УДК 94(470.57)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МАЛЫХ ГОРОДОВ БАШКИРСКОЙ АССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
© И. З. Самситдинов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: 7 (347) 272 85 36.
E-mail: [email protected]
В статье раскрывается экономическое развитие малых городов Башкирской АССР накануне Великой Отечественной войны. Накануне войны в Башкирии насчитывалось семь малых городов: Стерлитамак, Белорецк, Ишимбай, Благовещенск, Баймак, Бирск и Белебей. Малые города Башкирской АССР в предвоенные годы становятся центрами добывающей и обрабатывающей отрасли народного хозяйства страны.
Ключевые слова: Башкирская АССР, Великая Отечественная война, малый город, советская экономика, индустриализация, сырьевые ресурсы, строительство, производство, коммунальное хозяйство.
Накануне Великой Отечественной войны экономика СССР располагала материально-технической базой, позволявшей в случае необходимости развернуть массовое производство всех видов современного вооружения и боевой техники и одновременно обеспечить в необходимых размерах и на длительное время другие потребности Советских Вооруженных Сил и населения в условиях войны. Оборонная промышленность страны, опиравшаяся на мощную тяжелую индустрию, была способна еще до войны дать нашей армии нужное количество новой боевой техники, создать резервы для восполнения потерь и обеспечить новые формирования в начале войны. Все это вместе с наличием богатейших сырьевых ресурсов означало, что в экономическом отношении Советский Союз был подготовлен к отражению фашистской агрессии [1, с. 405].
К началу Великой Отечественной войны Башкирская АССР была достаточно развитым в экономическом и социально-политическом отношении регионом страны. Экономическая и социально-политическая база республики была создана в результате самоотверженного труда народов республики в ходе первых двух пятилеток. Все события, явления и процессы, происходившие в республике, были непосредственно связаны с общегосударственными проблемами, решаемыми всей страной. Как и во всей стране, в Башкирии ускоренными темпами решались вопросы индустриализации, укреплялось и развивалось колхозное строительство, повышался образовательный и культурный уровень населения. Статистические данные свидетельствуют о том, что если в 1913 г. число промышленных предприятий цензовой промышленности в Башкирии составляли всего 145 предприятий, а в 1939 г. уже стало 886, то есть их число выросло более чем в шесть раз [2, с. 46, 49].
На территории Башкирии процесс возникновения городов и поселков городского типа выглядел следующим образом. По данным переписи 1939 г., в Башкирской АССР насчитывалось 28 городских поселений, в том числе 22 поселка городского типа [3, с. 28] и 5 малых городов: Стерлитамак, Белорецк, Белебей, Бирск и Баймак. 10 февраля 1940 г.
статус города был присвоен Ишимбаю, а 5 апреля 1941 г. Благовещенску. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны на территории Башкирии насчитывалось 7 малых городов.
Для создания новых опорных баз индустриализации в Башкирии были подготовлены к этому времени определенные предпосылки, в частности, были открыты новые месторождения марганца, хромита, медных руд, бокситов, нефти и т.д. Среди них наибольшей активности освоения требовали нефтяные месторождения. Это объяснялось сильно возросшими потребностями страны в нефтепродуктах в связи с расширением механизации производства в промышленности и в сельском хозяйстве. Нефтеперерабатывающая промышленность Башкирской АССР в предвоенные годы была представлена в городах Стерлитамаке и Ишимбае.
Одним из наиболее развивающихся городов республики в это время становится Стерлитамак. Город расположен в 156 км. от г. Уфы по железной дороге. Благодаря своему удобному расположению здесь были созданы все предпосылки для бурного экономического развития. Стерлитамак был оснащен железнодорожным и водным узловым пунктом. Накануне войны г. Стерлитамак являлся промышленным центром Башкирии, на базе которого легче всего было осуществить процесс освоения республикой организационно-технических форм современной крупной промышленности.
Бурное развитие нефтяной промышленности в Ишимбайско-Стерлитамакском районе коренным образом изменило лицо города. Наряду с нефтяной промышленностью, которая стала основной в Стерлитамакском промузле, толчок к развитию получили отрасли по переработке лесного и сельскохозяйственного сырья, образование, культура и здравоохранение [4, с. 88].
Во многом экономическому развитию города способствовали соединение его с железнодорожной сетью страны и открытие в окрестностях больших залежей соли и известняка [5, с. 236]. В предвоенные годы основу городской промышленности Стерлитамака составляли кустарные предприятия.
Это мебельная фабрика, хлебопекарня «Красный ударник», кирпичный завод, лимонадный и спиртоводочный заводы, деревообделочная фабрика. За год общий объем валовой продукции, выпускаемой этими предприятиями, составлял 3,5 млн. рублей [4, с. 87].
В 1938 г. в Стерлитамаке остро стояла проблема обеспечения населения электроэнергией. По заключению правительственной комиссии СНК Башкирской АССР, город становится центром нефтяной промышленности. В связи с началом возведения крупных строительных объектов, 28 электростанций не успевали снабжать город электроэнергией. Учитывая промышленное развитие, в 1940 году была построена высоковольтная линия Ишимбаево -Стерлитамак с подстанцией в г. Стерлитамаке [6, л. 90]. С пуском электростанции потребность населения в электроэнергии хоть и не полностью, но минимально была удовлетворена.
Во второй пятилетке началось активное освоение ишимбайской нефти, которая сыграла значительную роль в экономике Башкирии. Первоначально г. Ишимбай представлял собой небольшое село, расположенное в центре Башкирии. Возникновение на месте небольшого поселения рабочего поселка, затем - города и последующее экономическое развитие г. Ишимбая было связано с открытием нефтяных месторождений. В 1932 г. из скважины № 702 ударил нефтяной фонтан. В Башкирской АССР был образован первый республиканский нефтепромысел. Однако ее разработка началась лишь в 1934 г., связанная с постройкой 177 км. железной дороги Уфа - Ишимбаево [7, с. 66-67]. Начиная с 1935 г. здесь развернулось масштабное строительство нефтепромысловых объектов.
Благодаря быстрому развитию нефтяной промышленности в начале 1940 г. рабочий поселок Ишимбаево был преобразован в г. Ишимбай. В городе к этому времени уже функционировали широкая сеть лечебных учреждений, 10 школ, несколько библиотек, кинотеатр, клуб, телефонная станция, радиоузел, стадион, электростанция, водопровод и т.д. [8, л. 47].
Форсированная индустриализация страны вызвала особенно большую неравномерность развития городов. Централизованно распределявшиеся ресурсы поступали в первую очередь на крупнейшие новостройки и в административные центры, которыми были, как правило, относительно большие города. Тем самым был дан сильный импульс ускоренному развитию немногочисленных, преимущественно крупных городов, тогда как основная масса малых и средних городских поселений развивалась значительно медленнее [9, с. 15].
В горно-восточной и зауральской части Башкирии были в основном сосредоточены промышленные узлы с горнометаллургической специализацией [10, с. 84]. Эта отрасль промышленности была представлена в городах Белорецке и Баймаке.
В индустриальном развитии Башкирской АССР Белорецкий металлургический завод играл
по-прежнему очень большую роль. В третьей пятилетке намечалось закончить реконструкцию, в результате которой завод должен был выпускать только высококачественную стальную проволоку. На выделенные средства в 1939 г. был построен шурупный цех и расширено канатное производство. В шурупном цехе могли работать только те люди, у которых имелось шестимесячное техническое образование, полученное с отрывом от производства при отделе технического обучения завода [11]. Благодаря этому на заводе был расширен ассортимент выпускаемых изделий.
Реконструкция Белорецкого металлургического завода вызвала серьезный рост его производственной мощности. В 1934 г. часть мартеновских печей была переведена на доменный газ [12, с. 34]. В 1940 г. на заводе было выплавлено 75 тыс. т. чугуна и 135 тыс. т стали. Если валовая продукция завода в 1934 г. составляла 16574.1 тыс. руб., то к
1939 г. - 21882.0 тыс. руб. [13, л. 120].
В 1933 г. в Белорецке вступил в строй мощный по тому времени хлебзавод, полностью обеспечивающий растущий город необходимым количеством хлеба. Действовали также промысловые кооперации. Были созданы артели «Обувник», «Искра», «Кондитер», «Производственник» [12, с. 35]. Это были в основном небольшие предприятия. Так, в артели «Кондитер» работало всего 30 чел., которые выпускали печенье и пряники. На базе артели «Производственник» в 1934 г. был создан горпромкомби-нат, обслуживающий трудящихся города жестяными изделиями: умывальниками, ведрами, лопатами, подковами, кроватями, гвоздями и т.д. [14, с. 48]. В 1934 г. началось сооружение линии электропередачи Бело-рецк - Магнитогорск [12, с. 34]. Таким образом, благодаря активному развитию металлургической промышленности в предвоенные годы, Белорецк становится одним из экономически важных центров Башкирии.
Бурное развитие металлургической промышленности страны привело в 1938 г. к преобразованию рабочего поселка Баймак в город Баймак. В городе к этому времени работали сеть лечебных учреждений, более 4 школ, 2 электростанции,
2 хлебопекарни, мельница [15, л. 3], кирпичный завод, столярная мастерская, типография, мясомолочный комбинат [16, л. 5]. В городе действовали также 6 промартелей с выпуском производственной продукции 2474.2 тыс. руб. в год [16, л. 8]. Но в то же время в городе остро не хватало коммунальнобытовых предприятий [15, л. 7].
В целом производство основных видов продукции металлургического комплекса Башкирии за период с 1913 по 1940 гг. выросло по выплавке чугуна - на 4.9 тыс. т., или в 1.1 раза, по производству стали - на 66.8 тыс. т., или в 2.5 раза, по прокату черных металлов - на 90.8 тыс. т., или в 4 раза [2, с. 48]. Приведенные выше данные показывают значительный рост отраслей тяжелой промышленности Баш-
кирии, возникшие в результате форсированной индустриализации.
В конце 1930-х гг. металлургические предприятия Башкирии оставались неблагоустроенными, на многих участках использовался физический труд рабочих. Например, в прокатных цехах Белорецко-го металлургического завода готовый товар грузили в вагоны вручную, а на рудных цехах Баймак-ского медеплавильного завода железную руду подвозили к дробилкам на тачках. Работа на многих металлургических предприятиях велась фактически в антисанитарных условиях.
Машиностроительная отрасль промышленности накануне Великой Отечественной войны бурно развивалось в г. Благовещенске, расположенном в центральной части Башкирии, в 42 км. к северу от Уфы [5, с. 336]. Городская промышленность была представлена, в основном, кустарными предприятиями [17, л. 21 об.]. В предвоенные годы здесь успешными темпами развивалось и транспортное строительство. Общий объем грузооборота в 1940 г. выражался в 48232 т., из которых большая часть приходилось на республиканское значение [17, л. 29]. В 1941 г. по плану предусматривалась эксплуатация черепичного и строительство алебастрового завода [18]. В третьей пятилетке полной реконструкции подвергся Благовещенский завод им. То-чисского. В 1940 г. завод занимался производством банно-прачечного оборудования, стиральных машин, гидротурбин, чугунным литьем, медицинскими инструментами, специальными заказами и т. д. Затем заводом был освоен выпуск малой турбины мощностью от 50 до 200 кВт. час [17, л. 2-3]. Турбины мощностью 330 кВт. на заводе изготовлялись с 1935 года. В 1939 г. было выпущено всего 8 турбин, к 1940 г. производство изделий выросло до 66 шт. Объемы валовой продукции завода были значительно увеличены и составили к 1940 году 16.3 млн. руб. с общим количеством занятых рабочих на производстве 932 чел. [13, л. 21-23] Благодаря высоким экономическим показателям Благовещенский завод им. Точисского имел общесоюзное значение.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в Благовещенске располагались: 1 предприятие союзного значения, 2 предприятия республиканского и 12 предприятий районного значения [17, л. 5]. Благодаря интенсивному развитию машиностроительной промышленности в начале 1941 г. рабочий поселок Благовещенск становится городом районного подчинения [17, л. 45]. К тому времени здесь успешно действовали: 7 школ, кинотеатр,
3 библиотеки, больница, детские ясли на 45 мест и 6 детских учреждений [17, л. 18 об.-25].
В северо-западной и юго-западной части Башкирии традиционно были развиты предприятия сельскохозяйственной и обрабатывающей промышленности. Аграрный тип развития сектора экономики был характерен для городов Бирска и Беле-бея, которые располагались в этих зонах.
Быстрое развитие хозяйства получил Бирск в годы предвоенных пятилеток. В 1930-х гг. здесь работали винный завод, мельницы, плодоовощной и лесопильный заводы. Винный завод имел мощность 295.186 декалитра, а мельница могла переработать в год 2988 т. центнеров зерна [19, с. 30]. В неудовлетворительном состоянии находился Бир-ский плодоовощной завод. На протяжении нескольких лет в плодоваренном цехе не было произведено даже текущего ремонта, что привело к полному износу его основных фондов. Состояние корпуса требовало капитального ремонта, оборудование нуждалось в модернизации. Низкая механизация производства, состояние оборудования влияли на качество продукции. Большая часть яблочного теста - пюре являлась нестандартной и сбывалась по цене ниже себестоимости, что приводило к значительным убыткам [20, л. 24]. Овощесушильный цех завода также находился в тяжелом положении: оборудование в большинстве своем пришло в негодность. Корпуса цехов требовали немедленной реконструкции, все печи вышли из строя. В начале
1940 г. цех пополнился новым оборудованием. Была установлена протирочно-моечная машина для выработки крахмала, пущен сушильный аппарат для переработки картофеля. Для бесперебойного снабжения всего завода водой был смонтирован трубопровод, соединяющий его с р. Белой [21, л. 15].
В предвоенные годы в Бирске функционировали предприятия городского коммунального хозяйства. К ним относился кирпичный завод, производящий до 400 тыс. кирпичей в год. В 1930-х гг. завод достиг стопроцентной доброкачественности продукции. В городе было много предприятий кустарно-промысловых объединений, которые занимались выделкой кож, изготовлением обуви, сбруи, одежды, посуды, ремонтом машин и бытовых приборов [19, с. 30].
Белебей - один из старейших городов Башкирии. Появление в городе первых предприятий относится к 1940-м годам. Это был мясокомбинат и небольшой машиностроительный завод [22, с. 40-42]. Однако в предвоенные годы в Белебее в основном преобладали мелкие крестьянские хозяйства. Развивалось спиртоводочное производство [5, с. 300].
Накануне Великой Отечественной войны в городах Стерлитамаке, Белебее и Бирске активно развивалась спиртоводочная промышленность. В 1933 г. в Башкирии функционировало 9 спиртозаводов, выпускавших спирт-сырец, и 4 водочных завода [23, л. 124]. В годы второй пятилетки производство спирта-сырца, ректификата и денатурата увеличилось, а выпуск водки наоборот сократился [24, л. 8]. К концу 1937 г. производство спирта-сырца увеличилось в 3 раза с 591 тыс. дкл. до 1.8 млн. дкл. [25, л. 12]. Валовая продукция водочной отрасли республики выросла за этот период в 2 раза [25, л. 43].
Превращение городов в 1930-х гг. в «инструменты» обслуживания крупных предприятий, в «поселения при заводах» радикально изменило об-
лик и социальную природу старых городов как мест постепенной кристаллизации и концентрации многообразной человеческой деятельности. Такая метаморфоза также позволила из центра тиражировать на места однотипные поселения, отличавшиеся лишь по преимуществу набором производств, а количество и величину таких производств необходимо было превратить в главный фактор роста и развития городов. Финансовые рычаги находились в руках министерств и ведомств, а величина средств на развитие территорий напрямую зависела от того, какие производства на ней размещались, какую значимость им придавали в центре, каковы масштабы производства и перспективы его роста. Плановость экономики, управляемой из центра, таким образом, оборачивалась стихийностью на местах, в том числе неуправляемым ростом преобладающего числа больших городов. Этот механизм, сложившийся в 1930-е годы, в полной мере действовал в течение 1960-1980-х гг., получив дополнительный толчок с возвращением к отраслевому механизму управления во второй половине 1960-х гг. [26, с. 160]. Такая политика, проводимая центральными властями СССР в предвоенные годы, привела к образованию на территории Башкирской АССР городов Ишимбая, Баймака и Благовещенска, где активно развивались предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности.
Наибольшими темпами в СССР 1930-е гг. росли города - центры угледобычи, черной и цветной металлургии, тяжелого машиностроения [26, с. 129]. Это явление было характерно и для роста городов на территории Башкирской АССР. В связи с бурным развитием промышленности и увеличением численности населения рабочие поселки Баймак (1938 г.), Ишимбай (1940 г.) и Благовещенск (1941 г.) перешли в разряд городов. В малых городах резко возросло число промышленных предприятий. В Стерлитамаке в основном были развиты предприятия обрабатывающей промышленности. Ишимбай являлся центром нефтепереработки. Черная и цветная металлургия развивалась в Белорецке и Баймаке, в Благовещенске - машиностроение. Города Бирск и Белебей оставались в экономическом развитии по преимуществу аграрными. Таким
образом, бурное развитие промышленности накануне Великой Отечественной войны являлось одним из главных факторов увеличения численности малых городов на территории Башкирской АССР.
ЛИТЕРАТУРА
1. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. М.: Воениздат, 1960. Т. 1. 532 с.
2. Бикмеев М. А. Башкортостан в годы второй мировой войны 1939-1945 гг. Уфа: Китап, 2000. 345 с.
3. Киекбаев М. Д. Башкиры в городах Башкортостана: история и современность. Уфа: Нур-Полиграфиздат, 1998. 212 с.
4. Аюпов Р. С., Минеев М. И. История города Стерлитамака. Уфа: изд-во БашГУ, 1994. 277 с.
5. Города и районы Республики Башкортостан. Уфа: Республика, 2007. 603 с.
6. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. 2281. Оп. 1. Д. 3. Л. 90.
7. Хисматов М. Ф. Территориальная организация производственных сил Башкирии и пути ее совершенствования. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. 271 с.
8. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ). Ф. 122. Оп. 21. Д. 44. Л. 47.
9. Экономические методы регулирования развития крупных городов. Л., 1990. С. 15.
10. Хисматов М. Ф. Башкирия. Экономико-географическая характеристика. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1968. 287 с.
11. Федоров М. Новый цех // «Красная Башкирия». 15 апреля
1939.
12. Борозинец Л. Г. Белорецк. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979. 78 с.
13. ЦГИА РБ. Ф. Р-804. Оп. 2. Д. 1478. Л. 120.
14. Борозинец Л. Козьмин А. Белорецк. Города нашей республики. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1965. 103 с.
15. ЦГИА РБ. Ф. Р-394. Оп. 3. Д. 837. Л. 3.
16. ЦГАОО РБ. Ф. 3081. Оп. 1. Д. 528. Л. 5.
17. ЦГИА РБ. Ф. Р-394. Оп. 3. Д. 967. Л. 21 об.
18. Стариков Т. Об итогах работы местной промышленности за 1940 год и дальнейших перспективах ее развития // «За темпы и качество». 5 января 1941. (газета выпускалась в Благовещенске).
19. Бирск. Города нашей республики. Авт. коллектив: П. Г. Трапезников, А. З. Сафиуллин, П. Н. Васильев, М. И. Иванов. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1965. С. 30.
20. ЦГИА РБ. Ф. 804. Оп. 2. Д. 1471. Л. 24.
21. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 20. Д. 457. Л. 15.
22. Газизов Р. Г. Белебей: вчера и сегодня // Ватандаш. 1998. №10. С. 40-42.
23. ЦГИА РБ. Ф. 1222. Оп. 4. Д. 30. Л. 124.
24. ЦГИА РБ. Ф. 804. Оп. 2. Д. 1150. Л. 8.
25. ЦГИА РБ. Ф. 804. Оп. 2. Д. 1480. Л. 12.
26. Сенявский А. С. Урбанизация России в ХХ веке. М.: Нау-
ка, 2003. 286 с.
Поступила в редакцию 07.06.2010 г.