13. DomarE. D. Capital Expansion, Rate of Growth and Employment // Econometrica. 1946. Vol. 14. № 2. P. 137-147.
14. Domar E. D. Expansion and Employment // The American Economic Review, 1947. Vol. 37. № 1. P. 34-55.
15. HarrodR. An Essay in Dynamic Theory // Economic Journal, 1939. Vol. 49 (193). P. 14-33.
16. Kilbas A. A., Srivastava H. M., Trujillo J. J. Theory and Applications of Fractional Differential Equations. Amsterdam: Elsevier, 2006. 540 р.
17. Tarasova V. V., Tarasov V. E. Elasticity for economic processes with memory: Fractional differential calculus approach // Fractional Differential Calculus, 2016. Vol. 6. № 2. P. 219-232.
The main areas rationalization of trans boundary water resources in Central-Asian region (CAR) Pirizoda J.1, Odinaev B.2 Основные направления рационализации использования трансграничных водных ресурсов Центрально-Азиатского региона (ЦАР) Пиризода Д. С.1, Одинаев Б. Д.2
'Пиризода Джалил Сафар /Pirizoda Jalil — академик, Таджикская академия сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник, отдел многоукладной экономики в АПК, Институт экономики и сельского хозяйства Республики Таджикистан;
2Одинаев Боймурод Джалилович / Odinaev Boymurod - старший преподаватель, кафедра мировой экономики и международной торговли, Таджикский финансово—экономический институт, г. Душанбе, Республика Таджикистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные направления рационализации использования трансграничных водных ресурсов региона. Обосновано определение стратегии достижения требуемого уровня качественного состояния водных ресурсов на межрегиональном уровне - необходимость действий всех водопотребителей региона и трансграничный аспект поиска оптимального плана охраны водных ресурсов. Abstract: this article discusses the main directions of rational use of trans boundary water resources in the region. As reasonably determined by the strategy to achieve the desired level of quality of water resources in the inter-regional level - is necessary to the activities of all water users in the region and cross-border aspect offinding the optimal plan for the protection of water resources.
Ключевые слова: трансграничный аспект, межрегиональный уровень, основные направления рационализации, водные ресурсы.
Keywords: cross-border dimension, inter-regional level, the main directions of rationalization, water resources.
В современных условиях наличие водных ресурсов, их качественное состояние становятся одним из основных факторов, влияющих на устойчивое развитие мирового хозяйства. Вместе с тем, особенности использования водных ресурсов и решения проблемы их оптимального распределения предопределяет также развитие регионализации, предусматривающей интеграцию совместной деятельности регионов, имеющих общий источник воды. Таким регионам является Центральная Азия, что дальнейшее закрепление макроэкономической стабилизации в условиях становления рыночной экономики предполагает формирование и развитие теоретико-методологических принципов взаимообусловленного и взаимосвязанного использования водных ресурсов. Рационализация использования трансграничных водных ресурсов требует разработки комплекса правовых, экономических, организационно-экономических и других мер, предусматривающих учёт сложившегося разделения труда, имеющихся природных ресурсов, накопленного производственного потенциала и других особенностей региона [1].
Следует подчеркнуть, что во всех странах Центральной Азии национальные законодательства предусматривают реорганизацию структур управления водным хозяйством. Хотя и различными темпами, но постепенно осуществляются соответствующие институциональные преобразования. Каждое государство, исходя из
своих национальных интересов развития водопотребляющих отраслей экономики, формулирует собственную позицию относительно распределения расходов на содержание водохозяйственных и водных объектов. Для придания законного характера принимаемым решениям формируется правовая основа политики государств. Во всех государствах водные объекты объявлены государственной собственностью [2].
В Кыргызстане право государственной собственности распространяется и на водные ресурсы, подобно тому, как установлено право государственной собственности на минеральные ресурсы, например, органическое топливо в других странах. На основе этого, разработана концепция продажи воды, формируемой на территории Кыргызстана, другим странам как товара за денежную компенсацию. Эта концепция, закрепленная в законе 2001 «О межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики». В своих аргументах они ссылаются на распространенную практику международного сотрудничества, когда вода в русле трансграничного водного объекта, является общим достоянием всех стран бассейна и не может продаваться. При всех жестких разногласиях на этот счёт существует общее понимание того, что решение финансовых проблем каждой страны зависит от развития межгосударственного сотрудничества, в частности по вопросам совместного финансового участия в поддержании технического состояния водохозяйственных сооружений, систем мониторинга и др. Основными направления рационализации использования трансграничных водных ресурсов региона является следующие:
— определение методики и процедур компенсации затрат на поддержание водохозяйственных сооружений межгосударственного значения в надлежащем техническом состоянии;
— совместная выработка компенсационного механизма совместного использования водозаборных узлов и водохранилищ межгосударственного значения;
— оценка затрат и доходов государств в связи с использованием водных ресурсов на нужды сельского хозяйства, энергетики, других отраслей в целях их последующего учета при определении долевого участия каждого государства в мероприятиях по охране водохозяйственных сооружений и водных объектов межгосударственного значения;
— определение единой методики определения ущербов в связи с водопользованием и порядка их возмещения, включая ущербы в связи с нарушением режима вододеления, затоплением нижележащих земель, недопоставкой энергии;
— определение взаимных прав и материальной ответственности по охране вод от загрязнения и иных форм деградации, вредного влияния вод;
— достижение договоренностей относительно разделения труда и сбалансированного развития отраслей экономики для всего региона на основе потребностей каждого государства;
— внедрение, по возможности, экономических механизмов водопользования на национальном уровне, способных обеспечить сокращение государственного финансирования водохозяйственных расходов за счет привлечения средств водопользователей;
— создание механизма защиты прав государств в случаях возможных нарушений достигнутых договоренностей, в том числе механизма судебной защиты.
Наряду с этим, продолжается полемика по поводу спорных инициатив отдельных стран региона, касающихся применения рыночных принципов межгосударственных водных отношений, признание воды товаром. Другими спорными вопросами являются:
— введение штрафных санкций за превышение согласованных квот национального водопотребления;
— введение в международную практику прецедента продажи другой стороне части своей квоты водопотребления;
— введение платы за воду как природный ресурс, являющийся национальной собственностью;
— введение платы за сезонное или многолетнее регулирование стока в пользу других стран.
Главным направлением для подготовки региональной стратегии управления водными
ресурсами Центральной Азии является определение подходов, обеспечивающих равные и удовлетворительные условия для устойчивого развития экономического и социального потенциала стран на основе регламентированного и контролируемого порядка водопользования, эксплуатации всех технических объектов, определения обязанностей по охране вод, в том числе водной экосистемы Арала. В стратегии необходимо учесть
географические, экономические, социальные и иные особенности каждого государства, сблизить позиции стран, определить принципы вододеления, организационные и правовые основы сотрудничества по водным вопросам [3].
Регион Центральной Азии в настоящее время становится территорией, где особенно остро ставится проблема решения вопросов взаимного использования водных ресурсов. Резкий рост населения (1959 г. примерно 20 млн - 2004 г. свыше 60 млн) соответственно предопределил необходимость расширения площади, занимаемой орошаемым земледелием. Общий фонд земель, пригодных для орошения, составляет около 15 млн га, из которых 9 млн га - в бассейне реки Амударьи и 6 млн га в бассейне реки Сырдарьи.
Приоритетными направлениями регионального сотрудничества являются:
— укрепление правовой основы сотрудничества;
— совершенствование организационных и экономических механизмов сотрудничества;
— совершенствование механизмов и процедур межгосударственного водораспределения;
— развитие водохозяйственных комплексов, поддержание их технической надежности и безопасности;
— формирование региональной политики водо- и энергосбережения;
— организация мониторинга состояния и использования водных ресурсов;
— усиление природоохранной деятельности;
— диверсификация использования научно- технического потенциала.
Межгосударственное или региональное сотрудничество предполагает осуществление
согласованной водной и энергетической политики на национальном уровне, включающей:
— совершенствование и унификацию национального законодательства в рамках региональной водной политики;
— совершенствование институциональной структуры, межотраслевого взаимодействия, механизмов учета и государственного контроля использования водных ресурсов, организационной и экономической базы мониторинга водных ресурсов;
— оценку водных ресурсов и прогнозирование потребностей в них;
— переход к бассейновому принципу организации управления водными ресурсами с участием водопользователей;
— укрепление водохозяйственной инфраструктуры, обеспечение ее технической надежности, безопасной и эффективной эксплуатации;
— приоритетное осуществление национальных программ водосбережения, включая регулирование потребностей в воде, повышение эффективности использования водных ресурсов;
— охрану качества вод;
— усиление природоохранной деятельности, направленной на снижение негативного воздействия водохозяйственного комплекса. Правовую основу сотрудничества составляют межгосударственные договоры, а также межправительственные и межведомственные соглашения, меморандумы, протоколы и другие акты международного права.
Государства ЦАР признают приоритет положений, содержащихся в заключенных ими международных договорах над нормами национальных законодательств [4]. Механизмы сотрудничества в сферах использования водных ресурсов и охраны окружающей среды развиваются путем совершенствования.
Таким образом, основными направления рационализации использования трансграничных водных ресурсов региона является определение подходов, обеспечивающих равные и удовлетворительные условия для устойчивого развития экономического и социального потенциала стран, на основе регламентированного и контролируемого порядка водопользования, эксплуатации всех технических объектов, определения обязанностей по охране вод, в том числе водной экосистемы Арала. В стратегии необходимо учесть географические, экономические, социальные и иные особенности каждого государства, сблизить позиции стран, определить принципы вододеления, организационные и правовые основы сотрудничества по водным вопросам.
Литература
1. Аминджанов М. А. Основные проблемы водохозяйственного комплекса Республики Таджикистан // Доклады Международной конференции по региональному сотрудничеству в бассейнах трансграничных рек 31 мая - 1июня 2005 г. Душанбе. ABSTRACTS, 2005. С. 9-10.
2. Проблемы водного хозяйства и пути их решения // Материалы республиканской научно-практической конференции (Душанбе, 13-14 декабря 2002 г.). Душанбе, 2002. С. 56-59.
3. Одинаев Х. А. Основные принципы национальной водной политики и экономически механизм трансграничного водопользования // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. № 2, 2005. С. 49-64.
4. Клапцов В. Трансграничные реки Центральной Азии и возможное международное сотрудничество // Доклады Международной конференции по региональному сотрудничеству в бассейнах трансграничных рек 31 мая - 1июня 2005 г. Душанбе. ABSTRACTS, 2005. С. 16-17.
Promising the sharing of transboundary water resources in the region CAR
Pirizoda J.1, Odinaev B.2 Перспективные параметры совместного использования трансграничных водных ресурсов региона ЦАР Пиризода Д. С.1, Одинаев Б. Д.2
'Пиризода Джалил Сафар /Pirizoda Jalil — академик, Таджикская академия сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник, отдел многоукладной экономики в АПК, Институт экономики и сельского хозяйства Республики Таджикистан;
2Одинаев Боймурод Джалилович / Odinaev Boymurod - старший преподаватель, кафедра мировой экономики и международной торговли, Таджикский финансово—экономический институт, г. Душанбе, Республика Таджикистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются перспективные параметры совместного использования трансграничных водных ресурсов региона. Предложенное позволяет дать возможность развитию регионального сотрудничества в интересах взаимовыгодного решения общих финансовых проблем в водной сфере, которые требуют одновременных усилий на национальном уровне, а также могут гарантировать определенную финансовую стабильность в региональном контексте.
Abstract: this article discusses the promising parameters of the joint management of trans boundary water resources in the region. The proposed development will enable regional cooperation to solve common financial problems requires simultaneous efforts at the national level that can be some financial stability in the regional context.
Ключевые слова: регион, водные ресурсы, стабильность, региональное сотрудничество, межгосударственное соглашение.
Keywords: region, water resources, stability, regional cooperation and inter-state agreement.
В условиях рыночной экономики совместное использование трансграничных водных ресурсов Центральноазиатского региона (ЦАР) является актуальным. Это требует новых подходов к межгосударственным переговорам в области водопользования. Правовой основой региональных водных отношений должны стать многосторонние и двусторонние соглашения, учитывающие нормы международного водного права и специфику межгосударственных отношений в регионе, национальные правовые требования, потребности и интересы государств.
Исследованием установлено, что в регионе действует несколько соглашений, которые касаются вопросов водопользования и водораспределения, а также связанны с организационными вопросами. Несмотря на заключение межгосударственных соглашений регионального и двустороннего характера, именно в этой сфере остаются наиболее острые противоречия, нуждающиеся в особом внимании. Они отражают недостатки созданной международно-правовой базы и существенные различия в национальных приоритетах