Научная статья на тему 'Основные подходы и принципы обучения экспертов по дополнительным профессиональным программам'

Основные подходы и принципы обучения экспертов по дополнительным профессиональным программам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философская природа истины / объективная истина / плюрализм истин / базовое образование / образовательная программа / индивидуально-субъективный подход / основные принципы обучения / philosophical nature of truth / objective truth / pluralism of truths / basic education / educational program / individual-subjective approach / basic principles of teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виктор Васильевич Пономарев

Рассматриваются теоретические, практические и организационно-педагогические проблемы обучения экспертов-криминалистов на факультете переподготовки и повышения квалификации, предлагаются пути решения некоторых из них с целью повышения качества образовательного процесса. Авторы анализирую существующие монистическое и плюралистическое направления в понимании истины, которые должны стать основополагающими в выборе подходов, как в практической деятельности экспертов, так и при их подготовке. Различные подходы в понимании истины при формировании экспертных выводов обусловливают разные подходы к качеству подготовки самих экспертов. Требования к уровню квалификации эксперта могут рассматриваться и оцениваться как наличие у него определённых личностных качеств либо как совокупность профессиональных задач, которые он способен решать на основании приобретенных им теоретических знаний и практических навыков. Обосновывается необходимость подготовки экспертов, отвечающая таким важнейшим принципам обучения как системность и непрерывность образования. Для системы профессионального образования важнейшими принципами, помимо указанных, являются фундаментальность, научность и практическая направленность. Для слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации важными составляющими обучения должны стать самостоятельность, совместная деятельность, опора на личный опыт обучающихся, дифференциация обучения. Представляется, что соблюдение указанных принципов обучения будет способствовать улучшению качества образовательного процесса и повышению профессиональной подготовки экспертов. Рассмотренные принципы позволят строить систему дополнительного образования экспертов с учетом специфики профессиональной деятельности, возраста, профессионального и социального опыта обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виктор Васильевич Пономарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES AND PRINCIPLES OF EXPERT RETAINING COURSES

Theoretical, practical, organizational and pedagogical problems of training forensic experts at the faculty of retraining and advanced training are considered, ways of solving some of them in order to improve the quality of the educational process are proposed. The authors analyze the existing monistic and pluralistic trends in the understanding of the truth, which should become fundamental in the choice of approaches, both in the practical activities of experts and in their preparation. Different approaches to understanding the truth in the formation of expert conclusions determine different approaches to the quality of training of experts themselves. Requirements to the level of qualification of the expert can be considered and evaluated as the presence of certain personal qualities or as a set of professional tasks that he is able to solve based on the acquired theoretical knowledge and practical skills. The necessity of training of experts meeting such important principles of training as system and continuity of education is proved. For the system of vocational education, the most important principles, in addition to these, are fundamental, scientific and practical orientation. For students of the faculty of retraining and advanced training important components of training should be independence, joint activities, reliance on personal experience of students, differentiation of training. It seems that compliance with these principles of training will improve the quality of the educational process and improve the training of experts. The considered principles will allow to build a system of additional education of experts taking into account the specifics of professional activity, age, professional and social experience of students.

Текст научной работы на тему «Основные подходы и принципы обучения экспертов по дополнительным профессиональным программам»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 543.544.51+343.977 ББК 67

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10020

© В.В. Пономарев, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

Виктор Васильевич Пономарев, доцент кафедры экспертно-криминалистической деятельности учебно-научного комплекса судебной экспертизы, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12)

Аннотация. Рассматриваются теоретические, практические и организационно-педагогические проблемы обучения экспертов-криминалистов на факультете переподготовки и повышения квалификации, предлагаются пути решения некоторых из них с целью повышения качества образовательного процесса. Авторы анализирую существующие монистическое и плюралистическое направления в понимании истины, которые должны стать основополагающими в выборе подходов, как в практической деятельности экспертов, так и при их подготовке. Различные подходы в понимании истины при формировании экспертных выводов обусловливают разные подходы к качеству подготовки самих экспертов.

Требования к уровню квалификации эксперта могут рассматриваться и оцениваться как наличие у него определённых личностных качеств либо как совокупность профессиональных задач, которые он способен решать на основании приобретенных им теоретических знаний и практических навыков.

Обосновывается необходимость подготовки экспертов, отвечающая таким важнейшим принципам обучения как системность и непрерывность образования. Для системы профессионального образования важнейшими принципами, помимо указанных, являются фундаментальность, научность и практическая направленность.

Для слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации важными составляющими обучения должны стать самостоятельность, совместная деятельность, опора на личный опыт обучающихся, дифференциация обучения.

Представляется, что соблюдение указанных принципов обучения будет способствовать улучшению качества образовательного процесса и повышению профессиональной подготовки экспертов. Рассмотренные принципы позволят строить систему дополнительного образования экспертов с учетом специфики профессиональной деятельности, возраста, профессионального и социального опыта обучающихся.

Ключевые слова: философская природа истины, объективная истина, плюрализм истин, базовое образование, образовательная программа, индивидуально-субъективный подход, основные принципы обучения

Victor. V. Ponomarev, associate Professor of Forensic Activity department at Forensic Research complex (UNK SE), candidate of Law

Moscow University of the MIA of Russia named after VY. Kikot (12 akademician Volgin st., Moscow, Russia, 117437)

Annotation. Theoretical, practical, organizational and pedagogical problems of training forensic experts at the faculty of retraining and advanced training are considered, ways of solving some of them in order to improve the quality of the educational process are proposed. The authors analyze the existing monistic and pluralistic trends in the understanding of the truth, which should become fundamental in the choice of approaches, both in the practical activities of experts and in their preparation. Different approaches to understanding the truth in the formation of expert conclusions determine different approaches to the quality of training of experts themselves.

Requirements to the level of qualification of the expert can be considered and evaluated as the presence of certain personal qualities or as a set of professional tasks that he is able to solve based on the acquired theoretical knowledge and practical skills.

The necessity of training of experts meeting such important principles of training as system and continuity of education is proved. For the system of vocational education, the most important principles, in addition to these, are fundamental, scientific and practical orientation.

For students of the faculty of retraining and advanced training important components of training should be

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

BASIC APPROACHES AND PRINCIPLES OF EXPERT RETAINING COURSES

independence, joint activities, reliance on personal experience of students, differentiation of training.

It seems that compliance with these principles of training will improve the quality of the educational process and improve the training of experts. The considered principles will allow to build a system of additional education of experts taking into account the specifics of professional activity, age, professional and social experience of students.

Keywords: philosophical nature of truth, objective truth, pluralism of truths, basic education, educational program, individual-subjective approach, basic principles of teaching

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Пономарев В.В. Основные подходы и принципы обучения экспертов по дополнительным профессиональным программам. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):76-80.

Научные исследования в сфере теории и практики судебной экспертизы имеют длительную историю, но свое бурное развитие и обсуждение в России получили во второй половине XX века. За этот период в данной области научных знаний наметилось два основных существенно различающихся подхода, как к самой экспертизе, так и соответственно к подготовке экспертов.

В основе различия данных подходов лежит вопрос философской природы истины. Одно из направлений в трактовке истины исходит из признания того, что существует объективная истина, не зависящая от сознания конкретного субъекта экспертизы (монистическое направление). Указанное направление предполагает, что установление именно такой единственной объективной истины должно стать целью конкретной судебной экспертизы, а излагать ее следует в выводах эксперта.

Другое, достаточно распространенное мнение о философской природе истины, базируется на утверждении индивидуально-субъективной природы истины, ведущее к признанию плюрализма истины (плюралистическое направление). Данный подход не исключает возможность различных экспертных мнений по одному и тому же объекту исследования и, соответственно, дачи разных форм выводов при решении аналогичных вопросов по исследованию одних и тех же объектов.

Представляется, что монистическое направление в понимании истины должно быть основополагающим в практической деятельности экспертов-криминалистов и приоритетным при подготовке экспертных кадров. Разработанные научные основы судебной экспертизы, современные методы исследования и технические средства в целом позволяют устанавливать объективную истину при производстве подавляющего большинства криминалистических экспертиз.

Однако следует признать, что в силу относительности полноты экспертных знаний, не разработанности отдельных методик и недостаточности некоторых технических средств не всегда в процессе экспертного исследования возможно прийти к истинным категорическим выводам. Нельзя исключать варианты, когда

объективная истина может быть установлена в результате обобщения мнений нескольких экспертов, в том числе в процессе проведения комиссионных экспертиз.

Плюралистическое направление в понимании истины допускает состязательность участвующих в судебных процессах экспертов. При этом нет уверенности, что в процессе такого обмена экспертными мнениями и обоснования разными экспертами своих (иногда противоположных) выводов будет установлена объективная истина.

Признание представленных выводов истинными выносится на решение суда. Однако суд, в силу отсутствия специальных знаний, не может дать профессиональную экспертную оценку полноте и всесторонности проведенного исследования и научной обоснованности сделанных выводов с точки зрения установления объективной истины. Определение единственной объективной истины при проведении криминалистических экспертиз должно быть прерогативой экспертного сообщества и достигаться путем проведения повторных, дополнительных и комиссионных экспертиз. Плюрализм мнений экспертов может быть допустим в исключительных ситуациях и касаться объектов в отношении которых отсутствует или недостаточно полно разработаны научно-методические основы исследования.

Различия в понимании истины при решении вопросов экспертизы обусловливают различные подходов к качеству подготовки самих экспертов. Требования к уровню квалификации эксперта могут рассматриваться и оцениваться как наличие у него определённых личностных качеств либо как совокупность профессиональных задач, которые он способен решать на основании приобретенных им теоретических знаний и практических навыков.

Существующие образовательные программы подготовки экспертов на факультете переподготовки и повышения квалификации предусматривают освоение обучаемыми только разработанных стандартных методик проведения криминалистических экспертиз и не

направлены на преобразование и внедрение личного профессионального опыта обучающихся в действующую экспертную практику. Необходимость интеграции использования стандартизированных методик экспертного исследования и индивидуально-субъективного подхода к установлению истины остается одной из проблем, которую необходимо учитывать и по возможности решать в процессе подготовки экспертов.

Содержание, формы и методы подготовки экспертов в рамках соответствующих образовательных программ могут быть ориентированы либо на определенную категорию лиц по профессиональному признаку, либо на освоение конкретной экспертной методики, а в рамках специализации подготовка может быть направлена на исследование отдельных объектов экспертизы.

На факультете переподготовки и повышения квалификации обучаются слушатели, которые уже имеют высшее образование и определенный профессиональный опыт. При этом базовое образование обучающихся может быть как юридическое, в том числе и ведомственное, так и естественно-научное или техническое. Слушатели с юридической подготовкой обладают определенными знаниями в области материального и процессуального права, в ведомственных вузах значительное внимание уделяется изучению криминалистики, в том числе и криминалистическим методам исследования вещественных доказательств. Большинство из данной категории слушателей имеют значительный опыт работы по раскрытию и расследованию преступлений. Все эти базовые знания и опыт в значительной степени помогают в освоении экспертных дополнительных образовательных программ.

Однако проведение экспертных исследований предполагает знание естественнонаучных и технических методов исследования, а иногда и технологических процессов изготовления объектов исследования, а это требует от эксперта соответствующих естественно-научных и технических основ. Такими знаниями обладает категория слушателей с естественнонаучным и техническим базовым образованием. При этом они не знают основ теории судебной экспертизы, криминалистики, материального и процессуального права. Но такие знания крайне необходимы при проведении судебных экспертиз.

Однозначного мнения, какое из этих базовых образований наиболее предпочтительно для подготовки экспертов-криминалистов на факультете переподготовки и повышения квалификации нет, да и, по всей видимости, быть не может. Эффективность подготовки экспертов зависит не столько от их базового образования, сколько от мотивации к выбранной профессии. Значительная роль в профессиональном мотивировании, стимулировании трудовой деятельно-

сти и раскрытии сути экспертной работы должна отводиться преподавателю. Должности педагогических работников следует предоставлять лицам, имеющим стаж практической экспертной деятельности не менее 5 лет. При этом следует учитывать общий интеллектуальный уровень кандидатов в преподаватели, грамотность и профессионализм их речи, умение донести свои знания до слушателей.

Указанные качественные характеристики в определенной степени могут быть выявлены и оценены при проведении кандидатами пробных занятий по дисциплинам кафедры. При подборе преподавателей не следует делать акцент на наличие у них ученой степени, так как для преподавания по программам дополнительного профессионального образования наиболее важен практический опыт производства экспертиз. Только опытные, творческие и профессионально грамотные преподаватели способны подготовить и сформировать специалиста, отвечающего современным требованиям.

Необходимо ответить, что подготовка экспертов-криминалистов с высшим профессиональным образованием в ВУЗах МВД не гарантирует качество их практической деятельности. Однако их подготовка требует значительных временных и финансовых затрат и обходится государству значительно дороже, чем подготовка специалистов по программам повышения квалификации. Как показывает личный многолетний опыт подготовки экспертов (в том числе по дактилоск опической,трасологической экспертизам) слушатели с базовым естественно-научным и техническим образованием более заинтересованы и мотивированы на обучение и получение соответствующих профессиональных знаний и навыков.

В качестве базового образования для профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов в данной области предпочтительно рассматривать биологическое, медицинское, химико-физическое, строительное и инженерное. Наличие этих базовых специальностей облегчает и ускоряет процесс овладения знаниями по тому или иному виду криминалистической экспертизы. Однако у данной категории слушателей могут возникнуть проблемы с адаптацией к работе в практических экспертных подразделениях, а также при взаимодействии с сотрудниками оперативно-следственных и иных служб. Данные обстоятельства также необходимо учитывать при подготовке экспертов, планировать занятия с участием практических сотрудников различных служб полиции и проведение выездных занятий на базе экспертно-криминалистиче-ских подразделений МВД.

Сроки подготовки экспертов-криминалистов по дополнительным профессиональным программам,

установленные ведомственными нормативными актами, нуждаются в пересмотре. Представляется, что обучение экспертов в краткосрочный период в учебных учреждениях не дает возможности подготовить высококлассных специалистов и сформировать у слушателей «экспертное мышление». Обучение экспертов-криминалистов на факультете переподготовки и повышения квалификации обеспечивает получение лишь разрозненных теоретических знаний по отдельным видам экспертиз и не позволяет выработать соответствующие практические навыки в полном объеме. Следует обсудить возможность увеличения продолжительности такого обучения до 9-10 месяцев. В течение этого времени слушателям преподавать необходимый объем знаний по основам материального и процессуального права, криминалистики, теории судебных экспертиз, профессиональной этике, а также право на производство всех видов традиционных криминалистических экспертиз. Тем самым подготовка будет отвечать таким важнейшим принципам обучения как системность и непрерывность образования.

Системность обучения означает изучение и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Данный принцип предполагает логическое построение содержания и процесса обучения, которое выражается в соблюдении ряда правил, в том числе акцентирование внимания и оптимального распределения времени в учебном плане важных базовых тем.

Принцип системности при исследовании объектов означает рассмотрение их с позиции доминирования целого над составляющими частями, системообразующих связей между ними. Следовательно, принцип системности связан с общей методологией познания и комплексным подходом в исследовании объектов.

Принцип непрерывности образования обусловлен научным и техническим прогрессом, обширным применением инновационных технологий и методик. Процесс роста профессионально-образовательного потенциала специалиста носит опережающий характер, предусматривает, на основе предвидения перспективных требований к эксперту, формирование иразвитие у него качеств и способностей к активному экспертному мышлению.

Для системы профессионального образования важнейшими принципами, по мимо указанных, являются фундаментальность, научность и практическая направленность. Основными направлениями является ориентация на широкую эрудицию и узкую экспертную специализацию, общее развитие личности и формирование специальных профессиональных навыков.

В этой связи возникает вопрос о возможности качественного усвоения экспертных знаний по всем видам традиционных криминалистических экспертиз

каждым обучаемым.

Потребности экспертной практики в современных условиях зависят от достижения науки и техники и их использования при совершении и сокрытии преступлений. Обеспечение данных потребностей возможно путем профессионального ориентирования экспертов на получение знаний по ограниченному количеству видов (родов) криминалистических экспертиз, т.е. изучение общих научных основ судебной экспертизы и конкретной специализации. Такая практика существует в ряде стран, где эксперт-баллист не будет заниматься исследованием документов или габитоскопией.

Принцип научности предполагает объективный анализ закономерностей совершения преступлений, механизма образования следов на месте происшествия, а также разработку и внедрение в экспертную практику научно обоснованных методов и средств их исследования.

Содержание обучения должно быть научным, т. е. соответствовать объективным научным фактам, законам, закономерностям, основополагающим научным идеям. Данный принцип должен способствовать отражению в процессе обучения современного состояния изучаемого предмета.

Принцип научности нацеливает преподавателя на рассмотрение в учебном процессе проблемных экспертных ситуаций и их обсуждение обучающимися, вовлечение их в научные споры и дискуссии, наблюдение за изучаемыми явлениями и процессами, проведение анализа результатов данных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов и доказывания своей точки зрения.

Для слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации важными составляющими обучения должны стать самостоятельность, совместная деятельность, опора на личный опыт обучающихся, дифференциации обучения.

При условии самостоятельности слушателей признается ведущая роль самих обучающихся в формировании мотивации и определении целей обучения. Данное обстоятельство предусматривает предоставление обучающимся методических, научных, технических возможностей для самостоятельной организации и осуществления процесса своего обучения на всем его протяжении. Осуществлять усвоение содержания учебного материала на основе их профессионального и жизненного опыта.

Принцип совместной деятельности создает условия для позиционного взаимодействия по принципу «все учатся у всех». Получение знаний не только от преподавателей, но и от своих коллег является важной составляющей процесса обучения, включающего обмен знаниями и профессиональным опытом. По-

этому при любой форме занятий необходимо вводить элементы дискуссии, обмена мнениями, обсуждение ситуаций и проблем из личной практики.

Принцип опоры на личный опыт обучающихся обеспечивает личностно-ориентированный характер образовательного процесса за счет актуализации собственного опыта обучающихся, раскрытия и анализа его содержания и возможного внедрения в экспертную практику. Это означает, что в основе содержания обучения будет находиться собственная экспертная или иная деятельность, связанная с организацией и проведением экспертизы.При этом особая роль отводится наличию профессионального опыта как интегрирующего звена между теоретическим и практическим обучением. Профессиональный опыт — важнейшая составляющая профессионального обучения любого специалиста, в том числе и специалиста экспертной организации. Он облегчает эксперту применение в профессиональной деятельности знаний, полученных в процессе обучения. Наличие опыта профессиональной деятельности должно стать одним из основных требований, предъявляемых к кандидатам в эксперты.

Принцип дифференциации (индивидуализации) обучения означает, что каждый обучающийся совместно с преподавателем может составить дополнительно к основной индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные задачи обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические и другие особенности слушателя.

Представляется, что соблюдение указанных принципов обучения будет способствовать улучшению качества образовательного процесса в целом и как следствие повышению профессиональной подготовки экспертов. Рассмотренные принципы позволят строить систему дополнительного образования экспертов с учетом специфики профессиональной деятельности, возраста, профессионального и социального опыта обучающихся. Соблюдение данных принципов будет результативным при условии соотнесения потребностей заказчика и потребителя, что возможно лишь при соблюдении принципа практической направленности учебного процесса.

Литература 1. Мишаков И.Е. К вопросу подготовки экспертов-криминалистов в системе повышения квалификации и переподготовки сотрудников органов внутренних дел.// Проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации государственных образовательных стандартов второго поколе-

ния. Материалы научно-методической конференции. Ч. 1. — Сара-ов: СЮИ МВД России , 2001. с. 117-122.

2. Григорьев Ф.А. Методологические проблемы подготовки юристов, экспертов-криминалистов.// Использование достижений науки и техники в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений. Общая теория криминалистики и перспективы развития криминалистической техники, тактики и методики. — Саратов: СВШ МВД РФ, 1994. с.5.

3. Кучер С.Н. Принципы проектирования программ повышения квалификации работников образования в области экспертной деятельности [Текст] // Непрерывное педагогическое образование: современное состояние и тенденции развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Горно-Алтайск: РИПКРО, 2008.

4. Пономарев В.В. Методика исследования папиллярных узоров при их фрагментарном отображении в следах. // Эксперт-криминалист. — М.: «Юрист», 2009.

References

1. Mishakov I. E. On the problem of training forensic experts in the system of training and retraining officers of Internal Affairs bodies.// Problems of increasing efficiency of educational process in terms of implementing the state educational standards of the second generation. Materials of scientific conference. Part 1. — Saratov: SHS, Ministry of Internal Affairs of Russia, 2001. pp. 117-122.

2. Grigoriev F. A. Methodological problems of traininglawyers, forensic experts.// The use of science and technology in the preventing, solving and investigating crimes. General Criminalistics theory and prospects for developing criminalistic techniques, tactics and methods. — Saratov: SHS, Ministry of Internal Affairs of Russia, 1994. p. 5.

3. Kucher S. N. Principles of designing education employee professional retraining programs in the sphere of expert activities [Text] // Continuing teacher education: current status and development trends: Materials of the interregional scientific-practical conference. — Gorno-Altaysk: RIPKRO, 2008.

4. Ponomarev V. V. Methodology of examining papillary patterns fragmentally displayed in their traces. // Forensic expert. — M.: Yurist, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.