эффективностью и качеством медицинских услуг, включающему такие составляющие объекты подсистемы) управления, как: рынок / потребители; инфраструктура / сотрудники; бизнес-процессы; финансы / экономика; экономическая эффективность деятельности ЛПУ.

Ключевые слова: экономика здравоохранения; эффективность лечения; методы анализа; пилотный проект; одноканальное финансирование; Концепция БОР; системный подход; система управления качеством медицинских услуг.

Коды классификатора JEL: L84, L88.

Экономика здравоохранения — одна из отраслей народного хозяйства страны, выполняющая функции сохранения и укрепления здоровья граждан, предотвращения заболеваний и их распространения, оказания широкого спектра медицинских и фармакологических услуг.

В конце XX и начале XXI вв. проблемы экономической оценки эффективности лечения стали одной из важных проблем сферы здравоохранения. Необходимость экономического анализа эффективности медицинских вмешательств определяется несколькими причинами. Во-первых, быстрыми темпами роста стоимости лечения наиболее распространенных заболеваний и общим удорожанием медицинских услуг. Во-вторых, появлением альтернативных методов лечения одного и того же заболевания, при выборе которых приходится учитывать не только их клиническую эффективность, но и стоимость. И, наконец, в-третьих, отставанием возможностей финансирования высокотехнологичных и дорогостоящих методов лечения, которое существует во всех странах.

В классической модели российской системы здравоохранения бюджетные медицинские учреждения финансируются в соответствии со сметным принципом. Иными словами, доходная часть больницы формируется «сверху», и именно за эти доходы, получаемые из бюджета, разворачивается конкурентная борьба. Платой за эту модель становится неизбежная нерациональность расходования бюджетных средств.

В связи с этим необходимо разработать современные пути оптимизации деятельности в здравоохранении и условно связать их с основными внутренними моментами реформирования отрасли.

Представляется также весьма важным привлечение к деятельности в здравоохранении инвесторов. Данный факт будет являться механизмом внешнего воздействия на совершенствование деятельности здравоохранения через концессионные соглашения, лизинговые договоры и другие актуальные формы государственно-частного партнерства (ГЧП).

До недавнего времени существовало несколько методов экономического анализа эффективности лечения: стоимостной анализ прибыли, анализ эффективности затрат, стоимостноутилитарный анализ, ситуационный анализ и др. Наиболее совершенным методом анализа считался стоимостно-утилитарный анализ, который позволяет соотнести стоимость лечения и его влияние на продолжительность и качество жизни. К сожалению, данный метод слишком сложен, что затрудняет его широкое использование.

Целью некоторых исследований являлся также анализ издержек и эффективности, часто в связи с исследованием различий между государственными и частными поставщиками медицинских услуг. В других работах предпринимались попытки проанализировать и оценить влияние определенных характеристик управления на результаты деятельности медицинского учреждения, в особенности на издержки [1, 4].

В последние несколько лет в рамках исследований деятельности медицинских учреждений все больше внимания уделялось проблемам, связанным с изучением вопросов мотивации медицинских работников. Это неудивительно при той центральной роли, которую медицинский персонал играет в процессе оказания услуг здравоохранения [4].

В настоящее время в РФ ведется работа по реформированию бюджетной системы здравоохранения. Концепция реформирования бюджетного процесса направлена на повышение эффективности управления финансами здравоохранения путем смещения приоритетов от «управле-

© Кочкаров А.Б., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

70

А.Б. КОЧКАРОВ

ния бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами». Одним из способов совершенствования управления финансами является бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), или программно-целевое бюджетирование. В общем виде БОР предполагает систему формирования бюджета, отражающую взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами [2, 3]. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.05.2007 № 296 «Об утверждении правил финансирования расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов в Российской Федерации, участвующих в его реализации» в 19 субъектах Российской Федерации уже начата реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения [2].

В широком смысле под эффективностью ЛПУ понимают комплексную характеристику потенциальных и реальных результатов функционирования сети ЛПУ, учитывающую степень соответствия этих результатов главным целям системы. С учетом современных социально-экономических условий цель деятельности сети ЛПУ может быть сформулирована как обеспечение населения качественной МП в условиях ограниченного бюджетного финансирования и необходимости нахождения внебюджетных источников денежных средств на рынке медицинских услуг.

С учетом сформулированной цели и сложившихся в теории и практике медицины представлений специфика оценки эффективности деятельности ЛПУ проявляется в ее направленности на достижение медико-социальной и экономической эффективности.

Реализация системного подхода к построению системы индикаторов для оценки эффективности деятельности ЛПУ достигается за счет включения в управление контуром модуля качества МП всех взаимосвязанных элементов системы — здоровья пациента.

Система оценки деятельности ЛПУ определяет структуру звеньев (или подсистем) управления, таких как:

1) рынок/потребители (оценка спроса на услуги, рост рынка; доля рынка; индекс удовлетворенности потребителей; конкурентоспособность);

2) инфраструтура/сотрудники (оценка обеспеченности ресурсами; фондовооруженность; профессиональный уровень; мотивация труда);

3) бизнес-процессы (трудоемкость; ресурсоемкость; производительность труда);

4) финансы/экономика (оценка затрат на капитал; затратоемкость; себестоимость; фондоотдача; рентабельность);

5) эффективность деятельности ЛПУ (экономическая, бюджетная, социальная, медицинская) [4].

Рассматривая эти звенья и показатели качества медицинских услуг, как объекты управления, представляющие собой в совокупности систему, т.е. совокупность взаимодействующих элементов, можно с позиции системного подхода предложить следующие принципы управления эффективностью и качеством услуг здравоохранения.

Одним из широко распространенных методов определения динамических характеристик в любом производстве является так называемый пассивный метод, при использовании которого фиксируется естественное движение объекта в процессе его нормального функционирования. Полученные реализации массивов данных входных и выходных сигналов обрабатываются статическими методами. По результатам обработки получают параметры передаточной функции объекта.

Исходя из свойств передаточных функций системы, можно, например, сказать, что если звенья (элементы) системы соединены последовательно, то параметры (характеристики) этих звеньев (элементов) перемножаются.

По аналогии можно сказать, что, если, например, эффективность функционирования одного звена экономической системы — V, а второго — У2, то общая эффективность этих двух звеньев будет: V12 = V1 * V2.

Даже из этого простого примера понятно, что, если эффективность функционирования одного (прогрессивного) звена равна, например, 0,9, а второго (отсталого) звена — 0,1, то общая эффективность будет равна 0,09.

Любая сложная система характерна многоветвящимися связями и соединениями своих звеньев. Поэтому очень часто имеет место разброс эффективности отдельных звеньев, и зачастую большой, что и приводит к низкой эффективности системы в целом.

Если вспомнить принципы теории надежности систем, то внутри системы одни звенья — высоконадежные, другие — малонадежные. Оптимальной с точки зрения надежности считается система, которая выходит из строя вся сразу, т.е. ресурсы выработаны всеми узлами одновременно. Поэтому необходимо использование методов решения оптимизационных задач.

В экономическом анализе для решения таких задач существует много методов, одним из которых (по аналогии с методом построения динамических характеристик в теории САР) является метод динамического программирования.

Методы динамического программирования широко применяются при решении таких оптимизационных задач, в которых целевая функция или функция ограничения, или же первое и второе одновременно, характеризуются нелинейными зависимостями.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

71

Например, экономическая эффективность производства возрастает или убывает непропорционально изменению его масштабов; величина затрат при этом изменяется также непропорционально; напротив, изменение ритмичности производства может повлечь прямо противоположное изменение стоимости затрат; при росте эффективности производственного подразделения, выпускающего новейшую продукцию (услугу), этот результат может полностью смазаться при низкой эффективности кадровой службы; также, например, внутри самого производственного подразделения высокие качество и ритмичность производства по выпуску новой качественной продукции (услуги) могут почти потерять смысл при неорганизованной работе вспомогательных служб.

Покажем использование предложенных принципов и методов применительно конкретно к системе управления качеством медицинских услуг. Введем следующие обозначения:

Ш — эффективность запланированного мероприятия по повышению качества услуг; п — количество медицинских услуг (звеньев системы, вовлеченных в данный процесс) (от 1 ... до п);

V. — эффективность мероприятия по повышению качества каждой отдельной медицинской услуги (отдельного звена) функционирующей системы;

ПП. — предельная производительность (производственная функция) каждого отдельного звена системы.

Требуется определить необходимую ресурсоотдачу, предельную производительность и эффективность каждого звена, чтобы были достигнуты максимальная эффективность всего процесса, т.е. обеспечение необходимого качества всех в комплексе медицинских услуг.

Применяя описанную модель производственной функции к каждому звену системы управления качеством услуг и оптимизируя соотношения потребляемых ресурсов каждого звена, необходимо добиться такого состояния, чтобы производственная функция ПП была 1.

Если каждое звено системы (или каждый этап реализуемого процесса оценки и управления качеством) будут иметь производственную функцию 1, то производственная функция всей системы будет не только тоже 1, а будет превышать значения производственной функции каждого отдельного звена (услуги).

Итак, чтобы добиться стабильного состояния системы, включающей перечисленные выше 5 ее блоков (или подсистем), необходимо следующее:

1) ПП. 1$

2) тогда V. — эффективность каждого отдельного звена (мероприятия по обеспечению качества отдельной услуги) функционирующей системы будет 1;

3) W — эффективность всего запланированного процесса — задается из условия вышеизложенных принципов стабильности и устойчивости системы и должна быть 1;

4) если г — количество звеньев системы, вовлеченных в данный процесс ( от 1 ... до п) и V. 1, то можно записать, что заданное условие Ш > 1, будет обеспечено, так как:

Ш = V, * V, * V, *..* V..... V.

12 3 I п

И тогда: Ш ^ тах , при V. ^ тах.

Такой подход по реализации системы управления эффективностью и качеством медицинских услуг позволит разработать мероприятия по оптимальному использованию организационноэкономических ресурсов на каждом этапе внедрения мероприятий (каждом звене) системы, оптимизации каждого этапа (звена) реализации путем оптимизации соотношения ресурсов (рабочей силы, использования оборудования, приборов и средств, режима контроля, использования материальных затрат и пр.), оптимальной организации всего процесса мониторинга и управления качеством медицинских услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартынчик С.Л., Полесский В.А., Запороженко В.Г. и др. Роль мониторинга и оценки эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат //Экономика здравоохранения. 2007. № 6.

2. Постановление Правительства РФ от 19.05.2007 № 296 «Об утверждении правил финансирования расходов

на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов в Российской Федерации, участвующих в его реализации».

3. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26 мая 2008 г. № 111 «Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования».

4. Татарников М.А. Повышение эффективности управления здравоохранением на основе стандартов менеджмента качества // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2007. № 2.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.