УДК 336.225.61
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
С.Н. Алехин, Т.Е. Устинова
Рассмотрены возможности использования налогоплательщиками правового поля при проверках их деятельности посредством выездного контроля. Даны основные понятия выездной налоговой проверки. Названы основания для продления выездной проверки. Приведены методы и инструменты проведения контрольных мероприятий в ходе выездной проверки. Даны рекомендации налогоплательщикам по использованию предоставленных налоговым законодательством прав при проведении выездных проверок.
Ключевые слова: выездная проверка, налоговый контроль, основания назначения выездной проверки, контрольные мероприятия, права налогоплательщика.
Наиболее эффективным инструментом налогового контроля с точки зрения количества выявляемых нарушений налогового законодательства и доначисленных в результате сумм является выездная налоговая проверка.
Как показывают статистические данные, по итогам девяти месяцев 2014 года эффективность одной выездной налоговой проверки - сумма доначислений, приходящаяся на одну выездную налоговую проверку - составила по Российской Федерации 9,0 млн.руб., по регионам Центрального федерального округа - 12,1 млн.руб.
Как видно из приведенных данных, именно этот вид проверки может оказать значительное влияние на текущее финансовое состояние проверяемого налогоплательщика. Кроме того, проводимая налоговыми органами выездная проверка зачастую оказывает ощутимое влияние на организацию текущей работы финансовой, бухгалтерской и юридической служб предприятия. В этой связи определенный интерес для широкого круга специалистов представляет знание состояния проблемы в условиях действующего законодательства.
В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа [1].
В отличие от камеральной, выездная налоговая проверка позволяет наиболее полно и объективно оценить налоговый потенциал налогоплательщика и выявить совершенные им нарушения налогового законодательства на основе соответствующей первичной документации и регистров налогового и бухгалтерского учета самого налогоплательщика. Вместе с тем, именно этот вид проверки требует максимального участия налогоплательщика в ходе ее проведения.
На сегодняшний день принятию решения о проведении выездной налоговой проверки предшествует комплекс проводимых налоговым органом аналитических и контрольных мероприятий, в результате которых происходит отбор налогоплательщиков с наиболее высокими показателями рисков нарушения налогового законодательства.
Нужно сказать, что налогоплательщик может самостоятельно определить наличие в своей деятельности таких рисков и оценить степень вероятности проведения в отношении него выездной налоговой проверки. Для этого Федеральной налоговой службой разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, и утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок [2]. На сегодняшний день определено двенадцать критериев риска для налогоплательщиков, которые можно сгруппировать по их источникам:
- риски, связанные с отклонениями финансово-экономических показателей налогоплательщика от средних показателей по виду осуществляемой им деятельности;
- риски ведения бизнеса с партнерами, обладающими признаками «проблемных» налогоплательщиков;
- риски, связанные с проблемами проведения налогового контроля в отношении налогоплательщика: частое изменение местонахождения («миграция» между налоговыми органами), непредставление пояснений налоговому органу;
- риски, связанные с отражением в налоговой и бухгалтерской отчетности показателей, свидетельствующих о неэффективности деятельности налогоплательщика: наличие убытков, высокие темпы роста расходов и высокая доля этих расходов в общей сумме доходов.
Регулярная самостоятельная оценка налогоплательщиком результатов своей финансово-хозяйственной деятельности на предмет их соответствия положениям указанной Концепции позволит в ряде случаев избежать назначения в отношении него выездной налоговой проверки либо своевременно и качественно подготовиться к ее проведению.
Если выездной проверки избежать не удалось, то в целях минимизации ее влияния на текущую деятельность бухгалтерской, финансовой, иных экономических служб налогоплательщика целесообразно учитывать следующее.
Как было сказано выше, выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.
Срок проведения выездной проверки ограничен двумя месяцами. Однако, указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. При этом, для принятия решения о продлении проверки требуется наличие определенных оснований,
которые поименованы в приказе Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» [3].
На практике наиболее частыми основаниями для продления выездной проверки являются:
- наличие у налогоплательщика статуса «крупнейший»;
- непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки;
- получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации, в том числе из внешних источников, о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства, требующей дополнительной проверки.
Следовательно, повлиять на сроки проведения выездной проверки налогоплательщик может только в одном случае: обеспечив своевременное представление для проверки истребованных налоговым органом документов.
Таким образом, при наличии указанных выше оснований, сотрудники налогового органа могут находиться непосредственно на территории проверяемого налогоплательщика от двух до шести месяцев, что может вызывать определенные неудобства с точки зрения налогоплательщика.
Для разрешения этого вопроса Кодексом предусмотрена возможность проведения проверки в помещении налогового органа, если налогоплательщик по объективным причинам не сможет предоставить помещение на своей территории. Однако, в этом случае налогоплательщик должен направить в налоговый орган практически всю первичную документацию проверяемого периода, связанную с исчислением и уплатой налогов, для обеспечения возможности ознакомления с ней сотрудников проверяющей группы. Кроме того, налогоплательщик лишается возможности оперативно давать как устные, так и письменные пояснения по вопросам, возникающим у проводящих проверку сотрудников налогового органа в отношении конкретных документов и хозяйственных операций. Как следствие, проведение выездной налоговой проверки в помещении налогового органа фактически в отсутствие налогоплательщика приводит к ощутимому увеличению ее продолжительности.
В рамках проведения выездной налоговой проверки налоговыми органами может использоваться максимально возможный ряд методов и инструментов:
- исследование и анализ первичной документации и соответствующих налоговых и бухгалтерских регистров налогоплательщика;
- получение объяснений налогоплательщика;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- проведение допросов свидетелей;
- проведение инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;
- истребование документов;
- выемка документов и предметов;
- проведение экспертизы;
- привлечение специалиста.
Очевидно, что при проведении указанных выше контрольных мероприятий целесообразно обеспечить участие в них сотрудников налогоплательщика, а в ряде случаев такое участие законодательно обязательно. В частности, обязательное участие налогоплательщика требуется при проведении выемки документов и предметов. В остальных случаях участие либо присутствие налогоплательщика в ходе конкретного контрольного мероприятия является его правом.
Нужно сказать, что в данном случае участие налогоплательщика в проводимых мероприятиях выездного контроля обусловлено, прежде всего, соблюдением его интересов: своевременные и полные пояснения налогоплательщика, данные им в ходе проведения указанных выше контрольных мероприятий, зачастую позволяют должностным лицам налоговых органов исключить отдельные хозяйственные операции из числа «рисковых» и скорректировать запланированные к проведению контрольные мероприятия в отношении таких операций. Это, в свою очередь, может значительно сократить время, необходимое для проведения проверки, и, что крайне значимо, избежать необходимости дальнейшей процедуры обжалования налогоплательщиком доначислений по резул ь-татам проверки.
Изложенное выше свидетельствует о том, что действующее налоговое законодательство в части выездного контроля не содержит положений, направленных на минимизацию непосредственного участия в них налогоплательщика. Напротив, такое участие необходимо в интересах самого проверяемого налогоплательщика.
В отличие от камеральной проверки, выездная налоговая проверка завершается составлением и вручением налогоплательщику справки о проведенной проверке. Такая справка составляется в последний день выездной проверки и содержит сведения о предмете проверки и сроках ее проведения[1]. Со дня, следующего за днем составления справки, сотрудники налогового органа не могут находиться на территории налогоплательщика.
Довольно значительный период времени - два месяца со дня составления справки о проведенной проверке - отведен сотрудникам налогового органа, проводившим выездную проверку, на написание акта налоговой проверки. При этом дальнейшая процедура реализации материалов камеральных и выездных налоговых проверок одинакова.
Приведенный краткий анализ контрольных мероприятий, проводимых налоговым органом в рамках подготовки и проведения выездных проверок, позволяет сделать вывод, что в целях минимизации риска налоговых доначислений по результатам выездных налоговых проверок налогоплательщику целесообразно:
- на постоянной основе самостоятельно проводить оценку рисков совершения налоговых правонарушений, используя положения Концепции системы планирования выездных налоговых проверок;
- обеспечить наличие максимально полного пакета документов по операциям, подпадающим под критерии «рисковых»;
- в полном объеме использовать свои права участвовать в проведении всех контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками налогового органа в ходе выездной проверки на территории налогоплательщика, оперативно представлять соответствующие пояснения и документы в ходе таких мероприятий;
- обеспечить своевременный доступ сотрудников налогового органа к интересующим их документам, связанным с исчислением и уплатой налогов;
- своевременно и полно реализовывать свое право на ознакомление с материалами проверки и осуществлять подготовку объективных и документально подтвержденных возражений на составленный налоговым органом акт выездной налоговой проверки.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 146-ФЗ (ред. от 04.11.2014).
2. Приказ Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
3. Приказ Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки».
4. Электронный ресурс. [Режим доступа]. www.gks.ru
5. Электронный ресурс. [Режим доступа]. www.nalog.ru
Алехин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, проф., руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (Россия, город Тула, Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области), Устинова Татьяна Евгеньевна, начальник отдела Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (Россия, город Тула, Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области). Адрес электронной почты: [email protected].
THE MAIN DIRECTIONS OF REALIZATION OF TAXPAYERS' RIGHTS WHILE THE PREPARATION AND IMPLEMENTATION OF SITE TAX AUDIT
S.N. аыып, Т.Е. Ustinova
The problem of the development of the tax capacity while minimizing the risk of offences of the tax legislation. The expedient taxpayer sequence of actions during the site tax audit of the accounts is based on practical experience.
Key words: site tax policy, tax control.
Alehin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economic Sciences, Full Professor, CEO of Tula region Administration of the Federal Tax Services (Tula, Russia, Tula region Administration of the Federal Tax Services), Ustinova Tatyana Evgenyevna, the Head of Department of Tula region Administration of the Federal Tax Services (Tula, Russia, Tula region Administration of the Federal Tax Services).
УДК 336.761
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ ПРИ ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ ДИНАМИКИ
ФОНДОВЫХ РЫНКОВ
М.Ж. Галустян
Рассматриваются основные проблемы использования метода наименьших квадратов, в частности явления мультиколлинеарности, при математическом моделировании мировой динамики фондовых рынков.
Ключевые слова: метод наименьших квадратов, парная регрессия, фондовый рынок, фондовый индекс, мультиколлинеарность.
Метод наименьших квадратов (МНК) — математический метод, применяемый для решения различных задач, основанный на минимизации суммы квадратов отклонений некоторых функций от искомых переменных. Он может использоваться для «решения» переопределенных систем уравнений (когда количество уравнений превышает количество неизвестных), для поиска решения в случае обычных (не переопределенных) нелинейных систем уравнений, для аппроксимации точечных значений некото-