Научная статья на тему 'Основные подходы коммерческого банка к кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса'

Основные подходы коммерческого банка к кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1090
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / КРЕДИТНЫЙ ИНСПЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазуткин Евгений Александрович, Газизулина Ирина Александровна

В данной статье описаны основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, а также рассмотрены основные элементы составления кредитной политики банком при оценке кредитоспособности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы коммерческого банка к кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА К КРЕДИТОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Лазуткин Е.А.1, Газизулина И.А.2

'Лазуткин Евгений Александрович - магистрант;

2Газизулина Ирина Александровна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансового рынка и финансовых институтов, факультет корпоративной экономики и предпринимательства, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск

Аннотация: в данной статье описаны основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, а также рассмотрены основные элементы составления кредитной политики банком при оценке кредитоспособности предприятий.

Ключевые слова: кредитование, коммерческий банк, малый и средний бизнес, предпринимательство, кредитная политика, кредитный инспектор.

Малый и средний бизнес играют важную роль в экономике развитых стран. Малые и средние предприятия способствуют экономическому росту, формируют конкурентную среду на рынке, создают рабочие места для населения, не требуют больших первоначальных вложений. В Российской экономике доля малого и среднего предпринимательства составляет от 20 до 25%, в странах с развитой экономикой она составляет от 40%. Данный показатель указывает на то, что малому и среднему бизнесу необходима поддержка. Малый и средний бизнес можно охарактеризовать, как мобильный и легко адаптирующийся к любым экономическим условиям, таким образом помогая экономике страны быть стабильной.

Успешное функционирование предпринимательской деятельности зависит от финансирования. Во время формирования и развития у представителей малого и среднего бизнеса могут возникнуть дефицит денежных средств. В этот момент малый бизнес нуждается в финансово-кредитной поддержке.

Если банковская система не способна предоставить финансовую помощь субъектам малого и среднего предпринимательства, то необходимо усовершенствовать уже существующий механизм банковского кредитования представителей малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний день каждая кредитная организация имеет свои подходы и особенности в процессах предоставления и возврата кредитных средств.

Во время сотрудничества представителей малого бизнеса и кредитных организаций могу возникать проблемы, которые мешают совершенствоваться кредитным программам для малого и среднего предпринимательства на территории России:

- неинформативная бухгалтерская отчетность, которую заемщик составляет для целей налогообложения;

- отсутствие возможности оценить реальную ситуацию на предприятии по официальной отчетности (меньше половины заемщиков предоставляют подлинную информацию);

- наличие связанных предприятий в малом и среднем бизнесе;

- повлиять на получение кредита может отсутствие кредитной истории у заемщика;

- нестабильное экономическое положение предприятия, высокий риск банкротства, отсутствие экономической образованности у руководителей предприятия [2].

Получение максимальной прибыли при минимальных рисках и построение долгосрочных отношений с заемщиками, являются основными целями проведения кредитной политики коммерческих банков.

Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в России заключается в том, что представители малого предпринимательства и кредитные организации с трудом приходят к согласию. Двум сторонам нужно адекватно оценивать риски при оформлении кредитного продукта.

Создание кредитной политики, которая направлена на привлечение клиентов, в частности субъектов малого и среднего бизнеса, должно начинаться с определения оценки кредитоспособности заемщика.

При рассмотрении заявок на предоставление кредитов представителям малого и среднего бизнеса факторами оценки кредитоспособности заемщика выступают социальный и бизнес-профиль заемщика. Возраст, образование, семейное положение, количество иждивенцев,

качество жилья, класс автомобиля относится к социальному профилю, а кредитную историю, вид деятельности, срок ведения бизнеса, выручку, наличие и состояние счетов в других банках, количество компаний партнеров относится к бизнес -профилю заемщика. Основываясь на этой информации, банк определяет цель кредита и предлагает заёмщику подходящие условия кредитования.

Кредиты малому и среднему предпринимательству на пополнение оборотных средств составляют 64% от общего объема кредитования, кредиты на инвестиционные цели всего 18%. В структуре срочных кредитов краткосрочные кредиты составляют 56%, а долгосрочные 44%. Основными заемщиками среди субъектов малого и среднего бизнеса являются предприятия торговли - 48% и предприятия сферы услуг - 30% [4].

В создание кредитной политике банков в области кредитования субъектов малого и среднего бизнес существуют особенности [2]:

- усложняется процесс кредитования представителей малого и среднего бизнеса, увеличиваются объемы анализируемой информации и сроки рассмотрения заявок;

- высокие кредитные риски банки компенсируют высокими процентными ставками и короткими сроками кредитования;

- отсутствие опыта кредитования малого и среднего бизнеса на начальном этапе создания.

Коммерческие банки могут предложить населению и предприятиям множество различных

ссуд, которые будут отличаться по целям, срокам, обеспечению, суммам и другим критериям.

Выдача ссуд для предприятий считается одной из самых востребованных клиентами и выгодных для банков разновидностей кредитования и имеет следующие характеристики:

- суммы кредитов могут составлять от 300-500 тысяч рублей до сотен миллионов;

- сроки кредитования средние - 3-5 лет, в некоторых случаях срок может быть от 10 до 20 лет, но в основном для кредитования бизнеса такое не характерно;

- процентные ставки при кредитовании бизнеса ниже, чем при кредитовании физических лиц. Банк проводит тщательную проверку клиентов при рассмотрении заявки, тем самым минимизирует риск невозврата кредита;

- разнообразие форм выдачи кредитов;

- кредит выдается только на конкретные цели;

- большое количество ограничений и условий в кредитном договоре, такие как поддержание уровня оборотов в банке, открытие счета и т.д.

Кредиты для бизнеса также имеют свои особенности на этапе рассмотрения заявки:

- цель кредита должна быть заранее оговорена, внесена в кредитный договор, целевое использование заемных средств должно быть подтверждено документами;

- для получения крупных сумм необходимо предоставить обеспечение залогом;

- рассмотрение заявки основывается на предоставленном клиентом бизнес-плане, заемщику необходимо объяснить для чего ему нужен кредит и какую выгоду принесет вложение заемных средств в деятельность предприятия;

- коммерческие банки при выдаче кредита требуют от заемщика поручительство всех владельцев бизнеса;

- расчеты для оценки кредитоспособности заемщика ведутся на основании бухгалтерского и управленческого отчетов, балансов, отчетов о прибылях и убытках [1].

- Предпринимателей невозможно кредитовать по схемам для физических лиц и по обычным процедурам бизнес - кредитования. Скоринговые системы для кредитования физических лиц не подходят, потому что невозможно определить действительный уровень дохода заемщика. Декларации, сдаваемые в налоговую, не отражают реальную ситуацию на предприятии. Традиционные процедуры бизнес кредитования тоже не подходят, потому что у заемщика отсутствует официальная отчетность, которую нужна для анализа.

Учет и отчётность у представителей малого и среднего бизнеса обычно ведутся по упрощённой системе из-за чего банк не в состоянии получить полную информацию о финансовом положении предприятия.

В малом бизнесе собственность предпринимателя участвует в бизнесе, а также владелец предприятия свободно может использовать выручку на личные цели. В таком случае не удается четко разделить движение денежных средств на личные и бизнес-цели.

Процесс оценки финансового состояния субъектов малого и среднего бизнеса сложнее, чем традиционный экономический анализ, применяемый при кредитовании крупных компаний, имеющих официальную отчетность. С помощью традиционного финансового анализа оценить кредитоспособность представителей малого и среднего бизнеса

46

практически невозможно. Иногда не существует разницы между личным и организационным имуществом, доходами и расходами, официальная отчетность и подтверждения об операциях и процедурах могут отсутствовать.

Кредитный инспектор старается собрать наиболее полную информацию о заёмщике. Информация касается не только финансового положения предприятия, но и личных накоплений, имущества, доходов и расходов заемщика. От уровня честности заемщика зависит скорость рассмотрения заявки и вероятность положительного решения.

Из этого следует, что для кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, которые не ведут традиционный бухгалтерский учет, необходимо применять особую методику, в которой будут полностью отсутствовать формализованные процедуры для кредитования заемщиков коммерческого банка.

В начале 2018 года правительство РФ выпустило постановление позволяющие представителям малого и среднего бизнеса кредитоваться по ставке в 6,5%. Ранее займы для предпринимателей из сектора МСБ составляли, 9,5-10,6%, а под 6,5% кредитовались в рамках программы банки.

Банк России также поддерживает идею увеличения числа банков-участников программы льготного кредитования для субъектов малого и среднего бизнеса по ставке 6,6% [5].

Рост кредитования субъектов малого и среднего бизнеса также помогает коммерческим банкам, которые таким образом увеличивают кредитные портфели и значительно минимизируют риски.

Количество предприятий малого и среднего бизнеса в России растет очень медленно. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет всего около 20%, в странах с развитой экономикой этот показатель достигает почти 60%. Согласно статистическим данным, в России в 2018 году зарегистрировано около 6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, в 2017 году их количество составляло 5,9 млн.

Причин для существенного развития сектора малого и среднего предпринимательства не много, потому что у предприятий мало вариантов в выборе источников финансирования. На сегодняшний день около 70% предпринимателей не хватает финансовых ресурсов, и только третья часть всех предприятий данного сектора получала кредит.

Для решения сложившейся ситуации коммерческим банкам необходимо совершенствовать работу с заемщиками по всей территории РФ. Помочь развитию рынка кредитования субъектов малого и среднего бизнеса может повышение качество кредитных портфелей и увеличение объемов государственных гарантий. Гарантии помогают коммерческим банкам минимизировать риски в процессе кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, которые не всегда могут предоставить залог в необходимом объеме.

При успешном взаимодействии всех факторов можно предположить, что рынок кредитования малого и среднего бизнеса в 2018 году снова будет расти.

Список литературы

1. Бердичевская Н.Ф. Состояние и проблемы банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса / Н.Ф. Бердичевская // Вестник Димитровградского инженерно -технологического института. Димитровград, 2014. № 2 (4). С. 88-95.

2. Минасян Г.С. Формирование кредитной политики коммерческого банка в области кредитования малого бизнеса / Г.С. Минасян // Современные исследования социальных проблем. СПб., 2012. № 11 (19). С. 15-24.

3. Мордвинкин А.Н. Кредитование малого бизнеса: Практическое пособие / А.Н.Мордвинкин. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 316 с.: 60x90 1/16. (Наука и практика) (Обложка) ISBN 978-5-369-01445-5. 200 экз.

4. Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-17/ (дата обращения: 14.03.18).

5. ЦБ поддерживает идею расширить круг банков — участников программы для МСБ «6,5%». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10339437/ (дата обращения 26.03.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.