ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РЕГИОНАХ РОССИИ
Ж.Г. голодова,
кандидат экономических наук, доцент Российский университет дружбы народов
Роль инвестиций в обеспечении развития регионов. Став самостоятельными субъектами экономической системы, регионы России (субъекты РФ) оказались втянутыми в конкурентные процессы. Эта конкуренция проявлялась в разных аспектах — за выход на новые рынки, привлечение ресурсов, иностранных инвестиций и пр. Изначально различные конкурентные позиции регионов страны (в силу объективных и субъективных причин) еще в большей степени проявляются в рыночных условиях. В результате в более выгодном положении оказываются регионы с наибольшими конкурентными преимуществами, которые обладают финансовой устойчивостью. Более того, в условиях реализации концепции саморазвития регионов, характерной для современной России, роль финансовых ресурсов и инвестиций существенно повышается. Это предопределено позицией Правительства РФ, передавшего большинство функций в сфере экономики на уровень регионов. Выделение регионального аспекта обусловливается тем, что возможности регионов по обеспечению воспроизводственных процессов и устойчивого развития
в силу сложившейся структуры и специализации %
120
Источник: Составлено по данным сайта Федеральной службы государственной статистики gks.ru.
Динамика инвестиций в основной капитала в РФ в сопоставимых ценах за счет всех источников финансирования, в процентах к 1991 г.
экономики, природно-климатических условий, специфики межбюджетных отношений и других факторов довольно ограничены.
Переход от восстановительного к инвестиционно-инновационному росту потребовал не только вовлечения дополнительных финансовых ресурсов, но и их более эффективного использования, что обусловливает необходимость повышения инвестиционной активности регионов как за счет собственных, так и иностранных инвестиций. Однако в целом в 1990-е гг. происходило сокращение объемов инвестиций в основной капитал, снижение доли валового накопления в ВВП, что привело к изношенности значительной части оборудования во всех отраслях и сферах деятельности. Отсутствие грамотной инвестиционной политики при одновременном спаде производства, деформации структуры экономики усугубили ситуацию. В 1990-е гг. произошло не только изменение государственной инвестиционной политики, обусловленное необходимостью формирования экономической системы нового типа, но и сокращение объемов инвестиционных и государственных расходов. Тенденция снижения была преодолена только в конце
1999 г. (см. рисунок), хотя официальная статистика и представители правительства страны неоднократно заявляли о существенном увеличении объема инвестирования. Однако в течение всего периода реформирования экономики не удается приблизиться к уровню инвестирования 1991г. Так, в 1998 г. инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах составили всего 25 %
от уровня 1991 г. (самый низкий показатель за все перестроечные годы), а по состоянию на начало 2007 г. достигли лишь 55 % уровня 1991 г. По этой причине сложно говорить о каких-либо значимых изменениях в лучшую сторону.
Примерно такая же ситуация сложилась и в регионах России — только в отдельных регионах Федерального округа удалось в 2006 г. превысить (да и то незначительно) уровень инвестиций 1991 г. В целом в Центральном Федеральном округе этот показатель составил 103 %, тогда как во всех других округах он значительно ниже уровня 1991 г. — в Северо-Западном округе — 96 %, Южном — 94, Приволжском — 66, Уральском — 69, Сибирском — 53, Дальневосточном — 58 %. В отдельных субъектах страны (например, Курганской области) этот показатель и вовсе находится на уровне 25—30 %.
Известно, что для обеспечения развития экономики в долгосрочной перспективе темпы роста инвестиций в основной капитал должны опережать темпы роста ВВП страны. В этом случае рост обеспечивается действием интенсивных факторов, главным образом внедрением достижений науки и техники, применением более квалифицированного и качественного труда. В противном случае рост и развитие достигаются за счет экстенсивных факторов, преимущественно за счет увеличения добычи и продажи природных ресурсов. Именно второй вариант был задействован в России с конца 1990-х гг., когда под воздействием некоторых благоприятных для экономики страны факторов (изменения внешнеэкономической конъюнктуры) удалось добиться снижения темпов инфляции и ставки рефинансирования, оздоровления в финансовой сфере. Однако в большинстве регионов России не соблюдается соотношение между темпами роста индекса физического объема инвестиций в основной капитал и темпами роста индекса валового регионального продукта. Инвестиционный кризис в России привел к увеличению среднего возраста оборудования с 10,8 лет в 1990 г. до 21 года в 2006 г., тогда как нормальной для экономики считается продолжительность использования оборудования в течение 7—8 лет. Снизились инвестиционные возможности на приобретение и модернизацию промышленного производства, строительство объектов производственного назначения. Степень износа по отраслям колебалась на начало 2006 г. в интервале от 53,3 % в добывающей промышленности до 42 % в строительстве.
Стимулирование инвестиционной деятельности в регионах. Разрешить многие накопившиеся эконо-
мические проблемы возможно только при изменении инвестиционной политики, направленной на создание условий для роста внутренних и внешних по отношению к региону инвестиций. Для этого во всех регионах была разработана комплексная программа развития, предусматривающая ряд мероприятий в области финансов и инвестиций. В частности, созданы условия для активизации инвестиционных процессов. Почти во всех регионах России были приняты законодательные акты, предоставляющие особые преференции инвесторам на территории региона (Федеральный закон от 15.07.1998 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации в виде капитальных вложений»). Интересно, что название законов пересекается с направленностью роста — инвестиционно-инновационный. Во многих регионах даже в названии законов присутствует фраза «о государственной поддержке инвестиционной деятельности...», но в некоторых — «о государственной поддержке инновационной деятельности.». В отдельных регионах (Амурской, Брянской и Ярославской областях) данный закон действует с 1996 г.; Ленинградской и Липецкой областях — с 1997 г.; Московской, Ростовской, Самарской и Тамбовской областях — с 1998 г.; в большинстве других регионов принят в 2000-е гг.: Калининградской области — с 2002 г., Челябинской и Томской областях — с 2003 г.; Нижегородской области, Краснодарском и Красноярском краях, Республиках Карелия и Хакасия — с 2004 г.; Псковской, Тульской и Ульяновской областях — с 2005 г., Свердловской области — с 2006 г.; Ивановской и Новосибирской областях — с 2007 г. В соответствии с законодательством в большинстве регионов страны используются те или иные инструменты государственной поддержки инвестиционных процессов:
• прямое инвестирование за счет средств регионального бюджета;
• предоставление бюджетного кредита за счет средств регионального бюджета;
• предоставление гарантий по возникающим в процессе инвестирования обязательствам инвестора;
• предоставление льгот по аренде земельных участков и государственного имущества (или полное освобождение от уплаты арендных платежей);
• субсидирование части процентной ставки по кредитам банков, используемых на инвестиционные цели;
бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц и пр. (см. таблицу).
Инструменты поддержки инвесторов в регионах России
Инструменты Регионы
Налоговые льготы 73
Гарантии 61
Соинвестирование проектов 60
Инвестиционный налоговый кредит 50
Субсидирование процентных ставок по кредитным и лизинговым сделкам 43
Экспертиза инвестиционных проектов 43
Льготы при аренде объектов недвижимости 35
Льготы при предоставлении земельных участков 28
Прочие 50
Источник: составлено по данным сайта Института региональной политики www. regionalistika. ru.
При этом в большинстве регионов не оговаривается отраслевая направленность инвестиций, но в некоторых устанавливаются отрасли и сферы, инвестиции в которые будут сопровождаться налоговыми льготами. Так, в Амурской области к таким отраслям отнесены переработка сельскохозяйственного сырья товаропроизводителями региона, машиностроение, глубокая переработка древесины, производство товаров народного потребления, переработка бытовых и промышленных отходов, инновационная деятельность. В Красноярском крае установлено, что налоговые льготы могут быть предоставлены организациям — участникам реализации проекта по созданию новых производств для изготовления продукции и услуг, которые ранее данным инвестором на территории региона не производились. В Тамбовской области приоритетными отраслями и сферами признаны: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания, добыча и переработка минерального сырья, производство экспортно ориентированной и импортозамещающей продукции, производство медицинского оборудования, бытовое обслуживание населения и коммунальное хозяйство, производство новых видов продукции для жилищного строительства.
В Республике Карелия предусмотрен более широкий перечень условий, при соблюдении которых предоставляются льготы:
• инвестиции должны направляться по приоритетным направлениям — производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов (при оформлении патента), производство и реализация экспортных товаров несырьевых
отраслей, углубленная переработка древесины, производство строительных материалов, производство продовольственной продукции, развитие транспортной инфраструктуры, развитие туризма, привлечение новых технологий, организация инновационных производств, улучшение экологической обстановки и повышение экологической безопасности, строительство, реконструкция объектов здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, учреждений социального обслуживания;
• инвестиции должны предусматривать увеличение рабочих мест;
• должна достигаться бюджетная эффективность проекта;
• должно быть предусмотрено использование ресурсосберегающих технологий.
В Ленинградской области законодательно оговорены дифференцированные льготы по налогообложению инвесторов в зависимости от суммы инвестиционных вложений — до 10 млн долл., 10—50 млн долл. и свыше 50 млн долл., а в Краснодарском крае при инвестициях в размере не менее 100 млн руб., в Ростовской области льготы зависят от нескольких параметров: территории инвестирования (засушливые районы или нет), суммы инвестиций (50 тыс. руб. — 10 млн долл. и более), срока инвестиций (не более трех лет), В Нижегородской области в качестве критерия льготы по налогу на прибыль выбрана доля выручки от реализации приоритетного инвестиционного проекта в общей сумме выручки. Если доля выручки составляет 2—10 %, то ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, снижается на 1 %, если более 71 % — ставка налога снижается на 4 %.
Для упрощения процедуры принятия решений об инвестировании в регионах образовываются инвестиционные советы (как промежуточное звено между инициаторами проекта и органом власти региона), принимающие решения о степени государственной поддержки при реализации какого-либо проекта. Именно инвестиционный совет оказывает содействие в подготовке документации, необходимой для обоснования целесообразности финансирования проекта за счет средств бюджета, осуществляет предварительную экспертизу проектов, представляет проекты к рассмотрению на заседаниях правительства.
Появился в регионах новый документ — Инвестиционный кодекс (г. Санкт-Петербург), в котором определяются приоритетные направления инвестиционной деятельности:
• создание и развитие малых предприятий;
• строительство транспортной и инженерной
инфраструктуры;
• научные исследования;
• разработка и внедрение наукоемких и интел-
лектоемких производств;
• проведение природоохранных мероприятий
и пр.
Особое внимание уделено созданию институтов частно-государственного партнерства. Для этих целей (и для содействия экономическому росту) в стране в 2005 г. был образован Инвестиционный фонд, за счет средств которого государство совместно с частными инвесторами осуществляет реализацию крупных инвестиционных проектов, разделяя выгоды и риски вложений. Объем Инвестиционного фонда в 2006 г. составил 69 700 млн руб., к 2009 г. он прогнозируется в размере 93 300 млн руб. При этом проекты должны иметь общегосударственное значение — быть направленными на промышленное развитие регионов, на комплексное развитие регионов, на создание и развитие инфраструктуры региона. В 2006 г. было профинансировано 5 инвестиционных проектов, в 2007 г. — 6, к 2009 г. планируется реализация 7 проектов.
В 2005 г. был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях», с помощью которого планируется привлечь частный капитал для развития транспортной и инженерной инфраструктур.
Создаются также условия для привлечения средств иностранных инвесторов, которые, как правило, направляются в регионы с большим объемом потребительского рынка, развитой финансовой системой или добывающие регионы. И в таких регионах стоит вопрос не только и не столько количественного роста объемов иностранных инвестиций, а их направления в отрасли и сферы, обеспечивающие реструктуризацию региональной экономики, т. е. более равномерное иностранное инвестирование. В частности, в Тюменской области более 90 % иностранных инвестиций направляется в промышленность (в том числе около 70 % в топливную промышленность), тогда как социальная сфера, строительство, транспорт, связь недоин-вестированы.
Во многих регионах страны разработан и внедрен Интернет-проект «Инвестиционный паспорт региона», раскрывающий участие инвесторов в развитии данного региона, объемы и направления инвестиций, перечень реализуемых инвестиционных проектов, реестр инвестиционных предложений и
т. д. Расширяется участие регионов в выставочно-ярмарочной деятельности, с помощью которого они получают возможность установления прямых контактов с иностранными партнерами, минуя федеральный центр.
Особых преференций в части привлечения инвестиций добиваются регионы, в которых создаются особые (или специальные) экономические зоны, участники которых получают комплекс льгот. В настоящее время на территории особых экономических зон действуют следующие виды налоговых льгот:
• по налогу на прибыль — возможность использования повышенного коэффициента ускоренной амортизации по основным средствам и ускоренного порядка признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
• по налогу на добавленную стоимость — освобождение от уплаты налога при ввозе иностранных товаров;
• по налогу на имущество — освобождение от уплаты налога в течение пяти лет;
• по единому социальному налогу — возможность использования пониженных ставок в технико-внедренческих зонах;
• по земельному налогу — освобождение от уплаты налога в течение пяти лет;
• по таможенным пошлинам — освобождение от уплаты при ввозе иностранных товаров. Оценка инвестиционной активности в регионах.
Для разработки долгосрочной программы инвестирования регионов определяющими становятся такие факторы, как политическая стабильность политической ситуации, состояние рынка, наличие благоприятной деловой среды бизнеса. Для оценки инвестиционной привлекательности необходимо оценить место региона по сравнению с другими субъектами РФ. Сопоставимость представляем целесообразным проводить по совокупности показателей, характеризующих следующие аспекты:
• политический;
• институциональный;
• экономический;
• социальный.
Известно, что перелив капитала происходит в направлении тех регионов и тех отраслей и комплексов (или конкретных предприятий), в которых созданы особые условия. Инвестиционную привлекательность региона характеризует ряд количественных и неколичественных параметров. К неколичественным следует отнести уровень риска
предпринимательской деятельности, качество регионального законодательства, наличие программ развития, степень поддержки инвестиционных программ региональными властями и прочие. Кроме того, при оценке инвестиционной привлекательности региона нужно сопоставлять уровень рентабельности и налогообложения региона по сравнению с другими регионами и среднестрановыми показателями. Вместе с тем представляется целесообразным производить расчет и других показателей.
1. Темп роста использованных в регионе инвестиций за период
Т = - И
А =
И
и, -1
где И( — сумма инвестиционных ресурсов, использованных в течение текущего года Р; Им — сумма инвестиционных ресурсов, использованных в течение предыдущего года.
2. Совокупная привлекательность региона для инвесторов, определяемая по формуле:
п = И-,
сов тт ' Ии
где Ив — сумма совокупных инвестиционных ресурсов, поступивших в данный регион; Ии — сумма инвестиционных ресурсов, направленных из данного региона в другие страны и регионы.
3. Привлекательность региона для иностранных инвесторов:
И
п" = И
совк
где Иин — сумма поступивших иностранных инвестиций в регион за период; Исов — общий объем использованных инвестиционных ресурсов за период.
Инвестиционная привлекательность может быть оценена с учетом инвестиционной активности, которая во многом определяется качеством инвестиционного менеджмента (хотя большинство экономистов относят это понятие только к отраслевому уровню или уровню организаций и предприятий и определяют инвестиционный менеджмент как управление инвестициями в конкретную отрасль или в развитие предприятия). Нам представляется необходимым определить сущность и роль инвестиционного менеджмента на уровне регионов.
Инвестиционная активность страны или региона может быть оценена на основе системы показателей.
С
^сов
где И — совокупные инвестиции в регионе; С —
" сов J Г ' сов
совокупные сбережения.
Дополнительно для выявления инвестиционной активности целесообразно рассчитывать следующие показатели:
• отношение средней рентабельности в регионе к средней рентабельности по стране;
• отношение суммы инвестиций, привлеченных из других регионов страны и государств, к общему объему использованных инвестиций;
• доля иностранных инвестиций региона в ВРП;
• доля совокупных инвестиций региона в ВРП. Проведенный анализ инвестиционной активности регионов Уральского Федерального округа позволил выявить два лидирующих региона — Тюменскую и Свердловскую области, в которых ведется активная работа как по вовлечению внутренних инвестиций, так и по привлечению иностранных инвестиций (ежегодный темп прироста иностранных инвестиций превышает 30 %). Однако и в этих регионах не решены все проблемы, поскольку сохраняется узкая направленность инвестиционных средств и, как следствие, медленными темпами реструктурируется экономика регионов, что требует создания условий для направления инвестиций в социальную сферу, транспорт, связь и другие, недостаточно проинвестированные к настоящему времени сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазьев С. О стратегии экономического развития России. //Вопросы экономики, 2007, № 5.
2. Мау В. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту. //Вопросы экономики, 2007, № 2. С. 4 - 25.
3. Теория капитала и экономического роста: Учебное пособие. /Под ред. С. С. Дзарасова. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — 400 с.
4. Ясин Г. Модернизация и общество. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007. — 116 с.
5. http://www. gks. ru.
6. http://www. regionalistika. ru.
7. http://www. garant. ru.