Научная статья на тему 'Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования'

Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8520
752
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL SUPPORT / CHILDREN WITH DISABILITIES / INCLUSIVE EDUCATION / DIRECTION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамаюнова Антонина Николаевна, Пискайкина Анна Евгеньевна

Рассмотрены перспективные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, показано значение данных методов в решении задач развития и социализации каждого ребенка в соответствии с его психофизическими особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гамаюнова Антонина Николаевна, Пискайкина Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT FOR TEENAGERS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

The article describes the perspective directions of psychological and pedagogical support for young people with disabilities in inclusive education, showing their importance in meeting the challenges of development and socialization of each child according to his mental and physical characteristics.

Текст научной работы на тему «Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

УДК 376-053.6 ББК Ч424.46

ГСНТИ 14.29.41 Код ВАК 13.00.03

А. Н. Гамаюнова A. N. Gamajunova А. Е. Пискайкина A. E. Piskaykina

Саранск, Россия Saransk, Russia

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MAIN PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT FOR TEENAGERS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация. Рассмотрены перспективные направления психологопедагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, показано значение данных методов в решении задач развития и социализации каждого ребенка в соответствии с его психофизическими особенностями.

Ключевые слова: психолого-

педагогическое сопровождение; дети с ограниченными возможностями здоровья; инклюзивное образование; направления психолого-педагогического сопровождения.

Сведения об авторе: Гамаюнова Антонина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра специальной педагогики и медицинских основ дефектологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.

Сведения об авторе: Пискайкина Анна Евгеньевна, магистрант 2 курса, направление подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования».

Abstract. The article describes the perspective directions of psychological and pedagogical support for young people with disabilities in inclusive education, showing their importance in meeting the challenges of development and socialization of each child according to his mental and physical characteristics.

Key words: psychological-educational support, children with disabilities, inclusive education, direction of psycho-pedagogical support.

About the author: Gamajunova Antonina Nikolayevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Department of Special Pedagogy and Medical Bases of Defectology, Mordova State Pedagogical Institute, Saransk.

About the author: Piskaykina Anna Evgenievna, Master’s Degree Student, Psychological and Pedagogical Education, Master’s Program “Psychology and Pedagogy of Inclusive Education”.

Место работы: Мордовский го- Place of employment: Department

сударственный педагогический инсти- of Special Pedagogy and Medical Bases тут имени М. Е. Евсевьева. of Defectology, Mordova State Pedagogi-

cal Institute, Saransk.

Контактная информация: 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, 11 А.

E-mail: [email protected].

Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03.2013 г.). Проект 2.1.2 — «Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования».

В Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии). Для реального удовлетворения гарантированных законодательством прав в системе образования предстоит решить многие задачи — обеспечить доступность качественного образования, создать условия для его достижения, систематически повышать уровень профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения и т. д. [1; 9].

Закон устанавливает новый — инклюзивный — подход к получению образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), который заключается в обеспечении «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия, особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2, п. 27 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

© Гамаюнова А. Н., Пискайкина А. Е., 2013

В нашей стране многие ученые формулировали теоретические предпосылки и проводили практические исследования инклюзивного образования (Л. С. Выготский, Г. Л. Зайцева, Э. И. Леонгард, Н. Н. Мало-феев, Л. М. Шипицына, Н. Д. Шматко и др.).

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагоги-ческое сопровождение обучающихся. Актуальность развития системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ рассматривали в своих исследованиях

Н. М. Борзинец, А. Д. Вильшан-ская, А. Н. Гамаюнова, Е. А. Екжа-нова, Е. И. Казакова, А. Н. Коноплева, Н. Н. Малофеев, Н. Н. Михайлова, А. А. Наумов, Л. М. Шипи-цына и др.

Анализ психолого-педагоги-

ческой литературы позволяет заключить, что однозначного определения понятия «сопровождение» не существует.

Ученые-психологи рассматривают сопровождение как психо-лого-педагогическую технологию (Э. М. Александровская [3]), как

профессиональную деятельность психолога (М. Р. Битянова [5]), как модель психологической помощи (Н. Г. Осухова [12]). Педагоги также дифференцируют это понятие. Т. В. Глазкова [8] рассматривает

педагогическое сопровождение как технологию оказания учащимся индивидуальной помощи, Е. А. Александрова [2] определяет педагогическое сопровождение как вид деятельности, Н. П. Спирина [13] — как педагогическую систему. Педагогическое сопровождение как вид субъектной развивающей деятельности рассматривается П. В. Замки-ным [4]. Е. И. Казакова [11] отмечает, что сопровождение можно считать и новой образовательной технологией, и методом, и средством реализации процесса сопровождения.

Основные этапы сопровождения выделены Е. И. Казаковой и Л. М. Шипицыной [16]. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седе-гова [10] выделяют основные принципы инклюзивного образования, дифференцируют смысл интегрированного и инклюзивного образования, сопровождения и субъектного развития.

Систематизация опыта социально-образовательной интеграции в дошкольном и школьном образовании предпринята Е. А. Екжа-

новой, Е. В. Резниковой [9]. На основании рассмотрения разных сторон психолого-педагогического сопровождения в своем исследовании мы определяем его как комплексный процесс создания условий для оказания помощи детям с ОВЗ

в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение на разных возрастных этапах имеет свою специфику, обусловленную психофизическими и социальными особенностями ребенка.

Подробнее остановимся на особенностях подросткового возраста (по Д. Б. Эльконину — от 11 до 15 лет). Этот возраст — стадия развития личности, когда ребенок входит во «взрослую жизнь». Идут интенсивные психологические и физические изменения, половое созревание. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, эмоциональную неуправляемость, раздражительность. Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью, по утверждению психологов, становится интимно-личностное общение со сверстниками, идет активный поиск своего «Я», экспериментирование в разных социальных ролях.

Становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит именно у подростков. С одной стороны, стремление к независимости, взрослые притязания, требования равных с ними прав, расширение границ самостоятельности, а с другой — недостаточная психологическая и социальная зрелость требуют помощи и защиты со стороны взрослых, ограждения подростков от рискованных шагов. Ориентация на культурные, нравственные ценности и человеческие

смыслы на этом этапе жизни способствует становлению личностного здоровья.

Необходимость различных форм психолого-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования обусловливается особенностями их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы,

отклонениями в поведении. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют низкую познавательную активность, недостаточную сформированность мотиваци-онно-потребностной и эмоциональной сфер, отставание либо нарушение речевого развития, несформи-рованность коммуникативных навыков и другие отклонения в развитии. Эти особенности психического развития могут встречаться у детей в разных комбинациях и степени выраженности, что предопределяет индивидуальный характер процесса их психолого-педаго-гического сопровождения в условиях инклюзивного образования.

На наш взгляд, наиболее важными направлениями работы пси-холого-педагогического сопровождения в подростковом возрасте являются следующие:

1. Профилактическое направление. Профилактика — это одно из основных направлений деятельности службы психолого-педаго-гического сопровождения школы, которое позволяет предупредить вторичные отклонения в развитии и трудности обучения на начальном этапе путем создания для обучающегося доступных условий для

осуществления содержательной деятельности, способствующей его психическому развитию.

Для подросткового возраста актуальны проблемы возникновения вредных привычек и наклонностей (курение, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение и др.). Основа профилактики этих явлений — формирование установок на ведение здорового образа жизни, навыков противостояния негативному влиянию, вовлечение в практическую деятельность здоровьесберегающего характера.

2. Диагностическое направление. Диагностическое направление ставит целью прогноз возможных трудностей обучения на начальном этапе, определение их причин и механизмов разрешения уже возникших проблем. При этом используется широкий спектр методов: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов деятельности подростка, документации, представленной образовательным учреждением, в контингент которого входит ученик. При оценке результатов диагностики необходимо ориентироваться на потенциальные возможности ребенка, т. е. оценивать не только уровень актуального развития, но и зону ближайшего развития.

Диагностический консилиум в конце года определяет уровень развития ребенка, динамику познавательной деятельности, результативность обучения. Кроме того, каждый из специалистов проводит регулярный мониторинг реализации коррекционно-образовательного

процесса (групповой и индивидуальный). На основании диагностики составляется индивидуальная образовательная программа и индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут ученика.

3. Консультативное направление. Психолого-педагогическое

консультирование — важный вид практической работы, ориентированный на подростков и старшеклассников. Консультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотно-

Индивидуальное консультирование — оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и

действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.

Групповое консультирование — информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Коррекционное и развивающее направление. Эти два направления целесообразно рассматривать вместе, так как оба являются частью образовательного процесса. Обучение, воспитание и развитие детей с ОВЗ носит коррекционную направленность, при этом коррекционная работа связана с исправлением отклонений, а развивающая — с раскрытием потенциальных возможностей ребенка, совершенствованием физических и психических функций. Направления коррекционно-развивающей работы разнообразны: сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений, формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений; развитие наглядных и словесных форм мышления, нормализация ведущей деятельности возраста; развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков. Эффективность результатов обес-

шений с окружающими людьми.

В рамках консультирования могут быть решены следующие задачи:

- оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;

- обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;

- оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

С учетом этого консультирование делится на индивидуальное и групповое.

печивается тесным взаимодействием педагогов школы, специалистов службы сопровождения, родителей.

По результатам диагностики, рекомендаций всех специалистов службы сопровождения составляется комплексная коррекционнообразовательная программа ученика и индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, который определяет все виды коррекционной помощи, ее пути и сроки, расписание занятий. Оценка результативности проводится на основе систематического психологопедагогического наблюдения за учеником в ходе учебной и других видов деятельности.

Коррекционно-развивающая работа в условиях инклюзивного образования предполагает, наряду с коррекцией психических функций и познавательного развития, интенсивное накопление социального опыта, развитие коммуникативных умений и навыков как вербального, так и невербального характера, необходимых ребенку с ОВЗ для выстраивания межличностного общения в среде нормально развивающихся сверстников и взрослого окружения. Формирование коммуникативных умений осуществляется на предметных уроках, коррекционных занятиях, внеклассной работе (классные часы, кружковая работа, досугово-развлекательная и

добровольная социальная деятельность). Однако особое значение имеет специально организованная внеурочная деятельность по развитию коммуникативных навыков

(факультативы «Учимся общаться», «Уроки общения», клубы общения и др.). Использование в ней таких интерактивных форм обучения, как игры, тренинги, в том числе и специальный тренинг жизненного успеха [6], моделирование ситуаций, презентация продуктов творческой деятельности, будет способствовать удовлетворению интересов детей в неформальном общении, позволит овладеть информацией о себе, чертах своего характера, способностях, формировать опыт взаимодействия с людьми.

5. Просветительское направление. Психолого-педагогическое просвещение в системе инклюзивного образования направлено на формирование адекватного отношения общества к людям с ОВЗ, гуманного отношения к ним, признание их прав и свобод.

Информирование родителей о специфике организации инклюзивного образования, консультации по вопросам родительского участия и помощи в процессе совместного обучения детей разных категорий, рекомендации по выстраиванию правильных взаимоотношений в семье — важная часть взаимодействия школы и семьи.

Психолого-педагогическое просвещение ставит целью формирование потребности в психологических знаниях у учащихся, педагогов, родителей, желания использовать их в интересах личностного развития воспитанников и собственного развития, своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии.

6. Профориентационное направление. Концепция системы профессионального образования лиц с ОВЗ в России XXI в. базируется на представлении о том, что профессиональное образование является важнейшим фактором их социальной реабилитации (В. З. Кантор, С. С. Лебедева, А. Г. Станев-ский, Е. М. Старобина, О. А. Степанова и др.). Процесс профессиональной ориентации неразрывно связан с психолого-педагогической, социальной, коррекционной, медицинской поддержкой обучающихся. Она включает изучение особенностей развития и образовательных потребностей обучающихся, динамическое наблюдение за их продвижением в образовательном процессе, формирование мотивированных профессиональных намерений, установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Профориентационная работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии не является пока организационно целостной, эффективно действующей системой. Она находится в стадии поиска новых моделей, технологий, ресурсного обеспечения.

Расширение круга агентов социализации, лиц, добившихся значительных результатов на жизненном пути, несмотря на ограниченные возможности здоровья (пара-олимпийские чемпионы, деятели культуры, искусства), объединения детей-инвалидов (сайты, интернет-сообщества, сетевые ассоциации и др.) создают дополнительные ус-

ловия для показа возможностей получения профессии, запросов рынка труда и т. д.

Именно поэтому специалисты психолого-педагогического сопровождения должны владеть не только методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладать способностями к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на организацию в этих целях всех участников образовательного процесса (ребенок, родители, педагоги, психологи, медицинский персонал, администрация и др.).

Литература

1. Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, И. Е. Пушкова // Гуманитарные науки и образование. —

2011. — № 1 (5).

2. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. — М. : НИИ школьных технологий, 2010.

3. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : учеб. пособие для вузов / Э. М. Александровская, Н. И. Кокурина, Н. В. Ку-ренкова. — М. : Академия, 2002.

4. Бакулин, С. В. Педагогическая поддержка как технология формирования готовности учащихся к личностным достижениям / С. В. Бакулин, П. В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. — 2012. — № 3.

5. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе : учебн пособие / М. Р. Битянова. — М. : Совершенство, 1998.

6. Варданян, Ю. В. Тренинг как средство развития мотивации достижения жизненного успеха подростков /

Ю. В. Варданян, Е. А. Лежнева // Российский науч. журн. — 2012. — № 5 (30).

7. Гамаюнова, А. Н. Концептуальные положения психолого-педагоги-ческого сопровождения здоровьесбе-режения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения / А. Н. Гамаюнова // Российский науч. журн. —

2012. — № 5 (30).

8. Глазкова, Т. В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Глазкова. — Иркутск, 2004.

9. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения : пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. — М. : Дрофа, 2008.

10. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Се-дегова. — Волгоград : Учитель, 2012.

11. Казакова, Е. И. Психолого-педа-гогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Е. И. Ка-

закова, М. М. Жданова. — М. : Владос, 2008.

12. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова. — М. : Академия, 2007.

13. Спирина, Н. П. Педагогическое сопровождение процесса преодоления речевых затруднений в общении младших школьников : моногр. / Н. П. Спирина. — Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/.

15. Фельдштейн, Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 2005. — № 1.

16. Шипицына, Л. М. Психолого-педа-гогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Шипи-цына, М. А. Жданова, Е. И. Казакова / под ред. Л. М. Шипицыной. — М. : Владос, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.