Научная статья на тему 'Основные подходы к анализу мотивации часто болеющего ребёнка дошкольного возраста'

Основные подходы к анализу мотивации часто болеющего ребёнка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
533
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКА / ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЁНОК / МОТИВАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ У ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЁНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вылегжанина Г. Г.

В статье обосновывается необходимость изучения личности часто болеющего дошкольника, мотивационной сферы ребенка, особенностей социальной ситуации развития больного ребенка, факторов, способствующих обострению ОРВИ. На основе анализа современной психолого-педагогической практики рассматривается возможность формирования установки у часто болеющего ребенка на преодоление ситуации болезни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вылегжанина Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к анализу мотивации часто болеющего ребёнка дошкольного возраста»

Г.Г. Вылегжанина

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ МОТИВАЦИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эффективная деятельность человека в любой сфере применения сил предполагает прежде всего достаточно высокую степень мотивации. Интерес к проблеме мотивации человеческой деятельности обусловлен не только необходимостью решения чисто практических задач, но и требованиями к развитию психологической науки. В настоящее время из-за недостаточной разработанности важнейшего, стержневого момента в образовании личности — ее мотивации — сдерживается дальнейшее исследование психологии личности. В еще большей мере это относится к исследованиям деятельности, изучение которой без мотивационного аспекта является малоперспективным [8: 3].

Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев отмечал, что результаты, которых достигает человек в жизни, лишь на 20—30 % зависят от его интеллекта, а на 70—80 % — от мотивов, которые у этого человека есть и которые побуждают его определенным образом себя вести [6: 3].

Столь же большое значение имеющимся у человека мотивам для успешности его учения, труда, общения, развития личности придавали Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многие другие отечественные психологи, которые в исследованиях искали и прослеживали факторы, влияющие на результативность деятельности человека, на характер и уровень его активности в целом.

Каковы же механизмы становления мотивации в онтогенезе, место этого процесса в общем психическом развитии? В основу обсуждения этих вопросов могут быть положены работы В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Первым «толчком» к развитию психики (в том числе и мотивации) на каждом возрастном этапе является изменение объективных условий жизни ребенка, его отношения с окружающими людьми. Под влиянием конкретных обстоятельств жизни изменяется место, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Соответственно меняется внутренняя позиция, т. е. то, как сам ребенок переживает и оценивает свое положение, как он к нему относится (Л.И. Божович). Внутренняя позиция есть определенная система, включающая в себя совокупность нерядоположенных внутренних факторов. Оно выражает отношение ребенка к тому объективному положению, которое он занимает, и к тому положению, на которое он претендует. Стремление ребенка сохранить или изменить как объективно занимаемое положение, так и свою внутреннюю позицию определяет реальное состояние потребностно-мотивационной сферы поведения. С возрастом эта внутренняя позиция становится все более ус-

тойчивым образованием. Возникающее противоречие между изменяющимися условиями общественной жизнедеятельности ребенка и его все возрастающими потребностями разрешается только при развертывании активности в процессе перехода его к новым видам деятельности или новым типам отношений с окружающими. Посредством этого ребенок не только фактически меняет место в системе общественных отношений, но и осознает их иначе, переосмысливает. Это «развитие его сознания находит отражение в изменении мотивации его деятельности: прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмысливанию его прежних действий» (А.Н. Леонтьев, 1972.) [Цит. по: 5: 10]. Иными словами, изменения в характере мотивации и ее осознании возникают под влиянием изменения внешних условий жизни и внутренней позиции ребенка по отношению к ним. Возникнув, новые уровни мотивации начинают оказывать и обратное влияние на поведение, деятельность, характер взаимодействий с окружающими. Таким образом, с изменением мотивации начинается переход к новой стадии возрастного развития.

Развитие мотивации, как и всей психики в целом, имеет в онтогенезе сензи-тивные и критические переломные этапы.

Общепринято, что сензитивными этапами называют периоды повышенной восприимчивости к внешним воздействиям, наибольшей чувствительности к внешним влияниям, пластичности. В зависимости от разных подходов можно говорить о периодах, сензитивных для развития либо всей мотивационной сферы, либо для ее отдельных сторон. Так, по периодизации Д.Б. Эльконина (1995), интенсивное развитие всей мотивационной сферы характерно для младенчества, дошкольного, подросткового возраста, где происходит преимущественное овладение ребенком нормами межчеловеческих отношений, задач и мотивов деятельности. Могут устанавливаться и этапы, сензитивные для отдельных сторон мотивационной сферы, например, для целеполагания, социальных или познавательных мотивов и др.

Критическими называют периоды, переходные от одного этапа развития к другому (Л.И. Божович). Они всегда связаны со сменой стадий и обнаруживают внутреннюю необходимость этой смены. Существует разное понимание того, как проявляется кризис в возрастном развитии: во-первых, когда взрослому человеку трудно с ребенком; во-вторых, когда трудно ребенку (со взрослым, с самим собой). Протяженность критических периодов в литературе предлагалось определять, отмечая кульминационные точки трудностей и принимая за начало кризиса ближайшее к этому сроку полугодие предшествующего возраста, а за его окончание - ближайшее полугодие последующего возраста (Л.С. Выготский, 1972.) [Цит. по: 5: 11].

Интересная попытка классификации видов «кризисов» с точки зрения соотношения состояния мотиво-потребностной сферы и деятельности предпринята Б.С. Братусем и О.В. Лишиным.

Так, в первом виде кризиса изменяющаяся потребность для деятельности по ее удовлетворению требует все новые средства. Если их нет — кризис.

В другом случае деятельность усложняется, приобретает новые средства, которые могут перерасти в потребности — это порождает кризисные состояния, где происходит поиск новых мотивов.

Таким образом, становление мотивации происходит поэтапно в ходе возрастного развития [3: 14].

Сензитивной фазой формирования мотивации ребенка дошкольного возраста является период кризиса, когда вскрываются основные противоречия между новыми возможностями и потребностями ребенка и старой системой отношений со взрослыми (Л.С. Выготский, Э. Эриксон).

Между тем как в зарубежной, так и в отечественной психологии вопрос о развитии мотивационной сферы человека в рамках периода детства теоретически обсуждается и экспериментально исследуется сравнительно мало. Этот вопрос, на наш взгляд, представляет повышенный интерес, поскольку знание направлений, динамики и конкретных фактов, касающихся развития мотивационной сферы человека в пределах периода детства, позволяет понять, каким образом личность с возрастом может изменяться в психологической основе (мотивация, по признанию большинства ученых, и есть основа личности, определяющая ее поведение). Именно в дошкольные годы мотивационная сфера ребенка активно развивается.

Для того чтобы раскрыть специфику мотивации часто болеющего ребенка следует представлять, какую роль в развитии человека играет дошкольный возраст. Л.И. Божович (1995), Л.С. Выготский (1999), А.В. Запорожец (1986),

А.Н. Леонтьев (1971), Т.Д. Марцинковская (1987), О.А. Шаграева (2001), Д.Б. Эльконин (1999), П.М. Якобсон (1969) отмечают, что развитие личности дошкольника предполагает: осознание ребенком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; формирование первичных этических инстанций и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков и действий. Именно в дошкольном детстве преимущественно закладываются основы будущей личности.

Разумеется, процесс развития происходит не пассивно, а осуществляется в результате активного взаимодействия ребенка с социальным окружением. Вне активности детей ни познание, ни деятельность, ни общение не возможны.

Совершенно в иной ситуации находится больной ребенок. В особой, обостренной заболеванием социальной ситуации развития нередко возникают преграды (объективные и субъективные) в реализации различных видов деятельности часто болеющего ребенка, главным образом, ведущей деятельности — игре, что отрицательно сказывается на развитии личности ребенка. В.В. Николаева, Г. А. Арина (1994) показали, что болезнь в первую очередь создает преграды для реализации двигательного компонента деятельности. Взрослые (родители, врачи, воспитатели), вводя многочисленные запреты ребенку из самых благих намерений («сиди тихо», «не бегай» и т. п.) лишают ребенка активности и тех способов психологического преодоления, которыми располагает ребенок и которые он может реализовать только в игре.

Возраст часто болеющих детей (ЧБД), охваченных современными исследованиями, ограничен дошкольным детством (Г.А. Арина, Н.А. Коваленко, А.А. Михеева). Отчасти это обусловлено тем, что ЧБД считаются возрастным феноменом: к 8—9 годам их количество резко сокращается (Н.В. Михайлова, А.А. Михеева и др.). Но происходит это не потому, что дети перестают болеть, а потому, что к этому возрасту они приобретают одно или несколько хронических заболеваний и переходят в другую нозологическую категорию (детей-хроников). Таким образом, для здоровья ЧБД момент поступления в школу является критическим. В связи с этим проблема психологической помощи часто болеющим детям на этапе их дошкольного детства приобретает особую актуальность [2: 3].

В отечественной медицине к категории ЧБД относят: детей до 1 года, которые болеют ОРЗ 4 и более раз в году; детей от 1 до 3 лет, если число ОРЗ — 6 и более раз в год; детей от 3 до 5 лет — 5 и более ОРЗ в год; детей от 5—6 лет — 4 и более ОРЗ в год; старше 6 лет — 3 и более ОРЗ в год (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов и др.). Длительно болеющие дети (более 10—14 дней одно ОРЗ) также могут быть отнесены к категории часто болеющих. Доказано, что у большинства часто и длительно болеющих детей повышенная заболеваемость ОРЗ не связана с наследственными болезнями и приобретенными патологиями, а сопряжена с изменением имунной защиты ребенка [2: 9].

Однако А.Г. Румянцев и В.Н. Касаткин (1996) отмечают, что острые респираторные вирусные инфекции — основная причина частых заболеваний (62,7 %), но не единственная (в эту же группу входят детские инфекции, отиты, синуситы и др.), также необходимо учитывать обращения по поводу хронических заболеваний только в фазе обострения [Цит. по: 4: 3].

Выделено более 15 экзо- и эндогенных факторов, способствующих частым ОРЗ. Эти факторы неоднородны, но все они свидетельствуют о сниженной иммунологической реактивности организма. Условно их можно разделить на три группы.

1. Медико-биологические факторы:

— неблагоприятное пренатальное развитие ребенка (акушерская патология матери, частые заболевания и лечение антибиотиками во время беременности, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные, отягощенные роды и др.);

— неблагоприятное постнатальное развитие (диатезы (аллергический, лимфатический), дисбактериозы, глисты; очаги хронической инфекции носоглотки и полости рта (гайморит, тонзиллит, аденоиды и т. д.));

— нерациональное питание ребенка (избыток углеводов, дефицит белка, витаминов, микроэлементов);

— повторное назначение антибиотиков, салицилатов и других препаратов;

— наличие в анамнезе у родителей хронических легочных заболеваний, заболеваний ЛОР-органов, злокачественных новообразований, ревматизма, аллергических болезней, ОРЗ;

— низкая медицинская активность семьи, позднее обращение за медицинской помощью, невыполнение назначений врача, дефекты ухода за ребенком.

2. Экологические факторы, в т.ч. санитарно-гигиенические:

— неблагоприятные условия труда будущих родителей (особенно работа с органическими растворителями, в условиях ионизирующего и электромагнитного излучения);

— неблагоприятная экологическая обстановка (в т.ч. проживание в панельных домах старой застройки, рядом с автостоянками, на пересечении основных транспортных магистралей и в других местах с загрязненным атмосферным воздухом);

— неблагоприятные жилищные условия;

— низкий уровень санитарной культуры и вредные привычки родителей.

3. Социально-психологические факторы:

— низкий уровень образования родителей;

— низкий материальный достаток семьи;

— хроническая психотравмирующая ситуация в семье: отсутствие отца или матери, конфликтные отношения между родителями; неадекватный стиль родительского воспитания; дефицит свободного времени у родителей; нивелирование функций отца и степени его ответственности в процессе воспитания ребенка;

— неблагоприятные личностные особенности родителей, прежде всего матерей, поступление детей в ДОУ, школу; стрессы, вызванные недостатками образовательного процесса в детском учреждении.

Сведений, раскрывающих психологические проблемы контингента ЧБД, в настоящее время недостаточно [2: 36].

Социальная ситуация развития больного ребенка характеризуется определенной степенью дефицитарности (В.В. Николаева, Г.А. Арина, 1994):

— дефицитарностью общения детей со сверстниками;

— отсутствием условий для реализации ведущего вида деятельности — игры;

— ограниченностью общения детей кругом семьи;

— неблагоприятными личностными проявлениями родителей;

— наличием у родителей непродуктивных установок по отношению к ребенку и применением неэффективных стилей воспитания;

— тревожно-конфликтной психологической атмосферой в семье [1].

Вследствие этого психическое развитие протекает не всегда благополучно.

В данных условиях особым образом будет развиваться мотивационная сфера ребенка. Любое из условий внешней социальной среды может оказать различное влияние на развитие ребенка в зависимости от сочетания определенных факторов и влияющих на них обстоятельств. А значит, мотивационные предпочтения к направленной деятельности у часто болеющих детей дошкольного возраста будут отличаться от таковых у их здоровых сверстников по содержанию доминирующих мотивов. Эти различия определяются прежде всего особенностями развития детей в условиях болезни.

Таким образом, необходим продуктивный теоретический анализ состояния проблемы формирования личности больного ребенка в особой социальной ситуации развития, который предполагает изучение особенностей личностного раз-

вития дошкольника, находящегося в измененной заболеванием ситуации развития, выявление психологического содержания факторов, влияющих на формирование личности ребенка, а также изучение особенностей мотивации часто болеющего ребенка дошкольного возраста, находящегося в обостренной социальной ситуации развития, к разным видам деятельности, которые в ситуации болезни оказываются наиболее «уязвимыми», и определение направлений, методов коррекции по формированию мотивов поведения на преодоление ситуации болезни.

На сегодняшний день можно обозначить некоторый определенный опыт, накопленный в современной психолого-педагогической практике, представляющий интерес в контексте решения трудностей в развитии личности часто болеющего ребенка. На наш взгляд, к таким практическим разработкам относятся: психокоррекционные программы работы с хронически больными и соматически ослабленными детьми (Л.П. Уфимцева, Т.В. Окладникова, В. А. Ковалевский); технологии психологической помощи психосоматическим больным (Д.Н. Исаев, Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко, Б.Д. Карвасарский); программа психологической помощи часто болеющим дошкольникам (А.А. Михеева).

Библиографический список

1. Арон, И.С. Факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития: дис. ... канд. психол. наук / И.С. Арон. — Казань, 2000.

2. Бадьина, Н.П. Психологические условия адаптации часто болеющих детей в начальной школе: автореф. дис. ... канд. психол наук / Н.П. Бадьина. — М., 2004. — 25 с.

3. Бариляк, И.А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях: дис. ... канд. психол. наук / И.А. Бариляк. — СПб., 2002. — 192 с.

4. Ковалевский, В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка: учебное пособие / В.А. Ковалевский. — Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. — 124с.

5. Маркова, А.К. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии / А.К. Маркова // Мотивация личности: сб. науч. тр. / отв. ред. А.А. Бодалев. — М.: Изд. АПН СССР, 1982.

6. Мотивация личности: сб. науч. тр. / отв. ред. А.А. Бодалев. — М.: Изд. АПН СССР, 1982. — 120 с.

7. Николаева, В.В. Тяжело больной ребенок, штрихи к психологическому портрету /

В.В. Николаева, Г.А. Арина // Школа здоровья. — 1994. — Т.2. — № 2. — С. 86—95.

8. Соловьева, В.А. Психологические условия актуализации мотивов в деятельности: дис. ... канд. психол. наук / В.А. Соловьева. — М., 1997. — 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.