ART 76035 УДК 37.02
Голосова Светлана Викторовна,
магистрант филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный уни верситет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Федоренко Людмила Петровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет» в г. Сла-вянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Основные парадигмы современной педагогической науки
Аннотация. В данной научной работе предпринята попытка анализа ведущих педагогических парадигм. Дается классификация основных образовательных парадигм и моделей через интегративный подход, основывающийся на принципе комплексного анализа такой сложной социальной системы, как образование. Ключевые слова: парадигма, система научных представлений, современная педагогика, образование, наука, социокультурная среда.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Актуальность исследования педагогических парадигм теории обусловлена изменением системы ценностных ориентаций в условиях постиндустриального информационного общества.
В период глубокого преобразования практики педагогической деятельности в социально-культурной сфере не может не изменяться и теория, осмысляющая закономерности этой деятельности. Изменения задевают самую сердцевину теоретико-методологической проблематики; воздействуют на всю систему познавательных средств, которыми пользуются ученые; преобразуют ценностно-смысловые, содержательные, технологические подходы, которые реализуются в современных научных исследованиях социально-культурной деятельности.
Целью предлагаемого доклада является выявление ведущей парадигмы в современной педагогической науке. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- исследование основных парадигм современной педагогической науки.
- выявление значимости существующих педагогических парадигм для практической деятельности учителя.
Традиционно «парадигма» рассматривается как понятие методологии науки, однако многомерность, противоречивость, постоянная изменчивость общественных условий обусловливают необходимость, с одной стороны, разработки альтернативных концепций социально-педагогической, социально-культурной практики, а, с другой стороны, их строгого методологического обоснования. Это позволяет ставить вопрос о возможности переноса парадигмального подхода и в область повседневной работы современных педагогов, работников культуры.
Понятие парадигмы может быть интерпретировано разными способами. Т. Кун в своей работе «Структура научной революции» утверждает, что «парадигма - это принятая модель, эталон, образец...» [1, с. 17] Понятием «парадигма» сегодня опре-
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
деляют «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» [5, с. 71]. Речь идет о некой господствующей системе идей, научных представлений, которая дает исследователям определенное видение мира и позволяет решать теоретические и практические задачи, служит эталоном научного мышления. Нормальная наука по утверждению ученого Т. Куна, не создает новые теории, а «прорабатывает теории и явления, заведомо предопределенные парадигмой» [1, с. 51]. Таким образом, парадигма - это обобщающая модель методологической, теоретической и прикладной деятельности научного сообщества.
В современной педагогике парадигмы существуют параллельно, не исключая друг друга. В образовании нет и не может быть исключительной парадигмы, а четкое разделение парадигм происходит только в теоретическом плане.
Обращение к анализу педагогических парадигм и моделей выражает острую потребность теоретиков и практиков в обобщающем осмыслении теоретических представлений о ее сущности, организации, методике и результатах. Теоретическое обобщение является одним из условий для определения перспективных целей развития отраслевой науки, построения моделей и технологий педагогической деятельности.
Образовательная парадигма - это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретные действия педагога в различных видах образовательной деятельности, предпосылок, которыми он руководствуется в качестве образца действия.
Рассмотрим одну из самых последних классификаций образовательных парадигм.
В современной педагогике выделяют четыре ведущих парадигмы образования: когнитивная, личностно ориентированная, функционалистская, культурологическая.
Когнитивная парадигма. Когнитивный (лат. cogito - мыслю) - относящийся к познанию только на основе мышления. В соответствии с когнитивной парадигмой образование связывается только с познанием на основе мышления.
Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ [3, с. 37].
Главным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности в обучении не ставится.
Учебный предмет рассматривается как своеобразная «проекция» науки, учебный материал - как дидактически интерпретированные научные знания.
Одной из основных категорий в когнитивной парадигме является учебная деятельность. Поэтому вся организация процесса обучения направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения.
Основным критерием эффективности обучения являются знаний, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, а не ее развитию. Это развитие рассматривается как «побочный продукт» учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности.
Педагогику, обосновывающую свои положения в контексте когнитивной парадигмы, называют «знаниевой», императивной, традиционной, а школу - «школой памяти», так как основное внимание уделяется развитию памяти, а не умения мыслить.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
Личностно-ориентированная парадигма. Уже в рамках когнитивной парадигмы появились новые подходы к обучению: решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, профильные классы и др. Они явились предпосылкой утверждения личностно ориентированной парадигмы образования в конце 1980-х годов.
Большую роль в становлении личностно ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы (В. Ф. Шаталов, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков и др.). В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и другие. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение и отличались определенностью и целостностью, они способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении. Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося.
Сущность личностно ориентированной педагогики заключается в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного воздействия.
Как видно, в когнитивной педагогике общение осуществляется через содержание, формы, методы и средства. В личностно ориентированном обучении есть непосредственное взаимодействие между учителем и учеником, которое направлено на овладение материалом с помощью форм, методов и средств.
В личностно ориентированном обучении каждый ученик имеет свой вектор развития, который строится не от учителя к ученику, а наоборот, от ученика к учителю.
Функционалистическая парадигма. Наряду с этими двумя парадигмами образования, исследователи (Н. А. Алексеев, Э. Ф. Зеер) выделяют еще одну - функциона-листскую. Ориентирующую роль в ней выполняет социальный заказ общества на образование. Она исходит из того, что образование по своей сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные обществу кадры [3, с. 81].
Наиболее полно функционалистская парадигма нашла свое отражение в концепции развития негосударственного образования в России.
Функционалистский подход исходит из того, что личность должна принять на себя часть некоторых функций общества, что предполагает определенную компетенцию личности, связанную с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание.
Четкую функциональную направленность имеет профессиональное образование - подготовить личность к профессиональному труду. Реализовываться эта парадигма может либо по когнитивной парадигме (подготовка специалиста), либо по личностно ориентированной парадигме (профессиональное развитие личности).
Культурологическая парадигма. Образование - социокультурный феномен. Еще С. И. Гессен образованность выделял в качестве ценностно-целевого объекта культуры. На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистерверг, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.
В настоящее время к культуре относят достигнутый обществом уровень развития образования, науки, искусства, государственности и нравственности. Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальных исследований, что способствует развитию культурологической образовательной парадигмы.
научно-методический электронный журнал
Так, М. М. Бахтин и B. C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования [4, с. 90]. Отсюда определяются основные ценности культурно ориентированного образования: человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального раз-
вития;
образование как культурно-развивающая среда;
творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно образовательном пространстве.
Е. В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно ориентированного образования. Основными положениями этой концепции являются следующие:
- главным принципом реформирования образования в современных условиях становится переход от идеологии к культуре, в том числе к педагогической;
- образование это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры;
- объектом и целью образования является человек культуры;
- необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;
- осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию содержания, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания, создания в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации;
- творчество основа развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности, предполагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;
- образование должно наполняться культурными, то есть человеческими смыслами [8, с. 112].
Культурологический подход является основным методом проектирования личностно ориентированного образования, компонентами которого выступают: отношение к ребенку как субъекту, способному к культурному саморазвитию; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному оказать ребенку поддержку в самоопределении и развитии; отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников; отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни, осуществляется воспитание человека культуры.
В свете культурологического подхода центром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми и культурой.
Таким образом, образование как часть культуры, с одной стороны, питается ею, а с другой стороны - влияет на ее сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет следующие культурные функции:
- гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности);
- культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования);
- социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта). Следовательно, культура определяет цели, задачи и содержание образования.
В то же время образование, как часть культуры, способствует сохранению и развитию культуры. Связующим звеном между культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определенной культуры, и субъектом соответствующего образования.
Таким образом, мы видим, актуальность исследования педагогических парадигм обусловлена необходимостью научно-методологического обоснования педагогической деятельности. Наиболее перспективными для дальнейшей научной разработки представляются интегративные подходы: от усвоения знаний и умений к усвоению образа мира как системы знаний и способов деятельности, к самостоятельному построению образа мира, творчеству и генерированию новых идей.
Современное образование должно развиваться по пути интеграции прогрессивных элементов наиболее значимых педагогических моделей.
Смена парадигм является важным условием и предпосылкой общественного прогресса, позволяет более эффективно и успешно воздействовать на развитие общества, предвидя ближайшие и отдаленные последствия такого воздействия.
В силу теоретического характера исследования эсперимент при подготовке доклада не проводился, но собственный педагогический опыт автора, состоящий в реализации различных элементов образовательных парадигм позволяет сделать вывод о том, что различные подходы взаимодополняют друг друга, осуществляются в единстве, но при этом в качестве системообразующей парадигмы образования должна выступать личностно ориентированная парадигма. В то же время сегодня ожидаемым результатом образовательного процесса является набор заявленных государством ключевых компетенций, без которых невозможна деятельность современного человека в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сфер, а этот факт повышает актуалность когнитивной парадигмы.
Ссылки на источники
1. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 2008. - 288 с.
2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 200. - 120 с.
3. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. - М., 2006. - 163 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 2002. - 445 с.
5. Бельдей В. А. Современные парадигмы субъективности: дис. ... канд. филос. наук. - СПб., 1996. - 175 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 2010. - 534 с.
7. Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX веке // Педагогика. - 1997. - № 2. - С.73-89. - (Русское зарубежье: образование и культура).
8. Мамардашвили М. К. Наука и культура.// Методологические проблемы историко-научных исследований. - М.: Наука, 1982. - С. 38-58.
Svetlana Golosova,
undergraduate, direction of preparation: 44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Traditional and Orthodox Culture in Education", Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban [email protected] Lyudmila Fedorenko,
Candidate of Sociological Sciences, the Associate Professor of social and economic disciplines, Kuban State
University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
Main paradigms of modern pedagogical science
Abstract. In given scientific work is undertaken attempt of the analysis leading pedagogical paradigms. It Is Given categorization of the main educational paradigms and models through approach, founding on principle of the complex analysis such complex social system as formation.
Key words: the paradigm, system of the scientific presentations, modern pedagogik, education, science, the cultural ambience.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 13.01.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.01.16
Принята к публикации Accepted for publication 15.01.16 Опубликована Published 29.01.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Голосова С. В., Федоренко Л. П., 2016
www.e-koncept.ru