УД«301 О. В. МОРОЗОВА
Омский государственный педагогический университет
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются типичные проблемы женщин, семейный стаж которых не превышает 10 лет, имеющих детей; описывается исследование, по результатам которого выделены различные категории женщин по их отношению к воспитанию детей. В статье рассматриваются возможные последствия негативного влияния проблем женщин на социализацию ребёнка, значение воспитательной функции семьи, обосновывается необходимость комплексной и систематической социальной работы с данной категорией семей, выделены приоритетные направления работы с семьями, перечислены формы работы по этим направлениям.
Российские женщины стремятся к сбалансированному сочетанию своих обязанностей как в семье, так и на работе. Женские проблемы во многом зависят от того, насколько женщины заняты в трудовой и семейно-бытовой сфере. Чем эффективнее женщина трудится в профессиональной сфере, тем меньше у неё остается времени и сил на воспитание ребёнка. К сожалению, современная семья находится в состоянии кризиса, что выражается в росте неполных семей, конфликтных и проблемных семей, в постоянном увеличении числа «социальных сирот».
Очевидно, что назрела необходимость в оказании комплексной помощи семье и детям. Для выявления основных направлений работы по оказанию помощи семье, необходимо было выделить проблемы, с которыми чаще всего сталкивается семья, имеющая детей.
В своем исследовании, выявляя проблемы молодых замужних работающих женщин, мы использовали метод невключенного наблюдения, метод беседы и социологический опрос в форме анкетирования.
Одним из главных условий нашего исследования явилось наличие традиционных ценностей у опрашиваемых современных женщин:
- семья (замужество)
- ребенок или дети
- работа.
В нашем исследовании мы рассматривали семьи, чей семейный стаж не превышает 10 лет. Таким образом, на наш взгляд, можно было получить наиболее полную картину совмещения женщиной разнообразных социальных ролей, на стадии становления зрелой семьи, т.к. большинство семей на данном этапе жизни находится в ситуации решения жилищных проблем, формирования карьерных устремлений, освоения на этом фоне родительских ролей.
При проведении опроса мы столкнулись с определенными трудностями - молодых женщин, соответствующих поставленным условиям, отобрать оказалось сложно.
Основные причины, по которым группы женщин, не вошли в опрос:
1. Молодые незамужние работающие женщины. Работа является для них ступенью к профессиональной карьере.
2. Замужние женщины, откладывающие рождение ребенка и стремящиеся достигнуть карьерного роста. Они планируют рождение ребенка только после того, как смогут достигнуть стабильного материального положения.
3. Женщины, воспитывающие своих детей в неполных семьях. Их брак распался по различным причинам в течение 10 лет.
4. Замужние неработающие молодые женщины.
В современной России прослеживается тенденция
сознательного отказа от традиционных форм семейной жизни в пользу внесемейной социальной активности, молодые женщины не торопятся выходить замуж. Получение образования является для них ступенью к профессиональной карьере. Стремясь достигнуть определённого положения на работе, замужние женщины не спешат рожать ребёнка, так как это затрудняет карьерный рост. Женщины планируют создание семьи после достижения устойчивого материального положения и определённого роста в профессиональной карьере.
В нашем исследовании приняли участие 45 женщин в возрасте от 21 года до 35 лет. 4 женщины состоят в гражданском браке, у 41 женщины брак юридически зарегистрирован, из них 4 женщины состоят в повторном браке. 41 женщина имеет по одному ребёнку, 4 женщины имеют по двое детей. Возраст детей от 1,5 до 9 лет:
Уровень образования женщин:
- среднее образование - 4;
- специальное образование - 24;
- высшее образование -16;
- аспирантура - 1.
При помощи методов наблюдения и беседы мы определили общий эмоциональный настрой женщин, их готовность обсуждать вопросы социально-педагогического характера, отношение женщин к проблемам совмещения работы и воспитания ребёнка, зафиксировали разнообразные точки зрения на данные проблемы, а также их внешний вид.
Помимо бесед и наблюдения, в исследовании был применён метод анкетирования, целью которого явилось выявление семейного опыта и основных трудностей. Анкета включала вводную часть, с указанием биографических данных (форма брака, семейный стаж, трудовой стаж, указание количества имеющихся детей), а также четыре тематических блока:
1. «Увлечения, отдых, свободное время» предполагает вопросы о досуге и предпочтениях женщины;
2. «Семья» содержит вопросы, касающиеся семейно-бытовой организации жизнедеятельности женщины;
3. «Дети» предлагает вопросы о том, как женщина организует жизнь детей;
4. «Работа» включает вопросы о профессиональной занятости и социальной защите женщины. Опрашиваемые нами женщины трудятся а различных сферах жизни, средний возраст 29 - 35 лет, и н основном воспитывают одного ребенка младшего школьного возраста. В ходе исследования нами было выделено три категории женщин по их отношению к воспитанию детей и осознанию ими социально-педагогических проблем:
1. Женщины, не испытывающие трудностей в воспитании ребенка, не имеющие социльно-педа-гогических проблем - 11%. Для них характерно гармоничное сочетание семейных и профессиональных ролей, они довольны семейной жизныо, чаще имеют неполную рабочую занятость, и^ нравится и интересна профессиональная деятельность. Хозяйственно-бытовая сфера не является их прерогативой, они эффективно организую! домашнее взаимодействие. Женщины принимают активное участие в жизни детей, уделяют большое внимание семейному общению, разнообразно и интересно организуют досуг детей и семьи. Не выделяют жилищные проблемы, отмечают наличие детской комнаты. Все женщины, принимавшие участие в нашем исследовании, имеют высшее образование. В течение семейной жизни не испытывали желание развестись.
2. Женщины, имеющие трудности в воспитании ребенка, имеющие социально-педагогические проблемы, осознающие их, либо уже наметившие для себя пуги их решения - 64%. Они довольны семейной жизнью, профессиональная деятельность либо не вызывает у них стойких отрицательных эмоций, либо нравится и интересна им. Все заняты полный рабочий день или имеют скользящий график. Они испытывают нехватку времени, часто и жилищные проблемы. Получают помощь от мужа и родителей по ведению домашнего хозяйства и по воспитанию ребёнка. Проблемы в воспитании решают самостоятельно, вовремя обратив внимание на возникающие трудности. К этой группе относятся и женщины, состоящие в повторном браке. В данной категории присутствуют женщины как с высшим, так и со средним специальным образованием.
3. Женщины, имеющие социльно-педагогические проблемы, не осознающие их, не имеющие возможности самостоятельно наметить пути их решения, — 25%. Эта категория женщин нуждается в социльно-педагогической помощи. Характерные признаки данной группы: женщины испытывают недовольство семейной жизнью, вынуждены выполнять весь объем домашней работы самостоятельно, испытывают острый дефицит времени и, как правило, сложное материальное положение. Отмечают проблемы, возникающие у детей в школе, частые болезни детей дошкольного возраста, капризность и упрямство детей; нестабильность в семейных отношениях. Женщины часто вынуждены оставлять детей дошкольного и младшего школьного возраста на длительное время одних дома. Отношения с мужем в большинстве случаев конфликтные, в семье имеет место эмоциональная дистанция,
есть случаи физического насилия. Эта категория женщин высказывает желание развестись. Большинство женщин со средним или специальным образованием.
В ходе исследования мы выделили основные проблемы молодых замужних работающих женщин:
1. Неумение рационально распределять рабочее и свободное время.
2. Неумение выделять жизненные и семейно-быто-вые приоритеты.
3. Переутомление при выполнении всей домашней работы, поддействием социальных стереотипов.
4. Отсутствие или недостаточность педагогических знаний для воспитания ребенка.
5. Сужение сферы семейного досуга.
6. Пребывание а :;:туации постоянных стрессов (систематическое ограничение удовлетворения своих потребностей и притязаний).
Возможные последствия негативного влияния проблем женщин на социализацию ребёнка:
1. Эмоциональное отстранение ребёнка от матери, формирование у ребёнка ощущения «ненужности», неполноценности, может привести к проблемам в общении, к девиантным формам поведения.
1. Трудности в освоении школьной программы, запаздывание интеллектуального развития, и как следствие - педагогическая запущенность ребёнка.
3. Бедность социальных контактов, скудные на-выки-разновозрастного общения.
4. Отсутствие бытовых навыков и навыков самообслуживания, потребительское отношение к домашнему труду.
5. Деформированное освоение способов социального реагирования на различные жизненные ситуации.
6. Недостаток положительного опыта семейной жизни, способствующий неверным представлениям о роли отца и матери в семьи, как следствие — возможные трудности в создании собственной семьи.
Мать, являясь самым значимым человеком в жизни ребёнка-дошкольника, не утрачивает своего влияния на ребёнка и в начальной школе. Она в семье выступает эмоциональным лидером, именно её воспитание является определяющим в развитии личности ребёнка. Поэтому одной из обязательных составляющих социально-педагогической работы является работа с женщинами.
Известно, что воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1. Формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма;потребности и умения быть гражданином ихозяином, соблюдать нормы поведения; обогащение интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и в выработке санитарно-гигиенической культуры.
2. Систематическое воспитательное взаимодействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
3. Постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Воспитание детей является наиболее устойчивой и социально значимой среди всех форм межсемейных и родственных контактов. Эта функция
связывает интересы всех поколений семейной группы, и в то же время проявляется специфически в деятельности каждого из них. Общение ребенка в семейной группе носит многоуровневый характер, который отвечает социальным ролям и дополняет внутрисемейные функции взрослых членов семейной группы.
Социальная функция семьи определяется как отношение людей в семье между собой и отношение семьи к обществу. Функции семьи по отношению к обществу отражают связь и место семьи в системе общественных отношений. Общество можно представить как сложное системное образование, состоящее из ряда глобальных структур: экономической, юридической, социальной и культурной. Существование семьи как социального института означает сопричастность ее с системой общественных отношений, с системой общественных структур.
Именно поэтому социальная работа с данной категорией семей должна строиться комплексно и систематически. Специалистам по работе с семьей и социальным педагогам необходимо планировать работу по следующим направлениям:
1. Информационно-организационное направление
Помощь в информации направлена на обеспечение женщин социально-педагогической и социально-правовой информацией. При повышенной занятости женщин необходима адресная информация, которая поможет осознать женщине свои проблемы, возможно, с последующим обращением к специалистам.
Формы работы: социальная реклама, памятки, информационные листки, информационные лекции, консультирование.
Помощь в организации предполагает организацию совместного досуга детей и матерей, с желательным привлечением отцов. Это направление призвано расширить спектр досуговых форм семьи.
Формы работы: благотворительные аукционы, конкурсы по ведению домашнего хозяйства, клубы по интересам, семейные праздники, клубы летнего отдыха, клубы выходного дня.
Помощь в координации заключается в активизации различных ведомств и служб по совместному решению проблемы конкретной женщины.
Формы работы: установление сотрудничества с ведомственными и общественными учреждениями, социально-педагогический патронаж, беседы.
2. Образовательно-воспитательное направление
Помощь в обучении заключается в профилактической и просветительской деятельности. Многие женщины не осознают последствий, к которым могут привести неправильно выбранные приёмы воспитания.
Формы работы: лектории, диспуты, тренинги, практические занятия. Социальными умениями, приобретёнными в процессе практических занятий, могут быть: умение вести домашний бюджет, рациональное ведение домашнего хозяйства, навыки домоводства, правильного питания детей разных возрастов, культуры взаимоотношений между членами семьи, адекватного социального реагирования на проблемные ситуации и др. Помощь в воспитании осуществляется социальным педагогом
разъяснением эффективных методов воспитания и корректировки неверных воспитательных приёмов.
Формы работы: консультативные беседы, тренинги, практические занятия, диспуты.
3. Социально-психологическое направление
Психологическая поддержка должна направляться на мобилизацию сил женщины в период кратковременного кризиса. Лучше это осуществлять комплексно: социальный работник определяет проблему, анализируя взаимоотношения; психолог выявляет те психические изменения каждого члена конфликтной ситуации, которые приводят к конфликту, оказывает помощь.
Формы работы: индивидуальное консультирование, тренинги, патронаж,
Педагогическая коррекция межличностных отношений осуществляется, если существует психическое насилие над ребёнком или над женщиной (запугивание, оскорбление, унижение чести и достоинства, нарушение доверия). Социально-педагогическая коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений между семьёй и обществом, помогает членам семьи сделать эти взаимодействия более конструктивными.
Формы работы: индивидуальное и групповое педагогическое консультирование, игра, тренинг, социально-педагогический патронаж.
Данная система отражает уровни социально-педагогической деятельности с различными категориями женщин. В центре интересов социального работника и педагога находится ребёнок. Влияние на женщину направлено в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребёнка и защиту его базовых прав.
Таким образом, характер социально-педагогической деятельности с женщинами предполагает различные виды помощи по глубине вмешательства специалистов и широте охвата имеющейся проблемы.
Библиографический список
1. Азбука прав трудящихся женщин и тендерного равенства. Международное бюро труда. - М, «Права человека», 2002.
2. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. - СПб.: ТОО, ТК «Петрополис», 1998.
3. Женщины в современном мире. Под. ред. В В. Любимовой. - М.: Наука, 1989.
4. Женщины и социальная политика (гендерный аспект). Под. ред. Э.А. Хоткиной. - М.: РАН, 1992.
5. Клецина И. О содержательных и динамических характеристиках тендерных стереотипов. // Толерантность в контексте многоукладности российской культуры. -Екатеринбург: Из-во Уральского ун-та, 2001, с. 105-111.
6. Машика Т.А. Занятость женщин и материнство. - М.: «Мысль», 1989.
7. Римашевская Н.М. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. - М.: Наука, 1991.
МОРОЗОВА Оксана Вагизовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы.
Дата поступления статьи в редакцию: 21.02.06 г. © Морозова О.В.