УДК 658.310.9
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ
А.М.Козина
MAIN AREAS OF REPRODUCTION OF LABOUR RESOURCES IN THE AGRICULTURE
A.M.Kozina
Институт сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ, [email protected]
Одним из основных факторов стабилизации сельскохозяйственной отрасли является более полное использование внутренних ресурсов на территории области, а именно трудовых. Кадровое обеспечение села является ключевой задачей органов управления агропромышленным комплексом. В настоящее время складывается сложная ситуация с воспроизводством трудовых ресурсов в устойчивом развитии сельских территорий. Существенное влияние на них оказывает демографическое состояние общества, качество жизни сельского населения, престижность труда, финансовое обеспечение аграрных учебных заведений. Основными направлениями выхода из сложившейся ситуации, по мнению автора, служат улучшение демографической ситуации на селе, улучшение качества подготовки кадров, развитие альтернативных видов деятельности в сельской местности, развитие предпринимательского потенциала, использование в полной мере услуг консультационной службы. Принятый Правительством области закон «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Новгородской области» и реализация государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий в Новгородской области на 2014—2020» будут способствовать оптимизации ситуации с сельскохозяйственными кадрами и дальнейшему развитию эффективного устойчивого агропромышленного производства. Предложены новые направления обучения и закрепления кадров на селе.
Ключевые слова: воспроизводство трудовых ресурсов, агропромышленный комплекс, кадровый потенциал
One of the main factors of the stabilization of the agriculture is more thorough use of the internal resources in the region, especially labour resources. The essential task of the administrative bodies of the agro-industrial complex is the staff assistance of rural areas. At present there is difficult situation with the reproduction of labour resources in the sustainable development of rural areas. They are greatly affected by the demographic situation, the life quality of rural population, job prestige, and financial support of agrarian educational institutions. The author considers that the main ways to solve this situation are improvement of demographic situation in the countryside, improvement of quality of personnel training, development of alternative activities in the countryside, development of entrepreneurship, and full use of consulting service. The Law "On government support of personnel potential of agro-industrial complex in the Novgorod region" enacted by the Regional Government and implementation of the government programme "The sustainable development of rural areas of the Novgorod region for 2014—2020" will promote improvement of staff assistance and further development of efficient sustainable agro-industrial production. The author proposes new areas of personnel training and retention in rural areas.
Keywords: reproduction of the labour resources, agro-industrial complex, personnel potential
Комплексный анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в сельскохозяйственном производстве, показывает, что одним из основных факторов дальнейшей стабилизации отрасли является более полное использование внутренних ресурсов, прежде всего человеческого ресурса. Актуальность решения задачи кадрового обеспечения сельского хозяйства, значимость его для устойчивого развития сельских территорий ставят эту задачу в разряд стратегических, ключевых в деятельности всех государственных структур, управляющих производственно-хозяйственной жизнью страны.
Решение её выходит далеко за рамки возможностей государства, поскольку зависит от компетенции сотен тысяч организаторов и руководителей производственно-хозяйственной деятельности, их умения формировать нужный современному производству кадровый потенциал.
В период становления и развития рыночных
отношений произошло значительное ухудшение состояния сельскохозяйственных кадров, для которого характерно:
— худшее качество трудовых ресурсов села по сравнению с профессиональным составом работников других отраслей;
— существенное уменьшение численности аграрных кадров, занятых в сельскохозяйственных предприятиях;
— деформированная структура аграрных кадров и значительное несоответствие их качества задачам формирования эффективного, рыночно конкурентоспособного, многоукладного сельского хозяйства.
Более широкое понимание кадровых процессов дает термин «Трудовые ресурсы», представляющие собой сложную совокупность населения в трудоспособном возрасте и работающих лиц, за пределами этого возраста.
На трудовые ресурсы существенное влияние оказывает демографическое состояние общества. Без учета демографической ситуации могут возникнуть деформации при формировании государственных планов экономического и социального развития страны.
От демографических характеристик трудоспособного населения и показателей демографического развития зависит величина совокупного национального дохода. Это также связано с тем, что демографический фактор параллельно с другими социально-экономическими факторами воздействует на уровень трудовой активности населения.
Воспроизводство трудовых ресурсов — это процесс непрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активной части населения, включающей следующие стадии:
— формирования;
— распределения и перераспределения;
— использования трудовых ресурсов.
Фаза формирования складывается из производства:
— индивидуальной рабочей силы, постоянно расходуемой в процессе трудовой деятельности, т.е. восстановление и сохранение способности к труду;
— новой рабочей силы, за счет которой возмещается естественная убыль и обеспечивается прирост численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;
— квалифицированной рабочей силы путем приобретения способности к труду через систему общего и специального образования, профессиональной подготовки.
Экономическую основу формирования трудовых ресурсов составляет фонд жизненных благ (средств), основным источником которого в настоящее время является трудовой доход, а также общественные (социальные) фонды (образование, здравоохранение, пенсии, дотации).
На фазу формирования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве оказывают влияние:
— демографическая ситуация на селе;
— качество уровня жизни сельского населения;
— престижность сельского труда;
— состояние бюджетного финансирования аграрных учебных учреждений.
Вторая фаза воспроизводства трудовых ресурсов — распределение и перераспределение, которое представляет собой социально-экономический и временной процесс движения экономически активного населения в целях его первичного распределения по видам работ, роду и сферам деятельности, отраслям, организациям, регионам и перераспределения в соответствии со спросом и предложением на рынке труда.
Распределение и перераспределение трудовых ресурсов протекает на организованной основе, при непосредственном воздействии и участии государственных органов и общественных организаций, а также в индивидуальной форме, под воздействием рыночных регуляторов экономики.
На распределение и перераспределение кадров сельскохозяйственного производства оказывают влияние:
— уровень подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров в современных условиях;
— запросы хозяйствующих субъектов;
— конъюнктура рынка труда;
— закрепляемость молодых специалистов, текучесть и сменяемость кадров;
— состояние социальной инфраструктуры села.
Третья фаза — использование трудовых ресурсов — состоит в трудовой деятельности, в процессе которой рабочая сила непосредственно реализуется как способность к труду и таким образом обеспечивается занятость трудоспособного населения.
В третьей фазе важная роль принадлежит:
— созданию надлежащих рабочих мест;
— возможности получения жилья;
— возможности повышения профессионального уровня;
— возможности карьерного роста;
— наличие льгот социального характера.
Стадия использования рабочей силы является
определяющей. От того, насколько эффективно при данном уровне техники и технологии используется рабочая сила, зависит эффективность общественного производства и уровень жизни населения [1, 2].
1. Воспроизводство трудовых ресурсов в сельском хозяйстве выступает как относительно целостная система, которая включает в себя следующие основные направления:
Улучшение демографической ситуации на селе: сокращение смертности, повышение рождаемости, сохранение и развитие сельского уклада жизни, поскольку он обеспечивает социальную и экономическую стабильность в обществе.
Реализация национальных проектов «Развитие АПК», «Здоровье», «Образование», мероприятий Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года» приводят к положительным изменениям в жизни сельского населения [3-5]. Однако по-прежнему остается большой разрыв в уровне обеспечения социальной инфраструктуры сельских и городских территорий.
Воспроизводство трудовых ресурсов на селе является результатом выполнения функций государства и функций рыночной экономики.
Современный опыт социальной сферы на селе свидетельствует об утрате в ходе аграрной реформы тесного взаимодействия между социальным и экономическим развитием, которое призвано обеспечить взаимозависимость и взаимообусловленность обоих сфер общественного производства.
В качестве теоретического критерия социально-ориентированной рыночной экономики служит совокупность таких норм общества, которые обеспечивают полную занятость людей, позволяют высвободить средства для неспособных к труду и обеспечить для них уровень существования, воспринимае-
мый как достаточный; гарантируют стабильность покупательной способности и воспрепятствуют инфляции. Такие нормы остаются пока только теоретическими и непосредственным образом отрицательно действуют на экономические цели общества.
2. Основным источником пополнения воспроизводства трудовых ресурсов на селе является молодежь, вступившая в трудоспособный возраст.
При подготовке кадров в аграрных учебных учреждениях следует уделять значительное внимание не только технико-технологическим специальностям, но и новым прогрессивным направлениям, которые наиболее востребованы для работы в современных условиях, а это экономисты-организаторы, инновационные менеджеры, аналитические маркетологи, консультанты различных инновационных специальностей, экономисты и бухгалтеры консалидированного учета, специалисты по практическому бизнес-планированию, руководители среднего звена и кадры массовых профессий нового мышления и действия.
3. На воспроизводство трудовых ресурсов оказывает значительное влияние отток рабочей силы из села. Это происходит главным образом из-за низкой заработной платы, развала и банкротства коллективных сельхозпредприятий. Чтобы сократить этот процесс, необходимо обеспечить государственную поддержку коллективным сельхозпредприятиям с целью укрепления их производственно-технической базы, повышения рентабельности. Развивать альтернативные виды деятельности на селе.
4. При воспроизводстве трудовых ресурсов села нельзя не учитывать значение предпринимательского потенциала, так как благодаря ему приходят во взаимодействие такие экономические ресурсы, как труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.
Подготовка кадров для крестьянских (фермерских) хозяйств и других предпринимательских структур требуют развития и внедрения специализированной системы обучения и консультирования. Обучение по направлению «Предпринимательская деятельность» целесообразно организовать при высших и средних аграрных учебных учреждениях, в системе дополнительного профессионального образования региона. «Школу молодого фермера» можно организовать в старших классах средних сельских школ, в колледжах. В настоящее время в области зарегистрировано 707 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них работающих — 401. Наибольшее количество хозяйств работает в отрасли растениеводства. По итогам 2013 года их доля в валовом производстве картофеля составила 20%, овощей — 25%.
Правительство области рассматривает развитие КФХ как стратегическую задачу по устойчивому развитию сельских территорий.
5. Значительную роль в развитии сельских территорий и воспроизводстве трудовых ресурсов на селе играют консультационные службы. Кроме решения таких вопросов, как освоение передовых техно-
логий и внедрение инноваций в сельском хозяйстве, обучение и закрепление кадров на селе, в последнее время уделяется большое внимание новым направлениям:
— оказание помощи сельским женщинам в экономике ведения домашнего хозяйства;
— развитие нетрадиционной занятости на селе (подсобные промыслы, цветоводство, заготовка лекарственных растений);
— развитие агротуризма для горожан и зарубежных гостей;
— содействие созданию снабженческо-сбытовых и кредитных кооперативов;
— оказание помощи сельским жителям по правовым вопросам, подготовке различных документов, справок и другим направлениям.
В Новгородской области эффективно работает информационно-консультационная служба АПК. На базе Института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ функционирует инновационно-консультационный центр. Основными направлениями деятельности Центра являются продвижение и внедрение инновационных технологий в производство, формирование базы вакансий и консультации по трудоустройству выпускников.
В целях совершенствования кадровой политики и повышения качества подготовки кадров в регионе создан Координационный совет по образованию в сфере агропромышленного комплекса Новгородской области [6].
6. Источником пополнения трудовых ресурсов являются мигранты, но миграционный прирост в Новгородской области незначительный, в 2013 году он составил 314 человек.
В настоящее время Правительство Новгородской области уделяет значительное внимание вопросам кадрового обеспечения села. В регионе принят областной закон «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Новгородской области», в рамках которого предусмотрены меры финансовой поддержки молодым специалистам. Реализация государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий в Новгородской области на 2014—2020 годы», где основное внимание уделяется развитию инфраструктуры села, будет способствовать улучшению ситуации по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса.
1. Горин В.Я. Управление агропромышленным производством: теория и практика. Белгород: Крестьянское дело, 2000. 376 с.
2. Ерохин С.М. Воспроизводство человеческого капитала в сельском хозяйстве: тенденции и проблемы // ЭСХиПП. 2007. № 3. С. 42.
3. Областной закон Новгородской области от 20.12.2013 № 405-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Новгородской области на 2008—2020 годы» (принят Постановлением Новгородской областной Думы от 18.12.2003 № 824 — 5 ОД).
4. Постановление Правительства Новгородской области от 17.10.2013 .№ 271 «О государственной программе Новгородской области «Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на 2014—2020 годы».
5. Постановление Правительства Новгородской области от 17.10.2013 .№ 272 «О государственной программе Новгородской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новгородской области на 2014—2020 годы».
6. Приказ департамента сельского хозяйства Новгородской области от 24.06.2014 № 127 «О координационном совете по образованию в сфере агропромышленного комплек-
1.
References
Gorin V.Ya. Upravlenie agropromyshlennym proizvodstvom: teoriya i praktika [The management of agro-industrial complex: theory and practice ]. Belgorod, Krest'yanskoe delo, 2000. 376 p.
2. Erokhin S.M. Vosproizvodstvo chelovecheskogo kapitala v sel'skom khozyaystve: tendentsii i problemy [Reproduction
of human capital in agriculture: trends and problems ]. ESKhiPP, 2007, no. 3, p. 42.
3. Regional Law of the Novgorod region of 20.12.2013 № 405-OZ "On making amendments in the Reginal Law "On government support of personnel potential of agro-industrial complex of the Novgorod region for 2008-2020" (adopted by the Decree of the Novgorod Regional Duma of 18.12.2003 № 824 — 5 OD).
4. Decree of the Government of the Novgorod region of 17.10.2013 № 271 "On government programme of the Novgorod region "Development of the agro-industrial complex of the Novgorod region for 2014—2020".
5. Decree of the Government of the Novgorod region of 17.10.2013 № 272 "On government programme of the Novgorod region "Sustainable development of rural areas in the Novgorod region for 2014—2020".
6. Order of the Department of Agriculture of the Novgorod region of 24.06.2014 № 127 "On coordination council of education in the agro-industrial complex".