Проблемы экономики и менеджмента
рой, уровнем развития, имеющимися естественно-географическими и социальноисторическими условиями. Это позволит уйти от жестко централизованной системы составления прогнозов по некоторой унифицированной форме, при этом будет решена проблема несоответствия избыточного и единого для всех нормативного перечня показателей институциональным, воспроизводственно-функциональным особенностям развития каждого региона. Тогда при наличии единой методологии построения макроструктурных моделей прогнозирования на уровне региона можно самостоятельно определять степень агрегирования параметров модели и значимость тех или иных структурных параметров в развитии экономики региона. Такой подход к решению проблем построения адекватных прогнозов для развития территорий и регионов является необходимым в условиях региональной дифференциации и усиливающейся неоднородности экономического пространства Российской Федерации.
Список литературы:
1. Аксянова А.В., Шакирова А.И. Разработка инструментария для прогнозирования деловой активности региона. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие регионов России». - Москва, 2011. - С. 23-26.
2. Аксянова А.В. Институциональные преобразования и проблемы эффективности регионального управления. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития современного общества». - Курск: ЮгоЗападный государственный университет, 2011. - С. 34-36.
List of references:
1. Aksyanova A., Shakirov, A. Developing tools to predict economic activity in the region. Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference on "Socio-economic Development of Regions of Russia". -Moscow, 2011. - P. 23-26
2. Aksyanova A.V. Institutional changes and challenges the effectiveness of regional governance. Proceedings of the international scientific-practical conference "Actual problems of modern society." - Kursk: South-Western State University, 2011. - P. 34-36
Е.В. Миннеханова
аспирант кафедры «Экономика», НОУВПО Университет Управления «ТИСБИ»
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ЛОКАЛИЗОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМ В РЕГИОНЕ
Аннотация. Уровень социально-экономического развития региона и социальное благосостояние его граждан в значительной степени определяется организационно-экономическим механизмом взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем (ПЛЭС) в регионе. Развитие ПЛЭС региона представляет собой непрерывный процесс повышения уровня организации экономического и кооперационного взаимодействия различных его элементов в целях достижения высокой динамики социально-экономических параметров развития экономики региона.
Ключевые слова: пространственно-локализованные экономические системы, организационноэкономический механизм, регион.
№ 1 - 2011
47
Проблемы экономики и менеджмента
E.V. Minnekhanova, University of Management “TISBI”
THE BASIC APPROACHES TO RESEARCH OF DEVELOPMENT OF THE SPATIALLY-LOCALIZED ECONOMIC SYSTEMS IN REGION
Abstract. The level of social and economic development of the region and social welfare of its citizens is substantially defined by the organizational-economic mechanism of interaction of the spatially-localized economic systems in region. Development of SLES region represents the continuous process of increase of level of the organization of economic and cooperation interaction of its various elements with a view of achievement of high dynamics of social and economic parameters of the development of economy of the region.
Keywords: the spatially-localized economic systems, the organizational-economic mechanism, region.
Построение эффективной системы управления развитием пространственнолокализованных экономических систем в регионе является одной из важнейших задач современного этапа социально-экономического развития. Системное взаимодействие всех пространственно-локализованных экономических систем, формирующее единое экономическое пространство, позволяет наиболее эффективно реализовывать преимущества территориального разделения труда. При этом возрастает значение интеграционных объединений для формирования целостности региона как системы, повышения устойчивости динамики и сбалансированности пропорций регионального воспроизводственного процесса.
Важным направлением развития пространственно-локализованных экономических систем в регионе является поддержка предпринимательства в системе территориального управления. Сегодня все эти усилия не полностью скоординированы: отсутствует системный подход; не используются маркетинговые методы исследования рынков; не создана информационная инфраструктура; не ведутся работы по формированию имиджа территорий; не применяются новые технологии менеджмента. Таким образом, в настоящее время, не сформирована теоретически обоснованная комплексная система координации взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе для обеспечения их устойчивого развития в условиях нестабильности внешней среды. Необходима новая концепция управления территориями в рамках регионального пространства, объединяющая различные методики, механизмы и инструменты социальных, экономических и отраслевых наук; в том числе, методы и технологии менеджмента, успешно зарекомендовавшие себя в рыночных условиях. К концептуальным направлениям регионального управления, которые, по мнению автора, необходимо использовать в первоочередном порядке относятся следующие: организация планирования территориального развития по целевым установкам; оценка эффективности управленческих решений в системе территориального управления; использование опыта развития территорий (бенчмаркинг); применение технологий контроллинга; использование инновационных технологий менеджмента; определение целевых рынков и разработка маркетинговых программ развития территорий; развитие индустрии туризма; формирование положительного имиджа территорий.
Любая экономическая система характеризуется процессами самоорганизации и саморазвития, а организационно-экономический аспект привносит координацию и целенаправленность осуществляемых качественных структурных преобразований, а также элементы управления социально-экономическими трансформациями, что, в конечном итоге, отражается в динамичности и гибкости организационно-экономической структуры региональной социально-экономической системы. При этом источником развития служат противоречия, в т.ч. структуры производства и потребления, экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также противоречия организационноэкономических отношений. Организационно-экономические отношения в значительной
48
№ 1 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
степени зависят от уровня развития производительных сил, которые предъявляют определенные требования к состоянию организационно-экономических отношений. Таким образом, это подтверждает тезис о том, что для каждого (преобладающего) технологического уклада соответствует свой тип организационно-экономической структуры ПЛЭС. Качественные изменения технико-технологической базы обуславливают необходимость обновления сложившихся форм организации производства и управления [3]. Однако следует помнить, что организационно-экономические отношения складываются под влиянием определенных стимулов и антистимулов, общественных норм, методов и приемов финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов. Соответственно система сложившихся организационно-экономических отношений может благоприятствовать развитию промышленного комплекса, сдерживать его или сочетать оба этих начала. Причем прогрессивные организационно-экономические отношения могут в чем-то играть и тормозящую роль, а устаревшие организационно-экономические отношения в целом сдерживающие развитие, способны сохранять и стимулирующее воздействие.
Таким образом, главным компонентом развития ПЛЭС являются организационно-экономические отношения, которые представляют собой систему отношений хозяйствующих субъектов, связанных с организацией производственных, экономических, рыночных связей между ними в целях улучшения финансово-экономических результатов деятельности, создания благоприятных условий входа на рынок, завоевания новых рыночных сегментов и реализации стратегических интересов. Категория организационно-экономических отношений имеет неоднородную внутреннюю структуру. В качестве ее относительно самостоятельных элементов, выражающих устойчивые системы связей и отношений, можно выделить, например, организационно - управленческие, организационно - технологические, организационно - производственные, организационно - рыночные, организационно - социальные отношения. С одной стороны, все они находятся в органической взаимосвязи и в известной степени взаимообусловливают друг друга, определяя общее качество, общую оценку региональной промышленной системы. С другой стороны, каждый из этих элементов может играть относительно самостоятельную роль, вступать в противоречие с другими, выражает разные стороны развития и взаимодействия хозяйственной системы с внешней средой. Организационно-экономические отношения определяют структуру собственности, стратегию поведения фирм, взаимоотношения крупного и малого бизнеса, особенности конкуренции, способы извлечения и средства реализации прибыли, стратегии ценообразования, инновационную активность экономических субъектов, особенности управления, способы привлечения капитала, приоритетные направления инвестиционной активности, уровень концентрации и централизации производства, степень интегрированности пространственно-локализованных экономических систем в целом.
Субъектами организационно-экономических отношений являются: лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность; коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации; индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации потребителей; работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы; государственные структуры.
Объектами регулирования организационно-экономических отношений выступают: регистрация организационно-правовых форм предпринимательства; регулирование прав и режимов финансово-хозяйственной деятельности; стимулирование и порядок предоставления льгот хозяйствующим субъектам; создание условий и государст-
№ 1 - 2011
49
Проблемы экономики и менеджмента
венной поддержки предпринимательства, его обслуживание; защита прав хозяйствующих субъектов; социальная ответственность бизнеса; соответствующие полномочия и функции государственных структур, включая федеральные, региональные и органы местного самоуправления. Изменения организационно-экономических отношений приводят к изменению рыночной структуры различных отраслей, интенсификации перелива капитала, слияний и поглощений различных типов. В свою очередь, это приводит к изменению методов государственного управления и регулирования экономики региона в целом.
Исследование генезиса теорий региональной экономики позволило сделать выводы о необходимости нового теоретического подхода к пониманию региона как субъекта экономических отношений. Современные теории региональной экономики представлены в виде следующих парадигм: регион как квазигосударство; регион как квазикорпорация; регион как рынок и регион как социум. Каждая из этих парадигм имеет свои характеристики и особенности, средства и методы реализации, при этом основное отличие проявляется в формулировании главной цели как результата регионального развития.
Таким образом, важнейшей характеристикой региональной социальноэкономической системы является ее организационно-экономическая структура, которая, представляет собой композицию структурно упорядоченных организационноэкономических форм взаимодействия хозяйствующих субъектов (в т.ч. ассоциаций, стратегических альянсов промышленных предприятий), сложной сети сопутствующих институтов, управляющих и регулирующих структур государственной и муниципальной власти, а также территориально-отраслевых форм организации производительных сил (кластеры, научно-производственные комплексы, территориально-
производственные комплексы и др.), связанных между собой системой материальных, информационных, финансовых, и др. ресурсных потоков. Иначе говоря, это совокупность структурно-технологических комплексов, корпораций и хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную деятельность на территории региона и взаимодействующих между собой в тех или иных организационно-экономических формах.
Список литературы:
1. Анискин Ю.П., Аллавердиев Т.А., Быков А.В., Лукичев С. А., Рыгалин Д.Б. Корпоративное управление инновационным развитием. - М.: Омега-Л, 2007.
2. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. - М.: Наука, 2002.
3. Гулямов С.С., Камилов Ш., Каримов Д. Моделирование развития региональных хозяйственных комплексов. - Ташкент: Фан, 2001. - 158 с.
4. Лавровский Б. Региональная асимметрия и развитие. // Регион: экономика и социология. - 2006. - № 1. - С. 26-44.
List of references:
1. Aniskin J.P., Allaverdiev T.A., Bykov A.V., Lukichev S.A., Rygalin D.B. Corporate managment by the innovative development. - М: the Omega-L, 2007.
2. Glazev S.J., Lvov Д.С., Fetisov G.G. Evolution of technical and economic systems: possibilities and borders of the centralized regulation. - М: the Science, 2002.
3. Guljamov S.S., Kamilov Ш, Karimov D. Modelling of development of regional economical complexes. - Tashkent: the Fan, 2001. - 158 p.
4. Lavrovsky B. Regional asymmetry and development.//Region: economy and sociology. - 2006. - №
1. - P. 26-44.
50
№ 1 - 2011