В. С. Хижняк*
Национальные интересы России в сфере защиты прав человека
Развитие демократии и гражданского общества неразрывно связано с установлением всеобщего уважения прав человека. На наш взгляд, национальные интересы России в этой области могут как повлиять на становление в международном праве новых норм и институтов, связанных с защитой прав человека, так и обусловить обновление российского законодательства. Основные национальные интересы России в этой сфере вытекают из Конституции РФ. «Конституционализм как синтезированное явление (в широком смысле слова) есть опора, тот фундамент, на котором должно происходить формирование российского правового государства и становление гражданского общества».1 «Современная политическая жизнь России характеризуется поиском и утверждением общечеловеческих ориентиров, подходов и стандартов», - справедливо отмечает О. Ю. Рыбаков.2
Наиболее актуальными, на наш взгляд, интересами России в рассматриваемой сфере можно назвать защиту прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, стимулирование дальнейшего роста институтов гражданского общества, преодоление демографического спада, соблюдение стандартов прав человека, содержащихся во Всеобщей Декларации прав человека и иных документах универсального характера в этой сфере; совершенствование механизмов реализации и защиты прав человека.
Проблема соблюдения прав иностранных граждан и соотечественников за рубежом -это проблема неукоснительного соблюдения прав человека, предусмотренных международно-правовыми стандартами, так как содержащиеся в них права принадлежат каждому от рождения и не связаны с гражданством. То же касается и защиты прав человека
* Хижняк Вероника С......., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и
международного права Саратовской государственной академии права. E-mail: [email protected]
1 Кабышев В. Т. Российский конституционализм: тенденции и перспективы развития // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: научно-практическая конференция (3-4 октября 2001 г.). Саратов, 2001. С. 54.
2 Рыбаков О. Ю. Личность и правовая политика, в российском государстве. Саратов, 2003. С. 1.
в международных органах. Таким образом, совершенствование международных механизмов защиты прав человека должно быть основным направлением деятельности России на международной арене, связанным с развитием демократии и построением гражданского общества. В программном заявлении партии Единая Россия указывается: «Развивая демократию в собственной стране, мы намерены добиваться демократизации и всей системы международных отношений».3
Объективно основными интересами России в данной сфере можно назвать построение гражданского общества, защиту прав человека (причем не только именно российских граждан, но также и соотечественников за рубежом), решение демографической проблемы, снижение смертности, улучшение пенсионного обеспечения. Эти интересы связаны и с проблемой осуществления международно-правовой защиты прав человека, ликвидацией «двойных стандартов» в этой области, соблюдением и реализацией основных международных документов о правах человека. Таким образом, национальные интересы России в данной сфере диктуют совершенствование отечественного законодательства и международного права, а также принятие мер экономического и социального характера.
Реализация международных обязательств России в сфере установления и защиты прав человека осложнена рядом негативных факторов. Острым является положение дел в социально-экономической сфере, коррупция в правоохранительных органах, случаи бесчеловечного, унижающего человеческое достоинство обращения их сотрудников с гражданами, недостаточная эффективность судебной системы, положение отдельных, наименее социально защищенных групп населения: детей, пенсионеров, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы и в психиатрических лечебных учреждениях.
В последние годы произошло увеличение случаев насилия на расовой и национальной почве, что несет непосредственную угрозу правам и свободам человека. В этой сфере необходима эффективная национальная политика. Существует проблема соблюдения прав иностранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев. Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом гарантирует равноправие граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и обязанность государства обеспечить соблюдение их прав. Однако на практике большинству иммигрантов недоступна судебная процедура обжалования действий органов государственной власти или решений судов первой инстанции. Все эти проблемы препятствуют эффективной реализации международных обязательств Российской Федерации в области прав человека.
3 Официальный сайт партии Единая Россия // http://www.edinros.ru
В то же время в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. справедливо указывается, что Россия вместе с другими европейскими народами шла к признанию и расширению прав человека, в чем-то отставая, в чем-то опережая европейские стандарты.4 В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. намечаются пути улучшения ситуации реализации и соблюдения прав человека в России.5 Так, Президент наметил три основных направления демографической политики: 1)
снижение смертности; 2) эффективная миграционная политика; 3) повышение рождаемости. Для достижения этих целей в первую очередь необходимо повышение здоровья населения. Предлагается также увеличить пособия по уходу за ребенком, обеспечить потребности в дошкольных учреждениях, увеличить стоимость родовых сертификатов. Подчеркивается необходимость улучшения социального обеспечения пенсионеров и ветеранов.
На первый взгляд, демографическая проблема не имеет никакого отношения к международным отношениям современной России, это вопрос внутригосударственного характера. Однако мировое сообщество не случайно интересует развитие демографической ситуации в нашей стране. Депопуляция может принести две основные проблемы для России. К первой относится быстрое увеличение доли пенсионеров и рост нагрузки на трудоспособное население, что в свою очередь вызовет резкое увеличение бюджетных расходов и бюджетного дефицита, рост внешней задолженности до показателей в сотни процентов ВВП, снижение суверенных рейтингов. Вторая проблема носит геополитический характер. Три четверти наших границ приходится на страны, где быстро растут численность населения и потребность в сырьевых ресурсах, вдобавок ко всему вдоль южных границ располагаются два мощных центра демографического давления - Китай, Центральная Азия, а также исламские страны Ближнего и Среднего Востока. Все это в итоге может привести к нарушению территориальной целостности нашего государства, государственных границ, вмешательству в ее дела, и, безусловно, к падению авторитета России в международных отношениях, даже по сравнению с настоящим моментом.
В настоящее время демографы прочат России безрадостную картину демографической ситуации в будущем. Так, считается, что население России к 2050 г. уменьшиться почти в полтора раза - до 100-110 млн. Есть и другие прогнозы, по которым количество населения Российской Федерации варьируется от 75 до 130 миллионов к 2050 году6. Предполагается, что по динамике числа жителей Россия будет безусловным
4 Российская газета. 2005. 26 апр.
5 Российская газета. 2006. 11 мая.
6 См.: Тишков В. Страсти по демографии // Эксперт. 2006. 6 фев.
аутсайдером на фоне ведущих стран мира. Быстрого слома демографической тенденции не произойдет даже при значительном увеличении рождаемости.
Некоторые российские ученые оценивают демографическую ситуацию в России не так пессимистично. Например, В. А. Тишков, директор Института этнологии и антропологии Российской академии наук, глава комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести в своей статье «Страсти по демографии» отмечает: «Как показывает исторический опыт, современное общество находит ресурсы залечивать демографические раны. После Гражданской и Второй мировой войн наша страна потеряла неизмеримо больше населения, но тем не менее восстановила его. Наполовину население страны не сократилось, хотя механические проекции 1920-х и 1940-х годов такое
7
вполне допускали».
В настоящее время предлагаются разнообразные пути исправления демографической ситуации, но все они сводятся к ограничению доступа к методам контроля над рождаемостью, поощрению более высокой рождаемости через экономические, социальные и пропагандистские воздействия; увеличение иммиграции. На наш взгляд, это далеко не полный перечень мер, которые необходимо предпринять в этой сфере. Демографическая ситуация в современной России связана с целым комплексом других проблем, существующих в экономической, образовательной сферах, сфере здравоохранения социального обеспечения и т.д.
Следует учитывать, что законодатель может урегулировать не все общественные отношения, связанные с нынешней демографической ситуацией, например, в законодательном порядке невозможно запретить самоубийства; часто законодательные меры не способствуют уменьшению числа абортов, брошенных детей. Законодательных мер не всегда достаточно в сфере борьбы с алкоголизмом, наркоманией. Они не способны поднять мораль общества. Однако без продуманных законодательных мер исправление демографической ситуации также невозможно. Эта проблема тесно связана и с проблемой соблюдения Россией своих международных обязательств по Конвенции о правах ребенка. В этой связи справедливым следует признать мнение тех авторов, которые выдвигают идею формирования конституционно-правового института основ правового статуса ребенка.8
7 Там же.
См.: Борисова Н. Е. К вопросу о конституционно-правовом статусе ребенка // Конституция как символ эпохи: В 2-х т. /Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2004. Т. 1. С. 482.
В. И. Абрамов отмечает, что «проблема защиты прав детей и детства приобрела характер гуманитарной катастрофы».9 В некоторых странах (например, в Финляндии, на Кубе) есть свои законы, кодексы о детях и молодежи. В Конституции РФ о детях упоминается только в двух статьях (ст. 7 и 38). Существует два закона, напрямую касающиеся прав детей. Среди них можно отметить ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 г.10 и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996 г.11 Тем не менее, ситуация с защитой прав ребенка остается практически без изменений. В связи с этим предлагается создание специальных комитетов общественного контроля за обеспечением прав несовершеннолетних в регионах и федерального общественного комитета по наблюдению за соблюдением в РФ Конвенции ООН о правах ребенка. Предлагается также проводить пропаганду указанного документа и Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».12
На наш взгляд, Россия должна присоединится к странам, требующим снятия всех оговорок к Конвенции о правах ребенка и запрета на внесение новых. Именно оговорки препятствуют эффективной реализации данного документа. Недопустимыми, на наш взгляд, должны быть и оговорки ко всем международным документам, касающимся основных прав человека, а также прав наименее социально-защищенных слоев населения: детей, женщин, пожилых людей, инвалидов.
Еще одной проблемой является защита прав наших соотечественников за рубежом. Т. В. Заметина справедливо отмечает, что «помощь соотечественникам способствует решению внутренних и внешних проблем Российской Федерации: снижается давление на социальную сферу страны вследствие массового неконтролируемого переселения и обустройства соотечественников на территории страны, формируется интеллектуальный и экономический ресурс проведения внешней политики России на международной арене».13
Безусловно, для реализации национальных интересов России в этой сфере необходимо международное сотрудничество и, в первую очередь, в рамках международных организаций так же, как и осуществление дипломатических мер, направленных на решение проблем данной категории лиц. Следует отметить, что защита прав соотечественников за
9 Абрамов В. И. Правовая политика современной России в области защиты прав ребенка // Правовая политика от концепции до реальности / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2004. С. 69.
10 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802 (ред. от 21.12.2004).
11 Там же. 1996. № 52. Ст. 5880 (ред. от 22.08.2004).
12 Абрамов В. И. Правовая политика современной России ... С. 71.
рубежом - это и часть проблемы, связанной с установлением всеобщего уважения прав и свобод человека в современном мире, и решать ее следует в совокупности с остальными проблемами, входящими в этот блок.
Свои сложности есть и в сфере международно-правовой защиты прав человека. В ст. 46 Конституции РФ закреплено право человека обращаться в порядке реализации международных договоров РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Международно-правовая судебная практика стала играть важную роль. Европейский Суд по правам человека является для российских граждан единственным международным органом, в который они могут напрямую обратиться за защитой своих прав. Присоединение России к Европейской конвенции повлекло определенные изменения в российском законодательстве: расширился перечень гарантированных прав и свобод для граждан России, подлежащих судебной защите; усилилась ответственность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Одной из проблем в деятельности Европейского Суда по правам человека являются так называемые «двойные стандарты». Когда одинаковые вопросы могут повлечь за собой разные решения для различных сторон. Применение «двойных стандартов», в том числе и в отношении прав человека, является серьезной проблемой современных международных отношений, которые должны строиться на принципах Устава ООН.
Таким образом, роль национальных интересов России в сфере защиты прав человека выражается в развитии взаимодействия национального и международного права в следующих аспектах: запрет на применение «двойных стандартов» при решении вопросов, касающихся установления и защиты прав человека; уважение и выполнение решений международных органов по защите прав человека; содействие совершенствованию международного механизма защиты прав человека; установление запрета на внесение оговорок к любым международным документам, касающимся основных прав человека, а также прав наименее социально-защищенных слоев населения. Кроме того, национальные интересы России в данной сфере требуют совершенствования российского законодательства, в первую очередь, касающегося защиты прав женщин и детей.
13 Заме тина Т. В. Конституционные основы национальной политики Российской Федерации. Саратов, 2006. С. 231.