УДК 338.28 DOI 10.12737/8793
Получено 05.10.2014 Одобрено 20.10.2014 Опубликовано 17.03.2015
Иванов П.Е.
д-р техн. наук, проф., зам. генерального директора по науке ООО «Научно-исследовательский институт экономики и организации управления в газовой промышленности» e-mail: [email protected]
Кашина М.Ю.
зам. директора центра, зав. отделом ООО «Научно-исследовательский институт экономики и организации управления в газовой промышленности» e-mail: [email protected]
основные подходы к построению системы профессиональных стандартов для специалистов нефтегазовой отрасли
Аннотация
Система профессиональных стандартов позволит отрасли наиболее адекватно и оптимально удовлетворить свои потребности в трудовых ресурсах. В статье описаны основные подходы к формированию системы профессиональных стандартов, выработаны определенные принципы и отраслевые особенности, которые легли в основу проектов профессиональных стандартов.
Ключевые слова:
профессиональный стандарт, должность, вид профессиональной деятельности, газовая отрасль, трудовая функция.
Ivanov P.E.
Doctor of Technical Sciences, Рrofessor, Deputy Director General for Research, LLC «Science Research Institute of Economics and Management Organization in Gas Industry»
e-mail: [email protected]
Kashina M.Yu.
Deputy Director of Center, Head of Department, LLC «Science Research Institute of Economics and Management Organization in Gas Industry» e-mail: [email protected]
Fundamental Approaches to a System of Professional Standards for the Oil and Gas Industry
Abstract
The system of professional standards will allow the industry Nai more adequately and optimally meet their needs in the labor force. The paper describes the main approaches to the formation of professionaltion standards, establish certain principles and industry specific, which formed the basis of professional standards projects.
Keywords:
professional standard, position, type of professional activity, the natural gas industry, labor function.
На современном этапе развития экономики конкурентоспособность нефтегазовой отрасли на мировом рынке во многом определяется обеспеченностью квалифицированными кадрами .
В работах Теодора Шульца, Гэрри Беккера, Джейкоба Минцера, Эдварда Денисона и Роберта Солоу основное внимание уделяется человеку как центру современного воспроизводственного процесса [6, 7, 9, 11]. Развитие теории человеческого капитала и разработка эндогенных теорий роста показывают, что в обеспечении конкурентоспособности экономики ключевая роль отводится человеческому капиталу [10].
ОАО «Газпром» — глобальная вертикально интегрированная энергетическая компания, которая успешно реализует масштабные проекты, внедряет уникальные технологии, диверсифицирует поставки энергоносителей . ОАО «Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки. В настоящее время ОАО «Газпром» обеспечивает практически весь магистральный транспорт
газа и свыше 93% всего объема добываемого в России газа Десятки предприятий ОАО «Газпром», расположенных в различных регионах страны, осуществляют добычу, переработку и транспортировку природного газа до потребителей
Готовность и способность персонала плодотворно работать, развиваться, учиться новому — залог долгосрочного успеха ОАО «Газпром» . Поэтому компания уделяет серьезное внимание повышению профессионального уровня персонала [4]. Закономерно встал вопрос о подготовке специалистов новой формации, способных быстро войти в производственный процесс, обеспечивая прирост новых, современных компетенций в организациях
В связи с этим формирование системы профессиональных стандартов является залогом долгосрочного успеха крупных компаний, которые уделяют серьезное внимание повышению профессионального уровня персонала Подготовка специалистов новой формации, способных быстро войти в производственный процесс, обеспечивает прирост новых, современных компетенций в организациях . Профессиональные стандарты способны сделать суще-
ственный вклад в формирование качественных образовательных программ и программ профессионального обучения, способны стать основой для создания систем сертификации и аттестации различных категорий персонала, а также быть основой разработки и реализации программ развития человеческих ресурсов, создания и внедрения согласованных программ подготовки и переподготовки кадров [5].
Наиболее важной целью создания профессиональных стандартов представляется их внедрение в систему разработки профессиональных образовательных программ, что позволит подготовить специалиста, отвечающего всем требованиям работодателя, а также способного адаптироваться к изменяющимся условиям рынка [2]. В настоящее время в зарубежной практике сложилось понимание того, что по своему функциональному назначению профессиональный стандарт призван отражать нормативные требования к квалификации рабочей силы Кроме того, основной функцией, решаемой профессиональными стандартами во всем мире, является сближение сферы труда и сферы подготовки кадров через установление нормативных требований к знаниям, умениям и трудовым действиям [8]. Поэтому в качестве основного определения было выбрано следующее: «Профессиональный стандарт — характеристика квалификаций, необходимых работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» [1].
Профессиональные стандарты разрабатываются для применения работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, при разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления
Началу создания системы профессиональных стандартов для специалистов в нефтегазовой отрасли предшествовала разработка следующих стандартов:
• специалист по транспортировке по трубопроводам газа;
• специалист по оперативно-диспетчерскому управлению;
• специалист по диспетчерско-технологическому управлению;
• специалист по управлению балансами и поставками газа;
• специалист по эксплуатации газотранспортного оборудования;
• специалист по диагностике линейной части магистральных газопроводов;
• специалист-геолог подземных хранилищ газа;
• специалист-технолог подземных хранилищ газа;
• специалист по эксплуатации оборудования подземных хранилищ газа
Внедрение данных профессиональных стандартов позволит нефтегазовой отрасли способствовать снижению рисков возникновения аварийных ситуаций на объектах линейной части газопроводов, повышению надежности бесперебойного снабжения потребителей газом по магистральным газопроводам в объемах, предусмотренных договорами, контрактами, соглашениями и другими документами, повышению профессионального престижа и стимулированию кадрового роста, закреплению квалифицированных кадров, формированию профессионального сообщества специалистов в этой области
Принимая во внимание отечественный и зарубежный опыт, работы по организации и разработке проектов профессиональных стандартов в газовой отрасли определялись в соответствии нормативно-методическими документами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о правилах разработки профессионального стандарта [3].
Были определены следующие этапы:
1) сформирована рабочая группа, в состав которой вошли руководители и специалисты-эксперты в конкретных видах профессиональной деятельности, специалисты в области управления, обучения и развития персонала;
2) проведен анализ состояния и перспектив развития газовой отрасли в части видов профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций;
3) проведен анализ нормативной, методической, учебной, технологической документации по конкретному виду профессиональной деятельности и трудовым функциям;
4) сформирована референтная выборка участников разработки профессионального стандарта и проведен опрос экспертов;
5) проведена экспертиза профессионального стандарта с привлечением специалистов, не принимавших участие в его разработке;
6) согласован профессиональный стандарт (для трудовых функций, особо регулируемых законодательством и другими нормативными правовыми актами)
В основу разработки профессиональных стандартов был положен метод функционального анализа Выделение трудовых функций по каждой из
обобщенных трудовых функций проводилось, исходя из особенностей предмета профессиональной деятельности Разработанные обобщенные трудовые функции представляют логичную последовательность и совокупность связанных между собой трудовых функций, соответственно, каждая трудовая функция разбита на логичную систему трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции В этих целях использовались материалы различных профессионально-квалификационных справочников, стандартов, должностные инструкции, положения о подразделениях
В результате разработанный проект профессионального стандарта включает пять обобщенных трудовых функций (ОТФ):
1. Документационное обеспечение эксплуатации линейной части магистральных газопроводов, газопроводов-отводов и сооружений на них (ЛЧМГ) .
2 Техническое обслуживание ЛЧМГ
3 . Организационно-техническое сопровождение работ по восстановлению работоспособности ЛЧМГ
4 . Повышение эффективности и надежности функционирования ЛЧМГ
5 Руководство производством на ЛЧМГ
В качестве отправной точки анализа использовался предварительный перечень должностей, возможных к объединению в один вид профессиональной деятельности (табл . 1). Эти материалы были дополнены анализом профессиональной деятельности с учетом мнения экспертов
Таблица 1
Перечень должностей, объединенных в один вид профессиональной деятельности по каждому проекту профессионального стандарта
Наименование профессионального стандарта
Специалист по транспортировке по трубопроводам газа Специалист по оператив-но-диспетчер- скому управлению Специалист по диспетчер-ско-технологи- ческому управлению Специалист по управлению балансами и поставками газа Специалист по эксплуатации газотранспортного оборудования Специалист по диагностике линейной части магистральных газопроводов Специалист- геолог подземных хранилищ газа Специалист-технолог подземных хранилищ газа Специалист по эксплуатации оборудования подземных хранилищ газа
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Перечень должностей, возможных к объединению в стандарте
Начальник службы Начальник управления Начальник управления Начальник управления Начальник газокомпрессорной службы Начальник службы Начальник службы Начальник управления Начальник службы
Начальник отдела Начальник службы Начальник службы Начальник службы Начальник компрессорной станции Начальник лаборатории Начальник управления Начальник отдела Начальник отдела
Начальник участка Начальник отдела Начальник отдела Начальник отдела Начальник отдела Начальник отдела Начальник отдела Главный технолог Инженер по эксплуатации оборудования газовых объектов
Мастер Начальник смены Начальник смены Начальник участка Начальник цеха Начальник участка Главный геолог Технолог Инженер
Мастер по эксплуатации оборудования газовых объектов Главный диспетчер Главный технолог Главный технолог Сменный инженер Дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю Геолог Инженер-технолог Специалист
Мастер службы Диспетчер Инженер-технолог Инженер Инженер по ремонту Дефектоскопист Мастер по исследованию скважин Инженер Мастер по добыче нефти и газа
Мастер участка Инженер Инженер Инженер по эксплуатации оборудования газовых объектов (сменный) Дефектоскопист, рентгено-, гаммаграфиро-вания Специалист Специалист Мастер по эксплуатации оборудования газовых объектов
Инженер Инженер по организации эксплуатации и ремонту Инженер-диагност Инженер Мастер
Инженер-технолог Инженер Инженер-аналитик
Инженер по эксплуатации нефтегазопроводов Мастер Инженер-дефек-тоскопист
Техник Мастер по эксплуатации оборудования газовых объектов Инженер
Техник
Большое внимание при описании вида профессиональной деятельности уделялось проведению анализа основных направлений и перспектив развития науки и техники в газовой отрасли, проведению анализа нормативной, методической, учебной и технологической документации в области диагностики линейной части магистральных газопроводов, эксплуатации газотранспортного оборудования, оперативно-диспетчерскому управлению и других направлений деятельности, описанных в проектах профессиональных стандартов В результате комплексного анализа вида профессиональной деятельности были выработаны подходы и принципы, которые легли в основу разработанных проектов профессионального стандарта В качестве основных можно отметить последовательную декомпозицию области профессиональной деятельности на обобщенные трудовые функции, трудовые функции и трудовые действия; измеримость (возможность проверки) овладения специалистом видом трудовой деятельности и соответствующими ему трудовыми функциями, а также использование правил полноты перечня, точности формулировки обобщенных трудовых функций, их относительной автономности, сертифицируемости и удобства применения в управлении персоналом . Одним из важных принципов был определен принцип автономности, согласно которому одна обобщенная трудовая функция соответствовала отдельной должности (профессии)
При разработке стандартов учитывались производные должности и квалификационные категории должностей, а также смежные и сопутствующие трудовые функции, которые не включались в стандарт В проектах стандартов трудовые функции распределялись по квалификационным уровням . Проводился отбор наиболее значимых трудовых функций (при отсечении менее значимых, редко встречающихся). Затем к каждой трудовой функции подбирался перечень необходимых знаний и умений Далее, по каждому проекту профессионального стандарта была сформирована матрица профессиональной деятельности, на базе которой разрабатывались проекты профессиональных стандартов
В целях получения обоснованного и достоверного результата проекты профессиональных стандартов прошли апробацию и согласование в научном и про-
фессиональном сообществе В качестве экспертов выступали представители добычных и газотранспортных обществ и организаций, специалисты ведущих НИИ и вузов, представители отраслевых профессиональных союзов Работа с экспертами была выстроена в форме опроса и анкетирования Основные этапы работы экспертов, такие как постановка задачи, составление и обоснование вопросов, информационное и методическое обеспечение, выработка экспертами суждений, оценок, предложений, сбор и анализ результатов работы экспертов, позволили учесть все требования методических документов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по разработке стандартов [3]. Дискуссионные вопросы, возникавшие в ходе разработки проекта профессионального стандарта, выносились на обсуждение экспертов на круглых столах
Как результат, профессиональные стандарты будут иметь решающее значение для организации многоуровневой системы профессионального образования и аттестации персонала по обеспечению транспортировки газа, безопасной эксплуатации линейной части газопроводов, газотранспортного оборудования, диспетчерскому управлению, подготовки специалистов в области подземных хранилищ газа Профессиональные стандарты позволят обеспечить современный уровень подготовленности персонала для работы в организациях нефтегазовой отрасли любой организационно-правовой формы и формы собственности, соответствующий международным требованиям, что актуально в связи с присоединением России к ВТО Результаты работы будут использоваться предприятиями и организациями нефтегазовой отрасли при формировании кадровой политики и в управлении персоналом при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления Результаты работ также будут использоваться образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ ст. 195.1.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработ-
References
1. The Labour Code of the Russian Federation (RF LC) from 30.12.2001 № 197-FZ of Art. 195.1. (in Russian)
2. Resolution of the Government of the Russian Federation on January 22, 2013 № 23 «On the Regulation of
ки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
3. Приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».
4. Иванов П.Е., Кашина М.Ю., Цыбиков Н.Б. Разработка профессиональных стандартов: опыт газовой отрасли // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 13.
5. Панкина Г.В., Бабыкин С.В., Панкин Д.В. Анализ профессиональных стандартов // Компетентность. 2010. № 9-10. С. 14.
6. Becker G.S., 1964, Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. New York: National Bureau of Economic Research.
7. Denison E. Why Growth Rates Differ (Brookings Institution, 1967).
8. Fretwell David, Morgan V. Lewis, and Arjen Deij. 2001. A Framework for Defining and Assessing Occupational and Training Standards in Developing Countries. ERIC Clearinghouse on Adult, Career, and Vocational Education, Columbus, Ohio, World Bank, Washington, D.C., and European Training Foundation, Turin, Italy.
9. Mincer J. Human Capital and Economic Growth // Economics of Education Reciew. Vol. 3. No. 3, 1984.
10. Robert E. Lucas, Jr. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics, 22 (1988): 3-42.
11. Schultz T. 1961. Investment in Human Capital // American Economic Review, 51:1-17.
development, approval and implementation of professional standards». (in Russian)
3. Order of the Ministry of Labor of Russia from 04.29.2013, the № 170n «On approval of methodical recommendations for the development of professional standards». (in Russian)
4. Ivanov P.E., Kashina M.Yu., Tsybikov N.B. Development of professional standards: the experience of the gas industry. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj univer-sitet upravleniya) [University Bulletin (State University of Management)]. 2014, I. 13. (in Russian)
5. Pankina G.V., Babykin S.V., Pankin D.V. Analysis of the Professional Standards. Kompetentnost' [Competence]. 2010, I. 9-10, p. 14. (in Russian)
6. Becker G.S., 1964, Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. New York: National Bureau of Economic Research.
7. Denison E. Why Growth Rates Differ (Brookings Institution, 1967).
8. Fretwell, David, Morgan V. Lewis and Arjen Deij. 2001. A Framework for Defining and Assessing Occupational and Training Standards in Developing Countries. ERIC Clearinghouse on Adult, Career, and Vocational Education, Columbus, Ohio, World Bank, Washington, D.C., and European Training Foundation, Turin, Italy.
9. Mincer J. Human Capital and Economic Growth. Economics of Education Review. V. 3, I. 3, 1984.
10. Robert E. Lucas, Jr. On the Mechanics of Economic Development. Journal of Monetary Economics, 22 (1988): 3-42.
11. Schultz T. 1961. Investment in Human Capital. American Economic Review, 51:1-17.