Педагогические науки
УДК 37.035.6:371.383.
Арестова Вероника Юрьевна Veronika Arestova
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭТНОТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE MAIN APPROACHES AND PRINCIPLES OF ETHNOCULTURAL EDUCATION ORGANIZATION ON THE BASIS OF ETHNO-THEATRICAL ACTIVITY
Представлена концепция этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этноте-атральной деятельности. Излагается актуальность проблемы этнокультурного воспитания современных сельских школьников. Раскрывается содержание понятия «этнотеатрализация» и цель ее применения в школьном образовательном процессе, дается объяснение этнотеатральной деятельности учителя. Отмечено, что теоретические основы концепции составляют положения и выводы, содержащиеся в искусствоведческих, театроведческих, этнографических научных трудах, имеющих отношение к исследованию народных игровых традиций. Подробно описываются подходы, обусловливающие эффективность практической реализации концепции
Ключевые слова: этнокультурное воспитание, этнотеатрализация, этнотеатральная деятельность, народные обрядово-игровые традиции, принципы воспитания
The concept of ethnocultural education of rural school students on the basis of ethno-theatrical activity is submitted. The problem relevance of ethnocultural education of modern rural school students is stated. In the article the content of the concept «ethno-staging» and the purpose of its application in school educational process is revealed, the explanation of ethno-theatrical activity of a teacher is offered. It is noted that theoretical bases of the concept constitute provisions and conclusions contained in art criticism, theater science, ethnographic scientific works, and national game traditions concerning the research. The approaches causing efficiency of practical implementation of the concept are described in detail
Key words: ethnocultural education, ethno-staging, ethno-theatrical activity, national ceremonial and game traditions, principles of education
На современном культурно-историческом этапе в числе основных задач государства в сфере образования признаются сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Этнокультурное воспитание подразумевает освоение и принятие личностью обучающегося ценностей, нравственных установок и моральных
норм, осознание культурной принадлежности к тому народу, представителем которого он является и в среде которого живет.
Изучение современного педагогического опыта позволило нам выявить активное использование педагогами средств театра в воспитании подрастающего поколения. Зачастую этот вид деятельности связан с возрождением или сохранением народных
Вестник ЗабГУ № 02 (105) 2014
обрядово-игровых традиций. В этом случае можно говорить об этнотеатральной деятельности учителя. Этнотеатральная деятельность учителя в школе — это система действий, направленная на реализацию педагогического потенциала обрядо-во-игровых форм народной культуры [3]. Этнотеатрализация понимается нами как процесс воссоздания фольклорного материала, при котором сохраняются знаковые, специфические характеристики народных обрядово-игровых традиций [ 1 ]. Этноте-атрализация в школе представляет собой педагогическое явление, характеризующееся, прежде всего, педагогической целесообразностью выбранных для инсценирования фольклорных образцов национальной культуры. Цель этнотеатрализации — этнокультурное воспитание школьников.
Осмысление феномена сельской школы в ее историческом аспекте; выявление специфических характеристик ее современного состояния; изучение этнографических источников, раскрывающих народные традиции в воспитании детей; анализ искусствоведческой литературы по проблемам этнотеатроведения позволяют определить теоретические основы концепции организации этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этноте-атральной деятельности. Их составляют положения и выводы, содержащиеся в искусствоведческих, театроведческих, этнографических научных трудах, имеющих отношение к исследованию народных игровых традиций. Прежде всего, это труды П.Г. Богатырева [4], В.Е. Гусева [5], Л.М. Ивлевой [6].
Методологическим ориентиром концепции выступает системный подход, позволяющий рассмотреть процесс организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности как целостность, включающую единство всех компонентов этого процесса: цели, задачи, направления воспитания, содержание, формы, методы, средства.
Принципы системного подхода:
— целостность, позволяющая рассматривать процесс этнокультурного воспита-
ния не только как систему, но и подсистему целостного учебно-воспитательного процесса в сельской школе;
— иерархичность строения, позволяющая подчинить все компоненты этноте-атральной деятельности детей и взрослых целям этнокультурного воспитания;
— структуризация, позволяющая представить процесс этнокультурного воспитания не просто в совокупности элементов (цель, задачи, направления воспитания, содержание, формы, методы, средства), обеспечивающих эффективность процесса этнокультурного воспитания на основе эт-нотеатральной деятельности, но и в их взаимосвязи и взаимозависимости;
— множественность, дающая возможность теоретически представить и описать процесс этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности при помощи определенного множества блоков и модулей, раскрывающих теоретические и практические аспекты данного процесса;
— системность, ориентирующая на построение обобщенной модели, отображающей все факторы и взаимосвязи процесса этнокультурного воспитания на основе этнотеатрализации.
Системно-функциональный подход к исследованию воспитательной деятельности (по Н.М. Таланчуку) позволяет представить процесс организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности как:
— систему функций — диагностических, целевой ориентации, планирования, организаторских, мобилизационно-побудитель-ных, коммуникативных, формирующих, контрольно-аналитических и оценочных, координации и коррекции, совершенствования, включающих подготовку педагога к решению учебно-воспитательных задач;
— психологическую и коммуникативную подготовку учащихся к решению поставленных педагогом задач;
— решение учебных и воспитательных задач в совместной деятельности педагога и учащихся;
— контроль, анализ, оценку и коррекцию деятельности;
— совершенствование деятельности на перспективу.
Системно-функциональному подходу к организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности соответствует принцип поэтапности решения педагогических задач, при решении которых выполняется вся совокупность обозначенных функций.
Личностно-деятельностный подход к организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности предполагает создание условий для развития гармоничной личности. При этом выстраивается субъект-субъектное, партнерское, доверительное взаимодействие участников образовательного процесса, создающее предпосылки для активности самого воспитуемого, его готовности к эт-нотеатральной деятельности. В результате такой организации воспитательного процесса происходит не только принятие воспитанником учебных задач (исполнение роли, например), но и переживание удовлетворения от выполнения этих задач в сотрудничестве с воспитателем, родителями и другими обучающимися. Это важно для процесса этнокультурного воспитания, поскольку в этом случае развивается чувство принадлежности к группе, семье, этнической общности в целом.
Принципы личностно-деятельностного подхода:
— учет индивидуально-психологических особенностей личности (способностей, мотивации, коммуникативности, уровня креативности и пр.) и специальной организации процесса воспитания, исходя из прошлого опыта, уровня знаний, умений и интересов обучающегося. Данный принцип обеспечивает выбор роли в зависимости от индивидуальных психологических особенностей ученика: темперамента, динамики психических процессов, типа мышления, «типажа»;
— сотрудничество воспитателя и воспитуемого, обеспечивающий добровольность участия и исполнения роли в спектакле;
— развитие креативности или творческого потенциала личности, объясняющее
целесообразность овладения разнообразными театральными «профессиями» ( сценарист, суфлер, монтировщик, бутафор, гример, костюмер и пр.).
Культуроведческий подход в данном случае предполагает ознакомление учащихся с тем вкладом в культуру, который внесли народные обряды, игры, праздники; развитие у школьников представлений о роли нравственных ценностей в жизни человека ( почему человек определенной этнической культуры поступает именно так?), о том, насколько этические нормы представителя какой-либо этнокультуры определяются его участием в обрядовой практике, насколько эти нормы могут быть позитивны в общечеловеческом плане.
Принципы культуроведчекого подхода:
— культурное взаимодействие. Репетиции и сценическое воплощение обрядов не обходятся без участия взрослых, в частности родственников учащихся из числа старшего поколения, которые помогают с изготовлением костюмов, а также консультируют по вопросам бытования обрядов в прошлом. Перевоплощение при помощи переодевания в национальный костюм для современных молодых людей — это попытка не просто принять на себя роль и исполнить ее, это возможность культурного диалога между поколениями;
— культуросообразность, выражающаяся в соответствии содержания театральных постановок народным идеалам и традициям, опоре на подлинный, аутентичный материал;
— уважение к культуре других народов, обеспечивающий толерантное отношение к традициям и обычаям представителей других культур.
Аксиологический подход. Этнотеат-рализация как технология этнокультурного воспитания школьников, прежде всего, должна способствовать созданию таких взаимоотношений между участниками образовательного процесса, при которых достигается цель — приобщение воспитуемых к этническим ценностям (ко всей совокупности культурных традиций этноса, ориентиров, идеалов, смыслов, жизненных уста-
Вестник ЗабГУ № 02 (105) 2014
новок). Идея сохранения и воспроизводства этнокультурных ценностей является системообразующим элементом этнотеатрализа-ции как воспитательной технологии. Аксиологический подход позволяет ориентировать этнотеатральную деятельность педагогов и воспитанников на ценности национальной культуры, включающие характер межличностного общения, особенности национального этикета, культурную самобытность народа, черты национального характера, наиболее свойственные черты мировоззрения, язык, материальные ценности.
Принципы аксиологического подхода:
— сохранение этнокультурных ценностей. В современных процессах глобализации важно сохранять такие этнокультурные ценности, как языковая идентичность; этнические особенности жизненных установок, ориентиров, идеалов; нравственные нормы поведения. В связи с этим в процессе воспитания необходимо использовать материалы традиционной культуры. В нашем случае это означает, что в содержание воспитания включаются такие элементы, как знание фактов, связанных с бытованием фольклора, с традициями ( ритуалами, обрядами, обычаями) , сложившимися в обществе; опыт эмоционального, нравственно-ценностного отношения человека к окружающей действительности, накапливающийся в процессе разыгрывания обрядовых сцен, проведения театрализованных народных празднеств. Все это будет содействовать осознанию школьниками уникальности и самобытности национальной культуры, нравственной значимости традиционных этнических ценностей;
— равноценность этнических культур, выражающаяся в идее равнозначимости этнических культурных ценностей в поликультурном пространстве. Принцип ориентирует на такую организацию процесса этнокультурного воспитания, при которой у учащихся формируются понимание культурных различий других народов, осознание равноправия и равноценности всех культур, чувство уважения к представителям других культур, их обычаям, традициям, верованиям и ценностям.
Этнопедагогический подход к организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности обосновывает важность изучения, сохранения и передачи народных традиций воспитания будущим поколениям. Воспитательный потенциал этнотеатрализации проявляется в ее способности передавать от старших поколений к младшим опыт этнокультурных отношений (в частности, ролевого поведения, определяемого знаниями, социальными нормами, ценностями и смыслами), обеспечивающих художественно-творческую самореализацию школьника, а также формирование нравственных качеств личности. Этнопедагогический подход имеет свое выражение в принципе использования народных традиций в воспитании, что обеспечивает воспитательную направленность, педагогическую целесообразность, соответствие возрастным особенностям, небольшие объемы сценических постановок, эмоционально-образную атмосферу проведения занятий и репетиций.
Социологический подход позволяет рассмотреть сельскую школу в многообразии ее функций относительного сельского социума, позволяет представить функциональную взаимосвязь сельской школы с различными социальными и культурными учреждениями, а также явлениями и процессами социальной действительности на селе. Социологический подход выражается в принципе социального партнерства сельской школы с учреждениями дополнительного образования, музеями, клубами, культурными центрами и другими школами; в принципе использования воспитательного потенциала среды сельского социума, основанного на трудовых традициях, семейных ценностях, правилах отношения к природе, нравственных нормах межличностных взаимоотношений.
Таким образом, нами обоснованы основные подходы и принципы организации этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этнотеатральной деятельности: системный, системно-функционал ьный, л ичностно - деятел ьностный, культуроведческий, аксиологический, эт-
нопедагогический, социологический. Реализация обозначенных подходов создает условия для эффективного использования педагогического и социокультурного потен-
Литература_
1. Арестова В.Ю. Метод проектов в организации этнотеатральной деятельности детей и взрослых // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. Ч. 4. С. 838-841.
2. Арестова В.Ю. Этнотеатрализация как историко-культурный феномен // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им И. Я. Яковлева. 2010. № 3 (67). Т. 1. С. 3-7.
3. Арестова В.Ю. Этнотеатрализация как технология этнокультурного воспитания // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6; URL: http: //www.science-education.ru/100-5220 (дата обращения: 13.01.2012).
4. Богатырёв П.Г. Народная культура славян. М.: ОГИ, 2007. 368 с.
5. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. 319 с.
6. Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 198 с.
7. Любимова Л.М., Баянова О.В. Этнолингвистическое описание культурных кодов (на примере обрядового фольклора) // Вестн. Забайкальского гос. ун-та. 2013. № 04 (95). С. 105-111.
8. Кузнецова Л.В. Этнотеатрализация в традициях народной педагогики // Айдаковские чтения,
2012. С.110-115.
9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком,
2013. 208 с.
10. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.; Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. 335 с.
Коротко об авторе _
Арестова В.Ю., канд. пед. наук, доцент, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия [email protected]
Научные интересы: педагогика, этнография, эт-нотеатроведение
циала этнотеатрализации и качественной организации этнокультурного воспитания сельских школьников в целом.
_References
1. Arestova V.Yu. Fundamentalnye issledovani-ya.(Basic researches). 2012. no. 9. Р. 4. Р. 838-841.
2. Arestova V.Yu. Vestnik Chuvashskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im I. Ya. Yakovleva (Bulletin of Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev), 2010. no. 3 (67). Vol. 1. P. 3-7.
3. Arestova V.Yu. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 2011. no. 6.
4. Bogatyryov P.G. Narodnaya kultura slavyan (National culture of the Slavs), 2007. 368 p.
5. Gusev V.E. Estetika folklora (Folklore aes-thetics),1967. 319 p.
6. Ivleva L.M. Doteatralno-igrovoy yazyk russk-ogo folklora (Pre-theatre-game language of the Russian folklore),1998. 198 p.
7. Lyubimova L.M., Bayanova O.V. Etnolingvis-ticheskoe opisanie kulturnyh kodov (na primere obry-adovogofolklora) (The ethno-linguistic description of cultural codes (on the example of ceremonial folklore). 2013. no. 04 (95). P. 105-111.
8. Kuznetsova L.V. Etnoteatralizatsiya v traditsiyah narodnoy pedagogiki (Ethno-staging in traditions of national pedagogics), 2012. P. 110-115.
9. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya: slovar sistemy osnovnyh ponyatiy (Methodology: dictionary of the main concepts system), 2012. 208 p.
10. Feldshteyn D.I. Mir Detstva v sovremennom mire (problemy i zadachi issledovaniya (The world of childhood in the modern world (research goals and problems), 2013. 335 p.
_ Briefly about the author
V. Arestova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Pedagogics of Elementary Education department, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Cheboksary, Russia
Scientific interests: pedagogics, psychology