Научная статья на тему 'Основные направления развития законодательства Российской Федерации по деофшоризации экономики'

Основные направления развития законодательства Российской Федерации по деофшоризации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ / СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ / РУКОВОДСТВО ОЭСР / ИНСТИТУТ КОНСОЛИДАЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / ПЛАН BEPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Анастасия Александровна

В законодательство Российской Федерации активно внедряются нормы по деофшоризации экономики. С 2012 года введены правила по налоговому регулированию трансфертного ценообразования. С 2015 года в России введен порядок налогообложения прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами. Действующее законодательство соответствует международным стандартам, разработанным ОЭСР. Совершенствование норм российского законодательства предполагается в соответствии с Планом BEPS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main development directions of law of the Russian Federation on deoffshorization of the economics

Standards of deoffshorization of the economics are being actively implemented in legislation of the Russian Federation. In 2012 rules on taxation of transfer pricing were introduced. In 2015, order of income taxation of foreign companies controlled by Russian tax residents was introduced in Russia. The applicable legislation is in compliance with the international standards developed by the OECD. Improving of Russian legislation is anticipated in accordance with the BEPS Plan.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития законодательства Российской Федерации по деофшоризации экономики»

© 2015 г. А.А. Орлова

основные направления развития законодательства российской федерации по деофшоризации экономики

Орлова Анастасия Александровна - доцент кафедры налогообложения Северо-Западного института повышения квалификации ФНС России, канд. экон. наук

(E-mail: [email protected])

В России работа по реализации мер противодействия действиям недобросовестных налогоплательщиков началась в 2012 году с принятием правил налогового регулирования трансфертного ценообразования.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ с 1 января 2012 г. в России введены новые правила налогового регулирования трансфертного ценообразования, которые основаны на руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию.[1] Правила принципиально изменили порядок определения цен для целей налогообложения.

Основной целью введения новых норм является упорядочение и повышение эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным (регулируемым) ценам для целей налогообложения, создание действенных механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов.

Налоговый кодекс (НК) Российской Федерации (РФ) дополнен разделом У.1, регулирующим вопросы взаимозависимости лиц для целей налогообложения, общие положения о ценах и налогообложении, методы, используемые при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения и круг контролируемых сделок, а также вопросы налогового контроля и соглашений о ценообразовании.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Упомянутые документы аналогичны используемым в международной практике и могут быть составлены по группе однородных сделок.

Предусматривается право налогоплательщика на заключение с налоговым органом предварительного соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Институт соглашений о ценообразовании широко используется в международной практике и позволяет лицам до совершения контролируемых сделок заключить с налоговыми органами соглашения, в которых фиксируются порядок определения цен для целей налогообложения. Выполнение условия соответствующего соглашения не должно повлечь последующего доначисления налоговыми органами налогов по результатам контролируемых сделок.

Учитывая международную практику подготовки и заключения таких соглашений, установлена государственная пошлина за рассмотрение заявления налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании.

Законом предусматривается налоговая ответственность:

- за неуплату или неполную уплату налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога в результате применения цены в контролируемой сделке, не соответствующей рыночным ценам, и неправомерное непредставление в установленный срок этим налогоплательщиком (налоговым агентом) по запросу Федеральной налоговой службы полного комплекта документов, или представление таких документов, содержащих недостоверные сведения;

- за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком такого уведомления, содержащего недостоверные сведения;

- за нарушение налогоплательщиком условий соглашения о ценообразовании, повлекшее несоблюдение установленного Кодексом порядка определения цен для целей налогообложения.

Нормы и принципы российского законодательства соответствуют Международному стандарту регулирования трансфертного ценообразования, которым является руководство ОЭСР, однако следует отметить ряд особенностей: к контролируемым относятся внешнеторговые сделки, заключенные между лицами, не являющимися взаимозависимыми; для целей налогообложения по каждому виду сделки предусмотрена сумма доходов, при превышении которой сделка признается контролируемой; установлен приоритет применения метода сопоставимых рыночных цен; определена иерархия использования источников информации; введен штраф за непредставление в налоговые органы информации о совершении контролируемой сделки.

В 2013 году ФНС России впервые получила от налогоплательщиков информацию о контролируемых сделках - 4,6 тысяч уведомлений, между налогоплательщиками и ФНС России в 2013 году заключено 8 соглашений о ценах. Особое внимание ФНС России уделяет анализу сделок, совершенных с резидентами офшорных государств и территорий, включенных в перечень Минфина России в соответствии с приказом Минфина России 13.11.2007 № 108н, других низконалоговых юрисдикций, не входящих в указанный перечень.

В развитие законодательства по регулированию трансфертных цен федеральным законом от 16.11.2011 № 321-Ф3 введен институт консолидации налогоплательщиков с целью объединения налоговой базы по налогу на прибыль организаций для взаимозависимых организаций. Введение в действие института консолидации налогоплательщиков непосредственно связано с внесением изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, направленных на совершенствование системы противодействия трансфертному ценообразованию.

При определенных условиях, к которым прежде всего следует отнести высокую долю участия одной организации в другой организации, что подразумевает высокую степень контроля со стороны управляющей компании за деятельностью дочерних обществ, а также ограничениях, взаимозависимые организации можно рассматривать как единое предприятие.

Предполагалось, что установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) позволит создать ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для государства, в том числе использование консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций и уплата этого налога в целом, исходя из финансового результата по консолидированной группе налогоплательщиков, снижает стимулы для применения трансфертного ценообразования участниками КГН с целью минимизации сумм указанного налога. Соответственно, снижаются и негативные эффекты, связанные с перемещением налоговой базы между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Анализ основных итогов функционирования консолидированных групп, основанный на расчетах ФНС России, которые, в свою очередь, были произведены на данных, представленных налогоплательщиками по результатам 2013 года, в условиях создания КГН и без учета объединения организаций в КГН, показал, что функционирование КГН привело к следующим изменениям:

- росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 47,4 млрд руб. в 76 % субъектов Российской Федерации (63 региона);

- снижению поступлений налога на прибыль организаций в размере 63,8 млрд руб. в 24 % субъектов Российской Федерации (20 регионов).

При этом анализ оценки влияния прироста или уменьшения поступлений налога на прибыль организаций от создания КГН в бюджеты регионов показал, что 74,0 % уменьшений поступлений (47,2 млрд руб.) приходится на 4 субъекта Российской Федерации. В свою очередь, прирост поступлений в аналогичном размере (47,4 млрд руб.) получили бюджеты 63 регионов.

При анализе изменений поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации за 2013 год по сравнению с аналогичным периодом 2012 года наблюдается тенденция снижения общей суммы поступлений (на 9,9 %) по регионам, получившим положительный результат от создания КГН, при одновременном снижении количества таких регионов (на 3,1 %).

В результате, в 2014 году были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на приостановление процесса создания новых и расширения действующих КГН в 2015 году. При принятии этого решения предполагалось, что на протяжении 2015 года будет проведен анализ их деятельности и влияния на доходы бюджетов, а также сформулирована дальнейшая стратегия по отношению к таким группам.

Проведенный Минфином России анализ основных итогов функционирования консолидированных групп, основанный на данных ФНС России по результатам 2014 года, в условиях создания КГН и без учета объединения организаций в КГН, показал, что функционирование КГН в 2014 году привело к следующим изменениям:

- росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 61,9 млрд руб. в 62 % субъектов Российской Федерации (53 региона);

- снижению поступлений налога на прибыль организаций в размере 127,0 млрд руб. в 38 % субъектов Российской Федерации (32 региона).

Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит из-за того, что убыточные в отсутствие КГН организации получают возможность «предоставить» свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы, также из-за того, что налоговая база зачастую перераспределяется в субъекты Федерации, где установлены пониженные ставки налога на прибыль. Одновременно поступления по налогу на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по данным Казначейства России за 2014 год по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличились на 244,3 млрд рублей. Действующий режим КГН привел к сложностям при прогнозировании бюджетных доходов на уровне отдельного субъекта Российской Федерации, а также создал возможности для неожиданного снижения доходов бюджета субъекта, в котором расположены прибыльные предприятия, в случае получения крупных убытков налогоплательщиками в других регионах.

Принимая всё это во внимание, решение проблемы заключается в том, чтобы изменить порядок определения долей прибыли в КГН, исключающий чрезмерный выигрыш и преимущественное положение некоторых субъектов, не подкрепленное реальным результатом деятельности. Для этого необходимо сформулировать и описать алгоритм, позволяющий сглаживать последствия перераспределения сумм налога на прибыль между субъектами в результате деятельности КГН. Данный алгоритм должен применяться ответственным участником каждой консолидированной группы при определении доли прибыли, приходящийся на конкретный субъект.

С 2015 года в России введен порядок налогообложения прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами. В 2014 году федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций), в соответствии с которым:

- контролирующим лицом иностранной организации признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет либо более 25 %, либо более 10 %,

если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 50 %.

- определяются порядок налогообложения и основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.

Кроме того, вводится обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об участии в иностранных организациях, об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролируемыми лицами.

В 2015 году облагаться налогом на прибыль или НДФЛ будет прибыль контролируемых иностранных компаний, если она составила более 50 млн рублей за год. За деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу в 2015-2017 годах прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность не наступит, если ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме. Также в главу 25 НК РФ введено понятие налогового резидентства для организаций. Совершенствование налогового администрирования в России направлено на обеспечение привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием «фирм-однодневок».

Среди важных изменений в области налогового администрирования необходимо выделить следующие:

- введение универсальных требований к использованию института банковской гарантии в налоговых правоотношениях;

- введение обязанности банков информировать налоговые органы об открытых счетах физических лиц и обязанности банков предоставлять сведения по таким счетам;

- введение возможности для налогового органа направлять запросы налогоплательщику по электронным каналам связи и установление возможности приостановления операций по счетам налогоплательщика при отсутствии ответа на такие запросы;

- введение обязанности представлять декларации по налогу на добавленную стоимость в электронном виде, а также обязанности представлять книгу учета счетов-фактур в электронном виде вместе с налоговой декларацией по НДС.

Продолжена работа, направленная на дальнейшее развитие электронного документооборота.

Меры, направленные на деофшоризацию российской экономики, осуществляются Минфином России единым комплексом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу был разработан Национальный план по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных собственников.[2] Предлагаемые меры направлены на то, чтобы использование низконалоговых юрисдикций как напрямую, так и посредством взаимодействия со странами, с которыми у России заключены договоры об избежании двойного налогообложения, не создавало необоснованных преференций и не приводило к получению необоснованной налоговой выгоды.

В плане предусмотрено 19 мероприятий, в частности:

- введение обязанности юридических лиц по получению и хранению информации о своих бенефициарных владельцах и документальном подтверждении достоверности такой информации, а также раскрытию такой информации;

- разработка формата ведения реестра бенефициарных собственников с обеспечением к нему доступа со стороны правоохранительных, налоговых и других компетентных органов;

- развитие системы безналичного денежного оборота;

- совершенствование механизмов информационного обмена между компетентными органами как на национальном, так и на международном уровне.

В основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов подчеркнута необходимость продолжения осуществления

последовательных действий по предотвращению финансовых махинаций в налоговой сфере и развитию налоговой системы в соответствии с глобальными вызовами, связанными с возможностями международного структурирования бизнеса, направленного на размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. В том числе по реализации мер, направленных на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в Российскую Федерацию.

Совершенствование норм российского законодательства, направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов посредством использования финансовых инструментов, низконалоговых (офшорных) юрисдикций, является одним из потенциальных способов увеличения доходов бюджета. В сентябре 2013 года под председательством России в Большой двадцатке Главами государств одобрен План действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS).[3] План действий определяет 15 мер по устранению BEPS на комплексной основе и устанавливает сроки для реализации этих действий -2014 и 2015 гг. Мероприятия указанного плана, предполагают выработку мер, направленных на решение проблем, возникающих при налогообложении в области цифровой экономики, устранение двойного «неналогообложения», ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

Библиографический список:

1. Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations. Paris: OECD Publishing, 2010.

2. Национальный план мероприятий, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний (утв. Правительством РФ 30 апреля 2014 г. № 2672п-П13).

3. ОЭСР (2014), Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting (Russian version), OECD Publishing. http://dx.doi.org/10.1787/9789264207837-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.