УКД 343.2/.7
Ходжалиев Салех Айсаевич
старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Чеченского государственного университета
Saleh A. Hodzhaliyev
senior teacher of department of
criminal law and process
The Chechen state university
Основные направления совершенствования криминологического прогнозирования назначения и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы (на примере Чеченской Республики)
The main directions of improvement of criminological forecasting of appointment and execution of criminal penalty in the form of restriction of freedom (on the example of the Chechen Republic)
Аннотация. В статье рассматриваются показатели применения наказания нарушений установленных ограничений, допущенных лицами, осужденными к ограничению свободы, а также применения электронных средств надзора и контроля в качестве сокращения рецидива преступлений и прогнозов их возникновения в будущем, а также динамика нарушений сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций.
Ключевые слова: криминологический прогноз; законодательство; уголовное наказание; ограничение свободы; уголовно-исполнительные инспекции; осужденные.
Summary. In article it is considered indicators of application of punishment of violations of the set restrictions allowed by the persons condemned to restriction of freedom, and also application of electronic means of supervision and control as reduction of recurrence of crimes and forecasts of their emergence in the future, and also dynamics of violations by staff of criminal and executive inspectorates.
Keywords: criminological forecast; legislation; criminal penalty; restriction of freedom; criminal and executive inspections; the condemned.
Политика борьбы с преступностью должна быть комплексной. Российскому обществу нужна единая концепция, единая стратегия борьбы с преступностью. На практике (законотворческой и правоприменительной) не может быть отдельной уголовно-правовой политики, как и отдельных иных ее структурных частей - уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной,
криминологической (профилактической), административно-правовой. Политика в данной сфере предполагает единый, комплексный подход с использованием возможностей всех названных ее направлений. В этом плане большой интерес представляет проблема смены курса в осуществлении российской уголовной политики.
В процессе исследования любого явления асоциального характера необходимо определить его наиболее существенные черты, выявить закономерности, обозначить сущность, с тем, чтобы наметить пути воздействия на него и разработать механизм предупреждения.
Для того, чтобы правильно определить цели назначения наказания в виде ограничения свободы и их эффективного исполнения, необходимо планирование продуктивных ресурсов, которые позволят с большой достоверностью представлять, каковы могут быть основные сложности в назначении и исполнении наказания в виде ограничения свободы в будущем, какие в связи с этим предстоит принимать управленческие решения. Для решения вопросов совершенствования системы наказаний в достижении целей их исполнения необходимо применение криминологического прогнозирования.
Для определения динамики изучаемого явления рассмотрим показатели применения наказания нарушений установленных ограничений, допущенных лицами, осужденными к ограничению свободы, а также применения электронных средств надзора и контроля в качестве сокращения рецидива преступлений и прогнозов их возникновения в будущем.
Органы исполнения наказания и существующая система контроля за осужденными нацелены в первую очередь на выявление возможных нарушений установленных осужденному ограничений и установленного порядка отбывания наказания. Положительное же поведение осужденного к ограничению свободы уголовно-исполнительным инспекциям выявить и оценить значительно сложнее по целому ряду объективных и субъективных причин. К примеру, сам по себе факт нахождения осужденного дома в установленное время, подтвержденный данными электронного мониторинга, не свидетельствует об исправлении осужденного и возможности снятия с него части ограничений, установленных приговором суда. В то же время факт отсутствия лица в месте проживания в установленное в приговоре суда время, зафиксированный с помощью средств электронного мониторинга и контроля, говорит о безусловном нарушении, и в случае отсутствия уважительных причин послужит основанием, в том числе для обращения уголовно-исполнительной инспекции в суд с ходатайством о замене ограничения свободы лишением свободы [1, с. 56-60].
Кроме того, необходимо обратить внимание на крайне низкий процент удовлетворенных ходатайств о замене ограничения свободы лишением свободы (55,6 % на всей территории России и 40 % на территории Чеченской Республики). Это совершенно нехарактерно для российской судебной системы и косвенно свидетельствует как раз об эффективности ограничения свободы
как вида наказания и, возможно, о некоторых сложностях доказывания в начальный период применения наказания нарушений установленных ограничений, допущенных лицами, осужденными к ограничению свободы.
Примерно аналогичная ситуация и динамика наблюдаются и в большинстве субъектов РФ. В качестве примера были исследованы статистические данные по Чеченской Республики. Наказание в виде ограничения свободы в качестве основного вида наказания применялось в 2013 г. в 1,2 раза чаще, чем в 2012 г. Наказание в виде ограничения свободы как дополнительный вид наказания применялось в 2013 г. в 7,2 (720 %) раза чаще, чем в 2012 г.
Таким образом, Чеченская Республика имеет некоторые особенности в применении ограничения свободы. Количество лиц, осужденных к ограничению свободы в качестве основного вида наказания, в 2013 г. выросло незначительно, а вот количество лиц, осужденных к ограничению свободы как дополнительному виду наказания, выросло стремительно, скачкообразно. Помимо прочего данный факт может объясняться тем, что Чеченская Республика с 2012 года ввела в использование систему электронного мониторинга подконтрольных лиц и была одной из самых успешных регионов, применяющих СЭМПЛ. Начальник ФКУ УИИ УФСИН подполковник внутренней службы Умарпаша Ахматханов отметил: «Благодаря проводимым мероприятиям по сравнению с прошлым годом в Чеченской Республике среди наших осужденных снизились на 38% повторные преступления и составляют 0,3%. Таким образом, республика занимает лидирующее место в субъектах России в этом направлении» [2, с. 69-75].
Одной из основных целей деятельности уголовно-исполнительной системы в условиях модернизации является сокращение рецидива преступлений. В настоящее время уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения дистанционного надзора за осужденными к ограничению свободы и за лицами, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, а также для осуществления контроля за выполнением подконтрольными лицами предписанных ограничений используются электронные средства надзора и контроля, совокупность которых составляет СЭМПЛ ФСИН России [2].
На 1 марта 2014 г. под электронным контролем находились более 15 тыс. осужденных, которым судами вынесено наказание в виде ограничения свободы. При помощи средств электронного мониторинга СЭМПЛ было выявлено более 18 тыс. нарушений режима отбывания наказания в виде ограничения свободы. По результатам собранных при помощи электронных средств доказательств 2675 осужденных были направлены в места лишения свободы, 6471 осужденному по представлениям УИИ вменены дополнительные ограничения.
В 2012 г. количество осужденных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы в качестве основного вида наказания, составило 3 636
чел., а в качестве дополнительного вида наказания - 134; в 2013 г. - 8 639 и 212 соответственно, в I квартале 2014 г. - 7 904 и 140.
В качестве основных перспектив назначения и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы и в целях дальнейшего ее совершенствования в будущем, предлагаются следующие действия для формирования комплексной концепции по повышению эффективности системы назначения и исполнения наказаний в виде ограничения свободы, включающей в качестве составной части выбор наиболее перспективного развития в организационно-управленческой деятельности
правоохранительных органов, а также органов, назначающих и исполняющих наказания в виде ограничения свободы:
1.Необходимо в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве закрепить положение о применении большего объема ограничений к лицам, осужденным к наказанию в виде ограничения свободы, с учетом реализации дифференцированного подхода, как к исправляющимся осужденным, так и к нарушителям, и использования системы «социальных лифтов».
2. В целях устранения ситуации, в которой содержание различных правовых институтов фактически дублирует друг друга, а также в целях экономии уголовной репрессии считаем целесообразным исключить законодательную возможность назначения ограничения свободы в качестве дополнительного наказания, для чего необходимо внесение соответствующих изменений не только в ст. 45, 53, но и в целый ряд других статей Общей части УК РФ, предусматривающих возможность назначения ограничения. В частности, потребуется изменить редакцию ст. 314 УК РФ, в части первой которой (с учетом примечания 1 к указанной статье) предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания.
3. Необходимо применение зарубежного опыта службы пробации, положительный опыт которой позволит сократить расходы на содержание пенитенциарной системы и значительно снизить уровень рецидивной преступности. Реализация функций в тесном взаимодействии с другими государственными и муниципальными службами, которые, в свою очередь, обязаны оказывать сотрудникам пробации необходимую для выполнения их обязанностей помощь.
4. Необходима также правовая регламентация в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации деятельности сотрудников службы пробации в досудебном производстве и на стадии судебного разбирательства (на этапе подготовки досудебного доклада и его представления в судебном заседании), а также на этапе исполнения наказания. С созданием службы пробации актуализуется и проблема противодействия коррупционным проявлениям в ее деятельности.
5. Необходимо либо отказаться от применения ограничения свободы дополнительно к основным наказаниям, либо дополнить ст. 53 УК РФ ч. 7
следующим содержанием: «Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному запретов и обязанностей, которые должны соблюдаться и исполняться осужденными лицами в течение всего срока, установленного судом.
Осужденному к ограничению свободы в обязательном порядке устанавливаются... » и далее по тексту.
Кроме того, редакцию ч. 2 ст. 53 УК РФ дополнить следующим предложением: «При условном осуждении ограничение свободы не может быть назначено в качестве дополнительного вида наказания».
6. Для того, чтобы правильно определить цели назначения наказания в виде ограничения свободы и их эффективного исполнения, необходимо планирование продуктивных ресурсов, которые позволят с большой достоверностью представлять, каковы могут быть основные сложности в назначении и исполнении наказания в виде ограничения свободы в будущем, какие в связи с этим предстоит принимать управленческие решения. Для решения вопросов совершенствования системы наказаний в достижении целей их исполнения необходимо применение криминологического прогнозирования.
7. Для разработки модели назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы, содержащей в себе современные потребности наук уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии, а также правотворческой и правоприменительной практики, необходимо, по нашему мнению, основываться на анализе следующих факторов, необходимых для прогнозирования:
- криминологический портрет территории;
- криминологическо-психологическая характеристика осужденных к наказанию в виде ограничения свободы;
- оптимизация целей наказания в контексте предупреждения преступности;
- особенности формирования правопослушного поведения осужденных к наказанию в виде ограничения свободы;
- эффективность деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде ограничения свободы.
8. Необходима полностью автоматизированная программа по системе учета преступлений, для регистрации преступлений и выявления локальных/региональных проблем, проблемных участков в городе/регионе и их особенностей, а также для оценки эффективности работы правоохранительных органов, которая включала бы в себя все заявленные нами составляющее модели криминологического прогнозирования.
Новая модель работы позволит создать реальный механизм по сбору достоверной информации о состоянии преступности в любой территориальной единице, а также ее оценки с минимальным влиянием латентности статистики. Кроме того, такой подход позволит сделать работу правоохранительных органов прозрачной и более эффективной,
появится возможность корректировать контролирующими органами концентрацию усилий сотрудников правоохранительных органов в разных регионах.
9. В каждом территориальном отделе правоохранительных органов в силу важности криминалистического прогнозирования должны находиться карты-прогнозы, на которых отражались бы для конкретных участков с повышенной опасностью предполагаемые криминальные ситуации относительно возможных нападений и отходов с места совершения преступления подозреваемых.
10. В настоящее время требуется принятие соответствующих мер организационно-правового характера, направленных на повышение эффективности деятельности УИИ:
1) повысить уровень подготовки сотрудников УИИ, что позволит обеспечить беспрекословное исполнение приговора в отношении каждого осужденного к ограничению свободы;
2) особое внимание при организации воспитательно-профилактической работы с осужденными к ограничению свободы уделять изучению личности осужденного в целях выбора строго индивидуальных мер, способствующих предупреждению совершения им повторного преступления после постановки на учет УИИ;
3) обеспечить соблюдение законности в деятельности УИИ при исполнении наказания в виде ограничения свободы.
11. В целях исключения давления (подкуп, угрозы, отношения родства, манипуляция, круговая порука) со стороны сотрудников полиции на контролирующие органы, следящие за результатами работы, контроль за деятельностью регистрирующего преступления органа и полицией необходимо передать по вертикальной структуре в иерархии надзорных органов в регионах либо в иной орган такого же уровня, заинтересованный в эффективном расследовании и учете преступлений. При этом предполагается необходимость физической дислокации такого надзорного органа либо в Москве, либо в другом регионе, с сохранением конфиденциальности информации, как о самих сотрудниках такого органа, так и информации о том, за какими именно подразделениями полиции и регистрирующего преступления органа они осуществляют надзор.
12. Полагаем возможным рекомендовать уголовно-исполнительным инспекциям в случае неустановления осужденному в приговоре обязательных ограничений в соответствии с ч. 3 ст. 53 УК РФ обращение в суд с представлением информации дополнении ранее установленных осужденному ограничений, а в случае невозложения на осужденного обязанности явки на регистрацию - заявление в суде ходатайства о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора, в порядке, предусмотренном гл. 47 УПК РФ.
Литература:
1. Барков Л. А. Ограничение свободы как наказания: первые результаты применения и перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 5 (296). Право. Вып. 35. С. 56-60.
2. Бедняков И. Л. Исполнение наказаний без изоляции от общества: проблемы и перспективы // Вестник Владимирского юридического института №1(30), 2014. С. 69-75.
3. Официальный портал правительства Чеченской Республики: http://chechnya. gov.ru/page.php ?r=126&id=11228
Literature:
1. Barks L. A. Restriction of freedom as punishments: first results of application and prospect//Bulletin of the Chelyabinsk state university. 2013. No. 5 (296). Right. Vyp. 35. P. 56-60.
2. Poor people I. L. Execution of punishments without isolation from society: problems and prospects//Bulletin of the Vladimir legal institute No. 1(30), 2014. P. 69-75.
3. Official portal of the government of the Chechen Republic: http://chechnya.gov.ru/page.php? r=126&id=11228