ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Основные подходы к созданию единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации
С.И. БОКОВ,
доктор экономических наук
Подполковник П.С. ЖЕЛТУХИН, кандидат технических наук,
Подполковник А.А. ПЬЯНКОВ, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные подходы к созданию единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации (ЕИП ВТП РФ), объединяющего контур Министерства обороны российской Федерации, контур оборонно-промышленного комплекса и контур фундаментальных и поисковых исследований в интересах создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: военно-техническая политика, единое информационное пространство, образец вооружения и военной техники, государственная программа вооружения, тактико-технические требования, информационно-поисковая система.
SUMMARY. The main approaches to creation of a single information space for the military technical policy of the Russian Federation, which combines the contours of the RF Ministry of Defence, Defence Industry Complex and fundamental-and-retrieval research in the interests of creating promising models of armaments, military and special equipment.
KEYWORDS: military technical policy, single information space, model of armaments and military equipment, state armaments programme, operational requirements, information retrieval system.
В СООТВЕТСТВИИ с «Основами военно-технической политики Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Указом Президента № 196с от 26.04.2016 г.) основной целью военно-технической политики является согласованное по целям, задачам, ресурсам и ожидаемым результатам развитие и совершенствование системы вооружения Российской Федерации, оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества, обеспечивающее решение задач обороны и безопасности Российской Федерации на требуемом уровне.
Это обусловливает необходимость создания Единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации (ЕИП ВТП РФ), на котором должны консолидироваться требования Минобороны России к перспективным образцам вооружения, военной и специальной техники, возможности предприятий промышленности (каждого уровня кооперации) и последние достижения науки.
В настоящее время Минобороны России формирует тактико-технические требования к перспективному вооружению в рамках следующих документов:
«Основные направления развития ВВСТ на период до 2030 года», одобренные Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации (протокол № 11 от 26.12.2013 г.);
тактико-технические требования к образцам ВВСТ Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) в составе «Военно-стратегических и оперативных исходных данных на период до 2025 года», утвержденных решением Президента № 3962 от 08.05.2016 г.;
проект Государственной программы вооружения на 2018—2025 годы (в процессе формирования).
Вместе с тем в настоящее время не существует отлаженной системы доведения этих требований до организаций промышленности — разработчиков образцов ВВСТ, а также их составных частей, включая электро- и радиоизделия (ЭРИ) и электронную компонентную базу (ЭКБ), материалы, химию, спецхимию и прочее. Данные вопросы зачастую решаются директивными указаниями органов государственного управления и имеют несистемный характер.
Проблема доведения требований Минобороны России до организаций промышленности далеко не единственная. В настоящее время идет завершающий этап формирования Государственной программы вооружения на 2018—2025 годы, и уже сейчас можно говорить о ряде проблем информационно-аналитического характера, требующих скорейшего решения, а именно:
большинство автоматизированных систем в области военно-технической политики Российской Федерации оперируют своими частными информационными ресурсами, где одни и те же информационные объекты описаны своей специфической моделью и хранятся с учетом особенностей своих баз данных;
часть документов Единой системы исходных данных (ЕСИД) представляется в бумажном неформализованном виде, что затрудняет их использование при формировании Государственной программы вооружения на 2018—2025 годы (например, прогноз развития науки и техники; анализ мировых тенденций развития ВВСТ, основные направления развития ВВСТ);
большие объемы информационных ресурсов и отсутствие четкого разделения зон ответственности за хранение и предоставление актуальной информации;
не в полной мере развито нормативное правовое и научно-методическое обеспечение, регулирующие отношения участников информационного взаимодействия в интересах формирования государственной программы вооружения (ГПВ) и государственного оборонного заказа (ГОЗ);
отсутствие отечественного единого специализированного программно-технического комплекса у основных участников процессов формирования и реализации ГПВ и ГОЗ (довольствующих органов Минобороны России и организаций ОПК).
В качестве решения проблемы доведения требований Минобороны России до исполнителей мероприятий ГПВ и заданий ГОЗ предлагается схема поэтапного установления требований к перспективным образцам ВВСТ с учетом вновь созданных институтов генеральных конструкторов и руководителей приоритетных технологических направлений (рис. 1). Предлагаемая схема включает следующие основные этапы: Этап № 1 (потребительский).
Формирование тактико-технических требований органов военного управления к образцам (системам, комплексам) ВВСТ. Разрабатывает Минобороны России в рамках ОНР, ЕСИД, ГПВ.
Существующая схема (на примере радиоэлектронной отрасли) Ответственный Этап , Документ
Руководители предприятий Предложения предприятий 1 ?
ООО
Рабочая группа ДРЭП Технические требования к ЭКБ 1 ?
О
Минобороны России (ГУВ, филиал 4й 11НИИ МО! Согласование технических требований к ЭКБ Мороз-6 Климат-7
Ответственный
Перспективная схема
Этап
Документ
Этап № 1(потребительский)
Министерство обороны
Формирование тактико-технических требований ОВУ к образцам (системам, комплексам) ВВСТ
Этап № 2 (технологический, производственный)
ОНР, отт
Генеральные конструкторы
Формирование технических требований системой генеральных конструкторов к основным структурным элементам образца (системы, комплекса) ВВСТ_
Руководители приоритетных технологических направлений
Главные технологи
Формирование технических задач, требований системы руководителей приоритетных технологических направлений к развитию технологий, материалов и т.д. по отраслевому направлению
Формирование требований системой главных технологов к элементной составляющей структурной части образца ВВСТ
-ис^ея
Этап № 3 (научно-исследовательский)
? / Мороз-6
? /Климат 7
Определение научными руководителями опережающих задач фундаментального, прикладного, поискового характера в обеспечение научно-технологического задела
О О X
о
я
X
(Г
т
О ¡г к О
о
(О >
5
т
Я
■о
е
Рис. 1. Схема вертикали поэтапного установления требований
Этап № 2 (технологический, производственный).
Формирование технических требований институтом генеральных конструкторов к основным структурным элементам образца (системы, комплекса) ВВСТ.
Формирование технических требований институтом руководителей приоритетных технологических направлений (главных технологов) по развитию технологий, материалов, радиоэлектронных изделий и т. д.
Формирование требований институтом главных технологов к элементной составляющей структурной части образца ВВСТ.
Этап № 3 (научно-исследовательский).
Определение научными руководителями опережающих задач фундаментального, прикладного, поискового характера в обеспечение научно-технологического задела. Основной целью создания такой системы является обеспечение заблаговременной готовности предприятий промышленности (каждого уровня кооперации) к выполнению заданий ГОЗ по созданию перспективных образцов ВВСТ в требуемые сроки и с требуемыми тактико-техническими характеристиками путем оснащения их необходимыми технологиями, сырьем, научно-техническим заделом.
На рисунке 2 представлена декомпозиция вертикали поэтапного установления требований. По сути это переход от тактико-технических требований к классам образцов ВВСТ, задаваемых Минобороны России, к техническим требованиям к составным частям и далее к ЭРИ, ЭКБ, материалам и т. д., а также к технологиям их создания.
Сложившаяся в последние годы организационная структурно-функциональная схема, определяющая модель взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации, оборонно-промышленного и научного комплексов (рис. 3), является базисом для создания единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации, а также основой для последующего его расширения. При этом основным принципом такого объединенного пространства является объединение трех контуров: ЕИП ОПК, ЕИП ВС РФ и ЕИП «Результаты фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок». Информационное объединение данных контуров позволит обеспечить согласованность параметров основных программ и планов оборонной направленности, в частности требований Минобороны как заказчика и возможностей организаций ОПК как исполнителя заданий ГОЗ.
В основу модели информационного взаимодействия субъектов управления в сфере военно-технической политики Российской Федерации (рис. 4) положена единая система тактико-технических, технологических и экономических параметров, отражающих:
требования к перспективному ВВСТ и технологиям его создания;
возможности промышленности;
реальные и перспективные достижения науки.
При этом предполагается создание единого информационного поля, где данные будут агрегированы в соответствии с требованиями конечных потребителей на различных уровнях от Национального Центра управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) до отдельного предприятия, участвующего в создании ВВСТ. Для этого требуется решение правовых, нормативных, организационных и технических вопросов, связанных не только с организацией сбора информации, но и с ее преобразованием под потребности пользователей с применением современных информационных технологий, обеспечивающих принятие рациональных управленческих решений в соответствии с положенными в основу ЕИП моделями развития.
Минпромторг России ГК
«Роскосмос» ГК «Росатом» Другие ФОИВ
онр
Основные направления развития ВВСТ
Классы образцов ВВСТ
Министерство обороны РФ I
Составная часть 1
Составная часть 2
| Составная часть т
Составные части ВВСТ
Генеральные конструкторы
Технология 1
Технология 2
Технология п
Технологии создания образцов ВВСТ
Руководители приоритетных технологических направлений
Технология 1
Технология 2
ЭКБ 1
И ЭКБ 2
Технология л
Отраслевые технологии
ЭКБ п
Материалы, ЭРИ, ЭКБ и т.д.
Главные конструкторы Главные технологи
Рис. 2. Декомпозиция вертикали поэтапного установления требований
(О
ГЗУР х-гз
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 202 028 2029 2030
Программы и планы развития ВВСТ
Реализация мероприятий ГПВ-2020
Временные, количественные и стоимостные параметры мероприятий по разработке, производству, закупке и ремонту ВВСТ
Тактико-технические характеристика ВВСТ
Требования к перспективному ВВСТ
ГОЗ-2016 (2017)
Система
Государственная программа наведения развития ОПК на 10-летний период
Двигатель
Планер
ОНР-2030
Реализация мероприятий ГП ФПК
Треббвания к техноЬогиям, материалам, веществам, производственны^мощнос|ям
X
Требования к промышленным технологиям
г ✓
Г03-201{ (2017/
Государственная программа развития науки и технологий на 2013-2020 годы
_к'' Г'' Г _ _
I / г
Требования к развитию науки и технологий
Прогноз развития науки и техники в интересах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации на 15-летний период
ч
I \
Рис. 3. Взаимосвязь органов военного управления, организаций промышленности и научных организаций
Военно-промышленная комиссия РФ
Национальный центр управления обороной РФ
Основные направления развития до 15-30 лет р езультаты и перспективы исследований
нио опк / \ НИО РАН г \ ВУЗы, ВУНЦ V У ( \ РАН, РАМН, РАРАН Организации высшей ^ школы J
Рис. 4. Модель организационного взаимодействия субъектов управления
В этих целях в настоящее время в рамках ОКР «Агрегация-О» создается инструмент, позволяющий на единой целостной платформе объединить существующие базы данных с использованием исключительно отечественных программных и технических средств, что создаст возможность решения аналитических и поисковых задач.
Основным принципом, на котором строится предлагаемая система, является выстраивание информационных связей между объектами военно-технической политики Российской Федерации в соответствии с методологией программно-целевого планирования развития системы вооружения Российской Федерации. Выстраивание требований к перспективным образцам ВВСТ осуществляется исходя из угроз национальной безопасности и способов их парирования. Отсюда определяются требования к количественно-качественному составу вооружения группировок войск и тактико-технические требования к перспективным образцам ВВСТ. Далее через составные части образца ВВСТ выстраиваются требования к срокам создания научно-технического задела, необходимых технологий, ЭКБ, материалов и прочего.
Выстраивание такой «цепочки» позволит в любой момент получить ответ на вопросы: на каком уровне научно-технической и технологической готовности по созданию перспективного ВВСТ сейчас находится наука и отраслевая промышленность и на каком направлении необходимо сконцентрировать ресурсы и тем самым определить вектор развития промышленности на долгосрочный период. Кроме того, содержание в актуальном состоянии информационных ресурсов ЕИП позволит обеспечить решение не только информационно-поисковых, но и аналитических задач, таких как: оценка возможностей предприятий по созданию образцов ВВСТ, состояние хода выполнения ГПВ и ГОЗ и других.
Решение вышеуказанных проблем, связанных с формированием единого информационного пространства военно-технической политики Российской Федерации Минобороны Росси совместно с институтом генеральных конструкторов и руководителей приоритетных технологических направлений, в конечном итоге обеспечит:
формирование в автоматизированном режиме вертикали поэтапного установления перспективных требований от образца ВВСТ до электронной базы и материалов через его составные части с учетом обеспечения защиты государственной тайны;
установление типовой схемы взаимодействия «Минобороны России — Генеральный конструктор — Руководитель приоритетного технологического направления» с определением отношений и зон ответственности;
организацию исследований и разработок в интересах создания ВВСТ в долгосрочном периоде через договора поставки;
повышение сбалансированности и эффективности мероприятий проекта государственной программы вооружения за счет привлечения институтов генеральных конструкторов и руководителей приоритетных технологических направлений на всех этапах ее формирования;
снижение актуальности решения проблемы импортозависимости при планировании мероприятий развития системы вооружения в долгосрочном периоде за счет информированности разработчиков перспективных образцов ВВСТ об отечественных разработках и элементной базе, материалах и комплектующих изделиях;
обеспечение согласованности программ и планов оборонной направленности: Государственной программы вооружения, Основных направления развития ВВСТ, Государственной программы развития ОПК, программ и планов развития фундаментальной и прикладной науки в долгосрочной перспективе.