УДК 332.043 DOI 10.23947/2413-1474-2017-4-91-101
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ БЕЛОКАЛИТВИНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.Г. Аксёнова, А. В. Антонова Донской государственный технический университет
MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE TERRITORY
CITY AND RURAL SETTLEMENTS BELOKALITVINSKY REGION OF ROSTOV REGION
E. G. Aksyonova, A. V. Antonova Donskoy state technical university
Происходящие в обществе социально-экономические изменения вызывают необходимость преобразования среды обитания человека (строительство, реконструкция мест проживания, жилых, общественных зданий, производственных объектов, инженерных устройств, улиц и мест отдыха.) Градостроительная реорганизация производственных зон является одним из главных направлений обновления и развития городской среды. Целью развития городских и сельских поселений является повышение качества жизни населения, обеспечение устойчивого функционирования всего хозяйственного комплекса. Развитие сформированной городской среды, а также сохранение и развитие сложившейся планировочной структуры должно осуществляться в соответствии с учётом характерных особенностей ландшафта.
Ключевые слова: город, поселение, развитие, территории, благоустройство, ландшафт, землеустройство, показатели, планировка, строительство, реконструкция.
The social and economic changes happening in society cause the necessity of transformation of the habitat of the person (construction, reconstruction of the places of residence, residential, public buildings, production objects, engineering devices, streets and vacation spots.) Town-planning reorganization of production zones is one of the main directions of updating and development of the urban environment. The purpose of development of city and rural settlements is improvement of quality of life of the population, ensuring steady functioning of all economic complex. Development of the created urban environment and also preservation and development of the developed planning structure has to be carried out according to accounting of characteristics of a landscape.
Keywords: city, settlement, development, territories, improvement, landscape, land management, indicators, planning, construction, reconstruction.
Введение. Перспективы развития городских и сельских поселений определяются с учётом проектов землеустройства и районной планировки, размещения подсобных сельских хозяйств, предприятий, организаций и учреждений.
В основе формирования и развития территорий лежит градостроительное зонирование, которое является инструментом управления землями, направленным на рационализацию использования территорий и работу в системе сбалансированного взаимодействия.
Неправильное зонирование, в свою очередь, приводит к несоответствию планирования инвестиционной политике и налогообложению недвижимости, что приводит к неэффективному использованию городских территорий, снижению стоимости
недвижимости, а, значит, и к снижению уровня налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.
Ускорение процессов урбанизации и, как следствие, бурный рост городов и городских агломераций позволяет говорить о глобальном влиянии человека на преобразование земной поверхности. Все меньше уголков земли остается в своем естественном природном состоянии, не затронутом человеческой деятельностью. На смену естественно-природному ландшафту приходит городской ландшафт, который представляет собой ландшафт многоцелевого назначения, формирующийся в процессе создания и функционирования города.
Направление развития территорий. Территория для развития поселений выбирается исходя из вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, а также с учётом прогноза изменения на перспективу природных и других условий.
В связи с тем, что территория муниципального образования, как правило, представлена преимущественно землями населённого пункта, основной акцент должен быть сделан на развитие планировочной структуры города [1].
На территории городского округа генеральным планом предусматривают резервирование земель под развитие производственной зоны, на базе которой согласно разработанной схеме территориального планирования размещают особую экономическую зону [2, 3].
Основными видами экономической деятельности, предполагаемыми к размещению на территории муниципального образования, относятся: производство машин и оборудования, производство транспортных средств, предприятия по обработке древесины, предприятия по производству пищевых продуктов и предприятия транспортно-складского хозяйства.
Функциональное зонирование производственной зоны в составе генерального плана должно выполняться в соответствии с подразделом «Промышленность» раздела «Промышленность, стройиндустрия и инженерно-транспортная инфраструктура с отраслевыми схемами» в составе схемы территориального планирования муниципального образования.
Генеральным планом предусматриваются территории под размещение объектов с преимущественной специализацией машиностроения, металлообработки, коммунального назначения и строительной индустрии.
Кроме того, должно предусматриваться размещение блока автотранспортных предприятий и вынос с территорий промзоны воинских подразделений с их производственно-коммунальными объектами.
Рекомендуется уделить внимание мощению площадей, разместить бетонные цветочницы, выполненные в технике террацо, разбить газоны и цветочные клумбы, установить малые архитектурные формы (скамьи, урны, фонари, средства визуальной информации). Аллеи набережной необходимо обустроить перголами, трельяжами с вертикальным озеленением, бетонными вертикальными цветочницами для ампельных (свисающих) растений, установить скамьи для отдыха, урны, фонари, средства визуальной информации, выполнить мощение дорожек с применением современных материалов покрытий. Необходимо организовать детский отдых, устроить спортивные площадки, площадки для аттракционов и развлечений, создать курдонеры для тихого отдыха.
Главным направлением в развитии экономики поселения является сочетание крупных промышленных производств, сельскохозяйственных организаций и малых сфер экономики. С учётом характерных особенностей ландшафта генеральным планом предлагается развитие сформированной городской среды, предусматривается сохранение и развитие сложившейся планировочной структуры г. Белая Калитва. Планируется расширение рекреационной зоны. На имеющихся территориях естественно-природного
ландшафта, какими являются гора Караул (южный район города) и Авиловы горы (северный район города), с целью привлечения туристов и экскурсантов планируется создание туристической зоны [3].
Разработка проекта комплексного благоустройства обусловлена необходимостью улучшения привлекательности участка городской среды для жителей или туристов, повышения статуса объекта для привлечения клиентов либо инвесторов, улучшения функциональности или проведения плановых работ по облагораживанию и озеленению общественных мест.
Необходимо постоянно проводить формирование благоприятного городского ландшафта путем создания парков и скверов, озеленения территории, посадки газонов, клумб, цветников, обустройства декоративных водоемов и фонтанов, поддержания в хорошем состоянии внешнего вида фасадов зданий и сооружений, городских улиц, внутриквартальных дорог, тротуаров, пешеходных дорожек, разрабатывать дизайн-проекты и обустройство малых архитектурных форм (спортивные и детские площадки, скамейки, урны и т.п.), устройство уличного освещения, проводить уборку городских территорий.
В целях предотвращения процесса оврагообразования планируется создание зелёных зон в различных районах города. Предлагается вести строительство зданий в капитальном исполнении и с полным благоустройством. Проектом предусмотрено в 2017 году строительство детских садов в микрорайонах «Солнечный» и «Заречный» на 120 и 220 мест соответственно. При этом строительство будет осуществляться с учётом всех современных норм и требований. На первых этажах зданий будут расположены младшие дошкольные группы, одна старшая дошкольная группа, медицинский блок с изолятором, пищеблок и технические помещений. На втором этаже — старшая дошкольная группа, помещения для занятий с детьми, спортивные и музыкальные залы.
Достижение поставленных целей будет сопровождаться изменением границ города Белая Калитва, хуторов Дядин и Поцелуев. Осуществление генерального плана может сопровождаться проведением мероприятий по перераспределению земельных ресурсов. Одним из главных направлений обновления и развития городской среды является градостроительная реорганизация производственных зон. В городе Белая Калитва основной производственной зоной является территория металлургического завода, расположенного в северо-западной части города. Вблизи данного промышленного предприятия располагаются многоэтажные дома, а также индивидуальные жилые дома, на жизнь и здоровье жителей которых могут негативно сказываться выбрасываемые в атмосферу вредные вещества. Предусматривается дальнейшее развитие Белокалитвинского городского поселения как крупного социально-экономического, агротехнического, транспортного центра и межселенного районного центра Ростовской области.
Одним из основных направлений развития экономики Шолоховского посёлка городского типа является развитие угольной промышленности. Развитие территории Шолоховского городского поселения предусматривает увеличение объёма жилищного строительства на 14,9 тыс. м2. Застройку планируется осуществлять в западной части посёлка, так как в восточной не имеется свободных мест для строительства. Другим направлением развития экономики является сельское хозяйство (растениеводство и животноводство). На основе инвестиционной активности предприятий, реализации крупных инвестиционных проектов и программ возможны перспективы развития строительной отрасли [4].
Осуществление программы «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» позволит значительно увеличить объёмы строительства жилья. Развитие малого бизнеса оказывает существенное влияние на экономику Шолоховского городского поселения. Для этого реализуется политика по поддержке предприятий малого бизнеса.
Целью развития Шолоховского городского поселения является повышение качества жизни населения, обеспечение устойчивого функционирования всего хозяйственного комплекса. Проектом предусмотрено проведение реорганизации производственных зон: эффективное использование территории существующих производственных зон, введение на предприятиях производственной зоны экологически чистых технологий, сокращение вредных выбросов котельных, организация и благоустройство подъездов ко всем производственным объектам.
В состав Белокалитвинского района Ростовской области входят следующие сельские поселения: Богураевское, Горняцкое, Грушево-Дубовское, Ильинское, Коксовское, Краснодонецкое, Литвиновское, Нижнепоповское, Рудаковское, Синегорское. Хутор Богураев имеет вытянутую форму, планировочная структура линейная. Хутор застроен и не имеет достаточного количества свободных территорий. Развитие территории населённого пункта предлагается вести в восточном направлении на правом берегу реки Лихая. В соответствии с генеральным планом развитие Грушевского сельского поселения осуществляется в восточной части территории, где в настоящий момент создаются коттеджные микрорайоны современного типа, осуществлено строительство детского сада на 25 мест. Генеральным планом предусмотрен перевод земель сельскохозяйственного назначения в Ильинском сельском поселении в земли населённых пунктов. Создание индивидуальной жилой застройки осуществляется на свободной территории, находящейся на правом и левом берегу реки Березовая. На левобережной части населённого пункта на расчётный срок генерального плана предусматривается размещение общественно-деловой застройки.
На землях Литвиновского сельского поселения предусмотрено строительство жилого микрорайона на расчётный срок генерального плана, а также детского сада на 50 мест и школу на 200 мест.
На территории Нижнепоповского сельского поселения планируется осуществление застройки малоэтажными жилыми домами современного типа, а также открытие детского сада на 25 мест и школы на 100 мест. Синегорское сельское поселение представляет собой населённый пункт общей площадью 14700 га. Земли населённых пунктов увеличатся до 2020 га за счёт земель сельскохозяйственного назначения. В южной части поселения предусмотрена малоэтажная жилая застройка, в восточной части отведены участки под индивидуальную жилую застройку с приусадебными участками, размер которых составляет 0,15 га. В юго-восточной части предполагается размещение комбината бытового обслуживания и бани. Восточнее планируется размещение кладбища традиционного захоронения.
Площадь Рудаковского сельского поселения составляет 14200 га. Территория земель сельскохозяйственного назначения сократится за счёт перевода 65 га в земли населённых пунктов. Застройка жилой зоны осуществляется домами современного типа, также в настоящий момент осуществляется строительство общеобразовательного центра на 70 мест, размещение торгового центра и кафе на 45 мест. Одной из самых главных проблем благоустройства любого населённого пункта является снижение уровня культуры населения, выражающееся в небрежном отношении к объектам муниципальной собственности, а зачастую и фактах вандализма: разрисовываются стены зданий, создаются несанкционированные свалки.
Проведение организационно-экологического анализа состояния городской среды включает в себя рассмотрение основных параметров, характеризующих качество всех компонентов окружающей среды, а также исследование мероприятий, проводимых местными органами в области охраны окружающей среды. Данный анализ позволяет определить динамику изменений состояния городской среды и выявить направления по устранению отрицательных тенденций [5].
Для проведения анализа целесообразно в качестве объектов исследования изучить процесс изменения состояния атмосферного воздуха, водных объектов, почвы, зеленых
насаждений. Серьезное воздействие на состояние здоровья населения оказывает качество атмосферного воздуха в городе.
Проводя анализ развития городских и сельских поселений Белокалитвинского района, можно сделать вывод, что экономические показатели за 2016 год оказались хуже, чем показатели 2010 года, они ухудшились в связи с непростой ситуаций в экономике России.
Социальные показатели выросли, так как в последние пять лет наблюдается увеличение продолжительности жизни населения.
Экологическое состояние района ухудшилось за последние пять лет в 1,5 раза, причина в том, что на 20 % увеличилось количество автомобильного транспорте в городе также растет и число промышленных предприятий, выбрасывающих большое количество загрязняющих веществ, не проходящих должной очистки.
Также необходимо отметить, что почвы района испытывают колоссальные нагрузки. В результате антропогенного воздействия они сильно трансформированы, в них нарушены строение и морфология почвенных горизонтов, свойства и режим функционирования, полностью уничтожен естественный почвенный покров отдельных участков, сформированы специфические почвы и почвоподобные тела — урбаноземы. Запечатанность почв превышает 55 %.
На основании результатов комплексной оценки путем планирования и прогнозирования развития городских территорий составляется механизм организации, который основывается на генеральном плане.
Для каждого сельского поселения генеральным планом до 2029 года предусмотрена программа развития территории с целью повышения уровня комфорта жизни местного населения, а также создания благоприятных условий для жизни будущих поколений [5].
В комплекс экологических мероприятий необходимо ввести озеленение города, а также мероприятия по снижению загрязнения городской среды, представленные на рис. 1.
Рис. 1. Мероприятия по снижению загрязнения городской среды
Эффективность мероприятий зависит, прежде всего, от верного понимания экологических условий территории, на которой они применяются. Для этих целей проводятся предварительные исследования, результаты которых определяют алгоритм природоохранных действий, направленных на достижение намеченных целей. Подобные исследования реализуются в форме экологических изысканий и экологической экспертизы.
Кроме того, природоохранные мероприятия требуют значительных финансовых затрат, для их реализации привлекаются как бюджетные средства, так и частные инвестиции, при этом степень финансовых рисков должна быть минимальна. Чтобы снизить вероятность финансовых потерь, на этапе планирования природоохранных мероприятий учитываются все возможные факторы, которые напрямую или косвенно способны повлиять на их успех.
Экономический аспект рационального использования городских территорий представляет собой экономический механизм регулирования земельно-имущественных отношений, включающий в себя систему налоговых и арендных платежей, процесс экономического стимулирования, кредиты, субсидии и иные экономические методы.
Экологический аспект рационального использования городских территорий заключается в решении экологических проблем градостроительными, экономическими и иными методами. Одним из таких инструментов является ландшафтно-экологическое зонирование, предполагающее при размещении отдельных функциональных зон учитывать их совместимость с экологической точки зрения, формирование заповедных природных территорий.
В качестве одного из аспектов рационального использования ландшафтов рассмотрено городское озеленение. Городское озеленение участка осуществляется посредством разных составляющих ландшафтного дизайна.
Одним из основных элементов озеленения является посадка деревьев, создающих особый комфорт, который особенно ощущается в городах. Деревья улучшают микроклимат участка и служат естественной защитой от шума и пыли.
Сегодня основными проблемами городского озеленения являются:
— недостаточная система ухода за газонами;
— неширокое распространение сложных ландшафтных проектов;
— непрофессиональный уход за территориями, которые находятся в частном ведомстве.
Ландшафтный дизайн является уникальным садовым искусством, создающим модель мироздания на основе тщательно разработанной философско-эстетической системы понимания природы. Современные дизайнеры утверждают, что любая вещь, находящаяся рядом с человеком, должна быть одновременно красивой и практичной.
В дальнейшем предусматривается решение следующих задач для достижения поставленных целей:
— для решения проблемы, связанной с размещением твёрдых бытовых отходов, планируется строительство мусороперерабатывающего завода на территории Краснодонецкого сельского поселения. На данный завод будут вывозиться ТБО Белокалитвинского городского поселения, Коксовского сельского поселения, Богураевского сельского поселения, Краснодонецкого и Нижнепоповского сельских поселений;
— улучшение системы водоснабжения в результате размещения насосных установок, создания системы управления насосом, а также фильтра тонкой очистки;
— улучшение системы теплоснабжения, замена печного отопления газовым;
— увеличение темпов строительства жилья, ликвидация ветхого и аварийного
жилья;
— предоставление жилья нуждающимся;
— благоустройство жилых микрорайонов;
— проведение мероприятий по охране окружающей среды;
— проведение мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, местные особенности должны учитываться в региональных природоохранных программах, поскольку сделать это в глобальных программах, ориентированных на всю страну, практически невозможно.
Принцип приоритетности и относительной оптимальности связан с тем, что в действительности невозможно сразу решить все экологические проблемы в границах рассматриваемого региона.
Повышение устойчивости территорий. Для повышения устойчивости территорий необходимо использовать мероприятия по защите территорий в чрезвычайных ситуациях природного характера, включающие специальные инженерные мероприятия.
С этой целью необходимо определить объемы и содержание, а также сроки проведения мероприятий по защите территорий.
Для повышения устойчивости зданий и сооружений необходимо совершенствовать проектные решения и применять новые, более прочные технологии. Подобное использование территорий считается экономически выгодным.
Стратегическая политика земельного пользования позволяет создать систему оценки эффективного использования земельных ресурсов и обеспечить удовлетворение потребностей граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в этих ресурсах, а также увеличить доходную часть в бюджетах различных уровней (муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и в целом Российской Федерации).
Генеральные планы застройки необходимо разрабатывать с учетом различных особенностей и регионов, и отдельных территорий.
Для смягчения последствий от чрезвычайных ситуаций природного характера необходимо разрабатывать и совершенствовать технологические методы, а именно:
— разрабатывать проекты,
— производить строительные материалы,
— совершенствовать технологии строительства,
— выбирать соответствующие конструктивные и технологические решения, компенсирующие опасные воздействия.
Транспортная инфраструктура территории должна обеспечить комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста подвижности населения и объемов пассажирских и грузовых перевозок, жестких экологических требований.
Эти задачи требуют развития единой транспортной системы города, обеспечивающей взаимодействие, взаимодополняемость индивидуального и общественного транспорта, городских, пригородных и внешних транспортных систем, а также возможность альтернативного выбора потребителем видов транспортного обслуживания.
Функционирование системы управления использованием городских территорий осуществляется с помощью директивного, эколого-экономического и правового методов.
Для получения реалистичной картины функционирования города и управления процессами его развития применяется особый вид деятельности, который называется планированием.
Планирование — это создание (формирование) четкой последовательности действия, ведущих к достижению поставленной цели. Оно может быть представлено в виде текстовых материалов с приложением соответствующих статистических и математических данных, количественных показателей и чертежей объектов.
Рассмотрим алгоритм прогнозирования использования и развития ландшафтов на
рис. 2.
В современных условиях весьма важной является проблема рационального использования городских ландшафтов.
Для эффективного и благоприятного использования городских территорий необходимо разрабатывать организационный механизм, который будет способствовать рациональному использованию территорий города.
Его основу составляют государство, а именно его законодательная и исполнительная власти, органы местного самоуправления. Разработка данного механизма должна начинаться с планирования и прогнозирования развития территорий, с учетом нормативно-правовой базы.
Рациональное использование территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий, включающих в себя не только развитие общественных центров и системы озеленения, но и условия по содержанию прилегающей территории.
Организационный механизм тесно связан с методом управления использованием и охраной земель.
Рис. 2. Алгоритм прогнозирования использования и развития ландшафтов
Метод управления — это способы, приемы, средства воздействия на управляемый объект. По содержанию воздействия на объект управления методы подразделяются на экономические, административные, социально-психологические и другие.
Организационный механизм управления — это система управленческих решений, система организационно-экономических мер по поводу использования городских территорий [6].
В эту систему входят решения по следующим направлениям:
— исследование состояния и динамики изменения земель по категориям и угодьям в соответствии с действующей классификацией земель по законодательству РФ;
— оценка изменений в структуре земель по категориям и формам собственности;
— характеристика земельного фонда в системе налогообложения (поступление налоговых платежей) и бюджетообразования (арендная плата за пользование землей) муниципального образования;
— оценка эффективности использования земельных ресурсов муниципального образования.
Организационным механизмом использования ландшафтов предусматривается создание равновесия экологических, социальных и экономических факторов.
Для обоснования организационного механизма рационального использования городских территорий необходимо комплексно использовать природные ресурсы.
Для рационального использования городских территорий органы местного самоуправления должны разрабатывать организационные механизмы использования земли, с применением которых возрастет эффективность.
Организационный механизм управления следует разрабатывать на основании методов планирования и прогнозирования развития территорий города.
Рациональное использование городских территорий достигается при соблюдении принципа платности использования земли, в условиях нормально функционирующего земельного рынка. Это способствует достижению общей экономической эффективности использования городской территории, увеличению доходной части бюджета города.
Заключение. Создание условий для устойчивого развития территорий, формирование благоприятной и отвечающей современным стандартам качества городской среды, территориальное обеспечение развития всех сфер экономики отражается в показателях, характеризующих влияние развития и размещения производительных сил на окружающую среду [7]:
— естественный прирост (убыль) населения;
— продолжительность жизни и ее уровень;
— обеспечение населения объектами социальной инфраструктуры;
— трудоустроенность населения.
Таким образом, проведение ряда мероприятий в соответствии с установленными требованиями по развитию территории как городского, так и сельского поселения позволит повышать уровень жизни и деятельности населения, увеличить численность населения [8].
Для эффективного и гармоничного использования земельных ресурсов, сбалансированного характера отношений между человеком и биосферой, сохранения генетического разнообразия живых организмов необходимы рекомендации и предложения, которые можно разделить на три блока: градостроительные мероприятия, природоохранные мероприятия и экологические. Они позволяют обеспечить сохранение и восстановление природных ресурсов и окружающей среды.
Природоохранные мероприятия разрабатываются по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Снижение неблагоприятных условий функционирования территории.
2. Сохранение благоприятно функционирующих территориальных зон.
3. Дальнейшее инженерное освоение незастроенных территорий города.
Мероприятия по сохранению природных комплексов:
— сохранение и улучшение существующих ландшафтов путем благоустройства и организации лесопарков;
— создание в структуре города системы зеленых насаждений, развитие городского озеленения различного назначения: лесов, лесопарков, городского и спортивного парков, скверов, бульваров;
— мероприятия по охране растительности: улучшение видового состава зеленых насаждений в соответствии с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений;
— благоустройство существующих насаждений.
Сохранение и восстановление территорий, подверженных антропогенному воздействию, позволяет стабилизировать состояние окружающей среды.
Поэтому для эффективного и благоприятного использования ландшафтов необходимо разрабатывать организационный механизм, который будет способствовать рациональному использованию территорий.
Библиографический список
1. Овчинникова, Н. Г. Соотнесение понятий «земли поселений» и «земли населенных пунктов» в рамках исследования рационального использования земельных ресурсов / Н. Г. Овчинникова, Ю. С. Новик, С. О. Черняк // Экономика и экология территориальных образований. — 2017. — № 2. — С. 31-35.
2. Паспорт муниципального образования «Белокалитвинский район» [Электронный ресурс] / Официальный портал администрации Белокалитвинского района. — Режим доступа: kalitva-land.ru upload... c05/pasport... rayona-2015.doc (дата обращения: 15.10.17).
3. Генеральный план муниципального образования «Белокалитвинское городское поселение» Белокалитвинского района Ростовской области [Электронный ресурс] / Pandia.ru/ — Режим доступа: http://pandiaonline.ru/text/80/083/5721.php (дата обращения: 15.10.17).
4. Паспорт муниципальной долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Белокалитвинском районе на период 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] / Региональное законодательство. — Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1333704 (дата обращения: 15.10.17).
5. Аксенова, Е. Г. Экономическая эффективность от развития городских территорий / Е. Г. Аксенова, А. Е. Петровых // Экономика и экология территориальных образований. — 2015. — № 1. — С. 24-34.
6. Овчинникова, Н. Г. Рациональное землепользование как фактор развития территориально-хозяйственной системы населенных пунктов / Н. Г. Овчинникова, Н. А. Асанова // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию экономического факультета КубГАУ. — 2015. —
С. 425-430.
7. Овчинникова, Н. Г. Формирование механизма обоснования устойчивого землепользования / Н. Г. Овчинникова. — Terra Economicus. — 2009. — Т. 7. № 2-2. —
С. 41-44.
8. Аксенова, Е. Г. Комплексная эколого-экономическая оценка состояния городских территорий в целях обеспечения устойчивой системы природопользования: автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Е. Г. Аксенова. — Ростов-на-Дону, 2013.
Bibliography
1. Ovchinnikova, N.G. Correlation of concepts of "the earth of settlements" and "the earth of settlements" within the research of rational use of land resources / N.G. Ovchinnikova, Yu.S. Novik, S.O. Chernyak//Economy and ecology of territorial educations. — 2017. — No. 2. — Page 31-35.
2. Passport of the Belokalitvinsky District municipal unit [An electronic resource] / Official portal of administration of Belokalitvinsky district. — Access mode: kalitva-land.ru upload ... c05/pasport ... rayona-2015.doc (date of the address: 15.10.17).
3. The master plan of the Belokalitvinsky City Settlement municipal unit of Belokalitvinsky district of the Rostov region [An electronic resource] / Pandia.ru/ — the access Mode: http://pandiaonline.ru/text/80/083/5721.php (date of the address: 15.10.17).
4. Passport of the municipal long-term target program "Stimulation of Development of Housing Construction in Belokalitvinsky District for 2011-2015" [An electronic resource] / Regional legislation. — Access mode: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1333704 (date of the address: 15.10.17).
5. Aksenova, E. G. Economic efficiency from development of urban areas / E.G. Aksenov, A.E. Petrov//Economy and ecology of territorial educations. — 2015. — No. 1. — Page 24-34.
6. Ovchinnikova, N. G. Rational land use as a factor of development of territorial and economic system of settlements / N.G. Ovchinnikova, N.A. Asanova//the Collection of articles on materials of the international scientific and practical conference devoted to the 55 anniversary of economics department of KUBGAU. — 2015. — Page 425-430.
7. Ovchinnikova, N. G. Formation of the mechanism of justification of steady land use / N.G. Ovchinnikova. — Terra Economicus. — 2009. — T. 7. No. 2-2. — Page 41-44.
8. Aksenova, E. G. Complex ekologo-economic assessment of a condition of urban areas for providing steady system of environmental management: aBTope$. yew.... edging. housekeeper. sciences / E.G. Aksenova. — Rostov-on-Don, 2013.
Елена Геннадьевна Аксенова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.
Elena Gennadyevna Aksenova - is Candidate of Economic Sciences, the associate professor "Economy of environmental management and the inventory" of the Don state technical university.
Алина Витальевна Антонова - магистрант кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.
Alina Vitalyevna Antonova - the undergraduat of the «Economy of Environmental Management and Inventory» of the Don State Technical University.
344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162 344022, Rostov-on-Don, Sotsialisticheskaya St., 162 Тел.: +7(918) 894-30-99; e-mail: [email protected]