ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 338.46:681.3
Н. А. Никифоров
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: предпосылки, электронные государственные услуги, стандарты государственных услуг, инфокоммуникационные технологии, инвестиционная привлекательность, человеческий потенциал.
В статье автор раскрывает как традиционные, так и специфические предпосылки формирования системы государственных электронных услуг в Республике Татарстан, важнейшими из которых автор выделяет экономическую и инвестиционную привлекательность региона, уровень развития человеческого потенциала, наличие необходимых институтов государственного регулирования сферы инфокоммуникационных услуг.
Key words: prerequisites, state electronic service, state service standards, info communicative technologies, the investing
pull, human potential.
In the article the author describes as the traditional, so and the specific prerequisites for the development of the state electronic service system formation in the Republic of Tatarstan. The main attractive factors are the economical and the investing pull of the region, the high level of the human potential and the availability of the institutions, needed in the government regulation sphere as the info communicative service.
При подготовке Республиканской целевой программы «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в Республике Татарстан («Электронный Татарстан» 2008 - 2010 годы)» (далее - Программа), в которой автор принимал самое непосредственное участие, было проведено комплексное исследование социальных, экономических и организационных предпосылок, активно влияющих, по нашему мнению, на степень готовности Республики Татарстан к развитию информационного общества и использованию возможностей перехода к системе оказания государственных электронных услуг.
Исполнителями указанного исследования являлись Институт развития информационного общества и Центр информационных технологий Республики Татарстан. Главной задачей этой работы был не просто анализ степени готовности республики к информатизации по тем или иным направлениям, а выработка такого подхода к информатизации региона, при котором использование ИКТ в сфере государственных и муниципальных услуг станет не просто автоматизацией функций и деловых процессов, а инструментом качественной перестройки работы соответствующих органов и организаций в направлении повышения доступности своих услуг населению и бизнесу, что может существенно способствовать росту качества жизни населения республики и повышению устойчивости региона как социально значимой сферы жизнедеятельности.
Указанный подход [1] направлен на создание сервис-ориентированной модели оказания государственных услуг, в которой повышение качества государственных услуг и услуг социальной сферы за счет использования ИКТ выступает в качестве основной цели государственных и муниципальных услуг.
Необходимо отметить, что характеристику проблем развития и использования ИКТ в Республике Татарстан, учитывая комплексный характер процессов информатизации, целесообразно рассматривать, прежде всего, по отношению к критериальным факторам развития и широкомасштабного использования ИКТ, которые сложились в республике. К этим факторам мы относим экономическую и инвестиционную привлекательность региона,
уровень развития человеческого потенциала, наличие необходимых институтов государственного регулирования сферы ИКТ. С другой стороны, к факторам сопутствующего характера мы относим факторы, способствующие непосредственно развитию самих ИКТ, включающих уровень информатизации органов государственного и муниципального управления, уровень развития и использования ИКТ в образовании, здравоохранении и культуре.
Благодаря усилиям органов государственной власти Республики Татарстан, направленным на ускорение темпов социально-экономического развития, а также традиционно развитой системе образования в республике сформировались достаточно благоприятные условия для внедрения и развития системы государственных электронных услуг.
В соответствие с совокупной оценкой состояния этих факторов в наибольшей мере развитию и использованию ИКТ в Республике Татарстан благоприятствует социально-экономический климат, под которым понимается комплекс социальных и экономических условий жизнедеятельности населения, выражающийся в параметрах качества жизни населения региона. Кроме того, к факторам сопутствующего характера относятся также инвестиционная и предпринимательская привлекательность функционирования хозяйственных и общественных структур [1].
К первой группе факторов, оказывающих существенное влияние на использование ИКТ относится, прежде всего, фактор относительно высокого уровня экономического развития Республики Татарстан. В 2009 г., по данным Федеральной службы государственной статистики уровень показателя валового регионального продукта на душу населения в Республике Татарстан составил 192 тыс. рублей. Темпы роста промышленного производства в 2005-2009 годах составляли 29% в год при среднем по России 24% в год. Относительное влияние на указанные процессы оказывал и более высокий, чем в среднем по России, уровень урбанизации, выражающийся в показателе доли городского населения в общей численности населения региона, уровень которого в начале 2009 г. составлял 75,1%. Кроме того, сюда же относятся и показатели доли экономически активного населения, уровень которого в Республике Татарстан (68,1%) является одним из самых высоких в Приволжском федеральном округе и России, средней заработной платы, уровень которой в Татарстане также является самым высоким в Приволжском федеральном округе и составил 15206,9 тыс. рублей. Плотность населения в Республике в 2009 г. составила 55,6 человек на кв. км, что соответствовало 14-е месту в России. В итоге, несмотря на естественную убыль, численность постоянного населения Татарстана растет за счет миграционного прироста из соседних регионов и стран СНГ и к концу 2009 г. составила 3,77 млн. человек. [2].
Республика отличается сравнительно высокой инвестиционной привлекательностью. Объем инвестиций в основной капитал за период с 2004 по 2010 годы вырос с 86,5 млрд. руб. до 285 млрд. руб. или более, чем втрое. По данным агентства «Эксперт РА» за 2009 - 2010 годы по индексу инвестиционного риска Татарстан занимает 7-е место, а по индексу инвестиционного потенциала - 10-е место. В 2009 г. по объему инвестиций в основной капитал на душу населения (42,3 тыс. рублей) республика находилась на 13-й позиции в России.
С 2000 по 2007 год инвестиции в НИОКР в Татарстане существенно возросли с уровня, едва превышавшего 1 млрд. рублей, до более, чем 4,5 млрд. рублей [3].
Несомненной предпосылкой формирования электронных государственных услуг в Татарстане является развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Отчет Всемирного Банка «Ведение бизнеса в России 2009» ставит Казань на первое место по легкости и удобству ведения бизнеса среди десяти российских городов, включающих Москву, Санкт-Петербург и Томск. Эта оценка основана на четырех критериях:
- открытие бизнеса;
- получение разрешений на строительство;
- регистрация недвижимости;
- трансграничная торговля.
Кроме того, наличие элитной группы лидеров региональной промышленности, а также появление нескольких быстро развивающихся предприятий в Татарстане свидетельствуют о региональном потенциале роста на основе инноваций. Некоторым промышленным предприятиям Татарстана принадлежит значительная доля национального рынка в соответствующих отраслях. Большинство таких предприятий осуществляет НИОКР, разрабатывает новые виды продукции и использует современные технологии. В ходе обследования предприятий было выявлено 12 малых быстро растущих предприятий, рост числа сотрудников на которых в период с 2007 по 2009 гг. составил от 35 до 900 процентов.
Таблица 1 - Структура организаций, использовавших ИКТ по видам экономической деятельности
Число В том числе, Удельный вес
обследованных использовавших организаций,
организаций ИКТ использовавших
ИКТ
в общем числе об-
следованных
организаций
2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.
Всего 3785 3838 3692 3797 97,5 98,9
В том числе:
- лесное хозяйство 27 56 27 57 0,7 1,5
- добыча полезных ископаемых 40 40 40 47 1,0 1,2
- обрабатывающие производства 455 501 450 482 11,9 12,5
- производство и распределение
электроэнергии, газа и воды 100 90 99 89 2,6 2,3
- строительство 203 204 199 202 5,2 5,3
- оптовая и розничная торговля 343 259 328 258 8,7 6,7
- деятельность гостиниц, 45 34 42 34 1,1 0,9
ресторанов 190 200 177 198 4,7 5,1
- транспорт и связь 80 69 80 68 2,1 1,8
- финансовая деятельность
- операции с недвижимым
имуществом, аренда и 382 347 355 336 9,4 8,7
предоставление услуг
- государственное управление и
обеспечение военной безопасности,
обязательное социальное 1269 1323 1258 1321 33,2 34,4
обеспечение
- высшее профессиональное 64 77 63 77 1,7 2,0
образование
- здравоохранение и 371 438 371 438 9,8 11,4
предоставление социальных услуг
- деятельность по организации
отдыха и развлечений, культуры и 213 191 201 191 5,3 5,0
спорта
Источник: [4].
Как свидетельствуют данные отраслевого разреза (см. таблица 1), наиболее благоприятные предпосылки формирования государственных электронных услуг складываются именно в отрасли государственного управления и обязательного социального обеспечения, где в 2009 г. удельный вес организаций, использовавших ИКТ достиг наивысших среди других отраслей показателей и составил 34,4%. Достаточно высокий уровень этого показателя сохраняется и в здравоохранении и социальных услугах, величина которого в 2009 г. превысила 11% [4].
Таблица 2 - Динамика затрат на ИКТ по видам экономической деятельности в Республике Татарстан (млн. рублей)
Затраты на информационные и коммуникационные технологии
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Всего 4011.6 6823,0 6938,4 7673,7
В том числе:
- лесное хозяйство 4,7 3,5 2,6 3.3
- добыча полезных ископаемых 614,2 1209,3 1300,7 1488,5
- обрабатывающие производства 703,4 1763,6 1429,9 1973,2
- производство и распределение
электроэнергии, газа и воды 239,9 1266,8 424,8 460,8
- строительство 78,2 121,9 103,0 117,3
- оптовая и розничная торговля 142,9 167,4 502,5 290,5
- деятельность гостиниц, ресторанов 8,8 27,3 23,5 11,8
- транспорт и связь 943,5 358,7 505,2 641,3
- финансовая деятельность 287,1 838,6 764,4 433,3
- операции с недвижимым
имуществом, аренда и
предоставление услуг 370,3 346,8 964,3 1079,2
- государственное управление и
обеспечение военной безопасности,
обязательное социальное
обеспечение 329,6 280,1 314,4 661,9
- высшее профессиональное
образование 143,1 285,3 386,7 172,3
- здравоохранение и предоставление
социальных услуг 119,5 109,2 143,2 159,0
- деятельность по организации
отдыха и развлечений, культуры и
спорта 28,3 44,2 72,9 181,1
Источник: [4].
Аналогичные тенденции (см. таблица 2) наблюдаются и в динамике затрат на информационные и коммуникационные технологии по видам экономической деятельности в Республике Татарстан. Так, за последние два года затраты на информационные и коммуникационные технологии в системе органов государственного управления и обязательного социального обеспечения выросли более чем вдвое с 314,4 млн. рублей в 2008 г. до 661,9 млн. рублей в 2009 г. Подобной динамики не наблюдается ни в одном секторе экономической деятельности Татарстана.
Однако уровень распространенности информационных и коммуникационных технологий в муниципальных образованиях остается достаточно низким. Так, из 3797 муниципальных
организаций, использовавших в 2009 г. персональные компьютеры, более трети или 1443 организации сконцентрированы в трех городах региона - Казани, Н. Челнах и Нижнекамске [4].
Среди предпосылок формирования системы государственных электронных услуг огромное место принадлежит законодательству. Так, Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5] определяет основные принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, порядок распространения информации или предоставление информации, меры государственного регулирования в сфере применения информационных технологий, содержание категории информационные системы и государственные информационные системы. При этом в соответствие с законом государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Закон также регламентирует функционирование и использование информационно-телекоммуникационных сетей, нормы ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
Поддержка инновационной деятельности как предпосылки формирования государственных электронных услуг со стороны Правительства Республики в основном связана с инвестициями в акционерный капитал и создание технологических парков. В Татарстане при поддержке государства действует три венчурных фонда. Крупнейший из них - Инвестиционно-венчурный фонд (ИВФ) с капиталом в 5 млрд. руб., выделяющий также в небольшом объеме гранты. ИВФ инвестировал в инновационные венчурные проекты в регионе и за его пределами 233 млн. руб. в 2008 году и 44 млн. руб. в 2009 году. Осуществляют деятельность и два других региональных венчурных фонда. Одним из них управляет УК «Тройка Диалог» (800 млн. руб.), а другим - УК «Ак Барс Капитал» (300 млн. руб.).
Среди основных предпосылок развития ИКТ необходимо выделить группу предпосылок, связанных с инвестиционным потенциалом и инвестиционной привлекательностью Республики Татарстан. К основным предпосылкам этой группы можно отнести:
- богатая ресурсная база, в регионе добывается 6,5% общероссийской нефти;
- развитая транспортная и логистическая инфраструктура;
- значительная численность квалифицированных трудовых ресурсов, почти 2 млн. человек экономически активного населения, из них 25% - с высшим образованием;
- развитая сфера образования и научно-исследовательских разработок, 86 вузов, более 120 НИИ;
- высокий уровень внутреннего спроса, подкрепленного относительно высоким уровнем жизни населения, где среднедушевой доход на 20% выше медианы по 12 крупнейшим регионам Федерации;
- относительно высокий уровень концентрации производства, около 100 предприятий производят более 80% всей добавленной стоимости [6].
С другой стороны, имея в виду перспективы широкомасштабного использования ИКТ в республике, следует отметить пока ограниченную покупательную способность населения, организаций бюджетной сферы и несырьевых предприятий в отношении их. Ее рост, в частности, сдерживается довольно высокой долей продуктов питания в структуре конечного потребления домохозяйств, составлявшей в 2009 г. 38,9% (48-е место в России). Это обстоятельство ограничивает возможности домашней информатизации и сказывается на перспективах широкомасштабного использования ИКТ. Относительно невысоки и бюджетные доходы Республики Татарстан на душу населения, величина которых в 2009 г. достигла только 24,0 тыс. руб., что ставит Татарстан на 27-е место среди регионов России. В этой связи важно отметить и весьма существенную долю предприятий региона (67%),
которые, согласно обследованию Росстата 2007 года, считали отсутствие денежных средств значительным, основным или решающим фактором, сдерживавшим использование ИКТ.
Относительно благоприятно в качестве предпосылки для использования ИКТ в Республике Татарстан состояние человеческого потенциала. В первую очередь это касается уровня образования населения. В республике довольно высок уровень охвата обучением молодежи, что проявляется в высоком значении Индекса образования Программы развития ООН (0,92), по которому Республика Татарстан занимает 7-е место в России. По числу студентов на 1000 человек населения (60,6 студента в 2006/2007 учебном году) Татарстан также находился на 7-м месте, соответствуя уровню наиболее развитых стран, в частности, Швеции (см. таблицу 3.).
Таблица 3 - Доля студентов, обучающихся по научным и инженерным специальностям, в общей численности населения
Финляндия Россия Татарстан Эстония Турция
2,1% 1,8% 1,4% 1,2% 0,7%
Источник: [6].
Однако, с объективной необходимостью требует дальнейшего повышения уровень информационной грамотности населения. В этой связи следует отметить, что 34,4% руководителей организаций республики, обследованных Росстатом в 2006 г., оценили недостаточность знаний и навыков у работников организации для использования ИКТ как значительный, основной или решающий фактор, сдерживающий использование электронно-вычислительной техники (в России в целом - 29,5%).
Также нуждается в улучшении состояние кадрового потенциала сферы ИКТ. По числу выпускаемых специалистов по профилю ИКТ на 10000 человек (6,1) республика занимает 16-е место в России. А по доле специалистов по ИКТ среди занятых (1,83%) она находится лишь на 23-м месте. О наличии проблем в этой сфере свидетельствуют результаты обследования Росстата 2006 г.: 30,8% организаций республики (в РФ в целом - 26,1%) сталкивались со значительными трудностями при заполнении вакантных рабочих мест ИКТ-специалистов вследствие недостаточного числа претендентов.
Состояние ИКТ-инфраструктуры Республики Татарстан требует целенаправленных усилий органов государственной власти для ее дальнейшего развития. Среди сильных сторон этого фактора электронного развития можно отметить высокий уровень цифровизации местной сети, по этому показателю Татарстан занимал 6 - 7-е места в России. Также относительно лучшим среди других показателей ИКТ-инфраструктуры Татарстана является значение показателя «доля домохозяйств, имеющих доступ в интернет» (18,5% семей, уровень Болгарии), по которому регион в 2006 г. занимал 19-е место в России. Среди важных положительных характеристик ИКТ-инфраструктуры Республики Татарстан следует отметить открытие 160-ти центров коллективного доступа в интернет в рамках решения социально значимых задач обеспечения доступа населения республики к информации и преодоления информационного неравенства.
В 2009 г. на 100 человек приходилось 24,6 персонального компьютера (40-е место среди российских регионов) - примерно столько же, сколько и в менее продвинутых в электронном отношении странах с переходной экономикой. По доле домохозяйств, имеющих персональный компьютер (27,3%, уровень Румынии), регион находился на 44-м месте в России.
О недостаточно высоком уровне развития ИКТ-инфраструктуры как важнейшей предпосылки развития электронных государственных услуг свидетельствуют результаты обследования Росстата 2009 г. Так, в каждой пятой организации республики отсутствие технической возможности подключения к сетям телекоммуникаций является значительным,
основным или решающим фактором, сдерживающим использование интернета. Кроме того, следует подчеркнуть необходимость повышения уровня развития ИКТ-инфраструктуры в сельской местности, где, в частности, в 2 с лишним раза более низкий уровень телефонной плотности в сельских районах по сравнению с городскими [6].
Несомненно, главенствующую роль в развитии системы государственных электронных услуг сыграл и тот факт, что в Татарстане достигнут существенный прогресс в области использования ИКТ в сфере государственного и муниципального управления. В рамках деятельности по организации эффективного взаимодействия органов государственной власти на территории РТ созданы:
- государственная интегрированная система телекоммуникаций;
- межведомственная система электронного документооборота;
- Республиканский центр управления государственными информационными системами и ресурсами, обеспечивающий распределенный центр сбора, хранения и обработки данных;
- портал Правительства Республики Татарстан и сайты органов государственной власти республики;
- информационная система мониторинга, анализа и планирования эффективности деятельности Кабинета Министров РТ и органов государственной власти республики;
- система видеоконференцсвязи органов государственной власти республики;
- межведомственная система информационной безопасности;
- система электронной цифровой подписи;
- информационная система управления Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ;
- информационная система управления Министерства земельных и имущественных отношений РТ;
-информационная система учета плательщиков имущественных налогов РТ и другие информационные системы.
В результате по доле предприятий, использовавших интернет для участия в электронных торгах на закупку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд (14,1%), Татарстан занимал в 2006 г. 5-е место. По другим показателям использования интернета предприятиями для взаимодействия с органами власти, к которым относятся получение информации, скачивание бланков документов, отправка заполненных форм Татарстан занимал места с 10-го по 16-е. Успешно развиваются в республике и созданные при поддержке органов власти специализированные информационные системы, предоставляющие услуги предприятиям республики.
Вместе с тем прошедшие годы характеризовались низким уровнем оснащенности органов государственной власти и органов местного самоуправления вычислительной техникой и телекоммуникациями. Эта тенденция характеризовалась в 2009 г. следующими показателями:
- по числу компьютеров на 100 занятых в органах местного самоуправления (36,2) Татарстан занимал 55-е место среди регионов России;
- по числу компьютеров в составе локальной вычислительной сети на 100 занятых в органах местного самоуправления (16,0%) - 61-е место;
- по доле в органах местного самоуправления, имеющих доступ в интернет (20,3%), -77-е место;
- по доле в органах местного самоуправления, имеющих веб-сайты в интернете (6,9%), - 62-е место.
- по числу компьютеров в составе локальной вычислительной сети на 100 занятых в органах государственной власти - 76-е место (26,5 компьютера на 100 занятых).
В использовании ИКТ для предоставления государственных услуг и поддержки выполнения административных функций также существует целый ряд проблем, требующих решения в рамках реализации Программы.
Существующие сегодня порталы и веб-сайты органов государственной власти выполняют преимущественно информационную функцию и пока имеют небольшое количество инструментов интерактивного взаимодействия с гражданами и организациями. В конце 2007 года, по данным государственного учреждения «Центр перспективных экономических исследований Республики Татарстан», около 39% услуг, оказываемых органам государственной власти РТ, вообще не представлены в интернете даже на уровне информации об услуге, необходимой для ее получения в традиционной форме. Еще 37% государственных услуг находятся на стадии информационного присутствия в интернете - по ним есть только информация, необходимая для начала получения услуги. Для 23% услуг можно скачать с сайтов органов государственной власти официальные формы, и только для 1% услуг можно представить заполненную форму в электронном виде. Предоставление государственных услуги полностью через интернет, исключающее необходимость формальных процедур с использованием бумажных носителей, не реализовано ни для одной услуги [1].
В целом за последние годы, по мнению экспертов [1], Республике Татарстан удалось преодолеть разрыв между относительно неплохими условиями и предпосылками, имеющимися для формирования и развития системы электронных государственных услуг, и низким уровнем использования ИКТ в ключевых сферах деятельности.
Эта позитивная динамика дает серьезные основания прогнозировать быстрый выход Татарстана на ведущие позиции в решении задач создания системы государственных электронных услуг.
Таким образом, реализацию информационной концепции государственных электронных услуг может существенно способствовать стимулированию инновационной деятельности в Татарстане в следующих направлениях:
- формирование информационной инфраструктуры по поддержке взаимодействия между научно-исследовательскими организациями и промышленностью;
- поддержание высокого уровня осведомленности о потребностях промышленности и рынках;
- формирование стимулов для тесного и систематического взаимодействия научных организаций и промышленных предприятий;
- активизация и упрощение содействия научно-исследовательским и инновационным проектам в промышленности и продвижению инновационных продуктов и услуг на рынки;
- формирование институциональной и организационно-экономической основы для поддержки малых и средних инновационных компаний и инновационных проектов (поддержка потенциала роста, помощь в поиске новых связей и цепей поставок и т.д.);
- существенное повышение доступности консультационных услуг и финансовых стимулов в целях содействия использованию прав интеллектуальной собственности;
- способствование активизации мотивации молодых ученых, аспирантов и докторов
наук;
- существенное расширение интеграции Татарстана в международные научно-исследовательские сети, привлечение лучших ученых и инновационных менеджеров в Татарстан;
- активизация и расширение возможностей по поддержке в отношении услуг в сфере инновационного менеджмента и консалтинга;
- формирование устойчивых и эффективных информационных и инфраструктурных связей между основными блоками инновационной системы (государством, наукой, промышленностью, малым инновационным бизнесом);
- расширение деятельности по оцениванию воздействия на исследования и инновации новых проектов законодательных и нормативных актов в любой области политики.
Литература
1. Сафиуллин, М.Р. Роль информационных технологий в повышении эффективности экономических систем: инновационный подход / М.Р.Сафиуллин, А.Н.Юртаев, М.В.Савеличев. - Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009. - 177 с.
2. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2009. - 705 с.
3. Республика Татарстан в цифрах. Статистический ежегодник. / «Татарстанстат», Казань, 2009. -320 с.
4. Наука в Республике Татарстан в 2009 г. Статистический сборник. / Татарстанстат, Казань, 2010. -69 с.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - М. Юридическая литература, 2008. - 197 с.
6. Анализ инвестиционного климата Республики Татарстан: мнение иностранных экспертов. Комитет по международному сотрудничеству. Международный совет по сотрудничеству и инвестициям при РСПП. М. 2010. - 430 с.
© Н. А. Никифоров - соиск. каф. экономики и управления на предприятии пищевой промышленности Высшей школы экономики КГТУ, [email protected].