ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2024-11-110-116 УДК 614.2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДИАБЕТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКЛИНИКИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
З.Р. Аликова а: , А.А. Цаликова b, Т.Т. Аликова с, М.В. Цаликова d
ь с ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Владикавказ, Россия;
d Министерство здравоохранения РСО-Алания, г. Владикавказ, Россия.
а http://orcid.org/0000-0002-8186-2424; b http://orcid.org/0000-0002-9430-9265; с http://orcid.org/0009-0001-3410-9800; d http://orcid.org/0009-0003-7483-5457.
И Автор для корреспонденции: Аликова З.Р.
АННОТАЦИЯ
Проведена социологическая оценка удовлетворенности амбулаторной помощью пациентов с сахарным диабетом в Республике Северная Осетия-Алания. Результаты исследования позволяют выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются пациенты на уровне первичной медико-санитарной помощи, и определить возможные пути их нивелирования. Цель исследования: оценить удовлетворенность пациентов с сахарным диабетом качеством медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях.
Материалы и методы. Проанализированы анкеты 450 пациентов с сахарным диабетом, городских (66%) и сельских (34%) жителей. Из них 45% - мужчины и 55% - женщины в возрасте 39-59 лет (39,0%), 60-79 лет (36,0%), старше 80 лет (6,0%). Анкета включала 12 вопросов по различным аспектам деятельности поликлиники. Обработка и анализ данных производились с использованием программно-аналитического комплекса IBM SPSS Statistics 27.0.1.
Результаты. Исследование удовлетворенности пациентов с сахарным диабетом оказанием медицинской помощи в амбулаторных условиях выявило ряд проблем организационного и медицинского характера. Регулярность посещения эндокринолога пациентами является одним их основных условий эффективности лечебно-профилактических мероприятий и диспансерного наблюдения. Достаточно высокий процент (72%) посещают поликлинику от 2 до 5 раз в год. Настораживает, что 28% пациентов посещают эндокринолога только 1 раз в год, что является признаком низкой приверженности к лечению со стороны пациентов. Сельские жители реже, чем городские жители посещают врача-эндокринолога. Лица молодого возраста чаще не удовлетворена временем, которое уделяет врач на приеме и чаще сталкивается с грубым отношением со стороны медицинского персонала. Коморбидность сахарного диабета требует оказания медицинской помощи высокого качества в соответствии с ожиданиями пациентов, которое обеспечивается материально-техническим оснащением и укомплектованностью необходимыми медицинскими кадрами. Только 36% респондентов считают, что оснащенность диагностическим оборудованием поликлиники соответствует современным требованиям. Согласно результатам исследования 20% респондентов полностью удовлетворены амбулаторным обслуживанием, 71% - удовлетворены, 6% - не удовлетворены, 3% - совсем не удовлетворены.
Заключение. Полученные результаты являются индикатором качества оказания медицинской помощи и свидетельствуют о наличии проблемных зон в деятельности медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь пациентам с сахарным диабетом. Особое внимание следует уделить организации диспансерного наблюдения с целью снижения рисков развития осложнений заболевания. Необходимым является повышение доступности первичной медико-санитарной помощи путем принятия соответствующих управленческих решений на уровне региональных органов здравоохранения. Ключевые слова: сахарный диабет, удовлетворенность пациентов, амбулаторная медицинская помощь. Для цитирования: Аликова З.Р., Цаликова А.А., Аликова Т.Т., Цаликова М.В. Основные направления совершенствования диабетологической помощи в условиях поликлиники (по результатам социологического исследования). Менеджер здравоохранения. 2024; 11:110-116. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-11-110-116
Введение
I Российской Федерации, как и во всех странах мира, отмечается значимый рост распро-"страненности сахарного диабета. Однако данные регистра не отражают реального количества пациентов, поскольку учитывают только зарегистрированные случаи заболевания. Так, результаты
© Аликова З.Р., Цаликова А.А, Аликова Т. Т., Цаликова М.В, 2024 г.
российского эпидемиологического исследования (NATION) подтверждают, что диагностируются лишь 50% случаев сахарного диабета 2-го типа, что является угрозой для данных лиц в дальнейшем [1, 2, 3, 4]. В силу этих обстоятельств особою актуальность имеет оказание первичной эндокринологической помощи населению на амбулаторно-поликлиническом этапе.
—-1И
Менеджер / Manager №11
здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2024
Лечение лиц, страдающих сахарным диабетом, должно быть комплексным и включать наряду с индивидуально подобранными схемами сахарос-нижающих препаратов лекарственные средства, способные влиять на патогенетические механизмы развития микрососудистых осложнений. Значительная часть лечения, а также диспансерное наблюдение пациентов с сахарным диабетом проходит амбулаторно [5, 6, 7]. От врача первичного звена зависит качество оказания медицинской помощи, выявление и своевременное лечение осложнений, а также повышение приверженности к лечению у пациентов [8, 9, 10, 11].
В связи с этим, особую актуальность приобретает социологическая информация, основанная на изучении мнения пациентов с сахарным диабетом удовлетворенностью оказанием медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Цель исследования: оценить удовлетворенность пациентов с сахарным диабетом качеством медицинской помощи, оказываемой в амбу-латорно-поликлинических условиях.
Материал и методы
На базе республиканского эндокринологического диспансера (ГБУЗ «РЭД») Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) проведено анкетирование пациентов с сахарным диабетом. Объем выборки составил 450 человек, из них 45% мужчин и 55% женщин. Наибольшее число респондентов представлено возрастной группой 39-59 лет (39,0%), пациенты в возрасте 60-79 лет составили 36,0%,
старше 80 лет 6,0%. В социологическом исследова нии участвовали 66% жителей города и 34% жителей села. Анкета включала 12 вопросов о качестве медицинского обслуживания в поликлинике. О цели и задачах исследования пациенты были информированы в устной форме лечащим врачом. Обработка и анализ эмпирических данных производились с использованием возможностей программно-аналитического комплекса IBM SPSS Statistics 27.0.1.
Результаты исследования
Сахарный диабет - хроническое заболевание, которое требует регулярного наблюдения у лечащего врача-эндокринолога для оценки компенсации заболевания, коррекции сахароснижающей терапии при необходимости, выписки льготных лекарственных препаратов. При отсутствии жалоб, пациенты с сахарным диабетом должны посещать своего эндокринолога 1 раз в 3 месяца, при необходимости - чаще.
Проведен опрос о частоте посещения поликлиники ГБУЗ «РЭД» лицами с сахарным диабетом. 72% посещают поликлинику от 2 до 5 раз в год. 28% -1 раз в год. По половому распределению женщины посещают поликлинику чаще мужчин. От 2 до 5 раз в течение года чаще посещают поликлинику респонденты старшего возраста. В возрастной группе 39-59 лет - 74,80%, 60-79 лет - 74,00%, 80 лет и старше - 64,70%. В возрастной группе 18-39 лет данный показатель наименьший и составил 61,90% (рис. 1). Становится очевидным, что данная возрастная группа должна находиться под особым вниманием лечащего эндокринолога.
Рис. 1. Частота посещения поликлиники пациентами с сахарным диабетом ГБУЗ «РЭД» (в %)
Рис. 2. Распределение респондентов по времени ожидания приема
у врача-специалиста после записи (%
По социальному положению чаще обращаются в поликлинику пенсионеры (74,3%), рабочие (73,4%), служащие (73,3%), учащиеся (72,1%), в то время как безработные посещают поликлинику несколько раз в год лишь в 35%.
В результате проведенного опроса, выявлено, что 58% пациентов могут попасть на прием к врачу в течение 2-7 дней, 25% - на следующий день, а 6% пациентов приходится ждать приема более недели (рис. 2).
В зависимости от места жительства выявлено, что сельские жители чаще могут попасть на прием к врачу в день обращения в поликлинику или на следующий день. Во времени ожидания более недели между жителями города и села достоверных различий нет (р< 0,5).
Обнаружено, что учащиеся чаще других респондентов ожидают приема более недели (8,2%). Служащие чаще попадают на прием к врачу на следующий день (66,7%). На прием к врачу в день
записи попадают 15% неработающих респондентов (рис. 3).
Общение пациента с врачом и удовлетворенность от врачебного приема является важным аспектом для дальнейшей приверженности к лечению. В ходе приема лечащий врач должен ответить на все вопросы и объяснить дальнейшую тактику лечения. Результаты анкетирования показали, что 36% опрошенных удовлетворены временем, которое врач тратит на прием, 41% - чаще довольны, а 15% считают, что врач уделяет недостаточно времени во время приема, и 8% затруднились ответить.
Среди возрастных категорий чаще всего не удовлетворены длительностью приема лица молодого возраста 19-39 лет. Наиболее удовлетворенной возрастной категорией являются пациенты 60-79 лет. Пенсионеры чаще остальных затруднились ответить на данный вопрос (рис. 4). Значимых гендерных различий не выявлено (р< 0,5).
Рис. 3. Ожидание приема врача-эндокринолога в зависимости
от социального положения респондентов (%
затрудняюсь ответить
нет
в основном нет в основном да да
10,20% Г 6,50% 1 23,50%
114.30% 5,30% 4,90% 1
7,10% ятя )% 1,60% 11,80%
МШИМ 20% 33,30% 11,80%
№П 20,40% 53,70% II ШМИ 1
18-39 ■ 39-59 60-79 ■ 80 лет и старше
Рис. 4. Удовлетворенность пациентов длительностью врачебного приема
по возрастным категориям (в %)
При распределении по месту жительства жители села чаще остаются удовлетворенными длительностью приема.
Среди респондентов 24% сталкивались с отказом в необходимых, по мнению пациента, обследованиях и лечении. Чаще всего причиной этому служила чрезмерная загруженность. Наиболее часто с отказом сталкивались лица молодой (1839 лет) и старческой (80 лет и старше) возрастной группы. При этом лица молодого возраста отказ в необходимых обследованиях связывают с чрезмерной нагрузкой медицинского персонала, тогда как лица пожилого возраста - с отсутствием материально-технических возможностей медицинской организации.
Ожидания пациентов, обусловленные доступностью и качеством медицинской помощи, связаны в значительной степени с наличием современного диагностического оборудования. Более трети опрошенных (36%) указали на соответствие обследования в поликлинике современному уровню. При этом 20% респондентов не удовлетворены уровнем обследования и 44% затруднились ответить. Жители сел считают, что поликлиника соответствует современному уровню (45,9%), тогда как жители города затрудняются ответить на данный вопрос (49,2%).
Эндокринологи, осуществляющие диспансерное наблюдение, в тяжелых клинических случаях должны направлять пациентов в другие медицинские учреждения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи или для определения дальнейшей тактики лечения. Результаты анкетирования показали, что 39% были направлены в другие медицинские учреждения. Чаще направляются
в другие медицинские организации лица старшего возраста (64,7%). У пациентов молодого возраста данный показатель ниже (46,4%). При этом в другие медицинские организации направляются 45,2% сельских жителей, а городских жителей - 36,2%.
Отношение врача к пациенту является важным аспектом в оказании медицинской помощи. Грубое обращение к пациенту может вызвать недоверие со стороны пациента и снизить приверженность к лечению, что в дальнейшем может привести к неблагоприятным последствиям. В ходе опроса 16% респондентов сталкивались с грубым отношением врачебного персонала. При распределении по половому признаку и месту жительства значительной разницы не выявлено. При распределении по возрасту чаще с грубым отношением сталкивается молодая возрастная группа (34,5%), в то время как лица старшего возраста не отмечают грубого отношения со стороны врачебного персонала.
Пациенты с сахарным диабетом часто посещают поликлинику как для обследования и коррекции терапии, так и для обеспечения лекарственными препаратами. В связи с этим, итоговым вопросом в ходе нашего опроса была удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием в поликлинике. Согласно результатам исследования 20% респондентов полностью удовлетворены амбулаторным обслуживанием, 71% - удовлетворены, 6% - не удовлетворены, 2% - совсем не удовлетворены. При распределении по половому признаку женщины чаще удовлетворены оказанием медицинской помощи в поликлинике. По социально-профессиональному признаку имеются значительные различия в оценке качества поликлинической помощи. Так,
->
Рис. 5. Удовлетворенность амбулаторно-поликлинической службой в зависимости от социально-профессионального положения (в %)
пенсионеры удовлетворены медицинской помощью в поликлинике в 95,8% случаев. Неработающие респонденты остались не удовлетворены в 25%, тогда как среди учащихся данный показатель составил 4,9%. Совсем не удовлетворены амбулаторной медицинской помощью 6,6% респондентов (рис. 5).
Обсуждение результатов
Исследование удовлетворенности пациентов с сахарным диабетом оказанием медицинской помощи в амбулаторных условиях выявило ряд проблем организационного и медицинского характера. Являясь первичным звеном в системе оказания медицинской помощи, поликлиника предъявляет ряд требований к пациентам с сахарным диабетом, выполнение которых способствует нивелированию нежелательных осложнений заболевания. В связи с этим регулярность посещения эндокринолога пациентами является одним их основных условий эффективности лечебно-профилактических мероприятий и диспансерного наблюдения. Отмечается достаточно высокий процент (72%) посещения поликлиники от 2 до 5 раз в год. Вместе с тем настораживает, что около трети респондентов (28%) посещают своего врача только 1 раз в год, что является признаком низкой приверженности к лечению со стороны пациентов, а также имеющихся дефектов в диспансерном наблюдении, в том числе организационного характера со стороны врача-эндокринолога. При этом сельские жители реже, чем городские жители посещают врача-эндокринолога.
Особого внимания требуют лица молодого возраста, так как именно данная категория чаще всего не удовлетворена временем, которое уделяет врач на приеме, и чаще сталкивается с грубым
отношением со стороны медицинского персонала. Лица молодого возраста требуют больше времени для подбора адекватной сахароснижающей терапии и менее привержены к лечению с последующим развитием осложнений, приводящих к ранней инвалидизации.
Пациенты с сахарным диабетом являются ко-морбидными, и подход к терапии должен быть комплексным. В связи с этим обеспечение медицинской помощью высокого качества, в соответствии с ожиданиями пациентов, требует удовлетворительного материально-технического оснащения и укомплектованности необходимыми медицинскими кадрами. Только 36% респондентов считают, что оснащенность диагностическим оборудованием поликлиники соответствует современным требованиям. Согласно результатам исследования 20% респондентов полностью удовлетворены амбулаторным обслуживанием, 71% - удовлетворены, 6% - не удовлетворены, 3% - совсем не удовлетворены.
Заключение
Полученные результаты являются индикатором качества оказания медицинской помощи и свидетельствуют о наличии проблемных зон в деятельности медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь пациентам с сахарным диабетом. Особое внимание следует уделить организации диспансерного наблюдения с целью снижения рисков развития осложнений заболевания. Необходимым является повышение доступности первичной медико-санитарной помощи путем принятия соответствующих управленческих решений на уровне региональных органов здравоохранения.
Менецжер / Manager № 11
здравоохранения / Zdrevoochranenle 2024
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом / Под ред. И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. - 11-й выпуск. - М.; Сахарный диабет. 2023; 26(2S): 1-231.
2. Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс] URL: https://covid19.who.int/table (Дата обращения: 02.05.2024).
3. Манатбекова З.К., Озат Л., Бектур А.Е, Шаймерден А.Р., Ахат Д.А., Турсын А.Б. Организация амбулаторной помощи при сахарном диабете 2 типа. Вестник КазНМУ. 2021;1. URL: ttps://cybeHeninka.ru/artide/n/organizatsiya-ambulatornoy-pomoschi-pri-saharnom-diabete-2-tipa (Дата обращения: 06.05.2024).
4. Аметов А.С. Сахарный диабет 2-го типа: проблемы и решения. - 3-е изд., переработанное и дополненное. М. 2017.
5. Морозова Т.Е., Конышко Н.А. Ведение пациента с сахарным диабетом в амбулаторной практике: профилактика и лечение сосудистых и неврологических осложнений. Consilium Medicum. 2019; 21 (4): 45-49. DOI: 10.26442/2075175 3.2019.4.190325
6. Дедов И.И, Шестакова М.В., Галстян Г.Р. Распространенность сахарного диабета 2-го типа у взрослого населения России (исследование NATION). Сахарный диабет. 2016;19(2):1 04—112.
7. Кузнецов Е.В., Жукова Л.А., Пахомова Е.А., Гуламов А.А. Эндокринные заболевания как медико-социальная проблема современности. Современные проблемы науки и образования. 2017;4:4.
8. Савина А.А. Тенденции показателей заболеваемости болезнями эндокринной системы взрослого населения Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения. 2021;4. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1285/30/ lang, ru/ (Дата обращения: 01.03.2024).
9. Шестакова М.В., Мокрышева Н.Г., Дедов И.И. Сахарный диабет в условиях вирусной пандемии COVID-19: особенности течения и лечения. Сахарный диабет. 2020;2:132-139.
10. Аликова З.Р., Цаликова А.А., Карсанова Е.М., Ведмеденко Ф.В. Социологическая оценка последствий перенесенной коронавирусной инфекции ^vid-19 у пациентов с сахарным диабетом // Медико-фармацевтический журнал
«Пульс». 2024;26(4):113-120. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2024-26-4-113-120.
11. Дедов И.И, Шестакова М.В., Викулова О.К. и др. Сахарный диабет в Российской Федерации: динамика эпидемиологических показателей по данным Федерального регистра сахарного диабета за период 2010-2022 гг. Сахарный диабет. 2023;26 (2):104-123.
ORIGINAL PAPER
THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING DIABETOLOGICAL CARE IN A POLYCLINIC (BASED ON THE RESULTS OF A SOCIOLOGICAL STUDY)
Z.R. Alikova a : , A.A. Tsalikova b, T.T. Alikova c, M.V. Tsalikova d
a b- c Federal State Budgetary Institution of Higher Education «North Ossetia State Medical Academy» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Vladikavkaz, Russia; d Ministry of Healthhcare of the Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Russia.
H Corresponding author: Alikova Z.R.
ANNOTATION
A sociological assessment of satisfaction with outpatient care for patients with diabetes mellitus in the Republic of North Ossetia-Alania was carried out. The results of the study make it possible to identify the main problems faced by patients at the primary health care level and identify possible ways to level them.
The purpose of the study: to assess the satisfaction of patients with diabetes mellitus with the quality of medical care provided in outpatient settings.
Materials and methods. The questionnaires of 450 patients with diabetes mellitus, urban (66%) and rural (34%) residents were analyzed. Of these, 45% are men and 55% are women aged 39-59 years (39.0%), 60-79 years (36.0%), over 80 years (6.0%). The questionnaire included 12 questions on various aspects of the clinic's activities. Data processing and analysis were performed using the IBM SPSS Statistics 27.0.1 software and analytical complex.
Results. A study of the satisfaction of patients with diabetes mellitus with outpatient medical care has revealed a number of organizational and medical problems. The regularity of visits to the endocrinologist by patients is one of their main conditions for the effectiveness of therapeutic and preventive measures and dispensary supervision. A fairly high percentage (72%) visit the clinic from 2 to 5 times a year. It is alarming that 28% of patients visit an endocrinologist only once a year, which is a sign of low adherence to treatment on the part of patients. Rural residents visit an endocrinologist less often than urban residents. Young people are more often dissatisfied with the time that the doctor spends at the reception and more often face rude treatment from the medical staff. The comorbidity of diabetes mellitus requires the provision of high-quality medical care in accordance with the expectations of patients, which is provided with logistical equipment and staffing Conclusion. The results obtained are an indicator of the quality of medical care and indicate the presence of problem areas in the activities of medical organizations providing outpatient care to patients with diabetes mellitus. Special attention should be paid to the organization of dispensary follow-up in order to reduce the risks of developing complications of the disease. It is necessary to increase the availability of primary health care by making appropriate management decisions at the level of regional health authorities. Keywords: diabetes mellitus, patient satisfaction, outpatient medical care.
For citation: Alikova Z.R., Tsalikova A.A, Alikova T.T., Tsalikova M.V. The main directions of improving diabetological care in a polyclinic (based on the results of a sociological study). Manager zdravoohranenia. 2024; 11:110-116. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-11-110-116
•КС
змо зЯо
f
REFERENCES
к#
1. Algorithms of specialized medical care for patients with diabetes mellitus / Edited by I. I . Dedov, M.V. Shestakova, A.Yu. Mayorov. - 11th edition. - M.; Diabetes mellitus. 2023; 26(2S): 1-231.
2. The World Health Organization. [Electronic resource] URL: https://covid19.who.int/table (Date of application: 05/02/2024).
3. Manatbekova Z.K., Ozat A, Bektur A.E., Shaimerden A.R., Akhat D.A., Tursyn A.B. Organization of outpatient care for type 2 diabetes mellitus. Bulletin of KazNMU. 2021;1. URL: ttps://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-ambulatornoy-pomoschi-pri-saharnom-diabete-2-tipa (Date of reference: 05/06/2024).
4. Ametov A.S. Type 2 diabetes mellitus: problems and solutions. - 3rd ed., revised and supplemented. M. 2017.
5. Morozova T.E., Konyshko N.A. Management of a patient with diabetes mellitus in outpatient practice: prevention and treatment of vascular and neurological complications. Consilium Medicum. 2019; 21 (4): 45-49. DOI: 10.26442/ 20751753.2019.4.190325
6. Dedov I.I., Shestakova M.V, Galstyan G.R. Prevalence of type 2 diabetes mellitus in the adult population of Russia (NATION study). Diabetes mellitus. 2016;19(2):104-112.
7. Kuznetsov E.V., Zhukova L.A., Pakhomova E.A., Gulamov A.A. Endocrine diseases as a medical and social problem of modernity. Modern problems of science and education. 2017;4:4.
8. Savina A.A. Trends in the incidence of diseases of the endocrine system of the adult population of the Russian Federation. Social aspects of public health. 2021;4. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1285/30/lang, en/ (Date of reference: 03/01/2024).
9. Shestakova M.V, Mokrysheva N.G., Dedov I.I. Diabetes mellitus in the conditions of the COVID-19 viral pandemic: features of the course and treatment. Diabetes mellitus. 2020;2:132-139.
10. Alikova Z.R., Tsalikova A.A., Karsanova E.M., Vedmedenko F.V. Sociological assessment of the consequences of the transmitted coronavirus infection Covid-19 in patients with diabetes mellitus // Medical and pharmaceutical magazine «Pulse». 2024;26(4):113-120. http://dx.doi.org/Z10.26787/nydha-2686-6838-2024-26-4-113-120.
11. Dedov I.I., Shestakova M.V., Vikulova O.K. et al. Diabetes mellitus in the Russian Federation: dynamics of epidemiological indicators according to the Federal Register of Diabetes Mellitus for the period 2010-2022. Diabetes mellitus. 2023;26 (2):104-123.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Аликова Зара Рамазановна - д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и социально-экономических наук, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Владикавказ, Россия.
Zara R. Alikova - doctor of medical Sciences, Professor, head of chair public health, healthcare and socio-economic sciences North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia. E-mail: [email protected]
Цаликова Ася Александровна - аспирант кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социально-экономических наук, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Владикавказ, Россия. Asya A. Tsalikova - graduate student of chair public health, healthcare and socio-economic sciences North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia.
Аликова Тамара Таймуразовна - доцент кафедры офтальмологии ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Владикавказ, Россия.
Tamara T. Alikova - Associate Professor of Ophthalmology chair North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia.
Цаликова Марина Владимировна - заведующая отделом лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, Россия.
Marina V. Tsalikova - Head of the Department of Medical and Preventive Care of the Ministry of Health North Ossetia-Alania Republic, Vladikavkaz, Russia.
Менеджер / Manager №11
здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2024