УДК 620.9 (094) (470+571) А.В. Новак1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ ДО 2035 ГОДА
Выступление по проекту Энергетической стратегии России на период до 2035 года на заседании Общественного совета Министерства энергетики России 11 марта 2014 года
Разработка Энергетической стратегии всегда была неотъемлемой частью государственной политики России. Оно решало две задачи: определяло роль и значение ТЭК в системе социально-экономического развития страны, а также формировало условия для разработки генеральных схем, отраслевых, региональных и корпоративных программ перспективного развития энергетики и ее составляющих.
Ежегодный мониторинг энергетических стратегий позволял своевременно вносить необходимые коррективы в планы и механизмы реализации мер государственной энергетической политики, а также с учетом новых внешних и внутренних условий раз в 5 лет обновлять саму стратегию.
Действующая ЭС-2030 была принята в разгар экономического кризиса 2008-2009 годов. Ее положения, как это следует из проведенного в 2013 г. мониторинга, адекватно отражали текущий ход посткризисного развития энергетики и экономики. Количественные параметры ТЭБ оказались в пределах предусмотренного в ЭС-2030 коридора, а механизмы «дорожной карты» в целом соответствовали задачам и приоритетам стратегии.
В то же время в мировой энергетике и российской экономике появились качественно новые вызовы, требующие существенной корректировки ЭС-2030 и по сути дела формирования новой редакции Энергетической стратегии с ее пролонгацией на период до 2035 года.
Слайд 1
Основные результаты мониторинга ЭС -2030 за 2012 год
Динамика внутреннего потребления первичных ТЭР Динамика добычи и производства первичных ТЭР
■ Несмотря на соответствие большинства количественных (объемных) показателей развития ТЭК России целевым значениям I этапа ЭС-2030, существенное отставание отмечается в качественных характеристикахэтого развития
■ На стадии посткризисного восстановления появились качественно новые внутренние и внешние вызовы.
1 Александр Валентинович Новак - министр энергетики Российской Федерации.
Это - затянувшаяся посткризисная стагнация российской экономики, приведшая к снижению темпов роста внутреннего спроса на энергоносители. При продолжающемся росте цен и тарифов это привело к частичному замораживанию инвестиционных программ модернизации и развития ТЭК.
Это - переход от ресурсной глобализации на мировом энергетическом рынке к стремлению ведущих стран-импортеров к диверсификации поставок и собственной энергетической самодостаточности, что существенно изменило условия для российского экспорта.
Это - переориентация в мировой торговле от экспорта-импорта сырья к продаже новых технологий и сервисных услуг, к чему Россия оказалась не готова.
При сохранении основных целей и задач стратегии, направленных на создание инновационного и эффективного энергетического сектора, следует выделить принципиальные отличия ЭС-2035 от действующей ЭС-2030:
- Ориентация на существенное снижение среднегодовых темпов роста энергопотребления (1,2% против 2,2%).
- Изменение приоритетов энергетической безопасности (в свете новых требований Доктрины энергетической безопасности) и энергоэффективности. Если ранее они сводились к обеспечению ресурсной достаточности и необходимых энергетических мощностей, а также к снижению энергорасточительности, то в новой редакции ЭС-2035 акцент делается на экономической (ценовой) доступности поставок энергоносителей и на модернизации энергетики, включая технологическое энергосбережение.
- Энергетическая политика в новой стратегии переориентируется от ресурсно-сырьевого варианта к ресурсно-инновационному развитию, что позволяет поставить во главу угла проблему не количественного, а качественного спроса на энергетические услуги (расширенный ассортимент, экологически чистое моторное топливо, надежность энергоснабжения) в первую очередь на внутреннем рынке за счет более глубокой и комплексной переработки природных ресурсов, развития нефтегазохимии, углеобогащения, атомной и парогазовой генерации, «умных» электрических сетей, эффективных систем теплоснабжения.
- ТЭК в новой стратегии должен стать не «донором» и не «локомотивом» российской экономики, а «стимулирующей инфраструктурой», обеспечивающей за счет сочетания централизованного и децентрализованного энергоснабжения, развития внутренних транспортных, трубопроводных коммуникаций и линий электропередач энергетическую интеграцию всех регионов страны, а также условия для их комплексного развития как в виде территориально-производственных кластеров, так и более развитой электрификации.
Синергетический инфраструктурный эффект будет достигаться за счет взаимоувязанной инвестиционной, инновационной и институциональной политики в сфере энергетики, а также диверсификации номенклатуры (СПГ) и направлений (восточный вектор) российского энергетического экспорта.
ТЭК - жизнеобеспечивающая инфраструктура социально-экономического развития страны. Если в 2000-е годы темпы роста экономики России даже с учетом кризиса составили 4,7%, то в ЭС-2035 заложены более низкие показатели на весь период: в среднем 3,8% - в базовом сценарии и 2,8% - в сценарии риск-анализа. При общем росте экономики к 2035 г. в 2,5 раза потребление первичных ресурсов вырастет всего на 30%, а электроэнергии - в 1,6 раза, что потребует увеличения электрической мощности на 1/3. Это, с одной стороны, свидетельствует о продолжении курса на снижение энергоемкости экономики: она снизится на 50%, а электроемкость - на 30%. При этом энергосбережение - не самоцель, а лишь одно из средств повышения энергоэффективности. Главное в энергоэффективности - новый курс на углубленную электрификацию экономики, а за счет этого - повышение производительности труда и качества жизни граждан.
Несмотря на рост энергопотребления, в стратегии ставится задача - добиться стабилизации цен на электроэнергию на уровне (9-10 центов за 1 кВт-ч), что позволит обеспечить долю затрат на энергоснабжение в расходах домохозяйств на уровне 7% и в экономике в целом на уровне 10% в течение всего периода.
При сохранении в целом прежней структуры стратегии в ЭС -2035 введены новые разделы: развитие нефтегазохимии, внутренней энергети-
Слайд 2
Изменение макроэкономических условий
Среднегодовые темпы роста ВВП*
В ЭС-2030 -4,7%;
В ЭС-2035 — 3,8% (целевой сценарий);
— 2,8% (сценарийриск-анализа).
,«? „#" "Р "Р т? V V -9 -ï>
ЭС-2035 (целевой сценарий) ********* ЭС-2035 (сценарий риск -анализа)
* Темпы роста ВВП в сценариях ЭС -2035 базируются на Прогнозе социально-экономического развития РФ на период до 2030 года Минэкономики РФ (варианты 1 и 2 соответственно) с пролонгацией до 2035 года
Производство ТЭР (всего)
2012 2015 2020 2025
* ЭС-2030 (минимум) ЭС-2035 (целевой сценарий)
ЭС-2030 (максимум)
ЭС-2035 (сценарий риск -анализа)
Слайд 3
Перспективы спроса на российские энергоресурсы
Внутренний спрос
Внешний спрос
Внутреннее потребление первичной энергии (млн т у.т.) Душевое энергопотребление (т у.т.)
■ Рост экспорта ТЭР в физическом выражении (2010 г. = 100%)
"Отношение экспорта к потреблению ТЭР
При общем росте экономики к 2035 г. в 2,5 раза потребление первичных ресурсов вырастет всего на 27%
Опережающий рост внутреннего потребления ТЭР по сравнению с их экспортом (на 1/3)
2500
2000
1500
1000
500
0
2030
2035
1300
1250
1200
% 100
95
90
1050
85
1000
80
2012
2020
2025
2035
2012
2020
2025
2035
ческой инфраструктуры, устойчивого развития. Последний, помимо традиционных задач экологической безопасности, включает также вопросы социальной и экологической эффективности, человеческого капитала как одного из главных факторов развития.
Претерпели существенные изменения меры проводимой государственной политики:
- в сфере недропользования акцент делается на разработку новой системы классификации запасов, основанной не на технических, а на экономических показателях добычи углеводородов;
в сфере налогообложения - переход от НДПИ к НДД, в первую очередь для новых месторождений;
- в сфере госрегулирования рынков - введение ценовых индикаторов и их использование при антимонопольном регулировании;
- в сфере НТП - восстановление полного инновационного цикла (от фундаментальных исследований до ОКР, создания отечественных технологий и оборудования, развития сервисного обслуживания и интеллектуальных систем управления);
- в сфере региональной политики - оценка состояния энергетической безопасности с использованием индикаторов, утвержденных в ДЭБ;
- в сфере социальной политики - комплекс мер по развитию человеческого капитала как для освоения новых технологий в энергетике, так и творческого развития личности, забота о пенсионерах и подрастающем поколении;
- в сфере внешней политики - помимо сохранения позиций на традиционных рынках ЕС и АТР - приоритет созданию Единого энергетического пространства в рамках Евразийского экономического союза.
Указанные задачи и меры конкретизируются в стратегии применительно к особенностям отдельных отраслей.
Ключевые задачи и направления реализуются в три последовательных этапа ЭС-2035, согласованных с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года:
Первый этап (2014-2020 гг.) - этап внутренней перестройки, направленной на преодоление «узких мест» в развитии энергетической инфра-
структуры и формирование основ инновационного развития ТЭК. На первом этапе должны быть созданы основы целостной институциональной системы энергетического сектора. В этот период необходимо осуществить работы по развитию и обновлению основных производственных фондов и инфраструктуры, в том числе по завершению наиболее важных из ранее начатых проектов.
Второй этап (2021-2025 гг.) - этап ресурсно-инновационного развития и формирования инфраструктуры новой экономики. Доминантой второго этапа будет повышение энергоэффективности, реализация инновационных и капиталоемких энергетических проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, континентальном шельфе и полуострове Ямал. В соответствии с логикой ресурсно-инновационного развития на этом этапе реализации стратегии необходимо будет сместить приоритеты от добычи ресурсов к их глубокой переработке, развернуть широкое инновационное обновление отраслей ТЭК за счет отечественных технологий, материалов и оборудования.
Третий этап (2026-2035 гг.) - этап развития инновационной экономики, выхода российской энергетики на уровень эффективности развитых стран. Основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике нового поколения с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых углеводородных и неуглеводородных источников энергии, развитие интеллектуальных энергетических систем.
Можно выделить еще один - четвертый этап (2036-2050 гг.) - инновационного развития российской энергетики с переходом к принципиально иным технологическим возможностям высокоэффективного использования традиционных энергоресурсов и неуглеводородных источников энергии. К числу основных задач этого этапа относится переход к электрическому миру, не только относительное, но и абсолютное сдерживание нефтедобычи, формирование активного потребителя.
Изменения касаются и структуры ТЭБ. В отличие от ЭС-2030, где предполагалось снижение доли газа и рост использования угля для выработки электроэнергии, в ЭС-2035, в основном
Слайд 4
ЭС-2035: добыча и экспорт нефти
Добыча нефти
540
530
S 520
Т= 510
* 500 2
490 480 470
S
"Добыча (целевой сценарий)
Добыча (риск-анализ)
Коэффициент извлечения нефти*
40 39 38 37 36 35 34 33 32 31
•* Минимальный
уровень "Максимальный уровень
2012 2020 2025 2035
* Численные параметры содержатся в Обосновывающих материалах к проекту ЭС-2035
Экспорт нефти
260 250 ц 240 1: 230 I 220 s 210 200 190 180
2020 2025 2035
"Экспорт сырой нефти (целевой сценарий) Экспорт сырой нефти (риск-анализ)
Структура экспорта нефти (целевой сценарий)
мм
2020 2025 2035
□ енгВ Европа ■ АТР
2012
2020
2025
2035
2012
%
250
200
150
5 100
50
31
0
2012
по экологическим соображениям, намечается сохранение доли газа в структуре топливного баланса ТЭС, а снижение доли угля компенсируется увеличением доли АЭС (с 16 до 22%) и частично ВИЭ.
В структуре добычи первичных ТЭР сохранится на уровне 11-12% доля твердого топлива при увеличении добычи угля до 370-380 млн т и увеличение его внутреннего потребления на 6-7%.
Доля нефти и конденсата снизится с 39 до 33%, несмотря на это сохранится объем добычи и переработки жидких углеводородов с увеличением объема производства моторного топлива в 1,5 раза за счет увеличения глубины переработки нефти до 90%.
По сути дела будет создана новая ресурсно-инновационная отрасль - нефтегазохимия, ориентированная на импортозамещение продукции на внутреннем рынке и возможный выход на новые рынки АТР и Центральной Азии.
Намечается рост доли природного и попутного газа с 41 до 47% с увеличением добычи газа до 935 млрд м3 и его потребления на внутреннем рынке до 585 млрд м3.
В рассматриваемый период будет преобладать увеличение доли внутреннего потребления энергоресурсов по сравнению с их экспортом (примерно на 1/3). В структуре экспорта будет расти доля газа (в основном СПГ).
Предусматривается широкое применение кластерного подхода к формированию центров по глубокой переработке углеводородов, в том числе для расширения выпуска малотоннажной наукоемкой химической продукции высоких стадий передела.
Структура производства, потребления и экспорта представлена в стратегии применительно к особенностям различных отраслей.
Необходимо отметить, что при сдержанном развитии отраслей добычи ТЭР, акцент в стратегии делается на более интенсивное использование конечных энергоносителей, в частности на более глубокую электрификацию промышленности, транспорта и коммунально-бытовой сферы, что характеризует социальную направленность энергетического развития.
В системе теплоснабжения будут появляться две параллельные тенденции: когенеративная
Слайд 5
ЭС-2035: нефтепереработка и нефтегазохимия
Переработка нефти Глубина нефтепереработки
280
275
я
g 270
265
с
260
255
250
90,0 85,0 % 80,0 75,0 70,0
86,3
82,7 j
2012 2020 "Переработка (целевой сценарий)
2025 2035
Переработка (риск-анализ)
Производство нефтяных моторных топлив
(целевойсценарий)
2035
g
£ 2025
I
1 2020 2012
50 100
I Автобензин ■ Дизельное топливо I Прочие
Синтетические каучуки
Полистирол
Поливинилхлорид (ПВХ)
Полиэтилентерефталат (ПЭТФ) Крупнотоннажные пластмассы
Полиэтилен
Акрилонитрилбутадиенстирол (АБС-пластик)
Полипропилен
I I I
Увеличение производственных мощностей в разы (2035 т. к 2010 т.)
8,5
Слайд 6
Добыча газа
950 900 g 850
а 800
G 5
750 700 650
2012 2020 2025 2035
^^ Добыча газа (риск-анализ)
Добыча газа (целевой сценарий)
Структура экспорта (целев
ЭС-2035: газовая промышленность
Экспорт
Внутреннее потребление
600 580 g 560
"t 540
5
6 520 s
500 480 460
2012
2020
2025
"Внутреннее потребление (целевой сценарий) Внутреннее потребление (риск -анализ)
"Экспорт (целевой сценарий) Экспорт (риск-анализ)
i сценарий)
Импорт
2012
2020
2025
2035
0
150
4
6 8
2012
2020
2025
2035
2035
Слайд 7
Установленная мощность
330,0
ЭС-2035: электроэнергетика
Потребление
310,0
I-
290,0
х
| 270,0 250,0 230,0
^^"Установленная мощность (целевой сценарий) ^^"Установленная мощность (риск-анализ)
Структура установленной мощности
(целевой сценарий)
1600
1500
7
1400
m
а
EJ 1300
О.
S 1200
1100
1000
Экспорт
45
40
Ï 35 CÛ
« 30
f 25
S
20 15
'Внутреннее потребление (целевой сценарий) »Внутреннее потребление (риск-анализ)
Структура производства (це
2012 2020 2025 2035
»Нетто-экспорт (целевой сценарий) »Нетто-экспорт (риск-анализ)
ёевой сценарий)
2012
2020
2025
2035
2012
2020
2025
2035
выработка тепла на централизованных ТЭЦ и децентрализованное теплоэнергоснабжение. В будущем возможен переход на электротеплоснабжение.
Ключевой задачей ресурсно-инновационного развития является взаимодействие предприятий ТЭК со смежными отраслями промышленности (машиностроением, структурами сервиса, 1Т-технологий, наукой) в рамках общего инновационного цикла, призванного обеспечить технологическую безопасность развития энергетики за счет импортозамещения, создания новых средств комплексного использования ресурсов и безотходных производств, подготовки кадров для новой энергетики. Намечается снижение доли импортного оборудования для ТЭК к 2035 г. до 3-5%.
Важнейшим направлением государственной энергетической политики становится создание институциональной системы, включая формирование частно-государственного партнерства, рыночной среды, развитие конкуренции, правовое регулирование недропользования и других важнейших с точки зрения государства видов
энергетической деятельности, в том числе при освоении арктического шельфа, новых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, стимулирование инвестиционной активности в России и на мировом рынке в зоне интересов российских компаний. Энергетическая дипломатия должна быть направлена на сохранение ведущей роли России на мировом рынке не только с точки зрения экспортных поставок, но и создания необходимой глобальной инфраструктуры, новых принципов международных энергетических отношений, зафиксированных, в частности, в проекте Евразийской энергетической Доктрины и в рамках энергодиалога Россия - ЕС, а также приоритетного развития принципиально новых технологий энергетики будущего и устойчивого развития.
Реализация основных задач стратегии обеспечит выполнение целевых индикаторов и приоритетов энергетического развития, в том числе энергетической безопасности (ресурсной достаточности, экономической доступности и технологической достижимости), энергетической и экономической эффективности (включая
мультипликативный экономический эффект от деятельности ТЭК, в том числе бюджетную, социально-экологическую и структурно-технологическую эффективность).
Реализация целевого сценария стратегии обеспечит достижение следующих основных результатов:
1) поддержание отношения годового прироста балансовых запасов различных видов первичных топливно-энергетических ресурсов к объемам их добычи на уровне не менее 1 на протяжении всего прогнозного периода;
2) снижение среднего износа основных производственных фондов к 2035 г. на 25% от уровня 2010 года;
3) ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенериру-ющих мощностей, включающих поддержание резерва мощности электростанций на уровне 17% общей установленной мощности электростанций в ЕЭС России на протяжении всего прогнозного периода;
4) увеличение доли продукции нефтепереработки и нефтехимии в общем стоимостном объеме российского экспорта топливно-энергетических ресурсов до уровня не менее 40% к 2035 году;
5) увеличение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в общем объеме экспорта топливно-энергетических ресурсов России до уровня не менее 28% к 2035 году;
6) снижение удельных расходов топлива на выработку электроэнергии к 2035 г. приблизительно на 48% от уровня 2010 года;
7) обеспечение уровня эмиссии парниковых газов к 2035 г. не более 120% от уровня 2010 года.
Развитие энергетического сектора России будет сталкиваться с меняющимися во времени внешними и внутренними рисками. Основными из них являются следующие:
- ухудшение конъюнктуры мировых энергетических рынков;
- замедленное развитие экономики России;
- отсрочка или срыв реализации программ инвестиционного и инновационного развития основных секторов российской энергетики в результате отставания в формировании целостной институциональной системы в энергетическом секторе России.
Комплексный риск-анализ целевого сценария стратегии показывает, что при реализации всего комплекса рисков возможен отход от инновационного и переход к консервативному сценарию, по которому ВВП России в 2020 г. ожидается на 5% ниже, чем в инновационном сценарии, в 2035 г. - на 19%. Потребление электроэнергии в консервативном сценарии будет в 2020 г. на 2% ниже, а в 2035 году на 7% ниже, чем в инновационном сценарии. Экспорт первичной энергии в консервативном сценарии будет в 2020 г. на 4% ниже, а в 2035 г. - на 16% ниже, чем в инновационном сценарии.
Реализация внешних и внутренних угроз для развития экономики и энергетики России в настоящее время представляется очень вероятной. Тем не менее в основу стратегии принят целевой инновационный сценарий, поскольку отставание от него с небольшими затратами корректируется замедлением реализации энергетических программ и проектов, а ориентация в долгосрочном прогнозе на замедленное развитие ТЭК чревата очень большими ущербами - вплоть до потери части экспортных ниш и прямого сдерживания экономического роста страны нехваткой энергетических мощностей.
В целом предусмотренные меры обеспечат решение главной целевой задачи стратегии -эффективного использования комплексного энергетического потенциала России (природного, технологического и организационного) для повышения качества жизни населения и устойчивого развития страны в первой трети XXI века.
A. Novak2
THE MAJOR PROVISIONS OF ENERGY STRATEGY OF RUSSIA TO 2035
2 Alexander V. Novak - Minister of energy of the Russian Federation.