СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Гриценко Н.Н.
д.э.н., профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, Заслуженный деятель науки РФ,
Президент Академии труда и социальных отношений
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Ключевые слова: социальное правовое государство, социальное рыночное хозяйство, концепция социального государства, основные положения и принципы, механизмы реализации.
Keywords: social legal state, social market economy, the concept of the social state, the main provisions and principles, implementation mechanisms.
В 1993 году в России была принята Конституция, которая в статье 7 провозгласила: «Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Истекшие 23 года были периодом сложного становления и развития социального государства, поиска приоритетов в осуществлении социальной и экономической политики, которые должны быть взаимоувязаны и реально обеспечивать достойную жизнь, достойный труд, достойный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
В каждом из названных приоритетов за эти годы в той или иной мере произошли заметные положительные изменения благодаря общим усилиям граждан и их объединений, органов власти и управления, местного самоуправления при последовательно проводимой в жизнь политической воле Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Свою предвыборную программную статью: «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованную 13 февраля 2012 года, В.В. Путин начинает с фразы: «Россия - социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения... Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008-2009 годов. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива»1.
После выборов Президент России В.В. Путин издал ряд Указов по выполнению предвыборных обязательств, которые реализуются.
До этого В.В. Путин, будучи Председателем Правительства России, поддержал наше предложение о разработке Концепции социального государства. Созданный вскоре на базе Академии труда и социальных отношений межведомственный творческий коллектив из числа известных ученых и специалистов приступил к этой работе2.
Разработанный проект Концепции был обсужден на двух заседаниях круглых столов в Академии и Думе, направлен в Правительство РФ, которое поручило 12 министерствам и социальным фондам рассмотреть и дать свои замечания и предложения, которые были рассмотрены, учтены и концепция была принята на конференции.
Концепция была направлена в Госсовет РФ, опубликована в ряде изданий и в учебнике «Основы социального
3
государства» .
По мнению авторов концепции, к числу основных принципов, на которых должна строиться социально-экономическая политика, относятся следующие:
• экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства, не противоречащего законодательству;
1 Путин В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. - М., 2012. - 13 февраля.
2 Авторский коллектив, сформированный по согласованию с организациями: руководитель Н.Н. Гриценко, заместители руководителя: Г.А. Николаев и А. А. Шулус, члены коллектива: В.М. Анисимов, С.В. Антуфьев, М.В. Баглай, В.Н. Бобков, В.Г. Белов, Н.А. Волгин, Ф.И. Гайнуллина, В.И. Ермакова, А. Л. Жуков, В.И. Жуков, А.К. Исаев, С.В. Калашников, Н.Н. Карнаух, В.Н. Киселев, А.М. Ковалев, Р.П. Колосова, О.И. Косенко, В.Ф. Кривошеев, В.В. Куликов, О.В. Нетеребский, К.Б. Норкин, И.И. Овчинников, В.В. Омельяновский, Г.В. Осипов, Е.В. Охотский, В.Т. Понизов, Н.М. Римашевская, В.Я. Саленко, А.З. Селезнев, А.В. Селиванов, Н.И. Сидров, В.Г. Смольков, А.И. Турчинов, Т. Л. Фролова, Л.И. Чижик, Д.Ф. Шавишвили, Ф.И. Шарков, В.М. Шепель.
3 См. Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Охотский Е.В., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко. - М., 2012. - С. 429-457.
• доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
• развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;
• социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
• гендерное равенство мужчин и женщин;
• участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.
Критериями оценки степени социальности социального, правового, демократического государства также являются:
1. соблюдение прав и свобод человека;
2. проведение активной и сильной социальной политики;
3. обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
4. адресная поддержка наиболее нуждающихся слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;
5. гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;
6. соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;
7. гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;
8. права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
На современном этапе становления социального государства в Российской Федерации устанавливаются следующие приоритеты:
В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.
В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом; обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе - рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы.
В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.
В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.
В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.
В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.
В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего, среднего и высшего образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.
В сфере науки: разработка и реализация стратегии управления наукой, направленной на ее развитие, создание новых технологий и их модернизацию на основе прогнозов глобального и национального развития.
Особое значение имеет:
- проведение региональной социальной политики и интегральная оценка ее эффективности на основе единства федеральной, региональной и местной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий;
- развитие комплекса отраслей социального обслуживания и обеспечения населения (здравоохранения, медицинской, легкой и пищевой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания и др.)
Неотъемлемой функцией социального государства является проведение в жизнь эффективной молодежной политики, направленной на создание стартовых условий для учебы, получения работы и жилья, предоставление государством гарантий по обеспечению занятости молодых граждан, воспитание молодежи в духе патриотизма и других
лучших традициях российского общества и на основе общечеловеческих ценностей, приобщение молодежи к подлинной культуре, развитие их гражданской и трудовой активности, создание условий для широкого вовлечения молодежи в занятия физической культурой, спортом и туризмом.
Важнейшим инструментарием при согласовании противоречивых интересов труда и капитала является социальное партнерство, которое как социальный институт и социальный процесс объективно присуще социальному государству и ведет к ограничению стихии рынка и одновременно не позволяет развиваться административно-командным методам управления.
Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений России.
Необходимым условием эффективного функционирования социального государства является реализация социальной ответственности органов всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина.
Социальная ответственность органов власти. Государственные органы (федеральные и региональные), а также органы местного самоуправления:
- несут ответственность за реализацию разрабатываемых ими социальных программ;
- обеспечивают эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры (образование, наука, здравоохранение, культура и др.);
- разрабатывают и контролируют соблюдение государственных социальных стандартов;
- обеспечивают выделение бюджетных средств, предназначенных на социальные нужды и контроль за их расходованием;
- выполняют другие функции социального характера, предусмотренные законодательством, соглашениями и договорами социальных партнеров.
Распределение социальной ответственности между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Социальная ответственность государства при ратификации международных правовых норм и соглашений в социальной сфере касается, прежде всего, системы международных правовых норм, которые признала или должна признать Российская Федерация:
1) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года;
2) Европейская социальная хартия 1961 года (в ред. 1996 г.);
3) Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 года;
4) Кодекс социального обеспечения 1990 года;
5) Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 года;
6) Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятая МОТ в 1977 году;
7) Конвенции и рекомендации МОТ.
Социальное государство должно ответственно подходить к выполнению всех ратифицированных Россией конвенций ООН, затрагивающих социальные права граждан, и принятых на себя обязательств в социальной сфере в рамках международных соглашений со странами СНГ, ЕАЭС, Союзного государства.
Социальная ответственность крупного, среднего и малого бизнеса заключается в:
- обеспечении выпуска качественной продукции и в борьбе с контрафактной, фальсифицированной продукцией, поддельными продовольственными товарами и лекарственными препаратами, наносящими ущерб здоровью граждан;
- своевременной выплате достойной заработной платы и создании условий для воспроизводства рабочей силы;
- обеспечении охраны и безопасных условий труда работников;
- поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих
мест;
- софинансировании систем образования, профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации;
- своевременном и полном отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования;
- адресной поддержке нуждающихся слоев населения;
- развитии и софинансировании объектов социальной сферы;
- развитии корпоративного профессионального пенсионного страхования;
- софинансировании добровольных видов страхования работающих;
- осуществлении социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия
и т.д.);
- благотворительной деятельности;
- активном участии в финансировании социальной сферы в дополнение к социальным затратам государства.
Социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом,
с другой - перед своими близкими.
Перед обществом социальная ответственность выражается, прежде всего, в соблюдении законов и других правовых норм, а также в передаче гражданином части собственности (в виде налогов) на общественные и социальные нужды, на разные уровни государственного управления и в органы самоуправления.
Перед своими близкими, в первую очередь перед семьей, социальная ответственность гражданина выражается в посильной заботе о материальном достатке членов семьи, в создании благоприятного психологического климата в семье, в нравственном воспитании детей и солидарной ответственности поколений.
Важнейшим фактором и условием развития социального государства является его финансовое обеспечение. Социальное государство реализует свои цели только при наличии высокоэффективной социально ориентированной экономики и ответственного отношения к труду всего экономически активного населения.
Важнейшим средством для функционирования социального государства является его правовое обеспечение.
Социальное государство - это современный тип правового государства, целесообразно соединяющий начала свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества. В социальном государстве каждому гражданину должна быть доступна вся полнота гарантированных Конституцией РФ прав и свобод, и обеспечен высокий уровень правовой защищенности всех граждан.
В числе базисных, важнейших особенностей социального государства - обеспечение участия общественных объединений, в том числе политических партий, Русской православной церкви и других традиционных конфессий, в формировании и функционировании гражданского общества. При этом важная роль по участию в управлении производством, общественной и государственной жизнью отводится профессиональным союзам Российской Федерации.
Функционирование социального государства на изложенных выше принципах обеспечивается, прежде всего, с помощью соответствующих механизмов социальной политики.
Социальная политика осуществляется в таких основных сферах социальных отношений, как:
- оплата и охрана труда;
- рынок труда, занятость и безработица;
- регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;
- пенсионное обеспечение;
- социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;
- социальное страхование;
- социальное обслуживание - обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
- образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
- формирование и востребованность кадрового потенциала общества;
- наука;
- здравоохранение;
- культура;
- физическая культура, спорт и туризм;
- демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь;
- экологическая безопасность, защита от природных и техногенных аварий и катастроф;
- защита социальных прав всех категорий граждан.
Проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не забывая ни одного из перечисленных выше направлений, выделяя на определенных этапах наиболее приоритетные.
Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер (разрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления). В реальные дела социальная политика воплощается на городском, районном, муниципальном и корпоративном уровнях (уровне организаций).
Важнейшим инструментом социальной политики социального государства является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых.
В современных условиях российской действительности в социальной защите нуждаются, прежде всего, малообеспеченные, социально уязвимые и бедные слои населения.
Социальное государство присущими ему правовыми механизмами, формами и методами призвано ограничивать своекорыстные интересы тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве и силе, и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».
Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные системы социальной защиты граждан и социального выравнивания их доходов включают в себя налоговые перераспределения, государственные адресные выплаты и пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь.
Важнейшими элементами механизмов социальной политики социального государства являются государственные социальные стандарты (ГСС), то есть социальные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающие одновременно ориентирами в реализации социальной и экономической политики социального государства.
В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормы и нормативы по широкому кругу показателей. Однако этого сегодня недостаточно.
Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики, которая предусматривает введение системы социальных норм и нормативов различного уровня, в том числе минимальных и рациональных.
Большинство этих норм и нормативов является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государ-
ством социальных норм и нормативов пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся экономических возможностей.
Государственные социальные стандарты устанавливаются в виде законодательных актов и (или) других видов нормативных правовых актов и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
В результате установления и применения ГСС становится возможным проведение более эффективных мероприятий по:
• удовлетворению важнейших потребностей населения в социальных услугах;
• государственной поддержке развития социальной сферы;
• выравниванию уровня социального развития на территориях субъектов Российской Федерации;
• концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной социальной политики;
• планированию и организации предоставления гарантируемых социальных услуг;
• оценке и контролю за деятельностью учреждений и организаций, осуществляющих реализацию государственных социальных стандартов.
Объем публикации не позволяет подробно показать содержание каждого государственного социального стандарта, поэтому мы приведем перечень необходимых стандартов, в числе которых должны быть ГСС в области:
- оплаты труда и трудовых отношений;
- обеспечения занятости и помощи безработным;
- пенсионного обеспечения;
- обеспечения населения товарами, продуктами питания и услугами для всех социально-демографических групп населения;
- обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
- образования;
- науки;
- здравоохранения, физического развития, туризма;
- культуры;
- социальной помощи и социального обслуживания населения;
- обеспечения экологической безопасности населения;
- защиты социальных прав граждан;
- применения налогового и ценового механизмов.
Названные выше ГСС носят примерный характер, а их окончательная разработка с уточнением содержательной стороны каждого норматива и источника его финансирования должны осуществляться Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о государственных социальных стандартах.
Базисным механизмом функционирования социального государства является его экономическая политика, уровень и состояние социального рыночного хозяйства, обеспечивающие его реальное выполнение социальных обязательств государства перед своими гражданами.
Эти обязательства определяются:
• состоянием и эффективностью государственного и частного секторов экономики;
• долей валового внутреннего продукта (ВВП), направляемой на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей граждан;
• уровнем развития социальной инфраструктуры и материальной базы социальной сферы;
• степенью участия региональных бюджетов в решении социальных проблем.
В процессе становления социального рыночного хозяйства необходимо обеспечить:
• структурную перестройку экономки в интересах всех граждан;
• создание современных производств и высокопроизводительных рабочих мест;
• проведение эффективной кадровой политики;
• повышение экономической активности трудоспособной части общества;
• содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству;
• создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом;
• усиление социальной направленности налоговой политики и контроля над инфляцией.
Необходимо создание нового и совершенствование действующего законодательства, обеспечивающего соблюдение следующих постулатов и правил:
• Выбор и установление социальных целей является высшим приоритетом деятельности органов власти и управления.
• Конкретный сценарий социально-экономического развития страны на основе альтернативных вариантов на среднесрочную и долгосрочную перспективу (5, 10, 15 лет), обеспечивающий реализацию поставленных социальных целей в минимально возможные сроки, должен подлежать обязательному демократическому обсуждению и законодательному утверждению.
Соответствующее решение должно рассматриваться и одобряться большинством субъектов Российской Федерации, проходить экспериментальную проверку и социальную экспертизу и реализоваться на практике после общественного признания их полезности для всего общества.
Функции, формы и методы (технологии) деятельности субъектов социальной политики по осуществлению выбранного (общественно приемлемого) сценария социально-экономического развития страны подлежат законодательной регламентации.
Четкое законодательное определение функциональной роли государственных органов в управлении экономикой позволит иметь общественно-согласованную концепцию и модель действий всех субъектов социальной политик по реализации принятого сценария социально-экономического развития страны.
Законодательно должны утверждаться также и все документы, принимаемые в качестве нормативной базы для макроэкономического регулирования, в том числе государственная программа стратегии социально-экономического развития страны на 5-10-15-летний период, а также генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.
Планируемые показатели социально-экономического развития страны должны проверяться на их социальную эффективность и должны иметь обоснование социальных последствий, установленные правила и порядок проведения экспериментов и общественно-независимой экспертизы на соответствие этих проектов или решений социальным критериям, то есть повышению уровня и качества жизни большинства граждан России.
Должна быть обеспечена объективная оценка результатов социально-экономического развития страны. Это предполагает проведение систематического и объективного социального аудита о соответствии законодательно установленных и фактически достигнутых количественных и качественных показателей социального развития в целом по стране и по субъектам Федерации.
Неотъемлемым правилом должна быть и персональная ответственность органов власти и бизнес-сообществ за реализацию основных положений и принципов построения и функционирования отечественного импортонезависи-мого социально ориентированного рыночного хозяйства и принятых социальных программ.
Формирование социального рыночного хозяйства требует проведения взаимоувязанной активной социально-экономической политики не только на федеральном, но и территориальном (регионы, муниципальные образования) уровнях.
В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального государства было и остается право.
Предстоит разработать и принять перечень правовых актов, необходимых для создания и успешного функционирования правового социального государства, который должен постоянно пополняться по мере поэтапного развития страны.
В качестве первоочередных правовых актов, на наш взгляд, необходимо:
• С учетом модельных законов, принятых в свое время ЕврАзЭС, принять федеральные законы «Об основах социальной политики» и «О государственных социальных стандартах».
• Предлагается повысить статус Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ответственность сторон за выполнение мероприятий Генерального соглашения. Генеральное соглашение, как и отраслевые и территориальные соглашения, должны быть нацелены на решение определенного круга социально-экономических проблем и для их осуществления должно быть предусмотрено необходимое финансирование.
• Усилить нормы законодательства за нарушение, несоблюдение, невыполнение принятых коллективных договоров и соглашений.
• Реформировать законодательство в сфере оплаты труда. В том числе: установить минимальную заработную плату на уровне не ниже прожиточного минимум трудоспособного человека, а сам прожиточный уровень - на уровне, обеспечивающем достойную жизнь и свободное развитие человека, как это определено статьей 7 Конституции Российской Федерации.
• Совершенствовать законодательство в области социального страхования.
• Разработать и принять закон «О трудовом арбитраже».
Наряду с принятием новых законов представляется целесообразным внесение необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство, приведение его в соответствие с положениями и принципами правового социального государства с социальной рыночной экономикой.
Одним из ключевых механизмов функционирования социального государства является государственная кадровая политика Российской Федерации, которая призвана обеспечить:
• разработку основных принципов и приоритетов в области профессионального развития кадрового потенциала общества;
• разработку принципов и механизмов экономического стимулирования субъектов управления по обеспечению востребованности, трудоустройства кадрового потенциала, в том числе молодежи и лиц старшего возраста и повышения их квалификации;
• формирование правовых и организационных основ по защите общества от непрофессионализма и защите интересов граждан, занятых в различных сферах общественно-полезной деятельности;
• разработку экономических механизмов распределения кадрового потенциала с целью обеспечения и сохранения единого социокультурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.
Заключение
Социальное государство - не раз и навсегда сформировавшийся и застывший тип государства. Оно развивается и трансформируется в той же мере, в какой развиваются и трансформируются общество и экономика, сохраняя постоянную взаимосвязь между ними. Наиболее сложная задача при этом - соблюдение постоянного баланса между ры-
ночной экономикой и устранением явного социального неравенства, порождаемого ею. А основная проблема - установление границ, пределов вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, которые определяются тем, что, с одной стороны, оно не должно стать тормозом развития экономики, а с другой - обязано правовыми мерами обеспечить каждому человеку реализацию его права на достойную жизнь. Степень участия государства в регулировании экономикой должна, на наш взгляд, быть обратно пропорциональной состоянию отрасли или сферы: чем хуже оно, тем государственного участия (правовыми, финансовыми, и другими методами) там должно быть больше, а по мере исправления положения - уменьшаться до минимума.
Граждане России в 1993 году по своей воле стали на путь строительства правового социального государства. Такую же модель и ряд других стран СНГ. Поэтому конкретный опыт дальнейшего развития в Российской Федерации правовых основ и конкретных механизмов функционирования правового социального государства с социально-рыночной экономикой возможно представит интерес и для других стран.
Для отечественной практики положения Концепции социального государства Российской Федерации могут быть использованы при разработке программ социально-экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Реализация конституционной цели по созданию и развитию правового социального государства является не просто желаемым, предпочтительным, но и единственно возможным, безальтернативным вариантом для России. Для органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, общественных объединений концепция может быть своеобразной дорожной картой для выработки и реализации программы действий по дальнейшему строительству в России социального правового государства.