Humanity space International almanac VOL. 7, No 5, 2018: 903-908
Основные подходы к решению проблемы взаимоотношений религии и науки в английской теологии
А.Б. Невеев
Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 Sts Cyril and Methodius' Church Post-Graduate and Doctoral School Pyatnitskaya str., 4/2, building 1, Moscow 115035 Russia e-mail: neveev@gmail.com
Ключевые слова: наука, религия, теология, естественная теология, новый атеизм, редукционизм.
Key words: science, religion, theology, natural theology, new atheism, reductionism.
Резюме: В статье рассматриваются концепции ряда английских теологов, в соответствии с которыми между наукой (естественными науками) и религией (христианством) нет непримиримых противоречий, а научная и религиозная картины мира по своей сути являются вполне равнозначными альтернативами в процессе построения интерпретаций, обобщения и осмысления естественнонаучных данных.
Abstract: The article is the review of the English theologian's conceptions of science and religion that claim the absence of irreconcilable contradictions between science (natural sciences) and religion (Christianity) and maintain the essential equivalence of scientific and religious worldview in the process of interpretation, generalization and comprehension of scientific data.
[Neveev A.B. Major approaches to the solution of the science-religion interrelation problem in English theology]
Проблема взаимоотношений религии и науки стоит сегодня в России достаточно остро. Ряд ученых активно выступают против преподавания основ религий в школах и вузах и признания теологии научной специальностью. Большими тиражами издаются научно-популярные книги антирелигиозной направленности, в социальных сетях функционирует большое количество сообществ, критикующих религию с научных позиций. Это делает весьма актуальной задачу более глубокого изучения проблемы взаимоотношений религии и науки.
Для английской теологии проблема взаимоотношений религии и науки является традиционной. В ней накоплен опыт
конструктивных взаимоотношений между религией и наукой. Так, еще в период возникновения современной науки - в XVII веке - целая плеяда английских ученых-естественников (Исаак Ньютон, Роберт Бойль, Джон Рей, Джон Уилкинс, Уильям Уистон) успешно сочетали занятия наукой с религиозной верой.
С нашей точки зрения, подходы английской теологии к решению проблемы взаимоотношений религии и науки формировались вместе с развитием науки и прошли в своем развитии следующие стадии:
1. Механической вселенной.
2. Эволюционирующей вселенной.
На первой стадии основной являлась проблема того, каким образом и зачем Бог промышляет о Вселенной, если Вселенная - это совершенный механизм, созданный Всеведущим Творцом (Барбур, 2001; Брук, 2004).
На второй стадии благодаря постепенному формированию научных представлений о развитии, об эволюции (небулярная гипотеза Канта-Лапласа, теория эволюции Чарльза Дарвина), основная проблема первого этапа, фактически, была снята. Действительно, если мир изменяется, развивается, то роль Промысла Божьего оказывается вполне понятной: Господь направляет это развитие и корректирует его. Думаю, именно это позволило английскому теологу Обри Муру заявить, что дарвинизм «под маской врага выполнил работу друга» (Moore, 1890: 99).
Но представления о том, что Вселенная развивается, материя эволюционирует, позволило критикам религии опровергать сам факт Божественного Творения: если возникновение мира, животных и человека можно объяснить самопроизвольным, бесцельным развитием материи, то Бог оказывается ненужной гипотезой (Брук, 2004).
Основным подходом к решению проблемы взаимоотношений религии и науки в английской теологии был естественно-теологический. Именно естественная теология занималась вопросом о том, как соотнести новые научные данные с верой в Бога.
На первой стадии основным аргументом естественной теологии можно считать аргумент о разумном замысле, который
поясняется «аналогией часовщика» (watchmaker analogy), впервые высказанной английским естественным теологом Уильямом Пейли (1743-1805). Если мы найдем часы и увидим, что они являются совершенным механизмом, который предназначен для выполнения определенной функции, то сделаем однозначный вывод о том, что часы были кем-то специально созданы. Соответственно, когда мы видим совершенство человеческого организма, отдельных его органов, например, глаза, мы не можем не сделать вывод о том, что у человека был Создатель.
На второй стадии аргумент о разумном замысле был, по сути, опровергнут. Дарвин создал теорию, которая хорошо объясняла, как совершенные органы могли возникнуть под воздействием безличного, слепого, не имеющего цели естественного отбора.
Однако, с точки зрения английской естественной теологии, данные об эволюции органического мира не опровергают того, что говорится в Откровении, а концепция самопроизвольности развития - это лишь одна из концепций, которая может быть использована в качестве объяснения получаемых сегодня данных об эволюции органического мира и о развитии Вселенной. Другой такой концепцией остается концепция Творения и Промысла.
Естественно-теологический подход представлен, прежде всего, в работах Чарльза Коулсона, Артура Пикока, Джона Полкинхорна и Алистера Макграта. Эти авторы не только являются теологами, но и имеют весьма серьезную естественнонаучную подготовку.
Основной вклад Чарльза Коулсона (1910-1974) в рассматриваемую тему связан с критикой подхода, в соответствии с которым именно то, что наука не может объяснить, и является результатом деятельности Бога или даже прямо доказывает Его существование. Ч. Коулсон ввел термин, обозначающий этот подход - «Бог белых пятен» (God of the gaps) (McGrath, 2010).
Подобный подход, заметим, использовал и один из основателей современной науки - Исаак Ньютон: не имея возможности объяснить, почему отклонения в движении планет
Солнечной системы, накапливаясь со временем, не ведут к нарушению порядка в Солнечной системе, он предположил, что эти отклонения корректирует Бог (Брук, 2004).
Артур Пикок (1924-2006) основное внимание в своих работах уделял эволюции, успешно показывая, что она не только не опровергают христианские представления о Творении и Промысле Божьем, но даже подкрепляет их. В своей работе под названием «Эволюция - тайный друг веры» А. Пикок писал (Пикок, 2013: 76):
«Бог участвует в жизни материального мира... целиком, во всех ее возможностях, актуализированных и остающихся только в потенции, и продолжает поддерживать ее в бытии своей волей, реализуя одни потенции, а не другие. Бог продолжает творение посредством развертывания всех возможностей материи, которыми Он наделил ее изначально, по Им же установленным законам, и. эта актуализация возможностей запускается случайными событиями, происходящими на микроуровне».
Джон Полкинхорн (р. 1930) большое внимание уделял современным научным представлениям о развитии Вселенной. Если хотя бы некоторые физические константы и/или хотя бы некоторые начальные условия развития Вселенной были бы иными, то ни жизнь, ни человек в принципе не могли бы возникнуть. С точки зрения Дж. Полкинхорна у этого факта есть два альтернативных объяснения (Полкинхорн, 2004: 48):
1. Существовало огромное множество Вселенных с другими параметрами, и человечество возникло только в одной из них.
2. Существует только одна Вселенная, специально сотворенная Богом так, чтобы в ней возникла планета Земля, жизнь на ней и человечество.
При этом Дж. Полкинхорн подчеркивает (Полкинхорн, 2004: 48):
«Оба эти объяснения - метафизические по сути. Они идут дальше того, что наука сама по себе могла бы нам предложить. Объяснение «множества миров» иногда преподносится как чисто научное, но на самом деле набор этих миров может быть
только умозрительным, а это значительно больше того, что с чистой совестью одобрила бы здравомыслящая наука».
Алистер Макграт (р. 1953) работал как с данными современной космологии, так и с данными биологии (McGrath, 2010). Он рассматривал взаимоотношения религии и науки с позиции критического реализма, подчеркивая, что и научная картина мира, и религиозная догматика - это равные по статусу социально обусловленные способы описания природы и реальности. Отдельное внимание Алистер Макграт уделял полемике с так называемыми «новыми атеистами» (Ричард Докинз и др.). Он подчеркивал, что новые атеисты, хотя и пытаются говорить от имени науки, на самом деле, являются весьма специфической группой, которая характеризуется упрощенным восприятием как науки, так и религии.
Кроме естественно-теологического в английской теологии существуют и другие подходы в области взаимоотношений религии и науки.
Так, подход Иэна Рамзи можно назвать «языковым» или «лингвистическим». Полемизируя с представителями логического позитивизма, И. Рамзи опровергал тезис, в соответствии с которым религиозные утверждения (например, утверждение «Бог существует») в силу того, что их нельзя верифицировать, просто не имеют смысла (Austin, 1968), и утверждал, что «религиозный язык» нельзя путать с «наблюдательным языком» (языком науки, языком проверяемых фактов).
Нельзя не упомянуть и подход крупного английского теолога Томаса Торранса. По его мнению, и наука, и теология являются формами одного и того же знания - апостериорного. Действительно, и теология, и наука работают с реальностью, данной в опыте, но независимой от исследователя: наука - с материей, теология - с Божественным Откровением (McGrath, 2010). И хотя ни представителем, ни сторонником естественной теологии Т. Торранс не был, его представление о том, что наука и теология (религия) являются сходными формами человеческого познания, получило развитие в естественно-теологических трудах А. Пикока и, в еще большей степени, -А. Макграта.
Таким образом английские подходы к решению проблемы взаимоотношений религии и науки являются по преимуществу естественно-теологическими, предлагают теистический, христианский способ интерпретации, обобщения и осмысления данных, получаемых естественными науками.
ЛИТЕРАТУРА
Барбур И. 2001. Религия и наука: история и современность. М.: ББИ. 434 с. Брук Дж.Х. 2004. Наука и религия: Историческая перспектива. М..: ББИ. 352 с. Пикок А. 2013. Эволюция - тайных друг веры. М.: ББИ. XVI + 375 с. Полкинхорн Дж. 2004. Наука и богословие. Введение. М.: ББИ. 153 с. Austin W.H. 1968. Models, Mystery, and Paradox in Ian Ramsey. - Journal for the
Scientific Study of Religion. 7 (1): 41-55. McGrath A.E. 1998. Historical Theology: An Introduction to the History of
Christian Thought. Oxford. 416 p. McGrath A.E. 2010. Science and Religion: A New Introduction. Oxford. 262 p. Moore A.L. 1890. The Cristian Doctrine of God. Pp. 41-81. - In: Gore G. ed., Mundi
L.: A Series of Studies in the Religion of the Incarnation. London. Abraham W.J., Aquino F.D. (ed.) 2017. The Oxford Handbook of the Epistemology of Theology. Oxford. 720 p.
Получена /Received: 02.10.2018 Принята/Accepted: 29.10.2018