ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Данная статья перепечатывается с согласия авторов по тексту, опубликованному в журнале «Проблемы прогнозирования», 2012, №5.
Ивантер В.В., Комков Н.И.
Основные положения концепции инновационной индустриализации России *
В статье представлены основные положения концепции инновационной модернизации России.
Виктор Викторович ИВАНТЕР
доктор экономических наук, профессор, академик РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук [email protected]
Николай Иванович КОМКОВ
доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией организационно-экономических проблем управления научно-техническим развитием ИНП РАН
Основные результаты разработки предыдущих программ научно-технологической модернизации. Проведенные в период с 2002 по 2008 г. и с 2009 по 2011 г. в рамках программ фундаментальных исследований Президиума РАН прогнозные исследования в области инновационной
модернизации экономики России позволили с учетом социально-экономических факторов установить области создания и распространения перспективных технологий, важнейшие направления поисковых и фундаментальных исследований.
* Данная концепция рассматривается как методическая основа разработки Программы Президиума РАН «Прогноз потенциала инновационной индустриализации России». Координатор Программы — акад. В.В. Ивантер, головная организация-разработчик — Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Организационно-методическое сопровождение Программы выполняет группа под руководством проф. Н.И. Комкова.
Выявлены общемировые тенденции технологического развития, включая тенденции развития следующих секторов экономики: добыча ресурсов и их переработка, производство энергии, обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли, производство конечной продукции, создание инновационной и промышленной инфраструктуры [1, 2].
При выполнении Программы в 2011 г. получены оценки динамики уровня инновационного развития России в период с 1998 по 2008 г., которые подтвердили наличие слабоположительной тенденции роста этого уровня, достигшего к 2008 г. всего 42% к уровню стандартов стран ЕС 2000 г. Если предположить, что в последующие годы темпы роста уровня развития, достигнутые Россией в 1998 — 2008 гг., сохранятся, то длительность перехода к стандартам стран ЕС 2000 г. может составить еще 20 — 25 лет. Следует заметить, что многие стандарты, характеризующие инновационную среду в США и Японии, превосходят стандарты стран ЕС, а сами страны ЕС значительно увеличили свои стандарты к концу первого десятилетия XXI в. по сравнению с уровнем 2000-х годов.
Полученные оценки динамики приближения российской экономики к стандартам инновационной свидетельствуют о медленном, постепенном переходе. Для анализа причин медленного перехода и поиска факторов, способствующих ускорению перехода, была разработана «дорожная карта» инновационного развития экономики. Суть «дорожной карты» состоит в выделении самостоятельных, отдельно существующих, но рассматриваемых взаимосвязанно факторов развития, обозначенных «рубежных точек» продвижения по каждому направлению и в установлении логических и функциональных связей между последними.
К числу таких условий на первом этапе относятся: восстановление сбалансированного потенциала основных звеньев инновационного цикла (наука — технологические разработки — промышленное освоение); принятие действенных мер по привлечению в науку молодых исследователей; увеличение доли инновационноактивных предприятий до 30%; создание сети инжиниринговых центров по системному освоению нововведений; повышение уровня обоснованности научно-технологических прогнозов, ускоряющее возможность их использования в процессах подготовки и принятия политических и экономических решений; рост затрат на науку, включая увеличение доли бизнеса в расходах на инновации и т. д.
В рамках Программы предложена иерархическая система оценки потенциала конкурентоспособности, учитывающая оценку конкурентоспособности страны, комплексов, отраслей, технологий и продуктов. Показано, что, хотя рейтинг конкурентоспособности России, оцененный по модели М. Портера экспертами Всемирного экономического форума в 2007 г., соответствовал 58-му месту России среди 131-й страны, в действительности он был занижен примерно на 10 п. В 2010 — 2011 г. рейтинг России был еще более понижен, и Россия в соответствии с ним стала занимать 63-е место. При анализе потенциала конкурентоспособности отраслей России за 2006
— 2008 гг. установлено, что наиболее конкурентоспособными являются экспортноориентированные добывающие отрасли, а также отрасли (связь, транспорт), которые базируются на сравнительно передовых технологиях, производящих конечную продукцию и создающих инфраструктуру. Отрасли, входящие в состав комплекса обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, производство машин
и оборудование располагаются на нижних строчках рейтинга. В развитых странах, таких как США и страны ЕС, основная доля ВДС приходится именно на перерабатывающие и обрабатывающие отрасли [1].
В Программе 2009 — 2011 гг. рассмотрено влияние потенциала научно-технологического развития стран на условия возникновения и преодоления мирового финансового кризиса. Установлено, что страны с высоким технологическим уровнем в меньшей степени ощутили влияние кризиса, а также активно использовали этот потенциал для преодоления последствий кризиса. Например, в таких развитых странах, как США и Германия, их компании в период кризиса 2009 — 2010 гг. увеличили затраты на НИОКР и технологии, а компании России и Украины, наоборот, сократили такие затраты. Противоположные действия в условиях кризиса компаний в технологически развитых и отстающих странах только подтверждают роль научнотехнологического потенциала в условиях рыночных отношений.
В Программе также обоснована неизбежность отказа от доминирования ресурсно-экспортной стратегии развития экономики РФ, поскольку такая стратегия не прогрессивна, а ее существование базируется на «хороших» запасах, исчерпание которых ожидается в 2015 — 2020 гг. Отмечается, что РФ с 1993 г. уже экспортировала более 2 млрд. т нефти и почти 3,5 трлн. куб. м природного газа на общую сумму более 10 трлн. долл.
Переходу к инновационной стратегии и отказу от ресурсно-экспортной политики препятствует целый ряд причин:
- существует высокий внешний спрос на ресурсы;
- внутренний спрос на ресурсы, обеспечивающий поддержку «длинных технологических цепочек», ограничен в связи с
распадом потенциала перерабатывающих и обрабатывающих отраслей;
- по многим направлениям отсутствуют эффективные отечественные технологии переработки ресурсов;
- высоки налоги и риски для перерабатывающих и обрабатывающих отраслей;
- отечественная инновационная сфера практически неконкурентоспособна и мало участвует в модернизации экономики, а развивающиеся отечественные предприятия ставят главный акцент при модернизации на импорт технологий.
Эти причины обусловлены параметрами внешней среды и устойчиво поддерживаются интересами в экспорте ресурсов многими экономическими субъектами.
Экспорт ресурсов должен быть увязан с развитием отечественных перерабатывающих и обрабатывающих отраслей, а целесообразное отношение экспорта к внутреннему потреблению может быть таким: для ресурсодобычи 1:3, переработки 1:2, обработки 1:1. Следовательно, 3 единицы из 4-х добываемых ресурсов должны оставаться в отечественной экономике, 2 единицы из 3-х переработанных ресурсов должны потребляться внутри страны, а для обрабатывающих отраслей — половина созданной продукции должна экспортироваться.
Показано, что сохранение непрогрессивной ресурсно-экспортной стратегии в России — в отличие от Норвегии, где доля экспорта углеводородов еще более значительна, — а также масштабный экспорт ресурсов порождают экономические противоречия и социальные конфликты, среди которых:
- чрезмерный разрыв в доходах сверхбогатых и бедных (30 — 50 раз);
- короткие перерабатывающие (без завершающих технологических переделов) и обрабатывающие цепочки технологий (без инновационной составляющей в начальных технологиях);
- рост коррупции;
- снижение качества при одновременном росте стоимости продукции и услуг (ЖКХ, продовольствие, транспорт, лекарства) [1, 2].
Условия перехода от существующей локальной к масштабной модернизации экономики. В Программе 2009 — 2011 гг. отмечается, что директивными методами и изменением законодательства эти причины и противоречия устранить нельзя. Необходимы радикальные системные меры: новые технологии, низкие налоги для перерабатывающих и обрабатывающих отраслей, средства и механизмы стимулирования спроса и создания новых технологий.
Чтобы получить право на приобретение по импорту новых технологий, необходимо иметь не только в достаточных объемах валюту, но и потенциал для успешного освоения и последующего сопровождения новых технологий. При этом следует учитывать, по крайней мере, два условия. Во-первых, компании-владельцы (патентообладатели) новых технологий не заинтересованы в их продаже странам, где отсутствует необходимый профессиональный кадровый потенциал, поскольку некачественное освоение технологий может отрицательно повлиять на деловую репутацию компании. Во-вторых, компании-владельцы новых технологий образуют ограниченный на вход клуб, пропуском в который являются собственные технологии участников клуба и право обмена этими технологиями. В рамках исследования перспектив модернизации показана нецелесообразность восстановления простаивающих мощностей в прежних масштабах и пропорциях, поскольку:
- разрозненные инновации способны лишь на локальные улучшения, незначительно увеличивающие потенциал старых, физически изношенных производ-
ственных мощностей, и не позволяют радикально повысить эффективность и конкурентоспособность технологических цепочек;
- многие простаивающие производственные мощности, созданные в бывшем СССР, неэффективны, неконкурентоспособны;
- в условиях рынка России нецелесообразно повторять стратегию СССР по последовательному восстановлению устаревших мощностей;
- многие отрасли и подотрасли уже прошли «точку невозврата» к конкурентоспособному уровню, и на их месте необходимо создавать новые компании и отрасли практически с нуля.
В связи с этим в разрабатываемой Программе предложен новый подход к инновационной индустриализации, целью которого является создание подотраслей в виде сети связанных конкурентоспособных технологий по направлениям: станкостроение, авиастроение, судостроение, отрасли тяжелого машиностроения, фармакология, производство экологически чистого продовольствия, переработка промышленных отходов и др. Реализация такого подхода возможна на основе централизации управления строительством в рамках новых современных холдингов и формирования инновационно-технологических кластеров, а не на основе существующих министерств и их структур.
Организационной основой формирования новых подотраслей и отраслей должны стать инновационно-технологические кластеры, а начало освоения новых технологий должно проводиться в рамках особых экономических зон. С учетом отсталости технологического уровня отечественных инновационных структур от мирового уровня целесообразен первоначальный масштабный импорт технологий, лицензий и патентов
с последующим обслуживанием этих производств отечественным инновационным потенциалом.
Совмещение индустриального и постиндустриального развития. Необходимость инновационной индустриализации обусловлена тем, что переход к постиндустриальной экономике невозможен при таком низком уровне развития промышленного производства, который имеет место в России. Беспрецедентное падение (почти в 2 раза к уровню 1990 г.) объемов промышленного производства к середине 1990-х годов в России было приостановлено в начале XXI в., но темпы их восстановления, особенно в обрабатывающих отраслях, отставали от темпов роста экономики в целом, а в последние годы в связи с мировым финансовым кризисом замедлились. Падение производства коснулось не только высокотехнологичных отраслей (ракетнокосмической, электронной, авиа- и судостроительной, фармацевтической, приборостроительной и др.), но и среднетехнологичных производств (станкостроение, тяжелое транспортное и сельскохозяйственное машиностроение и др.). Это привело в настоящее время к ситуации, когда переход к постиндустриальному обществу с распавшейся индустриальной базой либо практически невозможен, либо приведет только к построению «прогрессивного сырьевого придатка» мировой экономики.
Однако переход к постиндустриальному обществу, основанному на экономике знаний, современных информационных технологиях и компьютерах, нельзя откладывать. Эти две проблемы нужно решать совместно. Необходимо повышать до конкурентоспособного уровень средне- и низкотехнологичных отраслей на инновационной основе с использованием возможностей и потенциала высокотехнологичных отраслей. Только при условиях такого совмеще-
ния переход от почти распавшегося, но инновационно восстанавливаемого потенциала промышленности к постиндустриальному обществу может стать не декларированной мечтой, а реальностью.
При решении проблемы совмещения, т.е. восстановления утраченного промышленного потенциала на условиях постиндустриального развития, необходимо учесть негативный опыт автоматизации производства в бывшем СССР, когда автоматизация и выпуск неавтоматизированных станков, машин, технологических линий и другого оборудования производились последовательно: вначале выпускались неавтоматизированные изделия, а затем отдельно осуществлялась их автоматизация. Последняя так и не стала в СССР обязательной составной частью современных производств, оставив в наследие рыночной России значительный потенциал управляемых в «ручном режиме» предприятий и целых отраслей.
Необходимо иметь в виду и другой исторический опыт, когда массовое восстановление утраченного в период второй мировой войны промышленного потенциала СССР на прежней технологической базе привело к укреплению непрогрессивных технологий II и III технологических укладов. Отвлечение человеческих и материальных ресурсов на непрогрессивные технологии во многом было обусловлено желанием дать работу многим уволенным в запас воинам, но устаревшие, хотя и восстановленные производства (шахты, предприятия, транспортные средства и др.) стали в дальнейшем негативно влиять на ресурсо- и энергоемкость отечественной экономики, малозаметно, но последовательно «утяжелять» индустриальную базу. Предприятия в отсутствие конкуренции вынуждены были брать (а не покупать) планово распреде-
ляемые им в рамках установленных фондов машины, оборудование и материальные ресурсы. Поэтому современное восстановление потенциала индустриализации российской промышленности должно проводиться на инновационной основе с ориентацией на поддержку только конкурентоспособных технологий в перерабатывающих и обрабатывающих отраслях.
Динамика инновационной модернизации экономики России во многом будет зависеть не только от наличия инновационного потенциала, но и от качества технологического пространства, в котором реализуются инновационные решения. Технологическое пространство является частным случаем организационно-экономического пространства, где функционируют хозяйствующие субъекты, экономические агенты, предприниматели, бизнесмены.
По уровню качества организационноэкономического пространства и его благоприятствования бизнесу Россия, по данным Мирового экономического форума, в 2010 — 2011 гг. занимала 120-е место. Низкое качество обусловлено неэффективностью принятых федеральных и региональных законов, нередко противоречащих друг другу. Совокупность правил и процедур, разрешающих и контролирующих бизнес, сопровождается высоким уровнем коррупции, неблагоприятной криминальной обстановкой и др. Перечисленные обстоятельства дополняются низким уровнем исполнения принятых законов, медлительностью рассмотрения и необъективностью принятых судебных решений, попытками рейдерского захвата чужой собственности и др. Повышению качества организационно-экономического пространства в определенной мере содействовали распоряжения Президиума РФ и Постановления
Правительства РФ по сокращению числа налоговых проверок предприятий малого и среднего бизнеса, упрощению процедуры регистрации предприятий и организаций, занимающихся бизнесом и др. Однако эти меры лишь частично улучшили бизнес-климат, но не смогли коренным образом улучшить среду для ведения честного бизнеса.
Необходимо отметить, что и сам российский бизнес пока не обладает свойствами, характерными для бизнеса развитых стран, и не отличается высокой надежностью исполнения договорных обязательств; строгим выполнением установленных стандартов, норм, нормативов; соблюдением установленных тарифов; прозрачностью финансовых потоков; налоговой дисциплиной и др. Попытки слукавить, представить недостоверную информацию, получить выгоду за счет потребителя нередко принимают широкие масштабы, что приводит к поставкам некачественных товаров, лекарственных препаратов и продовольствия по завышенным ценам. Универсальными способами борьбы с этим злом считаются конкуренция, эффективные стандарты и действенные контролирующие органы. Однако и эти меры не срабатывают в условиях высокой коррупции, непрофессионального выполнения своих функций контролирующими органами, принятия необоснованных судебных решений и др.
Повысить качество условий для ведения бизнеса изменением только одной характеристики организационно-экономического пространства невозможно. Для этого нужны системные меры, предполагающие постепенное, поэтапное совершенствование условий для ведения бизнеса на основе гармонизации взаимосвязанных характеристик организационно-экономического пространства.
Конкурентоспособность — важнейшее условие инновационной модернизации. Как
повысить конкурентоспособность российской экономики? Ответ на этот сложный вопрос теоретически известен: необходимы новые технологии, эффективные механизмы их освоения, базирующиеся на инновациях, а также активная поддержка спроса на продукцию этих технологий.
Однако практическая реализация этих обязательных условий далеко не проста — «опора только на собственные силы» может стоить России очень дорого — растянуться на многие годы и закончиться выходом на уровень «вчерашнего дня», когда многие развитые страны уже будут находиться на новых рубежах. Поэтому России нужно ускоренно осуществить: 1) импорт передовых технологий в стратегически важные для отечественной экономики отрасли (машиностроение, станкостроение, электронику, нефтепереработку фармацевтическую промышленность, приборостроение и др.);
2) разработать механизмы быстрого и полного освоения потенциала этих технологий;
3) ввести в состав инвестиционных проектов обязательную инновационную составляющую, поддерживающую их развитие.
Важно не только импортировать новые технологии (это научились делать еще в период бывшего СССР), но и комплексно осваивать их потенциал. Для этого, помимо настойчивости и последовательных действий властных структур и бизнеса, необходимы высококвалифицированные кадры. Их нехватка в настоящее время может быть компенсирована за счет создания совместно с ведущими отечественными и зарубежными компаниями центров подготовки и обучения новым технологиям. Наличие квалифицированных кадров является одним из главных условий привлечения инвестиций. Также необходимо создать при участии государственных корпораций
исследовательские центры, обеспечивающие поддержку и сопровождение осваиваемых технологий в рамках их жизненного цикла. Эти центры при условии эффективной организации способны заменить расформированную в 1990-х годах отраслевую науку и существовавшую ранее заводскую науку.
При этом должны учитываться возможности приобретения по импорту технологий и производств с учетом перспектив воссоздания потенциала конкурентоспособной индустриальной базы России.
Конечно, создать конкурентоспособную промышленность во всех отраслях Россия, как и многие другие развитые страны, не сможет. В число первоочередных воссоздаваемых отраслей должны входить [1, 3] инвестиционное машиностроение, включая тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое; отрасли конструкционных материалов; фармацевтическая промышленность; электроника, приборостроение; коммуникационноинформационные системы и др. Однако после прогнозных исследований и расчетов этот перечень может быть скорректирован, поскольку даже многие крупные развитые страны не имеют полного перечня собственных конкурентоспособных производств, а использование отсталых технологий разоряет экономику страны.
Формирование технологического пространства нового качества. Производство и реализация конкурентоспособной продукции невозможны в условиях неконкурентной среды. Важные условия, обеспечивающие развитие рыночной экономики, заложены в механизмах производства конкурентоспособной продукции и свободной ее реализации на рынке. Если первое условие в отечественной экономике не реализуется вследствие многолетнего накопления отставания отечественных технологий от
мирового уровня, то неконкурентная среда на федеральном и региональном уровнях поддерживается коррумпированными чиновниками, криминалом, бездействием правоохранительных органов и несовершенной законодательной базой. «Скачок» со 120-го места на 20-е в рейтинге стран по привлекательности условий для бизнеса затруднителен [2], поскольку это связано с необходимостью полной и одновременной замены целых звеньев в системе государственного устройства.
Целесообразно накопить и обобщить опыт реорганизации организационно-экономического пространства в локальных условиях формирования новых производств и технологий. Одновременно следует подчеркнуть, что выход на рынок и «стартовое» освоение новых технологий должно быть под строгим контролем федеральных и региональных служб, не утративших своего предназначения и профессиональных качеств.
Существенным недостатком отечественного технологического пространства является исключительно растянутый цикл формирования и принятия решений. Так, время на получение разрешения на строительство зданий и промышленных объектов в России составляет в среднем 12 мес., что в 6 раз больше, чем в Казахстане, и в 10 раз больше, чем в США. Общая длительность цикла принятия решений по проблемам технологического развития на федеральном уровне составляет, по оценкам экспертов, более 6 мес., в то время как в США оно не превышает месяца. Характерно, что после принятия решения на федеральном уровне время до начала его выполнения растягивается более чем на полгода, что характерно как для гражданских, так и оборонных программ, а также для финансирования исследовательских проектов федеральными фондами РГНФ, РФФИ и др.
На данном этапе развития следует активно поддерживать разработку прогнозов, стратегий и программ, профессионально и качественно формировать их с учетом как отечественного, так и зарубежного опыта. При подготовке программ развития следует учитывать связи поставленных целей, стоимостных и временных показателей достижения конкурентоспособного уровня новых технологий и создаваемых продуктов. Качество, стоимость и объемы в программах должны рассматриваться совместно, согласованно.
Намечаемая индустриализация России может не состояться, если одновременно не принять меры по созданию адекватных масштабам поставленной задачи финансовых механизмов обеспечения инвестиций. В перспективе предполагается создание крупных объемов стоимости, сосредоточенной в материальных и нематериальных активах и распределенных по предприятиям частной, смешанной и государственной форм собственности. Эти активы должны послужить инструментом для организации перетока капитала в формирующиеся новые отрасли и подотрасли. Эффективно действующими механизмами инвестиционной поддержки создаваемые активы должны направляться на модернизацию, а не изыматься под различными предлогами в бюджеты и фонды. Эти средства должны превращаться из сбережений в накопления, а затем в инвестиции, поддерживающие следующий, новый цикл воспроизводства.
Эффективное управление технологическим развитием. Следует признать, что качество управления и своевременность принятия решений на государственном и корпоративных уровнях в настоящее время существенно отстают от современных требований, предъявляемых динамичной, а часто и непрогнозируемо изменяющейся рыночной обстановкой. Механизм форми-
рования прогнозов, стратегий, программ и проектов должен быть адекватен требованиям сегодняшнего дня. Принятый в законодательном плане порядок формирования госзаказа, особенно при выборе инновационных решений и новых технологий, устарел и требует срочного пересмотра. Формированию «длинных» инвестиций препятствуют не только значительные в перспективе риски невозврата инвестиций, но и неполный учет в методических рекомендациях по оценке экономического эффекта инвестиционных проектов инновационной составляющей, определяющей потенциал конкурентоспособности технологий.
Технологическое пространство как составная часть организационно-экономического должно обладать рядом обязательных свойств, благоприятствующих ведению бизнеса. К ним относятся нижеследующие.
1. Ориентация хозяйствующих субъектов, реализующих комплексные технологии [1], в направлении перемещения продуктов в рамках полного технологического цикла: добыча ресурсов — переработка и обработка в виде машин, систем и объектов
— их потребление и утилизация утративших свои потребительские свойства продуктов.
2. Цепочки устойчиво сложившихся технологий, называемых технологическими переделами, удлиняют процессы передачи (поставки) промежуточных продуктов, которые выполняются с определенными задержками, вызванными вмешательством субъектов технологического пространства, выполняющих разнообразные функции контроля, учета перемещения продуктов между технологическими переделами.
3. Высокая сложность современных технологических процессов, особенно в обрабатывающих и перерабатывающих отраслях, требует высокой степени син-
хронизации поставок материалов, сырья и комплектующих изделий с процессами их преобразования в рассматриваемой комплексной технологии, востребованность которой инициируется потребителями рынка и смежных технологий.
4. Синхронизация процессов деятельности и обслуживания комплексных технологий достигается путем выработки совместных правил и документов, имеющих различное назначение. Эти процессы включают прогноз, стратегию, программу, план, проект, договор. Многие документы должны проходить длительные согласования между субъектами технологического пространства, отвечающими за его регулирование.
5. Наличие у хозяйствующих субъектов собственных интересов, определяемых их учредителями, а также возможность неоднозначного отображения этих интересов в функциях и практической деятельности руководителей и менеджеров предприятий, организаций и компаний приводят к разнообразным противоречиям и конфликтам, разрешение которых требует участия многих субъектов, регулирующих технологическое пространство.
Наиболее ярким примером низкого качества пространства для российского бизнеса является сохранение с начала 1990-х годов ресурсно-экспортной стратегии и падение объемов отечественного промышленного производства. Это порождает короткие цепочки как в перерабатывающих, так и в обрабатывающих отраслях. Конечно, на ограниченный состав сопряженных технологических переделов, эффективно удерживаемых в пределах страны отечественной экономикой, влияет невысокий потенциал их конкурентоспособности. Так, отсутствие потенциально эффективных технологий переработки нефти, промышленных способов отделения пропана, бутана и этана в поставках
природного газа внутри страны и на экспорт, неразвитость технологий переработки древесины и других значительно снижают добавленную стоимость экспортируемого Россией сырья, поскольку рентабельность конечных переделов в нефте- и газохимии и деревообрабатывающей промышленности в ведущих странах в несколько раз превышает рентабельность начальных переделов, продукция которых экспортируется Россией.
Большинство закономерностей, принятых в общественных науках, рыночной экономике и демократическом обществе, отражают результаты деятельности сложившихся механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов. Эти механизмы представляют собой правила отношений между субъектами, основанные на договоренностях, взаимных уступках и компромиссах. Многие механизмы отражают принятые в экономической теории правила рационального выбора, принципа оптимальности по Парето и др.
В российской рыночной экономике, сформировавшейся менее 20 лет назад, передача капитала в частные руки преследовала политические цели, развал основ социалистического государства и проходила в условиях хаоса, отсутствия выработанных большинством населения страны справедливых правил распределения государственной собственности, созданной усилиями многих поколений. Неле-гитимность распределения государственной собственности в 1990-е годы до сих пор является препятствием для взаимной договоренности между различными слоями общества и социальными группами, что существенно сдерживает гармонизацию отношений в экономике и обществе.
В условиях жесткой ограниченности финансовых ресурсов в стране при формировании кредитной политики следует учитывать не только стратегическую важность
воссоздаваемых отраслей, но и качество управления их возрождением. Традиционные методы руководства развитием и программы, разработанные простым «суммированием» предложений без стратегического замысла и ориентации конечных результатов на конкурентоспособный на мировых рынках уровень, не должны финансироваться и поддерживаться. Важнее на начальных этапах отказаться от инвестиционных предложений, лишенных инновационного потенциала, чем терпеть убытки от производства морально устаревших, ненужных современной экономике продуктов и технологий.
Необходим последовательный поиск гармоничного состояния характеристик технологического пространства, благоприятствующего бизнесу. Устойчивые в динамике соотношения отдельных параметров этого пространства для России заранее неизвестны. Их значения определяются не столько заимствованием аналогичных соотношений в развитых странах, сколько регулярно выполняемыми прогнозами, моделированием, аналитическими расчетами и экспертизами.
Освоение новых технологий. В настоящее время среди многих острых проблем, тормозящих инновационное развитие, наибольшее значение имеет проблема освоения инновационных решений российской экономикой. Для этого необходимо, чтобы:
- предприятия имели не только стратегию своего развития (что без освоения инновационных технологий и решений не имеет смысла), но и ежегодно утверждаемый план (программу) конкретных мер по реализации принятых стратегий;
- проводилась регулярная оценка влияния освоенных инновационных технологий и решений на экономику предприятия, включая анализ изменения объемов выпускаемой продукции, ее качества, себестоимости и цены;
- периодически проводилась оценка стоимости материальных и нематериальных активов предприятия, на изменение которой должны совокупно влиять как реализованные инновационные решения, так и внешние условия, отражающие динамику рыночной конъюнктуры.
Не только отсутствие конкурентоспособных отечественных технологий содействует коротким технологическим цепочкам в переработке. Многочисленные согласования на получение разрешения для бизнес-деятельности существенно увеличивают риски на завершающих стадиях переработки ресурсов, что содействует отказу компаний от их развития и экспорту необработанных ресурсов. Не случайно переход российских компаний к производству моторных топлив, отвечающих стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5, затягивается на много лет, а принятые проекты реконструкции НПЗ значительно превысили согласованные сроки и сметы.
Структура Программы Президиума РАН «Прогноз потенциала инновационной индустриализации России». К основным структурным разделам новой программы прогнозных исследований относятся следующие:
1. Условия социально-экономического развития России на средне- и долгосрочную перспективу.
2. Концептуальные, стратегические решения, обеспечивающие индустриализацию на инновационной основе.
3. Основные контуры механизма государственного регулирования инновационной индустриализации.
4. Концепция и модель инновационноактивного предприятия.
5. Перспективы формирования организационно-экономического пространства, благоприятствующего инновационной индустриализации.
6. Состояние и перспективы развития инновационного потенциала России.
7. Перспективные структурно-технологические изменения в ресурсодобывающих, перерабатывающих и обрабатывающих отраслях.
8. Возможности создания перспективных подотраслей и производств на базе импорта технологий.
9. Анализ состояния и перспективы развития малых и средних предприятий, включая малые инновационные предприятия.
10. Зарубежный опыт индустриального и постиндустриального развития.
11. Условия и организационные формы подготовки квалифицированных кадров для обслуживания новых технологий.
12. Перспективные направления развития фундаментальных и поисковых исследований (по областям).
13. Перспективные направления прикладных исследований и разработки новых технологий.
14. Закономерности технологического развития экономики, включая структурные изменения в экономике России в рамках V технологического уклада, а также перспективные технологии VI технологического уклада.
Инновационной индустриализации России благоприятствуют, в частности, следующие факторы и условия:
1. Необходимо в рамках «перезагрузки» отношений между США и Россией добиться отмены поправки Джексона-Веника на поставку в Россию передовых технологий.
2. В рамках международных соглашений следует добиваться от США отказа от монополии на передовые технологии, позволяющей США контролировать технологическое лидерство.
3. Промышленно развитые страны для смягчения нарастающих противоречий и конфликтов с развивающимися должны
не навязывать «демократические ценности», а поставлять передовые технологии на льготных условиях.
4. Источниками финансирования инновационной индустриализации могут служить создаваемые новые активы, внебюджетные средства, индустриальный золотой заем, средства и активы СССР, размещенные в других странах и др.
5. Если Россия стала «органической частью мировой экономики» [2], то она вправе предложить странам-импортерам рассчитываться за поставляемые ею ресурсы не только денежными средствами, но и поставками новых технологий.
В условиях мирового кризиса заказы на такие поставки могут существенно поддержать их экономику.
Литература
1. Прогнозирование перспектив технологической модернизации экономики России. М.: МАКС Пресс, 2010.
2. Путин В. Нам нужна новая экономика. «Ведомости» (30.01.2012), № 15 (3029).
3. Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты). Информационные отчеты за 2002 — 2008 годы. М.: МАКС Пресс, 2010.