Основные направления в производстве
и потреблении биотоплива в мире и перспективы переработки жиросодержащего сырья и отходов мясной промышленности в биодизель
ГОРБУНОВА Н.А., канд. техн. наук, БАБУРИНА М.И., канд. биол. наук, ИВАНКИН А.Н., докт. хим. наук ГНУ ВНИИМП им. В.М.Горбатова
Стремительное сокращение запасов углеводородов и постоянный рост цен на них требует широкого освоения альтернативных или возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Кроме того, важной причиной, стимулирующей переход на альтернативные источники энергии, является проблема глобального изменения климата. Замена существующих энергоносителей на новые, отличающиеся от углеводородных возможно позволит уменьшить воздействие на окружающую среду вредных факторов, улучшить экологию нашей планеты и выполнить рекомендации, записанные в «Киотском Протоколе к Рамочной конвенции ООН об изменении климата», который вступил в силу еще 16 февраля 2005 года.
На сегодняшний день доля возобновляемых источников энергии в мировом энергетическом балансе невелика. Но энергия, получаемая от этих энергоносителей, начинает пробиваться на энергетический рынок и уже находится в пределах 1,6 % от общеполучаемой энергии. Однако в странах, которые уже давно (10-15 лет) занимаются этой проблемой, показатели более значительны. В частности, в Дании — доля альтернативной энергетики превышает 12 %, Италии, Германии, Испании, Чили — 2,7 %, Великобритании, США и Швеции 2,2-2,4 %. В Америке же, по данным министерства энергетики США к 2020 г. объем производства электроэнергии на базе ВИЭ может колебаться в пределах 11-22 % от общего производства.
В структуре альтернативной энергетики в мире энергия биомассы составляет около 13 % (рис. 1).
■ энергия малых рек ■ энергия биомассы
□ низкопотенциальное тепло □ солнечная энергия
■ энергия ветра □ энергия тепла Земли
Рис. 1. Структура альтернативной энергетики в мире
При мировом производстве энергии 10 млрд.тонн нефтяного эквивалента (н.эк.) вклад
биомассы в 2001 г. составил около 1,1-1,2 млрд.тонн н.эк., а суммарный вклад всех видов ВИЭ — 1,36 млрд.тонн н.эк. По прогнозам экспертов, к 2040 г. общее потребление энергии в мире достигнет 13,5 млрд.тонн н.эк. (100 %), при этом вклад ВИЭ составит 6,44 млрд.тонн н.эк. (47,7 %), а биомассы — 3,21 млрд.тонн н.эк. (23,8 %).
На примере Европейского Союза заметен резкий рост производства возобновляемой электроэнергии по сравнению с другими новыми технологиями. Как видно, в Европе возобновляемая энергетика развивается даже быстрее, чем угольная, нефтяная или атомная (рис. 2). Наибо-
ГВт
1 2 3 4 5 6 7
1 - природный ras 4 - нефгь
1 - возобновляемые источники 5 - крупная гидроэнергетика
энергии 6 - атомная энергетика
Э - угол ь 7 - другие источ н и ки э нергии
Рис. 2. Производство электроэнергии от различных источников энергии в ЕС
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Вид топлива Евро за л топливного эквивалента
Биодизельное топливо из:
— Рапса 0,69
— Рапсового масла 0,51
Биоэтанол из:
— Сахарного тростника (Бразилия) 0,31
— Зерна 0,72
— Сахарной свеклы 0,88
Биометан (биогаз) 0,74
Синтетическое биотопливо 1,03
Бензин1) 0,38
Супер1) 0,40
Дизельное масло1) 0,47
1) Цена нетто (после всех вычетов) нефти (Брент) - 61 долл. за барр.
лее интенсивно процесс использования от ВИЭ пошел после принятия в 2003 году Европарла-ментом директивы «О мерах по стимулированию использования биологического топлива и других видов возобновляемого топлива в транспортном секторе». В этой Директиве заложена общая для ЕС цель — увеличить долю биотоплива до 5,75 % к 2010 году. Для достижения этой цели общие темпы роста производства биотоплива должны увеличиться с текущих 35 % за последние три года до 43 % в последующие годы.
Однако, необходимо отметить, что стоимость энергии от альтернативных источников как правило дороже традиционной (табл. 1).
Таблица 1. Сравнение издержек производства различных видов топлива (по данным за 2005 г.)
Дизельное биотопливо — сложный метиловый эфир с качеством дизельного топлива, производимый из масла растительного или животного происхождения и используемый в качестве биотоплива (химическая формула —
С13Н24).
Биоэтанол — этиловый спирт, производимый из биомассы и/или биологически разлагаемых компонентов отходов и используемый в качестве биотоплива (химическая формула — С2Н5ОН).
Биогаз — топливный газ, производимый из биомассы и/или биологически разлагаемых компонентов отходов, который может подвергаться очистке для приобретения качества природного газа, используемый в качестве биотоплива или генераторного газа (химическая формула — СН4).
Твердое биотопливо — гранулы, брикеты, производимые из биомассы путем ее переработки и прессования и используемые в качестве печного топлива в быту для получения тепла или электроэнергии.
Классическая схема переработки и методы энергетического использования биомассы представлена на рисунке 3.
БИОМАССА
Предварительная механическая обработка
Методы переработки биомассы
Термохимические
Физико-химические
X.
Биохимические
В соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2020 г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 года № 1234-р, технический потенциал ВИЭ составит около 4,6 млрд.тонн н.эк., что в пять раз превысит объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России, а экономический потенциал определен в 270 млрд.тонн н.эк. в год, что составит немногим более 25 % годового внутреннего потребления энергоресурсов в стране. В то же время имеющийся в России ресурсный потенциал биомассы для нужд биоэнергетики с учетом ее возобно-вляемости практически неисчерпаем. Его формируют значительные, не использующиеся на сегодняшний день резервы: в сельском хозяйстве — пашни (9 % от мировой), в лесном хозяйстве — запасы древесины (до 25 % мировых запасов).
Директивой ЕС от 8 мая 2003 г. № 2003/30 Ев утверждены следующие термины и определения видов биотоплива:
Биотопливо — жидкое или газообразное топливо, производимое из биомассы.
Коксование Газификация Сжигание Выжимание Химическая обработка Алкогольное брожение Анаэробное брожение Аэробное брожение
1 —*-*— -*-^- - * 1
Твердое топливо (дрова, гранулы, ТБО) Жидкое топливо (биоэтанол, натуральное растительное масло, дизельное биотопливо и др.) Газообразное топливо (биогаз, синтензированный газ)
Рис. 3. Принципиальная схема переработки и методы энергетического использования биомассы
Активное использование альтернативных возобновляемых источников энергии из сельскохозяйственного сырья в США, Японии, Бразилии, Канаде и странах ЕС было бы невозможным без принятия различных программ поддержки и стимулирования данных производств и совершенствования законодательной базы (таблица 2).
Мы более подробно рассмотрим перспективы производства и использования биодизельного топлива, так как жиросодержащее сырье мясной промышленности является одним из перспективных видов сырья для его производства.
Около 90 % механической энергии, которую использует в своей деятельности человечество, вырабатывается двигателями внутреннего сгорания. Они являются основными потребителями топлива нефтяного происхождения, геологиче-
Таблица 2. Действующие программы использования биотоплива в различных странах
Страна Требование программы
США, Миннесота 2 % содержание биодизеля в дизельном топливе
Европейский Союз 5,75 % биотоплива к 2010 году (этанол + биодизель)
Германия 5 % в автомобильном топливе с 1 января 2007 года
Франция 7 % биотоплива к 2010 году (этанол + биодизель)
Португалия 10% в автомобильном топливе с 2010 года
Ирландия 5,75 % биотоплива к 2009 году (этанол + биодизель). 10 % биотоплив к 2020 году
Дания 10 % биотоплив к 2020 году;
Австралия 350 млн. литров биотоплив к 2010 году (этанол + биодизель)
Новая Зеландия 5 % биотоплив к 2008 году (этанол + биодизель)
Индия производить ежегодно 60 миллионов тонн к 2030 году
Китай производить ежегодно 8 млн. тонн к 2020 году
Индонезия 10 % биотоплив к 2010 году (этанол + биодизель)
Южная Корея 0,5 % биодизеля от общего потребления дизельного топлива с 2006 года, 5 % с 2008 года
Канада 2 % биодизеля в автомобильном и печном топливе к 2012 году
Япония с марта 2007 . разрешено 5 % содержание биодизеля в дизельном автомобильном топливе
Филиппины 1 % биодизеля в автомобильном и топливе с 2007 года, 2 % — с 2008 года
Бразилия 5 % биотоплив содержание к 2010 году
Малайзия 20 % биодизеля от общего потребления дизельного топлива
Таиланд 5 % биодизеля в дизельном топливе к 2011 году, 10 % к 2012 году
Тайвань 1% в автомобильном топливе с 2008 г. 2% с 2010 года;
Зимбабве 10 % биодизеля от общего потребления дизельного топлива
ские ресурсы которого весьма ограничены. Наиболее перспективным альтернативным топливом считается биодизельное топливо (биодизель).
Биодизель — это экологически чистое топливо для дизельных двигателей, получаемое путем химической обработки растительного масла или животных жиров, которое может служить добавкой к дизельному топливу или полностью заменять его.
Как и солярка, биодизельное горючее предназначено для применения в автомобилях с дизельными двигателями. Для перехода на его использование двигатель или другие системы машины модернизировать не нужно.
Биодизель может использоваться в различных целях. Его можно применять в качестве смазывающей добавки (1...2%) к дизельному топливу (ДТ) с крайне низким содержанием серы, а смесь 20 % биодизеля с 80 % дизельного топлива (В20) обычно служит заменой ДТ, которым, согласно стандарту ДвТМ, могут быть ДТ1, ДТ2, авиационный керосин или другие продукты переработки нефти. При соответствующей подготовке можно использовать в двигателе и чистый биодизель (В100). Смесь дизельного топлива с биодизелем обозначается буквой В; цифра при букве означает процентное содержание биодизеля: В2 — 2 % биодизеля, 98 % дизельного топлива, В100 — 100 % биодизеля.
В настоящее время В20 — самая распространенная биодизельная смесь. Считается, что она позволяет удачно сбалансировать требова-
ния, связанные с особенностями ДТ, рабочими характеристиками, эмиссией отработавших газов и стоимостью. Эта смесь может использоваться в системах, предназначенных для работы на дизельном топливе, в том числе в дизельных двигателях, нефтяных нагревательных котлах и турбинах, не требуя никаких перерегулировок и переделок.
Применение смесей с более высоким содержанием биодизеля (типа В50 или В100) требует специальной подготовки системы управления и может потребовать модификации оборудования, например, применения специальных подогревателей или замены уплотнений и прокладок, которые контактируют с топливом. В целом считается, что: В100 обеспечивает наиболее высокие экологические характеристики; В20 обеспечивает получение впятеро меньших экологических преимуществ по сравнению с В100, но может широко использоваться на существующих двигателях при незначительной их модификации или вообще без нее.
Использование концентрированных смесей биодизельного топлива в существующих транспортных дизелях может обеспечить их существенные преимущества по сравнению с работой на ДТ в отношении экологических показателей, ядовитых выделений, при этом биодизельное топливо является возобновляемым (табл. 3). Использование В20 в дизелях шоссейных автомобилей уменьшает путевой расход ДТ на ~ 5 %. Более значительная экономия топлива и эколо-
...ч С-ъ?
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
гическая чистота органического требуют перехода на высокое процентное содержание биодизеля в смеси.
В Российской Федерации разработан национальный стандарт ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО», который допускает содержание биологических добавок до 5 % от объема топлива, но не обязывает их добавление.
Для получения биодизельного топлива обычно используется рапсовое масло — оно самое дешевое из растительных. Но это горючее также можно производить из подсолнечного, кукурузного и любого другого масла-сырца или животного жира.
Рапсовое масло. Обладает относительно высокой стойкостью к окислению. Содержание йода в нем ниже, чем 120 ед., оно удобно для использования в зимних условиях, а рапс дает большие урожаи. Поэтому значительные площади заняты именно этой культурой под сырье для биодизеля.
Подсолнечное масло. В настоящее время урожаи подсолнечника ниже, чем урожаи рапса, однако он хорошо произрастает в странах с теплым и сухим климатом. Содержание йода в нем выше, чем 120 (согласно европейскому Стандарту ЕЫ 14214 его не должно быть более 120), поэтому его приходится смешивать с другими маслами, содержащими меньшее количество йода.
Соевое масло. Оно получило широкое распространение в США и Аргентине. Масло сои имеет повышенное содержание йода (более 120), однако на него не распространяется действие европейского стандарта ЕЫ 14214, а аме-
риканский стандарт й-6751-02 не содержит подобных ограничений.
Пальмовое масло. Широко используется в Малайзии с 1987г. для производства биодизеля. Из-за характерной для пальмового масла температуры снижения жидкотекучести при + 11°С его применение ограничено странами с теплым климатом (может использоваться в них только в смесях с другим сырьем).
Другие источники. Потенциальные возможности использования других семян масличных культур в качестве сырья для получения биодизеля полностью еще не исследованы. Применение ореховых масел начато в Никарагуа, опыты по использованию хлопкового масла успешно проведены в Греции.
Семена новых масличных культур. Для получения биодизеля с оптимизированными свойствами могут рассматриваться культуры: с минимальным содержанием полиненасыщенных жирных кислот типа линолевой кислоты (18:3); с максимальным содержанием мононепредельных жирных кислот, типа олеиновой кислоты (18:1), чтобы обеспечить хорошую стабильность в сочетании с удобством зимнего использования; с минимальным уровнем насыщаемых жирных кислот (16:0) и стеариновой кислоты (18:0) для удобства зимнего использования.
Животные жиры и отходы пищевых жиров в настоящее время мало используются для производства биотоплива, хотя применение этого вида сырья в Европе определяется Стандартом ЕЫ 14241. Кроме того, установлено, что биодизель из животного жира в выделяет при сжигании наименьшее количество оксидов азота (наи-
Таблица 3. Основные преимущества и недостатки использования биодизеля
ЗА ПРОТИВ
Подходит для обычных двигателей без изменения их конструкции Мощность двигателя, заправленного биодизелем, падает на 5-10 %
Меньше выбросов СО2. При сгорании биодизеля выделяется ровно такое же количество углекислого газа, которое было потреблено из атмосферы растением, являющимся исходным сырьем для производства масла, за весь период его жизни Расход топлива выше на 10 %, зимой необходимо подогревать
Высокие смазочные свойства, обеспечивающие увеличение срока службы двигателя на 60%. Практически не содержит серы (< 0,001 %) Себестоимость изготовления выше, чем бензина и дизельного топлива
Высокое цетановое число. Если для минерального дизтоплива цетановое число 42-45, то цетановое число биодизеля (метиловый эфир) не менее 51. Сравнительно высокая температура воспламенения. Точка воспламенения для биодизеля превышает 150 °С, что делает биогорючее практически безопасным веществом Содержание энергии в единице объема биодизеля на 11 % ниже, чем у ДТ, поэтому транспортное средство, работающее на В20, при прочих равных условиях будет иметь пробег на 2,2 % меньший (на единицу объема топлива), чем при работе на ДТ.
Побочный продукт производства - глицерин. Очищенный глицерин используют для производства технических моющих средств (например мыла). При добавлении фосфорной кислоты к глицерину можно получить фосфорные удобрения Присутствие кислорода в биодизеле улучшает процесс сгорания и способствует уменьшению выбросов углеводородов, угарного газа и сокращению эмиссии макрочастиц; но при этом кислородосодержащие топлива имеют тенденцию к увеличению эмиссии окислов азота.
Возобновляемые источники сырья для производства Вред для рабочих поверхностей двигателя из-за коррозионной активности
большее — биодизель из сои, рапсовый находится посередине). Наиболее активно животные жиры для производства биодизеля используются в США.
Увеличение производства и использования биодизеля в США и Евросоюзе происходит достаточно быстро на фоне все большего понимания необходимости замены натурального топлива альтернативным (таблица 4).
Таблица 4. Производство биодизельного топлива (данные аналитического агентства AGRICULTURE (AAA)
Страна тыс.тонн
2004 г. 2005 г. 2006 г.
Австрия 57 85 134
Бельгия — 1 85
Кипр — 1 2
Чехия 60 133 203
Дания 70 71 81
Эстония — 7 20
Франция 348 492 775
Германия 1035 1669 2681
Греция — 3 75
Венгрия — — 12
Италия 320 396 857
Великобритания 9 51 445
Латвия — 5 8
Литва 5 7 10
Мальта — 2 3
Польша — 100 150
Португалия — 1 146
Словакия 15 78 89
Словения — 8 17
Испания 13 73 224
Швеция 1,4 1 52
Всего по странам Евросоюза 1933,4 3184 6069
США 94,5 283,5 2200
Эксперименты с биодизелем были начаты, как известно, еще в 70-х годах 19 века, после изобретения двигателя Рудольфом Дизелем. Интерес к биодизелю возобновился в 70-х годах прошлого века, однако его выпуск в коммерческих целях начался только в конце 90-х годов.
В 1990 г. в Германии была разработана технология переработки высокоэрукового масла в метиловый спирт для дизельных двигателей, при сгорании которого практически не выделяются канцерогены. В 1991 г. в Австрии был построен первый в мире завод по производству биодизелина. В 1999 г. промышленный выпуск биодизеля составлял 32,6 баррелей/день и достиг 437 баррелей/день в 2000 г. Реальное «возрождение» биодизеля началось в 90-х гг.,
когда во Франции, Германии, Чешской республике, Швеции и Австрии появились заводы по производству биодизеля.
К 2000 г. производство этого топлива в мире увеличилось в 10 раз и характеризуется значительным темпом роста (рис. 4).
В Евросоюзе лидером по производству био-дизелина является Германия. В 2003 году 23 работающие здесь фирмы произвели около миллиона тонн семян рапса для биогорючего, то есть половину от общего объема. Другая половина произведена во Франции, Италии, Чехии, Дании, Австрии, Швеции и Великобритании.
Успешное развитие данного направления промышленности сдерживается сложностью и недостаточной изученностью проблемы, а также разобщенностью прилагаемых для ее решения усилий. Объем выпуска этого топлива в Европе постоянно растет. Оно предназначено, в основном, для использования в грузовых автомобилях. Существуют три наиболее крупных центра промышленного производства этого топлива в Европе — Австрия, Франция и Германия. Выпуск биодизеля составляет сейчас, соответственно, 7,5 %, 0,7 % и 0,4 % от общего количества потребляемого в этих странах дизельного топлива. В Германии, Австрии и Швеции 100-процентный биодизель применяется на специально приспособленных для этого автомобилях. В среднем потребление биодизеля составляет ~1 % от расхода дизельного топлива. Качество биодизеля достигло высокого уровня, который удовлетворяет требованиям европейского стандарта ЕЫ 14214, американского стандарта й-6751-02 и др.
В мировом производстве биодизеля ведущую роль играет Европа, выпустившая более 1,6 млн. т биодизеля в 2002 г. и способная изготавливать его в количестве более 2,1 млн. т в год.
Производство биодизеля в ЕС началось с небольших объемов, менее чем 10000 тонн в год, а в настоящее время достигло 250000 тонн в год и более.
По сравнению с Европой рынок биодизеля США находится все еще в начальной стадии
Рис. 4. Мировое производство биодизеля, млрд.л. (Данные Российской биотопливной ассоциации)
щ ...ч с* --w:^
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
развития. В Европе в 2005 г., в основном в Германии, было произведено 800 миллионов галлонов биодизеля, а в США — всего 10 % этого количества.
Однако решения, принятые в этой области на государственном уровне в США, создали условия для резкого развития промышленного производства биодизеля. В период с 2004 по 2005 гг. выпуск биодизеля в США вырос с 25 до 75 млн. галлонов в год.
В США действует 86 биодизельных установок и 60 других находится в стадии монтажа. После его завершения и расширения мощностей 13 действующих установок общие мощности могут увеличиться еще на 714 млн. галл. (2,7 млрд. л).
Пятая в мире частная нефтяная компания ConocoPhillips и Tyson Foods, крупнейшая в мире мясоперерабатывающая компания, разработали совместный проект производства дизтоплива из животного жира. Объем выпуска почти в 5 раз превысит мощности традиционных заводов по производству биодизельного топлива.
Проект предусматривает, что компания Tyson Foods, ежегодно производящая 1,3 млн тонн животного жира в результате переработки говядины, свинины и мяса птицы, будет направлять почти 60 % этого объема на нефтеперерабатывающие заводы ConocoPhillips. Сегодня Tyson Foods продает этот жир производителям косметики, мыла и кормов для домашних животных.
К концу 2009 г. объем выпуска нового биодизеля на нескольких НПЗ компании ConocoPhillips планируется довести до 660 тыс. тонн в год — это в 4,5 раза больше мощностей типового завода в США по производству биодизельного топлива.
В США Министерством энергетики (DOE) разработана программа, называемая EPAct. Она предусматривает определенный процент отчислений в пользу государственных владельцев транспортных средств, использующих биодизель. Согласно EPAct 75 % государственных транспортных средств должны быть способны работать на биодизеле, что должно послужить примером для развития этого направления для частных автомобильных и топливных отраслей промышленности. В октябре 2004 г. Конгресс США ввел налоговые льготы для пользователей биодизеля. Величина льготы является функцией его процентного содержания в смеси с нефтяным дизельным топливом. Так, при использовании биодизеля марки В20 дается ценовая скидка 20 центов на галлон, при использовании В5 скидка составляет 5 центов на галлон. Скидки на биодизель, получаемый из животных жиров, установлены в два раза меньшими, чем на биодизель из растительных масел.
Согласно данным Канадского Совета Кано-лы (канола — генномодифицированный рапс с низким содержанием кислот), канадский сектор производства биодизеля может получить колос-
сальные прибыли в связи с тем, что к 2015 году использование биодизеля должно увеличиться до 5 % от общего объема использованного дизельного топлива на территории Канады.
Канада поставила перед собой цель достичь производства 500 млн. литров биодизеля к 2010 г.
Канадская Биоэнергетическая Корпорация (СВС) ожидает, что для производства 2 %-й смеси биодизеля потребуется около 1,25 млн. тонн канолы или 2,5 млн. тонн сои. В 2005/2006 гг. фермеры и аграрные компании Канады вырастили рекордное количество канолы — 9,7 млн. тонн. Следовательно, роль Канады, как основного экспортера канолы и одного из основных экспортеров соевых бобов, с развитием индустрии биодизельного производства и использования только вырастет. Кстати, в отличие от США и Евросоюза, Канада является чистым нетто-экспортером нефти и нефтепродуктов. Этот факт будет только стимулировать рост производства биодизеля в Канаде, что позволит ей расширить ассортимент экспортируемой продукции.
Корпорация Repsol YPF, штаб-квартира в Испании и одна из крупнейших в мире нефтяных компаний инвестировала строительство фабрики по производству биодизеля в городке Роза-рио, провинция Санта-Фе, став крупнейшим в Аргентине производителем биодизеля. Фабрика, которая должна была вступить в строй в конце 2007 г., будет производить около 120 тыс. тонн биодизеля в год. Кроме того, прямо на фабрике будет происходить смешивание нефтяного дизтоплива и биодизеля.
Такое, уже готовое, топливо будет идти под маркой В5 с возможностью перехода к марке В10. Биодизель не облагается налогами в Аргентине, в отличие от переработки ископаемого углеводородного сырья, что вызывает нарекания корпорации Repsol YPF, которая желает быть полностью «закрыта» от налоговых обязательств.
Бразилия — крупнейший производитель биотоплива в мире, который производит его около 16,5 миллиардов литров в год и экспортирует около 2,0 миллиардов литров этанола (данные за 2005 год). В Бразилии на долю возобновляемых видов топлива приходится около 20 % всего, что использует транспорт.
30 октября 2002 года Бразилия представила свою новую дизельную программу (Prodiesel program) по производству и использованию биодизеля в Бразилии. Программа рассчитана на использование как чистого биодизеля, так и смеси нефтяного топлива и биодизеля, в частности из сои. Также правительство Бразилии приняло закон, который предписывает использовать биодизель в пропорции 2 % до конца 2007 года (около 800 млн. литров в год) и в пропорции 20 % к 2020 году (12 млрд. литров в год).
В России не существует единой государственной программы развития биодизельного топлива, но создаются региональные программы, например Алтайская краевая целевая программа «Рапс — биодизель». В Липецкой области создана Ассоциация Производителей Рапсового Масла.
Планируется строительство заводов по производству биодизеля в: Липецкой области, Татарстане, Алтайском крае, Ростовской области, Волгоградской области, Орловской области, Краснодарском крае.
В России основным законом, регулирующим отношения в сфере использования энергетических ресурсов и энергосбережении является Федеральный Закон, принятый в апреле 1996 г. №28-ФЗ «Об энергосбережении». В нем дается понятие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива и лишь упоминаются такие виды биотоплива, как биогаз и продукты переработки биомассы.
Вторым документом, затрагивающим отношения в сфере биоэнергетики, является «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительством Российской Федерации от 28 августа 2003 года №1234, в которой есть ряд предложений, но нет конкретных мер по развитию биоэнергетики.
Совет Федерации подготовил концепцию закона «Об альтернативных видах топлива».
Таким образом, отсутствие базового законодательства и подзаконных актов (стандартов, технических регламентов) является одной из причин того, что в Российской Федерации биотоплива на промышленной основе не производятся.
В последние годы за рубежом были разработаны многочисленные директивные документы в обеспечение развития альтернативного топлива. Они дорабатываются и уточняются в соответствии с решаемыми задачами, основными из которых являются: сокращение рисков, вызванных отравлениями отработавшими газами двигателей. К числу таких документов относятся Акт «Чистый воздух» (США), директива «Качество топлив» (ЕС), стандарты EPA для двигателей внедорожных автомобилей, стандарты на чистоту ОГ (EURO-emission), стандарты для частных автомобилей и тяжелых грузовых автомобилей (программы «Автотопливо» I и II, ЕС, и др.); сокращение рисков, вызванных парниковым эффектом и глобальным изменением климата. Это новая Директива по использованию биологического топлива (Европейский Союз) и добровольное соглашение ACEA (Ассоциация разработчиков Европейских автомобилей) о допустимом к 2008 г. максимальном уровне выбросов СО2, составляющем 140 г/км; сокращение рисков по энергообеспечению транспортного сектора и др.
Нельзя не отметить, что проблема производства и использования биотоплива представляется не вполне однозначной. Продовольственные потребности человечества по-прежнему имеют преимущественное значение по сравнению с энергетическими. При работе с такими растениями, как кукуруза, сахарный тростник и рапс и др., также необходимо принимать во внимание ограниченность водных и земельных ресурсов. В мире, и особенно в развивающихся странах, ощущается все большая нехватка пахотной земли для производства продовольствия.
Следует отметить неоднозначную реакцию пищевой промышленности ЕС на стимулирование развития биотоплива. Представители отрасли, выражают опасение в том, что рост производства биодизельного топлива может вызвать удорожание исходного сырья. В результате, как полагают представители многонационального пищевого концерна «Unilever», пищевая и кормовая отрасли столкнутся с дефицитом сырья и неконтролируемым ростом цен. По мнению генерального директора компании Global Commodities Грега Смита (Greg Smith), увеличение использования сельскохозяйственной продукции для производства биотоплива может привести к серьезным негативным последствиям, поскольку возникнет ситуация, когда пищевая отрасль будет вынуждена конкурировать за сырье с производителями биогорючего.
В тоже время интенсивное животноводство и последующая переработка мясного сырья проводит к накоплению значительного количество жиросодержащего сырья и отходов. Этот ресурс может быть задействован с целью дополнительного решения энергетических проблем для производства биодизеля.
Во ВНИИМПе им. В.М. Горбатова ведутся исследования по разработке технологии биодизельного топлива из жиросодержащего сырья мясной промышленности.
ЛИТЕРАТУРА
Аронов ЭЛ. Производство и применение биодизельного топлива (с рапсовым маслом) в сельском хозяйстве // Техника и оборудование для села, 2007, № 3.
Смирнова Т.Н., Подгаецкий В.М. Биодизель — альтернативное топливо для дизелей // Двигатель, 2007, № 2(50).
БИКИ 10, 13 февраля 2007 ИП (№ 17-18) .
Давыдова Е.М., Пасхин Н.н. Развитие топливного рынка ЕС: биодительное топливо — возобновляемый энергетический ресурс // Ма-сложировая промышленность, 2005, №4.
Митин С.Г., Федоренко В.Ф., Усачев Е.А. Состояние и перспективы развития бионергети-ки в РФ // Техника и оборудование для села, 2007, № 3.
Sobolik J. Eu doubles biodiesel production in two years// Biodiesel magazine, 2007, № 9.