УДК 331
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ТАДЖИКИСТАНА
© 2017
Набиева Давлатбахт Маджидовна, ассистент кафедры национальной экономики
Таджикский национальный университет (734025, Республика Таджикистан, Душанбе, проспект Рудаки, 17, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена проблемам государственного регулирования рынка труда и занятости населения в Республике Таджикистан. Автором выделены специфические характеристики государственной политики на рынке труда. Кроме того представлен анализ человеческого капитала в республике, и на этой основе предложены основные направления в области повышения занятости населения и государственного регулирования рынка труда в сельской местности.
Ключевые слова: рынок труда, сельская местность, государственное регулирование, социально-трудовые отношения, мотивация труда, трудовая миграция.
THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE STATE REGULATION MACHINERY OF LABOR MARKET AND EMPLOYMENT OF THE POPULATION IN THE RURAL ZONE OF TAJIKISTAN
© 2017
Nabiyeva Davlatbakht Madzhidovnа, assistant to department of national economy
Tajik National University (734025, Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17, e-mail: [email protected])
Abstract. Article is devoted to problems of state regulation of labor market and employment of the population in the Republic of Tajikistan. The author selected specific characteristics of public policy in labor market. Besides the analysis of the human capital in the republic is submitted and on this basis the main directions in the field of increase in employment of the population and state regulation of labor market in the rural zone are offered.
Keywords: labor market, rural zone, state regulation, social and labor relations, motivation of work, labor migration.
В условиях углубления рыночных отношений значительно возрастает роль рыночных субъектов в реализации государственной политики на рынке труда, в области занятости населения и уменьшения безработицы в сельской местности. Социально-ориентированная рыночная экономика связана с определенными социальными целями, которые носят общественно значимый характер, затрагивающий интересы населения и государства в целом [1]. Однако в этих условиях возникает материальное и социальное неравенство. Поэтому задачу повышения уровня жизни населения решает государство на основе разработки и реализации научно-обоснованной социальной политики. Вместе с тем реализация социальной политики «может отрицательно повлиять на экономическое развитие страны, если она будет сопровождаться низкой нормой накопления и уменьшением трудовой активности населения» [1].
Основной целью проводимых в Республике Таджикистан экономических реформ является совершенствование системы государственного управления, повышение уровня и качества жизни населения, содействие экономическому росту в стране. Для решения этих задач Правительство Республики Таджикистан приняло Национальную стратегию развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Среди основных стратегических направлений отдельно выделены вопросы совершенствования территориального управления и использования потенциала местных органов государственной власти и самоуправления в поселках и селах.
Кроме того, учитывая важность решения проблемы обеспечения равномерного развития сельских территорий, формирования рынка труда и улучшения занятости населения, Указом Президента Республики Таджикистан от 21 мая 2015 года № 491 был создан «Комитет по местному развитию при Президенте Республики Таджикистан» [2, 9]. Кроме того, в целях совершенствования системы управления местным развитием, Указом Президента Республики Таджикистан от 11 июля 2015 года № 522 была принята концепция управления местным развитием в Республике Таджикистан на период до 2030 года. Наряду с вышеуказанными документами социальная политика в сельской местности регулируется Конституцией Республики Таджикистан, законом Республики Таджикистан «Об органах самоуправления в поселках и селах», а также другими нормативно-пра-
вовыми актами.
В новых условиях повышение уровня благосостояния населения и обеспечение социально-экономического развития страны достигается посредством реализации социальной функции государства. При этом выделим следующие наиболее приемлемые способы определения специфических характеристик этой политики:
- максимальное сглаживание неравенства в обществе, создание людям достойных условий жизни посредством обеспечения эффективной занятости и соответствующей заработной платы;
- обеспечение своевременного и качественного оказания услуг здравоохранения, образования, бытового обслуживания и т.д.;
- формирование эффективного механизма социальной защиты и социального обеспечения, в первую очередь, тех членов общества, которые собственными силами создают себе достойную жизнь и повышение благосостояния и др.
Академик Рахимов Р.К., изучая проблему реформирования экономики в переходный период, отмечает, что «оно находилось в эпизодической ситуации без четко выраженной концепции и программы. Все рыночные структуры, которые сейчас имеются в республике, все рыночные отношения, которые складываются в народном хозяйстве, были сформулированы больше интуитивно, чем программно-конструктивно» [3, 45].
Анализ показывает, что относительная бедность населения в бывших странах СССР наметилась после перехода к рыночным отношениям. «Так, в 1989-1990 гг. более 33% населения этих республик находилось за чертой бедности» [1, 47]. Если до 1999 г. уровень бедности в Республике Таджикистан составлял 83%, то после реализации различных государственных программ и на основе поддержки международных организаций, особенно программы Организации объединенных наций, в 2015 году он составил - 30%. Следует отметить, что ВВП Таджикистана в 2000 г. составлял - 236 млн. сомони, а в 2014 г. составил - 45,6 млрд. сомони. В 2015 г. доходная часть бюджета республики составила - 15,3 млрд. сомони, а расходная - 15,5 млрд. сомони. При этом денежные доходы населения за этот период выросли на - 11,7% [4].
В целом реализация системы рыночных отношений предоставляет современному обществу самостоятельность в экономическом ведении хозяйственной деятель-
ности, активизируя предпринимательскую деятельность. Поэтому для поступательного развития экономики центральную роль играет человеческий капитал, который, по мнению Г. Беккера, представляет собой «имеющийся у каждого трудоспособного человека запас знаний, навыков и мотиваций» [5, С. 63]. Факторы, которые воздействуют на реализацию этих средств, играют важную роль для развития экономики. На наш взгляд, вложение средств в человеческий капитал дает свои плоды через некоторый промежуток времени.
По оценке аналитической группы Всемирного экономического форума (ВЭФ), в сотрудничестве с Международной организацией труда (МОТ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting в рейтинге индекса развития человеческого капитала Таджикистан занял 65 место среди 124 стран, опередив лишь Молдавию из числа постсоветских республик [6].
Другим показателем, характеризующим развитие национального человеческого капитала, выступает «Индекс человеческого развития», который ежегодно рассчитывает ПРООН. По этому индексу, опубликованному в 2014 г., Таджикистан среди 187 стран мира занимает 133 место (0,607 ИЧР), а среди постсоветских республик - последнее. Стоит отметить, что по этому показателю Таджикистан год за годом теряет и без того скромные позиции. Так, в 2010 г. Таджикистан занимал 112 место в общем рейтинге, в 2011 г. спустился до 127 места, а в 2013 г. поднялся на две ступеньки выше, занимая 125 место. По мнению экспертов, такая позиция страны в рейтинге не оправдана, так как «в этот период расходы государства на образование и здравоохранение в структуре бюджета постоянно росли» [7, 29].
Опыт показывает, что в последние годы государство усиливает свою роль в решение проблем как рынка труда, так и социально-трудовых отношений, регулирование занятости, содержания на определенном уровне баланса дифференциальных доходов населения и равной социальной защиты людей только посредством имеющихся возможностей на всех стадиях и на разных уровнях управления. При этом следует учитывать особенности развития сельской местности с учетом её природно-климатических и демографических условий, развития производственной сферы, регулирования рынка труда и занятости населения. Исследуя эти особенности и оценивая уровень их влияния на социально-трудовую сферу, важным считаем определение основных направлений и путей реформирования социально-трудовых отношений в сельской местности.
Важным параметром, учитывающим при совершенствовании механизма государственного регулирования рынка труда и занятости населения, является естественный прирост населения. В настоящее время естественный прирост в Таджикистане несколько сократился и составляет 26 человек на 1000 населения [8, 20-26]. Об уменьшении естественного прироста населения в стране свидетельствует и снижение показателя средней рождаемости от 320 на 1000 человек до 260 на 1000 человек в целом по республике. Однако по сравнению с другими странами это показатель все еще остается высоким.
Для Таджикистана, как и для других стран Центральной Азии, характерно преобладание сельского населения (73,5 %). Главной особенностью является то, что на селе семьи, состоящие из 2-3 поколений, проживают часто совместно, поэтому необходимо это учитывать при решении социальных проблем.
Ещё одной серьезной проблемой в стране является ограниченность земельных ресурсов. Видный таджикский ученый Т.Н. Назаров отмечает: «Совершенно очевидно, что в условиях Таджикистана, где ограничены земельные ресурсы, существует пока слаборазвитая промышленность и сфера услуг, которые еще не стали традиционными отраслями занятости населения, сохра-АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)
нение высоких темпов естественного прироста населения становится «аномальным» фактором, не способствующим ускорению решения социально-экономических проблем» [9, 28].
Поэтому считаем целесообразным проведение более эффективной государственной демографической политики, которая была бы связана с ограничением темпов естественного прироста населения страны, особенно в сельской местности, в рамках планирования семьи нельзя исключать стимулы и соблюдение нормальной нормы рождаемости.
В республике действует государственная программа по реализации демографической политики, которая предусматривает создание соответствующих условий для обычного воспроизводственного процесса населения и их активной профессиональной деятельности, увеличения продолжительности жизни, а качественные характеристики населения должны вписываться в механизм государственного регулирования рынка труда и занятости населения. Здесь должно быть достигнуто равновесие, прежде всего, в сфере занятости населения и регулирования профессиональной подготовки отдельных групп и слоев населения, а также регулирование условий занятости и труда, повышение уровня жизни населения посредством организации производственных предприятий в сельской местности, обеспечивающих решение социальных и экономических проблем. И только на основе устойчивого развития сельского хозяйства можно создавать новые рабочие места и обеспечить работников высокой заработной платой.
В Республике Таджикистан основной сельскохозяйственной культурой до переходного периода было производство хлопка, связанное с благоприятными природно-климатическими условиями и наличием неквалифицированных рабочих рук в стране. После перехода к рыночным отношениям постепенно объем производства хлопка снизился, и уже в 2014 году было произведено - 390 тыс. тонн, а в 2015 году - 270 тыс. тонн. Общий объем посева хлопчатника уменьшился с 307 тыс. га до 174 тыс. га [10, 70].
В настоящее время в большинстве сельских территорий, кроме автомобильных дорог, построены железные дороги, особенно в Хатлонской, Согдийской области и в районах республиканского подчинения. На наш взгляд, это является важным направлением развития сельского хозяйства в республике.
На данном этапе развития в Таджикистане можно повысить уровень благосостояния сельского населения на основе эффективного использования существующей производственной сферы, усиливая роль и значение сельского предпринимательства, что позволит предпринимателям зарабатывать себе на жизнь и тем самым обеспечивать реализацию фискальной политики государства.
Другое важное направление связано с привлечением и использованием внутренних и внешних инвестиций. Наличие в Таджикистане богатых природных ресурсов, благоприятные климатические условия позволяют достигнуть более высоких результатов в аграрном секторе. И это требует привлечения как внутренних, так и иностранных инвестиций. Так, за последние пять лет, за счет всех инвестиционных источников вложено 70 млрд. сомони, а за счет прямых инвестиции 40 млрд. сомони [11, 16]. При этом мы считаем важным реализацию инвестиционных проектов в каждом сельскохозяйственном районе на основе привлечения сельского населения с учетом их природно-климатических возможностей.
Анализ показывает, что в настоящее время инфраструктурные отрасли села функционируют на основе многообразия форм собственности и различных видов предпринимательской деятельности. Прежде всего, в отраслях социальной сферы села, где в отличие от производственной сферы специфика развития связана с некоторыми ограничениями. Финансирование ведения
205
предпринимательской деятельности на селе до сих пор осуществляется только за счет государственных источников.
Другим важным этапом является изучение уровня благосостояния населения, характеризующим качество человеческого потенциала и являющимся важнейшим фактором обеспечения экономического роста. Исследуя качества человеческого потенциала, А. Смит отмечал: «человека, изучившего с затратой большого труда и времени какую-либо профессию, требующую ловкости и искусства, можно сравнить с дорогой машиной. Следует ожидать, что труд, которому он обучался, возместит ему сверх обычной заработной платы за простой труд, все расходы за обучение, с обычной, по меньшей мере, прибылью на капитал, равный этой сумме расходов» [12, 165].
При этом мы считаем, что к человеческому капиталу нельзя полностью отнести все финансовые затраты. Они охватывают гуманистический, психологический, интеллектуальный, инновационный и комплексный характер, присущий человеку, который способствуют развитию его трудовой деятельности «инвестиции в человеческий капитал могут повышать его квалификацию и способности и на этой основе производительность труда» [13, 171].
Следовательно, благосостояние напрямую связано с основными элементами человеческого капитала - способности человека к труду, самостоятельной творческой, экономической и инновационной деятельности.
Несмотря на имеющиеся существенные различия в научных подходах, относительно анализа сущности и значения рынка труда, все они базируются на основных принципах определения уровня и состава затрат на рабочую силу, где самым главным является необходимость удовлетворения объективных потребностей, воспроизводство рабочей силы в пределах допустимого дохода, создаваемого трудом работника.
Изучение опыта различных стран мира позволяет обосновать и реализовать следующие мероприятия по регулированию рынка труда в сельской местности Республики Таджикистан:
1) повышение гибкости рынка труда;
2) усиление социальных гарантий для наименее конкурентоспособных граждан;
3) регулирование трудовой миграции, особенно внутренней миграции;
4) содействие формированию и развитию трудового потенциала сельской местности.
«Для внутренней миграции характерно следующее: если из сельской местности трудоспособное население выезжает в города республики в поисках более высоких заработков, то из городской местности в село перемещение происходит из-за нехватки продовольственных продуктов. И в этих условиях земельный участок становится основным источником дохода населения» [1].
Основной причиной внешней и внутренней миграции является высокий уровень бедности населения республики. Важно отметить, что денежные поступления от мигрантов способствуют решению жизненных проблем не только отдельных семей, но и решению социально-экономических проблем республики в целом. До 2015 года ежегодно от мигрантов поступило почти 4 млрд. долларов США [1].
В настоящее время нормативно-правовые акты в сфере внешней трудовой миграции не учитывают реальные интересы Республики Таджикистан. Кроме того в последние годы республика не заинтересована в увеличении масштабов внешней трудовой миграции. С одной стороны, миграция увеличивает совокупность доходов населения и вносит значительный вклад в решение социально-экономических проблем, а с другой стороны, этот процесс еще больше усложняет решение проблем нехватки квалифицированных рабочих кадров почти во всех сферах и отраслях национальной экономики. 206
Следует особо отметить, что нехватка высококвалифицированных кадров в будущем может негативно воздействовать, а также ухудшить морально-психологическую атмосферу в обществе и семье. Происходящими миграционными процессами необходимо управлять на основе улучшения взаимодействия с другими странами. Поэтому одной из основных задач государства в этом аспекте является разработка и осуществление целенаправленной политики, которая как можно полнее бы учитывала положительные и отрицательные результаты трудовой миграции для своевременного решения социально-экономических проблем в республике. По мнению профессора Т.Д. Низомовой, достижение устойчивого экономического роста зависит от решения проблемы управления внешней миграцией [14, 65].
В современных условиях заработная плата должна стать основным средством удовлетворения личных потребностей работающих граждан и их иждивенцев, источником пополнения личного бюджета и расширения всех видов социального страхования. Без этого невозможны дальнейшие рыночные преобразования, в частности, преодоление негативных явлений, основными причинами которых стало ослабление (и даже почти полное разрушение) механизма материальной мотивации к производительному труду и резкое обесценивание рабочей силы.
Мировой опыт показывает, что жесткое государственное регулирование оплаты труда в условиях рыночной экономики неприемлемо. Однако, по нашему мнению, и полный отказ от всех инструментов государственного регулирования вряд ли разумен, так как даже в странах с развитой рыночной экономикой основные параметры развития задаются на уровне всего общества, и это особенно касается проблемы организации оплаты труда.
На основе анализа нами выявлено, что в сельской местности Республики Таджикистан, как и в других странах СНГ, существуют проблемы в законодательно-правовой базе, регулирующей трудовые отношения. Эти документы требуют корректировки, так чтобы не было существенной разницы, особенно в размере заработной платы работников разных отраслей и сфер экономики.
Известно, что основными показателями, характеризующими уровень жизни населения, являются денежные и совокупные доходы, где оплата труда, являясь основным элементом, тесно связана с минимальной заработной платой, утверждаемой государством. Несмотря на то, что в республике и ее областях, городах и районах заработная плата постоянно увеличивается, и в 2014 году достигла - 910 сомони, по сравнению с другими странами СНГ, заработная плата работников остается низкой, особенно в сельской местности и составляет всего - 375 сомони [15, 20-26].
Кроме того в республике имеют место следующие негативные моменты:
- в нарушение существующего законодательства работники некоторых отраслей, например, сельского хозяйства, получают заработную плату ниже утвержденного минимального размера, иногда получают с большим опозданием;
- отсутствие четкого механизма регулирования оплаты труда работников сельского хозяйства из-за отсутствия отдела нормирования труда и заработной платы работников на предприятиях и организациях сельскохозяйственной отрасли. Данный отдел должен заниматься упорядочением трудовых отношений в сельской местности - в области их регулирования, занятости и определения заработной платы и других компонентов.
Поэтому в этих условиях целесообразным считаем:
1. Введение системы, обеспечивающей объективные пропорции средних величин заработной платы между различными сферами экономики через регулирование фондов оплаты труда предприятий и организаций производственного сектора.
2. Внесение изменений в законодательные акты, регулирующие вопросы оплаты труда на предприятиях и организациях, путем усиления роли договорного регулирования.
3. Введение новых принципов в действующую поощрительную систему, включая усиление мотивацион-ных стимулов к участию работников в формировании прибыли и капитале на основе установления единого механизма направления средств на эти цели.
4. Разработку и утверждение научно и экономически обоснованной системы территориального регулирования заработной платы, предусматривающей установление в пределах каждой области единого районного коэффициента за природно-климатические условия.
В этих условиях минимальная заработная плата, которая выступает как исходная база для всей системы организации оплаты труда на уровне государства, в первую очередь, призвана обеспечить нормальные условия для воспроизводства работников, занятых простым неквалифицированным трудом.
Среди критериев для установления обоснованного минимального размера заработной платы, на которую должно ориентироваться в своей политике государство, а работодатели и профсоюзы обязаны принять за основу величину показателей, характеризующих потребность сельского жителя и членов его семьи в труде.
Важную роль в обеспечении развития сельской местности страны играет Комитет по местному развитию при Президенте Республики Таджикистан. Поэтому считаем целесообразным введение изменений в положение об этом комитете, с целью усиления его роли в регулировании рынка труда и занятости населения как на среднесрочной, так и на долгосрочной основе.
На наш взгляд, важным этапом в регулировании рынка труда и занятости населения является прогноз показателей, характеризующих потребности сельскохозяйственных предприятий в работниках.
Динамика основных показателей, характеризующих потребности сельскохозяйственных предприятий в работниках за 2009-2014 годы в Республике Таджикистан представлена в таблице 1.
Таблица 1- Динамика основных показателей, характеризующих потребности сельскохозяйственных предприятий в работниках за 2009-2014 годы в Республике Таджикистан
Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 2014
По всему сельскому хозяйству, тыс. чел. 1466,7 1469,1 1507,2 1520,3 1526,2 1524,2
Б том числе сельскохозяйственные организации
Ср еднего д овал численно сть 466,7 490,3 501,6 511,9 515,1 520,4
Механизаторы, тыс. чел. 12,0 11,3 10,8 10,6 10,4 9,0
Pao о тннкн р а ст енневод ства, 181,9 193,4 198,7 200,8 209,1 197,5
Работники животноводства, 272,8 285,6 292,1 300,5 313,6 313,9
Дехканские хозяйства
Ср еднего довая численно сть 1000,0 978,8 1005,6 1008,4 1002,1 1003,8
Механизаторы, тыс. чел. 15,7 14,6 13,9 12,5 10,3 10,6
Раб о тннкн р а ст енневод ства, 711,5 674,1 693,7 694,8 679,8 663,0
Работники животноводства, 272,8 290,1 298,0 301,1 312,0 330,2
Источник: Рынок труда в Республике Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2015.-244 с.; Сельское хозяйство в Республике Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2015. -352 с.
Существуют различные методы прогнозирования, а в данной статье прогноз потребности сельскохозяйственных предприятий в работниках выполнен нами на основе использования статистических и корреляционно-регрессионных методов на среднесрочный период (таблица 2).
Как видно из таблицы 2, среднегодовой темп роста потребности сельскохозяйственных предприятий в работниках в целом по отрасли, а также по сельскохозяйственным организациям и дехканским хозяйствам соответственно составляет 1,0083%; 1,0177% и 1,0039%. При этом важную роль должны играть службы занятости, функционирующие в областных и районных центрах.
Таблица 2 - Результаты прогноза потребности сельскохозяйственных предприятий Республики Таджикистан в работниках в на период до 2020 года (тыс. чел)
Показатели Годы Среднегодовой
2018 2020 темп роста. °Л
По всему сельскому хозяйству 1587,3 1613,8 1,0083
Втомчис .те сельскохозяйстве* ные организации
Среднегодовая численно сть 566,6 586,8 1,0177
Механизаторы 11,8 12,2 1,0168
Раб отники р а стениево д ства 233,7 244,4 1,0226
Работники животноводства 351,7 368,7 1,0238
Дехканские хозяйства
Ср еднего довая численно сть 1028,2 1036,3 1,0039
Механизаторы 13,1 14,3 1,0477
Раб отники р а стениево детва 715,0 729,6 1,0102
Раб о тннкн животноводства 366,8 387,1 1,0273
Расчеты автора
В целом результаты проведенных исследований позволили нам обосновать и разработать реализацию следующих основных направлений в области повышения занятости населения и государственного регулирования рынка труда в сельской местности Республики Таджикистан на период до 2030 года:
1. Создание новых и оснащенных рабочих мест на сельскохозяйственных предприятиях на основе использования инновационных технологий в соответствие с нормами международных стандартов, обеспечение интеграции крупного и малого бизнеса в АПК, а также создание необходимых условий для работающих пенсионеров и подростков в сельском хозяйстве.
2. Повышение эффективности системы государственного управления занятостью населения на основе улучшения правового регулирования сферы социальной защиты работающего населения, незащищенных категорий граждан, стимулирование самозанятости населения, легализация нерегламентированной занятости, эффективного достижения баланса между спросом и предложением на рынке труда.
3. Формирование необходимых условий для развития предпринимательства в сельском хозяйстве, особенно в дехканских (фермерских) хозяйствах, с учетом влияния непростых демографических и экономических факторов на численность занятых и незанятых в экономике сельскохозяйственного региона, а также формирования инвестиционного и финансового механизма государственной поддержки и привлечения инвестиций.
4. Улучшение работы существующих центров занятости на основе проведения предварительной работы с работодателями по созданию единого банка вакансий, их размещения на популярных информационных ресурсах с целью содействия в трудоустройстве выпускников вузов и колледжей, а также безработных.
5. Разработка и реализация мероприятий в сфере непрерывного образования в различных профессиональных образовательных организациях с целью повышения профессиональных компетенций, получения новых и универсальных знаний, позволяющих быстро адаптироваться к динамичным изменениям. Это позволит работникам критически осмысливать полученные данные и осваивать новые виды производственной деятельности, а также приобретать дополнительные квалификации, дающие им возможность для последующего трудоустройства, а также снижения угрозы массовой безработицы.
6. Создание условий для привлечения и закрепления квалифицированных молодых специалистов для работы в функционирующих предприятиях на сельских территориях, а также усиление работы по профориентации с целью устранения существующих структурных диспропорций, связанных с профессионально-квалификационной структурой трудовых ресурсов.
7. Разработка и реализация местными органами государственной власти и самоуправления комплекса правовых, экономических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение и реализацию права на труд, решение вопроса о занятости населения. При этом необходимо создать правовые и социально-экономические условия по регулированию внешней трудовой
миграции и усилению контроля иммиграционных процессов на рынке труда Таджикистана и др.
Таким образом, реализация предложенных основных направлений совершенствования механизма государственного регулирования рынка труда и занятости в перспективе способствуют обеспечению экономического роста и повышению уровня жизни сельского населения Республики Таджикистан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амонова Д.С. Реформирование социально-трудовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике (на примере Республики Таджикистан): дисс. ... доктора экономических наук: 08.00.05. М., 2008. 275 с.
2. Положение Комитета по местному развитию при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе, 2015. С. 9.
3. Рахимов Р.К. Основные направления экономических реформ в Таджикистане // Известия АН Республики Таджикистан. Серия: экономика и политология. 1994. №3-4 (2). С.45.
4. Труд и социальное развитие. 2012. № 3(18). 67 с.
5. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода // АН РАН. Институт человека / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Эдиториал УРСС. 1999. С. 63.
6. Всемирный экономический форум. Рейтинг стран мира по уровню развития человеческого капитала 2015 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 2015.05.19. URL: http://gtmarket.ru/ news/2015/05/19/ 7160.
7. Ходиев Д.А. Развитие человеческого капитала и формирование национальной идеи // Таджикистан и современный мир. 2015. №4 (47). С. 29.
8. Статистический ежегодник Республики Таджикистан: официальное издание. Душанбе: АСПРТ, 2015. С. 74.
9. Назаров Т. Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество. Душанбе, 2004. С. 28.
10. Сельское хозяйство Республики Таджикистан. Статистический сборник. Душанбе: АСПРТ, 2015. С. 70.
11. Послание Президента Республики Таджикистан. Душанбе: Ирфон, 2016. С.16.
12. Антология экономической мысли. М., 1993. Т. 1. С. 165.
13. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. Т. 2. М.: Республика, 1993. С. 171.
14. Низомова Т.Д. Проблемы и перспективы развития национальной промышленности: отраслевой и региональный аспекты // Вестник Таджикского национального университета. 2014. № 2/ 11 (155). С. 65.
15. Статистический ежегодник Республики Таджикистан: официальное издание. Душанбе: АСПРТ, 2014. С. 20-26.
Статья поступила в редакцию 27.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.