УДК 631.2-52
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА
Н.М. Морозов, академик РАН, зав. отделом
Всероссийский научно-исследовательский институт механизации животноводства E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается состояние развития животноводства в России, обосновывается необходимость организации специализированного отечественного сельхозмашиностроения для производства конкурентоспособной высококачественной инновационной техники, обеспечивающей применение ресурсосберегающих технологий производства продукции, перспективные направления развития технического прогресса в механизации и автоматизации отрасли, предложения по формированию технической политики в области механизации и автоматизации животноводства. В статье отмечается, что техническую политику по механизации и автоматизации животноводства в России должно формировать и осуществлять Федеральное министерство сельского хозяйства - разработку общей стратегии, систему технологий и машин на определенный период, определение потребности в технике, проекты ферм, технологии содержания и кормления животных, задания на проведение НИР и ОКР, подготовку кадров, испытание новой техники на ее соответствие требованиям (технологическим, экологическим, экономическим, природно-климатическим). Министерство машиностроения и торговли России должно осуществлять функции исполнителя заказа министерства сельского хозяйства РФ по организации производства новой техники. Показаны перспективные направления развития инновационной техники и ресурсосберегающих технологий, экономическая эффективность их применения.
Ключевые слова: техническая политика, стратегия развития механизации и автоматизации, технология производства продукции, затраты ресурсов, инновационная техника.
Анализ развития животноводства показывает, что несмотря на принятые в последние годы меры государственной поддержки, отраслевые программы развития свиноводства, птицеводства и молочного скотоводства, направленные на его возрождение и развитие, отрасль не обеспечивает потребности страны в высококачественных продуктах питания, а доля импорта мясной и молочной продукции превышает 20%. На закупку продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья до 2015 г. затрачивалось более 40 млрд долл. США в год.
Удельный вес мяса и мясопродуктов отечественного производства в общем объеме ресурсов, с учетом переходящих запасов в 2014 г., составлял 82,3%, молока и молоко-продуктов - 77,4%, что ниже порогового значения, предусмотренного Доктриной продовольственной безопасности России.
Из-за развала специализированного сельхозмашиностроения для животноводства и кормопроизводства снизился уровень ком-
плексной механизации ферм крупного рогатого скота с 68% в 1990 г. до 45%, молочных ферм с 83 до 55%, свиноводческих ферм с 76 до 62%. Отмеченное является главной причиной применения устаревших высокозатратных технологий и низкой производительности труда. В крайне незначительных масштабах применяются беспривязное содержание скота, доение коров в доильных залах, кормление скота однородными сбалансированными смесями и свиней сбалансированными комбикормами, пастбищное содержание скота, культурные пастбища.
Потребность в машинах и оборудовании на 90% осуществляется за счет импортной техники. Проектирование и оснащение новых объектов повсеместно осуществляется иностранными фирмами импортной техникой. Опыт показывает, что стоимость машин и оборудования зарубежных фирм в 1,5-3,0 раза выше аналогичных отечественных. Более 80% парка машин в животноводстве используется сверх амортизационного периода,
а его обновление не превышает 2-3% в год, что в 3-4 раза меньше нормативных показателей.
Отечественная продукция животноводства из-за высоких удельных затрат кормов, рабочего времени, энергии на ее производство, низкой продуктивности животных, недостаточной технической оснащенности ферм и применения современных ресурсосберегающих технологий, является неконкурентоспособной на внешнем рынке. Все это приводит к снижению рентабельности продукции и инновационной привлекательности подотраслей животноводства.
Интенсивное развитие свиноводства и птицеводства на основе использования инновационной техники и ресурсосберегающих технологий обеспечивает в последние годы увеличение прироста производства в этих подотраслях на 6-10% в год, в то время как производство молока и говядины имеет тенденцию к снижению [2,3].
Техника является инженерной основой осуществления технологий производства продукции, совершенствования форм организации и управления, повышения производительности труда, снижения издержек производства, обеспечения условий для улучшения использования продуктивного потенциала животных, качества продукции, ее сохранности и сокращения потерь, в обеспечении экологического благополучия природ-
Удельный вес производства свинины на свиноводческих комплексах составляет более 70%, а темп прироста в них в последние годы - 20-30%. Однако до последнего времени по удельным затратам кормов отечественная продукция животноводства превышает западные страны в 1,3-2,0 раза, рабочего времени и электроэнергии - в 2,5-3,5 раза при более низких показателях продуктивности (табл.).
В системе факторов, влияющих на эффективность и качество продукции животноводства, увеличение объемов ее производства и конкурентоспособность на мировом рынке, затраты ресурсов, производительность и условия труда работников, охрану окружающей среды, стабильность и устойчивость производства, особое место занимает техника, современные инновационные средства механизации, электрификации и автоматизации, составляющие активную часть материально-технической базы отрасли.
ной среды, создания необходимых условий труда персонала.
В зависимости от уровня оснащенности производства средствами механизации в животноводстве можно выделить следующие уровни оснащенности объектов:
- технологии, осуществляемые преимущественно на основе использования ручного труда, которые применяются для обслуживания животных, выращивания молодняка в
Таблица. Затраты ресурсов на производство продукции животноводства в сельхозорганизациях
Виды ресурсов 2000г. 2005г. 2008г. 2009г. 2010г. 2013г.
Корма на 1 ц, ц корм. ед.: - молока 1,4 1,3 1,2 1,2 1,1 1,1
- привеса скота 14,9 14,4 14,2 14,2 13,8 14,4
- привеса свиней 8,0 10,3 6,8 4,6 4,2 3,5
Электрическая энергия на 1 ц, кВтч: - молока 40,5 45,0 46,0 46,0 48,0 48,0
- привеса скота 82,3 80,0 85,0 85,0 84,0 85,0
- привеса свиней 190,0 185,0 160,0 157,0 160,0 150,0
Топливо на 1 ц, кг:
- молока 15,7 16,2 16,2 19,1 18,0 17,9
- привеса скота 41,2 40,3 42,5 43,0 42,0 42,0
- привеса свиней - 137,0 143,7 140,0 120,0 120,0
Рабочее время на 1 ц, чел- ч:
- молока 7,0 6,6 6,2 6,0 5,7 4,0
- привеса скота 57,5 33,3 33,6 33,6 33,2 27,0
- привеса свиней 12,0 11,8 9,3 9,8 10,0 7,0
личных подсобных хозяйствах населения, в которых по данным Росстата производится 48,1% молока, 26,9% скота и птицы на убой и 21,2% яиц. По данным Сапожниковой Е.С. на 100 ЛПХ в Кировской области приходится 1 доильный аппарат, 5 измельчителей кормов, 93 единицы ручного инвентаря (лопаты, вилы и грабли), 29 мотоблоков, 23 трактора при среднем размере земельного участка 0,221 га и количестве условных голов скота на хозяйство [2];
- технологии с частичной механизацией выполнения основных процессов - водоснабжение и поение животных, заготовка кормов, погрузочные и транспортные работы, доение коров преимущественно в стойлах помещений со сбором молока в переносное ведро. Такие технологии характерны для фермерских хозяйств с низким уровнем концентрации производства до 20-50 коров;
- технологии, основанные на применении разрозненных (отдельных) машин и оборудования на объектах животноводства, в сельхозорганизациях. Ориентировочный объем производства продукции в них - молока, свинины и продукции овцеводства - составляет 45-50% от общего объема производства в сельхозорганизациях или 20-25% от валовой продукции;
- ресурсосберегающие технологии, основанные на применении средств комплексной механизации и инновационной техники, удельный вес которых в производстве молока не превышает 12-15%, свинины, яиц и мяса птицы - 65-75% и овцеводства - 3-5%.
Поэтому разработка и осуществление национальной технической политики в области механизации, электрификации и автоматизации всех отраслей сельского хозяйства, включая и животноводство, предусматривающей создание инновационной техники, массовое (серийное) ее производство и применение в хозяйствах различных форм собственности, обеспечение экономических условий для ее эффективного использования -дотаций, льготных кредитов и цен на машины, энергоносители и др., проведение НИР и ОКР, подготовку инженерных кадров, является основой реализации федеральных и от-
раслевых Программ развития АПК, производства различных видов продукции растениеводства и животноводства.
Сердцевиной этих программ должна быть современная высокоэффективная инновационная техника, созданная научными коллективами России и производимая на специализированных отечественных машиностроительных заводах. Создание и производство такой техники для реализации ресурсосберегающих технологий в земледелии и животноводстве станет возможным только на основе проведения фундаментальных исследований, результатов ее экспериментальной проверки в различных организационных, технологических и природно-климатических условиях, а эффективное использование -при укомплектовании объектов квалифицированными кадрами. Отмеченное показывает, что техническая политика в механизации, электрификации и автоматизации сельского хозяйства - это комплексная многоаспектная, организационно-экономическая проблема. Без ее разработки и осуществления, создания серийного производства и применения инновационной техники отечественными машиностроительными предприятиями невозможно осуществить перевод производства продукции на ресурсосберегающие технологии, создать условия для более полной реализации продуктивного потенциала животных, увеличить производство высококачественной продукции в объемах, обеспечивающих импортозамещение и продовольственную безопасность страны.
Формирование национальной технической политики в области механизации животноводства должно осуществляться на основе глубокого анализа:
- отечественных и мировых тенденций развития технологий производства продукции и особенностей их применения в различных климатических, организационных, демографических условиях, создания, производства и применения инновационной техники;
- состояния уровня научных исследований по созданию инновационных видов техники, технологических комплексов машин,
систем управления и автоматизации, энерго-ресурсоиспользованию;
- состояния национальной базы машиностроения для производства энергетических установок, машин, оборудования, систем автоматизации и управления, базы ремонта и обслуживания техники различной конструктивной и технологической сложности;
- состояния обеспеченности подотраслей животноводства кадрами - специалистами и операторами инженерного, технологического, ветеринарно-санитарного и управленческого (организационно-экономического) профиля - их квалификация, потребность, система подготовки и переподготовки.
Основу и исходные положения формирования технической политики в механизации сельского хозяйства в условиях глобализации и свободных рыночных отношений необходимо соподчинять экономической политике государства с четкой ориентацией на обеспечение ее целей и задач - достижение высокого уровня жизни населения, экономической независимости страны от изменяющейся экономической и политической конъюнктуры других стран.
Техническая политика должна быть направлена на осуществление стратегических целей экономической политики страны в области продовольственного обеспечения. Опыт последних лет убеждает, что для России, располагающей огромной территорией, необходимыми природными ресурсами сырья, энергии, кормов, земельных угодий, квалифицированных кадров, экономически обоснованным и необходимым является обеспечение потребности в средствах механизации и автоматизации как в целом для сельского хозяйства, так и для механизации и автоматизации процессов в животноводстве, преимущественно за счет организации их промышленного производства на отечественных машиностроительных предприятиях в кооперации со специализированными предприятиями стран экономического содружества (Беларуси и Казахстана).
В Беларуси в последнее десятилетие успешно реализуется национальная техническая политика в области механизации живот-
новодства и сельского хозяйства - разработана система машин, выполняются научные исследования и опытно-конструкторские работы по созданию новой техники, предусмотренной системой машин, осуществляется ее производство в требуемом объеме и номенклатуре промышленными предприятиями республики.
В результате такой целенаправленной деятельности Министерства сельского хозяйства и головного научного учреждения «Научно-практического центра Беларуси по механизации сельского хозяйства Национальной академии наук» в республике удовлетворяется почти полностью потребность сельхозтоваропроизводителей в машинах и оборудовании как для вновь строящихся, так и для модернизации действующих объектов, производимых на специализированных республиканских машиностроительных предприятиях. При этом создание новой техники осуществляется на основе проведения комплексных исследований, выполняемых учеными научно-практического центра НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства, а также использования результатов исследований ученых и специалистов России, Украины, стран Европейского содружества. Эти исследования включают обоснование принципов работы, параметров машин, изготовление и опытную их проверку в хозяйствах. Организация производства новой техники осуществляется в соответствии с национальной системой машин. В республике организовано производство инновационной техники для машинного доения коров, производства комбикормов, уборки и подготовки навоза к использованию, обеспечения микроклимата, автоматизации приготовления и раздачи кормов и выполнения других процессов.
Система машин является основным документом для руководителей Минсельхоза, Министерства промышленности, Комитета по науке и технологиям, машиностроительных предприятий, научных и проектных учреждений при принятии решений о создании, производстве и применении инновационной техники. В соответствии с системой
машин для животноводства в республике необходимо было создать принципиально новых 57 наименований техники, завершить работу и освоить производство 69 наименований, сохранить серийное производство 37 наименований. На предстоящий период ученые республики осуществляют разработку новой системы машин для отрасли с учетом технологических и организационных особенностей производства продукции животноводства не только в Беларуси, но и в странах содружества.
Использование лучших инновационных достижений мира по отдельным аспектам технического прогресса в механизации животноводства при этом может обеспечиваться за счет кооперации и интеграции с ведущими специализированными фирмами ряда западных стран (Германии, Нидерландов, Дании, Италии), стран СНГ, Китая и Японии. Обобщение опыта ряда стран показывает, что в России для реализации национальной концепции технической политики в области механизации и автоматизации сельского хозяйства, включая и животноводство, необходимо коренным образом изменить организацию ее разработки, а также экономический механизм осуществления.
Центральным органом, отвечающим за разработку и реализацию технической политики в АПК, должно стать Федеральное министерство сельского хозяйства России, осуществляющее:
- разработку с привлечением научных учреждений ФАНО стратегии развития механизации отраслей сельского хозяйства и прогнозов развития техники, системы технологий машин для реализации этой стратегии, формирование заказов на проведение НИР и ОКР по созданию инновационной техники, объемы производства машин, потребность в средствах механизации, инженерных кадрах и их подготовку, определение инвестиций на техническое оснащение;
- определение перспективных технологий производства продукции, содержания и кормления животных, рекомендаций по рациональным размерам ферм в хозяйствах различных форм собственности и регионах;
- разработку проектов ферм, зданий и сооружений с учетом обеспечения требований экологии, ветеринарии, качества продукции;
- проведение госиспытаний техники и технологий;
- создание экспериментальных ферм и комплексов;
- подготовку нормативно-технических материалов по организации труда, использованию технического сервиса машин, проектированию и строительству объектов.
Министерство сельского хозяйства России должно проводить совместно и на основе использования результатов исследований научных организаций ФАНО и Отделения сельскохозяйственных наук РАН формирование национальной технической политики в области механизации, электрификации и автоматизации животноводства и технологии производства всех видов продукции на различные периоды. Функции исполнителя заказа Минсельхоза страны по промышленному производству в соответствии с потребностью необходимой конкурентоспособной инновационной техники, удовлетворяющей требованиям стандартов по качеству, надежности, безопасности труда, экологии и др., необходимо возложить на Минпродторг (разработка конструкций новых машин, организация серийного производства, цены, качество, размещение промышленных предприятий по территории страны и др.). Техническая политика при этом будет составной частью, сердцевиной программ развития аграрного комплекса страны на конкретный период.
В последние годы научными коллективами Россельхозакадемии, ФАНО, Отделения сельскохозяйственных наук РАН разработаны «Система технологий и машин для механизации и автоматизации производства продукции животноводства и птицеводства на период до 2020 года» (М.: Росинформагро-тех, 2013 г.) и «Стратегия развития механизации и автоматизации животноводства на период до 2030 года» (М.: Росинформагро-тех, 2015 г.), в которых изложены как общие направления развития технического прогресса в механизации и автоматизации, так и
представлены состав и рациональные комплекты рекомендуемых технических средств для ферм различного размера, специализации, особенностей технологии с учетом природно-климатических, организационно-экономических и экологических условий [6-8].
Отмеченные основополагающие работы могут стать научной базой формирования и практического осуществления технической политики в этой важнейшей отрасли сельского хозяйства, основой развития специализированного сельхозмашиностроения для животноводства и кормопроизводства в России на предстоящие годы. При этом в соответствии с разработанной стратегией необходимо подготовить в 2017-2018 гг. «Систему технологий и машин на период до 2025 года», в которой следует изложить конкретные предложения по составу рекомендуемых технических средств с учетом последних достижений отечественной и мировой науки и передовой техники.
Реализация положений стратегии по направлениям механизации и автоматизации подотрасли животноводства, переход к применению ресурсосберегающих, конкурентоспособных технологий производства продукции позволят на принципиально новой инженерно-технологической основе обеспечить увеличение объемов и повышение качества продукции и полностью решить проблему импортозамещения.
Исследованиями, отечественным и мировым опытом доказано, что одним из главных условий достижения высоких экономических показателей производства качественной и конкурентной продукции является инновационная техника для выполнения процессов содержания и кормления животных, заготовки кормов и подготовки их к скармливанию, подготовки и хранения продукции. Инновационная техника является инженерной основой совершенствования технологий содержания животных, обеспечения требуемых параметров микроклимата в помещениях, создания необходимых санитарно-гигиенических условий для работников. Поэтому создание и массовое производство высокоэффективной техники в России должны быть
в качестве важной стратегической цели технической политики в области механизации и автоматизации животноводства [5,9].
Необходимость и актуальность разработки и реализации национальной технической политики возрастает в связи со вступлением страны в ВТО и принятием экономических санкций к России. В этих условиях ориентация на использование научного и производственного потенциала России, развитие отечественного сельхозмашиностроения для удовлетворения потребностей отрасли в техники и импортозамещения станут важными условиями обеспечения продовольственной безопасности страны.
Технической политикой в области механизации животноводства необходимо предусматривать комплексное совершенствование технологических, инженерных, организационно-экономических факторов производства, являющихся важнейшими условиями роста эффективности, получения высококачественной продукции, рационального использования ресурсов с учетом природно-климатических факторов и особенностей производства в хозяйствах различных форм собственности, концентрации и специализации.
Важным направлением развития инновационной техники является ее адаптивность к физиологическим особенностям функционирования животных и птицы, условиям их содержания и кормления. При разработке техники необходимо учитывать новейшие результаты зоотехнической и биологической науки по выявлению наиболее эффективных параметров жизнеобеспечения животных и птицы и способов их удовлетворения инженерно-техническими решениями. Биологический фактор, определяющий уровень использования потенциала продуктивности используемых пород, должен быть принят в качестве важнейшего принципа при определении общей концепции технической политики развития техники и отдельных ее блоков. Определяющее влияние на развитие техники оказывают экологические и ветеринарно-са-нитарные требования - исключение загрязнения среды, обеспечение условий, исключающих заболевание животных и людей.
Важнейшим условием и требованием к созданию инновационной техники является обеспечение производства высокоэффективной, качественной и конкурентоспособной продукции на основе ресурсосбережения, роста производительности труда, рационального использования ресурсов.
В связи с отмеченным технической политикой необходимо предусматривать следующие важнейшие направления развития технического прогресса:
- создание автоматических поточных технологических линий, адаптированных к физиологическим особенностям осуществления продукционного процесса различных групп и специализации животных, способам содержания и типам кормления, климатическим и почвенным условиям, организационно-экономическим и технологическим факторам, ветеринарно-санитарным, экологическим и эргономическим требованиям;
- автоматическое управление выполнением технологических процессов в соответствии с технологическими, зооветеринарными, экологическими, санитарными нормами, правилами и требованиями на основе учета физиологических потребностей животных и особенностей осуществления продукционного процесса;
- повышение производительности труда, снижение издержек осуществления процессов и получения высококачественной продукции на основе полного замещения ручного труда, автоматического управления режимами выполнения процессов и операций, создания оптимальных условий содержания и нормирования кормления, обеспечивающих эффективное использование и рост продуктивности животных, реализацию генетического потенциала используемых пород и породных групп, рационального использования ресурсов;
- обеспечение высокой эксплуатационной надежности технических средств, удобство и безопасность их обслуживания и ремонта;
- производство конечной продукции, кормов, органических удобрений, выполнение процессов и операций в соответствии с эргономическими, технологическими, зооветери-
нарными, экономическими и экологическими требованиями и удовлетворяющих требованиям отечественных и международных стандартов качества.
Эффективность реализации технической политики будет обеспечиваться на основе комплексного оснащения объектов инженерными, технологическими, энергетическими, кормовыми, трудовыми ресурсами, а также совершенствования экономических условий функционирования сельхозтоваропроизводителей (финансовая, кредитная, ценовая политика).
В современных условиях особую актуальность имеют такие экономические и социальные факторы, как повышение цен на реализуемую сельхозтоваропроизводителями продукцию и увеличение ее доли в розничной цене, усиление государственного регулирования, программно-целевое планирование, улучшение доступа к внутреннему рынку сбыта продукции, развитие сельских территорий, повышение уровня оплаты труда, закрепление кадров и др. [10].
Важную роль в производстве высококачественной продукции животноводства, сохранении ветеринарного и санитарного благополучия на объектах выполняет техника для механизации ветеринарно-санитарных процессов (лечение и санитарная обработка животных, помещений, оборудования).
В связи с этим в программах создания, производства и оснащения объектов животноводства и птицеводства всех форм собственности необходимо предусматривать технику нового поколения, обеспечивающую ветеринарное благополучие в соответствии с действующими нормативами и требованиями - высокопроизводительных и компьютеризированных дезинфекционных установок, специальных мобильных машин и агрегатов для обслуживания ряда фермерских хозяйств, летних лагерей и обеспечивающих проведение работ по поддержанию объектов на высоком санитарном уровне.
Создание и применение инновационной техники, являющейся одним из главных звеньев технической политики механизации и автоматизации животноводства, как показы-
вают исследования, позволит уменьшить удельные затраты рабочего времени на центнер молока до 1,0-1,5 челч, на центнер прироста скота до 5,0-6,0 и прироста свиней - до 2,5-3,5 челч, затраты электроэнергии, соответственно, на центнер молока - до 50-55 кВтч, на центнер прироста скота - до 150200 и прироста свиней - до 140-160 кВтч, осуществить массовое применение ресурсосберегающих технологий, повысить рентабельность производства до 25-30% и улучшить качество продукции.
Повышение эффективности производства молока в предстоящий период должно осуществляться на основе реализации следующих прогрессивных инновационных и ресурсосберегающих направлений в механизации, автоматизации и технологиях производства:
1. увеличения удельного веса беспривязного содержания скота в сельхозорганизаци-ях с 3-5 до 55-60%, при применении которого за счет реализации принципа самообслуживания, инновационной техники трудоемкость обслуживания животных снижается в 1,5-2,0 раза;
2. увеличения до 80% удельного веса доения коров в доильных залах со станками «Елочка», «Параллель», «Карусель», доильными машинами с автоматическим регулированием выполнения операций с учетом физиологически особенностей и характеристик каждого животного.
В предстоящий период необходимо развивать поточные принципы доения в автоматизированных залах с индивидуальным обслуживанием животных. Перспективными тенденциями в механизации и автоматизации доения коров являются:
- совершенствование режима функционирования доильных аппаратов с целью исключения вредного воздействия на здоровье животных;
- стимулирование рефлекса молокоотдачи и обеспечение полного выдаивания;
- разработка доильных аппаратов с автоматическим управлением процесса извлечения молока (регулирование уровня вакуума, частоты и соотношения тактов пульсаций в за-
висимости от интенсивности молокоотдачи и других параметров) и автоматизации выполнения заключительных операций доения;
- автоматическая стабилизация вакуума на необходимом уровне;
3. применения многофункциональных видов мобильной техники - фронтальных погрузчиков-измельчителей кормов, раздатчиков-смесителей кормов, позволяющих приготавливать однородные сбалансированные кормосмеси, выдавать их в кормовые столы (кормушки) в помещениях и на выгульных дворах. Кормление сбалансированными смесями вместо выдачи отдельных кормов (сено, сенаж, силос, комбикорма) улучшает использование кормовых ресурсов, исключает их порчу и потери, полностью решает механизацию и автоматизацию выполнения операций кормления, многократно повышает производительность труда;
4. применения автоматизированных систем уборки навоза из помещений и ресурсосберегающий технологий подготовки высококачественных органических удобрений.
Результаты отечественных и мировых исследований показывают, что одним из эффективных направлений в кормлении животных является переход к монокормам, сбалансированным по энергии, белку, минеральным добавкам, витаминам. Применение монокормов позволяет упростить технические решения, сократить номенклатуру техники для механизации и автоматизации выдачи их животным, обеспечить контроль нормирования потребления кормов для отдельных половозрастных групп, улучшить использование кормовых ресурсов. Отмеченные направления необходимо предусматривать к реализации в программах развития техники и технической политике в области механизации и автоматизации животноводства.
Литература:
1. О ходе и результатах реализации в 2013 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков с.-х. продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 г. М., 2014.
2. Лабинов В. Резервы для роста объемов свинины // Животноводство России. 2014. №1. С. 4-5.
3. Фисинин В. Достижения и задачи российского птицеводства // Животноводство России. 2014. №3. С. 2.
4. Сапожникова Е.С. Организационно-экономические условия функционирования личных подсобных хозяйств региона: автореф. дис. к.э.н. М., 2014. 22 с.
5. Морозов Н.М. Инновационная техника и ресурсосберегающие технологии - важнейшие факторы повышения эффективности продукции животноводства. // Вестник ВНИИМЖ. 2014. №1(13). С. 58-67.
6. Система технологий и машин для механизации и автоматизации производства продукции животноводства и птицеводства на период до 2020 года / Морозов Н.М. и др. М., 2013.
7. Стратегия развития механизации и автоматизации животноводства на период до 2030 года / Морозов
H.М. и др. М., 2015. 152 с.
8. Морозов Н.М. Машинно-технологическое обеспечение производства продукции животноводства // АПК: Экономика, управление. 2004. №10. С. 4-13.
9. Методические рекомендации по реконструкции и техническому переоснащению животноводческих ферм / Морозов Н.М. и др. М., 2000.
10. Ушачев И.Г. Экономические и социальные проблемы импортозамещения в АПК // Импортозамеще-ние в АПК России. М., 2015. С. 14-37.
Literatura:
I. O hode i rezul'tatah realizacii v 2013 g. Gosudarstven-noj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva i reguliro-vanii rynkov s.-h. produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 g. M., 2014.
2. Labinov V. Rezervy dlya rosta ob"emov svininy // ZHi-votnovodstvo Rossii. 2014. №1. S. 4-5.
3. Fisinin V. Dostizheniya i zadachi rossijskogo pticevod-stva // ZHivotnovodstvo Rossii. 2014. №3. S. 2.
4. Sapozhnikova E.S. Organizacionno-ehkonomicheskie usloviya funkcionirovaniya lichnyh podsobnyh hozyajstv regiona: avtoref. dis. k.eh.n. M., 2014. 22 s.
5. Morozov N.M. Innovacionnaya tekhnika i resursosbere-gayushchie tekhnologii - vazhnejshie faktory povyshe-niya ehffektivnosti produkcii zhivotnovodstva. // Vestnik VNIIMZH. 2014. №1(13). S. 58-67.
6. Sistema tekhnologij i mashin dlya mekhanizacii i avto-matizacii proizvodstva produkcii zhivotnovodstva i ptice-vodstva na period do 2020 goda / Morozov N.M. i dr. M., 2013.
7. Strategiya razvitiya mekhanizacii i avtomatizacii zhivotnovodstva na period do 2030 goda / Morozov N.M. i dr. M., 2015. 152 s.
8. Morozov N.M. Mashinno-tekhnologicheskoe obespe-chenie proizvodstva produkcii zhivotnovodstva // APK: EHkonomika, upravlenie. 2004. №10. S. 4-13.
9. Metodicheskie rekomendacii po rekonstrukcii i tek-hnicheskomu pereosnashcheniyu zhivotnovodcheskih ferm / Morozov N.M. i dr. M., 2000.
10. Ushachev I.G. EHkonomicheskie i social'nye proble-my importozameshcheniya v APK // Importozameshche-nie v APK Rossii. M., 2015. S. 14-37.
THE LIVESTOCK MECHANIZATION AND AUTOMATION TECHNICAL POLICY FORMATION'S
MAIN POSITIONS
N.M. Morozov, RAN academician
All-Russian research Institute of animal husbandry mechanization
Abstract. The article discusses the state of Russian animal husbandry development , the livestock specialized Russian agricultural machinery industry organization necessity to produce competitive high-quality innovative equipment, providing the product resource-saving technologies application, the perspective directions of development of technical progress in industry's mechanization and automation, the proposals for of technical policy in the field of mechanization and automation's formation is justified. The article notes that livestock farming mechanization and automation's technical policy in Russia will form and implement the Federal Ministry of Agriculture - an overall strategy development, a system of technologies and machines for a certain period, the need of machinery, projects, farms, animals keeping and feeding technologies' determination, tasks on NIR and OKR holding, personal training, new equipment testing on its compliance with the requirements (technological, ecological, economical, climate and natural). The Ministry of engineering industry and trade of Russia should implement the functions of the Russian Federation Ministry of agriculture order's performer for the new equipment production organization. The innovation technology and resource-saving technologies development promising directions, economic efficiency of their application are shown.
Keywords: technical policy, the mechanization and automation development's strategy, product producing technology, resources cost, innovative machinery.