ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 371
В. В. Обухов, М. П. Войтеховская
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Томский государственный педагогический университет
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. утвердилось новое понимание роли образования. Для России во все большей мере оно стало рассматриваться в числе основополагающих факторов и гарантий экономического развития и профессиональной мобильности, деловой карьеры и высокого качества жизни личности; обеспечения фундаментальных прав и свобод человека; социальной защищенности, национальной безопасности; утверждения правопорядка и становления гражданского общества.
Развитие системы образования Российской Федерации объявлено Президентом России как приоритетное направление государственной политики. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определила стратегию в области образования: сделать школу важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности.
Создание механизма реализации системных и качественных изменений в российском образовании напрямую связано как с учетом мирового опыта и глубокой интеграцией в мировую систему образования XXI в., так и с учетом региональной, социальноэкономической и национальной специфики той или иной подсистемы российского образования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» и «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приложение к приказу Минобрнауки России от 03.08.2006 г.)» отмечается исключительная роль образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества России и важного фактора обеспечения национальной безопасности многонационального государства. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности на началах прав личности, равноправия национальных культур и религий.
Одной из важнейших задач российского образования является обеспечение его доступности и качества всем гражданам вне зависимости от их финансовых возможностей, семейного благополучия, места проживания и других условий. Для реализации данных задач создается нормативная база: приняты Базисный план и Государственные образовательные стандарты, а также программа модернизации высшего педагогического образования.
При решении вопросов модернизации российской системы образования следует учитывать ряд современных объективных и субъективных факторов.
Во-первых, более 70 % российских школ — сельские, а самая серьезная проблема сельских школ — малочисленность и малокомплектность. С 1980-х годов в стране проводится курс на ликвидацию малочисленных школ путем их объединения в более крупные, который при всей видимой «экономической целесообразности» имеет ряд негативных последствий: закрытие школ лишает небольшие населенные пункты очагов образования и культуры, что усиливает миграционные процессы; перевод учащихся в школы-интернаты в районных центрах отрывает детей от семей и привычного уклада жизни, что особенно нежелательно для сельских жителей и коренных малочисленных народов; эффект экономии оказался снижен расходами на транспортировку детей, их размещение, содержание и т.д. Дальнейшее сокращение численности школ может привести к ликвидации многих населенных пунктов. По данным Совета Федерации за последнее время в России сократилось число деревень на 17000. Таким образом, сохранение малокомплектной школы фактически приобрело социально-политическое, общенациональное значение как непременное условие существования малочисленных населенных пунктов.
Во-вторых, к числу важнейших объективных условий развития образования в современной России следует отнести его национальный аспект. Характерная особенность современной российской этнополи-
тической ситуации — наличие больших потоков мигрантов их стран СНГ и вынужденных переселенцев из некоторых национальных республик (прежде всего, Чечни).
В-третьих, проблема модернизации российского образования напрямую связана и с такими объективными факторами, как состояние демографии и здоровья граждан — участников образовательного процесса. Охрана здоровья юного населения в настоящее время провозглашена национальной стратегией государственной политики России. В ряде российских регионов доля детей дошкольного и младшего школьного возраста не превышает 10-20 % от всего населения. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях характеризуется нарастанием уровня инвалидности, в первую очередь инвалидности с детства. Возросла частота нарушений становления репродуктивной системы и отклонений психосоматического здоровья подростков. Общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась за последнее пятилетие на 21.6 %, а подростков 15-17 лет — на 32.2 %.
В-четвертых, современное развитие образования не может не считаться и с такой социальной проблемой, как реабилитация лиц, находящихся в особых условиях пребывания (места заключения, детские дома-интернаты, спецпоселения). Эпидемиологические исследования описывают увеличение числа детей с ментальными расстройствами. Многие социальные проблемы общества: рост агрессии и преступности, наркомании, токсикомании — наиболее устрашающую форму приобретают, распространяясь в подростковой среде. На этом фоне ярко выделяется проблема социального сиротства. В 92.1 % это сиротство при живых родителях. Дети, лишенные нормальных условий жизни и адаптации, в обществе становятся изгоями. Только 10 % выпускников детских домов-интернатов адаптируются в социуме, удел остальных — алкоголизм, наркомания, суицид, нарушение закона, заключение. Это весьма существенные потери и проблема современной России.
Учреждениями общего образования накоплен огромный практический опыт работы в условиях современной школы. Он касается всех сторон учебновоспитательного процесса: структуры и содержания образования, внедрения новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, дистанционных технологий, здоровьесберегающих технологий, работы в условиях многонацио-нальности, малокомплектности и т.д.
Одним из главных препятствий на пути решения важнейших проблем общего образования являются искусственные барьеры, возникшие после структурных изменений — перевода педагогических вузов из Министерства просвещения в Министерство образования:
- между системой общего образования и педагогического;
- между системой подготовки педагогических кадров и переподготовки, повышения квалификации учителей;
- между научными институтами РАО, занятыми фундаментальными проблемами образования, и педагогическими вузами.
Педагогический вуз в сложившихся в последние годы условиях разобщенности с системой общего образования и системой повышения квалификации работников образования в значительной мере лишен возможности обобщить и использовать этот опыт в своем учебном процессе. Это негативно сказывается на подготовке будущего учителя к практической деятельности, а также на развитии образовательного потенциала вуза, поскольку педагогика в значительной мере является практико-ориентированной деятельностью. Это также негативно сказывается на уровне научных исследований в сфере школьного образования, представленных в педагогическом вузе, поскольку в силу данных обстоятельств они все в большей степени приобретают абстрактный характер.
С другой стороны, разобщенность педагогического вуза и учреждений общего образования затрудняет использование в школе научных результатов прикладного значения, полученных учеными вуза. В системе педагогического образования также накоплен огромный инновационный потенциал: высокая квалификация профессорско-преподавательского состава, опыт использования современных информационнокоммуникационных технологий, большая методическая база, достаточно развитая научная и информационная инфраструктура. Для решения глобальных проблем образования необходимо объединение потенциалов педагогических вузов, учреждений общего образования, научно-педагогических сил учреждений и организаций.
Формирование региональных и муниципальных образовательных систем, особенно сельских, связано как с природно-географическими, климатическими особенностями Сибири, так и с региональной спецификой развития системы общего образования. Под региональной спецификой понимается:
1. Преобладание отдаленных муниципальных образовательных систем (МОС), сети которых состоят из малокомплектных школ. В Томской области 265 из 430 (62 %) школ являются малокомплектными, при этом удельный вес учащихся в них составляет 19.6 %, а учителей — 33 %. По данным на сентябрь 2006 г. в Томской области 107 школ имеют численность учащихся до 50 человек. С 1995 по 2006 г. закрыто 106 школ. В попытках решить проблемы малокомплектных школ в Томской области сформированы образовательные округа, в каждом из которых создана система взаимодействия базовой (районной) и малокомплектных школ. Реализуются проекты глобальной компьютеризации сельских школ и развития телекоммуникаций, создан региональный телепорт,
действующий на базе спутников «Ямал-100» и «Ямал-200». В систему входят приемопередающие терминалы, смонтированные в школах или узлах связи районов области. Возможности телепорта позволяют организовать телевизионное вещание, телефонную связь, видеоконференции, видеоконсультации. В рамках проекта к Интернету подключено 340 школ Томской области, в том числе по технологии коммутируемого доступа — 236 сельских школ. Создана транспортная сеть по программе «Школьный автобус», которой охвачено 10 % детей сельских школ. Сложность дальнейшего распространения этой программы связана с тем, что лишь 22 % малокомплектных школ находится в зоне благоприятного транспортного обслуживания.
2. Возрастание роли национального аспекта в образовании, связанного с:
- необходимостью интеграции детей мигрантов и вынужденных переселенцев из стран СНГ и дальнего зарубежья в российское образовательное пространство (обучение русскому языку, ликвидация несоответствий в образовательных программах, развитие у детей толерантности в отношениях с представителями других этносов, культур, конфессий);
- ростом национального самосознания представителей различных национальностей;
- потребностью сохранения средствами образования этнокультурной общности автохтонного населения, как правило малочисленного. Концепцией национальной образовательной политики Российской Федерации в качестве одной из практических задач определено развитие образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
3. Формирование партисипативных моделей управления образованием при высоком инновационном потенциале педагогических коллективов (внедрение ЕГЭ, профильного обучения и предпрофильной подготовки, информатизации образования и др.).
4. Недостаточное подкрепление системы общего образования научно-педагогическими ресурсами, особенно в области создания и реализации национально-региональных компонентов образовательных программ и новых технологий обучения.
Основная цель реализации инновационной образовательной программы: инновационное развитие Томского государственного педагогического университета, направленное на решение кадровых и научнометодических проблем системы общего образования Сибирского региона.
Специфические цели инновационной образовательной программы:
1. Институциональные изменения в педагогическом университете: формирование инновационной среды непрерывного образования.
2. Разработка и внедрение в учебный процесс инновационных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров,
направленных на повышение качества общего образования и решение наиболее острых проблем региона.
3. Внедрение инновационных технологий обучения, направленных на обеспечение высокого качества педагогического образования (в том числе послевузовского) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам педагогического вуза со стороны современной системы образования и социальной сферы.
Главным механизмом достижения цели является формирование в педагогическом университете инновационной среды, объединяющей интеллектуальные (инновационные) потенциалы учреждений общего и профессионального образования. Предполагается создание или развитие имеющихся инновационных структур, которые будут представлять собой единую систему и работать в тесном взаимодействии.
Научно-исследовательский институт теории образования объединяет наиболее квалифицированных специалистов в области образования, результатами деятельности которых является изучение и научное обобщение вопросов развития региональных систем образования.
Институт педагогического мастерства предполагается создать путем объединения усилий штатных преподавателей кафедр педагогики и психологии, кафедр теории и методики преподавания отдельных дисциплин, а также опытных учителей базовых учебных заведений (разных типов и видов), привлеченных для работы в университете на условиях совместительства, для передачи студентам практического педагогического мастерства. Например, ТГПУ пятый год проводит программу совершенствования учебного процесса, одним из звеньев которого является использование методического опыта базовых школ области. Студенты в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин (педагогики, психологии, методики преподавания) практическую часть курсов осваивают методом мастер-классов, организуемых учителями-прак-тиками в помещениях базовых школ. При кафедрах методики создаются учебно-методические кабинеты, представляющие собой идеально оснащенные по всем современным требованиям кабинеты различных дисциплин. Современные технологии обучения (деловые игры, погружение в педагогическую среду, интерактивные методы и т.д.) помогают студентам наиболее успешно осваивать профессиональное мастерство в максимально приближенных к реальности условиях будущей работы. Кроме того, в базовых учебных заведениях планируется установление приемо-переда-ющих устройств, позволяющих в режиме реального времени транслировать в студенческую аудиторию уроки, классные часы, различные педагогические мероприятия: педсоветы, совещания, собрания, заседания методических советов и т.д.; обсуждать с педагогами методами видеоконференции профессиональные вопросы. Для обеспечения этих видов работ
и обобщения аудио- и видеоматериалов в структуру института педагогического мастерства предполагается ввести отдел новых образовательных технологий (сектор технического сопровождения, лаборатория инновационных образовательных технологий), в качестве сотрудников которого целесообразно привлекать и студентов.
В целях создания инновационной среды непрерывного профессионального образования, предоставляющей каждому педагогу институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста на основе интеграции образовательных ресурсов вуза и учреждений региона, предлагается создать Институт учителя. В состав Института учителя будут входить факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, центр мониторинга и менеджмента, научно-методический центр, специализированные учебно-методические кабинеты. Центр мониторинга и менеджмента учителя будет изучать потребности в образовательных услугах Института, организовывать рекламную и организационную поддержку деятельности факультета повышения квалификации и переподготовки. Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров будет реализовывать учебные программы повышения квалификации и переподготовки для системы образования, управления и других социально-экономических сфер и в своей деятельности будет опираться на научный и учебно-методический потенциал учебных и научных подразделений вуза, в том числе Института педагогического мастерства, НИИ теории образования, Областного ресурсного центра, системы базовых учебных заведений. Помимо традиционных методов работы, планируется проведение круглых столов педагогов системы общего образования по обмену опытом работы в современных условиях малокомплектной школы, национальной и многонациональной школы, по использованию инновационных технологий обучения и т.д., участниками которых станут и студенты педагогического университета. Научно-методический центр Института учителя будет сотрудничать с научно-методическими центрами городов и районов Томской области, обобщать накопленный этими структурами опыт и передавать его для использования в работе факультета повышения квалификации и переподготовки и тиражирования через Областной ресурсный центр и систему базовых учебных заведений. Специализированные учебно-методические кабинеты предназначены для организации научно-методических исследований и учебного процесса, проведения конференций, семинаров, круглых столов, в том числе с применением интерактивных форм.
Реализация инновационной образовательной программы предполагает внедрение интернет-технологий в систему образования. Для модернизации системы интернет-поддержки работников образования предпо-
лагается на базе педагогического университета создать областной ресурсный центр, целями которого станут: создание сетевого комплекса на базе Интернет, позволяющего интегрировать разнообразный инновационный потенциал системы образования, и модернизация системы методической, информационной поддержки работников системы образования на основе интернет-технологий. Областной ресурсный центр будет способствовать формированию сетевых педагогических сообществ; увеличению количества учителей, получающих методическую поддержку для повышения своей квалификации, в том числе с использованием Интернет; обобщать опыт использования Интернет для решения задач профессионального развития педагогов. К работе в ресурсном центре предполагается привлекать студентов старших курсов, специализирующихся на изучении роли и места информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Непременным условием создания инновационной среды непрерывного образования в педагогическом университете является включение в нее базовых учебных заведений. ТГПУ, к примеру, заключил договоры о создании на основе учебных заведений системы общего образования баз практик студентов и слушателей, научных экспериментальных площадок для отработки новых технологий и методик обучения. Ведущие учителя-предметники и администраторы базовых учебных заведений приглашаются на кафедры Института педагогического мастерства для ведения учебного процесса и организации мастер-классов, в Институт учителя — для обмена опытом и ведения занятий со слушателями факультета повышения квалификации, в Институт теории и практики образования — для работы в научных лабораториях и центрах, для получения послевузовского образования — в аспирантуру ТГПУ
Опыт деятельности образовательных учреждений региона по решению наиболее важных вопросов развития региональной системы общего и педагогического образования, изученный и обобщенный совместными усилиями специалистов университета, педаго-гов-практиков и студентов, будет внедряться в учебный процесс через разработанные инновационные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и инновационные технологии обучения.
Инновационные образовательные программы направлены на: повышение качества предметной подготовки будущих учителей (изменение содержания образования с учетом новейших достижений науки); усиление профессиональной составляющей подготовки специалиста на основе использования опыта учи-телей-новаторов; практическое решение кадровых проблем малокомплектных школ, многонациональных и национальных школ, проблем в социальной сфере, решение которых возможно лишь с участием педагогов и психологов.
Среди инновационных технологий обучения предпочтение будет отдано методам мастер-классов, модульных форм обучения; проектно-командным методам обучения, кейсовым методикам; информационно-коммуникационным технологиям и бизнес-инкубаторам. При подготовке учителей для малокомплектных школ, в том числе национальных, будет использован проектно-командный метод. Бизнес-инкубатор направлен на разработку проектов социальной направленности (фирма тьютеров-гувернеров, нянь; «Скорая семейная помощь»; студенческое выставочно-торговое предприятие «Галерея молодых художников; арт-агентство; психолого-педагогические услуги детям с ограниченными возможностями в состоянии здоровья; студенческий экскурсионно-туристический центр (образовательный туризм), студенческое выставочно-торговое предприятие народных промыслов) и создание на их основе прообразов малых фирм и предприятий.
Реализация инновационной образовательной программы будет проводиться в условиях перехода к европейской системе высшего профессионального образования на основе двухступенчатой формы подготовки специалистов (бакалавриат и магистратура); потребует технического переоснащения аудиторного и лабораторного фонда педагогического университета; повышения квалификации сотрудников университета в области современных методик обучения и информационно-коммуникационных технологий. Реализация инновационной программы обеспечит высокое качество педагогического образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам педагогического вуза со стороны современной системы образования и социальной сферы.
В рамках инновационной образовательной программы Томского государственного педагогического университета предполагается разработка и внедрение программы формирования инновационной среды непрерывного образования в педагогическом университете с привлечением интеллектуального потенциала учреждений общего и профессионального образования, а именно: создание условий для обеспечения совместной деятельности педагогического университета с системой общего образования, установление прямой и обратной связи и создание условий для формирования системы научно-педагогического сопровождения инновационного развития региональной, муниципальной образовательных систем, отдельных образовательных учреждений Томской области.
Кроме того, планируется разработка и апробация модели современной системы непрерывного профессионального образования учителей малокомплектных сельских школ на базе новых педагогических технологий с использованием информационно-коммуникационной инфраструктуры для обеспечения качественного общего образования и развития малонаселен-
ных районов России. Специфические условия существования малокомплектной сельской школы выдвигают особые требования к ее педагогическому коллективу, который должен представлять собой единую управленческо-педагогическую команду, способную обеспечить бесперебойный учебно-воспитательный процесс на высоком учебно-методическом уровне. В состав команды должны входить учителя-многопред-метники, имеющие необходимую подготовку для успешной работы в смешанных классах-комплектах, и управленческий персонал, способный, помимо прочего, организовать планирование и развитие учебного процесса, а также внедрение новых образовательных технологий.
Одним из наиболее актуальных направлений инновационной программы педагогического университета является создание поликультурного образовательного пространства по формированию и поддержке национальной и многонациональной школы, подготовка педагогических кадров для работы в национальной и многонациональной школе и их дальнейшее сопровождение. Необходимость внедрения современной модели национальной школы на территории Томской области и всего Сибирского региона обусловлена несколькими факторами. Томская область относится к числу типичных регионов Российской Федерации с преобладающим русским населением (90.8 %); 9.2 % населения региона составляют представители других национальностей: коренные автохтонные жители и пришлые национальные меньшинства. По переписи 2002 г. на территории Томской области проживают представители более 100 национальностей.
В Сибирском регионе ощущается острая нехватка педагогических кадров, способных реализовать национальный компонент школьного образования. На территории Томской области имеются места компактного проживания представителей различных национальностей (с. Парабель, с. Нарым, с. Иванкино — селькупы, с. Эушта, с. Тахтамышево — татары, с. Белосток — поляки, д. Семилужки — немцы и чуваши, и др.). В программу средних общеобразовательных школ и лицеев региона вводятся национальные языки, изучается культура разных народов. В Томской области есть малокомплектная национальная (селькупская) школа, действуют национальные центры, воскресные школы.
В рамках инновационного развития педагогического университета предлагается разработка научных и методических основ музейной педагогики и образовательного туризма как форм обучения мировым стандартам в области прав человека и воспитания у молодого поколения гражданственности, патриотизма; подготовка педагогов основного и дополнительного образования к ведению музейной, краеведческой и туристской деятельности со школьниками разных возрастных групп.
Вопросы обучения молодого поколения мировым (европейским) стандартам гражданственности, воспитание молодежи в духе гражданственности и патриотизма «Концепцией модернизации российского образования» определены в качестве важнейших задач. Формами активного обучения и воспитания названных знаний и качеств являются музейная педагогика и образовательный туризм.
Технологии музейной педагогики и образовательного туризма призваны обеспечить формирование у детей качества образовательной мобильности, которое позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться в разных культурных средах, формирование культурной грамотности, которая является первичной для образования. Культура становится основой социального действия и коммуникативной компетентности. Технологии музейной педагогики и образовательного туризма способствуют формированию умений самообразования. Изыскания, которые учащиеся должны предпринимать во время реализации программы образовательного туризма, — это индивидуальные образовательные траектории, образовательные исследования. Учащиеся — это будущие бизнесмены, общественные деятели или представители свободной профессии, и они только тогда будут образованными, когда с мировой культурой, европейскими стандартами в области прав человека и гражданственности будут знакомы очно.
Развитие образовательными учреждениями технологий музейной педагогики и образовательного туризма делает их более привлекательными для распространения экспорта образовательных услуг, расширяет возможности международного сотрудничества в сфере образования и науки.
Современные условия развития университета настоятельно требуют активизации инновационной деятельности выпускников педагогического университета в сфере их профессиональной деятельности, формирования способностей инициировать и реализовывать предпринимательские проекты. Содействие по созданию малых предприятий в социальной сфере и оказание социальных и психолого-педагогических услуг населению возможно на базе бизнес-инкубатора. Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи и образовательные проекты. Это достигается путем предоставления этим фирмам, командам, создающим проект, материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг.
Ведущие страны мира в настоящее время строят экономическую политику, основанную на экономике знаний. Значительная роль при этом отводится малым предприятиям (МП), доводящим новые технологии до
рыночного использования. В то же время сегодня в Российской Федерации количество МП в расчете на 100 тыс. жителей составляет 656.6 единиц. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в США в расчете на 100 тыс. жителей количество МП составляет 2400 единиц. Для того чтобы России сравняться с развитыми странами (в среднем 3 тыс. МП на 100 тыс. жителей), таких предприятий требуется 4.35 млн.
Особенно острой представляется ситуация в социальной сфере. Малое предпринимательство здесь находится в зачаточном состоянии, многие процессы носят стихийный характер. В решении социальных проблем люди по-прежнему рассчитывают на государство. В Томской области только на очереди в детские дошкольные учреждения находятся около 12000 детей. Неудовлетворенным оказывается спрос на высококачественные образовательные услуги в школе. Так, в Томской области всего 8 негосударственных школ (семь из них находятся в Томске) и около десятка (из более чем 400) учебных заведений общего образования (гимназии, лицеи), которые с большой натяжкой можно назвать коммерческими. Направлениями малого бизнеса в социальной сфере могут стать организация детского отдыха, спортивно-массовая работа с детьми, проблемы коррекционной педагогики, индивидуальная работа с детьми разных возрастов, дополнительное образование детей и другие.
Важную роль в решении задач развития социальной сферы могут сыграть педагогические университеты как наиболее социально-ориентированные вузы. Для этого необходимо сделать их центрами решения поставленных задач, дав им возможность наряду с традиционной системой подготовки кадров (бакалавры, специалисты, магистры, кандидаты и доктора наук) готовить кадры для бизнеса в социальной сфере, усовершенствовать их инфраструктуру.
Т аким образом, наиболее перспективными направлениями инновационного развития педагогического университета являются:
1. Разработка и внедрение программы формирования инновационной среды непрерывного образования в педагогическом университете с привлечением интеллектуального потенциала учреждений общего и профессионального образования.
2. Разработка и апробация модели современной системы непрерывного профессионального образования учителей малокомплектных сельских школ на базе новых педагогических технологий с использованием информационно-коммуникационной инфраструктуры для обеспечения качественного общего образования и развития малонаселенных районов России.
3. Создание поликультурного образовательного пространства по формированию и поддержке национальной и многонациональной школы, подготовка педагогических кадров для работы в национальной
и многонациональной школе и их дальнейшее сопровождение.
4. Разработка научных и методических основ музейной педагогики и образовательного туризма как форм обучения мировым стандартам в области прав человека и воспитания у молодого поколения гражданственности, патриотизма; подготовка педагогов основного и дополнительного образования к
ведению музейной, краеведческой и туристской деятельности со школьниками разных возрастных групп.
5. Активизация инновационной деятельности выпускников педагогического университета в сфере их профессиональной деятельности, формирования способностей инициировать и реализовывать предпринимательские проекты.
Поступила в редакцию 27.10.2006