ем, с учетом всех имеющихся у него сильных и слабых сторон, а также определяются сроки выполнения этих задач. Данные показатели эффективности применяются для составления тактических (перспективных, текущих и оперативных) финансовых планов. Основным инструментом на этом этапе планирования служит бюджетирование, так как оно позволяет оптимизировать использование различных ресурсов предприятия и представить финансовую стратегию в формате языка цифр.
Характерная особенность системы стратегического управления состоит в наличии устойчивой обратной связи и, соответственно, обратного влияния каждого процесса на остальные, поскольку динамичность изменения внешней среды, ее неопределенность требуют внесения соответствующих коррективов на любом этапе стратегического управления. Все предыдущие этапы пересматриваются не один раз в связи с появлением новых обстоятельств. Таким образом, процесс стратегического управления представляет собой замкнутый цикл.
Авторами предлагается подход, при котором финансовая стратегия является основой системы управления финансово-хозяйственной деятельностью корпорации. Для этого необходимо, чтобы она была выражена в виде системы значений ключевых показателей эффективности. Другими словами, установки, сделанные в стратегическом плане, должны получить экономическое обоснование и уточнение в перспективных, текущих и оперативных планах. В настоящее время этого можно добиться, используя стратегически ориентированную систему бюджетного управления компанией.
Примечания
1 Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб., 2005.
2 Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989; Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. Киев, 2004.
3 Мочалова Л.А. Концепция финансового планирования в корпорациях // Финансовый менеджмент. 2004. № 3. С. 12-18.
УДК 336.71.(574) С.В. ИНЮШИН
ББК 65.268 зам. председателя правления дочернего банка
АО «Сбербанк России» в Республике Казахстан, кандидат экономических наук, г. Алта-Ата e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КРЕДИТОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ БАНКАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Касается основных тенденций на кредитном рынке Республики Казахстан. Описаны проблемы поиска новых подходов к выдаче кредитов коммерческими банками в условиях продолжающегося финансового кризиса. Особо интересна статья тем, что казахстанские банки намного раньше столкнулись с кризисом ликвидности, а потому имели достаточно времени для поиска решений, которые могут быть использованы зарубежными финансовыми организациями, в том числе и российскими.
Ключевые слова: банки второго уровня, Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, провизии, заем.
Глобальный финансовый кризис, с которым столкнулось мировое сообщество в 2008 г., заставляет во многом пересмотреть отношение к привычным экономическим
процессам. Особенно меняются подходы коммерческих банков к своим активным операциям. В наибольшей мере это касается подходов к кредитованию юридических и
© С.В. Инюшин, 2009
C.B. инюшин
физических лиц. В данной связи особенно интересен опыт Республики Казахстан: банковская система страны столкнулась с кризисом ликвидности еще в середине 2007 г., т.е. значительно раньше, чем начался глобальный экономический кризис. Применяемые казахстанскими банками методы работы в условиях неблагоприятной экономической ситуации могут быть взяты на вооружение за рубежом, в том числе и в России.
По состоянию на 1 октября 2008 г. в Казахстане работает 36 банков второго уровня (БВУ)1, в том числе в г. Алматы действует 34 банка, 35 филиалов и 375 дополнительных помещений банков (табл. 1).
Таблица 1 Структура банковского сектора Республики Казахстан
На долю пяти крупнейших банков Казахстана приходится 75% активов банковской системы республики и 79% всех выданных кредитов (табл. 2).
Таблица 2
Размер активов банков второго уровня Республики Казахстан и выданных ими кредитов на 1 октября 2008 г., млн дол.
Окончание табл. 2
Банк Активы Доля Кре- Доля
в акти- диты в кре-
вах БВУ, % дитах БВУ, %
АО «TeMip6aHK» 2 510 2 2 141 3
АО «Банк "Каспий- 2 020 2 1 491 2
ский"»
АО «Евразийский банк» 1 894 2 938 1
АО «Цеснабанк» 1 186 1 758 1
АО ДБ «RBS 1 158 1 522 1
(Kazakhstan)»
АО «Ситибанк 797 1 238 0
Казахстан»
ДБ АО «Сбербанк» 719 1 540 1
ДБ АО «HSBC Банк 649 1 460 1
Казахстан»
АО «Казинвестбанк» 586 1 467 1
АО «Жилстройсбер-банк РК» 436 0 273 0
АО «Эксимбанк 406 0 332 0
Казахстан»
АО ДБ «АЛЬФА- 272 0 137 0
БАНК»
АО «Delta Bank» 207 0 153 0
АО МБ «Алма-Ата» 171 0 119 0
АО «Банк Позитив 136 0 74 0
Казахстан»
АО ДБ «Банк Китая» 99 0 6 0
АО «ТПБК» 90 0 - -
АО СБ «Лариба- 53 0 23 0
Банк»
АО ДБ «Кзи Банк» 52 0 37 0
АО «Метроком-банк» 45 0 36 0
АО «Данабанк» 26 0 25 0
АО ДБ «Таиб 25 0 11 0
Казахский Банк»
АО «Сеним-Банк» 24 0 21 0
АО «Банк "Астана- 20 0 7 0
финанс"»
АО «Мастербанк» 19 0 14 0
АО «Экспресс Банк» 18 0 16 0
АО «Заман-Банк» 17 0 16 0
АО «Казинкомбанк» 15 0 8 0
АО ДБ «НБ Паки- 11 0 2 0
стана»
Всего 100 612 100 75 017 100
Источник: данные Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). http://www.afn.kz.
Российскими банками, работающими в стране, являются дочерний банк Сбербанка Российской Федерации, занимающий 14-е место по размеру совокупных активов, и дочерний банк АО «АЛЬФА-БАНК» (19-е место).
Банк Активы Доля Кре- Доля
в акти- диты в кре-
вах БВУ, % дитах БВУ, %
АО «БТА Банк» 24 478 25 18 942 26
АО «Казкоммерц-банк» 20 017 21 17 908 24
АО «Народный банк Казахстана» 15 533 15 9 785 13
АО «Альянс Банк» 8 422 8 5 857 8
АО «АТФБанк» 8 182 8 6 651 9
АО «Банк Центр-Кредит» 7 790 8 5 206 7
АО «Нурбанк» 2 529 3 1 803 2
Структура банковского сектора 1 января 2008 г. 1 октября 2008 г.
Банки второго уровня 35 36
В том числе банки 1 1
со 100%-ным участием госу-
дарства в уставном капитале
Филиалы банков второго 352 378
уровня
Дополнительные помещения 2 029 2 155
банков второго уровня
Представительства банков второго уровня за рубежом 17 16
Представительства банков-нерезидентов в Республике Казахстан 26 30
Размер совокупного расчетного собственного капитала БВУ с начала 2008 г. возрос на 203 млрд тенге2 (11,4%) и составил на 1 октября 2008 г. 1 983 млрд тенге (16,5 млрд дол.)3. Размер активов БВУ на ту же дату увеличился с начала 2008 г. на 815 млрд тенге, или на 7% (рис. 1).
По результатам регулярного обследования, проводимого Национальным банком Республики Казахстан, ситуацию на кредитном рынке в 2008 г., несмотря на отмечаемые положительные тенденции в банковском секторе, можно охарактеризовать резким снижением спроса на ипотечное кредитование, ростом спроса на кредитные ресурсы со стороны нефинансовых организаций и дальнейшим ужесточением банками кредитной политики.
В первом полугодии 2008 г. было отмечено незначительное повышение спроса на кредитные ресурсы на фоне умеренного предложения со стороны банков.
Наибольший рост спроса был зафиксирован со стороны субъектов крупного и среднего предпринимательства, что было вызвано потребностью в финансировании оборотных средств и в особенности в реструктуризации существующих долгов.
Наибольшее снижение спроса наблюдалось со стороны субъектов малого предпринимательства, что, вероятно, стало следствием снижения общей деловой активности на
рынке. Пятерка крупнейших банков, а также банки с иностранным участием в первом полугодии 2008 г. отдавали свое предпочтение работе с субъектами крупного бизнеса в силу меньших отраслевых рисков, а также наличия налаженной клиентской базы4.
Существующий уровень ликвидности на кредитном рынке определяет склонность банков предоставлять свои кредитные ресурсы на более короткие сроки в целях управления рисками и минимизации потерь, связанных с падением платежеспособности заемщиков. При этом внутренние источники фондирования, а также кредиты по программам финансирования международных финансовых институтов в настоящее время имеют большее значение для удовлетворения краткосрочного спроса на кредитные ресурсы.
В наибольшей степени на снижение спроса оказало влияние ужесточение банками условий кредитования, в частности повышение процентных ставок и ужесточение залоговых требований. Это продиктовано тем, что банки обеспокоены качеством ссудного портфеля и возможностью возникновения риска концентрации в корпоративном кредитовании. Как следствие, на рынке среди основных игроков наблюдается более строгий подход к кредитованию субъектов реального сектора экономики, несмотря на то что не все банки испытывают проблемы с ликвидностью.
14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0
.16,9
■I5'9 „„л 11814 11938 12 173 12187 12 561 12 500
-¿4,9 Н.9 14,4 и 469 11 685 11 680 11 673 118 4 11 693 "^^П гЦ
! 872
9 573
4515
1 678
"Д*
2 687 347
585
1 169
Е
1 271
л
14,2
1 521
13,8
1 686
4,2
1 780
14,3
1 789
14,3
1 818
14,5
1 827
14,3
1 846
14,6
1 893
15,0
1 973
15,0
1 983
15,0
1 994
14,9
1 9Л3
15
12
9
6
3
0
] Активы банков, млрд тенге
I Собственный капитал, млрд тенге
Достаточность собственного капитала, %
Рис. 1. Динамика состояния банковского сектора Республики Казахстан в 2004—2008 гг. (источник: http://www.afn.kz)
Розничное направление деятельности банков характеризуется резким снижением спроса на ипотечное кредитование по всему рынку с незначительным его ростом только на отдельные виды потребительского кредитования. Вследствие неопределенности на рынке жилой недвижимости и выжидательной позиции потенциальных заемщиков и банков (в части реализации залогового имущества) сохраняется тенденция снижения спроса на ипотеку.
По состоянию на 1 октября 2008 г. займы физическим лицам на потребительские цели составили 967 млрд тенге, уменьшившись с начала года на 87 млрд. При этом доля потребительских займов в ссудном портфеле также снизилась на 1,3 процентных пункта и составила 10,6% (рис. 3).
Значительное влияние на снижение спроса на ипотечное кредитование оказали негативные перспективы развития рынка недвижимости, неуверенность потребителей в восприятии долгового бремени, а также существенное повышение процентных ставок.
Проблемы в реальном секторе в первую очередь сказались на росте уровня проблемных кредитов. В частности, участились просрочки выплаты долгов по выданным займам среди субъектов корпоративного бизнеса, а также физических лиц. Многие
банки отмечают увеличение количества операций по взысканию залогового имущества и операций по реструктуризации долгов заемщиков. Рост долгового бремени и издержек по обслуживанию существующих займов у клиентов банков вследствие ужесточения условий кредитования (которое коснулось главным образом залоговых требований и маржи по рискованным видам кредитования) негативно сказывается на качестве ссудного портфеля банков. В то же время осуществление операций по реструктуризации долгов заемщиков помогает сгладить негативные последствия ужесточения условий.
В части применяемых в отношении проблемных кредитов мер банки предпочитают идти навстречу заемщикам и предоставлять им отсрочку по погашению просроченной задолженности, пролонгировать общий срок кредита и изменять график платежей, а также давать возможность рефинансировать долг перед банком путем принятия дополнительного залога или путем обращения в другой банк.
Тем не менее банки, по результатам опроса, отмечают, что проблемные активы находятся на некритичном уровне и в контролируемом диапазоне. Банки еще не использовали весь арсенал имеющихся рыночных инструментов по преодолению су-
1Л 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00
о о о о о о о о о о о о о о о о о
о о о о о о о о о о о о о о о о о
о т ^ 1Л •-о оо о
о о о о о о о о о о о о о о о
о о о о о о о о о о о о о о о о о
I I Потребительские займы, млрд тенге ♦ Доля потребительских займов в ссудном портфеле, %
Рис. 3. Динамика потребительского кредитования в Республике Казахстан в 2004—2008 гг. (источник: http://www.afn.kz)
О.Н. КУШЕЕВА
ществующих проблем. В частности, кроме расширения внутренних структур по работе с проблемными кредитами и активизации их деятельности, банки налаживают отношения с коллекторскими агентствами, рассматривают предложения зарубежных банков в части выкупа проблемных активов, а также используют механизмы секьюритизации.
Таким образом, основные выводы, которые можно извлечь из проведенного анализа, состоят в том, что хотя банки и не смогут отказаться от кредитных операций, следует ожидать существенного пересмотра процедур выдачи кредитов. Роль залога в настоящих условиях снижается, поскольку имеет место продолжающееся падение цен на недвижимость и на первый план выходит финансовая состоятельность заемщика. Ввиду общей неблагоприятной экономической ситуации со стороны банков следует ожидать резкое
повышение интереса к потенциально благонадежным заемщикам и даже, несмотря на снижение кредитной активности в целом, рост конкуренции в этом сегменте рынка.
Примечания
1 Банки второго уровня — термин, применяемый ко всем коммерческим банкам страны в соответствии с законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности».
2 Текущий курс тенге составляет 120 тенге за доллар.
3 http://www.afn.kz.
4 Обследование банков второго уровня «Состояние и прогноз параметров кредитного рынка», июль 2008 г. http://www.nationalbank.kz.
5 Термин «заем» применяется в Республике Казахстан, он аналогичен российскому термину «кредит».
6 Термин «провизии» аналогичен термину «резервы на возможные потери по ссудам», применяемому в российской банковской практике.
УДК 336.14 О.Н. КУШЕЕВА
ББК 65.261.5 ведущий специалист ГУ «Централизованная бухгалтерия
Министерства образования и науки Республики Бурятия», г. Улан-Удэ
e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Посвящена проблеме повышения эффективности использования бюджетных средств в сфере образования. Предложенный к решению данной проблемы подход базируется на оптимальной комбинации преимуществ существующих путей повышения эффективности бюджетирования, которые также рассмотрены в статье. Использование описанного подхода позволит повысить результативность среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования.
Ключевые слова: повышение эффективности, использование бюджетных средств, результативность, бюджетное планирование, среднесрочное планирование, долгосрочное планирование.
Важным условием обеспечения эффективности использования бюджетных средств и определения путей ее повышения является постоянное совершенствование методов планирования и финансирования бюджетных расходов. Причем без существенных изменений бюджетного планирования достаточно сложно выработать подход к определению очевидных результатов финансирования бюд-
жетных расходов. В связи с этим проводимая в стране бюджетная реформа предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, а также поэтапный переход к бюджетному планированию и финансированию, ориентированным на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.