Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования институциональной инфраструктуры региональной системы переработки ТБО'

Основные направления совершенствования институциональной инфраструктуры региональной системы переработки ТБО Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
347
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ОТХОДЫ / WASTE / ПЕРЕРАБОТКА / PROCESSING / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ENVIRONMENTAL RISKS / БИЗНЕС / BUSINESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джикия М. Д.

В статье освещены основные направления совершенствования инфраструктуры переработки ТБО в субъектах РФ. Дано определение институциональной инфраструктуры региональной системы переработки ТБО. Автор описывает основные цели совершенствования институциональной инфраструктуры региональной системы обращения с твердыми бытовыми отходами, а также дает оценку законодательным новациям в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE OF THE REGIONAL SYSTEM OF PROCESSING OF SOLID WASTES

The article highlights the main directions of improving the infrastructure for processing solid waste in the subjects of the Russian Federation. The definition of the institutional infrastructure of a regional system for the processing of solid domestic waste is given. The author describes the main goals of improving the institutional infrastructure of the regional solid domestic waste management system, as well as assessing legislative changes in waste management.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования институциональной инфраструктуры региональной системы переработки ТБО»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТБО

М.Д. Джикия, ассистент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области, проект «Организация эффективной региональной системы обращения с отходами и ее инфраструктуры: институциональный, экономический и правовой аспект» № 17-12-34008».

Аннотация. В статье освещены основные направления совершенствования инфраструктуры переработки ТБО в субъектах РФ. Дано определение институциональной инфраструктуры региональной системы переработки ТБО. Автор описывает основные цели совершенствования институциональной инфраструктуры региональной системы обращения с твердыми бытовыми отходами, а также дает оценку законодательным новациям в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: инфраструктура, отходы, переработка, правовое регулирование, экологические риски, бизнес.

Ежегодно на территории России образуется порядка 35- 40 млн. тонн твердых бытовых отходов, при этом в условиях отсутствия должной инфраструктуры той или иной переработке подвергается лишь 4-5 % от этого объема, остальное размещается на санкционированных и не санкционированных полигонах [1]. В этой связи, одной из наиболее важных задач стоящих перед регионами РФ является создание необходимой инфраструктуры, позволяющей осуществлять сбор, безопасное хранение, а также экономически эффективную переработку ТБО.

Сложность организации, функционирования и основные свойства инфраструктуры обуславливают разнообразие и неоднозначность подходов к ее определению в науке. Структура системы представляет собой «пространственное расположение всех ее элементов, совокупность устойчивых межэлементных связей и отношений элементов, внутреннее устройство, а также закон взаимодействия и взаимосвязи» [2]. Инфраструктура как система имеет собственную структуру и иерархию взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет отдельную функцию и участвует в реализации целевой функции,

взаимодействует с внешней средой, является подсистемой по отношению к основной структуре [3].

Законодательство РФ выделяет следующие виды обращения с отходами: сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, и размещение (хранение и захоронение) отходов. В свою очередь, институциональная инфраструктура представляет собой систему правил и организаций, определяющих поведение людей и хозяйственных субъектов [4]. В этом контексте, под инфраструктурой региональной системы переработки твердых бытовых отходов мы понимаем систему нормативных предписаний, которые определяют основные правила сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твердых бытовых отходов на территории субъекта РФ.

В качестве основных целей совершенствования институциональной инфраструктуры региональной системы обращения с твердыми бытовыми отходами можно выделить:

1. Уменьшение экологических рисков для здоровья населения. По среднестатистическим данным на каждого городского жителя России в год образует-

ся от 1 до 1,4 куб. метров твердых бытовых отходов, объем бытовых отходов увеличивается, а территориальные возможности для их захоронения - уменьшаются [5]. При этом, большую опасность для населения городов представляет мусорный инфильтрат, распространение возбудителей инфекционных заболеваний, образование специфических газов и т.д.

2. Устранение свалок, рекультивацию почв и вовлечение освободившихся земель в хозяйственный оборот (смена назначения участков на земли промышленности, строительства и др.). Общая площадь свалок в РФ равна 4 млн. гектаров, что примерно соответствует территории Нидерландов и вдвое больше Израиля или Словении [6].

3. Оптимизацию бюджетных затрат на обслуживание полигонов, мониторинг состояния окружающей среды и компенсацию стагнации уровня работоспособного населения региона.

4. Положительный импульс для развития регионального бизнеса, внедрения ресурсосберегающих технологий. По нашему мнению, рынок переработки бытовых отходов должен получить свое развитие в рамках программ государственной поддержки на основе системы налоговых льгот. О перспективах развития этой сферы говорит следующая статистика:

- ежегодный объем отходов бумаги и картона (около 15 млн т) в три раза превышает объем производимой в России целлюлозы;

- ежегодный объем отходов стекла (3,1 млн т) практически равен объему стеклотары, производимой в Германии;

- при захоронении безвозвратно теряется примерно 11,3 млн т, что эквивалентно объему производства бумаги и

основным экспортером данного вида товаров [7].

В конце 2017 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ подготовило проект поправок в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ. Законодательные новации направлены на повышение эффективности утилизации отходов для производителей и импортеров товаров, а также на уточнение перечня полномочий органов местного самоуправления, которым вменяется:

- ведение реестра контейнерных площадок создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Важное значение для выстраивания инфраструктуры обращения с отходами имеет устранение административных барьеров, и первым шагом на этом пути является отмена согласования региональных программ ТБО с Росприрод-надзором.

С 1 января 2019 года на всей территории РФ должна быть внедрена система обращения с твердыми коммунальными отходами, в случае активизации работы по выстраиванию институциональной инфраструктуры указанной системы, субъекты РФ в ближайшие годы смогут решить целый комплекс проблем, связанных со сбором, хранением и переработкой ТБО.

картона в Финляндии, которая является

Библиографический список

1. Учебные материалы по курсу «Подготовка на право работы с опасными отходами». С.1. URL http://tetrakom-kuzbass.ru/files/OO.Topic10.pdf

2. Орлова А.А. Формирование инфраструктуры наноиндустрии: дисс.. канд. экон. наук. - Волгоград, 2013. - С.16.

3. Русскова, Е.Г. Инфраструктура рыночной экономики: методология системного исследования. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. - С. 26-53.

4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997, с.70-71.

5. Малышевский А.Ф. // Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания отходов жилого фонда в городах России. С. 7. URL: http://rpn.gov.ru/sites/all/files/users/rpnglavred/filebrowser/docs/doklad_po_tbo.pdf.

6. Страна отходов. Журнал эксперт - онлайн. URL: http://expert.ru/2014/02/11/strana-othodov/.

7. Яворская А. // Почему выгодна продажа мусора иностранцам? / Финансовая газета. 2018. № 23. URL: https://fingazeta.ru/opinion/konsultatsii/448750/.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE OF THE REGIONAL SYSTEM OF PROCESSING

OF SOLID WASTES

M.D. Dzhikiya, аssistant Volgograd state university (Russia, Volgograd)

Abstract. The article highlights the main directions of improving the infrastructure for processing solid waste in the subjects of the Russian Federation. The definition of the institutional infrastructure of a regional system for the processing of solid domestic waste is given. The author describes the main goals of improving the institutional infrastructure of the regional solid domestic waste management system, as well as assessing legislative changes in waste management.

Keywords: infrastructure, waste, processing, legal regulation, environmental risks, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.