Научная статья на тему 'Основные предпосылки модернизации управления российским здравоохранением'

Основные предпосылки модернизации управления российским здравоохранением Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОСТАТОЧНЫЙ ПРИНЦИП ФИНАНСИРОВАНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / HEALTH CARE / A PROGRAM OF STATE GUARANTEES / THE DIFFERENTIATION OF THE POPULATION / ECONOMIC EFFICIENCY / RESIDUAL PRINCIPLE OF FUNDING / COSTS OF POPULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баматгириев Омар Абасович

Статья посвящена противоречиям доступа населения к медицинским услугам и недостаткам в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Рассматриваются социальные аспекты предоставления медицинских услуг в условиях существенного недофинансирования отрасли и повышающихся расходах домашних хозяйств на медицинскую помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract Article is devoted to contradictions of access of the population to medical services and lacks of realization of the Program of the state guarantees of rendering to citizens of the Russian Federation of free medical aid. Social aspects of granting of medical services in the conditions of essential underfinancing of branch and raising expenses of house economy on medical aid are considered.

Текст научной работы на тему «Основные предпосылки модернизации управления российским здравоохранением»

Основные предпосылки модернизации управления российским

здравоохранением The basic premise of modernization of health care management in Russia

Баматгириев Омар Абасович соискатель Кисловодского института экономики и права

Факс: 8-87152-2-22-96

Bamatgiriev Omar Abasovich

Competitor of Kislovodsky Institute of Economy and Law

Fax: 8-87152-2-22-96

Аннотация

Статья посвящена противоречиям доступа населения к медицинским услугам и недостаткам в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Рассматриваются социальные аспекты предоставления медицинских услуг в условиях существенного недофинансирования отрасли и повышающихся расходах домашних хозяйств на медицинскую помощь.

Abstract

Article is devoted to contradictions of access of the population to medical services and lacks of realization of the Program of the state guarantees of rendering to citizens of the Russian Federation of free medical aid. Social aspects of granting of medical services in the conditions of essential underfinancing of branch and raising expenses of house economy on medical aid are considered.

Ключевые слова: сфера здравоохранения, программа

государственных гарантий, дифференциация населения, экономическая эффективность, остаточный принцип финансирования, медицинская помощь, расходы населения

Keywords: health care, a program of state guarantees, the differentiation of the population, economic efficiency, residual principle of funding, health care, costs of population

Введение

Современная сущность социально-экономической деятельности государства часто трактуется как создание и развитие основ системы социальной ответственности в качестве совокупности эффективных организационно-экономических инструментов выравнивания условий доступа различных слоев населения к жизненно необходимым благам, что, в конечном итоге, определяет современные стратегические цели модернизации управления в социально ориентированных отраслях сферы услуг.

В российской экономике услуги здравоохранения занимают значительную долю, составляющую 7,5% от объема произведенных благ всей сферой услуг, или порядка 4% от объема произведенных благ в целом в экономике страны в 2009 году. При этом услуги, производимые в отраслях сферы здравоохранения, практически полностью имеют личный характер. Кроме того, подавляющее большинство личных медицинских услуг носит нематериальный характер, воплощая результаты своего потребления непосредственно в пациентах. На этом фоне важно заметить, что обладая перечисленными качествами, услуги отраслей здравоохранения представлены в виде индивидуальных благ, однако процесс их потребления сопровождается значительным внешним эффектом, оказывающем свое воздействие на общество в целом.

Противоречия доступа населения к медицинским услугам

Острой проблемой современной Российской системы здравоохранения является существенная дифференциация разных слоев населения в доступе к медицинским услугам. В таблице 1 произведен расчет дифференциации населения Российской Федерации по 20-ти процентным группам в доступе к медицинским услугам в 2009 году. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году население России составило 141,9 млн. человек. Следовательно, в каждой из 20-ти процентных групп относится 28,4 млн. человек. Также известно, что расходы на конечное потребление в среднем на человека в месяц по стране в 2009 году составили 9054,0 руб. Кроме того, известны величины распределения расходов на конечное потребление по 20-процентным группам населения в 2009 году, выраженные в процентах.

Таблица 1 - Дифференциация населения Российской Федерации по 20-ти

процентным группам по доступности медицинских услуг в 2009 году*

Численность постоянного населения РФ, млн. чел. Расходы на конечное потребление, руб. на человека в месяц Суммарные расходы на конечное потребление, млрд. руб. Распределение расходов на конечное потребление по 20-процентным группам населения, % Расходы домашних хозяйств на медицинскую помощь по 20-ти процентным группам населения, руб. на человека в месяц Доля расходов на медицинскую помощь среди всех расходов на конечное потребление, % Доступные средства на конечное потребление, за исключением расходов на медицинскую помощь, руб. на человека в месяц

Всего 141,9 9054,0 1284,8 100,0 1071,1 11,8 7982,9

Первая (с наименьшими располагаемыми ресурсами) 28,4 3485,8 98,9 7,7 428,4 12,3 3057,4

Вторая 28,4 5341,9 151,6 11,8 552,5 10,3 4789,4

Третья 28,4 7424,3 210,7 16,4 959,1 12,9 6465,2

Четвертая 28,4 10910,1 309,6 24,1 1159,5 10,6 9750,6

Пятая (с наибольшими располагаемыми ресурсами) 28,4 18108,0 513,9 40,0 1360,6 7,5 16747,4

* таблица рассчитана и составлена автором на основе данных центральной базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ. - Режим доступа: http://www.gks.m/dbscripts/Cbsd/DBInetcgi?pl=2403024; Социальное

положение и уровень жизни населения России. 2010: статистический сборник. - М.: Росстат, 2010. - С.241, 243, 342

Таким образом, можно установить суммарный объем расходов на конечное потребление населением каждой 20-ти процентной группой. Для этого найдем произведение между показателями численности постоянного населения всего по РФ и средними расходами на конечное потребление. Искомое - суммарные расходы на конечное потребление всего по стране -будет равно 1284,8 млрд. руб.

Используя полученную цифру и данные о распределении расходов на конечное потребление по 20-процентным группам населения, можно установить суммарные расходы на конечное потребление для каждой 20-ти процентной группы. Получим, что население первой группы в 2009 году осуществило расходов на 98,9 млрд. руб. (1284,8*7,7%), население второй группы - 151,6 млрд. руб. (1284,8*11,8%), население третьей группы -210,7 млрд. руб. (1284,8*16,4%), население четвертой группы - 309,6 млрд. руб. (1284,8*24,1%), население пятой группы - 513,9 млрд. руб. (1284,8*40,0%).

Теперь определим расходы на конечное потребление для каждой 20-ти процентной группы населения. Этот показатель является результатом деления показателей суммарных расходов на конечное потребление на численность постоянного населения по каждой группе. Получим, что расходы на конечное потребление в 2009 году у первой 20-ти процентной группы были равны 3485,8 руб. на человека в месяц (98,9 млрд. руб./28,4 млн. чел.), второй группы - 5341,9 руб. на человека в месяц (151,6 млрд. руб./28,4 млн. чел.), третьей группы - 7424,3 руб. на человека в месяц (210,7 млрд. руб./28,4 млн. чел.), четвертой группы - 10910,1 руб. на человека в месяц (309,6 млрд. руб./28,4 млн. чел.), пятой группы - 18108,0 руб. на человека в месяц (513,9 млрд. руб./28,4 млн. чел.).

Используя данные Федеральной службы государственной статистики о расходах домашних хозяйств на медицинскую помощь по 20-ти

процентным группам населения в 2009 году, получаем, что у первой 20-ти процентной группы доля расходов на медицинскую помощь среди всех расходов на конечное потребление составляла 12,3% (428,4 руб. на человека в месяц / 3485,8 руб. на человека в месяц), второй группы - 10,3% (552,5 руб. на человека в месяц / 5341,9 руб. на человека в месяц), третьей группы - 12,9% (959,1 руб. на человека в месяц / 7424,3 руб. на человека в месяц), четвертой группы - 10,6% (1159,5 руб. на человека в месяц / 10910,1 руб. на человека в месяц), пятой группы - 7,5% (1360,6 руб. на человека в месяц / 18108,0 руб. на человека в месяц).

Очевидно, что население группы с наименьшими располагаемыми ресурсами тратит на здравоохранение более чем в 3 раза меньше в реальном выражении, но в 2 раза больше в относительном выражении в сравнении с населением наиболее обеспеченной группы. При этом, если рассчитать остаток доступных средств на конечное потребление, за исключением расходов на медицинскую помощь, по этим группам населения, то получим, что у первой группы остаток будет равен 3057,4 руб. на человека в месяц (3485,8 руб. на человека в месяц - 428,4 руб. на человека в месяц), у второй - 4789,4 руб. на человека в месяц (5341,9 руб. на человека в месяц - 552,5 руб. на человека в месяц), у третьей - 6465,2 руб. на человека в месяц (7424,3 руб. на человека в месяц - 959,1 руб. на человека в месяц), у четвертой - 9750,6 руб. на человека в месяц (10910,1 руб. на человека в месяц - 1159,5 руб. на человека в месяц), у пятой -16747,4 руб. на человека в месяц (18108,0 руб. на человека в месяц - 1360,6 руб. на человека в месяц). Другими словами, остаток доступных средств на конечное потребление, за исключением расходов на медицинскую помощь, у населения первой группы более чем в 5 раз меньше, нежели у населения пятой группы.

Развитие Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ПГГ)

В 2009 году был установлен подушевой норматив финансового обеспечения ПГГ за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 3573,8 руб. и средств фондов обязательного медицинского страхования в размене 4059,6 руб.

В 2009 году в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также в частных медицинских организациях, в рамках ПГГ бесплатную медицинскую стационарную помощь получило 31,3 млн. человек. Медицинскую помощь в дневных стационарах - 6,4 млн. человек. Общее число лиц, обслуженных скорой медицинской помощью, составило 48,6 млн. человек. Число лиц, обратившихся за услугами амбулаторнополиклинической помощи - порядка 520 млн. человек. Помимо этого, федеральными стационарными учреждениями была оказана помощь 912,7 тыс. человек, медицинская помощь в условиях дневных стационаров - 40,7 тыс. человек, число поселений амбулаторно-поликлинических учреждений составило 16,3 миллионов. Также по Программе государственных гарантий высокотехнологические специализированные медицинские услуги федеральными учреждениями здравоохранения были оказаны 224,8 тыс. человек, государственными и муниципальными учреждениями в субъектах Федерации - 29,8 тыс. человек.

В таблице 2 представлены данные, отражающие показатели фактического финансирования Программы государственных гарантий по источникам за период с 2007 по 2009 годы. Видно, что в 2009 годы совокупные расходы государственных источников обеспечения Программы государственных гарантий составили 1378,6 млрд. руб., что в текущих ценах на 53,5% больше показателя 2007 года. За счет бюджетов всех уровней ПГГ финансировалась на 63,3%, в то время как остальные

36,7% финансировалось за счет средств системы обязательного медицинского страхования, что практически не отличается от структуры финансирования в 2007 году.

Таблица 2 - Структура фактического финансирования Программы государственных гарантий по источникам за период с 2007 по 2009 годы*

Источники финансирования 2007 год 2008 год 2009 год

лу мр % млрд. руб. % млрд. руб. %

Федеральный бюджет 162,5 18,1 288,6 24,4 391,6 28,4

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 406,6 45,3 483,7 40,8 481,6 34,9

Средства системы обязательного медицинского страхования 328,2 36,6 412,8 34,8 505,4 36,7

Итого 897,3 100,0 1185,1 100,0 1378,6 100,0

в % к ВВП 2,9 - 2,8 - 3,5 -

* таблица составлена автором на основе данных доклада о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2009 году. Отчетность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/health/guarantee/10/DOKLAD_PGG_2009.doc

При этом необходимо отметить, что расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в отчетном периоде по сравнению с 2007 годом в абсолютном выражении возросли на 75 млрд. руб. (прирост в текущих ценах 18,5%), а в относительном - доля в общей структуре источников финансирования снизилась с 45,3% до34,9%.

Таким образом, современная организация системы предоставления гражданам услуг системы здравоохранения, гарантированных Конституцией РФ и прочими законодательно-правовыми актами, несомненно, имеет положительные стороны. В частности, произошло увеличение финансирования Программы государственных гарантий за счет средств Федерального бюджета. За счет увеличения финансирования возможным стало дополнительное обеспечение отдельных категорий

граждан необходимыми лекарственными средствами, закупка лекарственных средств, реализация мер социальной поддержки по санаторно-курортному лечению, оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи, а также развитие ряда новых направлений в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Все это наиболее полно соответствует принципам современной организации России, как демократического государства.

Кроме того, отмечено, что в последние годы в целом по стране и в ее отдельных регионах произошло снижение объемов потребления медицинских услуг стационаров в пользу увеличения объемов потребления услуг амбулаторно-поликлинических учреждений. Данный факт свидетельствует о перестройке системы в направлении ранней диагностики и профилактики заболеваний, что само по себе было бы невозможным без соответствующего функционирования Программы государственных гарантий гражданам России бесплатных медицинских услуг.

В то же время, как сама Программа государственных гарантий, так и механизмы ее финансового обеспечения имеют ряд недостатков, которые были выявлены не только при рассмотрении современных принципов функционирования ПГГ, но и при анализе уровня общественного здоровья. Очевидно, что высокий уровень заболеваемости и смертности населения, низкая продолжительность жизни во многом связаны с недофинансированием ПГГ, в целом, и её территориальных программ, в частности, вследствие чего также произошло недофинансирование стоимости единиц объемов по всем видам медицинской помощи в большинстве субъектов страны.

Заключение

Таким образом, в настоящее время сложилась определенная угроза обострения социальных противоречий при предоставлении медицинских

услуг, и требуются меры для решения конфликтных ситуаций, возникающих в процессах взаимодействия экономической эффективности с социальной справедливостью, частной собственности с общественными интересами. Так, с одной стороны оказались малообеспеченные слои населения, доходов которых едва хватает на минимальные социальные услуги, а выбор между направлениями их расходования серьезно ограничен. С другой стороны оказались высокообеспеченные слои населения, имеющие достаточные доходы для приобретения товаров и услуг высокого качества. В результате возникает конфликт интересов между этими группами. Причем, учитывая тот факт, что дифференциация населения по уровню доходов имеет ярко выраженный территориальный характер, то и конфликт этих интересов также приобретает региональную специфику, что несет в себе угрозу разрушения целостности единого демократического государства.

Кроме того, несоответствие фактически выполненных объемов амбулаторной медицинской помощи в субъектах Российской Федерации и потребности населения приводят к фактам асимметрии использования целевых средств по ПГГ в целом и ТПГГ, в частности. Все это, на фоне увеличения абсолютных показателей расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации по данному направлению с сохранением низкой удовлетворенности населения медицинскими услугами, снижает эффективность функционирования системы государственных гарантий предоставления российским гражданам бесплатных медицинских услуг, следствием чего выступает высокая дифференциация населения по показателям здоровья, а также отставание России по этим показателям от развитых стран.

Это в совокупности является основными факторами необходимости модернизации управления здравоохранением на современном этапе социально-экономического развития.

Библиографический список

1. Айзинова И.М. Антикризисные меры социальной защиты населения // Проблемы прогнозирования. 2010.- № 3. - С. 93-114.

2. Доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2009 году. Отчетность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. - Режим доступа: http ://www.minzdravsoc.ru/health/guarantee/ 10/D0KLAD_PGG_2009. doc.

3. Информация о социально-экономическом положении России в ноябре 2009 г. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2009.- 107 с.

4. Минздрав обиделся на тумбочку // Газетами. - Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/5741273/.

5. Структура и состав расходных обязательств Федерального бюджета в 2010 году // Официальный сайт Министерства финансов РФ. -Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbstrrash.php.

References

1. Ayzinova I.M. Anti-crisis measures of social protection // Social problems. - M.: INP RAN, 2010.- P. 93-114.

2. The report on a course of realization of the Program of the state

guarantees of rendering to citizens of the Russian Federation of free medical aid in 2009. The reporting of Ministry of health and social development of the Russian Federation. - an access mode: http://

www.minzdravsoc.ru/health/guarantee/10/D0KLAD_PGG_2009.doc.

3. Information on socio-economic situation in Russia in November 2009 -M.: Federal State Statistics Service, 2009.- 107 p.

4. Ministry of Health has taken offense at a bedside table // Gazeta.ru. -Mode of access: http://news.mail.ru/politics/5741273/.

5. Structure and composition of expenditure commitments of the Federal budget in 2010 // Official website of the Russian Ministry of Finance. - Mode of access: http://info.minfin.ru/fbstrrash.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.