Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования международно-правового регулирования отношений в сфере профессионального спорта'

Основные направления совершенствования международно-правового регулирования отношений в сфере профессионального спорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
767
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PROFESSIONAL SPORTS / ATHLETE / SPORTS SHUTTLE CONCEPT / ACTS OF SELF-REGULATION OF SPORTS FEDERATIONS / CONVENTION / DECENT WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / СПОРТСМЕН / СПОРТИВНЫЙ ТРАНСФЕР / КОНЦЕПЦИЯ / АКТЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ / КОНВЕНЦИЯ / ДОСТОЙНЫЙ ТРУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вавилкин Дмитрий Сергеевич, Тащиян Аршак Андраникович

В статье рассмотрены вопросы международно-правового регулирования отношений в сфере профессионального спорта. Сближение российского законодательства с международными правовыми нормами, дальнейшее стратегическое развитие в области профессионального спорта путем совместной разработки с МОТ Концепции Международного стандарта о достойном труде профессиональных спортсменов (Конвенция) в целях обеспечения их социальной защиты, а также принципы международно-правового регулирования, трансферы (переходы) спортсменов и тренеров из одной страны в другую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL SPORT RELATIONS

The article deals with questions of international legal regulation of relations in the sphere of professional sport. The article says about the rapprochement of the Russian legislation with international legal standards, and in the further strategic development of professional sports by joint development of MOT Concepts of International standards on decent work of professional athletes (the Convention) in order to ensure their social protection. Principles of international legal regulation, transfers (transitions) athletes and coaches from one part of country to another are also considered.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования международно-правового регулирования отношений в сфере профессионального спорта»

УДК 79 ББК 75

© 2016 г. Д. С. Вавилкин,

начальник кафедры физической подготовки Ростовского юридического института МВД России

кандидат педагогических наук.

Тел.: 8 (928) 187-13-11.

А. А. Тащиян,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Ростовского юридического института

МВД России кандидат юридических наук.

Тел.: 8 (928) 111-15-55.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА

В статье рассмотрены вопросы международно-правового регулирования отношений в сфере профессионального спорта. Сближение российского законодательства с международными правовыми нормами, дальнейшее стратегическое развитие в области профессионального спорта путем совместной разработки с МОТ Концепции Международного стандарта о достойном труде профессиональных спортсменов (Конвенция) в целях обеспечения их социальной защиты, а также принципы международно-правового регулирования, трансферы (переходы) спортсменов и тренеров из одной страны в другую.

Ключевые слова: профессиональный спорт, спортсмен, спортивный трансфер, концепция, акты саморегулирования спортивных федераций, конвенция, достойный труд.

D. S. Vavilkin - Head of the Department of Physical Training, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of the Russian Federation, PhD in Pedagogy.

A. A. Taschiyan - Senior Lecturer, Department of Physical Training, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of the Russian Federation.

THE BASIC DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION

IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL SPORT RELATIONS

The article deals with questions of international legal regulation of relations in the sphere ofprofessional sport. The article says about the rapprochement of the Russian legislation with international legal standards, and in the further strategic development of professional sports by joint development of MOT Concepts of International standards on decent work of professional athletes (the Convention) in order to ensure their social protection. Principles of international legal regulation, transfers (transitions) athletes and coaches from one part of country to another are also considered.

Key words: professional sports, athlete, sports shuttle concept, acts of self-regulation of sports federations, convention, decent work.

Как глобальное явление труд профессиональных спортсменов используется и в богатых, и в бедных странах, а также во всех регионах мира. Он не только отличается высоким уровнем саморегулирования, так как зависит от правил и регламентов, принимаемых межправительственными международными организациями, спортивными федерациями, но и характеризуется высоким уровнем трудовой миграции как внутри национальных границ, так и вне их.

Сама сфера профессионального спорта служит важным источником занятости, обладает мощным потенциалом в создании новых рабочих мест и расширения возможностей

ведения бизнеса. На все это указывают рост числа профессиональных клубов, новых видов спорта, организация и проведение значимых международных соревнований и Олимпийских игр.

Переходы (трансферы) спортсменов и тренеров из одной команды в другую задействуют крупные денежные суммы, перечисляемые между государствами, которые зачастую ими не контролируются.

В то же время, несмотря на достаточно весомый вклад профессиональных спортсменов в национальные экономики и общества, их труд остается недостаточно урегулированной и защищенной формой занятости. Обес-

печение профессиональным спортсменам соответствующих условий для труда требует установления нормативно-правовых основ, выходящих за рамки традиционных трудовых отношений, и учета специфической роли регламентного регулирования в этой сфере спортивных федераций.

В своих резолюциях Генеральная Ассамблея ООН неоднократно подчеркивала, что потенциал спорта может быть и должен быть задействован для развития и обеспечения мира, для развития человеческого потенциала, укрепления солидарности и сотрудничества на местном, национальном и международном уровнях, выполнения приоритетных задач в области национального мирострои-тельства и государственного строительства.

В резолюциях № АЖ^/48/10 от 01.11.1993, № ЛЖЕ5/64/4 от 19.10.2009 и № Л/ЯЕЗ/ббЯ от 17.10.2011 Генеральная Ассамблея подчеркнула роль и значение спорта для построения более счастливой жизни на планете и для продвижения целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций [1]. Среди международных источников, регулирующих правовые основы спортивной деятельности, особо значимыми являются:

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

Олимпийская хартия;

Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 г; Европейская спортивная хартия;

Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, во время футбольных матчей 1985 г.;

Конвенция против применения допинга 1989 г.; Кодекс спортивной этики и др.

Здесь важно учитывать, что международные документы не создают прав непосредственно для самого индивида, а накладывают на государства обязанности обеспечивать соблюдение обозначенных в них прав.

Значительную роль в регулировании трудовых правоотношений в сфере спорта на территории государств-членов Европейского Союза играет трудовое законодательство Европейского Союза, а именно Концепция Евразийской социальной хартии, принятая Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС в 2004 г., которая закрепляет базовые принципы правового регулирования труда. В рамках

Совета Европы принимаются директивы и рекомендации Совета министров СЕ, ряд которых касается вопросов, связанных с отношениями в сфере труда.

В качестве успешно применяемой модели можно использовать Регламент (ЕС) № 593/2008 от 17.06.2008 о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам («Рим I»). Статья 8 Регламента устанавливает правило, по которому индивидуальный трудовой договор регулируется правом, выбранным сторонами. При этом выбор применяемого права должен быть ограничен правом государств-членов ЕврАзЭС, а при отсутствии оговорки подлежит применению право страны, где работник фактически выполняет работу. Если работа выполняется в нескольких странах, то применению подлежит право страны, в юрисдикции которой находится работодатель.

Д. Нафзигер верно отмечает, что профессиональный спорт имеет уникальную институциональную основу, включая национальную, международную, неправительственную и межправительственную, которая охватывает всю мировую общественность. Центральная роль здесь отводится олимпийскому движению и связанным с ним актам спортивных федераций, а также взаимодействию правотворчества Евросоюза с нормами европейских и северо-американских стран.

Все изложенное подтверждает важность установления границ правового регулирования труда профессиональных спортсменов.

В то же время при рассмотрении споров, вытекающих из трудовых отношений, государство и надгосударственные структуры (в рамках ЕС) активно вмешиваются в регулирование этих отношений. Такое вмешательство происходит прежде всего для реализации принципа защиты прав работников, что хорошо видно на примере деятельности Европейского суда справедливости в Люксембурге. То есть, в данном случае, в мире продолжается интенсивное развитие коллизионного регулирования.

Безусловно, прямая параллель между нормами ЕС и национальным правом не является корректной с точки зрения различной правовой природы актов, однако с точки зрения мер по защите прав игроков она вполне приемлема. Таким образом, баланс принципа автономии спорта и принципа защиты прав спортсменов - основа прогрессивного разви-

тия международного спортивного регулирования. Как справедливо отмечают

С. Ю. Головина и Л. Ю. Бугров, это позволит обеспечить одинаковые условия осуществления трудовой деятельности на территориях всех взаимодействующих стран путем унификации национальных систем трудового законодательства и гармонизировать их трудовое законодательство [2].

Резонно здесь отметить, что право должно базироваться на здравом смысле. Иначе его нормы не будут выполняться, либо будут предприниматься попытки их как-то обойти. Сближение методов правового регулирования общественных отношений в такой важной сфере человеческой жизни, как труд, является показателем цивилизованности общества [3].

Анализируя международные нормативные документы, а также практику ряда стран (как уже отмечалось), можно сделать вывод, что правовое регулирование труда субъектов профессионального спорта происходит в следующем правовом порядке:

комплексное закрепление норм в виде отдельной главы (раздела) непосредственно в трудовом кодексе или в базовом законе о труде: Российская Федерация, США (штат Техас, штат Калифорния, штат Канзас, штат Юта), Мексика, Чили, Венесуэла и др.;

закрепление норм в общем законе о спорте (Латвия и др.);

закрепление норм в специальном законе о социально-трудовых отношениях и договоре профессиональных спортсменов (Греция, Польша, Хорватия, Эквадор, Перу, Аргентина, Испания, Италия и др.);

закрепление норм о статусе профессиональных спортсменов в законодательстве о спорте с отсылками к профильному трудовому законодательству (Франция, Беларусь, Китай);

закрепление норм только в коллективных договорах и соглашениях (Швеция);

распространение общих норм трудового и гражданского законодательства на всех лиц без выделения субъектов спорта (Германия, Ирландия, Финляндия, Чехия, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина).

На наш взгляд, Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ, которые применимы в ходе осуществления российских экономических реформ. В Програм-

ме сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013-2016 гг. определены основные направления их совместной работы, которые преследуют такие цели:

расширение возможностей занятости и создание качественных рабочих мест;

обеспечение безопасных условий труда и расширение рамок социальной защиты;

продвижение международных трудовых норм и укрепление социального диалога.

Цель данного международного документа -создание стандарта - конвенции, охватывающей, по мере возможности, нормы уже существующих конвенций и рекомендаций о труде применительно к профессиональным спортсменам, а также дополнительно содержащей положения, учитывающие специфику деятельности именно в сфере профессионального спорта и отвечающей требованиям современных стандартов по соблюдению достойных условий труда и отдыха указанных работников.

Область применения документа - труд профессиональных спортсменов.

Важной и ключевой особенностью предлагаемой Конвенции МОТ является то, что она опирается на те стороны подхода МОТ, которые обеспечивают эффективную реализацию и применение международных трудовых норм в каждой стране на «низовом уровне». Вместе с тем предлагаемый международный стандарт будет решать проблемы спортивной отрасли, характеризующейся высоким уровнем глобализации, так как заимствует многие элементы, содержащиеся не только в международном и национальном нормативном регулировании, но и в регламентирующих нормах, отличных от санкционируемых государством правовых норм, самостоятельно устанавливаемых спортивными федерациями в пределах своей компетенции.

Необходимость принятия международного стандарта о труде профессиональных спортсменов на сегодняшний день явно очевидна. Как и другие международные трудовые стандарты, международный стандарт устанавливает только минимальные требования. Однако в преамбуле поясняется, что в нем:

1) учитываются обязательства Международной организации труда по содействию обеспечения достойного труда для всех посредством достижения целей Декларации

МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и Декларации МОТ о социальной справедливости в целях оптимальной глобализации, особенно проявляющейся в области спорта;

2) признается значительный вклад профессиональных спортсменов не только в национальную и глобальную экономику, но и в популяризацию и развитие спорта высших достижений и в первую очередь открытого для всех массового спорта, его продвижение на международном и национальном уровнях как средства сохранения и трансляции ценностей спорта;

3) принимается во внимание, что специфика спорта существенно отличает его от всех прочих сфер экономической деятельности и всех других сфер общественных отношений, что основным принципом его организации является принцип автономности спорта, налагающий определенные ограничения на компетенцию государства в урегулировании трудовых отношений профессиональных спортсменов;

4) с учетом неординарной природы социально-трудовых отношений профессиональных спортсменов принимается во внимание необоснованность довольно-таки ограничительного сведения статуса профессионального спортсмена только условию заключения им трудового договора со спортивной организацией;

5) учитывается, что на национальном уровне в абсолютном большинстве случаев недооценивается и в силу этого не уделяется должное внимание законодательному регулированию гарантий признания, охраны и защиты прав профессиональных спортсменов в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей в спорте, что труд профессиональных спортсменов до сих пор не урегулирован на национальном уровне (за исключением нескольких национальных законов о трудовых отношениях профессиональных футболистов);

6) принимается во внимание, что и национальными, и международными спортивными федерациями, иными спортивными организациями, обладающими компетенцией автономно от государства устанавливать вне правовые регламентные нормы (акты саморегулирования спортивных федераций) в области профессионального спорта, в абсолютном большинстве случаев по разным мотивам игнорируется необходимость четкой регламентации посредством указанного нормо-

творчества признания, охраны и защиты прав профессиональных спортсменов в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей в спорте;

7) признается, что международные трудовые конвенции и рекомендации распространяются на всех работников, включая профессиональных спортсменов, если не предусмотрено иное, за теми изъятиями, которые определяются автономностью спорта;

8) учитывается, что недооценивание и правовая неурегулированность гарантий признания, охраны и защиты прав профессиональных спортсменов в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей в спорте влечет социальную незащищенность профессиональных спортсменов, необоснованную чрезмерность власти над ними спортивных организаций, а зачастую и дискриминацию, а потому считается существенным упущением в деятельности Международной организации труда непринятие до сих пор конвенций и рекомендаций, посвященных защите прав профессиональных спортсменов, вследствие чего необходимо исправление этого упущения;

9) отмечается особое значение для профессиональных спортсменов Конвенций МОТ: № 47 о сорокачасовой рабочей неделе; № 52 об оплачиваемых отпусках; № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию; № 100 о равном вознаграждении; № 105 об упразднении принудительного труда; № 111 о дискриминации в области труда и занятий и ряда других;

10) признаются особые условия, в которых выполняется труд профессиональных спортсменов; специфика этого труда определяется особенностями производимого ими спортивного результата (результата их труда), что делает целесообразным дополнение общих норм нормами, специально предназначенными для профессиональных спортсменов, чтобы позволить им в полной мере пользоваться своими правами и связанными с ними трудовыми и социальными гарантиями.

Сфера действия и применения международного стандарта распространяется на отношения, связанные с трудовым участием профессионального спортсмена, и включает в себя:

трудовые отношения между спортсменом и спортивной организацией;

гражданско-правовые отношения между спортсменом и спортивной организацией;

иерархические отношения между спортсменом и спортивной федерацией.

Каждое государство-член, которое ратифицирует Конвенцию, после проведения консультаций с общенациональными, региональными и международными спортивными федерациями (а при необходимости - и с профсоюзами, представляющими интересы профессиональных спортсменов) может исключить, полностью или частично, из сферы ее применения:

категории работников, которым в ином случае предоставляется, как минимум, эквивалентная защита;

ограниченные категории работников, в отношении которых возникают специальные проблемы существенного характера.

Термин «спортивный трансфер» означает перевод или переход профессионального спортсмена из одной спортивной организации в другую на основании соглашения между субъектами в сфере профессионального спорта, условия которого определяются актами саморегулирования спортивных федераций [4, с. 68-71].

Термин «акты саморегулирования спортивных федераций» означает регламентирующие нормы, отличные от санкционируемых государством правовых норм, самостоятельно устанавливаемые спортивными федерациями в пределах их компетенции, определяемой автономностью спорта и мерой признания государством этой автономности, и обязательные для применения профессиональными спортсменами в силу взятых ими на себя обязательств подчиняться этим нормативным установлениям. К актам саморегулирования спортивных федераций относятся регламенты и правила международных и национальных спортивных федераций, обычаи и принципы в сфере спорта.

Термин «социально-трудовые отношения в сфере профессионального спорта» означает общественные отношения, основанные на соглашении между субъектами в сфере профессионального спорта, направленные на реализацию спортивного результата с одновременным обеспечением работника социально-трудовыми правами и гарантиями.

Рассмотрим основные гарантии признания, охраны и защиты прав профессиональных спортсменов в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей, подлежащие закреплению в международной норме, а в дальнейшем - в национальном законодательстве:

гарантии и пределы автономности спорта, подлежащие признанию и уважению государством компетенции международных, общенациональных, региональных спортивных федераций, иных спортивных организаций автономно от государства устанавливать внепра-вовые регламентные нормы (акты саморегулирования спортивных федераций) о социально-трудовых отношениях профессиональных спортсменов, о разрешении конфликтов и споров с участием профессиональных спортсменов, а также в части гарантий и пределов самого невмешательства государства во внутренние дела спортивных организаций;

минимальные социальные гарантии, определяемые государством и подлежащие признанию и обеспечению спортивными организациями при установлении и реализации социально-трудовых и иерархических отношений с профессиональными спортсменами, включая минимальные стандарты труда, отдыха, безопасности, оплаты труда и социальной защиты профессиональных спортсменов;

меры содействия созданию общенациональными спортивными федерациями и конфедерациями нормативных (актов саморегулирования спортивных федераций) механизмов медиативного (до процессуального и вне процессуального) и арбитражного разрешения конфликтов и споров профессиональных спортсменов со спортивными организациями по поводу социально-трудовых и иерархических отношений профессиональных спортсменов со спортивными организациями (в том числе государственными) и связанных с такими отношениями прав профессиональных спортсменов, а равно правовые условия и механизмы досудебного и судебного разрешения конфликтов и споров с участием профессиональных спортсменов в государственных судебных органах. Следует выделить основные положения международного стандарта, отражающие его содержание:

минимальный возраст для профессиональных спортсменов и установление статуса юных профессиональных спортсменов;

вопросы трудовой мобильности и право на выбор формы договора, заключаемого профессиональным спортсменом с соответствующей спортивной организацией;

условия труда, рабочее время, время отдыха, минимальная заработная плата;

социальные гарантии для профессиональных спортсменов, завершивших спортивную карьеру.

Литература

1. Резолюция № A/RES/64/4 «Утверждение мира и построение более счастливой жизни на планете посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов» (принята на 21-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 19.10.2009). URL: http://www.un.org/ ru/documents/ods.asp?m= A/RES/ 64/4

2. Бугров Л. Ю. Трудовой договор в России и за рубежом. Пермь, 2013.

3. Соловьев А.А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте: монография. М., 2011.

4. Нестерова А. В. Трансферы и переходы в профессиональном спорте: трудоправовой аспект // Право и государство: теория и практика. 2010. № 6.

Bibliography

1. Resolution № A / RES / 64/4 «Building a peaceful and happier world through sport and the Olympic ideals» (adopted at the 21st plenary meeting of the UN General Assembly UN 19.10.2009). URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m= A / RES / 64/4

2. Bugrov L. Yu. Employment contract in Russia and abroad. Perm State, 2013.

3. Soloviev A. A. Russian and foreign experience of systematization of sports law: monogr. M., 2011.

4. Nesterova A. V. Transfers and transitions in professional sports: truth and legal aspect // Law and the State: theory and Practice. 2010. № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.