Социология и социальная работа 74 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Се рия Социальные науки, 2011, № 1 (21), с. 74-79
УДК 314.7:316.4
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2011 г. Е.Л. Ситникова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 2.12.2010
В условиях демографического кризиса и сложного экономического положения в Нижегородской области наблюдается острый дефицит как высококвалифицированных рабочих кадров, так и рабочих низкой квалификации. В статье делается попытка выявить основные направления миграционного регулирования в Нижегородской области и проанализировать основные направления в миграционной политике региона.
Ключевые слова: миграционная политика, миграционный учет, внешняя трудовая миграция, нелегальная миграция, межэтническое взаимодействие.
Нижегородская область, являясь составной частью Приволжского федерального округа, представляет собой одну из крупнейших областей России с развитой промышленностью и сельским хозяйством. В ней сосредоточены крупнейшие предприятия химико-технологической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной отраслей и оборонного комплекса. Согласно статистике, опубликованной на сайте правительства Нижегородской области, численность населения области на 1 января 2010 года составила 3323.6 тысячи человек [1]. Следует отметить, что в целом по области уровень смертности превышает рождаемость в 1.7 раза, в городах - в 1.5 и сельской местности - в 2.1 раза [1]. В условиях острейшей демографической ситуации и сложного экономического положения в области на рынке труда наблюдается дефицит как высококвалифицированных рабочих кадров, так и рабочих низкой квалификации. Как отмечает руководитель Управления государственной службы занятости населения В.А. Якин, наибольшим спросом пользуются слесари, операторы и наладчики станков, электромонтеры, токари, электрогазосварщики и т.д., кроме того, растет потребность в специалистах инженерно-технического и экономического профилей [2]. В сложившейся ситуации иммиграция в Нижегородскую область может стать одним из источников восполнения этого дефицита. Отметим, что только за январь-март 2010 года миграционный прирост на 7.5% компенсировал естественную убыль населения области [1]. Регион продолжает оставаться притя-
гательным для внешней миграции, о чем свидетельствуют статистические данные, хотя численность мигрантов снижается. Так, согласно отчетам Управления федеральной миграционной службы по Нижегородской области, на 1 января 2008 года на территории области временно проживало 34876 иностранных граждан и лиц без гражданства и постоянно (вид на жительство) - 2330 человек, а по состоянию на 1 января 2010 на территории области временно проживало 24213 иностранных гражданина и лиц без гражданства, по разрешению на временное проживание - 7477 и по виду на жительство - 1751. Снижение притока иностранцев в область вызвано экономическим кризисом 2009 года. Как известно, большая часть трудовых мигрантов работала на стройках, которых в 2009 году стало значительно меньше, многие стройки были заморожены [3]. Целью данной статьи является изучение основных направлений миграционного регулирования в Нижегородской области, что позволит выявить основные направления в миграционной политике региона.
Эмпирической основой для нашего исследования выступили отчеты Управления федеральной миграционной службы (далее - УФМС) по Нижегородской области за 2007, 2008 и 2009 годы. На наш взгляд, эти документы являются важным источником для понимания основных направлений миграционной политики в Нижегородской области, а также для анализа сложившейся миграционной ситуации в регионе. Для поиска основных сюжетных линий нами
применялся контент-анализ, реализованный в программе «Лекта», созданной для изучения текстовых документов. Полученные результаты были обработаны в статистическом пакете БТЛТТБТГСЛ методом факторного анализа. Объем словаря составил около 28649 слов. Объясняющая способность модели - 28%.
Отметим, что основными сюжетными линиями в отчетах являются: правонарушения в области миграции, миграционная политика области, реализация программы по содействию переселения соотечественников, взаимодействие мигрантов и работодателей, миграционный контроль, влияние миграции на социальноэкономическое состояние области, преступления, совершенные мигрантами. Рассмотрим в отдельности каждую из них.
Согласно отчетам, подавляющее большинство нарушителей миграционного законодательства являются выходцами из стран СНГ. Речь идет о нелегальных мигрантах, нарушивших правила въезда и пребывания на территории РФ. Отмечается, что год от года количество преступлений в данной сфере снижается. По мнению специалистов Федеральной миграционной службы по Нижегородской области, это вызвано изменениями в миграционном законодательстве, связанными с упрощением процедуры постановки на миграционный учет и проведением профилактических мероприятий и разъяснительной работы среди иностранных граждан и среди работодателей, использующих труд иностранных работников, повышением ответственности работодателя, привлекающего иностранную рабочую силу, а также снижением притока мигрантов в область. Сотрудниками УФМС осуществляются специальные оперативные программы по выявлению нарушений в сфере миграционного законодательства (например, «Гость», «Нелегал»), направленные на выявление преступлений в сфере миграционного законодательства.
Отдельно в отчетах УФМС рассматривается реализация программы содействия переселению соотечественников. Отметим, что сотрудниками УФМС по Нижегородской области была разработана целевая программа «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию (Нижегородскую область) соотечественников, проживающих за рубежом». Для реализации данной программы были созданы общественно-консультативный Совет, в состав которого вошли ведущие ученые-специалисты, представители общественных организаций, администрации и бизнес-структур, а также межведомственная комиссия по реали-
зации «Программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» [4]. Для реализации этой программы использовался опыт Калужской области по приему и обустройству участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. По этой программе в Нижегородской области в настоящее время определены следующие территории вселения: Богородский, Борский, Выксунский, Первомайский районы. Основной проблемой в реализации данной программы является обеспечение жильем соотечественников, принявших решение вернуться в Россию. Выход из сложившейся ситуации видится в ипотечном кредитовании переселенцев. Отметим также, что вакансии для потенциальных участников этой программы не требуют высокой квалификации и, соответственно, непрестижны и не востребованы у местного населения. Так, например, по состоянию на сентябрь 2010 года на сайте правительства Нижегородской области представлены следующие вакансии для потенциальных переселенцев: швея, оператор линии полуфабрикатов, портной, скотник, водитель автобуса, дояр и другие. Всего было представлено 15 вакансий [5]. Подобное предложение вряд ли сможет заинтересовать возможных переселенцев.
Кроме того, сотрудники УФМС поддержали и разработали комплекс мер по привлечению соотечественников на территорию Нижегородской области. Акцент в данном направлении делается на сотрудничестве с общественными организациями за рубежом, изучении имеющегося опыта работы переселенческих организаций по интеграции и обустройству соотечественников на территориях вселения, пропаганде практики работы в субъектах Российской Федерации по привлечению социально ответственного бизнеса к созданию в местах вселения надлежащих условий для приема соотечественников, а также создании базы данных по странам СНГ, в которых находятся потенциальные кандидатуры соотечественников, желающих переселиться в Нижегородскую область в рамках этой программы. Несомненно, что реализация данных мероприятий требует больших инвестиций.
Отметим, что в отчетах говорится о достаточно большом количестве проводимых мероприятий в данной области (совещания, собрания), но мало информации о результатах работы в данном направлении. Возможно, что это информация содержится в других отчетных доку-
ментах. Кроме того, известно, что программа по переселению соотечественников оказалась не так эффективна, как это ожидалось. В реальности так и не были созданы условия для привлечения потенциальных переселенцев ни в плане жилья, ни в плане предоставления приемлемых рабочих мест.
Одной из основных причин миграции на сегодняшний день является отсутствие возможности трудоустройства, поэтому взаимодействие мигранта и работодателя является также немаловажным аспектом. В настоящее время трудовая миграция продолжает оставаться самым массовым и динамичным миграционным потоком. На 1 января 2009 года на учёте состояло 103 работодателя, имеющих разрешения на право привлечения и использования рабочей силы иностранных граждан из стран, имеющих визовый порядок въезда. Отметим также, что в результате проделанной работы предложение УФМС России по Нижегородской области о формировании квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам в 2010 году составило 10000. По результатам рассмотрения данных, представленных Управлением Федеральной государственной службы занятости населения, Государственной инспекцией труда, Управлением Роспотребнадзора и Министерством социальной политики, квота на 2010 год была согласована в объеме 241 организации -6052 человека.
Сразу необходимо отметить, что взаимодействие мигранта и работодателя рассматривается с точки зрения исполнения законов в сфере миграции, получения работодателями разрешения на использование иностранной рабочей силы. Так, например, отмечается, что значительно упростилась процедура получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, прибывающих в РФ из государств с безвизовым порядком въезда. Это касается всех государств СНГ, за исключением Грузии и Туркмении, с которыми установлен визовый порядок въезда. Теперь работник может получить разрешение на работу самостоятельно. О приеме на работу иностранного работника работодатель в десятидневный срок обязан уведомить миграционную службу и орган исполнительной власти по вопросам занятости. Однако практика показала низкую долю уведомлений, которые получены от работодателей (около 40% от выданных разрешений на работу). Это может свидетельствовать о том, что трудовые мигранты испытывают проблемы с трудоустройством. Упрощение миграционного законодательства, как отмечается в отчетах, повлия-
ло на увеличение числа мигрантов, желающих в законном порядке получить разрешение на работу. Данное обстоятельство положительно сказывается на регулировании миграции в Нижегородской области. Оно ведет к уменьшению числа нелегальных мигрантов, так как позволяет быстрее и проще оформить разрешение на работу.
Основными сферами применения труда мигрантов в Нижегородской области являются строительство, торговля, сельское и лесное хозяйство, транспорт. По информации нижегородских работодателей, хотя годовые объемы в строительстве и производстве, где занято около 78,3% всех иностранных работников, и будут частично снижены, все же большинство предприятий планирует заключить контракты и держать объемы производства на уровне 2009 года. По заявлениям работодателей, это вызовет необходимость в привлечении иностранной рабочей силы на уровне 11-12 тысяч человек, в основном в качестве подсобных рабочих и рабочих строительных специальностей. Как показывает практика, российские граждане крайне неохотно замещают подобные рабочие места из-за низкого уровня оплаты и тяжелых условий труда. Таким образом, специалисты УФМС подчеркивают необходимость использования труда иностранных работников, вызванную дефицитом предложения рабочих невысокой квалификации на рынке труда.
Согласно отчету за 2009 год, по состоянию на 1 января 2009 года на территории Нижегородской области временно проживало 29148 иностранных граждан и лиц без гражданства и постоянно (вид на жительство) - 2079. За отчетный период иностранным гражданам оформлено 5526 приглашений на въезд в Российскую Федерацию, из них по ходатайствам органов местного самоуправления - 27, по ходатайствам юридических лиц - 4038. Отказано в выдаче приглашений 20 иностранным гражданам и 2 юридическим лицам. Выдано 6953 разрешения на временное проживание, 280 видов на жительство.
Отметим, что основными поставщиками иностранной рабочей силы из безвизовых стран являются Узбекистан, Таджикистан, Армения и Азербайджан, из визовых стран - Турция, КНДР, Китай. За 2009 год в Нижегородской области наблюдалось снижение спроса на иностранную рабочую силу. Анализ регистрируемого рынка труда в Нижегородской области показывает, что спрос имеется в основном на неквалифицированную рабочую силу. Основная масса вновь прибывающих иностранных работ-
ников, по прогнозу специалистов УФМС, будет по-прежнему востребована в строительстве (60%), обрабатывающих производствах (10%), в сельском и лесном хозяйстве (3%), в сфере услуг (2.3%). Таким образом, можно отметить, что хотя мировой финансовый и экономический кризис и сказался на количестве прибывающих мигрантов, тем не менее потребность в иностранной рабочей силе сохранилась, что свидетельствует о постоянной потребности экономики области в трудовых мигрантах.
Как можно заметить, основная доля мигрантов представляет собой иноэтничную социальную группу, отличающуюся от коренного населения своими культурными и религиозными традициями, а также социально-экономическим положением. Особо следует выделить незнание или недостаточное знание русского языка, вызванное снижением или отсутствием его использования на родине мигранта. Незнание языка принимающего общества ведет, как правило, к целому ряду проблем, связанных с социальными коммуникациями. Этнокультурное взаимодействие мигрантов и принимающего общества в отчетах освещено мало. Хотя отмечается, что отдельно поднимался вопрос о проблемах таджикских трудовых мигрантов. Результатом рассмотрения этого вопроса было единое мнение всех членов Совета о том, что на территории Нижегородской области нет необходимости выделять отдельно проблемы таджикской диаспоры, так как отношение работодателей и коренного населения региона к трудовым мигрантам из Таджикистана достаточно лояльное по сравнению с отношением к представителями других национальных диаспор. Также 27 февраля 2008 года сотрудниками УФМС был проведен научно-практический семинар на тему «Миграция и стабильные межнациональные отношения: факторы безопасности социально-экономическою и культурного развития Нижегородской области» [6]. Однако в целом вопросы межнационального взаимодействия рассматриваются крайне мало. Отметим, что за прошедшие с начала массовой трудовой миграции годы сложились разветвленные и гибкие сети, которые в основном и определяют процессы адаптации мигрантов. Так, по данным исследований, проведенным в Москве, в настоящее время более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, т. е. с помощью сложившихся неформальных ми-грантских сетей [7]. Мигранты, как правило, проживают обособленно, их контакты с местным населением сведены к минимуму. Данное обстоятельство, на наш взгляд, может привести
к конфликтам на межнациональной почве, а также к росту преступности среди тех мигрантов, которые лишены возможности законным способом жить и работать в области. Адаптацией мигрантов могут заниматься как национальные объединения, так и сами работодатели, нанимающие мигрантов.
Отдельное внимание в отчетах УФМС уделяется миграционному контролю, что, конечно же, связано с основной работой службы в этом направлении. Одним из аспектов контроля миграции в Нижегородской области является пункт пропуска пограничного контроля в международном аэропорту «Стригино». Рассмотрим, как действует основной механизм осуществления иммиграционного контроля здесь. В 2009 году количество иностранных граждан, проследовавших на территорию Нижегородской области через пункт пропуска пограничного контроля в международном аэропорту «Стригино», уменьшилось с 15139 до 9878, что, на наш взгляд, связано с экономическим и финансовым кризисом [4]. После осуществления въезда или выезда отрывные части миграционных карт в течение 30-60 минут сотрудники отделения иммиграционного контроля, дислоцирующегося непосредственно в аэропорту «Стригино», получают под роспись в ОПК «Поволжье» и в течение суток вносят в базу учета миграционных карт. Однако следует отметить, что через международный аэропорт «Стригино» на территорию Нижегородской области въехало не более 11.3% иностранных граждан и лиц без гражданства. Основной поток мигрантов продолжает прибывать в Нижегородскую область железнодорожным и автомобильным транспортом.
Рассмотрим также вопрос, связанный с вынужденной миграцией в Нижегородскую область. В УФМС России по Нижегородской области на учёте в качестве вынужденных переселенцев по состоянию на 01.01.2002 г. состояло 15850/6908 чел./сем., по состоянию на 01.01.2009 г. на учете состоит 1460/680 чел./сем. вынужденных переселенцев (на 01.01.2008 г. - 1901/920 чел./сем.) [4]. Количество вынужденных переселенцев за семь лет сократилось на 14390 человек [4]. Из них 61.2% вынужденных переселенцев покинули Казахстан, 21.1% Узбекистан, 3.7% Таджикистан, 2.8% Киргизию. Национальный состав: 93.7% русских, 3.6% украинцев, 0.5% татар, 2.2% другие национальностей [4]. Обратились с ходатайством о признании вынужденными переселенцами 682 чел., в том числе в 2002 году 549 чел., в 2003 году 106 чел., в 2004 году 16 чел., в 2005 году 5 чел., в 2006 году 2 чел., в 2007 году 1 чел., в 2008 году 3 чел.). Таким образом, количество вынужденных переселенцев снижается год
от года, что связано со стабилизацией социально-экономической и политической ситуации в странах выезда; кроме того, большинство вынужденных переселенцев уже переехали в Россию в 1990-е годы.
В отчетах отмечается, что в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в предоставлении жилья, на 01.01.2010 564 семей [4]. Сводный список постоянно корректируется. В органы местного самоуправления направлено 60 уведомлений о внесении изменений и об исключении из сводного списка вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий [4]. Подготовлено и направлено 47 справок о получении (неполучении) ссуды, субсидии на строительство и (или) приобретение жилья в собственность от УФМС России по Нижегородской области по письменным запросам органов местного самоуправления [4]. Подготовлено согласование сводного списка граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и изъявивших желание получить Государственный жилищный сертификат в 2010 году, с Министерством социальной политики Нижегородской области [4].
Отдельно следует рассмотреть вопрос, связанный с преступлениями, которые были совершены самими мигрантами, и преступлениями, совершенными по отношению к ним. Достаточно распространенным является мнение, что мигранты более склонны к совершению преступлений, чем местное население. Попытаемся разобраться в данном вопросе. Так, отмечается, что за 12 месяцев 2009 года зарегистрировано 284 преступления в отношении иностранных граждан [4]. Расследовано 299 преступлений [4]. Раскрыто - 97 преступлений, доля раскрытых преступлений от находившихся в производстве составила 29.3%. В отношении граждан ближнего зарубежья совершено 225 преступлений, граждан дальнего зарубежья -50, граждан Балтии - 3, лиц без гражданства -6 [4]. Преобладающими преступлениями являлись: ст. 158 УК РФ (кража) - 119; ст. 161 УК РФ (грабеж) - 44; ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) - 10; ст. 162 УК РФ (разбой) - 15; ст. 159 УК РФ (мошенничество) - 6; ст. 166 УК РФ (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) -9; ст. 213 УК РФ (хулиганство) - 4; ст. 105 УК РФ (убийство) - 11 [4].
Иностранными гражданами в 2009 году совершено 355 преступлений, из них гражданами
ближнего зарубежья - 311, лицами без гражданства - 41 преступление, гражданами дальнего зарубежья совершено 3 преступления. Преобладающими преступлениями являлись: ст. 158 УК РФ (кража) - 59; ст. 159 УК РФ (мошенничество) - 12; ст. 161 УК РФ (грабеж) - 34; ст. 162 УК РФ (разбой) - 18; ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) - 10, ст. ст. 105-107 УК РФ (убийство) - 5 [4]. Отмечается, что наиболее криминогенными являются Канавинский, Нижегородский, Советский районы г. Нижнего Новгорода, Павловский, Выксунский районы области [4], что, вероятно, связано с наибольшей концентрацией мигрантов в данный районах.
Преобладающими преступлениями по отношению к мигрантам являются кража и грабеж, а сами мигранты, преступившие закон, чаще всего совершают кражи, а также занимаются мошенничеством.
Вновь отмечается увеличение роста преступлений по отношению к мигрантам: с 273 в 2008 году до 284 в 2009 году (в 2007 году было 339 преступлений) [4; 6; 8]. Это увеличение, по нашему мнению, связано с ухудшением экономического положения области, а также увеличением безработицы, вызванных мировым финансовым и экономическим кризисом.
Отметим, что в отчетах отдельно не рассматриваются преступления на межнациональной почве. Вообще вопросы межэтнического взаимодействия отражены в нескольких предложениях. Так, отмечается, что для предупреждения преступлений на межнациональной основе наряду с мерами правоприменительного характера активизирована работа по разъяснению иностранным гражданам и лицам без гражданства законодательства Российской Федерации. Неприятие в ряде случаев мигрантами характерных для коренных жителей правил поведения и моральных норм приводит к эскалации напряженности, - отмечается специалистами УФМС [4]. Отношение местного населения к мигрантам не рассматривается. На наш взгляд, нужны эмпирические исследования, которые позволили бы выявить факторы, механизмы и, возможно, особенности межэтнического взаимодействия коренного населения и мигрантов в Нижегородской области.
Итак, нами были рассмотрены следующие аспекты миграционной ситуации: правонарушения в области миграции, миграционная политика области, реализация программы по содействию переселению соотечественников, взаимодействие мигрантов и работодателей, миграционный контроль, влияние миграции на социально-
экономическое состояние области, преступления, совершенные мигрантами. Именно данные направления являются основными в миграционном регулировании.
В целом следует отметить, что мало внимания уделяется межкультурному взаимодействию мигрантов и принимающего общества. Этот процесс носит стихийный характер. В данном направлении, несомненно, следует работать как сотрудникам УФМС, так и специалистам в правительстве Нижегородской области. Создание условий для успешной межкуль-турной коммуникации в данном случае составляет одну из важнейших задач, решение которой позволило бы сгладить напряженность конфликтных ситуаций между местным населением и мигрантами. Процесс создания эффективных коммуникационных каналов между местным населением и иммигрантами будет препятствовать созданию анклавных рынков труда, уменьшать рост недовольства среди коренных жителей [9]. Основная работа в данном направлении, на наш взгляд, может быть построена на взаимодействии с этническими общественными организациями.
Исследования в области миграции должны стать неотъемлемой частью миграционной политики области. Они позволят оптимизировать не только экономическую сторону этого процесса, но также и социокультурную его составляющую. Кроме того, помимо изучения статистических отчетов следует обратить внимание на межкультурное взаимодействие, адаптацию
и интеграцию мигрантов в принимающее общество. Для этого необходимо проводить опросы самих мигрантов. Объектом подобных исследований могут стать диаспоры.
Список литературы
1. http://www.govemment.nnov.ru/?id=60384 (дата обращения: 30.09.2010)
2. http://www.zarplata.ru/a-id-21880.html (дата обращения: 28.09.2010)
3. Тхорецкая Т. Гастарбайтеров ждут на селе // Нижегородская правда. № 44. 25.04.2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravda-nn.rU/archive/number:530/article:8212/ (дата обращения: 20.10.10).
4. Аналитический отчет, характеризующий миграционную ситуацию в Нижегородской области и деятельность Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области за 2009 год.
5. http://www.govemment.nnov.ru/?id=56055 (дата обращения: 28.09.2010)
6. Аналитический отчет, характеризующий миграционную ситуацию в Нижегородской области и деятельность Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области за 2008 год.
7. http://www.polit.ru/research/2008/01/21/demos cope315.html (дата обращения: 15.03.09)
8. Аналитический отчет, характеризующий миграционную ситуацию в Нижегородской области и деятельность Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области за 2007 год.
9. Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Этнические группы трудящихся мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты // Социологические исследования. 2006. № 9. С 86-94.
THE ESSENTIAL TENDENCIES REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN NIGNIY NOVGOROD REGION
E.L. Sitnikova
In conditions of demographic crisis and economic situation in the Nizhniy Novgorod region we can observe the deficit both highly skilled personnel, and working low qualification. In this article is done to reveal the essential tendencies of migration regulation in the Nizhniy Novgorod region and to analyse the essential tendencies in migration policy of region.
Keywords: migration policy, migration account, foreign labour migration, illegal migration, interethnic interaction.