References
1. Novikova O.S. Prosvetitel'skaya deyatel'nost mitropolita moskovskogo i kolomenskogo Innokentiya (Veniaminova) na Dal'nevostochnoj okraine Rossii v XIX veke. Vektory razvitiya regiona vzglyad molodyh issledovatelej: VIII Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya studencheskoj i uchaschejsya molodezhi (15 dekabrya 2011 g.). Magadan: Novaya poligrafiya, 2012: 124 - 128.
2. Pivovarov B. Izbrannye trudy svyatitelya Innokentiya, mitropolita Moskovskogo, apostola Sibiri i Ameriki. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskoj Patriarhii, 1997.
3. Steller G.V. Iz Kamchatki vAmeriku. Leningrad: Izdatel'stvo «P.P. Sojkin», 1927.
4. Rachkovskaya N.A. 'Emocional'naya kul'tura social'nogo pedagoga: suschnost' i struktura: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo MGOU, 2009.
5. Pustogacheva A.F. Sovremennoe sostoyanie obucheniya i izucheniya rodnyh yazykov korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka v sisteme obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Istoriya i pedagogika estestvoznaniya. 2014; 2: 41 - 46.
6. Sinagatullin I.M. Podgotovka uchitelya sel'skoj malokomplektnoj shkoly. I.M. Sinagatullin. Pedagogika. 1993; 2: 75 - 78.
7. Nikitina N.I. The characteristics of the model for development of communicative deontological culture of school principals in the system oftheir refresher training. N.I. Nikitina, T.E. Galkina, S.N. Tolstikova, N.V. Avtionova, O.I. Volenko, V.M. Grebennikova. Life Science Journal. 2014; T. 11; № 12: 542 - 546.
8. Ob obrazovaniikorennyh malochislennyh narodov Severa. Available at: http://nazaccent.ru/column/64
9. Knyaginin V.N. Advanced Education in the Information Society / V.N. Knyaginin, N.A. Meshkov, K.V. Utolin. International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6 No. S36 89 - 99.
10. Kurtvapova V.M., Rachkovskaya N.A. Nravstvennoe vospitanie shkol'nika v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i deyatel'nostipedagoga: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 88 - 94.
11. Kushnir A. Prirodosoobraznost' i narodnaya pedagogika. Narodnoe obrazovanie. 1999; 1-2: 86 - 90.
12. Haramzin T.G., Hajrulina N.G. Obskie ugry: social'no-'ekonomicheskaya situaciya na poroge tret'ego tysyacheletiya. Hanty-Mansijsk: GUIPP «Poligrafist», 2000.
13. Pristupa E.N., Kremneva T.L., Bondareva T.O., Khan N., Dossanova A.Zh., Rakymzhan T. The social and pedagogical characteristics of a future teacher's readiness for developing the intellectual and creative potential of a junior schoolchild in the heterogeneous ethnic environment. Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017; T. 25; № S: 195 - 210.
14. Rachkovskaya N.A., Stefanenko O.S. Rol' vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v sohranenii kul'turnogo naslediya malochislennyh korennyh narodnostej Dal'nego Vostoka. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i deyatel'nosti pedagoga: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 51 - 58.
15. Aleksandrov A.A., Neusipin K.A., Proletarsky A.V., Ke Fang. Application of Selforganization Method in Creation of Perspective Management System of Enterprises. 2013 International Conference on Economic, Business Management and Education Innovation (EBMEI 2013). May 22 - 23, 2013; Bejing, China. Vol. 21: 170 - 173.
Статья поступила в редакцию 24.12.18
УДК 371
Safonov A.A., postgraduate, North Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN DIRECTIONS OF WORK ON THE PREVENTION OF ANTI-SOCIAL BEHAVIOR OF SCHOOLCHILDREN. The work considers questions connected with such phenomenon as antisocial behavior of schoolchildren. The article researches problems, inconsistencies and tendencies in understanding of regularities of different antisocial behavior forms development. School conditions can be used to detect and prevent the onset of problem behavior. The success of preventive and correctional programs of antisocial behavior depends on the school climate, the interaction of teachers and school personnel with students, and the structure of the school. The author marks the important correlations and theoretical positions, determines, which of them make a basis of preventive work of antisocial behavior of schoolchildren. The paramount goal of schools promotes a positive school climate to prevent the manifestation of antisocial behavior in schoolchildren.
Key words: preventive work, school climate, extracurricular activities, schoolchildren, antisocial behavior.
А.А. Сафонов, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АНТИСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с таким явлением, как антисоциальное поведение школьников. Статья имеет целью выявление проблем, противоречий и тенденций в понимании закономерностей развития различных форм антисоциального поведения. Условия в школе могут использоваться для выявления и предотвращения возникновения проблемного поведения. Успех профилактических и коррекционных программ антиобщественного поведения зависит от школьного климата, взаимодействия преподавателей и школьного персонала с обучающимися и структурой школы. Автором отмечены важные взаимосвязи и теоретические положения, которые составляют основу профилактики антисоциального поведения школьников. Приоритетная задача школ - способствовать формированию положительного школьного климата для предотвращения проявления антисоциального поведения у школьников.
Ключевые слова: профилактическая работа, школьный климат, внеурочная деятельность, школьники, антисоциальное поведение.
На сегодняшний день образовательные учреждения всё больше уделяют внимание организации профилактической работы среди школьников с целью снижения рисков проявления антисоциального поведения. Это связано с тем, что, невзирая на огромное количество разных методов профилактики, использования различных подходов к организации профилактической деятельности, число подростков, проявляющих антисоциальное поведения, не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к увеличению. В отечественной психолого-педагогической литературе трудности, связанные с проявлением антисоциального поведения, акцентированы на детей и подростков, входящих в группу социального риска. К таким детям зачастую применяют разные термины: «трудные», учащиеся «группы риска», «дезадаптированные», «дети и подростки с нарушениями в аффективной сфере», «нестандартные» [1]. Многие учёные сходятся во мнении, что антисоциальное поведение проявляется не столько во внешней поведенческой стороне, сколько в деформации внутренней регуляции поведения ребенка. По этой причине социально-психологические факторы можно рассматривать как одну из основных причин проявления и распространения антисоциального поведения среди подростков, и в первую очередь, оно связано с индивидуализацией и социализацией в процессе становления личности школьника.
В качестве направлений борьбы с антисоциальным поведением можно назвать:
• формирование благоприятной школьной среды в борьбе с антисоциальным поведением;
• расширение внеурочной занятости учащихся, особенно учащихся состоящих на внутри школьном учете;
• профилактика антисоциального поведения.
Антисоциальное поведение развивается и формируется в контексте принудительных социальных взаимодействий в семье, сообществе и образовательной среде. На него также влияют темперамент и раздражительность ребенка, познавательные способности, влияние сверстников, подверженность насилию и дефицит совместных навыков решения проблем. Антисоциальное поведение часто сопровождается поведенческими проблемами и проблемами развития, такими как гиперактивность, депрессия, нарушение обучения и импульсивность.
Множественные факторы риска развития и сохранения антисоциального поведения включают генетические, нейробиологические и экологические стрессоры, начиная с пренатальной стадии и часто продолжающиеся в течение детских лет.
Считается, что генетические факторы вносят существенный вклад в развитие антисоциального поведения. Генетические факторы, в том числе аномалии в структуре префронтальной коры головного мозга, могут играть роль в наследственной предрасположенности к антисоциальному поведению [2].
Рассмотрим, каково же влияние школы на антисоциальное поведение школьной молодежи. Не следует забывать и о том, что образовательный контекст предоставляет возможности для взаимодействия с группой сверстников, которая может быть, как системой защиты, так и риска для школьников, проявляющих антисоциальное поведение. В отсутствие эффективных вмешательств группа школьников, проявляющих антисоциальное поведение представляет собой серьезную угрозу для школы и общества. Учитывая, как окружающая среда влияет на поведение учащихся, становится очевидным, что школы могут либо препятствовать, либо способствовать развитию антисоциального поведения.
Выделим основные направления работы по профилактике антисоциального поведения школьников.
Первое направление - формирование благоприятного школьного климата. Наличие положительного школьного климата является защитным фактором как от приобретения, так и от поддержания проблемного поведения. С другой стороны, отрицательный школьный климат демонстрирует более высокую распространенность антисоциального поведения. Термин «школьный климат» представляет собой широкую концепцию, охватывающую восприятие материального окружения, систему норм и правил, взаимоотношения в школе, отношение учеников к обучению, чувство принадлежности к учебному заведению.
Помимо благоприятного психологического школьного климата, на поведенческую активность учащихся оказывает влияние уровень их успеваемости. Следовательно, второе направление - повышение успеваемости школьников. Внутренние переживания учащихся выходят на первый план, они охватывают и отношение к учителю, к преподаваемому предмету, к одноклассникам, оценку одноклассниками его успехов и неудач, самооценку [2]. Следовательно, для педагога первоочередным является - изучение внутреннего эмоционального состояния учащегося, его переживаний. А это, часто оказывается вне поля зрения педагога, что ведет к формальному определению учащегося в группу «трудных».
Результаты исследований педагогов и психологов (М.Н. Борытко, И.А. Зимняя, Е.И. Зритнева, И.Ф. Исаев, Л.А. Саенко, В.В. Сластенин, Е.Н. Ши-янов и др.) показывают, что на успеваемость школьников большое влияние оказывает личность педагога. В научных работах отмечается, что у тех преподавателей, которые свободно общаются с учащимися, не кричат, имеют доверительные отношения с учениками, способных с юмором относиться к нестандартным ситуациям - успеваемость учеников значительно выше [3; 4; 5].
Таким образом, даже самые минимальные эмоциональные вложения со стороны учителя положительно влияют на желание учащихся учиться. В качестве примера, можно взять исследование педагогов из МКОУ СОШ № 10 села Крымгиреевское Ставропольского края, в котором участвовало 60 учащихся старших классов. Большинство учеников, делясь мнением о преподавателях тех предметов, по которым у них были хорошие отметки, рассказывали, что преподаватели не боятся дискутировать с учащимися, легко идут на контакт, шутят, рассказывают о собственных неудачах, относятся к ученикам с уважением, проявляют заботу.
Неуспеваемость влечет за собой гнев и потерю самоуважения. Школьная неуспеваемость является серьёзной проблемой появления антисоциального поведения школьников. Из-за нарастающей школьной неуспеваемости ученики теряют всякое желание ходить в школу Вследствие чего у них появляется много свободного времени, которое нечем заполнить.
Под неуспеваемостью понимается, такая обстановка при которой обучаемость ученика и его поведение не соответствуют требованиям школы. Накапливающаяся неуспеваемость ведет к педагогической запущенности. Это явление нежелательное и опасное как с моральной, так и с социальной позиции. Такие ученики, как правило, бросают школу и попадают в группу риска.
Третье направление - привлечение школьников к активной просоциальной деятельности во внеурочное время (развитие творческих способностей, спортивной активности, вовлечение в работу кружков и т.д.). Одним из важных направлений воспитательной работы является - организация досуга школьников, увлечение детей в занятия спортом и художественное творчество. Такая деятельность благоприятно сказывается на творческом развитии ребенка и формированию у него просоциального поведения
Четвертое направление - снижение агрессивного поведения школьников. Агрессия является одним из наиболее распространенных видов поведения, которым могут подвергаться подростки, и они подвергаются риску оказаться либо виновниками агрессии, либо жертвами издевательств. Школа является одним из самых распространенных мест, где совершаются акты агрессии, так как именно здесь подростки проводит большую часть своего времени. Так по итогам опроса в МКОУ СОШ №10 выявилось, что среди молодежи, 12% учащихся признались, что
Библиографический список
подвергались издевательствам в школе. Более серьезная проблема заключалась в том, что примерно 25% пострадавших учеников написали, что они были на грани суицида из-за школьных хулиганов. Кроме того, примерно 20% учащихся были замечены в порче школьной собственности, а 16% учащихся подверглись травле среди сверстников. Это доказывает, что агрессия в школах может нанести серьезный вред вед подросткам. Хотя в школах реализуются различные программы и учебные программы по предупреждению насилия, уровень насилия в школах не уменьшился. Поэтому вопрос о том, как обуздать насилие в учениках, стал серьезной проблемой для школ и педагогов.
На агрессивное поведение подростков могут влиять различные школьные факторы. Среди этих факторов, занятия физической культурой занимают важное место в формировании поведения подростков. Подростки, которые участвуют в занятиях физкультурой и спортом вместе со сверстниками, могут иметь больше возможностей для развития саморегуляции и лучше контролировать агрессию.
Для того чтобы проявить активность школьников, необходимо привлекать их к внеурочной деятельности: организации спортивных мероприятий, выставок, конкурсов и тематических недель. Это удовлетворит их потребности в общении, поможет сформировать благоприятный школьный климат, и значительно сократит риск проявления антисоциального поведения [7].
Чтобы бороться с антисоциальным поведением, школам необходимо социализировать учащихся по нормативным стандартам, которые избегают насильственных и агрессивных решений проблем. В целях эффективного сотрудничества школам необходимо реализовывать три различные стратегии профилактики:
1. Первичная профилактика, предполагающая привлечение школьников к мероприятиям, которые способствуют предотвращению антисоциального поведения. Например, тренинги по разрешению школьных конфликтов, тренинги по управлению негативными эмоциями, по развитию коммуникативных навыков и т.д.
2. Вторичная профилактика, предусматривающая индивидуальную работу с учащимися «группы риска». Например, индивидуальное и групповое консультирование, беседы с группой по развитию социальных навыков, социально-педагогическое сопровождение и др.
3. Третичная профилактика (лечение), реализует интенсивные консультации с учащимися, склонными к проявлениям антисоциального поведения.
Исследования показали, что теплота и привязанность, разумная дисциплина и демократический стиль воспитания имеют положительные результаты для детей. Это может помочь им создать позитивные отношения и улучшить успеваемость в школе [5-7].
Школа - это место, в котором сконцентрированы усилия привить ценности и навыки, необходимые для школьников, чтобы вступить в общество, и стать полноценными взрослыми. Успех этих усилий может зависеть от положительного школьного климата, который способствует поддержанию и эмоциональным связям с детьми. С акцентом на важность человеческих отношений школы могут помочь уменьшить влияние некоторых стрессоров на учащихся и взрослых, которые заботятся о них. Педагогам необходимо сосредоточиться на положительном взаимодействии с учениками, которое, в свою очередь, будет способствовать росту учебных достижений и успеваемости. Наилучшей профилактикой асоциального поведения школьников является точное, целенаправленно организуемое воспитательное воздействие. Необходимо подчеркнуть, что предупредительные возможности воспитания являются наиболее эффективными нежели другие средства, т. к. меры правовой профилактики, зачастую, начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Применяя направленное воспитательное воздействие на учащихся, необходимо заложить правовые меры предупреждения в сознание школьника, которые должны стать частью его убеждений и опыта. Антисоциальные поведенческие установки школьной молодежи можно разрушить, применяя к ним методы взаимного доверия и уважения . Окружающая среда, благоприятный климат в школе, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на учащихся и должно стать определяющим фактором профилактики антисоциального поведения.
1. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников. Москва, 2007.
2. Богданова М.В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе. 2008.
3. Бабосов Е.М. Общая социология: учебное пособие для студентов вузов. Минск, 2006.
4. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. Особенности нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 68 - 69.
5. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018; 1: 93 - 97.
6. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 136 - 137.
7. Саенко Л.А., Гукасова ГС. Девиантное поведение в современном родительстве. Дискуссия. 2012; 9: 144 - 147.
References
1. Gillenbrand K. Korrekcionnaya pedagogika. Obuchenie trudnyh shkol'nikov. Moskva, 2007.
2. Bogdanova M.V. Formirovanie blagopriyatnogo social'no-psihologicheskogo klimata v klasse. 2008.
3. Babosov E.M. Obschaya sociologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Minsk, 2006.
4. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. Osobennosti nravstvenno-'eticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi v obrazovatel'nom processe organizacij SPO. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 68 - 69.
5. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; 1: 93 - 97.
6. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 136 - 137.
7. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; 9: 144 - 147.
Статья поступила в редакцию 06.12.18