Гольшев И.А.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1800-1825 гг.)
Цель: Исследование особенностей развития судебно-правовой политики Российской империи в первой четверти XIX века.
Методология: В исследовании использовались метод исторической периодизации, а также историко-пра-вовой и формально-юридический методы.
Результаты: В статье дана авторская периодизация развития судебно-правовой политики России первой четверти XIX века на примере реформы государственного управления. Выделено четыре периода: начало реформы - Министерская реформа Александра I «Манифест об учреждении министерств», 1802-1803 гг. - период деятельности первого министра юстиции Российской империи Г.Р. Державина. Рассмотрены связанные с ним преобразования: доклад «О правилах судопроизводства в Правительствующем Сенате и о порядке дачи Сенаторами голосов и о согласии их» (21.10.1802), а также «Циркулярный ордер» (22.09.1802). Второй период - период деятельности П.В. Лопухина на посту министра юстиции. В качестве основного момента, оказавшего влияние на судебно-правовую политику, рассмотрен доклад, утвержденный Александром I (27.01.1805). В рамках третьего периода рассмотрены вклад в судебно-правовую систему России М.М. Сперанского, его предложение по объединению палат гражданского и уголовного суда в единый губернский суд (1803 г.). В рамках четвертого периода рассмотрен проект М.А. Балугьянского (1810-1812 гг.). В процессе исследования установлена определенная преемственность между рассматриваемыми периодами. Выведена определенная закономерность в прослеживаемых тенденциях развития судебно-правовой политики.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку в ней установлена преемственность идей государственных деятелей рассматриваемого периода. В исследовании использованы ранее не вошедшие в научный оборот источники государственного архива Российской Федерации.
Ключевые слова: Россия, судебная система, судебно-правовая политика, 1800-1825 гг.
Golshev I.A.
THE MAIN AREAS OF JUDICIAL AND LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE (IN THE PERIOD 1800-1825)
Purpose: To research the specific dynamic of development of judicial and legal policy of the Russian Empire in the first quarter of the 1800.
Methodology: Historical and legal approaches, as well as the method of historical periodization were used in the article.
Results: The author gives the periodization of development of judicial and legal policy of Russia of the first quarter of the 1800 on the example of reform of public administration. 4 periods are allocated and analyzed. The period of the beginning of this reform is the first one. This period is characterized by ministerial reform of Alexander I, started by «The Manifesto on the Establishment of the Ministries», as well as the activity of the first Minister of Justice of the Russian Empire G.R. Derzhavin and legal transformations related to him: the report «On the Procedures Applied in the Ruling Senate, Voting by Senators and on Their Consent» (1800 - 21.10.1802) and «The Circulatory Order» (1800 -22.09.1802). The second period is the period of activity of PV. Lopukhin during his term as the Minister of Justice and the report approved by Alexander I as the main factor of judicial and legal policy in this period (1800 - 27.01.1805). In the third period (1800 - 1803) the contribution to the judicial and legal systems of Russia made by M.M. Speransky and his proposal to merge the chambers of a civil and a criminal court into a single provincial court in particular are analyzed. In the fourth period (1800 - 1810-1812) M.A. Balugyansky's project is analyzed. In the study a certain continuity between these periods is established, as well as regularity in their specific development.
Novelty/originality/value: Article has the high scientific value as it establishes the continuity between the ideas of statesmen of the periods analyzed. Previously unknown documents from Public Records Office of the Russian Federation are used in the article.
Keywords: Russia, judicial system, judicial-legal policy, period 1800-1825.
Российская империя начала XIX века находилась на пороге государственно-правовых преобразований. Отчасти это было связано и с кризисом судебной системы, основы которой были заложены Соборным Уложением 1649 года, не претерпевшей серьезных изменений со времен «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г., и насущной необходимостью
ее реформирования [1]. Тем не менее, руководство страны, не желая прибегать к радикальным ее преобразованиям, было вынуждено вносить постоянные изменения. При этом в сложившейся со времен Петра I ситуации работа Комиссий, положивших начало внесению необходимых изменений в действующее законодательство для поддержания его в актуальном состоянии, в не-
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 5 (36) 2018 <
АДВОКАТУРА
обходимой мере не оправдывала себя. Это периодически приводило к негативным проявлениям в функционировании судебной системы.
В связи с этим было принято решение провести реформу государственного управления. Так, в сентябре 1802 года был издан «Манифест об учреждении министерств», целью которого являлось упразднение устаревших коллегий и учреждение восьми министерств. В структуре государственного аппарата появились министерства: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Следует отметить, что именно в этот момент впервые учреждается министерство юстиции, осуществляющее свою деятельность и в настоящее время.
Первым министром юстиции Г.Р. Державиным были предприняты попытки реформирования судебной системы. Так, уже в октябре 1802 года Державин представляет Сенату доклад «О правилах судопроизводства в Правительствующем Сенате и о порядке дачи Сенаторами голосов и о согласии их». В нем министр, в том числе, предлагал регламентировать правила поведения должностных лиц Сената.
Поскольку одной из основных задач, стоявших перед Державиным, являлась трансформация существующего регламента деятельности органов прокуратуры, то сразу после своего назначения он направил подчиненным «Циркулярный ордер», описывающий основные обязанности органов данного ведомства. В нем он изложил несколько основных принципов, реализация которых позволила путем внесения изменений в существующую систему уголовного и гражданского судопроизводства частично адаптировать ее к текущим реалиям.
В соответствии с первым принципом прокурорам предписывалось: «Если вы усмотрите, что где-либо в Присутственном месте сделано будет положение, несогласное законам, относящееся ко вреду службы, а паче к ущербу интереса Императорского Величества, или к отягощению народному: в таком случае долженствуете немедленно с приличностию напомянуть о сем Губернскому Правлению и доносить тогда же мне, не останавливая однако же по точной силе указа 1786 года ноября 9 дня исполнения по определениям Присутственных мест» [4]. Таким образом Державин выделил одну из основных функций прокуратуры - контрольную.
Министр юстиции не обошел своим вниманием и вопросы, связанные с осуществлением надзора за соблюдением подсудности при про-
изводстве по гражданским делам: «По делам гражданским обязанность ваша есть смотреть бдительно за сохранением формы, или порядка судопроизводства, и чтоб не присвоило одно место власти другого, чем обыкновенно дела запутываются и продолжаются; и буде где сие усмотрите, то немедленно меня уведомлять для принятия надлежащих мер к отвращению таковых замешательств и для пресечения всякого рода притеснений и волокит» [4], - указывал он.
Несмотря на то, что 7 октября 1803 года Гавриил Романович Державин ушел с поста министра юстиции и был освобожден от всех государственных постов, к нему по-прежнему обращались лица, заинтересованные в определенном решении своих вопросов. Подтверждение этому мы находим в письме Державину от Федора Александровича Голубцова, датированном 20.03.1804. Голубцов пришел на службу в Сенат еще во времена Екатерины II. С 1802 года он находился на должности казначея министерства финансов. В письме Голубцов просит Державина о помощи в разрешении вопроса между графиней Екатериной Яковлевной с графом Валентином Платоновичем. Ссылаясь на плохое самочувствие, он просит Гавриила Романовича прислать курьера за документами, как бы оправдываясь при этом: «Я бы сам приехал к Вашему Высокопревосходительству, но по несчастию занемог и спал дома» [2].
Несмотря на то, что Державин пробыл на посту министра юстиции всего лишь год, ему во многом удалось заложить основы демократического законодательства, описанные выше, действующие и в настоящее время. Так, были сформированы основные принципы работы надзорных органов, внесены изменения в механизмы их реализации. Начала, заложенные Державиным, во многом были направлены на систематизацию существовавших порядков.
В 1803 году министром юстиции стал Петр Васильевич Лопухин. Изначально проекты Лопухина по реформированию Сената представляли собой развитие идей Державина. Следует отметить, что центральной была идея передачи законодательной власти Сенату. В годы правления Екатерины II он был лишен этой функции, оставшись высшей судебной инстанцией страны.
Будучи министром юстиции, Лопухин свои идеи по преобразованию Сената изложил Александру I в докладе на 20-ти страницах. Первая часть состояла непосредственно из самих предложений министра, а вторая содержала сравнительные статистические данные. 27 января 1805 года Александр I поддержал его предложения.
EURASIAN
> 5 (36) 2018 <
ADVOCACY
Основные идеи Лопухина касались реформирования департаментов Сената. Так, он внес предложения по более четкому распределению функций между департаментами и формированию новых. В то же время он говорит о низкой эффективности труда чиновников министерства [3]. В связи с этим он предложил внести изменения в организационную структуру Сената путем добавления двух новых департаментов - в Москве и Санкт-Петербурге. Находившиеся в производстве дела П.В. Лопухин рекомендовал перераспределить между вновь созданными и уже действовавшими департаментами, меняя при этом общий алгоритм приема вновь поступающих дел. По его мнению, необходимо было снизить количество дел, поступивших во 2-й и 6-й департаменты, в силу их чрезвычайной перегруженности и отсутствия в итоге движения по ним [3].
Он акцентировал внимание на проблемах, возникавших в судопроизводстве в связи с большим количеством табельных и праздничных дней у служащих, указывая при этом на то, что в ходе длительного процесса терялась заинтересованность сторон [3].
Таким образом, пробыв на посту министра юстиции около семи лет, П.В. Лопухин внес вклад в преобразование существовавшей судебно-правовой системы. Реализация его идей привела к учреждению двух новых департаментов в Сенате, а также к перераспределению функций и поступавших дел между другими департаментами. Закончив службу на посту министра юстиции в 1810 г., Лопухин еще долго оставался в Государственном совете и правительстве. С 1819 г. он являлся почетным членом Российской академии наук, а в 1826 г. председательствовал в Верховном уголовном суде.
Огромный вклад в совершенствование судебно-правовой политики России данного периода внес граф М.М. Сперанский. Так, в 1803 г. он предлагал объединить палаты гражданского и уголовного суда в единый губернский суд [5]. Позиция Сперанского заключалась в том, что «не только в России, но и нигде в Европе нет еще правильной теории ни гражданского, ни уголовного закона» [5]. В то же время он с некоторой долей оптимизма отмечал, что «мы стоим при самом рождении лучшей теории гражданских и уголовных законов» [5].
М.М. Сперанский внес вклад в подготовку «Полного собрания законов Российской империи». Совместно со Сперанским кодификацией российского законодательства занимался М.А. Ба-
лугьянский - ректор Санкт-Петербургского государственного университета и руководитель Второго отделения собственной его императорского величества канцелярии. Балугьянский предложил создать систему судопроизводства во главе с Сенатом, или Верховным судом. В соответствии с его проектом Сенат должен был включать три департамента: уголовных, гражданских дел и департамент прошений. Следующей инстанцией за Сенатом должны были стать Судные палаты, подразделявшиеся на два департамента: уголовного и гражданского судопроизводства. Члены судных палат должны были назначаться императором пожизненно [1].
Как отмечает В.Н. Бабенко, «в целом проект Балугьянского при сохранении прежнего сословного принципа устройства судебной системы являлся значительным шагом вперед по сравнению с существовавшей в тот период судебной системой» [1].
Поскольку в этом проекте дела предлагалось рассматривать только судами двух инстанций, это привело бы к ускорению рассмотрения дел и, как следствие, упрощению процесса судопроизводства. В проекте предусматривалось установление независимости судей. Балугьянский предлагал ввести принцип пожизненного назначения судей. При всех своих очевидных плюсах проект Балугьянского не выдержал критики со стороны окружения Николая I и был отвергнут.
Что касается Сперанского, то ему император поручил провести анализ деятельности Комиссий, действовавших в течение двух веков. Анализ предстояло провести с самого начала. По результатам работы, проделанной Сперанским, Николай I поручил ему разработку «Свода законов Российской империи».
В целом судебно-правовая политика Российской империи первой четверти XIX века находилась в зависимости от тех основ, которые были заложены в течение двух предшествовавших веков. Поэтому во многом она осталась прежней, несмотря на то, что видными государственными деятелями по поручению императора предпринимались постоянные попытки доработки и адаптации законодательства под текущие потребности.
В то же время начала, заложенные Г.Р. Державиным, П.В. Лопухиным, М.М. Сперанским, М.А. Балугьянским и другими государственными деятелями, внесли свой вклад в развитие судебно-правовой политики Российской империи.
ЕВРАЗИЙСКАЯ —
> 5 (36) 2018 <
АДВОКАТУРА
Пристатейный библиографический список
1. Бабенко В.Н. Судебная система России, история и современность. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
2. Г АРФ, Фонды личного происхождения, ф. 917. Дивов Павел Гаврилович, сенатор, управляющий архивом министерства иностранных дел, член следственной комиссии по делу декабристов. Оп. 1. Опись дел фонда П. Г. Диво в а за 1709-1884 гг., Письмо Голубцов а Федора Державин}' Гавриле Романовичу.
3. Лопухин П.В. Высочайше утвержденный доклад министра юстиции. О разделении дел по департаментам Сената; о прибавке двух новых департаментов и экспедиций; об упразднении комитетов для поверхностного рассмотрения жалоб на решение Сената и временных департаментов: С приложением примерного штата Сената и росписи праздничным дням. Б. м., 1805 г. С. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl. ru/>vie wer/01003017035??.
4. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. Т. XXVII [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/>http://elib.shpl.ru/ru/nodes/205-t-27-1802-1803-1830#mode/inspect.
5. Сперанский M.M. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского: (Введение к Уложению государственных законов 1809 г.). М., 1905. S. 191 [Электронный ресурс]. URL: https:// elib.shpl.ru/>ru/nodes/4957-speranskiy-m-m-plan-gosudarstvennogo-preobrazovaniya-grafa-m-m-s p er an sk og о-v ve deni e-k -u 1 ozhe my u-go su d ar st vennyh-zakonov-1809-g-s-pril-m-1905.
References (transliterated)
1. Babenko V.N. Sudebnaya sistema Rossii, istoriya i sovremennost\ 2-e izd., pererab. i dop. M., 2007.
2. GARF, Fondy lichnogo proisxozhdeniya, £. 917. Di-vov Pavel Gavrilovich, senator, upravlyayushhij arxivom ministerstva inostrannvx del, chlen sledstvennoj komissii po delu dekabristov. Op. 1. Opis" del fonda P.G. Divova za 1709-1884 gg., Pis'mo Golubczova Fedora Derzhavinu Gavrile Romanovichu.
3. Lopuxin P.V. Vvsochajshe utverzhdenny'j doklad ministra yusticii. O razdelenii del po departamentam Senata; o pribavke dvux novy'x departamentov i e kspedicij; ob uprazdnenii komitetov dlya poverxnostnogo rassmotreni-ya zhalob na reshenie Senata i vremennyx departamentov: S prilozheniem primernogo shtata Senata i rospisi prazdnichny'm dnyam. B. m., 1805 g. S. 4 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://dlib.rel.ru/>vie wer/O1003017035fr?.'
4. Polnoe sobranie zakonov Rossijskofj imperii c 1649 goda. SPb., 1830. T. XXVII [E'lektronny j resurs], URL: http:// e lib. shpl. ru/>http: //el ib. shp 1. r u/r u/no d e s/205-t -27-1802-1803-1830ifmode/inspect.
5. Speranskiy M.M. Plan gosudarstvennogo preobra-zovaniya grata M.M. Speranskogo: (Vvedenie k Ulozheni-yu gosudarstvenny'x zakonov 1809 g.). M., 1905. C. 191 [Elektrortnyj resurs]. URL: https://ehb.shpl.ru/>ru/ nodes/4957-speranskiy-m-m-plan-gosudarstvennogo-preobrazovaniya-grafa-m-m-speranskogo-vvedenie-k-ulozheniyu-gosudar stve nnyh-z akono v-1809-g-s-pril-m-1905.
ÇÇ? W ________гю
ШтШШ [лНРШСТШЕЯ IM
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Мы рады представить вашему вниманию
ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ПРАВА
Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.
Приглашаем вас к сотрудничеству!
Контактная информация: Website: www.eurasniipp.ru E-mail: [email protected] Телефон: +7-917-40-61-340