Д.Т. Закиряев,
Московский институт экономики, менеджмента и права
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
THE MAIN LINES OF COOPERATION BETWEEN PRIVATE SECURITY AGENCIES AND STATE POLICE FORCES
В статье обосновывается необходимость повышения эффективности взаимодействия частных охранных организаций и правоохранительных органов, которое должно осуществляться на основе обоюдного интереса каждой из взаимодействующих сторон. Необходимость взаимодействия обусловлена невозможностью решения стоящих перед частными охранными организациями задач ввиду недостатка правовых сил и средств охраны, ограниченностью источников информации у каждой из взаимодействующих сторон.
The article proves the necessity of improving the efficiency of cooperation between private and state security organizations. It should be based on the mutual interests of both parties. The cooperation is necessary because other wise it is impossible to solve many problems of private security agencies. They lack power and are limited in their authorities, on the other hand both parties need additional sources of information.
С момента появления и законодательного закрепления частных детективных и охранных предприятий, перечень услуг, предоставляемых данными структурами, постоянно растет. В этом смысле охрана и сыск являются всего лишь одним из многих видов деятельности, которыми стали заниматься частные структуры. Развитие предпринимательской деятельности потребовало изменения государственного регулирования многих общественных отношений, выразившегося в ослаблении того тотального контроля государства над обществом, который имел место в России на протяжении всех по следних десятилетий.
Класс предпринимателей стал нуждаться в личной защите, которую с 1992 г., а именно с введения в действие Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятель -ности в Российской Федерации»[1], наряду с правоохранительными органами и взяли на себя частные охранные предприятия (ЧОП) и службы безопасности (СБ), в свою очередь, являющиеся структурами частными.
Появление частных охранных предприятий представляет собой одну из форм реализации конституционных положений. В противном случае, закрепляя право на специальную охрану только за лицами, занимающими государствен -но-значимые посты, и не допуская специализированной охраны в отношении иных лиц, зако -нодатель нарушил бы конституционное положение о недопустимости ограничения прав граждан по социальному признаку [2].
В литературе неоднократно указывалось на тот факт, что в условиях политической и социально-экономической нестабильности, бурного роста традиционной и организованной преступ -ности разумное и целенаправленное использование возможностей негосударственных профиль -ных структур, способных во взаимодействии с правоохранительными органами содействовать более активной и целенаправленной борьбе с криминалом, представляется исключительно актуальным и важным.
Положительный и отрицательный опыт сотрудничества доказывает актуальность и необхо -
димость перехода от простых двухсторонних договоров территориальных УВД с охранными предприятиями к созданию эффективной систе -мы координации и сотрудничества, постоянного взаимодействия с охранно-сыскными структурами, которая должна строиться с учетом специфики правового статуса и организационных форм данных структур.
Одной из актуальных проблем, существующих в сфере охранной и сыскной деятельности, в т.ч. в области контроля за этой деятельностью, является проблема взаимодействия негосударственных предприятий безопасности с правоохранительными органами и, в первую очередь, с подразделениями по лицензионно-разрешительной работе. Эта проблема возникла с момента возникновения легального охранного бизнеса и по объективным причинам будет существовать, пока он существует. Одной из основных составляющих проблемы взаимодействия являются вопросы взаимодействия правоохранительных органов и охранно-сыскных структур в сфере обмена информацией. Собственно, любое взаимодействие начинается с вопросов информационного взаимодействия. Если говорить о реальных возможностях информационного взаимодействия подразделений по лицензионно-разрешительной работе и частных охранных предприятий, всегда необходимо помнить, что цели и задачи данных организаций полностью совпадать не могут, поскольку различны по определению [3]. Поэтому задача может состоять в том, чтобы правильно определить те сферы, где эти интересы совпадают, и развивать по данным направлениям механизмы эффективного сотрудничества. В то же время там, где существуют противоречия интересов, необходимо добиваться такого уровня правового регулирования, чтобы субъективный фактор при решении конкретных вопросов был в максимальной степени исключен [4].
Взаимодействие и координация деятельности с охранно-сыскными структурами ни в коем случае не должны привести к ослаблению контроля за ними. Эффективный контроль требует хорошей подготовки и достаточно высокого уровня квалификации, действенной нормативной базы деятельности и умения ее правильно применять. Учитывая то, что почти все нарушения на объектах учета выявляются только сотрудниками лицензионно-разрешительной службы, именно они должны рассматриваться как центральное звено в системе организации взаимодействия сотрудников ОВД и частных охранно-сыскных структур [5].
Разумеется, нельзя забывать, что взаимодействие независимых субъектов права по вопросам, выходящим за рамки, определенные законодательством, вещь сугубо добровольная. Следует подчеркнуть, что информационное взаимодействие традиционно рассматривается в плоскости обмена сведениями, представляющими оперативный интерес. Не умаляя важности этой конкретной задачи, представляется необходимым изменить такой уз-
кий подход к проблеме и сформулировать новую концепцию информационного сотрудничества, основываясь на сложившейся практике и накопленном опыте работы, реальных потребностях и возможностях участников взаимодействия, четко понять, проанализировать реальное состояние дел и правильно расставить приоритеты в практической работе. Обмен информацией подразумевает под собой в том числе и обмен через прессу [6].
Организация информационного взаимодействия с охранными предприятиями частично уже регламентирована приказом МВД от 31 декабря 1999 г. №1105 [7]. Данным приказом сотрудни -кам лицензионно-разрешительных подразделе -ний вменяется в обязанность сбор и анализ информации о причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений в деятельно -сти охранных структур, подготовка предложений о мероприятиях по их устранению, подготовка для сотрудников по проведению занятий с частными охранниками, подготовка материалов для средств массовой информации (СМИ), доведение информации правового характера до руководителей охранных организаций, проведение с этой целью регулярных встреч и т. д.
Руководители органов внутренних дел подчас не в полном объеме выполняют возложенные на них обязанности по исполнению законода-тельства о частной детективной и охранной дея -тельности, слабо ориентируются в действующих нормативных актах, регулирующих правоотно -шения субъектов в этой сфере. Так, на вопрос: «Ведется ли Вами плановая разъяснительная работа с руководителями охранных организа-ций?» — 71% сотрудников ответили — ведется, но плановой не является. Практически не ведется
— указали 29% респондентов.
Не в полной мере осуществляется контроль над деятельностью охранно-сыскных формирований со стороны сотрудников уголовного розыска и других подразделений криминальной милиции.
Однако опыт реализации данного приказа показывает, что на практике его пункты выполняются далеко не всегда и порою формально. Причин много, но одна из них в том, что сотрудники лицензионно-разрешительной службы часто перегружены функциями, связанными с контролем, проверками и приемкой зачетов, а информационные вопросы, которые относятся к мерам профилактического характера, отходят на второй план. В то время как информирование о новых нормативных документах, распространение этих знаний среди руководителей охранных организаций и сотру дников лицензионных подразделений, наряду с работой методического характера, проводимой МВД, является действен -ным профилактическим средством предотвраще -ния правонарушений, совершаемых частными охранными предприятиями по незнанию [8].
Анализ запросов, поступающих в МВД со стороны как руководителей ЧОП, так и лицензионных подразделений из регионов, подтверждает
актуальность указанного направления информационного взаимодействия. Тесно связан с данной проблемой вопрос о технологическом обеспечении обмена информацией, носящей открытый, в основном правовой характер.
Разумеется, очень важен и актуален вопрос о сотрудничестве в области обмена информацией, носящей оперативно значимый характер. Наиболее реальным шагом в данном направлении представляется налаживание информационного обмена по отдельным конкретным вопросам, например сведениями общего характера о криминогенной обстановке в районе деятельности охранного предприятия, о лицах находящихся в розыске, о проводимых массовых мероприятиях и т.д. [9].
Подытоживая сказанное, представляется возможным обозначить и конкретизировать те направления сотрудничества, имеющие характер информационного взаимодействия органов внутренних дел и частных охранных организаций, в которых обе стороны объективно заинтересованы.
Сотрудничество в области информационных технологий:
- содействие в разработке специального программного обеспечения для нужд правоохрани -тельных органов, например для ведения электронного реестра лицензий, согласно требованиям Постановления Правительства № 600 [5];
- участие в обучении сотрудников правоохранительных органов работе с современными информационными системами и технологиями;
- совместное формирование и использование банков данных, представляющих общий интерес, например, публикаций по темам, представляю -щим совместный интерес, в частности о допущенных ЧОП и СБ нарушениях, о происшествиях с охранниками, полного реестра нормативных документов, регламентирующих деятельность охранно-сыскных структур и т.д. [10].
В настоящее время необходимо выработать единое понимание и единые подходы как со стороны руководителей охранно-сыскных структур, так и правоохранительных органов к содержанию понятия взаимодействия и сотрудничества в сфере информации, а также форм и методов организации данной работы. Только при этом условии такое сотрудничество сможет активно и плодотворно развиваться дальше и стать не только полезным для обеих сторон, но и способствовать достижению конечной цели сотрудничества — снижения уровня криминогенной напряженности в обществе в результате максимального использования потенциала охранно-сыскных структур [11, 12].
За создание единого информационного банка данных о частной охранной деятельности, включающей информацию о правонарушениях в организациях, высказались 90% сотрудников ОВД и 53% сотрудников частных охранных предприятий, при этом отметив, что создание единого информационного банка — в интересах самих частных охранных предприятий. 47% респондентов из числа
опрошенных сотрудников охранных предприятий считают, что руководители ЧОП на это не пойдут.
Как свидетельствуют данные проведенного исследования, 62% опрошенных сотрудников охранных предприятий считают, что контроль над деятельностью ЧОП ведется поверхностный. 73% проанкетированных сотрудников ОВД счи -тают, что контроля практически нет.
Очевидно, что частная детективная и охран -ная деятельность как один из видов предприни -мательства вступает в такие отношения с государством, которые должны строиться на четкой правовой основе. Существующий же ныне кон -троль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий со стороны государства явно недостаточен [13].
Основное внимание в деятельности по контролю над частными охранными предприятиями следует уделять оформлению и выдаче лицензий предприятиям, организациям и физическим лицам, которое необходимо осуществлять в строгом соответствии с Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и подзаконными актами по его реализации. Руководителям органов внутренних дел необходимо организовывать не реже одного раза в месяц занятия с сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений на предмет изучения текущих нормативно-правовых актов, регулирующих частную детективную и охранную деятельность [14].
Кроме того, необходимо усилить контроль за порядком приобретения, учета, хранения огнестрельного оружия и специальных средств охранными предприятиями и их персоналом, обращая особое внимание на порядок их использования в ходе выполнения договорных обязательств, своевременную сдачу в места постоянного хранения.
Наряду с тем, что криминальные структуры реализуют свои интересы посредством осуществления охранной деятельности, они являются серьезным препятствием для налаживания необходимого взаимодействия между государствен -ными правоохранительными органами и частны -ми охранными предприятиями на основе закона. Это само по себе препятствует должному осуществлению охранной деятельности и борьбе с преступностью.
Анализ всей совокупности причин появления частной охранной деятельности в России, с учетом изменения общественного строя, политиче -ского режима нашего государства, становления рыночной экономики, а наряду с этим и наличия таких негативных последствий, как рост различ -ных видов преступности, позволяет констатировать, что сложившаяся в современной России ситуация предопределила становление и все большее развитие предприятий, занятых дея-тельностью в сфере частного сыска и охраны, поскольку они представляют собой своеобразный симбиоз частных структур, обеспечивающих безопасность своих клиентов.
Однако, по оценкам специалистов, большин -ство частных охранных предприятий взаимодей-ствует только с правоохранительными органами муниципального уровня, которые не занимаются борьбой с наиболее опасными видами преступности, их деятельность в основном направлена на борьбу с мелкой уголовной преступностью, которая чаще всего не затрагивает предприятия, имеющие собственную службу безопасности.
Говоря об эффективности анализируемого взаимодействия, по нашему мнению, следует отметить, что оно в значительной степени определяется не частотой взаимодействия, а его результатом и тем фактом, какие преступления удалось раскрыть или же предотвратить. Взаи -модействие со службами безопасности, которые способны предотвратить возникновение и развитие таких фактов, как слияние бизнеса и криминала, недобросовестная конкуренция и многих других, представляется значительно более эффективным, чем взаимодействие с охранными предприятиями, в большинстве своем сталки-вающимися только с деяниями, связанными с посягательством на охраняемую собственность.
Тем не менее, вопросы взаимодействия правоохранительных органов с субъектами частной охранной и детективной деятельности сегодня практически не известны отечественному правоприменителю. Сам институт частной охранной и детективной деятельности является новым для законодательства России, и правовая база, регламентирующая такое сотрудничество, практически отсутствует. В Законе о частной детективной и охранной деятельности лишь в ст. 3 говорится о том, что предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. На этом законодательное регулирование данного вопроса и заканчивается. На практике фактически существует только одна форма сотрудничества между этими двумя структурами, выраженная в помощи по охране общественного порядка при проведении общественных мероприятий и праздников.
Применительно к рассматриваемой нами теме — реальное, а не фиктивное взаимодействие возможно лишь на основе обоюдного интереса (выгоды) каждой из взаимодействующих сторон. Взаимодействие невозможно без взаимного понимания сути совместно решаемых вопросов и согласия сторон по поводу предмета, процедур и последствий взаимодействия. Взаимодействие с правоохранительными органами объективно необходимо ЧОП. Необходимость взаимодействия обусловлена целым рядом причин. К их числу относятся следующие:
1. Невозможность в отдельных случаях решения стоящих перед ЧОП задач ввиду недостатка правовых сил и средств охраны.
2. Ограниченность источников информации у каждой из взаимодействующих сторон.
3. Наличие единого информационного поля по поводу преступного социума вообще и конкретной преступной деятельности в частности.
Продуманное и рационально организованное взаимодействие ЧОП с правоохранительными органами есть одна из важнейших составляющих эффективности охраны имущества собственников, защиты жизни и здоровья граждан, в том числе для осуществления программы антитеррористической защищенности объектов социальной среды.
Представляется, что сотрудничество правоохранительных органов с ЧОП в борьбе с преступностью крайне важно, поскольку отвечает интересам обеих сторон такого сотрудничества. Не нужно забывать, что частные структуры обеспечивают безопасность преимущественно коммерческих организаций. В последнее время, по мнению специалистов, все устойчивее прослеживается тенденция вхождения представителей организованной преступности в руководя -щие звенья банков, органы государственной власти, идет сращивание ряда коммерческих структур с криминалом. В свою очередь, это ведет к появлению преступных методов конкуренции в мире бизнеса, использованию противоправных средств в достижении выгоды. Частные охран -ные структуры не заинтересованы в таком поло -жении вещей, а потому в их же целях информировать правоохранительные органы о всевозможных ставших им известными фактах совершенного или готовящегося преступления как в экономической сфере, поскольку от этого напрямую может зависеть успешное функционирование самого предприятия, так и в иных сферах
Таким образом, анализируя всю картину дея -тельности частных охранных и детективных предприятий, можно сделать вывод о том, что первоначально неоформленный и во многом стихийный рынок частных услуг в сфере сыска и охраны на сегодняшний день приобрел форму, наиболее полно отвечающую, с одной стороны, политике рынка, а с другой — потребностям це -лого пласта населения, а именно класса предпринимателей, по защите их жизни и собствен -ности от преступных посягательств.
ЛИТЕРАТУРА
1. О частной детективной и охранной дея -тельности: ФЗ РФ от 11 марта 1992 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.2003г № 15-ФЗ).
2. Гусев Н. Н. Гражданско-правовое положение субъектов частной охранной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1998. — 194 с.
3. Федоткин С.Н. Основы частной охранной деятельности: учебное пособие. — М., 2000.
4. Кваша Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1996.
5. Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной
деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятель -ности: Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002г. №600.
6. Иванов П.В. Частная детективная и охран -ная деятельность (административно-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 1998.
7. О мерах по усилению контроля органов внутренних дел за частной детективной и охран -ной деятельностью: Приказ МВД России от 31 декабря 1999 г. № 1105.
8. О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации: Постанов -ление Правительства РФ от 05.04.1997г. // Российская газета. — 1997. — 10 апреля.
9. Зульфургар-заде Т.Э. Правовые и органи -зационные основы деятельности частных детективных и охранных структур по предупрежде-нию преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1998. — 197 с.
10. Руководство по обеспечению безопасности личности и предпринимательства: практиче -ское пособие. — М.: ВИКОМ, 1996.
11. Негосударственная система безопасности : проблемы и решения: материалы международной конференции «Перспективы развития частной охранно-детективной деятельности в сфере нового законодательного подхода к него -сударственной системе безопасности в России и вопросы международного сотрудничества в этой сфере» / под ред. доктора юридических наук, профессора А.И. Гурова. — М.: Баярд, 2002.
12. Герасимов С. И. Организация криминологической профилактики в городе Москве (опыт и перспективы). — М.: Щит-М, 2000.
13. Горовенко В.В. Гражданско-правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. — Ека-теринбург, 2002.
14. Об организации исполнения органами внутренних дел Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельно -сти в Российской Федерации» : Приказ МВД Российской Федерации от 22.08.92 № 292 (ред. от 14 ноября 1994 года).