Научная статья на тему 'Основные направления реформирования официального статистического учета в Российской Федерации (региональный аспект)'

Основные направления реформирования официального статистического учета в Российской Федерации (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самойлова Марина Александровна

В статье рассматривается процесс реформирования Российской статистики, целью которого является внедрение международных стандартов учета в отечественную практику. Особое внимание уделено работе по созданию системы информационного обеспечения органов государственной власти и проблемам организации статистического наблюдения на муниципальном уровне экономики, особенно в сфере малого предпринимательства. Предложены меры по развитию информационных ресурсов на региональном и муниципальном уровнях экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления реформирования официального статистического учета в Российской Федерации (региональный аспект)»

РАЗДЕЛ 4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИКИ

Самойлова М.А.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Миссией Федеральной службы государственной статистики является обеспечение органов власти и населения России достоверной, своевременной и исчерпывающей информацией, отражающей основные направления экономического и социального развития страны. В связи с этим формируемый статистическим ведомством информационный ресурс является наиболее открытым в распределенной системе федеральных информационных ресурсов и находится под пристальным вниманием всего российского и международного сообщества.

Закономерным следствием этого является процесс трансформации системы российской государственной статистики, ускоренный в сравнении с другими государственными структурами.

Начало процесса реформирования российской статистики связано с переходом к рыночным отношениям и направлено на укрепление статистической службы, совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом новых требований, разработку системы показателей для комплексного анализа переходной экономики, компьютеризация статистики, создание информационнотелекоммуникационной статистики

(ИТСС), в основу которой положено формирование локальных вычислительных сетей (ЛВС), способствующих переходу к новым информационным технологиям.

Организационной основой реформирования статистики стала рассчитанная на 1993-1996 гг. Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной прак-

тике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, в рамках реализации которой была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Дальнейшие преобразования в системе государственной статистики связаны с реализацией федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997-2000 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. №1410, целью завершение системного реформирования статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики и хозяйствующих субъектов. Для достижения этой цели были реализованы задачи по формированию системы показателей, адекватно отра-

жающей перемены в обществе и реформируемой экономике, внедрению государственных статистических стандартов, выработаны прогрессивные технологические подходы к формированию государственных статистических информационных ресурсов.

Дальнейшие структурные преобразования в системе государственной статистики связаны с реализацией Программы развития государственной статистической системы до 2005 г., утвержденной приказом Госкомстата от 28 ноября 2001 г. №162 по согласованию с Минэкономразвития России, Минфином России, Минтрудом России и Государственным таможенным комитетом России; Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. №38-р.

В 2007 г. начата реализация федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. №595, целью которой является обеспечение пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений.

Органам статистики предстоит усовершенствовать структуру информационных потоков и сроки обработки информации, отдав ресурсное предпочтение на решение задач, ориентированных на отражение приоритетов социально-экономического развития страны. С другой стороны, необходима оптимизация нагрузки на учетный персонал предприятий, связанной с предоставлением статистической отчётности. Для этого предстоит не только уменьшить трудоёмкость подготовки необходимой информации, но и усовершенствовать механизмы переда-

чи информации в статистические органы. Перед Росстатом также стоят задачи повышения прозрачности официальной статистической информации, расширения спектра показателей, находящихся в поле свободного доступа.

В ходе реализации мероприятий Программы Росстатом проделана большая работа по совершенствованию форм и методов статнаблюдений, внедрению выборочных обследований, совершенствованию обобщающих показателей экономического развития территорий, в частности валового регионального продукта (ВРП), модернизации системы сбора, обработки, хранения и предоставления статистической информации на основе использования Интернет-технологий, информационно-коммуникационных технологий и геоинформационных систем, по созданию и внедрению Интернет-сайтов в территориальных органах Росстата, объединенных общей методологией построения системы, развитию Интернет-сайта Росстата в направлении визуализации мониторинга социально-демографиче-

ских процессов, расширению состава информации, доступной пользователям через Интернет, повышению оперативности и качества представления статистической информации.

На сегодняшний день значительно сокращено количество форм статнаблю-дения, в практику введены формы Федерального Государственного Статистического наблюдения №1 — Предприятие «Основные сведения о деятельности организации», являющиеся элементом статистики национальных счетов.

С целью совершенствования обобщающих показателей экономического развития территорий, в частности валового регионального продукта (ВРП), осуществлена разработка «Двухуровневой интегрированной системы подготовки данных для формирования национальных счетов» (ДИС ПДНС), призванной улучшить согласованность исходных данных, используемых при расчете показателей СНС на региональном и федеральном уровнях.

Разработан временный порядок представления отчетности в электронном виде и, например, в Ростовской области уже сотни объектов статнаблюдения пользуются этим правом. С целью минимизации информационной нагрузки на респондентов широко применяются методы выборочного наблюдения — наиболее защищены в этой части субъекты малого предпринимательства, статнаблюдение за деятельностью которых осуществляется только в режиме выборки и не чаще, чем раз в квартал.

Важнейшее значение для создания условий успешной работы по реализации единой и эффективной государственной политики в области официального статистического учета имеет принятие Федерального закона от 29 ноября 2007 г. №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», установившего принципы официального статистического учета, соответствующие международным требованиям, и механизмы их реализации, правовые нормы по обязательному и добровольному представлению респондентами первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации, а также правовые нормы применения административных данных в официальной статистике и гарантии защиты первичных статистических данных.

В настоящее время можно констатировать, что проделана большая работа по созданию системы информационностатистического обеспечения органов го -сударственной власти. К сожалению, создаваемая система пока в основном предусматривает информационное сопровождение деятельности органов власти федерального уровня, а в части взаимодействия системы государственной статистики с органами власти и управления на региональном и, тем более, субрегиональном (муниципальном) уровнях остается целый ряд нерешенных проблем.

Информационные потребности органов власти субъектов Российской Феде-

рации и органов местного самоуправления существенно превышают имеющиеся в настоящее время информационные ресурсы государственной статистики, которые ориентируются в большей степени на информацию, разрабатываемую для федерального уровня. При этом большинство федеральных статразработок (особенно основанных на выборочном наблюдении) не учитывает региональной специфики субъектов Федерации. Что касается субрегионального уровня, то информация, имеющаяся в настоящее время в распоряжении муниципальных образований (в формируемой Росстатом Базе данных показателей муниципальных образований), лишь частично закрывает вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления и не позволяет сформировать социально-экономическую характеристику развития муниципального образования во взаимосвязи с социальноэкономическим положением субъекта РФ и другими муниципальными образованиями на его территории.

Наряду с этим ориентация федеральных статистических работ на выборочные наблюдения практически лишает возможности получения полноценной объективной информации по целому ряду направлений развития экономики и социальной сферы субъектов РФ и муниципальных образований.

Например, статнаблюдение в сфере малого предпринимательства осуществляется на основе выборки, сформированной по каждому субъекту РФ, и, соответственно, репрезентативность этой выборки обеспечивается только для регионального уровня. В результате полностью исключена возможность получения объективной информации о развитии малого предпринимательства в муниципальных образованиях, так как часть субъектов МП (или даже все), осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, может не попасть в выборочную совокупность и, следовательно, не будет наблюдаться в рамках федеральной выборки.

Аналогичная ситуация складывается и в выборочном обследовании домашних хозяйств.

Одним из вариантов выхода из этого положения могло бы быть сочетание выборочных методов наблюдения со сплошными обследованиями (переписями), при котором формирование важнейших показателей осуществляется на основе периодически проводимых (приблизительно 1 раз в 5 лет) сплошных обследований (переписей) и основанных на них выборочных статистических обследованиях, как это ведется в ряде других стран, будет способствовать повышению качества отечественной статистики.

Практический опыт показывает, что этот вариант в российских условиях не решит всех проблем, так как срок обработки результатов переписей и формирования итоговой информации составляет 2-4 года, и столь длительное ожидание существенным образом снижает достоверность информации, формируемой на основе результатов переписи, в силу более ускоренного изменения экономической ситуации в регионах, тем более в муниципальных образованиях.

В связи с этим необходимо четко определить будущее региональной и муниципальной статистики и наиболее рациональным вариантом представляется законодательное установление их статуса и порядка организации дополнительных статистических наблюдений соответствующего уровня.

Серьезно осложняют сложившийся уровень информационного взаимодействия (особенно на муниципальном уровне) изменения к порядку предоставления конфиденциальной информации. На сегодняшний день в связи с формулировками, предусмотренными ФЗ №282 от 29 ноября 2007 г. об использовании первичных статистических данных только в целях формирования официальной статистической информации, Росстат (в т.ч. его территориальные органы) обеспечивают в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности инфор-

мации, составляющей служебную, банковскую , налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации. Органы государственной статистики вынуждены фактически отменить действующий ранее порядок предоставления конфиденциальной информации органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, что также существенным образом ограничивает возможности получения объективной информации о социально-экономическом положении регионов и муниципалитетов.

Говоря о реформах и преобразованиях в системе государственной статистики, нельзя оставить без внимания качество подготовки первичной статистической информации, уровень статистической грамотности пользователей и формирующийся в различных слоях общества имидж статистики.

В настоящее время в стране не хватает пристального внимания к цифрам статистических данных, способности правильно оценить их, проанализировать и дать объективную интерпретацию полученных результатов. В результате не только пользователи, но и сами первоисточники статистических данных — объекты статистического наблюдения имеют мало представления об экономической и (или) социальной наполненности статистической информации. Отсюда, как следствие, возникает необходимость повышения качества статистической отчетности. Ярким примером этого является качество бухгалтерской отчетности, которую представляет практическое большинство хозяйствующих субъектов. Практически ни один из годовых бухгалтерских отчетов не остается без вопросов со стороны работников статистики и последующих исправлений по их замечаниям.

В такой ситуации явно недостаточно реформирования только самой статистики, необходимо самым серьезным образом заниматься статистическим образованием пользователей и подготовкой специалистов. Речь идет не только о специа-листах-статистиках, но и о воспитании нового поколения экономистов, владею-

щих всем спектром статистических знаний, а также о специальной подготовке работников средств массовой информации (журналистов, корреспондентов и т.д.), так как именно от уровня их подготовки напрямую зависит качество публикаций и, во многом, общественный резонанс.

В связи с этим необходимо основательно заниматься вопросами повышения

уровня статистической грамотности всех категорий производителей и пользователей статистической информации, обеспечить переход на программы статистического обучения, соответствующие международным стандартам, а также включение этих программ в курс по каждой специальности в экономических и финансовых вузах и по другим специальностям, требующим общих статистических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.