Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое администрирование / программный комплекс / цифровая экономика / информационные системы / цифровые технологии / tax administration / software package / digital economy / information systems / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боротов Шарошиддин Жумакул Угли

цифровизацию экономики можно определить как новый этап развития, который реализуется посредством разработки и внедрения инновационных цифровых технологий на постоянной основе, а также формирования соответствующих правовых, социально-экономических, организационных и других условий трансформации общества и экономики к новому уровню развития. Основная задача улучшение качества оказываемых налоговых услуг путем повышения профессионального уровня работников налоговых органов и внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE TAX SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN THE DIGITAL ECONOMY

the digitalization of the economy can be defined as a new stage of development, which is implemented through the development and implementation of innovative digital technologies on an ongoing basis, as well as the formation of appropriate legal, socio-economic, organizational and other conditions for the transformation of society and the economy to a new level of development. The main task is to improve the quality of provided tax services by raising the professional level of tax officials and introducing digital technologies in tax administration.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

2. Васильева Е.В., Деева Е.А. Оценка экономической эффективности конкурирующих ИТ-проектов: подходы и математический инструментарий // Управление, 2017. № 4 (18). С. 40-46.

3. Ермакова Ж.А., Парусимова Н.И., Пергунова О.В. Оценка экономической эффективности информационно-коммуникационных технологий на промышленных предприятиях // Вестник ОГУ.2014. № 1. С. 255-260.

4. Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: тр. 1-й междунар. конф. Москва, 8—9 февр. 2018 г. М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2018. 174 с.

5. Таравдиётнинг ук илдизи ёхуд хизмат курсатишнинг мамлакат имижини оширишдаги му^им роли хусусида // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/oz/business/-07-09-2019/ (дата обращения: 23.04.2021).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Боротов Ш.Ж. Email: [email protected]

Боротое Шарошиддин Жумакул угли - преподаватель, кафедра цифровой экономики, Денавский институт предпринимательства и педагогики, г. Денав, Республика Узбекистан

Аннотация: цифровизацию экономики можно определить как новый этап развития, который реализуется посредством разработки и внедрения инновационных цифровых технологий на постоянной основе, а также формирования соответствующих правовых, социально-экономических, организационных и других условий трансформации общества и экономики к новому уровню развития. Основная задача - улучшение качества оказываемых налоговых услуг путем повышения профессионального уровня работников налоговых органов и внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование.

Ключевые слова: налоговое администрирование, программный комплекс, цифровая экономика, информационные системы, цифровые технологии.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE TAX SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN THE DIGITAL ECONOMY

Borotov Sh.Zh.

Borotov Sharofiddin Zhumakul ugli - Lecturer, DEPARTMENT OF DIGITAL ECONOMY, DENAVINSTITUTE OFENTREPRENEURSHIP AND PEDAGOGY, DENAV, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the digitalization of the economy can be defined as a new stage of development, which is implemented through the development and implementation of innovative digital technologies on an ongoing basis, as well as the formation of appropriate legal, socioeconomic, organizational and other conditions for the transformation of society and the economy to a new level of development. The main task is to improve the quality ofprovided tax services by raising the professional level of tax officials and introducing digital technologies in tax administration.

Keywords: tax administration, software package, digital economy, information systems, digital technologies.

УДК 338.12

Налоговая система как неотъемлемая часть экономики проявляется в качестве важнейшего механизма в достижении приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Узбекистан.

В связи с этим особое значение приобретает разработка Стратегии реформирования налоговой системы Республики Узбекистан на 2019-2023 годы, предусматривающей следующие цели, задачи и основные направления.

Цели и задачи Стратегии

1. Главной целью Стратегии считается создание благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности экономики, а также организация оказания в налоговых органах современных сервисно-ориентированных налоговых услуг с автоматизацией процессов налогообложения.

2. Основными задачами Стратегии являются:

- обеспечение стабильности налоговых поступлений в Государственный бюджет;

- создание доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками для удовлетворения потребностей всех категорий налогоплательщиков на основе добровольного исполнения ими налоговых обязательств;

- сокращение расходов, связанных с исполнением налоговых обязательств, формирование транспарантной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей благоприятные условия для всех субъектов предпринимательства;

- формирование системы налогового контроля на основе системы риск-анализа и дистанционной аналитической работы, создающей условия для уменьшения вмешательства в деятельность налогоплательщиков, снижению «человеческого фактора» и негативных проявлений фактов коррупции в органах государственной налоговой службы.

Реализация поставленных задач позволит повысить предпринимательскую активность и снизить административные расходы по исполнению налоговых обязательств, что в свою очередь окажет положительное воздействие на позициях республики в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка.

С 1 января 2020 г. в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30 декабря 2019 года №ЗРУ-599 в Узбекистане введен Налоговый кодекс в новой редакции. Данный документ закрепил упрощение действующего налогового законодательства. В Налоговый кодекс было внесено множество изменений и дополнений, в частности:

- вместо единого социального платежа введен социальный налог; единого налогового платежа — налог с оборота, фиксированного налога — фиксированная сумма НДФЛ. На плательщиков новых налогов распространены льготы, которыми они пользовались по прежним налогам;

- из состава Налогового кодекса выведены разделы по государственной пошлине, сборам за право продажи отдельных видов товаров. Они будут регулироваться отдельным законом;

- отменены специальные налоговые режимы для рынков, сельскохозяйственных производителей;

- индивидуальным предпринимателям предоставляется право выбора уплаты подоходного налога на основе декларации или фиксированной суммы налога на доходы.

Согласно новой редакции Налогового кодекса введены существенные новшества в систему налогового администрирования, в частности:

- усилена ответственность налоговых органов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов;

- налоговым органам предоставлено право на основе риск-анализа назначать камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки и налоговый аудит;

- все хозяйствующие субъекты разделены на три сегмента - зеленая, желтая и красная дорожки. Предприятиям с низкой степенью опасности уклонения от налогов, входящим в зеленую зону, не будут назначаться налоговые проверки.

Реформа налогообложения в первом полугодии 2020 г. завершилась с принятием Указа Президента Узбекистана «Об отмене отдельных налоговых и таможенных льгот» от 19.06.2020 г. №УП-6011, предусмотренные которым меры направлены на создание на отраслевых рынках равных конкурентных условий.

Введенные в 2020 г. новшества закрепили тенденции, которые были достигнуты в предыдущем году. Так, в структуре бюджетных средств за период 2019-2020 гг. (I полугодие) имеет место:

- рост доли прямых налогов с 27,4 до 33,9% (+6,5%);

- сокращение доли косвенных налогов с 44,5 до 37,0% (-7,5%);

- снижение доли ресурсных налогов и налога на имущество с 18,1 до 16,7% (-1,4%);

- рост прочих доходов с 9,9 до 12,4% (+2,5%).

На эти тенденции повлияли принятые новшества по совершенствованию налоговой политики, а также меры по противодействию негативных последствий COVID-19.

Действие налоговой политики в период посткоронавирусного развития (период № 3) необходимо направить на дальнейшее расширение доступа малообеспеченных и среднеобеспеченных граждан к качественным современным благам в области укрепления здоровья, профилактики заболеваний, качественного образования, достойной занятости.

Список литературы /References

1. Боротов Ш.Ж. Сокращение бедности при обеспечении экономического роста страны // Вестник науки и образования. № 2(105), 2021. C. 6.

2. Adilova Z.D., Shadieva Z.T., Umarova Z.T. Development perspectives of tourism market in Uzbekistan // Beiträge zur Entwicklung in Usbekistan und China: Wissenschaftliche Schriftenreihe, 2012. Т. 5. С. 82.

3. Адылова З.Д. Тенденции развития интеграции науки и образования: зарубежный и отечественный опыт // Проблемы современной экономики, 2018. № 3 (67).

4. Adilova Z.D., Khanturaev B.A. The impact of the development of the digital economy on science and education // Вестник науки и образования, 2020. № 16. С. 94.

5. Окмуллаев Р.Р., Гулмуродов К.А. «Постпандемическое образование» в условиях цифровой экономики // Вестник науки и образования, 2020. № 17-2 (95).

6. Adilova Z.D., Khanturaev B.A. Development of higher education systems on the basis of digitization and clustering // Academy. № 8(59), 2020. С. 42.

7. Дустмурадов О.И., Гулмуродов К.А. Уровень бедности в Узбекистане и пути по его снижению // Academy, 2020. № 9 (60).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.