Научная статья на тему 'Основные подходы к пониманию истории педагогики'

Основные подходы к пониманию истории педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2086
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ANTHROPOLOGICAL DISCOURSE / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL PROCESS / HISTORY OF PEDAGOGY / HISTORY OF PEDAGOGICAL CULTURE / PEDAGOGICAL REALITY / PEDAGOGICAL TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Виктория Константиновна

В статье обосновано положение о том, что на современном этапе предмет педагогики все чаще определяется через педагогическую реальность, которая существует в виде педагогических явлений, событий, процессов, феноменов и описывается через характеризующие их понятия. Представлено рассмотрение педагогической реальности как части исторического процесса (как прошедшей, как современной и в некоторой степени как будущей), которое открывает широкие перспективы для содержательного переосмысления основных подходов к пониманию истории педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the "History of Education" Subject in Preparation for Scientific-Pedagogical Activity

The position that at present stage the subject of pedagogy is increasingly determined by the pedagogical reality, which exists in the form of pedagogical phenomena, events, processes, occurrences is substantiated in the article. The consideration of pedagogical reality as part of the historical process (present, modern and future to some extent) opens wide prospects for pithy rethinking of the main approaches to understanding the history of pedagogy, each of which reveals one or another aspect of its subject.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к пониманию истории педагогики»

В.К. Пичугина

Ключевые слова:

антропологический

дискурс, историко-

педагогический

процесс, история

педагогики, история

педагогической

культуры,

педагогическая

реальность,

педагогическая

традиция.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

В статье обосновано положение о том, что на современном этапе предмет педагогики все чаще определяется через педагогическую реальность, которая существует в виде педагогических явлений, событий, процессов, феноменов и описывается через характеризующие их понятия. Представлено рассмотрение педагогической реальности как части исторического процесса (как прошедшей, как современной и в некоторой степени как будущей), которое открывает широкие перспективы для содержательного переосмысления основных подходов к пониманию истории педагогики.

Смещение методологических установок на рубеже второго и третьего тысячелетий способствовало тому, что современный этап развития педагогического знания характеризуется как этап, связанный с осознанием кризиса в «самосознании педагогики», т.е. в ее истории (Б.М. Бим-Бад). Интерес к педагогическим реалиям настоящего и перспективам будущего пересиливает интерес к педагогическому прошлому, которое воспринимается скорее как «летописная констатация» (А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко), а не как основа решения проблем современной теории и практики образования.

Следствием неоднозначного понимания роли историко-педагогического прошлого

стало, если не изгнание, то о методичное вытеснение историко-педаго-гического компонента из вузовского образования, ставшего заложником изменений, происходящих в истории педагогики как науке. Одной из важнейших методологических проблем становится проблема переосмысления предмета истории педагогики, от которой напрямую зависит не только разработка новых концептуальных подходов, методов и стратегий ее дальнейшего развития, но и поиск путей возвращения историко-педагогического компонента в вузовское образование, оттесненного новым поколением стандартов высшего педагогического образования на периферию. Несмотря на то, что данная проблема не является новой (становление отечественной историко-педагогической науки является, по сути, отражением генезиса ее предмета, границы которого нельзя назвать определенными, т.к. они постоянно изменяются [3]), на современном этапе развития она встает как никогда остро.

Актуализируются вопросы о балансе между узкой и предельно широкой точками зрения на определение предмета истории педагогики (Э.Д. Днепров), экстенсивном и интенсивном характере его расширения (С.В. Бобрышев), его поликонтекстности (Г.Б. Корнетов), отграничении или синонимировании с предметом истории образования (Н.А. Вершинина), выделении в предмете истории педагогики под-предметов, исследуемых историей педагогической практики, историей педагогической мысли, историей педагогического сознания и историей педагогического обычая (В.Г. Безрогов) и др. Анализируя противоречивые тенденции, можно прийти к следующему выводу: под предметом истории педагогики все чаще понимается педагогическая реальность, рассматриваемая как прошедшая, как современная и в некоторой степени как будущая.

Конкретизация данного понимания связана не столько с поиском исчерпывающего определения, сколько с обновлением призмы, через которую может быть познано педагогическое прошлое. Педагогическая реальность, с одной стороны, многоаспектна и пластична, поскольку отражает релятивность воспитательного и образовательного идеалов, а с другой - четко определена и на каждом историческом этапе требует адекватного описания и понимания в контексте решаемых социумом проблем.

В дальнейшем, говоря о педагогической реальности, мы будем исходить из того, что она существует в виде педагогических явлений, процессов, феноменов и описывается через характеризующие их понятия

(А.А. Касатиков, А.А. Остапенко, В.В. Сериков и др.). Движущие силы развития педагогической реальности, заданные в разных социально-исторических и культурно-исторических координатах и понятые в широком диапазоне (от божественности до идеологичности), предопределяют не только разные масштабы охвата ее проявлений, но и разные масштабы ценностно-смыслового ранжирования этих проявлений.

В истории педагогики, как и в истории в целом, наряду со значительными по протяженности этапами поступательного развития существуют короткие переломные этапы, максимально обостряющие существующие противоречия и кардинально меняющие вектор дальнейшего развития. В рамках синергетического подхода их возникновение объясняется тем, что в сценарии развития сложных систем потенциально заложено то, что способно необратимо его изменить; в рамках эволюционного подхода - скачкообразными переходами в новое качество; в рамках дискурсивного подхода - возникновением и исчезновением конфликтующих дискурсов.

Вместе с тем вне зависимости от того, рассматривается ли истори-ко-педагогический процесс в единстве или противопоставлении дискретности и неделимости, непрерывности и прерывности, синхронии и диахронии и является ли история педагогики историей, которая «множит разрывы» или «разрывов избегает» (М. Фуко), педагогическая реальность любой эпохи - сложное и неоднозначное образование, которое не познается напрямую и не воссоздается в упрощенном виде. Являясь частью исторического процесса, педагогическая реальность требует «панорамного видения» своего исторического движения (И.А. Колесникова), которое достигается не только через установление механизмов преемственности, но и через установление механизмов, порождающих разрывы данной преемственности. В первом случае речь идет о максимальном охвате педагогической реальности, а во втором - об обозначении знаковых поворотов в ее развитии. Возможность их обозначения потенциально заложена в каждом из существующих подходов к пониманию истории педагогики.

В рамках первого подхода история педагогики рассматривается как «история постановки и решения проблем воспитания и обучения в теории и на практике» [8, с.10]. Педагогическая реальность рассматривается как реальность, отражающая релятивность воспитательного и образовательного идеалов. В максимально упрощенном виде история педагогики объединяет две линии - линию становления и развития

теории и практики обучения и линию становления и развития теории и практики воспитания. Различные исторические пласты пропускаются сквозь призмы образования и воспитания с целью сопоставления существовавших и существующих педагогических смыслов, методов и стратегий. Особый резонанс проблема релятивности воспитательного и образовательного идеалов получила у Л.Н. Толстого: «История педагогии - двояка. Человек развивается сам под бессознательным влиянием людей и всего существующего, и человек развивается под сознательным влиянием других людей. Под историей педагогии всегда разумеют одно сознательное развитие. Первая же, несуществующая история педагогии была бы более поучительна...» [9, с.37-38]. Переходя на язык современной педагогики, ключевым является вопрос о том, как именно рефлексировалась педагогическая реальность: шла ли речь о педагогической реальности как объективной задан-ности, которая первична, или о педагогической реальности как реф-лексируемой реальности, которая вторична и требует от педагога не подсознательной, а осознанной «подстройки» под другого человека. По В.Г. Безрогову, история педагогики - это совокупность отрефлекси-рованных (существовавших в педагогической теории и практике) и не-отрефлексированных (распространенных в массах) представлений по поводу воспитания и обучения [1].

Второй подход рассматривает историю педагогики как историю приращения педагогического знания. Педагогическая реальность рассматривается как часть исторического процесса, в которой реализуется следующая форма «исторической наследственности», обозначенная В.С. Библером: восхождение по лестнице прогресса осуществляется таким образом, что каждая последующая ступень «выше предыдущей» и все предшествующее не стирается, а «уплотняется» и предстает в «более истинном, более систематизированном» виде [2, с.87]. Сочетание ретроспективы и перспективы позволяет рассматривать каждый последующий этап развития педагогического знания как этап более глубокого осмысления природы педагогической деятельности и природы человека как ее основы. П.Ф. Каптерев в работе «Общий ход развития русской педагогии и ее главные периоды» определил логику истори-ко-педагогического процесса через оппозицию «более глубокое осмысление - менее глубокое осмысление»: «...на одном конце процесса развития русского самосознания, в его начале мы встречаем ... частное обучение на дому у мастеров грамоты и только один общественный

организованный союз - церковь, а на другом в настоящее время мы видим множество правильно действующих общественных органов, служащих просвещению русского народу... Ныне вопросы образования суть вопросы не отдельных семейств, а всего русского народа, вопросы чрезвычайно важные и высоконациональные» [6, с.260].

С точки зрения третьего подхода история педагогики - это история переходов от педагогических традиций к инновациям. Педагогическая традиция рассматривается как «неотъемлемая часть национальной культурной среды» (М.В. Савин); выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который постоянно воспроизводится путем пространственно-временной трансмиссии, но с трудом поддается модернизации (В.В. Краевский); закон, фиксирующий устойчивые связи между педагогикой, социумом и культурой (Р.Б. Вендровская).

При определении педагогической традиции подчеркивается ее устойчивая связь со временем, которая выражена в сопоставлении «традиционного» с «современным» (осмысление существующих педагогических феноменов и обозначение новых). Двойственная природа педагогической традиции заключается в том, что она реализуется только через субъекта, способного актуализировать возможности педагогической традиции, и исторически обусловлена, сохраняя относительную независимость от индивидуального сознания. Результаты познания педагогической реальности фиксируются в педагогической традиции, обеспечивающей сохранность существующих в педагогической теории и практике образцов.

Это позволяет рассматривать педагогическую реальность и как реальность, в которой реализуется иная форма «исторической наследственности». Приоритет отдается нетрадиционной лестнице прогресса, восхождение по которой, по В.С. Библеру, не всегда подразумевает движение вверх из-за отсутствия четко выраженных «степеней»: «раньше» и «позже» соотносительны, одновременны, предшествуют друг другу, наконец, это есть корни друг друга» [2, с.87]. Несмотря на то, что для педагогической традиции (как и для любой другой) характерна статичность, способность передаваться через несколько поколений и закреплять в сознании проверенное временем позитивное через ограничение от новшеств, в ее основе всегда есть место инновационной идее, которая потенциально может изменить существующую педагогическую традицию. Данный подход предполагает обращение и к кон-

кретному историко-педагогическому контексту (с точки зрения того, что уже в него включено) и к более общему историко-педагогическому контексту (с точки зрения того, что еще может быть включено в данный контекст и осмыслено в нем).

В рамках четвертого подхода история педагогики интегрирована в историю педагогической культуры и рассматривается в аспекте общих и конкретно-исторических проявлений. И.А. Колесникова подчеркивает, что педагогическая культура - «сосредоточение опыта, накопленного субъектами педагогической деятельности на пути целенаправленного творения человеческого образа (образования)» [7, с.41], который не является статичным. Педагогическая культура, как и культура в целом, может быть не принята полностью, а только в рамках определенного «среза», максимально значимого для человека и общества конкретной исторической эпохи (А.И. Костяев). Исследовательское поле истории педагогической культуры конкретизируется, в том числе и через исследовательское поле истории педагогики, которое и позволяет наметить такие «срезы». При обособлении конкретно-исторических форм существования педагогической культуры обращение к историко-педагогическому материалу может иметь разный масштаб: от точечного до глобального. История педагогической культуры -это суммативный «продукт» не только исторических эпох, но и этносов, конфессий и в некотором роде даже персоналий. Декодирование истории педагогической культуры возможно как с точки зрения уникальных, так и с точки зрения универсальных историко-педагогиче-ских смыслов. Педагогическая реальность предстает как реальность, определяющая ключевые научные диспозиции гуманитарной реальности (устойчивые предрасположенности к возможному и должному пониманию гуманитарного знания и перспектив его дальнейшего развития).

Пятый подход рассматривает историю педагогики как историю педагогических судеб. Детальному анализу подвергаются не только педагогические произведения, но и «документы души» (термин В.Г. Безрогова): автобиографические, публицистические и художественно-педагогические произведения (воспоминания людей о своем детстве и педагогической деятельности, записи бесед и публичных лекций, мемуары и переписка современников и т.д.). Ф. Бродель подчеркивал: «История - это и мелкая пыль событий, индивидуальных жизней, тесно между собой переплетенных - иногда освобождающихся на мгновение,

как будто рвутся великие цепи. История - это изображение картины жизни во всех ее проявлениях. Это не «избранное» [4, с.186].

История педагогики тоже не является «избранным»: исторический фон, на котором разворачиваются педагогические события, не отделимы от личной историчности (переживания, отношения, обстоятельства, трагедии). В частности, роман «Эмиль, или О воспитании» (1753-1759 гг.) и его продолжение «Эмиль и Софи, или Одинокие» (1762-1767 гг.) - это не только изложение педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо. Драма Эмиля и Софи предопределена личной драмой автора. Из «Писем о морали» (1758 г.), которые влюбленный Ж.-Ж. Руссо адресовал графине Элизабет-Софи д'Удето, становится понятным, почему тема Эмиля проходит через все его произведения (в т.ч. и те, которые написаны раньше, чем сам роман-трактат) и чем обусловлена имплицитность или эксплицитность тех или иных его педагогических представлений.

Перипетии современной истории педагогики как истории педагогических судеб представлены в двухтомнике «Городок в табакерке. Детство в России от Николая II до Бориса Ельцина: антология текстов «Взрослые о детях и дети о себе», составленном В.Г. Безроговым, К. Келли, А. Пиир, С. Сиротининой [5], и отчасти в документальном фильме С. Мирошниченко «Рожденные в СССР». В двухтомнике исто-рико-педагогический контекст является определяющим: история детства связана с историческим развитием страны (дореволюционный период, революционный, послереволюционный и т.д.) и представлена в двух линиях (дети - о детстве и взрослые - о детях).

В фильме историко-педагогический контекст является сопутствующим: одна линия (дети о том периоде жизни, в котором их снимают, и о промежутке в семь лет между съемками) в большей степени отражает внешнюю, видимую сторону изменений жизни героев, позволяя лишь догадываться о стороне внутренней - педагогической обусловленности данных изменений. В целом, в рамках данного подхода педагогическая реальность оказывается сотканной из персоналий, которые выступают как своеобразные педагогические маяки, в свете которых наиболее рельефно проявляется уровень развития педагогической теории и практики того или иного периода.

Шестой подход подразумевает то, что история педагогики - это история становления и трансформации антропологического дискурса педагогики (от лат. «discursus» - довод, рассуждение; франц. «discours»

и англ. «discourse» - речь). Сущность педагогической действительности обусловлена не только реально существующими физическими объектами, но представлениями о ней, приобретенными в дискурсе. Отметим, что методологическая рефлексия такого рода лишь в первом приближении начала оформляться в истории педагогики и представляет собой одну из стратегий ее дальнейшего развития.

Вместе с тем, в логике М. Фуко, анализируя дискурсы, становятся понятными правила, которые определяют «не немое существование реальности и не каноническое использование словарей», а связи, которые возникают между объектами и субъектами дискурсов [10, с.49]. В основе представлений об исторической динамике дискурсов лежат два взаимосвязанных утверждения: дискурсы подвержены изменениям, поскольку изменчивы слова, представления, видения (И.Я. Брачули), и существуют на уровне «постоянств», сохраняющих определенную стабильность при внешних изменениях дискурса (В.А. Бурцев).

Это позволяет реконструировать педагогическую реальность изучаемого периода как реальность человека, задающего педагогические ориентиры и стратегии в дискурсивном пространстве. Проблемы детской свободы, автономности, сопротивляемости образованию и многие другие, с одной стороны, имеют статус «вечных» и составляют основу неизменного ядра антропологического дискурса педагогики, способного функционировать в любом культурном пространстве и времени. А с другой - на каждом историческом этапе обостряют свои противоречия в содержании и организации обучения и воспитания, т.е. являются сравнительно новыми и открытыми для понимания в широком диапазоне конкретно-исторических форм антропологического дискурса педагогики. Последние способны ограничивать, вытеснять, поглощать или исключать друг друга в борьбе за приобретение права на существование и структурирование педагогической реальности.

Одной из первых конкретно-исторических форм антропологического дискурса педагогики является антропологический дискурс «заботы о себе» («ертеЫа heautou»), возникший в Античности как фило-софско-педагогический принцип, который, по Сократу, подразумевал следующее: самоконтролирующая душа является сомоконтролирующей душой (от «somo» - тело), угодной как Богу, так и другим людям. Именно эта установка способствовала тому, что забота о самом себе, осуществляемая человеком в процессе познания под контролем наставника, получила развитие в идее спасения христианской педагогики. В Новое

время забота о себе рассматривалась как жизненная линия, выстроенная в соответствии с правилами, «начертанными природой в глубине ... сердца» (Ж.-Ж. Руссо). На современном этапе предельно широкое понимание заботы конкретизировано представителями разных научных направлений, в ряде которых призыв заботиться о себе часто подменяется призывами работать над собой или познать себя.

Еще одна конкретно-историческая форма, зародившаяся в Античности - антропологический дискурс педагогики души и тела человека. Его исходной установкой является то, что феноменологически понимаемый человек есть единство тела и души. При этом тело рассматривается не в биологической (обращение к анатомии, биологической антропологии, физиологии, основам эволюционизма и т.д. с целью оптимизации педагогической деятельности), а в собственно педагогической плоскости во взаимосвязи с душой, понимаемой в самом широком спектре учений и концепций. Наиболее обстоятельно утверждение о том, что состояние телесной оболочки человека предопределяет успех педагогических усилий, направленных на духовную оболочку, было обосновано Ж.-Ж. Руссо, пытавшимся преодолеть многовековое разделение на «педагогику души человека» и «педагогику тела человека».

В рамках третьей конкретно-исторической формы -антропологического дискурса педагогики природы человека - педагогическая деятельность представляет собой научно обоснованную экспансию в мир человека, которая осуществляется параллельно с его экспансией в окружающий мир. Целостная система представлений о человеке, лежащая в основе педагогических концепций и подходов, не является статичной. На каждом этапе развития педагогика на основе данных различных наук очерчивает для себя новый контур представлений о человеке. Имплицитно представления о возможности объединения существующих антропологических данных с целью усовершенствования педагогической деятельности присутствовали в религиозных и философских учениях многих народов. Однако наиболее детально представления о природе человека как ориентире педагогической деятельности были рассмотрены у К.Д. Ушинского, который в труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» последовательно доказывал необходимость «погружения» в мир воспитанника.

В ряде случаев проявления конкретно-исторических форм антропологического дискурса педагогики являлись трудноуловимыми и

растворенными в познавательном поле (премодерна, модерна или постмодерна), в других - четко просматривающимися и контрастирующими с ним. В логике М. Фуко, Сократ, Ж.-Ж. Руссо и К.Д. Ушинский стали создателями не только своих романов, трактатов и писем, они открыли «возможность и правило образования других текстов», установив «некую бесконечную возможность дискурсов» [11, с.30], во многом предопределивших понимание современной педагогической реальности.

Седьмой подход к пониманию истории педагогики ориентирует на то, что историко-педагогический процесс представляет собой единство непрерывности и дискретности, что позволяет рассматривать историю педагогики и как историю диалога подходов, отражающих становление и развития педагогических представлений, педагогического опыта, педагогической культуры, педагогической традиции. Каждый из подходов конкретизирует некое обобщенное представление о педагогической реальности, формируя свой взгляд на возникающие и исчезающие противоречия между объективно и субъективно существующими значениями, смыслами и ценностями. Подводя итоги, отметим, что нами представлен «открытый» список подходов к пониманию истории педагогики, каждый из которых вскрывает тот или иной аспект понимания ее предмета. Первые два подхода позволяют сконцентрироваться на восприятии педагогической реальности с точки зрения трансформации поля историко-педагогического поиска, а оставшиеся - с точки зрения «вписанности» педагогической реальности в другие реальности и обусловленности ими (антропологическую, историческую, культурную, политическую, экономическую и другие реальности).

Подход, рассматривающий историю педагогики как историю становления и трансформации антропологического дискурса педагогики, является не столько новым, сколько заново актуализированным благодаря постмодернистским педагогическим реалиям. То, что «мы живем в эпоху постфеноменов ... лишь в очередной раз подчеркивает, что «многое в судьбе мирового и отечественного педагогического сообщества уже случалось, уже было» [7, с.56]. Антропологический дискурс педагогики не является феноменом постмодерна, возникшим в результате изменений в онтологических, гносеологических, когнитивных и коммуникативных контекстах педагогического знания последних десятилетий.

Существенное увеличение нагрузки на понятие «антропологиче-

ский дискурс» в педагогике стало результатом фундаментальных изменений в рассмотрении антропологической проблематики, т.е. перехода к качественно иной научной рефлексии проблемы человека. На современном этапе на смену констатирующего этапа, связанного с осознанием огромного потенциала осмысления педагогической реальности через человека, существующего в пространстве разноуровневых дискурсов, одним из которых является дискурс самого себя, приходит феноменологический этап, связанный с пониманием антропологического дискурса педагогики как феномена, способствующего продуктивному осмыслению и развитию историко-педагогического знания.

Литература

1. Безрогов В.Г. Институциональное и внеинституциональное в истории педагогики // Историко-педагогический ежегодник. - АСОУ 2009. - Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 20.

2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. - М.: Изд-во полит. литературы, 1991.

3. Бобрышев С.В. Структурно-содержательные основы определения и построения предмета истории педагогики // Историко-педагогическая ретроспектива теории и практики образования: монография. - М.: АСОУ Золотая буква, 2006. - Вып. 3.

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVШ вв. - Т.1. Структура повседневности. - М.: Весь мир, 2006.

5. Городок в табакерке. Детство в России от Николая II до Бориса Ельцина: Антология текстов «Взрослые о детях и дети о себе» / Сост. В.Г. Безрогов, К. Келли, А. Пиир, С. Сиротинина. - Ч.1 и 2. - М.-Тверь: Научная книга, 2008.

6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982.

7. Колесникова И.А. История педагогической культуры: методологические проблемы изучения и проектирования // Историко-педагогический ежегодник. 2011. - М.: АСОУ 2011. - Вып. 39.

8. Корнетов Г.Б. Задачи, сущность и методология историко-педаго-гических исследований // Историко-педагогическая ретроспектива теории и практики образования. - М.: АСОУ 2006. - Вып. 3.

9. Толстой Л.Н. О задачах педагогии // Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989.

10. Фуко М. Археология знания. - Киев: Ника-Центр, 1996.

11. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону власти, знания и сексуальности: Работы разных лет. - М.: Касталь, - 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.