© Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2:616-083.98
Н. Л. Демиденко1, Л. Н. Войт1, И. В. Никишов2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БЛАГОВЕЩЕНСКА
1ГБОУ ВПО Амурская государственная медицинская академия, Благовещенск; 2МБУЗ Станция скорой медицинской помощи, Благовещенск
Внедрение современной медицинской информационной статистической системы "МИСС-03" на станции скорой медицинской помощи Благовещенска позволило сократить время реагирования на поступающие вызовы и поддерживать весь процесс обработки вызовов, начиная от приема вызова диспетчером и заканчивая статистической обработкой данных. Внедрение тромболитической терапии при остром инфаркте миокарда позволило добиться снижения смертности на догоспитальном этапе, более благоприятного течения заболевания и снижения госпитальной летальности.
Ключевые слова: скорая медицинская помощь, автоматизированная система управления, тромболи-тическая терапия
THE MAIN DIRECTIONS OF REORGANIZATION OF FUNCTIONING OF EMERGENCY CARE STATION OF BLAGOVESCHINSK
N.L. Demidenko, L.N. Voyt, I.V. Nikishov
The Amur state medical academy, Blagoveschinsk The emergency care station of Blagoveschinsk
The implementation of modern medical information statistical system "MISS-03" on the emergency care station of Blagoveschinsk resulted in shortening of call feedback time and supporting the overall process of calls processing (from dispatcher call reception to statistical data processing). The application of thrombolytic therapy in case of acute myocardium infarction resulted in mortality decrease at pre-hospital stage, more benevolent course of disease and decrease of hospital lethality.
Key words: automated control system, thrombolytic therapy, emergency care station
Основной стратегической задачей здравоохранения на современном этапе является повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи населению. На решение этой задачи направлены основные мероприятия приоритетного национального проекта "Здоровье", которые включают и модернизацию службы скорой медицинской помощи (СМП) — самого массового и максимально приближенного к пациенту вида квалифицированной медицинской помощи. Совершенствование деятельности учреждений СМП способствует достаточно быстрому (по сравнению с другими отраслями медицины) изменению показателей работы службы [1, 2].
Целью настоящего исследования явился анализ результатов реорганизации работы СМП с 2008 по 2010 г.
Материалом исследования послужила учетно-отчетная документация деятельности станции СМП Благовещенска за период 2008—2010 гг.
СМП Благовещенска круглосуточно оказывает медицинскую помощь городскому населению и его пригорода в радиусе 42 км. Число обслуживаемого населения составляет 219 522 человек, из них сельского 3000, детского 36 033. В среднем за сутки по телефону 03 поступает около 300 обращений, при этом выполняется более 280 вызовов к больным и пострадавшим. В течение многих лет станция функционирует в условиях многих нерешенных проблем, характерных для всей службы СМП Российской Федерации, к числу которых относятся низкий уровень финансирования, высокая нагрузка, не соответствующая материально-технической базе, дефицит кадров [1].
Для улучшения организации деятельности выездных бригад СМП в оперативном отделе установлена
Н. Л. Демиденко — аспирантка (8-4162-52-82-91); Л. Н. Войт — д-р мед. наук, проф., зав. каф. (8-4162-22-03-11); И. В. Никишов — главврач (8-4162-33-13-92).
и введена в работу с 2008г. современная медицинская информационно-статистическая система "МИСС-03", которая позволяет сокращать время реагирования на поступающие вызовы и поддерживать весь процесс обработки вызовов, начиная от приема вызова диспетчером и заканчивая статистической обработкой данных. Программа представляет собой комплексную систему управления станцией СМП, в основе которой лежит принцип алгоритмизации действий подразделений оперативно-диспетчерской службы и выездных бригад, разработанный В. М. Тавровским, Ю. М. Ян-киным [3].
Автоматическая система управления (АСУ) работает круглосуточно в режиме реального времени обслуживания вызовов и представляет собой сложный комплекс, в состав которого входит 15 рабочих мест. Установка АСУ избавила от рутинной работы по заполнению бумажных носителей и позволила установить контроль за оперативностью и качеством работы, достичь достоверности статистических данных, улучшить работу по преемственности с другими лечебно-профилактическими учреждениями [4]. Подсистема анализа деятельности станции СМП позволяет получить полную информацию о работе любого сотрудника, структурного подразделения и в целом по станции за любой промежуток времени. Кроме этого, система дает возможность проводить экспертизу качества оказания помощи на всех уровнях: старший врач, заведующий подстанцией, заместитель главного врача по медицинской части, главный врач.
Результатом внедрения этой информационной технологии явилось достижение клинического, экономического и организационного эффектов.
Клинический эффект наиболее ярко проявляется в снижении летальности на догоспитальном этапе оказания скорой медицинской помощи.
Основной экономический эффект состоит в сокращении расходов на пробег автомобилей.
Организационный эффект — это прежде всего уменьшение времени ожидания обслуживания вызова, сокращение сроков от момента заболевания до поступления в стационар в случаях, требующих экстренной госпитализации [4]. При этом среднее время передачи вызова (от момента поступления звонка в оперативный отдел до момента передачи) бригаде СМП соответствовало показателю 2009 г. и составило в 2010 г. 4,7 мин, время выезда бригады уменьшилось с 2,5 до 1,6 мин, увеличились доля вызовов, отработанных по рации, и время передачи вызова бригаде, что свидетельствует о том, что в момент поступления вызова на станцию СМП все бригады находятся на вызовах и получают следующий вызов по рации к моменту освобождения от предыдущего вызова. Отмечено улучшение общих средних показателей оперативности: время ожидания не превышало 18,2 мин (среднестатистический показатель по РФ — 20 мин), при этом транспортная доступность осталась на уровне 2009 г. и составила 10,8 мин. Среднее время обслуживания вызова за 3 года сократилось на 1,4 мин и составило 49,9 мин. Точность предположения диспетчера станции СМП повысилась с 75 до 79%. Особую значимость приобретает этот факт в условиях ежегодного повышения уровня обращаемости населения за СМП.
Постоянный контроль за обслуживанием вызовов, состоянием и местонахождением бригад, оперативный анализ показателей, оптимизационные алгоритмы и модели дают возможность принимать эффективные решения в ходе обслуживания каждого вызова, оперативно анализировать различные ситуации, возникающие при оказании помощи.
Изложенное выше показывает, что новые информационные технологии служат основой для создания эффективной системы управления, обеспечивающей принятие решений на всех этапах оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению.
Благоприятная ситуация сложилась также по обеспечению преемственности в работе станции СМП и поликлиник в результате создания веб-страницы в Интернете как части единого информационного пространства здравоохранения города [3].
С 2010 г. на станции СМП Благовещенска реализован комплекс организационных и методических мероприятий, направленный на упорядочение и оптимизацию оказания медицинской помощи больным с острыми сосудистыми заболеваниями на догоспитальном этапе и включающий:
♦ взаимодействие станции СМП с первичными сосудистыми отделениями лечебно-профилактических учреждений города и Амурским региональным сосудистым центром;
♦ отработанную схему оповещения специалистов первичных сосудистых отделений о доставке больных с острыми сосудистыми заболеваниями в стационар в соответствии с потоками госпитализации, минуя приемно-диагностическое отделение;
♦ проведение обучения врачей и фельдшеров СМП по вопросам диагностики и лечения острого коронарного синдрома, острого нарушения мозгового кровообращения;
♦ дополнительное укомплектование бригад СМП необходимыми лекарственными средствами, включая тромболитики, нейропротекторы, антитромботиче-ские препараты.
В России с начала 90-х годов XX века в перечень обязательных мероприятий вошла тромболитическая терапия (ТЛТ) при инфаркте миокарда и детально разработаны протоколы ее проведения [5]. В Благовещенске в 2009 г. внедрен унифицированный "Протокол-инструкция тромболитической терапии" с применением на догоспитальном этапе препаратов актилизе (тканевый активатор плазминогена — альтеплаза), ме-тилизе (рекомбинантный фибринспецифичный активатор плазминогена — тенектеплаза).
Проведен анализ 23 случаев ТЛТ на догоспитальном этапе. Возраст больных (21,7% — женщины, 78,2% — мужчины) составил от 35 до 73 лет. Препараты акти-лизе применялись у 74% больных, метилизе — у 36%. В 17 случаях проведения ТЛТ зафиксирован инфаркт миокарда, в 6 случаях повторный. У 95,7% больных отмечен положительный эффект: удалось предотвратить развитие крупноочагового инфаркта ("прерванный инфаркт") в результате значительного ограничения зоны некроза миокарда и избежать формирования очага некроза. Зарегистрирован один (4,3%) смертельный исход.
Практика показала, что проведение ТЛТ при остром инфаркте миокарда на догоспитальном этапе способствует более благоприятному течению заболевания, снижению госпитальной летальности и риска возникновения осложнений.
В связи с открытием Регионального сосудистого центра в Благовещенске одной из основных задач бригад СМП стала быстрая доставка больных с острыми сосудистыми заболеваниями в стационар для осуществления специализированной медицинской помощи.
Таким образом, комплекс проведенных мероприятий позволил добиться значительных результатов в деятельности службы СМП Благовещенска.
В перспективных планах развития АСУ службы СМП предусматривается внедрение алгоритмизации [6] и автоматизации рабочего места врача бригады СМП (портативный персональный компьютер), благодаря чему карта вызова СМП будет заполняться в электронном варианте непосредственно на вызове, что позволит повысить скорость поступления информации о выполненных вызовах и освободить фельдшеров от ввода данных из этой карты.
Следующим направлением развития службы СМП станет внедрение учреждений СМП в интегрированную сеть, объединяющую все лечебно-профилактические учреждения города в единое информационное пространство, что существенно повысит преемственность догоспитального и госпитального этапов оказания медицинской помощи и позволит перейти на качественно новый уровень управления всей системой здравоохранения города.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова А. А., Зарубина Е. Г., Савина Н. В. // Дальневост. мед. журн. — 2008. — № 4. — С. 88—90.
2. Филиппов Ю. Н., Абаева О. П., Никитин Д. А. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2010. — № 6. — С. 38—41.
3. Никишов И. В., Шмигида Н. А. // Сборник материалов Научно-практической конф. "Актуальные вопросы организации и оказания скорой и неотложной медицинской помощи". — М., 2009. — С. 74—78.
4. Зарубина Е. Г. // Врач скорой помощи. — 2010. — № 2. — С. 16—18.
5. Якушев Д. Б., Свешников К. А. // Врач скорой помощи. — 2011. — № 3. — С. 4—6.
6. Тавровский В. М. // Мед. алфавит. Скорая помощь и реанимация. — 2008. — № 3. — С. 17—20.
Поступила 01.11.11