верситете ставит целью создание единой информационно-образовательной среды, которая позволит улучшить качество учебного процесса и повысить уровень знаний специалистов практического здравоохранения.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
B.Б. Мандриков, А.И. Краюшкин,
C.В. Дмитриенко, М.Ю. Капитонова,
В.А. Петров, Е.И. Башилов, А.Н. Голубев, Л.В. Щербакова, Л.В. Царапкин
Волгоградский государственный медицинский универ-
Новые технологии обучения, которые в последние годы оказываются достоянием педагогики высшей, в том числе и медицинской школы, постоянно берутся на вооружение в образовательном процессе ВолГМУ. Речь идет о систематическом внедрении и расширении использования в масштабах вуза лекций, реализуемых в форматах "Power Point", теоретических и клинических лекций в формате "3D Studio Max". По каждой учебной дисциплине создан Web-сайт, информация собрана в единую локальную сеть университета. В университете функционируют Центр информационных технологий, существует доступ к электронной библиотеке, работает центр сертификации специалистов, ведется поиск новых информационных ресурсов. В этой связи на сегодняшний день приобретает актуальность вопрос о разумном соотношении традиционных и инновационных форм образования. Так, при работе с преподавателями на циклах повышения квалификации активные информационные методы используются для решения таких основных задач, как формирование вузовского педагогического сообщества и осознание себя преподавателем медицинского вуза через самовоспитание преподавательской индивидуальности. Накопленный опыт использования новых информационных технологий и постоянного совершенствования традиционных форм образования в ВолГМУ требует анализа и необходим для прогнозирования путей дальнейшего совершенствования образовательного процесса.
Поэтому нами совместно с издательством Вол-ГМУ рассматриваются вопросы тиражирования научно-учебно-методических материалов в электронных формах, электронные издания учебников, практических руководств и учебно-методических пособий, обсуждаются актуальные проблемы использования компьютерных технологий для сохранения информации о читаемых лекциях преподавателями ВолГМУ, об электронных вариантах возможного доступа для студентов к любой лекции любого преподавателя, для создания единого информационного пространства ВолГМУ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В.И. Петров, М.Ю. Фролов
Волгоградский государственный медицинский университет
Интерес к теме информационных технологий в мире в целом, и в России, в частности, огромен. Разделы, посвященные этой проблеме, есть в любой современной отрасли - научной, производственной, образовательной или культурной, они активно развиваются и являются предметом пристального внимания прогрессивной части человеческого сообщества.
Тем не менее, по мнению многих исследователей, такая достаточно консервативная сфера деятельности человека, как образование и обучение, еще не готова к широкомасштабному применению информационных технологий. Причиной тому короткий исторический отрезок времени их применения (35-40 лет), что недостаточно для осознания и реализации возможностей информационных технологий в образовании и обучении. Опыт использования компьютеров и компьютерных сетей в учебном процессе за рубежом имеет более длительную историю, нежели у нас. Однако даже наиболее экономически развитые страны не накопили достаточного опыта и результатов образовательных экспериментов для выдачи обоснованных рекомендаций по применению информационных технологий и телекоммуникаций в образовании и обучении.
Медицинское образование еще более консервативно, нежели какое-либо другое. В то же время определенные успехи в этой области у Российской медицинской Высшей школы есть. На наш взгляд, на сегодняшний день актуальны следующие направления применения и развития информационных технологий в высшем медицинском образовании:
• компьютеризация организационно-экономической деятельности в медицинском вузе (бухгалтерия, документооборот, бизнес-планирование и т. д.);
• компьютеризация организации учебной работы в медицинском вузе (электронное расписание, система оперативного учета успеваемости и т. д.);
• развитие программных и аппаратно-программных средств для обеспечения учебного процесса (компьютеризация и мультимедийное обеспечение лекционного процесса, практических занятий, создание обучающих и контролирующих систем);
• создание, развитие и распространение информационно-справочных систем для работы преподавателя (различные электронные справочники и атласы по учебным дисциплинам, обновляемые базы данных по законодательству, лекарственным средствам, образовательным и лечебным стандартам);
• создание, развитие и распространение динами-
ситет
чески обновляемых (электронных) руководств по специальности;
• подготовка врачей, способных применить современные информационные технологии на своем рабочем месте;
• создание связей и обмена опытом в обсуждаемом предмете с другими вузами, развитие вузовского интернет-сообщества (создание и развитие сайтов, интернет-конференций, списков рассылки и т. д.);
• развитие системы телеконференций для полноценного взаимодействия и обмена опыта со специалистами вузов других стран и регионов;
• создание, развитие и распространение информационных технологий в лечебном процессе в условиях клиник и лечебных баз вузов.
Опыт развития каждого из перечисленных направлений развития информационных технологий имеется в нашем университете, это наш сегодняшний день.
Несомненно, существующие проблемы информационного обеспечения студентов, врачей и преподавателей отражают общегосударственные беды - недостаток финансирования, региональную разобщенность и необходимость активного участия в процессе современно мыслящих руководителей среднего звена на местах.
В то же время все зависит не только от финансирования. В ряде случаев даже при создании хорошей материальной базы не происходит качественного скачка в области применения информационных технологий. На сегодняшний день необходимо указать на недостаточную активность использования компьютерной техники в отдельных вузах и лечебных учреждениях, отставание информационного обеспечения специалистов государственного сектора в регионах, расслоение специалистов по возможности доступа к информации (что особенно характерно для регионов).
Преподаватели медицинских вузов в силу особенности самой специальности, требующей обширных знаний и частого их обновления, в известном отношении являются "информационной элитой". Один только факт: более 90 % имеющихся в Волгограде врачебных электронных адресов принадлежат именно сотрудникам ВолГМУ. Ими же поддерживаются основные медицинские Интернет-проекты нашего региона. В основных подразделениях вуза оснащены компьютерные Интернет-классы, работают мощные компьютерные сети, развивается электронный документооборот, развивается локальная информационная сеть в библиотеке.
Тем не менее, проблем и задач на этом пути у нас более чем достаточно. Какие же цели стоят перед нами? Прежде всего, не отстать в своем развитии от остального передового мира, по возможности находясь в авангарде этого процесса. Важно не только влиться в мировое информационное пространство, занимая в нем свою нишу, но и развивать и расширять ее всеми доступными средствами. Только в этом случае наши вузы и все российское медицинское сообщество останутся конкурентноспособными и смогут
выполнить предъявляемые к ним требования.
Что для этого требуется?
1. Необходимо изучать новые технологии и применять их на практике. Важно уметь найти и получить нужную информацию, задействуя все возможные и доступные средства коммуникации.
2. Создавать новую информацию - как путем научного эксперимента, так и с помощью адекватного анализа и обобщения новых и известных фактов.
3. Необходимо добиться повсеместного достижения современного уровня научных работ и публикаций.
Международные требования к статьям в биомедицинские журналы за последние десятилетия изменились, изменились требования к дизайну научных медицинских исследований, выполняемым статистическим выкладкам и многое другое. Важно обеспечить претворение этих требований в повседневную работу научных коллективов по всей стране.
Объем информации, которую необходимо перерабатывать и использовать сообществу, непрерывно растет. Многообразие и доступность информации несет в себе, однако, новую опасность. Поиск данных может завершиться получением необъективных, тенденциозных или конфликтных данных, что лишает смысла всю проделанную работу.
Искажение информации может быть связано с объективными и субъективными факторами:
1. Низким методическим уровнем значительного числа проводимых исследований.
2. Невысоким требованием к публикуемой информации со стороны ряда журналов и медицинских Интернет-изданий.
3. Заинтересованностью компаний-спонсоров и отсутствием данных об источниках финансирования исследований.
4. Желанием исследователя иметь большое число публикаций и публиковать незавершенные исследования.
5. Публикацией преимущественно положительных результатов.
6. Отсутствием практики отзыва статей, содержащих ложную или некачественную информацию.
7. Ограниченным доступом большинства практикующих врачей к медицинской информации, приведенной на иностранных языках.
Поэтому в рамках обучения студентов и врачей информационным технологиям мы должны уделять большое внимание оценке адекватности получаемых данных. Изучение основ доказательной медицины, подходов к систематизации данных, принципов планирования клинических исследований в рамках преподавания клинических дисциплин позволяет в значительной степени решить эту проблему.
Сущность сегодняшних информационных изменений в обществе можно определить как единство трех процессов: изменение информационных технологий, изменение объема (количества) информации и изменение содержания (качества) информации. До сегодняшнего дня в течение последних 50 лет информационная революция была сосредоточена на техноло-
гиях получения, хранения, передачи и анализа данных. На сегодняшнем этапе информационной революции основными проблемными вопросами становятся качество информации и ее адекватное и эффективное применение.
Алгоритмы работы с информацией на сегодня в целом разработаны. Они могут успешно использоваться студентами и врачами для выбора источников медицинской информации и определения стратегии ее поиска, формулировки клинических запросов и возможности принятия решений на основе полученной информации, анализа типичных ошибок в медицинских исследованиях, оценки адекватности использованного метода статистической обработки.
Грядущие перемены в здравоохранении, интенсификация деятельности этой области требуют нового уровня информатизации. На наш взгляд, стратегическими задачами развития информационных технологий в российских медицинских школах на современном этапе являются:
• Поступательное развитие технической базы образовательных и лечебно-профилактических учреждений - закупка современного оборудования для обработки, хранения и передачи информации, а также средств визуализации и мониторинга.
• Создание и развитие современных информационно-аналитических систем для обеспечения всех сторон деятельности учреждений медицинского образования и здравоохранения.
• Создание единого информационного пространства в сфере разработки и применения медицинских информационных технологий. Регулярное обсуждение (на различных форумах, телемостах, в Интернет и печатной прессе) современных и перспективных информационных технологий, рынка программных продуктов; обмен идеями и опытом как между пользователями, так и между производителями информационных продуктов.
• Продолжение развития системы удаленного консультирования (телемедицины) для труднодоступных и удаленных регионов страны.
• Создание банков данных здоровья населения страны в целом и цифрового медицинского паспорта (электронной поликлинической карты) для каждого пациента в отдельности.
• Стремление к стандартизации, информационной совместимости и интеграции как объектов исследования и оценки (с точки зрения информационных технологий), так и технических характеристик различных медицинских компьютерных систем.
• Изучение современного международного рынка информационных технологий в медицине, продвижение отечественных разработок на внутренний и внешний рынок.
• Привлечение к сотрудничеству потенциальных источников финансирования и партнеров по информатизации медицинских вузов и лечебных учреждений - государственных регистров, систем территориального здравоохранения, медицинского страхования, организаций и производств всех форм собственности,
частных медицинских и оздоровительных учреждений.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕРТИФИКАЦИИ КАДРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В.И. Сабанов, А.Н. Голубев, Е.Р. Комина
Волгоградский государственный медицинский университет
Интенсивное развитие современных информационных технологий и активное их внедрение в практику здравоохранения затронуло все сферы деятельности врачей и средних медицинских работников. Особого внимания заслуживают вопросы применения компьютерных систем в сфере профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, а также контроля знаний. В течение последних десяти лет в Российской Федерации осуществляется сертификация врачей, провизоров и среднего медперсонала. Ее основной целью является повышение профессионального мастерства медиков. В Волгоградском государственном медицинском университете (ВолГМУ) с 1997 г. сертификацию кадров здравоохранения обеспечивает межкафедральный центр сертификации специалистов (МЦСС). С момента создания и по настоящее время работа МЦСС базируется на использовании информационной системы, автоматизирующей технологический цикл подготовки и проведения экзамена на сертификат специалиста. За 8 лет прошли сертификацию более 30 тыс. медицинских работников, и приобретен опыт использования информационных технологий в сфере тестового контроля знаний и автоматизации документооборота.
Локальная вычислительная сеть МЦСС объединяет два экзаменационных компьютерных класса на 20 рабочих мест в каждом, а также 10 рабочих мест персонала. В качестве сетевой операционной системы используется Novell NetWare V5.0. В одном из классов установлены бездисковые рабочие станции. Их функционирование обеспечивается применением средств удаленной загрузки операционной системы и прикладного программного обеспечения в терминальном режиме. Второй класс, где установлена операционная система Windows 98, используется не только для тестирования знаний, но и для обучения основам информатики студентов I курса. Он имеет возможность коллективного доступа в Интернет.
Для проведения тестового контроля знаний врачей и студентов используется программная оболочка, содержащая базу данных тестовых заданий по 65 специальностям высшего образования, 4 специальностям средних медицинских работников и 19 дисциплинам подготовки студентов. Общий объем тестовых заданий составляет более 85 тыс. вопросов. Результат более чем 30 тыс. проведенных к текущему моменту экзаменов хранится в базе данных, позволяющей проводить анализ подготовки экзаменуемых. В на-
ф| 74 |ф