Научная статья на тему 'Основные направления развития лизинговых компаний в России'

Основные направления развития лизинговых компаний в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улыбина Л. К., Эстрик Н. В.

Сегодня Российский рынок лизинговых услуг признают одним из наиболее динамично развивающихся. По оценкам экспертов среднегодовой прирост российского лизингового бизнеса за последние восемь лет составил 33,7%, в то время как в Европе ежегодный прирост в среднем не превышает 20%. На данный момент в России существует более 300 лизинговых компаний, и это число постоянно растет. Отмечается и более четкая структурированность рынка, на нем ясно становятся видны различные сегменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития лизинговых компаний в России»

28 (268) - 2007

Лизинг

основные направления развития лизинговых компаний в россии

л. к. улыбина,

кандидат экономических наук, профессор краснодарского государственного аграрного университета

н. в. эстрик,

старший преподаватель Института экономики и управления в медицине и социальной сфере

(г. краснодар)

Сегодня российский рынок лизинговых услуг признают одним из наиболее динамично развивающихся. По оценкам экспертов, среднегодовой прирост российского лизингового бизнеса за последние восемь лет составил 33,7 %, в то время как в Европе ежегодный прирост в среднем не превышает 20 %. На данный момент в России существует более 300 лизинговых компаний, и это число постоянно растет. Отмечается и более четкая структурированность рынка, где ясно становятся видны различные сегменты.

Во-первых, определились крупные универсальные игроки, как правило, связанные с банками и финансово-промышленными структурами.

Во-вторых, компании, ориентированные на так называемую лизинговую розницу, сосредоточиваются в основном в сфере лизинга автотранспорта.

В-третьих, на рынке присутствуют лизинговые компании, аффилированные с иностранными банками и поставщиками оборудования.

Лизинг стал одним из развитых механизмов финансового менеджмента: за счет налоговых преференций он позволяет сократить расходы на техническое перевооружение на 10 — 20 % по сравнению с другими инвестиционными схемами.

С каждым годом расширяется и география российского лизингового рынка. Многие компании успешно развивают свои региональные сети. Предложение услуг на региональных рынках постоянно растет — в основном за счет «дочек» крупных инорегиональных операторов, соответственно,

усиливается конкуренция. Эти компании, как правило, имеют гораздо больший, чем региональные операторы, финансовый ресурс, что позволяет снижать стоимость лизинговой сделки. Именно располагая большими ресурсами, федеральные игроки могут развивать свой бизнес несколько быстрее, чем местные компании.

В настоящее время средняя маржа лизинговой компании по сделке составляет 3 — 7 % годовых при среднем размере авансового платежа 10 — 30 %. Объект лизинга в настоящее время не является единственным обеспечением лизинговой сделки. Несмотря на это, лизинговые компании все-таки предлагают более гибкие условия финансирования, чем банки, поскольку готовы работать с самым широким спектром видов обеспечения. Основным видом обеспечения сделки является аванс лизингополучателя (применяется в 54 % от количества текущих сделок), который зачастую является основным инструментом снижения рисков по договору лизинга. Большое значение имеют поручительство юридических лиц (11 %), гарантия обратного выкупа со стороны поставщика оборудования (10 %) и даже поручительство физических лиц (7 %). В качестве обеспечения практически не используется банковская гарантия (менее 1 %).

В России лизинг наиболее успешно развивается в таких сегментах региональных рынков, как автотранспорт и оборудование. Косвенным образом на ценовые условия автолизинга влияет галопирующее развитие программ автокредитования, которое предлагают многие российские банки.

финансы и кредит

49

Более низкими темпами растет лизинг в более капиталоемких отраслях, однако сегодня специалисты определяют перспективность данного направления. Например, объекты лизинга, представленные зданиями и сооружениями, в развитых странах занимают до 30 % в портфелях лизинговых компаний. Однако длительные сроки амортизации (даже с учетом коэффициента ускорения 3) и проблемы с законодательством до сих пор не позволяют реализовать потенциал этой рыночной ниши в России.

Лизинг сельскохозяйственной техники самостоятельно развивается слабо, однако увеличение объемов сделок в данном сегменте рынка стимулируется государственной поддержкой и также определяется спецификацией регионов. Так, по данным статистики, Южный федеральный округ занимает лишь 7 % в распределении лизинговых сделок в России. Тем не менее приоритетное направление развития лизинговых операций в данном регионе связано с сельскохозяйственным оборудованием. Это можно легко проследить, сравнив рейтинг лизинговых компаний России по объему текущих сделок в ЮФО с рейтингом лизинговых компаний с сельскохозяйственной техникой.

В регионах, как и по России в целом, среди лизингополучателей растет доля малых и средних предприятий. Работа с малым бизнесом заставляет лизингодателей формировать все более гибкие и доступные предложения. Конкуренция заставляет нерезидентов упрощать договорные процедуры и стремиться к универсализации. Они реализуют не только относительно крупные, но и мелкие сделки, предлагают индивидуальные условия и кроме официальной бухгалтерской отчетности клиентов готовы использовать их внутрикорпоративную информацию.

Но этот сегмент лизингового рынка пока еще не столь популярен среди лизинговых компаний, так как затраты на проведение небольшой сделки несопоставимы с экономическим эффектом от нее. Затрудняет использование лизингового финансирования в деятельности малых предприятий и ряд условий, выдвигаемых компаниями к лизингополучателю. Так, например, компания должна проработать на рынке не менее одного года и обладать имуществом, стоимость которого превышала бы стоимость сделки в несколько раз. Таким образом, для вновь создаваемого предприятия лизинг остается недоступным, а ведь по своей экономической природе лизинг призван решать вопросы финансирования в первую очередь таких предприятий. Но именно

работа с малым бизнесом позволяет лизинговым компаниям не только лучше распределять риск, но и компенсировать затраты на проведение сделки более высокими ставками. В подтверждение этому мы наблюдаем возросший интерес лизинговых компаний к данному сегменту рынка, что обусловливается и ростом конкуренции среди лизинговых компаний, а значит, необходимостью поиска и новых клиентов, новых схем финансирования сделок и внедрением новых продуктов на рынок.

Сложившаяся ситуация может исправиться с ростом капитализации лизинговых компаний. На сегодняшний день источник финансирования является главным конкурентным преимуществом лизинговой компании, поэтому они стремятся расширить количество этих источников и используют самые разнообразные инструменты привлечения финансирования. Традиционным и наиболее распространенным источником финансирования лизинговых компаний является банковский кредит. По информации Группы по развитию лизинга, большинство лизинговых компаний привлекает кредиты российских банков — как сторонних (71 %), так и учредителей (29 %). С точки зрения банков, крупные лизинговые компании являются качественными заемщиками: их бизнес в основном довольно прозрачен, они своевременно погашают кредитные обязательства. Поэтому банки охотно кредитуют лизинговые компании как понятные и часто подконтрольные им структуры даже на фоне дефицита длинных рублевых ресурсов.

С 2002г. обозначился рост интереса лизинговых компаний к эмиссии облигаций. Облигации выпустили компании «РТК Лизинг» (привлекла 1,5 млрд руб. в 2002 г.), «Глобус Лизинг» (привлекла в 2003 г. 320 млн руб.), «Информ-сервис-лизинг» (разместила в 2003 г. эмиссию объемом 15 млн руб.), на рынке лизинговых услуг Краснодарского края — «ОАО Муниципальная инвестиционная компания» (разместила в 2004 г. эмиссию объемом 250 млн руб., в 2006 г. — облигационный заем объемом 500 млн руб.). Это весьма привлекательный инструмент привлечения долгосрочного рублевого финансирования для лизинговых компаний, однако этот способ привлечения средств должен быть обеспечен надежной собственной финансовой базой, мощной и влиятельной поддержкой учредителей и перспективной клиентской базой, поэтому этот способ финансирования еще доступен не всем компаниям. Тем не менее участники рынка оценивают перспективы облигаций как инструмента финансирования лизинговых компаний весьма позитивно.

50

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Векселя также представляются весьма перспективным инструментом финансирования лизинговых сделок. Вексельное финансирование обычно довольно краткосрочное, но позволяет из серии краткосрочных заимствований выстраивать среднесрочные ресурсы для финансирования сделок. Пока в российской практике векселя обычно используются для расчетов и финансирования между аффилированными компаниями.

Значительным источником финансирования для лизинговых компаний являются коммерческие кредиты поставщиков оборудования (около 32 % лизинговых компаний пользуются коммерческими кредитами своих поставщиков). Поскольку ставки по таким кредитам обычно невысоки, то в итоге условия сделки для конечного лизингополучателя оказываются очень выгодными.

Решению проблемы удешевления ресурсов и удлинения сроков финансирования способствует и международное финансирование. Одновременно решаются вопросы приобретения устойчивых связей с иностранными поставщиками и получения опыта работы с западными финансовыми партнерами. Именно способность привлекать иностранное финансирование становится одним из ключевых конкурентных преимуществ российских лизинговых компаний. Опыт прямого привлечения финансовых средств из зарубежных финансовых источников был получен компанией «Балтийский лизинг», которая еще в 2002 г. подписала кредитное соглашение с Международной финансовой корпорацией (открытие кредитной линии с лимитом 2 млн долл. США). В контексте увеличения инвестиционной привлекательности России для иностранного капитала российские лизинговые компании все чаще стоят перед выбором: либо они научатся привлекать иностранные инвестиции в качестве эффективного посредника, а значит, быть капитализированными и прозрачными, либо со временем будут вытеснены с рынка дочерними компаниями иностранных финансовых институтов.

Именно эта ситуация предопределяет развитие процессов слияний и поглощений, происходящих на рынке. Тенденция лизинговой отрасли в укрупнении бизнеса во многом определяется именно ужесточением конкуренции среди игроков, а мотивация любой лизинговой компании заключается при этом в возможности привлечь в компанию дополнительные инвестиции таким образом повысить собственную конкурентоспособность на рынке. В качестве примера можно привести покупку компанией Europlan компании «Рольф-лизинг» (2004 г.), также Группой «ПромСвязьКапитал» было продано 50 % акций Группе компаний «Промсвязь-лизинг» (новым акционером в группе выступил инвестиционный фонд Russia Partners II, LP). Данный механизм укрупнения бизнеса позволяет не только укрепить лидирующие позиции компании на рынке, привнести систему международного управления и опыт ведения бизнеса на западных рынках, с тем чтобы предложить российским клиентам компании широкий спектр лизинговых услуг в различных отраслях.

Подводя итоги, можно с уверенностью заявить, что лизинг в России сделал шаг в сторону как качественного, так и количественного роста. На сегодняшний день деятельность лизинговых компаний в полной мере характеризуется несколькими основными параметрами: источники привлечения финансирования, клиенты и виды оборудования, передаваемого в лизинг, а эффективное привлечение ресурсов для финансирования лизинговых сделок — это ключевой фактор успеха лизинговой компании.

литература

1. Газман В. Д. Рынок лизинговых услуг России / Материалы сайта журнала «Лизинг ревю», 2004 — 2007.

2. site: www. klk-leasing. ru.

3. site: www. inkoleasing. ru.

4. site: www.kubleasing.ru.

финансы и кредит

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.